Введение в социальную безопасность





НазваниеВведение в социальную безопасность
страница1/8
Дата публикации30.11.2014
Размер1.27 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8


Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет


ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

Учебно-методическое пособие

для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ

специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения

Красноярск

СФУ

2010


УДК 364.6(07)

ББК 60.9я73

В240

Составители Хохлова, М.М., Бачурин, Э.А.
Введение в социальную безопасность: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М.М. Хохлова, Э.А. Бачурин. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2010. 72 с.

Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Социальная работа» (040101.65 специалист) и направлению «Социальная работа» (040100.62 бакалавр)

© Сибирский

федеральный

университет, 2010

Методические указания для семинарских занятий

Методика проведения семинаров:

Семинар представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. Функции семинара выражаются в следующих направлениях:

1) Учебно-познавательная функция - закрепление, расширение, углубление знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы.

2) Обучающая функция - школа публичного выступления, развитие навыков отбора и обобщения информации.

3) Побудительная функция - побуждение на основе анализа состояния подготовки к более активной и целеустремленной работе.

4) Воспитывающая функция - формирование мировоззрения и убеждений, воспитание самостоятельности, смелости, научного поиска, состязательности.

5) Контролирующая функция - контроль за уровнем знаний и качеством самостоятельной работы студентов.

Методика проведения семинарских занятий основана на нескольких видах семинаров: контрольно-обучающий семинар - это семинар, в ходе которого осуществляется фронтальный опрос, письменные контрольные работы; обучающий семинар - это семинар, на котором в центре внимания самостоятельные выступления студентов, расширяющие и дополняющие лекционный материал; творческий семинар - это семинар, максимально обеспечивающий творческую самостоятельность обучаемых в форме дискуссии, диспута, публичной защиты рефератов.

Методика проведения контрольно-обучающего семинара:

- напоминание преподавателем рассматриваемой темы и заданий, которые были предусмотрены для домашнего выполнения, определение круга проблем и вопросов, подлежащих обсуждению;

- осуществление фронтального опроса по всем узловым вопросам рассматриваемой темы курса, с целью контроля и закрепления знаний;

- проверка выполнения домашних заданий;

- обсуждение вопросов, наиболее трудных для понимания и усвоения, которое проводится в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие каждого студента;

- оценивание качества семинарского занятия и работы студентов (степень подготовленности к семинару: владение материалом по всем ключевым вопросам рассматриваемой темы, полные содержательные ответы на поставленные вопросы, успешное выполнение контрольных работ, успешное выполнение домашних заданий, освоение вопросов, предназначенных для контроля и самоконтроля студентов).

Методика проведения творческого семинара:

- напоминание преподавателем рассматриваемой темы и заданий, которые были предусмотрены для домашнего выполнения и заданий для работы на семинаре, определение круга проблем и вопросов, подлежащих обсуждению;

- организация дискуссии (вопросы для дискуссии представлены в методических указаниях для семинарских занятий по курсу «Введение в социальную безопасность» для студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа») в процессе, которого через совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы рассматриваемой темы курса. Обсуждаются наиболее актуальные проблемные вопросы изучаемой темы дисциплины. Каждый из участников дискуссии точно выражает свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, активно отстаивая свою точку зрения, аргументировано возражая, опровергая ошибочную позицию. Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретают студенты на лекциях и в самостоятельной работе;

- частью семинара-дискуссии являются элементы «мозгового штурма» и «деловой игры». В первом случае участники семинара стараются выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом из них выделяются главные, наиболее заслуживающие внимания, которые обсуждаются и развиваются. Во втором случае вводятся роли ведущего, оппонента, рецензента, психолога, эксперта, социального работника и т.д. в зависимости от того, какой материал обсуждается. Ведущий семинар-дискуссию получает полномочия преподавателя по руководству дискуссией, следит за аргументированностью и корректностью высказываний, регламентом;

- подведение итогов и выводов по вопросам, рассматриваемым в ходе дискуссии;

- оценивание качества семинарского занятия и работы студентов (степень подготовленности к семинару и участия в нем: активное содержательное участие в дискуссии; конструктивный анализ всех ответов и выступлений; взаимосвязь теории с практикой, сконцентрированность на поставленной проблеме; опора на научный подход; ссылки на статистические показатели и результаты социологических исследований).

Методика проведения обучающего семинара

- определение круга проблем, вопросов, докладов подлежащих обсуждению;

- организация и проведение самостоятельных выступлений студентов – докладов (темы для докладов представлены в методических указаниях для семинарских занятий по курсу «Введение в социальную безопасность» для студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа»), расширяющих и дополняющих лекционный материал;

- для докладов представлены наиболее интересные и актуальные проблемные вопросы изучаемой темы дисциплины. Каждый из выступающих студентов точно раскрывает содержание вопроса, выражает свои мысли в докладе по вопросу, активно отстаивая свою точку зрения, аргументировано возражая, опровергая ошибочную позицию. Необходимым условием успешного представления доклада являются личные знания, которые приобретают студенты в самостоятельной работе (инновационные подходы, концепции, модели; нововведения законодательства; инновационные аспекты результатов социологических исследований; сравнительный зарубежный опыт и т.д.);

- после выступления с докладом задаются вопросы по ключевым позициям доклада и обсуждаются моменты, наиболее трудные для понимания и усвоения;

- подведение итогов по всем докладам и еще раз выделяются ключевые моменты, необходимые для успешного освоения учебной дисциплины;

- оценивание качества семинарского занятия и работы студентов (степень подготовленность к докладу и участия в нем: раскрытие вопроса по существу; ссылка на инновационные аспекты рассматриваемой проблемы; новинки в списке литературы; наличие выводов по ключевым вопросам доклада; опора на научный подход; активное содержательное участие остальных студентов в обсуждении доклада и в задавании вопросов).
Модуль 1. Теоретико-методологические основы изучения

социальной безопасности

Раздел 1.Теоретико-методологические основы социальной безопасности

Тема 1. Сущность и содержание социальной безопасности

Вопросы на семинар:

1.Дайте определение опасности и безопасности.

2.Дайте определение социальной безопасности и объясните содержание различных подходов к понятию социальной безопасности.

3.Нарисуйте схему классификации источников опасности, приведите примеры.

4.В чем состоит сущность социальной безопасности?

5. Перечислите объекты и субъекты социальной безопасности.

6.Раскройте содержание принципов и функций социальной безопасности.

6.На каких уровнях должна осуществляться социальная безопасность?

8.Нарисуйте схему классификации объектов социальной безопасности.

9.Охарактеризуйте требования к мерам обеспечения безопасности.

10.Что представляют собой социальные интересы?

11.Что такое «жизненно важные интересы»?

12.Каким требованиям должны отвечать меры по обеспечению безопасности?

Задания на семинар:

1.Составьте собственное определение социальной безопасности.

2.Составьте схему, характеризующую структуру терминологии, используемой в социальной безопасности (жизненно важные интересы, социальные интересы, опасность, безопасность)

3.Составьте схему, характеризующую уровни социальной безопасности. Объясните соотношение коллективной и личной безопасности.

4.Произведите классификацию социальных угроз из приведенного перечня:

здравоохранение, образование, система социальной защиты, жилищно-коммунальное обслуживание, транспортное обслуживание, культура;

общие региональные, местные, краткосрочные, долгосрочные, преднамеренно организованные, стихийные, насильственные, ненасильственные, военные - по следующим признакам:

а) по направленности против социальных интересов (потребностей) человека, групп, слоев и всего общества;

б) по объектам, областям социальной сферы которые они отражают;

в) по масштабам;

г) по формам правления;

д) по источникам и причинам;

е) по средствам.

5.Проанализируйте схему «Структура безопасности жизнедеятельности и социальной безопасности». Определите недостающие аспекты социальной безопасности.


6.Заполните первую графу таблицы, определив признак классификации опасностей. Приведите примеры воздействия различных видов опасностей на государство, общество, личность. Оцените степень опасности каждого вида.

Признак классификации

Вид

?

Естественные

Антропогенные

Техногенные

?

Энергетические

Массовые

Информационные

?

Допустимые

Предельно допустимые

Опасные

Чрезвычайно опасные

?

Прогнозируемые

Спонтанные

?

Постоянные

Переменные

Кратковременные

?

Действующие на человека

Действующие на природную среду

Действующие на материальные ресурсы

Комплексного воздействия

?

Личные

Групповые

Массовые

?

Локальные

Региональные

Межрегиональные

Глобальные

?

Действующие в помещении

Действующие на территориях

?

Ощущаемые

Неощущаемые

?

Вредные

Травмоопасные


Семинар заканчивается выполнением теста.


  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Введение в социальную безопасность iconПрограмма дисциплины дисциплина фтд 2 Введение в социальную безопасность
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 040000 «Социальные науки»...
Введение в социальную безопасность iconУчебник для вузов «Введение в социальную философию. Учебник для вузов»: Аспект Пресс; 1996
Он стремится совместить философскую традицию с новейшей методологией обществознания. Автор выстраивает социальную философию недокринального...
Введение в социальную безопасность iconКонспект установочной лекции по теме «Введение в информационную безопасность»
Содержание контрольной работы должно соответствовать программе курса «Информационная безопасность и защита информации» по специальности...
Введение в социальную безопасность iconТема Введение в социальную психологию
Менеджмент прошел многовековую эволюцию в рамках различных исторических этапов общественного развития
Введение в социальную безопасность iconМомджян К. Х. Введение в социальную философию Учеб пособие. М.: Высш шк., Кд «Университет»
Перевод, издание на русском языке — ноу "Всемирные центры взаимоотношений". Разрешено некоммерческое использование в электронных...
Введение в социальную безопасность iconВведение 6 План Парижа, Munster 10 XII век Рождение интеллектуалов 11
Он стремится совместить философскую традицию с новейшей методологией обществознания. Автор выстраивает социальную философию недокринального...
Введение в социальную безопасность iconВведение в экономическую и социальную географию
Естественные и экономические свойства природных ресурсов определяют их роль и место в жизнедеятельности как общества в целом, так...
Введение в социальную безопасность iconРабочая программа для студентов направлений: 090301. 65 «Компьютерная безопасность»
...
Введение в социальную безопасность iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд безопасность жизнедеятельности...
«Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда»
Введение в социальную безопасность iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы...
«Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности...
Введение в социальную безопасность iconИ. Т. Касавин Текст, дискурс, контекст
И. Т. Касавин. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка
Введение в социальную безопасность iconМетодические указания по дипломному проектированию для студентов...
«Безопасность технологических процессов и производств», направления 280100 «Безопасность жизнедеятельности»/ нгту; Сост: А. Б. Елькин,...
Введение в социальную безопасность icon1. Введение 14 > Образовательные технологии 20
...
Введение в социальную безопасность iconУчебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф направление...
...
Введение в социальную безопасность iconРабочая программа по дисциплине гсэ. В. 03 Введение в специальность
Рабочая программа составлена на основе гос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 280104 Пожарная безопасность
Введение в социальную безопасность iconБезопасность
Учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск