И. Т. Касавин Текст, дискурс, контекст





НазваниеИ. Т. Касавин Текст, дискурс, контекст
страница1/56
Дата публикации24.05.2015
Размер6.88 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > Философия > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   56

Российская Академия наук


Институт философии

И.Т. Касавин

Текст, дискурс, контекст




Введение в социальную эпистемологию языка



Москва 2008

Рекомендовано к печати Ученым Советом Института философии РАН.
Подготовлено в секторе социальной эпистемологии Института философии РАН.

Научно-вспомогательная работа выполнена Ю.С. Моркиной.
Рецензенты:

доктора философских наук И.А. Герасимова, Л.А. Микешина, В.П. Филатов
И.Т. Касавин. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка

М.: Канон+, 2008. 437 С.

Книга представляет собой развернутый анализ последствий «лингвистического поворота» для эпистемологии, философии языка и ряда гуманитарных наук. В ней анализируются формы представления знания в языке в виде текстов, рассматриваются процессуальные (дискурсивные) измерения познания в языке и речи, исследуются типы детерминации познавательной и языковой деятельности различными контекстами. Опираясь на идеи Л. Витгенштейна, А.Н. Уайтхеда, М.К. Петрова, К. Хюбнера, В.С. Степина, В.А. Лекторского, автор показывает, что языковые формы репрезентации знания не только влияют на его содержание, но и сами в свою очередь определяются условиями познания, деятельности и общения, расположенными за пределами языка. Одновременно в книге предлагается социально-эпистемологическая интерпретация проблем, находящихся на стыке философии и ряда гуманитарных наук – лингвистики и литературоведения (Ф. Соссюр, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, Х.Л. Борхес, М. Холлидей, Б. Бернстайн), психологии (К. Юнг, Л.С. Выготский, Л.С. Лурия, Дж. Поттер, К. Джерджен, М. Биллиг, Е.Т. Соколова), социологии (А. Шюц, Т.М. Дридзе) социальной антропологии (Э. Эванс-Причард, К. Леви-Строс, Б. Малиновский, К. Гирц, М. Дуглас). Для этого реконструируются междисциплинарные методологические программы, связанные с такими специально-научными понятиями как «текст», «дискурс» и «контекст»; осуществляется критическая проблематизация этих понятий, и обсуждается возможность придания им философско-эпистемологического статуса, чему служат историко-научные и историко-культурные реконструкции идей У. Шекспира, Р. Бойля, М.Ф. Достоевского, И. Бродского.

Содержание

Российская Академия наук 1

И.Т. Касавин 1

Текст, дискурс, контекст 1

Введение в социальную эпистемологию языка 1

«Философские проблемы возникают тогда, когда язык бездействует». 6

Введение. Познание и язык 6

Раздел I. 10

Глава 1. Язык и речь: грани смысла 10

1. От социума к языку 12

2. От языка к социуму 17

3. Язык и время 24

Глава 2. К дефиниции понятия «язык» 27

1. Употребление слов и значение 33

2. Язык как дескрипция 34

3. Модальности 35

4. Денотации и коннотации 36

Глава 3. Язык повседневности: между логикой и феноменологией 44

1. О логике повседневности 44

Понятийные стратегии 48

Обыденная логика и аргументация 52

2. К феноменологии естественного языка 56

Оговорка как откровенность 61

Полисемия как намек 62

Недоговоренность как конвенция (договоренность) 62

Сплетня как коммуникация 63

Эвфемизм как табу 64

Стилистическая инконгруенция как похвала, оскорбление или юмор 65

3. О правилах пространственной категоризации 65

Серия местоимений как фигуративная языковая сеть 69

4. Повседневный текст и его интерпретация 71

Глава 4. У истоков коммуникативно-семиотического подхода к языку и сознанию: М. Бахтин и Ю. Лотман 77

1. Идея гуманитарной науки 78

2. Культура как знак 84

3. За пределами письма 90

* * * 96

Раздел II. 97

Глава 5. Проблема текста: между эпистемологией и лингвистикой 97

1. Научность гуманитаристики и проблема текста 97

2. Лингвистика текста: две концепции 101

3. Акт-правило-контекст 106

3.3. Контекст 116

Глава 6. Текст как исторический феномен 125

1. Языковые игры 125

2. Язык природы и язык культуры 129

3. Текстовые эпохи 137

4. Текст между обществом и индивидом 158

Глава 7. К типологии текстов 165

1. Вторичные тексты 166

2. Первичные тексты 170

Раздел III. 175

Глава 8. Контекстуализм как методологическая программа 175

1. Неочевидность контекста 176

2. Типы контекстуализма 178

2.1. Контексты понимания. Герменевтическая позиция 178

«Мозги в бочке» - известный мысленный эксперимент Х. Патнема. См.: Патнем Х. Разум, истина и история. М., 2002. С. 19. 181

3. Контекст в аналитической психологии 182

4. Контекст в социальной антропологии и лингвистике 190

Глава 9. Замечания по поводу примечания к комментарию: контексты одного эссе Иосифа Бродского 196

1. Случайности и общие места 198

2. Два текста 201

3. Параллели 205

4. Трио и дуэты 208

5. Новый треугольник 213

*** 216

Глава 10. Ситуационный контекст 217

1. Понятие «ситуация» 218

2. Метод case studies 222

3. Междисциплинарность в эпистемологии 224

Глава 11. Культура как универсальный контекст 229

1. Универсальное измерение культуры 229

2. Историзм, относительность, репрезентативность 234

3. Две стороны культурной универсалии 237

Глава 12. Мир науки и жизненный мир человека 241

1. Две интерпретации повседневности 243

2. Гуманизация науки и модернизация жизненного мира 246

3. К феноменологии повседневных форм 249

Десубъективация жизненного мира 255

4. Альтернативы повседневности 258

Заключение 259

Глава 13. Наука и культура в трудах Роберта Бойля 259

1. Новая химия как культурный архетип 259

2. «Скептический Химик». Фрагменты 272

Фрагмент 2. Скептический химик, или парадоксальный аппендикс к последующему трактату 276

Раздел IV. 285

Глава 14. Дискурс: специальные теории и философские проблемы 285

1. К истории термина и понятия 285

2. Дискурс начинается там, где кончается дефиниция 288

3. Современное значение понятия «дискурс» 293

4. Формы и типы дискурса 294

Заключение 300

Глава 15. Дискурс и экспериментальный метод 302

1. О понятии проблемы 302

2.Еще раз о понятии контекста 308

Глава 16. Дискурс-анализ и его применение в психологии 317

1. Несколько слов о термине 317

2. Кредо неклассической гуманитаристики 319

3. Интерпретация 326

4. Дискурс, разговор, риторика: сходство и различие 328

Дискурс и разговор 328

Дискурс и риторика 329

5. Естественная интеракция и естественная запись. Скрипт и транскрипт 331

6. Истина и обоснованность 333

7. Интерактивный анализ дискурса 336

8. Итоги 343

Как можно кратко сформулировать методологическую проблему дискурса в психологии? 345

Глава 17. Дискурс и хаос. Проблема титулярного советника Голядкина 346

1. Дискурс как квазисинергетика 346

2. «Двойник». Case study одного эпизода 348

Глава 18. Космологический и эпистемологический дискурс в театре Уильяма Шекспира 358

1. Принцип бытия, или Странный случай с астрологией 362

2. Принцип деятельности, или Как перевоспитать Калибана 368

3. Принцип коммуникации, или. Как потрафить королю Джеймсу? 372

4. Принцип знания, или Мучения Гамлета 379

Подробнее см.: Шестов Л. Шекспир и его критик Брандес. СПб., 1898. 379

Заключение 383

Л. Шестов анализирует упомянутую выше книгу Г. Брандеса, автор которой исходит из наивно-просветительской веры в науку и не видит, что человеческая жизнь и сознание остаются за пределами научного понимания. В драмах Шекспира, по мнению Шестова, мы имеем дело со значительно более глубоким познанием человека и его жизненного мира чем то, которое могло предложить естествознание XVII века или даже современная наука. См.: Шестов Л. Шекспир и его критик Брандес. СПб., 1898. 385

Раздел V. 386

Глава 19. Смысл: пределы выразимости 386

1. О смысле слова «смысл» 386

О термине 387

2. К истории философской постановки проблемы 388

3. «Смысл» в аналитической философии 390

4. «Смысл» в феноменологии и герменевтике 391

5. Парадоксальность смысла 393

Глава 20. Апофатическая эпистемология? 397

1. У начал языка. Табу 397

2. Иносказание. Поиск Бога 400

3. Договор и свобода 413

4. Обман слуха и отказ от речи 419

Глава 21. Смех. Тайна. Аноним 424

1. К критике языка 424

2. Хитрость разума 429

3. Рациональность, единство культуры и неклассическая эпистемология 432


«Философские проблемы возникают тогда, когда язык бездействует».


Л. Витгенштейн

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   56

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И. Т. Касавин Текст, дискурс, контекст iconНациональный вопрос в эпоху глобальных проблем: дискурс первого евразийца...
Приложение 4 к форме Предложение по срокам (Календарный план выполнения ниокр)
И. Т. Касавин Текст, дискурс, контекст iconРеферат Культурологические воззрения В. И. Вернадского
Понять и по достоинству оценить педагогическое наследие В. И. Вернадского возможно только на основе включения его в контекст современной...
И. Т. Касавин Текст, дискурс, контекст icon1 в украине и польше: современный компаративный дискурс
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г
И. Т. Касавин Текст, дискурс, контекст iconI социально-исторический контекст возникновения общества потребления...

И. Т. Касавин Текст, дискурс, контекст icon2. Нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов и подпунктов
Студенческие и магистерские работы относятся к текстовым документам, содержащим сплошной текст, унифицированный текст (текст, разбитый...
И. Т. Касавин Текст, дискурс, контекст iconФакультет журналистики прика з
Профессиональные журналистские культуры: национальная специфика, глобальный контекст
И. Т. Касавин Текст, дискурс, контекст iconПравила оформления
Рефераты, курсовые и дипломные работы, прочие студенческие работы относятся к текстовым документам, содержащим сплошной текст, унифицированный...
И. Т. Касавин Текст, дискурс, контекст iconУказатель авторов и статей, опубликованных в журнале «Alma mater»
Ау как организационно-экономический механизм реализации новой социально-культур­ной политики (проблемно-прогностический дискурс)
И. Т. Касавин Текст, дискурс, контекст iconРеферат должен быть выполнен в полном соответствии Требованиями к...
Рефераты относятся к текстовым документам, содержащим сплошной текст, унифицированный текст (текст, разбитый на графы, таблицы, ведомости,...
И. Т. Касавин Текст, дискурс, контекст iconРеферат должен быть выполнен в полном соответствии Требованиями к...
Рефераты относятся к текстовым документам, содержащим сплошной текст, унифицированный текст (текст, разбитый на графы, таблицы, ведомости,...
И. Т. Касавин Текст, дискурс, контекст iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Естественный...
Лингвистика (Теория преподавания иностранных языков и культур) очной формы обучения
И. Т. Касавин Текст, дискурс, контекст iconРабочая программа учебной дисциплины «критический дискурс-анализ...
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)
И. Т. Касавин Текст, дискурс, контекст iconПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика
Мировоззренческий, биографический, моральный и философский контекст творчества Канта
И. Т. Касавин Текст, дискурс, контекст icon2. Нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов и подпунктов в текстовых документах
Рефераты, курсовые и дипломные работы, прочие студенческие работы относятся к текстовым документам, содержащим сплошной текст, унифицированный...
И. Т. Касавин Текст, дискурс, контекст iconУрок 77 Тема: Р/р Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Разговорный стиль
М/к: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица), из разных источников (текста, словарей), преобразовывать...
И. Т. Касавин Текст, дискурс, контекст iconЯсенецкого Министерство Здравоохранения России Фармацевтический колледж...
Контекст и подтекст как основные категории художественного комического текста


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск