Скачать 164.61 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Утверждаю ________________________ декан факультета________Г.Ю. Титова «___» ___________ 2011 года рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) Б 3. Педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность (указывается наименование дисциплины (модуля) в соответствии с рабочим учебным планом) Трудоемкость (в зачетных единицах) ____1____ Направление подготовки 050100ю 62 Педагогическое образование Профиль подготовки Начальное образование-дополнительное образование детей Квалификация (степень) выпускника - бакалавр 1. Цели и задачи дисциплины Курс «Введение в педагогическую деятельность» играет ведущую роль в развитии представлений о профессии учителя, знакомит с профессиограммой учителя, с мыслями ведущих педагогов пошлого и настоящего об учителей, раскрывает требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога. Цели:
Задачи:
2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы Курс «Введение в педагогическую деятельность» входит в общий курс «Педагогика» с последующим разделением «Общие основы педагогики,»Дидактика», «Теория воспитания» и предметы по выбору. Предлагаемый курс дает знания о качествах личности учителя, знакомит с педагогической деятельностью А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковского 3. Требования к уровню освоения программы Студенты должны:
4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) __1_____ зачетных единиц и виды учебной работы.
5. Содержание учебной дисциплины (модуля).
5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля). 1. Педагогическая деятельность, ее происхождение. Непрофессиональная пед. деятельность. Страницы истории педагогического факультета ТГПУ. 2. Педагогика начального образования как наука о воспитании, образовании и развитии младших школьников. Понятие профессия и специальность. Историческая необходимость профессии — учитель. Спектр педагогических специальностей. Педагогическая деятельность. Происхождение педагогической деятельности. Непрофессиональная педагогическая деятельность. Понятие профессия и специальность. Историческая необходимость профессии учитель. Спектр педагогических специальностей. 3. Профессиограмма учителя как модель современного учителя. Основные требования к профессиограмме. Знакомство с профессиограммой, разработанной В.А. Сластениным. Профессиограмма учителя как модель современного учителя. Профессиограмма В.А. Сластенина: 1) свойства и характеристики, определяющие профессионально-педагогическую и познавательную направленность учителя; 2) требования к его психолого-педагогической подготовке; 3) специальной подготовки; 4) методической подготовки. 4. Требования к личности учителя (А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский). Требования к личности учителя (А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский). Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский вводят понятия педагогический такт, педагогическое мастерство, учительский коллектив, умение обобщать свой педагогический опыт, перевоплощаться, быть другом ребенку, воспринимать его таким, какой он есть. 5. Педагогическое мастерство, авторитет учителя, профессиональная культура учителя. Н.К. Крупская о самообразовании учителя. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя. Общая профессиональная культура педагога. Пути овладения профессией. Профессиональная компетентность, т.е. знание своего предмета и межпредметных связей. Постоянное пополнение своих знаний. Мастерство учителя зависит от его отношения к своей работе, желания учиться у своих коллег. Культура учителя тесно связана с его хобби, педагогическим тактом, самовоспитанием и самообразованием. 6. Пути овладения профессией. Учебные заведения. Роль самообразования в работе учителя. Н.К. Крупская о самообразовании. Пути овладения профессией. Учебные заведения. Законодательство РФ о народном образовании, о правах учителя, учеников, родителей. Н.К. Крупская уделяла большое внимание роли самообразования. 7. Требования Государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога. Законодательство РФ о народном образовании, о правах учителя, учеников, родителей. Требование государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога. Раскрытие требований государственного образовательного стандарта к личности учителя и его профессиональной компетентности. Знакомство с Конвенцией ООН о правах ребенка. Подготовка к педагогической профессии начинается еще со школы. Большая роль довузовской подготовки. Роль педагогических классов. В систему входят педагогические училища, колледжи, институты, университеты, курсы, институты учителя. Обучение очное и заочное. 8. Методы педагогических исследований. Экскурсия в музей Истории народного образования Томской области. Диспут «Учитель в моей жизни». 5.3. Лабораторный практикум Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины: 6.1. Рекомендуемая литература а) основная:
б) дополнительная:
6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины Видеофильмы, архивные материалы. 6.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины Учебные аудитории ТГПУ, библиотечный фонд. 7.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 7.1 Методические рекомендации преподавателю В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, рецензирования студентами работ друг друга, оппонирования студентами рефератов, проектов курсовых, дипломных, исследовательских работ, экспертных оценок группами студентов совместно с преподавателями и работодателями, компьютерных стимуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Условием эффективного усвоения содержания курса является обязательное сочетание лекционных занятий с семинарскими и практическими занятиями. При изучении курса «Введение в педагогическую деятельность» используются:
7.2. Методические рекомендации студентам Для усвоения курса необходимо выполнять различные виды самостоятельной работы:
Примерный перечень вопросов к зачету
8.1. Формы контроля самостоятельной работы. Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация «бакалавр»). Рабочую программу учебной дисциплины (модуля) составила: К. п. н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования ________________К.С. Зыкова Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) утверждена на заседании кафедры педагогики и методики начального образования, протокол № ____ от ________________ 2011 года. Зав. кафедрой ПиМНО______________С.И. Поздеева (подпись) Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена методической комиссией _________ педагогического факультета протокол № __ от ____________ 2011 г. Председатель методической комиссии ПФ _____________Т.Н. Яркина (подпись) Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины (модуля) Дополнения и изменения в рабочую программу учебной дисциплины (модуля) ________________________________________________________ (указывается название соответствующей рабочей программы учебной дисциплины (модуля) на 20__ /20__ учебный год. В рабочую программу учебной дисциплины (модуля) вносятся следующие изменения (приводятся номера обновленных разделов рабочей программы и их новое содержание): 1. 2. 3. Изменения в рабочую программу учебной дисциплины (модуля) внесены: К.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования_____________________К.С. Зыкова (подпись) Внесение изменений в рабочую программу учебной дисциплины (модуля) утверждено на заседании кафедры ПиМНО Протокол № _________ от «___» ______________ 2011г. Зав. кафедрой ______________________ С. И. Поздеева (подпись) Изменения рабочей программы учебной дисциплины (модуля) одобрены методической комиссией педагогического факультета. Протокол № _________ от «___» ______________ 2011г. Председатель методической комиссии ПФ __________ Т. Н. Яркина (подпись) Согласовано: Декан факультета/института ______________________ Г.Ю. Титова (подпись) Примерный перечень педагогических методов обучения и форм организации занятий
Примерный перечень педагогических методов обучения и форм организации занятий с использованием активных, интерактивных и других инновационных образовательных технологий
Примерный перечень форм контроля освоения студентами дисциплины
зачет:
экзамен:
Пример формирования оценки по дисциплине
|
Программа дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования:... Цель организовать профессиональное погружение в дисциплину «Педагогика начального образования» и заложить основы формирования профессиональных... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «введение в психолого-педагогическую деятельность» Цели и задачи учебной дисциплины. Программа дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность» составлена в соответствии... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1, Дс. 1 Введение... «050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины практический курс... Специальность 031200д «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Иностранный язык» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Объем и содержание учебной дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность» в высших учебных заведениях определены Государственным... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика» Целью освоения дисциплины «Психология и педагогика» является формирование систематизированных научных знаний по психологии и педагогике,... |