Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность





Скачать 164.61 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины (модуля) б педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность
Дата публикации30.10.2014
Размер164.61 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


Утверждаю

________________________
декан факультета________Г.Ю. Титова
«___» ___________ 2011 года


рабочая Программа учебной дисциплины (модуля)
Б 3. Педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность

(указывается наименование дисциплины (модуля) в соответствии с рабочим учебным планом)


Трудоемкость (в зачетных единицах) ____1____

Направление подготовки 050100ю 62 Педагогическое образование
Профиль подготовки Начальное образование-дополнительное образование детей
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр
1. Цели и задачи дисциплины

Курс «Введение в педагогическую деятельность» играет ведущую роль в развитии представлений о профессии учителя, знакомит с профессиограммой учителя, с мыслями ведущих педагогов пошлого и настоящего об учителей, раскрывает требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога.

Цели:

  • организовать профессиональное погружение в дисциплину;

  • познакомить с опытом работы лучших учителей;

  • заложить основы формирования профессиональных компетенций.

Задачи:

  • раскрыть историю развития педагогической профессии;

  • показать качества личности учителя;

  • пути формирования личности учителя.


2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы

Курс «Введение в педагогическую деятельность» входит в общий курс «Педагогика» с последующим разделением «Общие основы педагогики,»Дидактика», «Теория воспитания» и предметы по выбору.

Предлагаемый курс дает знания о качествах личности учителя, знакомит с педагогической деятельностью А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковского
3. Требования к уровню освоения программы

Студенты должны:

  • усвоить требования государственного образовательного процесса к личности и профессиональной компетенции педагога;

  • усвоить основные требования к личности учителя, которые предъявляли замечательные педагоги: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский и др.

  • узнать основные понятия «педагогическое мастерство», «педагогический такт»;

  • узнать систему педагогического образования, роль самообразования;

  • иметь представление о личности младшего школьника как объекта и субъекта педагогических воздействий.


4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) __1_____ зачетных единиц и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)

Всего

1 семестр

№ семестра

№ семестра

Аудиторные занятия

36

36







Лекции

18

18







Практические занятия

18

18







Семинары













Лабораторные работы

-

-







Другие виды аудиторных работ

-

-







Другие виды работ

-

-







Самостоятельная работа













Курсовой проект (работа)

-

-







Реферат

-

-







Расчётно-графические работы

-

-







Формы текущего контроля

-

-







Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом




зачет








5. Содержание учебной дисциплины (модуля).

    1. Разделы учебной дисциплины (модуля).






Раздел дисциплины

Лекции

Практич. занятия

Самост. работа

1.

Педагогическая деятельность, ее происхождение. Непрофессиональная пед. деятельность. Страницы истории педагогического факультета ТГПУ.

2

2




2.

Педагогика начального образования как наука о воспитании, образовании и развитии младших школьников. Понятие профессия и специальность. Историческая необходимость профессии — учитель. Спектр педагогических специальностей.


2

2




3.

Профессиограмма учителя как модель современного учителя. Основные требования к профессиограмме. Знакомство с профессиограммой, разработанной В.А. Сластениным.

2

2




4.

Требования к личности учителя (А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский).

4

4




5.

Педагогическое мастерство, авторитет учителя, профессиональная культура

4

2




6.

Пути овладения профессией. Учебные заведения. Роль самообразования в работе учителя. Н.К. Крупская о самообразовании.

2







7.

Требования Государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога. Законодательство РФ о народном образовании, о правах учителя, учеников, родителей.

2

2




8.

Методы педагогических исследований. Экскурсия в музей Истории народного образования Томской области. «Учитель в моей жизни» - сочинения студентов об учителе.




2




9.

Диспут «Учитель в моей жизни»




2







Итого

18

18






5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля).
1. Педагогическая деятельность, ее происхождение. Непрофессиональная пед. деятельность. Страницы истории педагогического факультета ТГПУ.

2. Педагогика начального образования как наука о воспитании, образовании и развитии младших школьников. Понятие профессия и специальность. Историческая необходимость профессии — учитель. Спектр педагогических специальностей.

Педагогическая деятельность. Происхождение педагогической деятельности. Непрофессиональная педагогическая деятельность. Понятие профессия и специальность. Историческая необходимость профессии учитель. Спектр педагогических специальностей.

3. Профессиограмма учителя как модель современного учителя. Основные требования к профессиограмме. Знакомство с профессиограммой, разработанной В.А. Сластениным.

Профессиограмма учителя как модель современного учителя. Профессиограмма В.А. Сластенина: 1) свойства и характеристики, определяющие профессионально-педагогическую и познавательную направленность учителя; 2) требования к его психолого-педагогической подготовке; 3) специальной подготовки; 4) методической подготовки.

4. Требования к личности учителя (А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский).

Требования к личности учителя (А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский). Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский вводят понятия педагогический такт, педагогическое мастерство, учительский коллектив, умение обобщать свой педагогический опыт, перевоплощаться, быть другом ребенку, воспринимать его таким, какой он есть.

5. Педагогическое мастерство, авторитет учителя, профессиональная культура учителя.

Н.К. Крупская о самообразовании учителя. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя. Общая профессиональная культура педагога. Пути овладения профессией. Профессиональная компетентность, т.е. знание своего предмета и межпредметных связей. Постоянное пополнение своих знаний. Мастерство учителя зависит от его отношения к своей работе, желания учиться у своих коллег. Культура учителя тесно связана с его хобби, педагогическим тактом, самовоспитанием и самообразованием.

6. Пути овладения профессией. Учебные заведения. Роль самообразования в работе учителя. Н.К. Крупская о самообразовании.

Пути овладения профессией. Учебные заведения. Законодательство РФ о народном образовании, о правах учителя, учеников, родителей. Н.К. Крупская уделяла большое внимание роли самообразования.

7. Требования Государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога. Законодательство РФ о народном образовании, о правах учителя, учеников, родителей.

Требование государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога. Раскрытие требований государственного образовательного стандарта к личности учителя и его профессиональной компетентности. Знакомство с Конвенцией ООН о правах ребенка. Подготовка к педагогической профессии начинается еще со школы. Большая роль довузовской подготовки. Роль педагогических классов. В систему входят педагогические училища, колледжи, институты, университеты, курсы, институты учителя. Обучение очное и заочное.

8. Методы педагогических исследований.

Экскурсия в музей Истории народного образования Томской области. Диспут «Учитель в моей жизни».
5.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная:

  1. Батурина, Г. И. Введение в педагогическую профессию / Г. И. Батурина.-. М., 2004.

  2. Ротова, А. С., Введение в педагогическую профессию. / А. С. Ротова, Т. В. Леонтьева И. Г. Шапошникова.- М., 2000.

  3. Сластенин, В. А. Педагогика: Учебное пособие / В. А. Сластенин. Раздел 1.

б) дополнительная:

  1. Бодина, Е. Педагогические ситуации / Е. Бодина, А. Щеулова.- М.: Школьная пресса, 2000.

  2. Зязюн , И. А. Основы педагогического мастерства / И. А. Зюзин.- М., 1989.

  3. Мличек, А., Учитель в моей жизни / А. Мличек, Б. Анин. - М., 1990.

  4. Сластенин, В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А.Сластенин. - М.: Просвещение, 1976.

  5. Щуркова, Н. Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова.- М., 1998.

  6. Амонашвили, Ш. А. Единство цели./ Ш. А. Амонашвили.- М.: Просвещение, 1987.

  7. Караковский, В. А. Любимые мои ученики / В. А. Караковский.- М., 1987.

  8. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко.

  9. Сухомлинский, В. А. Разговор с молодым директором школы / В. А. Сухомлинский. - М., 1973.

  10. Фрадкин, Ф. А., Введение в педагогическую специальность / Ф. А. Фрадкин, Л. И. Богомолова. - М., 1996.

  11. Хрестоматия по педагогике. Гл. 1.

  12. Сайбединов, А. Г. Путь к не такой школе / А. Г. Сайбединов. - Томск, 2005.


6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины

Видеофильмы, архивные материалы.
6.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебные аудитории ТГПУ, библиотечный фонд.
7.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7.1 Методические рекомендации преподавателю

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, рецензирования студентами работ друг друга, оппонирования студентами рефератов, проектов курсовых, дипломных, исследовательских работ, экспертных оценок группами студентов совместно с преподавателями и работодателями, компьютерных стимуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Условием эффективного усвоения содержания курса является обязательное сочетание лекционных занятий с семинарскими и практическими занятиями.

При изучении курса «Введение в педагогическую деятельность» используются:

  • лекции,

  • семинарские занятия,

  • экскурсии в Музей образования Томской области школы № 41, вМузей образования Томского района с. Кисловка, встречи с выпускниками факультета,

  • студенты пишут сочинение «Учитель в моей жизни»,

  • -обзоры СМИ по вопросам работы школ.


7.2. Методические рекомендации студентам

Для усвоения курса необходимо выполнять различные виды самостоятельной работы:

  • чтение обязательной и дополнительной литературы;

  • поиск и изучение дополнительных материалов в Интернет-сети;

  • подготовка выступлений на практических и лекционных занятиях;

  • подготовка электронных презентаций;

  • написание рефератов (объем не более 10 страниц текста А4, № 14, интервал — 1,5;

  • подготовка докладов на студенческую научно-практическую конфренцию;

  • домашние письменные задания (составление отчетных работ в виде таблиц, денотатных графов, кластеров и т. д.);

  • контрольные работы.



      1. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.


Примерный перечень вопросов к зачету


  1. Педагогика начального образования как наука о воспитании младшего школьника.

  2. Профессиограмма учителя (понятие, классификация).

  3. Квалификационная характеристика профессиограмм учителя.

  4. Требования к психолого-педагогической подготовке учителя.

  5. Я.А. Коменский о личности учителя.

  6. А. Дистервег, И.Г. Песталоцци о личности учителя.

  7. Н.К. Крупская, А.С. Макаренко об учительском коллективе.

  8. В.А. Сухомлинский о педагогическом мастерстве, о педагогическом такте учителя.

  9. Требования к профессии учителя К.Д. Ушинского.

  10. Заповеди Ш.А. Амонашвили в профессиональном становлении педагога.

  11. Профессиональная компетентность учителя, педагогический такт.

  12. Культура учителя.

  13. Система педагогической подготовки учителя.

  14. Роль самообразования в профессиональном становлении учителя.

  15. Требования Государственного стандарта к профессиональной компетентности учителя.

  16. Личность младшего школьника как субъект педагогического воздействия.

  17. Методы педагогического исследования.



8.1. Формы контроля самостоятельной работы.

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация «бакалавр»).


Рабочую программу учебной дисциплины (модуля) составила:

К. п. н., доцент кафедры педагогики и

методики начального образования ________________К.С. Зыкова


Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) утверждена на заседании кафедры педагогики и методики начального образования,

протокол № ____ от ________________ 2011 года.
Зав. кафедрой ПиМНО______________С.И. Поздеева

(подпись)

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена методической комиссией _________ педагогического факультета

протокол № __ от ____________ 2011 г.
Председатель методической комиссии ПФ _____________Т.Н. Яркина

(подпись)

Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины (модуля)
Дополнения и изменения в рабочую программу учебной дисциплины (модуля) ________________________________________________________

(указывается название соответствующей рабочей программы учебной дисциплины (модуля)

на 20__ /20__ учебный год.
В рабочую программу учебной дисциплины (модуля) вносятся следующие изменения (приводятся номера обновленных разделов рабочей программы и их новое содержание):
1.

2.

3.

Изменения в рабочую программу учебной дисциплины (модуля) внесены:

К.п.н., доцент кафедры педагогики и

методики начального образования_____________________К.С. Зыкова

(подпись)
Внесение изменений в рабочую программу учебной дисциплины (модуля) утверждено на заседании кафедры ПиМНО
Протокол № _________ от «___» ______________ 2011г.
Зав. кафедрой ______________________ С. И. Поздеева

(подпись)


Изменения рабочей программы учебной дисциплины (модуля) одобрены методической комиссией педагогического факультета.
Протокол № _________ от «___» ______________ 2011г.
Председатель методической комиссии ПФ __________ Т. Н. Яркина

(подпись)


Согласовано:
Декан факультета/института ______________________ Г.Ю. Титова

(подпись)


Примерный перечень педагогических методов обучения

и форм организации занятий


  • лекции;

  • семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;

  • компьютерные занятия;

  • лабораторные работы;

  • письменные или устные домашние задания;

  • расчетно-аналитические, расчетно-графические задания;

  • консультации преподавателей;

  • самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение указанных выше письменных работ.


Примерный перечень педагогических методов обучения и форм организации занятий с использованием активных, интерактивных и других инновационных образовательных технологий


  • интерактивные лекции;

  • компьютерные симуляции;

  • анализ деловых ситуаций и имитационных моделей;

  • деловые и ролевые игры;

  • круглые столы;

  • обсуждение подготовленных студентами эссе;

  • групповые дискуссии и проекты;

  • психологические и иные тренинги;

  • обсуждение результатов работы студенческих исследовательских групп;

  • участие в телеконференциях.


Примерный перечень форм контроля освоения студентами дисциплины


  1. Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия):

  1. микроконтрольные работы;

  2. контрольные работы;

  3. письменные домашние задания;

  4. написание эссе, в том числе по первоисточникам на иностранных языках;

  5. подготовка докладов, рефератов, выступлений;

  6. подготовка отчетов, групповых и индивидуальных проектов;

  7. промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.




  1. Промежуточный и итоговый контроль знаний по дисциплине:

зачет:

  • в форме собеседования;

  • в форме тестирования (в том числе компьютерного);

  • в письменной форме;

  • в форме защиты проекта;

  • в комбинированной форме;

экзамен:

  • в устной форме;

  • в письменной форме

  • в форме тестирования



Пример формирования оценки по дисциплине


Цифровое выражение

Словесное выражение

Описание

5

Отлично

Выполнен полный объем работы, ответ студента полный и правильный. Студент способен обобщить материал, сделать собственные выводы, выразить свое мнение, привести иллюстрирующие примеры

4

Хорошо

Выполнено 75% работы, ответ студента правильный, но неполный. Не приведены иллюстрирующие примеры, обобщающее мнение студента недостаточно четко выражено

3

Удовлетворительно

Выполнено 50% работы, ответ правилен в основных моментах, нет иллюстрирующих примеров, нет собственного мнения студента, есть ошибки в деталях и/или они просто отсутствуют

2

Неудовлетворительно

Выполнено менее 50% работы, в ответе существенные ошибки в основных аспектах темы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования:...
Цель организовать профессиональное погружение в дисциплину «Педагогика начального образования» и заложить основы формирования профессиональных...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «введение в психолого-педагогическую деятельность»
Цели и задачи учебной дисциплины. Программа дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность» составлена в соответствии...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1, Дс. 1 Введение...
«050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины практический курс...
Специальность 031200д «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Иностранный язык»
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Объем и содержание учебной дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность» в высших учебных заведениях определены Государственным...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность iconРабочая программа дисциплины «Психология и педагогика»
Целью освоения дисциплины «Психология и педагогика» является формирование систематизированных научных знаний по психологии и педагогике,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск