Учебно-методический комплекс опд. Р. 01 Введение в психолого-педпгогическую деятельность





Скачать 293.79 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс опд. Р. 01 Введение в психолого-педпгогическую деятельность
Дата публикации08.03.2015
Размер293.79 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)
«УТВЕРЖДАЮ»

              1. Декан факультета __________ Н.К. Грицкевич

              2. «_____» _________________________ 20___ г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ОПД.Р.01 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГО-ПЕДПГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



ТРУДОЕМКОСТЬ (В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ) - 3

Направление подготовки: 050400.62 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: Психология образования; специальная психология и педагогика

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр


  1. Цель изучения дисциплины


Цель дисциплины - понять и усвоить природу, общие закономерности и психологические особенности педагогической деятельности, способствовать формированию у студентов системы представлений об основных законах педагогической деятельности, формированию у них общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, которые позволяют решать комплексные задачи психолого-педагогической деятельности в учреждениях системы образования.
Достижение поставленной цели осуществляется через реализацию следующих задач:

  • изучить психологические особенности педагогической деятельности;

  • изучить систему, структуру, содержание, условия успешности педагогической деятельности;

  • понять и принять педагогическую деятельность как условие развития педагогического и гражданского сознания, творческого и личностного роста студентов

- средствами предмета «Введение в психолого-педагогическую деятельность» формировать целостный взгляд на педагогическую деятельность, осмысление самого себя, своей роли и месте в этой деятельности

- рассмотреть различные теории, современные педагогические технологии и наиболее продуктивные методики школьного педагогического процесса

2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы

Учебная дисциплина «Введение в психолого-педагогическую деятельность» является важным национально-региональным (вузовским) компонентом основной образовательной программы бакалавриата направления подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»

Освоение курса «Введение в психолого-педагогическую деятельность» выступает в качестве важнейшей предпосылки овладения знаниями по психолого-педагогическим учебным дисциплинам и может способствовать осознанному изучению и усвоению содержания таких дисциплин, как «Общая и практическая педагогика», «Психология человека», Возрастная, социальная и педагогическая психология, «Психодиагностика ребенка», «Психология воспитания школьника» и др.



3. Требования к уровню освоения программы

В результате изучения дисциплины студент должен
знать:

  • теоретические, методические, технологические, содержательные аспекты педагогической деятельности;

  • психологические особенности педагогической деятельности;

  • основные интеллектуальные, эмоциональные, физические и нравственные трудности педагогической деятельности;

  • закономерности, структуру и содержание образовательного процесса, развивающие функции обучения и воспитания;

  • собственные индивидуально-психологические, типологические и личностные особенности и возможности с целью успешного осуществления педагогической деятельности;

- условия избежания деформации личности учителя.

- современные технологии педагогической деятельности;

уметь:

  • диагностировать собственные педагогические способности;

  • использовать рекомендуемые методы, приёмы, технику развития важнейших педагогических способностей;

  • работать самостоятельно;

  • взаимодействовать с детьми и подростками;

  • применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей учащихся.

владеть:

- тезаурусом и понятийным аппаратом педагогики и психологии для выстраивания целостной картины педагогической деятельности;

- современными технологиями педагогической деятельности;

- различными методами диагностики школьников и самодиагностики
Данная учебная дисциплина способствует формированию у студентов следующих компетенций:

общекультурные компетенции (ОК):

- способность использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

- способность понять принципы и способы достижения и построения научного знания (ОК-9);

- способность формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владение основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11).

профессиональные компетенции (ПК):

- способность учитывать общие и специфические (психологические) закономерности педагогического процесса и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

- готовность использовать методы диагностики интеллектуального, физического, нравственно-волевого и эмоционального развития школьников, уровня развития коммуникативных способностей, потребности и интересы к учебной (ОПК-3);

- готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

- готовность и желание организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, спортивную, художественную (ОПК-5);

- способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

- способность и готовность к культурно-просветительской работе (ОПК-7);

- способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

- способность вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК-9);

- способность принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);

- готовность применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);

- знать здоровьесберегающие технологии и использовать их в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).

4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) 3 зачётных единицы

(108 часов) и виды учебной работы

Вид учебной работы

Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом)

(час)

Распределение по семестрам

(в соответствии с учебным планом)

(час)

Всего

Семестр № 1

Аудиторные занятия

38

38

Лекции

19

19

Практические занятия

19

19

Семинары

-

-

Лабораторные работы

-

-

Другие виды аудиторных работ

-

-

Другие виды работ

-

-

Самостоятельная работа

70

70

Курсовой проект (работа)

-

-

Реферат

-

-

Расчётно-графические работы

-

-

Формы текущего контроля

Промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины; подготовка докладов, рефератов, выступлений; контрольные работы; подготовка групповых и индивидуальных проектов; написание эссе.

Промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины; подготовка докладов, рефератов, выступлений; контрольные работы; подготовка групповых и индивидуальных проектов; написание эссе.

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

зачет

зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Разделы и темы дисциплины

Аудиторные

Лекции

Практические занятия

  1. Педагогическая деятельность: её сущность и ценностные характеристики.

6

2

2

  1. Профессиональная компетентность педагога. Культура педагога.

6

4

4

  1. Педагогические способности педагога-психолога

6

2

4

  1. Источники педагогических идей. Гуманистическая природа психолого-педагогической деятельности

6

2

4

  1. Современная система отечественного образования: стратегия развития. Педагогические учебные заведения

4

2

2

  1. Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза.

4

2

2

  1. Карьера педагога.

4

2

2

4.2. Содержание разделов дисциплины (модуля)

Раздел 1. Педагогическая деятельность: её сущность и ценностные характеристики.

Определение и структура деятельности. Профессия, специальность, квалификация. Характеристика педагогической деятельности. Психологизация педагогической деятельности. Цели педагогической деятельности: целостное развитие личности, развитие любознательности, формирование творческого воображения, развитие коммуникативной активности, эмоциональное развитие ребёнка, решение проблемы сотрудничества, обеспечение психологического комфорта и психосоматического здоровья. Педагогическая поддержка: забота, защита, помощь, создание условий для самостоятельности.

Функции педагогического процесса: образовательные (передача знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей); воспитывающие (формирование системы ценностных ориентаций и отношений в процессе обучения и воспитания); развивающие (развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности, логических приёмов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интересов, способностей); социализирующие (приобретение опыта совместной деятельности, овладении системой общественных отношений и социально приемлемого поведения). Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Социальная роль педагога.
Раздел 2. Профессиональная компетентность педагога. Культура педагога. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности

Педагогическая и психологическая компетентность педагога. Знание индивидуально-психологических и типологических особенностей и возможностей учащихся. Индивидуальный подход в обучении и воспитании.


Общая культура педагога. Речевая культура педагога как условие успешного взаимодействия с учащимися. Основные требования к речи учителя: содержательность, логичность и последовательность речи, точность, ясность, доступность речи, краткость и уместность речи, импровизированность речи; эмоциональная культура речи, нравственные требования к речи учителя. Педагогический такт учителя и его особенности. Уровни проявления педагогического такта учителя. Понятие ансамбля педагогического такта учителей образовательного учреждения. Условия формирования педагогического такта.

Раздел 3. Педагогические способности педагога-психолога

Понятие способностей в психологии. Соотношение понятий способности, задатки, гениальность, талант (Б.М. Теплов); развитие способностей на основе задатков (В.Н. Дружинин); различие видов способностей по их направленности и специализации; классификация способностей, общие и специальные способности. Характеристика педагогических способностей. Н.В. Кузьмина, Ф.Н. Гоноболин, В.Н. Крутецкий о ведущих (базовых) педагогических способностях: организаторские способности, коммуникабельность, перцептивные способности, эмоциональная устойчивость (эмоциональная культура) педагога, динамизм личности педагога, креативность, оптимизм педагога. Уровни педагогических способностей. Желаемые качества личности педагога-психолога.. Способности к методической и воспитательной работе. Личностные качества

педагога-психолога.
Раздел 4. Источники педагогических идей: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и их педагогические идеи. Гуманистическая природа педагогической деятельности.

Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.) и его «Великая дидактика» - одно из первых научно-педагогических книг. Актуальность предложенных Я. А. Коменским идей, принципов, методов, форм обучения (классно урочная система, перемены, один возраст в классе, время в школу). Педагогическая система К. Д. Ушинского (1824-1871). Анализ основных его трудов: «Родное слово» и «Человек как предмет воспитания. Вклад Н.И. Пирогова в систему отечественного образования. Воспитательно-образовательные системы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили. Вклад В. Г. Белинского (1811-1843); А. И. Герцена (1812-1970); Н. Г. Чернышевского (1828-1889); Н. А. Добролюбова (1836-1861); Л. Н. Толстого (1828-1910); в развитие отечественной педагогики. Их критика сословной школы и мысли о коренном преобразовании дела народного воспитания.

Понятие гуманизма и гуманности. Гуманизм как мировоззрение, как установка, позиция, направленность личности на деятельное добро, на продуктивную любовь по отношению к другим людям, природе, миру в целом. Проблемы гуманизации современной школы.

Раздел 5. Современная система отечественного образования: стратегия развития. Педагогические учебные заведения

Современное состояние отечественного образования. Обоснование перехода на двухуровневое обучение: бакалавриат и магистратура. Анализ различных точек зрения. Цели и задачи различных учебных заведений России: педагогические классы, педагогические колледжи, педагогические институты, педагогические академии, педагогические университеты – общее и различное.

Раздел 6. Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза.

Условия образовательно-профессионального становления студента педагогического вуза. Материальные, интеллектуальные возможности вуза в образовательно-профессиональном становлении студента. Педагогическая технология, содержание учебных дисциплин, методы и формы учебной, научно-исследовательской, спортивной, художественно-творческой, общественной, практической, шефской работы как условие образовательно-профессионального становления студента. Профессиональное мастерство, педагогическое и гражданское сознание преподавателей вуза, характер взаимоотношений со студентами, личностная, заинтересованная позиция по отношению к студентам – условие осуществления образовательно-профессионального пути студента педагогического вуза.

Раздел 7. Карьера педагога. Индивидуальная образовательно-профессиональная программа развития будущего учителя. План самовоспитания и саморазвития. Синдром профессионального выгорания. Деформация личности в ситуации профессиональной деятельности

Понятие карьеры. Карьера вертикальная и горизонтальная: их взаимозависимость и взаимообусловленность в профессиональной деятельности и жизни педагога. Потребность и интерес к познанию, к самостоятельному добыванию знаний, успешность в учебной, научной и общественной деятельности – условие профессионального становления и достижения карьерного и личностного роста Особенности выполнения индивидуальной образовательно-профессиональной программы студента – будущего педагога. Способность к составлению плана, программы, проекта по самовоспитанию, саморазвитию, самоосуществлению. Источники, движущие силы и условия развития.

Издержки профессиональной деятельности. Синдром профессионального выгорания у специалистов помогающих профессий. Факторы эмоционального выгорания. Пути предупреждения профессионального выгорания. Деформация личности педагога. Причины деформации. Условия предупреждения деформации личности педагога.

5. Лабораторный практикум: не предусмотрен

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Литература по дисциплине:

а) основная литература

1. Лапина О.А., Пядушкина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность - М.: Академия. 2008.

2. Введение в педагогическую деятельность / Под ред. А.С. Роботовой и др.

3. Подласый И.П. Педагогика. Ч. 1 Раздел: Введение в педагогическую деятельность. М., 2008.

4. Зеер, Э. Ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 2001
б) дополнительная литература

Елканов, С. В. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. – М., 1989.

Кузьмина, Н. В. Формирование педагогических способностей. – Л., 2007.

Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996.

Климов, Е. А. Пути в профессионализм. – М.: Флинта, 2003.

Крайг, Г. Психология развития / Пер. на рус. яз. Т. В. Прохоренко. - 9-е. изд. - СПб. : Питер, 2008. - 939 с.

Рогов, Е. И. Личность учителя: теория и практика. – Ростов-на- Дону, 1996.

Витрук, Е. Е. Педагогический такт. – Томск, 2001.

Витрук, Е. Е. Требования к речи учителя. – Томск, 1987.
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

При изучении дисциплины полезно посетить следующие Интернет-ресурсы, электронные информационные источники:

http://psylib.myword.ru/ Библиотека портала «Мое слово»,

http://www.psycheya.ru/ Психея

http:// adalin.mospsy.ru/ Психологический центр «Адалин»

http://vygotsky.mgppu.ru/ Международная кафедра культурно-исторической психологии

http://www.follow.ru/ Познай себя и окружающих

http://psy.rin.ru/ Психология

http://psihologija.biz/ Психология как наука

http://www.psyedu.ru/ Психологическая наука и образование

http://www.psyholognew.com/ В помощь психологу

Кроме этого в освоении дисциплины студентам помогут:

    • библиотечный фонд библиотеки ТГПУ,

    • рабочая программа по дисциплине «Введение в психолого-педагогическую деятельность»,

    • учебные тексты, предлагаемые студентам в ходе лекционных занятий,

    • научные статьи.


6.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)



п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов



Педагогическая деятельность: её сущность и ценностные характеристики

Программа презентации Power Point. Электронные учебники.

Научно-популярные информационные ресурсы.

Учебная аудитория, оборудованная мультимедийным комплексом



Профессиональнаякомпетентность педагога. Культура педагога.


Программа презентации Power Point.

Электронные учебники.

Научно-популярные информационные ресурсы.

Словари, периодическая литература.

Учебная аудитория, оборудованная мультимедийным комплексом



Педагогические способности педагога-психолога


Программа презентации Power Point.

Электронные учебники.

Научно-популярные информационные ресурсы.

Словари, периодическая литература

Учебная аудитория, оборудованная мультимедийным комплексом



Источники педагогических идей. Гуманистическая природа психолого-педагогической деятельности


Программа презентации Power Point.

Электронные учебники.

Научно-популярные информационные ресурсы,.

периодическая литература.

Учебная аудитория, оборудованная мультимедийным комплексом



Современная система отечественного образования: стратегия развития. Педагогические учебные заведения



Программа презентации Power Point.

Электронные учебники.

Научно-популярные информационные ресурсы.

Словари, периодическая литература.

Учебная аудитория, оборудованная мультимедийным комплексом



Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза.


Программа презентации Power Point.

Электронные учебники.

Научно-популярные информационные ресурсы.

. Словари, периодическая литература.


Учебная аудитория, оборудованная мультимедийным комплексом



Карьера педагога.


Программа презентации Power Point.

Электронные учебники.

Научно-популярные информационные ресурсы.

Комплекс методик, тестов, ролевых игр, разбор сложных психолого-педагогических ситуаций, направленных на изучение психологической готовности студента к работе в школе

.


Учебная аудитория, оборудованная мультимедийным комплексом



7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю

Программа учебной дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность» предназначена для студентов направления подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «Бакалавр»), составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации. В ней отражен обязательный минимум знаний по данной дисциплине.

Большое внимание в программе курса уделено особенностям, пониманию сложности, трудности и ответственности психолого-педагогической деятельности. Освоение курса «Введение в психолого-педагогическую деятельность» выступает в качестве важнейшей предпосылки овладения знаниями по психолого-педагогическим учебным дисциплинам и может способствовать осознанному изучению и усвоению содержания таких дисциплин, как «Общая и практическая педагогика», «Психология человека», Возрастная, социальная и педагогическая психология, «Психодиагностика ребенка», «Психология воспитания школьника» и др.


В рамках занятий студенты знакомятся с природой, общими закономерностями и психологическими особенностями педагогической деятельности, что способствует формированию у студентов системы представлений об основных законах педагогической деятельности, формированию у них общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, которые позволяют решать комплексные задачи психолого-педагогической деятельности в учреждениях системы образования. Особое внимание уделяется пониманию того, что психолого-педагогическая деятельность является условием самореализации, развития педагогического и гражданского сознания, творческого и личностного роста студентов. Средствами предмета «Введение в психолого-педагогическую деятельность» формируется целостный взгляд на педагогическую деятельность, осмысление самого себя, своей роли и месте в этой деятельности

Темы курса знакомят студентов с наиболее важными педагогическими способностями, методическими способностями и способностями к воспитательной, научной деятельности, желаемыми личностными и нравственными качествами, необходимыми для осуществления эффективного образовательно-воспитательного процесса.

В рамках занятий студенты проводят самостоятельный анализ различных теорий обучения и воспитания, современных педагогических технологий и наиболее продуктивных методик школьного педагогического процесса

В курсе дисциплины представлено многообразие гуманистических образовательно-воспитательных систем, что необходимо способствует педагогической эрудиции и психолого-педагогической компетентности.

Учебный курс «Введение в психолого-педагогическую деятельность» включает три основные формы работы: лекции, практические занятия и самостоятельную работу.

Проработка теоретического материала в рамках лекционного курса не сводится к его изложению преподавателем, а дополняется другими формами работы. Помимо практических занятий для этой цели применяются самостоятельное осмысление и анализ студентами материала дисциплины. Итогом такой самостоятельной работы является постановка студентами вопросов и составление их списка. Данные вопросы обсуждаются в аудитории совместно с преподавателем на занятии. Такая работа помогает будущим специалистам приобрести навыки самостоятельного прочтения и осмысления теории вопроса и умело использовать это в практической педагогической деятельности и, что очень важно, освоить различные формы профессиональной коммуникации друг с другом (групповая беседа, диалог, дискуссия, мозговой штурм, коллективная мыслительная деятельность, разбор наиболее трудных психолого-педагогических ситуаций, рецензирование работ друг друга и мн. др.), что соответствует требованиям компетентностного подхода.

Структура практических занятий предполагает возможность самостоятельной подготовки студентом реферата или доклада, включающих выделение и анализ одной из проблем в рамках заданной темы. и с целью Выявление индивидуально-психологических и типологических особенностей

На практических занятиях рекомендуется провести первоначальное тестирование с целью выявления предрасположенности студентов 1 курса к психолого-педагогической деятельности, а также выявление индивидуально-психологических и типологических особенностей студентов.

Планы аудиторных занятий задают основное направление и определяют проблемное поле для самостоятельной подготовки студентов и последующего обсуждения темы на практических занятиях.

Преподаватель курса «Введение в психолого-педагогическую деятельность должен иметь глубокие знания по психологии и педагогике, понимать специфику, трудности и сложности педагогической деятельности, иметь выраженную педагогическую, гражданскую и личностную позицию, и умело (профессионально) использовать принципы научности, системности, единства рационального и эмоционального, единства предметно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения, доступности, наглядности, единства эмпирического и теоретического знания, активности в обучении и тактичной помощи студентам в затруднительных учебных и жизненных ситуациях.

7.2. Методические рекомендации для студентов

Учебная программа по введению в психолого-педагогическую деятельность включает большой блок самостоятельной работы студентов (70 часов из 108). Ее целью является освоение начальных навыков самостоятельного добывания знаний, умение их систематизировать, работать с первоисточниками, писать рефераты, доклады, эссе на заданные темы.

Таким образом, функции самостоятельной работы студентов в учебном процессе заключаются в закреплении знаний и умений, получаемых в рамках аудиторной работы, расширение и углубление знаний по отдельным темам, освоение умений самопознания и саморазвития, самодиагностики и подготовке к успешной сдаче зачета.

В ходе освоения данной дисциплины рекомендуем студентам проводить самостоятельный анализ с последующим обсуждением в группе литературных источников по проблеме психолого-педагогической деятельности, умение их конспектировать и выделять главные места.

Наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения процесса обучения студенты могут использовать следующие средства: электронные учебно-методические комплексы, электронные учебники, учебные пособия, аудио-, видеозаписи.

В ходе самостоятельной работы по освоению курса «Введение в психолого-педагогическую деятельность рекомендуем студентам:

  • задания по составлению подробного структурированного плана раздела;

  • поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы;

  • ответы на конкретные вопросы по разделу, направленные на выявление понимания основных понятий, умений сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать;

  • задания по формулированию отдельных мыслей текста в другой стилистике;

  • составление краткого конспекта текста;

  • составление опорной графической схемы раздела с текстовыми пояснениями.

В приложении приведены планы практических занятий, при подготовке к которым студенты имеют возможность углубить и закрепить теоретические знания, приобрести навыки, необходимые для выполнения на последующих курсах обучения курсовых, а далее выпускной квалификационной работы.

В освоении программы студентам помогут примерные контрольные вопросы для самостоятельной работы, тематика рефератов, тесты. Ориентиром в подготовке к зачету может служить перечень вопросов к зачету.

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Понятие и структура деятельности.

  2. Алгоритм любой деятельности.

  3. Понятие профессии.

  4. Профессия, специальность, квалификация.

  5. Педагогическая деятельность

  6. Психолого-педагогическая деятельность

  7. Квалификация педагога и педагога-психолога.

  8. Спектр педагогических специальностей.

  9. Гуманистическая природа педагогической деятельности.

  10. Основные условия стать учителем (каждый ли человек может быть учителем?)

  11. Понятие педагогической карьеры.

  12. Принципы подготовки будущего учителя в педвузе.

  13. Основные этапы профессионального становления личности.

  14. Психологическая характеристика способностей

  15. Задатки, способности, одарённость, талант.

  16. Ведущие педагогические способности.

  17. Коммуникабельность педагога.

  18. Перцептивные способности педагога.

  19. Динамизм педагога.

  20. Эмоциональная культура педагога.

  21. Способность к творчеству (креативность)

  22. Оптимизм педагога.

  23. Организаторские способности педагога.

  24. Психологическая культура педагога.

  25. Способности к обучению.

  26. Методические способности.

  27. Профессиональные знания и умения учителя.

  28. Способности к воспитательной деятельности.

  29. Профессионально значимые личностные качества учителя.

  30. Нравственные качества педагога

  31. Педагогическое, нравственное и гражданское сознание, позиция, установка.

  32. Культура педагога, воспитанность, интеллигентность как условие эффективного педагогического взаимодействия, педагогического сотрудничества и сотворчества.

  33. Речевая культура педагога. Требования к речи учителя.

  34. Педагогический такт учителя.

  35. Уровни формирования педагогического такта.

  36. Понятие ансамбля педагогического такта коллектива учителей образовательного учреждения.

  37. Условия формирования педагогического такта.

  38. Понятие профессионального выгорания.

  39. Условия, препятствующие профессиональному и эмоциональному выгоранию.

  40. Деформация личности педагога.



Примерная тематика рефератов

    1. Сущность педагогической профессии.

    2. Я.А. Коменский и его «Великая дидактика».

    3. К.Д. Ушинский о педагогическом мастерстве учителя.

    4. Анализ книги К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания».

    5. Анализ книги А.С. Макаренко «Педагогическая поэма».

    6. Воспитательно-образовательная деятельность А.С. Макаренко как образец педагогического мастерства.

    7. Анализ книги В. А. Сухомлинского «Павлышская средняя школа».

    8. Особенности воспитательно-образовательной системы В.А. Сухомлинского.

    9. Педагогические взгляды Н.И. Пирогова.

    10. Педагогические взгляды Л.Н. Толстого. Особенности обучения и воспитания в яснополянской школе.

    11. Теория способностей Б.М. Теплова и его школы.

    12. Характеристика общих и специальных способностей.

    13. Сравнительный анализ задатков, способностей, одарённости и таланта.

    14. Ведущие педагогические способности.

    15. Показатели одарённости учителя.

    16. Развитие и диагностика способностей.

    17. Личность учителя: его культура, интеллигентность, нравственность.

    18. Требования к современному учителю.


Перечень вопросов к зачёту

1. Понятие деятельности

2. Понятие профессии

3. Профессия и специальность

4. Понятие квалификации

5. Сущность педагогической деятельности

6. Непрофессиональная педагогическая деятельность

7. Гуманистическая природа педагогической деятельности

8. Пути гуманизации современной школы (проект)

9. Противопоказания к выбору педагогической деятельности

10. Деформация личности педагога

11. Причины деформации личности педагога

12. Общая культура педагога как условие эффективности его профессиональной деятельности

13. Педагогическая культура личности учителя

14. Речевая культура педагога

15. Научная эрудиция как составляющая педагогической культуры

16. Этика и эстетика педагогического труда

17. Педагогическое творчество и мастерство

18. Карьера педагога

19. Современные требования к личности учителя

20. Основные качества педагога

21. Современный учитель – педагог - гуманист

22. Понятие индивидуального стиля в педагогической деятельности (В.Н. Сорока-Росинский)

23. Условия проявления индивидуального стиля в педагогической деятельности

24. Классификация индивидуальных стилей

25. Особенности педагогического общения (взаимодействие, сотрудничество, сотворчество)

26. Если бы я был(а) министром образования, я бы …

УМК составил:

доцент кафедры психологии развития личности __________ Е.Е. Витрук

(подпись)
УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г.

Зав. кафедрой:

д.м.н., профессор _______________ М.М. Аксенов

(подпись)
УМК дисциплины одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ.

Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева

(подпись)
Согласовано:

Декан ФПСОР _______________ Н.К. Грицкевич

(подпись)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс опд. Р. 01 Введение в психолого-педпгогическую деятельность iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «введение в психолого-педагогическую деятельность»
Цели и задачи учебной дисциплины. Программа дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность» составлена в соответствии...
Учебно-методический комплекс опд. Р. 01 Введение в психолого-педпгогическую деятельность iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1, Дс. 1 Введение...
«050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Учебно-методический комплекс опд. Р. 01 Введение в психолого-педпгогическую деятельность iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд....
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета...
Учебно-методический комплекс опд. Р. 01 Введение в психолого-педпгогическую деятельность iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 3 введение в бизнес
...
Учебно-методический комплекс опд. Р. 01 Введение в психолого-педпгогическую деятельность iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд....
...
Учебно-методический комплекс опд. Р. 01 Введение в психолого-педпгогическую деятельность iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. , Опд. Ф. 5
Цель: введение студентов в круг проблем и вопросов физической географии, связанных с познанием теории ландшафта. Показать значение...
Учебно-методический комплекс опд. Р. 01 Введение в психолого-педпгогическую деятельность iconУчебно-методический комплекс опд. Ф. 12 Психолого-педагогический практикум
В процессе обучения студенты должны приобрести следующие знания, умения и навыки
Учебно-методический комплекс опд. Р. 01 Введение в психолого-педпгогическую деятельность iconМгпу учебно методический комплекс дисциплины опд. Ф. 04 Введение...
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии со стандартом дисциплины опд. Ф. 04 Введение в филологию. Основы науки о яззыке...
Учебно-методический комплекс опд. Р. 01 Введение в психолого-педпгогическую деятельность iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс опд. Р. 01 Введение в психолого-педпгогическую деятельность iconУчебно-методический комплекс опд. В. 04 Психолого-педагогическая антропология
Ознакомление с основными теоретическими положениями антропологии; основными принципами антропологического подхода в общей и клинической...
Учебно-методический комплекс опд. Р. 01 Введение в психолого-педпгогическую деятельность iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психолого-педагогическая антропология»
...
Учебно-методический комплекс опд. Р. 01 Введение в психолого-педпгогическую деятельность iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 08. «Введение...
Кандидат биологических наук, доцент кафедры общей генетики, селекции и семеноводства
Учебно-методический комплекс опд. Р. 01 Введение в психолого-педпгогическую деятельность iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс опд. Р. 01 Введение в психолого-педпгогическую деятельность iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс опд. Р. 01 Введение в психолого-педпгогическую деятельность iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика
Учебно-методический комплекс опд. Р. 01 Введение в психолого-педпгогическую деятельность iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск