Скачать 139.67 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет» Кафедра «Философия и религиоведение» УТВЕРЖДАЮ Первый проректор ________В.А. Кечин «___»________200_г. Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А По дисциплине: История философии (для поступающих в аспирантуру) Для специальностей: гуманитарных, технических, естественнонаучных Вид обучения: очное УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
ВЛАДИМИР 200_г. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПОИСТОРИИ ФИЛОСОФИИдля всех специальностей 1 семестр
2 семестр
Введение Курс «История философии» является одним из основных в системе подготовки специалистов для поступления в аспирантуру. Дисциплина «Истории философии» важна и для мировоззренческой ориентации будущих специалистов, для повышения их профессиональной и общей культуры. Цель и задачи изучения дисциплины «История философии» состоят в том, чтобы дать поступающим в аспирантуру знания по истории философии, начиная с ранних её форм и заканчивая XX и XXI веками. история философии Тема 1. Античная философия Истоки европейской цивилизации. Древняя Греция: социально-политическое устройство, экономическое хозяйство, духовная жизнь. Миф и начала науки. Философия как мудрость. Ионийская философия. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) – первая философская школа в Европе. Натурфилософия и проблема субстанции. Гераклит Эфесский и его учение об огне, логосе и всеобщей изменчивости (текучести). Чувственное и умственное познание. Италийская философия. Пифагор и пифагорейский союз. Роль числа. Учение о «гармонии сфер» и диалектика пифагорейцев. Элейская школа. Парменид и проблема бытия и мышления. «Путь мнения» и «путь истины». Апории Зенона и их философский смысл. Софисты и Сократ. Софистика как философское движение. Эволюция термина «софист». Жизнь и смерть Сократа. Майевтика – метод Сократа. Этика Сократа. Классическая греческая философия. Демокрит из Абдер и философский материализм. Учение об атомах и пустоте. Платон как основатель первой философской системы. Учение об идеях. Диалектика как логика в системе Платона. Учение о душе. Учение о государстве. Аристотель и понятие «первой философии». Метафизика Аристотеля. Учение Аристотеля о причинах и началах. Космология и идея «неподвижного перводвигателя». Логика Аристотеля. Политика и этика Аристотеля. Эллинистически-римская философия. Эпикур и его школа. Атомизм Эпикура. Учение о смертности и телесности души. Кинизм и скептицизм о человеке и культуре. Стоицизм и Сенека. Учение Сенеки о единстве знания и жизни. Понятие судьбы и пути к бессмертию. Этика Сенеки и Марка Аврелия. Неоплатонизм: антисенсуализм и мистицизм. Плотин и его учение о Едином, Уме и мировой душе. Понятие «эманации». Тема 2. Средневековая философия Становление христианской философии. Борьба первых христианских теологов против язычества и гностицизма. Схоластика. Возникновение университетов. Реализм и номинализм как важнейшие направления схоластики. Фома Аквинский и его учение о гармонии веры и разума. Философия как «служанка теологии». Чувственное и умственное восприятие. Трансцендентация. Путь доказательств бытия Бога. Уильям Оккам и Дунс Скот как представители поздней средневековой западной философии, их основные идеи. Тема 3. Философия Нового времени Новое время как эпоха промышленной, научной и политической революций. Эмансипация познания. Механика и научно-технический прогресс. Механицизм как принцип в философии. Рационалистический оптимизм и скептицизм. Рационализм и сенсуализм. Фрэнсис Бэкон и его проект «великого восстановления наук». Классификация наук и роль философии. Учение об «идеях человеческого разума. Опытно-индуктивный метод. Знание как творческая и социальная сила. Социально-практические идеи Бэкона. Рене Декарт. Картезианская концепция науки. Философия как методологическая основа любой науки. Интуиция, дедукция и универсальное сомнение в структуре рационалистического метода Декарта. Принцип «мыслю, следовательно, существую» как фундаментальное положение всей последующей рационалистической мысли. Учение Декарта о душе и сущности человека. Проблема субстанции и дуализм Декарта. Бенедикт Спиноза. Пантеизм: от субстанции к модусам и атрибутам. Механический детерминизм. Бог и человек в философии Спинозы. Разум и свобода человека. Человеческое познание и аффекты. Интуиция, дедукция и чувственное познание в гносеологии Спинозы. «Геометрический метод» Спинозы. Механический детерминизм. Готфрид Лейбниц. Метафизика: Бог и субстанция. Учение о монадах. Деизм. Динамизм и витализм в трактовке жизни. Проблема свободы и необходимости. Концепция предустановленной гармонии. Джордж Беркли. Тезис «существовать, значит, быть воспринимаемым» как основание философии Беркли. Время, пространство, вещь и качество как субъективность. Давид Юм и агностицизм. Критика Юмом учения о качествах Беркли. Учение Юма о причинности. Антисубстанционализм Юма. Проблема веры. Критика Юмом дедукции и индукции, этики и эстетики. Тема 4. Немецкая классическая философия Иммануил Кант – основоположник немецкой классической философии. Жизнь и сочинения. «Докритический» и «критический» периоды. Сущность «критической» (трансцендентальной) философии Канта. Задача, структура, важнейшие понятия и выводы «Критики чистого разума». Суть «коперниканского переворота» в гносеологии. Априоризм Канта. «Вещь в себе» и явление. Учение о чувственности в связи с проблемой научности математики. Учение о рассудке в связи с проблемой научности естествознания. Проблема синтеза. Распространение критического метода на этику и эстетику. «Критика практического разума». Категорический императив. Примат практического разума. Учение Канта о правовом государстве, гражданском обществе и общественном договоре. Георг Гегель. Жизнь и сочинения. «Энциклопедия философских наук» – сжатое изложение системы Гегеля. Триадическая форма конструирования. Абсолютная Идея и диалектика; система и метод. Законы диалектики. Концепция отчуждения. Учение о сущности. Философия природы, философия Духа. Влияние Гегеля на последующее развитие философской мысли. Тема 5. Философские направления и школы XIX века Качественные изменения в общественном бытии Европы. Достижения в науке и технике и их философская рефлексия. Распространение утилитаристского понимания науки и научной теории как специфической формы эмпиризма. «Классический позитивизм». О.Конт. Задачи и метод философии. Социология Конта. Г.Спенсер. Познаваемое и непознаваемое. Натурфилософский характер эволюции. «Философия жизни» Ф. Ницше. Основные черты «философии жизни». Понятия: «воля», «воля к власти». Программа «переоценки ценностей» и учение о «сверхчеловеке». Концепция «вечного возвращения». Оценка религии (христианства). Философия Ницше как философия нигилизма. Прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д.Дьюи). Американский образ жизни, мировоззрение «среднего» американца и философия прагматизма. Вера и действие Ч. Пирса. Функции и задачи мышления. У. Джемс: вариант теории истины. Психология Джемса. Инструментализм Д. Дьюи. Марксистская философия. Учение К. Маркса о материи и сознании. Гносеология марксизма. Философское учение марксизма об истории, обществе и человеке. Тема 6. Философские школы XX века XX век – эпоха великих научно-технических и глобальных социальных потрясений. Феноменология. Феноменологическая редукция Э. Гуссерля как путь к самоочевидности феноменов сознания. Гносеологическая процедура «вынесение за скобки». Ноэма и ноэза. Понятие интенциональной предметности. Субъективность и интерсубъективность. Герменевтика. Проблема понимания: история и современность. Основные этапы становления проблемы понимания. Понимание и язык. Понятие «герменевтического круга». «Онтологический поворот герменевтики. Х.С.Гадамер о понимании как способе существования познающего, действующего и оценивающего человека. Экзистенциализм. «Бытие и время» М.Хайдеггера как начало экзистенциализма. Проблема бытия у Хайдеггера: «экзистенция», «бытие- в мире». Темпоральность человеческого бытия. Понятие «забота». Ж.-П.Сартр о тотальности свободы. Экзистенциальная ситуация и автономность выбора. Религиозный экзистенциализм К.Ясперса: «экзистенция» и «трансценденция». «Пограничная ситуация» как условие трансценденции. Понятие коммуникации. Проблема смысла индивидуальной жизни у А.Камю. Понятие абсурда. Проблема самоубийства. Отчуждение и феномен «постороннего». Экзистенциальный бунт как вызов абсурдности мира. Неопозитивизм (третий позитивизм) Б.Рассел, Л.Витгенштейн, Р.Карнап, М. Шлик. Основные понятия неопозитивизма: атомарный факт, протокольное предложение. Философия как анализ языка. Логический и лингвистический анализ. Новые течения в современной западной философии, их основные проблемы: структурализм, критический рационализм, постмодернизм. Постмодернизм и современная культура. Тема 7. Русская философия (XI-XX вв.) Генезис средневековой философской мысли Руси (России) в XI-XVII вв. Специфика России и длительный путь формирования предпосылок оригинального философского мышления. Русская история и зарождение философской мысли. Митрополит Илларион (XI в.) и его «Слово о законе и благодати». Русский исихазм (пр. Сергий Радонежский, пр. Нил Сорский). Иосифляне и нестяжатели о душе, церкви и государстве. Ренессансная русская философия XVIII в. Идеи Просвещения в России: светское образование, светская культура как основы светской философской рефлексии. Феофан Прокопович и его идеи естественного права и общественного договора. Естественнонаучный механистический материализм М.В. Ломоносова. Практическая этика Г. Сковороды. Начало XIX в. и опыт оригинального философствования. П.Я. Чаадаев, его провиденциализм. Консерватизм и либерализм в течениях «славянофильства» и «западничества». Философско-религиозное учение Вл. Соловьева. Система всеединства. Понятие «цельного знания». Софиология. «Оправдание добра». «Третий путь» Вл. Соловьева для судеб русской философии. Философия в России рубежа XIX-XX вв. «Серебряный века» русской литературы и философии. С.Н. Булгаков. Связь религии и философии. Природа религиозного сознания. Учение о Софии. Типология идей. Онтологическое тождество между Богом и миром. Н.А. Бердяев. Экзистенциализм и персонализм. Дух и Природа. Свобода как высшая ценность. Философия личности. Этика закона и этика искупления. Смысл истории. Сущность человека и смысл творчества. Философия любви. Судьба России. П.А.Флоренский. Жизнь и судьба. Энциклопедизм П.А.Флоренского. Задача теодицеи. «Столп и утверждение истины». «Интуитивизм. Любовь как субстанциональный акт. Учение о Софии. Н.О.Лосский. Интуитивизм и гносеологическая координация. Идеальное и реальное бытие. Индивидуальное «Я» как субстанциональный деятель. Онтологическая теория ценностей. Свобода воли. С.Л.Франк. Предмет знания: постижимое и непостижимое. Уровни бытия. Рациональность и методологическая реальность. Первичное и вторичное познание. Абсолютное бытие. Социальная философия («Духовные основы общества»). Учение о свободе. Проблема смысла жизни. Г.Г.Шпет. Феноменология и герменевтика. Сущность сознания и интенциональность. Предметность разума и разумность мира. Сознание и его собственник: три пути решения проблемы. Оценка истории русской философии. Л.П.Карсавин. Концепция всеединства и сотворенного бытия. Пантеизм. Учение о триединстве. Концепция личности. Теория телесности. Философия истории. Философия права и государства П.И.Новгородцева, И.А.Ильина. Б.П.Вышеславцев об этике долга и этике творчества. Философия русского космизма: В.И.Вернадский. Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский. Русская философия о православии, культуре, истории: О.В.Зеньковский, пр.Г.Флоровский, В.Лосский, А.Ф. Лосев. СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Аристотель. Метафизика //Соч. в 4 т. Т.1, М., 1976. С. 63 - 367. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976. Гегель. Наука логики. Т.1-3. М., 1972. Гегель. Феноменология духа. СПб., 1992. 444 с. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. М., 1998. Кант И. Критика чистого разума //Соч. в 6 т. Т.3. М., 1965. 799 с. Коплстон Ф., История средневековой философии. М., 1997. 500 с. Лосский Н.О., История русской философии. М., 1991. 600 с. – 314. Маркс К., Энгельс Ф., Немецкая идеология. Предисловие. Фейербах // Соч., т.21. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Соч. в 2 т. Т.2. М., 1990. С. 5 – 237. Платон. Государство //Соч. в 3 т. Т. 3. Ч.1. М., 1971. С. 89 – 454. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1997. 814 с. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994-97, т. 1-4. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. Соколов В.В., Европейская философия XV-ХVII веков. М., 1984. 448 с. Юм. Трактат о человеческой природе. Кн.1-3. М., 1995. СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Бердяев Н.А.. Я и мир объектов //Философия свободного духа. М.,1994. С. 229 – 316. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат //Философские работы. Ч.1. М.,1994. С. 2 – 73. Витгенштейн Л., Философские исследования.// Философские работы. Ч.1. М., 1994. С. 75 – 319. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. 700 с. Делез Ж. Различие и повторение. СПб., 1992. Делез Ж. Логика смысла. М., 1998. Деррида Ж. Эссе об имени. М.,- СПб., 1998. Жильсон Этьен. Философия в средние века. М., 2004. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. – М., 1999. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. 414 с. Лиотар Ж.-Ф. состояние постмодерна. М., - СПб., 1998. Лосский Н.О. Ценность и бытие //Бог и мировое зло. М., 1994. С. 249 Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. 606 с. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992, т. 1-2. Поппер К. Предположения и опровержения. – М., 2004. Прот. Г. Флоровский. Пути русского богословия. Вильнюс. 1991. Рассел Б. Человеческое познание: его сферы и границы. М., 2000. Соловьёв Вл.С., Оправдание добра.//Соч. в 2 т. Т. 1., М., 1988. С. 47 – 580. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. Флоренский П.А., Столп и утверждение истины. Т. 1-2, М., 1990. Фуко М., Археология знания. Киев, 1996. 207 с. Фуко М., Воля к истине. М., 1996. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. 448 с. Хайдеггер М., Бытие и время. М., 1997. 451 с. Рабочая программа составлена согласно ГОС Рабочую программу составил: доцент, к.ф.н., П.Е. Матвеев ______________ Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Философия, религиоведение и психология» « 29 » августа 2005 г., протокол № 1 Зав.кафедрой ФРиП ________________ Аринин Е.И. Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании учебно-методической комиссии специальности (направления) «____»___________2005 г., протокол № _____________ Председатель учебно-методической комиссии___________________ Программа переутверждена: на ___________________учебный год, протокол №__________от __________________ Зав.кафедрой____________________ на___________________учебный год, протокол №__________от ____________________ Зав.кафедрой____________________ на___________________учебный год, протокол №__________от ____________________ Зав.кафедрой____________________ на___________________учебный год, протокол №__________от ____________________ Зав.кафедрой_____________________________ |
Программа вступительных испытаний по философии для поступающих в... ... | Программа вступительных испытаний по философии для поступающих в... ... | ||
Перечень вопросов для поступающих в аспирантуру по специальности... Перечень вопросов для поступающих в аспирантуру по специальности 07. 00. 02 «Отечественная история» | Программа вступительных испытаний по философии для поступающих в... Программа вступительных испытаний по философии для поступающих в аспирантуру разработана профессорско-преподавательским составом... | ||
Программа вступительного экзамена по философии в мпсу программа по философии Программа по философии предназначена для соискателей и аспирантов, поступающих в аспирантуру мпсу | Программа по дисциплине «философия» для поступающих в аспирантуру Рабочая программа утверждена на заседании кафедры философии, протокол № от 2013 г | ||
Программа для поступающих в аспирантуру Уфа 2008 Печатается по решению Социология: Программа для поступающих в аспирантуру / Сост.: Г. М. Казакбаева, Р. Х. Казакбаев. – Уфа: Восточный университет, 2008.... | Программа предназначена для поступающих в аспирантуру фгбоу впо «Бурятский... Скибицкий М. М., Зорина Е. В. Философия образования. Рабочая программа дисциплины | ||
Вопросы к экзамену по философии для поступающих в аспирантуру Составитель... В основе учебного курса лежит понимание философии как теоретического мировоззрения, раскрываемого в трех различных, но взаимосвязанных... | Вопросы по философии для поступающих в аспирантуру Цель и задачи урока: открытие учениками, совместно с учителем, особенностей древнеегипетского письма и научных знаний, приобретение... | ||
Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44.... Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру Национального исследовательского университета... | Программа кандидатского экзамена по специальности 12. 00. 01- теория... Программа предназначена для поступающих в аспирантуру Московского городского педагогического университета по специальности 12. 00.... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Программа предназначена для поступающих в аспирантуру кафедры | Программа вступительных испытаний для поступающих в аспирантуру Направление... Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный... | ||
Перечень вопросов для поступающих в аспирантуру по специальности... Перечень вопросов для поступающих в аспирантуру по специальности 05. 25. 05 «Информационные системы и процессы» | Список рекомендуемых тем рефератов для поступающих в аспирантуру... Список рекомендуемых тем рефератов для поступающих в аспирантуру по специальности 08. 00. 13 «Математические и инструментальные методы... |