Пояснительная записка
Курс «География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география Иркутской области» (17 часов), в 9 классе «Экономическая география Иркутской области» (17 часов). Данный курс является заключительным блоком изучения географии России.
Цель курса «География иркутской области» - дать учащимся комплексное представление об основных закономерностях и специфике территориальной организации природы, населения и хозяйства области с выделением основных проблем природно-ресурсного и социально-экономического развития в современный период.
Задачи курса – дать представление о месте Иркутской области в РФ, особенностях заселения и хозяйственного освоения, её природно-ресурсном потенциале, о состоянии окружающей среды и структурной трансформации экономики в переходный период. Анализируя особенности развития ПТК, охраны природы и размещения специализирующих отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Изучаются внешние экономические связи области. Данный курс обеспечен пособием (Бояркин В.М.) , атласом «Иркутск и Иркутская область».
Настоящая программа по курсу «География Иркутской области» составлена с учётом усиления стандарта школьного географического образования (программа «География своего региона»), потенциала учебного заведения и контингента учащихся. В ней отражены актуальные тенденции современной профильно-ориентированной школы.
Отличительной особенностью является то, что в программе учтены новые образовательные технологии: обучение в сотрудничестве «групповые формы работы», разноуровневое обучение на основе дифференцированного подхода, личносто-ориенированное обучение, метод проектов, информационные технологии.
В рамках изучения курса планируется различная деятельность учащихся: дискуссии, диалоги, конференции, защита научно-исследовательских проектов, интеллектуальные марафоны, круглые столы, поиск и обработка информации с использование Интернет технологий.
В программе даны практические работы, составленные на основе новых образовательных технологий.
Программа – документ рекомендательный. Структура программы позволяет моделировать её в зависимости от интересов учащихся (количество практических работ, экскурсий, творческих заданий зависит от реальных условий, в которых находится учебное заведение, предлагаются на выбор учителя и учащихся).
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать: особенности экономико-географического положения Иркутской области и отдельных её районов; историю исследования и этапы хозяйственного освоения; влияние природы на заселение территории и здоровье населения; обеспеченность Иркутской области различными видами природных ресурсов. Хозяйственную их оценку и рациональное использование4 экологическую ситуацию области; численность населения и источники его формирования (естественное движение, миграции); особенности возрастной-половой структуры населения; особенности расселения и урбанизация; национальный и религиозный состав; особенности развития и структуры народного хозяйства Иркутской области; различие предприятий по формам собственности; проблемы развития экономики; специализирующие производства, обеспеченность их сырьём; факторы размещения производства; внешние экономические связи области.
Уметь: читать и анализировать карту, географические (диаграмма, график) и статистические материалы; описывать и характеризовать ЭГП области, административных районов, городов; составлять диаграммы, графики, картосхемы; распознавать и обозначать на контурной карте города, транспортную сеть, месторождения полезных ископаемых; внутренние и внешние связи, схемы взаимосвязей производства, устанавливать причинно-следственные связи в схеме «общество-природа» на основе анализа разных тематических карт; прогнозировать перспективы социально-экономического развития области и последствия антропогенного воздействия на окружающую среду; ранжировать и анализировать статистические материалы.
Объяснять: влияние географического положения на особенности развития хозяйства Иркутской области; особенности рельефа и полезных ископаемых в связи с геологическим строение территории; влияние природно-климатических факторов на специализацию сельскохозяйственного производства; различия в размещении, естественном и механическом движении, половозрастной структуре в пределах области, влияние природных и социально-исторических факторов на развитие и размещение отраслей хозяйства.
Содержание разделов и тем учебного курса
Экономическая география Иркутской области
Тема 1: Экономико-географическое положение (2 часа).
Площадь территории области. Сравнение её с размерами других субъектов РФ и зарубежных стан.
Математико-, физико-, экономико-географическое положение. Влияние ЭГП на развитие экономики.
Административно - территориальное устройство области.
Социокультурный практикум – 1
Определение по картам ЭГП, выявление его особенностей, крайних точек.
Обозначение на контурной карте границ области и её административных районов.
Сравнение административных районов по площади и их территории географическому положению (выявление главных особенностей ЭГП: южные, северные, прижелезнодорожные, в т.ч. прибамовские, приленские и др.).
Тема 2: История освоения территории области (2 часа).
Исторические периоды освоения территории:
I – до начала XVII в. – кочевание местных племён бурят, эвенков (тунгусов), тофов (карагасов);
II – XVII- середина XVIII вв. – хозяйственное освоение русскими территории Прибайкалья;
III – середина XVIII - начало XIX вв. – развитие хозяйства по воздействием Сибирского (Московского) тракта;
IV – 1840-1900 гг. – отмена крепостного права, золотодобыча и её воздействие на экономику Иркутской губернии;
V – 1900-1917 гг. – строительство транссибирской железнодорожной магистрали, перестройка хозяйства области под её влиянием;
VI –советский – формирование области в современных границах, коллективизация, индустриализация экономики и связанные с этим особенности её развития;
VII – развитие хозяйства по пути рыночных отношений, разгосударствление собственности. создание новых форм организации производства.
Социокультурный практикум – 2
Подборка статей и фрагментов описания Иркутской области известными писателями, поэтами, учёными.
Тема 3: Население Иркутской области (4 часа).
Динамика численности населения (перепись 1939-2002 гг.). Источники её изменения – естественное движение и миграция.
Возрастно-половая структура (особенности, сравнение с показателями по РФ, Центральной и Южной России). Национальный состав населения. Рынок труда.
Расселение населения. Типы поселений (городские, сельские). Урбанизация, её региональные особенности. Плотность населения. Зоны расселения: северная и южная.
Социокультурный практикум – 3
Проведите социологическое исследование:
Узнайте, сколько детей в семьях Ваших родных, знакомых, соседей, друзей (10 семей). Результаты отразите в столбчатой диаграмме;
Выясните, сколько детей было у Вашей бабушки, прабабушки, пропрабабушки; сравните с вашей семьёй, остройте график.
выясните, где проживали Ваши родственники (в сельской, городской местности); повлияла ли городская среда на изменение числа детей в семье?
Сделайте вывод на основании анализа графиков: идёт ли сокращение детности семьи. Укажите причины.
Сделайте прогноз численности населения области на 2012 год. Прогноз обоснуйте.
На представленной блок схеме:
Распознайте и подпишите города;
Покажите разным цветом города областного и районного подчинения;
Штриховкой пунсона обозначьте периоды образования городов (города возникшие до революции, города родственники революции (1917 г.); довоенные (до 1941 г.); послевоенные).
Составьте «визитную карточку» городов для привлечения туристов, промышленников, инвесторов и др.; Иркутска, Ангарска, Шелехова, Черемхово, Байкальска, Тайшета, Саянска, Усть-Кута (учитывайте одну или несколько характеристик: специализация, географическое положение, значимость города для России, мира, области и др.).
Тема 4: Природно-ресурсный потенциал области (2 часа).
Основные закономерности размещения минеральных ресурсов, их запасы и различия по территории.
Агроклиматические, водные и гидроэнергетические, лесные, охотничье –промысловые, рекреационные ресурсы.
Особенности их размещения и хозяйственная оценка. Транспортно-географическое положение, как фактор освоения природно-ресурсного потенциала. Проблемы рационального использования природных ресурсов.
Социокультурный практикум:
Составьте блок-схему размещения главных сырьевых баз области: а) существующие; б) перспективных. Обоснуйте необходимость и целесообразность их эксплуатации.
Относятся ли к Иркутской области пророческие слова Д.И.Менделеева, высказанные им в начале XX в.: «Откуда происходит наша бедность?... Это совершенно ясно: от занятий преимущественно первичными промыслами». Докажите это положение.
Добывающая промышленность области находится в критическом состоянии из-за ряда причин; отсутствие средств на развитие данной капиталоёмкой отрасли, уменьшение спроса на сырьё и др. Как вы считаете целесообразно поступить в данной ситуации:
а) Законсервировать месторождение до лучших времён;
б) Изыскать средства любым путём и вложить их в развитие добывающей промышленности;
в) Привлечь иностранный капитал для совместных разработок;
г) Полностью отдать месторождение на определённый срок иностранным компаниям, получив средства для решения других проблем области?
Определите свою позицию и обоснуйте правильность её выбора.
Тема 5: Хозяйство Иркутской области (5 часов).
Факторы развития экономики области. Структура народного хозяйства. Особенности развития в условиях рыночных отношений. Изменение форм организации производства в связи с изменением форм собственности. главная отрасль народного хозяйства – промышленность. Её отраслевая структура. Характеристика главных отраслей: электроэнергетики, топливной, цветной металлургии, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической промышленности, машиностроения, горнодобывающей промышленности. Факторы размещения и география предприятий данных отраслей. Проблемы и перспективы развития промышленности. Оценка основных источников загрязнения окружающей среды.
Сельское хозяйство. Земельный фонд, его структура. Сельскохозяйственные угодья, их количественная и качественная оценка. Развитие растениеводства и животноводства. Сельскохозяйственные районы и их специализация. Обеспеченность сельскохозяйственной продукцией населения области. оценка воздействия сельского хозяйства на окружающую среду.
Транспорт. Виды транспорта получившие развитие в области. густота транспортной сети. Структура перевозки грузов, пассажиров, грузооборота пассажирооборота по видам транспорта. Характеристика видов транспорта. Транспортные магистрали. Виды перевозимых грузов. Транспорт как источник загрязнения окружающей среды.
Социокультурный практикум:
1. Многие называли XX в. – веком нефти. Как вы считаете можно ли с уверенностью утверждать, что нефть и газ в XX в. будут рассматривать в качестве основного топливного баланса области? Ответ аргументируйте. Какой их этих видов ресурсов может стать лидером в XXI в. и почему?
2. Нанесите на контурную карту ГЭС области, укажите названия и мощности.
3. Рассчитайте удельный вес энергии, вырабатываемой на Братской ГЭС, используется на выплавку алюминия на БРАЗе, если известно. что его мощность составляет 900 тыс.тонн алюминия в год, а выработка электорэнергии – 23 млрд кВт/час. Обоснованно ли строительство БРАЗа с этой точки зрения.
4. Правильно ли, на ваш взгляд было размещение целлюлозно-бумажного комбината в Байкальске. Обоснуйте ответ. Предложите альтернативные варианты дальнейшего развития БЦБК с нанесением наименьшего экологического ущерба оз. Байкал.
5. Проследите по картам атласа «Иркутск и Иркутская область» смену сельскохозяйственной специализации с севера на юг и с запада на восток. Объясните какие факторы оказывают влияние на её зональность (сопоставление физико-географических карт и специализации сельского хозяйства).
6. Какие виды транспорта можно выбрать, путешествуя из Иркутска в Бодайбо, Тайшет, Качуг, Балаганск, Ебогачет, Усть-Илимск. какой из городов имеет наилучшую транспортную доступность, почему?
7. Подготовьте доклады о Кругобайкальской железной дороге. Обоснуйте возможность использования её для целей рекреации.
Тема 6: Внешние экономические связи области (1 час).
внешние экономические связи – результат географического разделения труда. Предпосылки участия области во внешнеэкономическом обмене – естественно-географичкеские (богатство природно-ресурсного потенциала) и экономические (эффективность производства отдельных видов продукции, потребность в продукции), сдерживающий фактор – неблагоприятные транспортно-географические условия. Товарная структура экспорта и импорта продукции. Внешние экономические связи со странами СНГ и Балтии, со странами дальнего зарубежья.
Социокультурный практикум:
1. проанализировать статистические материалы во внешней торговле области:
а) вычислите удельный весэкспорта во внешнеторговом обороте за 1995 и 2001 гг. Выявит особенности его изменений.
б) Составить круговую диаграмму «Товарная структура экспорта и импорта области». определить самый значимый товар (по стоимости) в экспорте и импорте.
в) С какими с странами область имеет тесные внешнеэкономические связи.
2. Создать картосхему «Внешние экономические связи Иркутской области».
Тема 7: Обобщение материала по Иркутской области (1 час).
1. Составление структурно-логической схемы.
Цель: систематизация и обобщение учебного материала по курсу «экономическая география Иркутской области».
2. Проведение интеллектуального марафона.
Цель: выявление уровня разностороннего знания области, эрудиции и оригинальности географического мышления.
Список литературы
1. Бояркин В.М. География Иркутской области/В.М. Бояркин. – Иркутск; Вост-Сиб.кн.изд-во, 2000.
2. Иркутск и Иркутская область. Атлас, - М.; Федеральная служба Г и К России, 2010 г.
Учебно-тематический план
№ п
| Разделы, темы
| Количество часов
| 1
| Экономико-географическое положение
| 2
| 2
| История освоения территории области
| 2
| 3
| Население Иркутской области
| 4
| 4
| Природно-ресурсный потенциал области
| 2
| 5
| Хозяйство Иркутской области
| 5
| 6
| Внешние экономические связи области
| 1
| 7
| Обобщение материала по Иркутской области
| 1
|
| ИТОГО
| 17
|
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе знать/понимать.
основные географические понятия и термины, различия плана, географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения, результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека, географическую зональность и поясность.
Уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами,хозяйственного потенциала, экологических проблем.
Приводить примеры
использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов.
Составлять
краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников информации и форм ее представления.
Определять
на местности, плане и карте расстояний, направления высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов.
Применять
приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы, представлять результаты измерений в разной форме.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участников,чтения карт различного уровня
учета фенологических изменений в природе своей местности, проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий.
Наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы своей местности, определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов.
Решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию,сохранению, улучшению, принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинфомационных.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся применительно к различным формам контроля знаний.
Предполагается проведение практических работ с использованием карт, глобусов, планов местности, дополнительной литературы, приборов; письменные проверочная работа по итогам изучения раздела 3. Подобные формы контроля позволяют проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, уровень усвоения материала и умение пользоваться полученными знаниями, что и является основными целями данного курса.
Система оценки достижений обучающихся.
Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали. Из усвоенного материала самостоятельно делаются выводы, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащийся хорошо ориентируется в материале.
Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная. Учащийся ориентируется в материале, выводы делаются с помощью учителя.
Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует. Учащийся не может делать выводы из материала урока.
Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью)
ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу. Обнаружено непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить даже при дополнительных вопросах.
Оценка практических работ по географии.
«5» - самостоятельность выполнения работы, выполнение в соответствии с планом, использование понятий и терминов, делаются выводы и заключения. Нет фактических неточностей, материал изложен правильным литературным языком.
«4» - работа выполнена правильно, в соответствии с планом, использованы термины и понятия, выводы не сделаны, либо сделаны неполные. Материал изложен правильным литературным языком.
«3» - выполнено от 50% до 70% работы. Не сделаны выводы. Не используются термины и понятия.
«2» - выполнено менее 40% работы, нет выводов, либо задание не сделано совсем.
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Бояркин В.М. География Иркутской области/В.М. Бояркин. – Иркутск; Вост-Сиб.кн.изд-во, 2000.
2. Иркутск и Иркутская область. Атлас, - М.; Федеральная служба Г и К России, 2010 г. Календарно- тематическое планирование Экономическая география Иркутской области. (17 часов).
№ п/п
| Тема, подтема
| Кол – во часов
| Дата
| Тип урока
| Контроль ЗУН
| Межпредметные связи
| Повторение
| Осн. виды деят-ти
| Оборудование
|
| Тема 1. Экономико - географическое положение.
| 2
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Экономико-географическое положение Иркутской области.
| 1
| 02.09
| выборочный
| Практическая работа №1
| экономика
| Стр.3-8
| Определение по картам ЭГП, крайних точек
| Экономическая карта Сибири и Дальнего Востока, карта РФ
| 2.
| Административно– территориальное устройство области.
| 1
| 09.09
| выборочный
|
| Экономика
| Расположение районов области
| Обозначение на контурной карте границ области и её районов.
| Карта РФ
|
| Тема 2. История освоения области.
| 2
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
| История освоения области.
| 1
| 16.09
| Урок усвоения новых знаний учащимися
|
| история
| Конспект темы
| Прослушивание сообщений об истории исследования области, запись в тетради
| Учебник, рефераты, картины
| 4.
| Исследование территории области.
| 1
| 23.09
| Урок усвоения новых знаний учащимися
|
| история
| Историческое прошлое Иркутской области
| Коммуникативные; Составление конспекта темы
| Рефераты, картины
|
| Тема 3. Население Иркутской области.
| 4
|
|
|
|
|
|
|
| 5.
| История формирования населения.
| 1
| 30.09
| Урок усвоения новых знаний учащимися
|
| История
| Население, воспроизводств населения. Стр.113-116
| Коммуникативные
| Рефераты, учебник
| 6.
| Численность и плотность населения. Демографическая ситуация.
| 1
| 07.10
| выборочный
| Практическая работа №2
Анализ демографической ситуации.
Составление диаграмм численности населения
| География России,экономика
| Стр.116-118
| Уметь анализирован и делать выводи по диаграммам
| Учебник, краеведческие материалы
| 7.
| Национальный состав населения. Рынок труда.
| 1
| 14.10
| выборочный
| Анализ национального состава своего населённого пункта по данным социологического опроса
| Экономика
| Стр.119
| Коммуникативные
| Рефераты, учебник
| 8.
| Типы поселений. Урбанизация.
| 1
| 21.10
| фронтальный
| Заполнение таблицы по городам
| Демография
| Стр.120-125
| Коммуникативные
| Политико-административная карта Иркутской области
|
| Тема 4. Природно – ресурсный потенциал области.
| 2
|
|
|
|
|
|
|
| 9.
| Минеральные ресурсы, закономерности размещения.
| 1
| 28.10
| выборочный
| Составление схемы размещения главных сырьевых баз области
| Экономика
| Стр.24-31
| Коммуникативные
| Учебник, атлас, экономическая карта области
| 10.
| Особенности размещения и хозяйственная оценка других видов ресурсов.
| 1
| 11.11
| Урок усвоения новых знаний учащимися
| Составление плана- конспекта темы
| Экология
| стр.32-83
| Коммуникативные
| Экономическая карта области
|
| Тема 5. Хозяйство Иркутской области.
| 5
|
|
|
|
|
|
|
| 11.
| Факторы развития экономики области.
| 1
| 18.11
| выборочный
| Составление схемы взаимосвязей отраслей хозяйства
| Экономика, экология
|
| Коммуникативные
| Таблица «Структура народного хозяйства»
| 12.
| Промышленность. Топливно – энергетический комплекс.
| 1
| 25.11
| выборочный
| Нанесение на контурную карту основных топливных баз
| Экология
| стр.143-153
| Коммуникативные
| Экономическая карта области, коллекция различных видов топлива,
| 13.
| Обрабатывающая промышленность.
| 1
| 02.12
| выборочный
| Составление конспекта темы
| Экология
| стр. I57-179
| Коммуникативные
| Учебник, карта области
| 14.
| Агропромышленный комплекс.
| 1
| 09.12
| выборочный
| Практическая работа №3
География сельского хозяйства.
| Экология, почвоведение
| Стр. 180-190
| Коммуникативные
| Таблица «АПК», карта
| 15.
| Транспорт области.
| 1
| 16.12
| фронтальный
| Прослушивание сообщения о Кругобайкальской железной дороге
| Экономика
| Стр.191-200
| Коммуникативные
| Атлас дорог России, рефераты
|
| Тема 6. Внешние экономические связи.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
| 16.
| Внешние экономические связи. Перспективы развития.
| 1
| 19.12
| выборочный
| Создание картосхемы «Внешние экономические связи Иркутской области»
| Экономика
| Стр.211-218
| Коммуникативные
| Карта РФ
|
| Тема 7. Обобщение материала
| 1
|
|
|
|
|
|
|
| 17.
| Итоговый урок.
| 1
| 23.12
| фронтальный
| Контрольная работа.
| Экология
| Вопросы стр.219-221
| Коммуникативные
| Тестовые задания
|
Список литературы
1. Бояркин В.М. География Иркутской области/В.М. Бояркин. – Иркутск; Вост-Сиб.кн.изд-во, 2000.
2. Иркутск и Иркутская область. Атлас, - М.; Федеральная служба Г и К России, 2010 г. |