Пояснительная записка курс «Экономическая география России. География населения и хозяйства России»





Скачать 156.18 Kb.
НазваниеПояснительная записка курс «Экономическая география России. География населения и хозяйства России»
Дата публикации14.09.2014
Размер156.18 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Экономическая география России. География населения и хозяйства России».

Завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны со всем ее многообразием и целостностью Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития, возрождении России как великой Европейской державы. Курс служит одной из основ формирования духовности, воспитанности, интернационализма будущих граждан России.

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2009 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.



Используемый УМК:

  1. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.

  2. И,И,Баринова. Поурочные разработки по географии. 9 класс. Волгоград.:Учитель,2007.

  3. В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.

  4. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.

  5. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

  6. А.С. Тайсин. География Республики Татарстан. 8-9 классы. К., Магариф, 2009.

  7. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.
Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков ___, зачетов ___, тестов ___ ч.;

Административных контрольных уроков ___ч.

Тематическое планирование по курсу «География России. Население и хозяйство» для 9 класса.


Раз-дел,

тема



урока в теме


Тема урока


Вид урока


Новые термины и понятия


Практическая работа


Формы контроля

Домашнее

задание

Дата пров-я план.

Дата пров-я

Факт.

Россия на политической карте мира (4 ч.)




Введение.

Место России в мире.

Политико- административное устройство России..

Географическое положение и границы России.

Государственные территории России.



Лекция.

Изучение нового материала.
Практикум.
Изучение

нового материала


СНГ, страны нового зарубежья, экономическая и социальная география, административное деление




№ 1 Работа на контурной карте: «Отметить автономные республики и округа».
№ 2.Определить страны 1 и 2 порядка.




Работа с картами.
Самост. работа

Работа на к.к.
Индив. опрос
.

Парагр.
№ 1


№ 2,3
№4







Географ. особенности экономики России. (3ч.)




География основных типов экономики на территории России.

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.


Изучение нового материала.

Практикум.

Семинар.


Командная, традиционная, рыночная система. Отрасль, сфера, ГРТ, МОК.



Индив., фронт. опрос.

Заполнение таблицы.
Сообщения уч-ся.


№10

№11
№12







Важнейщие межотраслевые комплексы

России.




Научный комплекс.

Машиностроительный комплекс.

Факторы размещения машиностроения.

География машиностроения.

Военно-промышленный комплекс.

Роль, значение и проблемы ТЭК.

Топливная промышленность.

Электроэнергетика.

Лекция.
Лекция.

Практикум.

Практикум.

Семинар.

Лекция.

Практикум.

Практикум.



МОК, факторы размещения, ВПК, тяжёлое машиностроение


Топливно-энергетический баланс, запасы, мощность пластов



№4. Определение главных районов размещения отраслей наукоемкого и металлоемкого машиностроения.
№5. Составление картосхемы основных угольных бассейнов.


Фронт. опрос.
Фронт. опрос. Работа с картами.
Работа с картами.


Сообщения.

Фронт.. индив опрос.
Составл. Хар-и отрасли.

Составл. Хар-и отрасли.

№13
№14

№15

№16

№17

№18
№19
№20







География отраслей хозяйства (13 ч.)




Состав и значение комплексов, производящих конструкционные материалы.

Металлургический комплекс.Факторы размещения предприятий Черная металлургия.

Цветная металлургия.

Химическая промышленность.

Факторы размещения химических предприятий.
Лесная промышленность.

Состав и значение АПК.

Земледелие и животноводство.

Пищевая и легкая промышленность.

Роль и значение транспортного комплекса.

Связь. Сфера обслуживания.

Обобщающий урок по теме «Отрасли народного хозяйства».




Лекция.

Практикум.
Актуализация знаний.

Практикум.

Изучение нового материала.
Практикум.
Изучение нового материала.

Практикум.

Семинар.
Обобщающий урок

Контрольная

работа


Конструкционные материалы, вторичные ресурсы.

Комбинат, металлургическая база, чёрная и цветная металлургия, технологическая цепочка производства металла.

Особенности химической промышленности, базы хим. пром-ти, ЛПК и особенности его размещения.

АПК, состав, отрасли, технические культуры.

Инфраструктура, грузооборот, транспортный узел, магистраль

№6. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

№7. Определение по картам размещения основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.


Опрос.

Составление характер-ки отрасли.
Составление таблицы.

Самост. работа.

Работа с картами. Самост. работа.

Составление таблицы.
Сообщения уч-ся.
Заполнение таблицы «Виды транспорта».

Тестирование.


№21


№22

№23

№2

№26


№27

№28

№29

№30

№31-33
№34







Региональная география (20ч.)




Экономическое районирование России. Состав, природные ресурсы, общие проблемы Центральной России. Население,экономика и территориальная структура Центральной России. Узловые районы Центральной России. Волго-Вятский и Центрально- Черноземный районы. Северо-Западный район. Европейский Север. ГП, природные условия и ресурсы. Население и хозяйство. Северный Кавказ. ГП, природные условия и ресурсы. Население и хозяйство. Поволжье. ГП, природные условия и ресурсы. Население и хозяйство. Урал. ГП, природные условия и ресурсы. Население и хозяйство. Общая характеристика восточного макрорегиона. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток

Обобщающий урок по теме «Экономические районы России


Лекция.
Лекция с беседой.
Практикум.

Практикум.
Изучение нов. мат-а.

Практикум. Изучение нов. мат-а.

Практикум.

Лекция.
Практикум.

Семинар.
Практикум.

Исследования.

Изучение нов. мат-а.

Лекция.
Изучение нов. мат-а.

Практикум.
Обобщающий урок.

Контрольная

Работа.

Причины районирования, виды районирования, экономический р-он, отрасль специализации, федеральный округ. ГРТ
План характеристики ЭГП, история освоения района.


План характеристики ЭГП, история освоения района.


№8. Определение по картам ЭГП района.

№ 9. . Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

№ 10 Оценка ЭГП Северного Кавказа, анализ условий для развития рекреационного хозяйства

№11.Экологические и водные проблемы Волги, оценки и пути решения.

№12.Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути их решения экологических проблем.

№13. Составление характеристики Норильского ТПК.


Работа с картами атласа.

Фронт. опрос.

Заполнение таблицы.

Составл.презентации.
Опрос.

Презентац.
Зап. Таблицы.

Фронт. опрос.

Работа с карточками

Сообщения

Работа на к.к.

Работа с картами атласа.

Самост. работа.
Самост. работа.

Презентации.

Тестирование.

№35
№37
№38
№39
№40

№41

№42
№43

№44,45

№46
№47,48

№49
№50,51

№52
№53, 54
№55,56

№57

№58

№59








География республики Татарстан.

(14ч.)




Административно-территориальное устройствоРТ.

Население РТ.

Трудовые ресурсы.

Общая характеристика хозяйства РТ.

ТЭК.

Машиностроительный комплекс.

Химическая и нефтехимическая промышленность.

Строительный комплекс.

Легкая и пищевая промышленность.

Агропромышленный комплекс.

Транспортный комплекс.

Районирование территории РТ.

Обобщающий урок по теме «Отрасли хозяйства РТ».

Изучение нов. материала.

Практикум.
Практикум.
Изучение нов. материала.
Практикум.
Лекция.

Изучение нов. материала.

Практикум.
Актуализация знаний и умений.

Семинар.
Актуализация знаний и умений.

Изучение нов. материала.

Практикум.

Контрольная

Работа.




№1. Определить географическое положение РТ.


№2.Определение по статистическим материалам доли занятых в отдельных отраслях хозяйства.
№3. Составление характеристики одной из подотраслей пищевой промышленности своего района.
№4. Составить картосхему «Транспорт РТ».



Работа с картами.

Работа с

картами, составление прогноза.

Составление плана изучения.

Составление схемы.

Фронт. опрос.

Индив. опрос.

Составление схемы.
Фронт. опрос.

Сообщения уч-ся.
Сост.презентаций.

Работа с

картами, составление прогноза.
Тестирование.

Стр. 5-8
Стр.118-124

Стр.124-133
Стр.134-139

Стр.140-144

Стр.144-147
Стр.148-151
Стр.151-154

Стр.154-164
Стр.164-178

Стр.179-186

Стр.187-220







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка курс «Экономическая география России. География населения и хозяйства России» iconПояснительная записка Курс «География Иркутской области»
«География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география...
Пояснительная записка курс «Экономическая география России. География населения и хозяйства России» iconРабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый...
«География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география...
Пояснительная записка курс «Экономическая география России. География населения и хозяйства России» iconРабочая программа основного общего образования по географии для 9...
Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего...
Пояснительная записка курс «Экономическая география России. География населения и хозяйства России» iconУрок №19 и 20 Тема: Топливно-энергетический комплекс России
Учебно-наглядный комплекс: учебник “Экономическая и социальная география России”, карта, компьютер, медиапроектор, экран, электронный...
Пояснительная записка курс «Экономическая география России. География населения и хозяйства России» iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании
Примерной программы основного общего образования по географии «География России»(VIII-IX классы), авторской программы: Ким Э. В.,...
Пояснительная записка курс «Экономическая география России. География населения и хозяйства России» iconРабочая программа по географии 8 класс Пояснительная записка. Курс «География России»
России как великой евроазиатской державы. Данный курс служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма...
Пояснительная записка курс «Экономическая география России. География населения и хозяйства России» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 14 Экономическая и...
«Экономическая и социальная (общественная) география России» является базовым в системе профессионально педагогического, а так же...
Пояснительная записка курс «Экономическая география России. География населения и хозяйства России» iconУчебная программа дисциплины дпп. 05 Экономическая география основная...
Место дисциплины. Общая экономическая и социальная география включает темы, охватывающие как теоретические проблемы науки, так и...
Пояснительная записка курс «Экономическая география России. География населения и хозяйства России» iconРабочая программа по географии Иркутской области (8-9 класс)
«География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география...
Пояснительная записка курс «Экономическая география России. География населения и хозяйства России» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе примерной...
Классов Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч региональная характеристика...
Пояснительная записка курс «Экономическая география России. География населения и хозяйства России» iconРабочая программа для студентов одо направления 021000. 62 «география»
В. А. Ермолаева. География сельского хозяйства: Учебно – методический комплекс, рабочая программа для студентов очной формы обучения...
Пояснительная записка курс «Экономическая география России. География населения и хозяйства России» iconПояснительная записка к программе География. Начальный курс. 6 класс
Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс
Пояснительная записка курс «Экономическая география России. География населения и хозяйства России» iconПрограмма элективного курса по географии для 9 класса «География...
Рф имеет общие границы, расширить мировоззренческие представления о современном геополитическом пространстве России. Данный курс...
Пояснительная записка курс «Экономическая география России. География населения и хозяйства России» iconФонд оценочных средств по дисциплине новая экономическая география
Социальный состав, образовательный уровень, национальный состав населения России
Пояснительная записка курс «Экономическая география России. География населения и хозяйства России» iconРабочая программа по курсу география 10 класс
Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников
Пояснительная записка курс «Экономическая география России. География населения и хозяйства России» iconРабочая программа дисциплины география поволжья
Курс «География Поволжья» является логическим продолжением предшествующего модуля «Физическая география», некоторых разделов модуля...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск