Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 19 Методика обучения конструированию





Скачать 120.68 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 19 Методика обучения конструированию
Дата публикации20.09.2013
Размер120.68 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

СД. Ф. 19

Методика обучения конструированию


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


050717 Специальная дошкольная педагогика и психология

(для студентов дневного отделения)

Утверждено на заседании кафедры

педагогики

Психолого-педагогического института

(протокол № 1 от 25.09.2012.)

Зав. кафедрой:

____________ Рычкова Н.А.

Автор программы: Н.И. Полюсова, ст. преподаватель
Пояснительная записка:

«Методика обучения конструированию» является специальной дисциплиной ВУЗа. Данный курс направлен на подготовку квалифицированных специалистов, владеющих необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками в области трудового воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

- сформировать представление о важности продуктивной деятельности в системе коррекционно-воспитательной работы;

- раскрыть психолого-педагогические основы методики обучения конструированию дошкольников;

- познакомить студентов с современными программами по обучению конструированиию;

- сформировать умение составлять конспекты занятий;
- способствовать развитию художественно-творческих способностей студентов и дать им необходимые практические знания, умения и навыки для выполнения творческих работ с дошкольниками;

- формировать педагогические способности студентов и дать им необходимые знания, умения и навыки для успешной педагогической деятельности;

- способствовать формированию творческого подхода к учебному процессу, направленного на повышение его эффективности.

Студенты должны знать:

- о роли и месте предмета «Методики обучения конструированию» в образовании, воспитании и развитии дошкольников с ограниченными возможностями здоровья;

- особенности конструктивной деятельности дошкольников с ОВЗ;

- особенности программы по обучению конструированию для специальных дошкольных учреждений;

- особенности построения занятий по обучению конструированию в специальных дошкольных учреждениях;

Студенты должны уметь:

- формировать конструктивные умения и навыки у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья;

- выполнять поделки по всему курсу программы (в рамках ручного труда), используя соответствующую литературу;

- знать свойства применяемых в работе материалов;

- знать технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;

- оформлять уроки наглядным материалом и образцами;

- выполнять санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к оборудованию, материалам и инструментам, применяемым на занятиях по ручному труду.

В процессе освоения программы дисциплины студенты делают тематические сообщения, выполняют практические задания, изделия, пишут рефераты

Изучение курса «Методика обучения конструированию» заканчивается зачетом, при этом учитывается выполнение заданий по всем темам курса.
Темы для самостоятельного изучения.



Понятие « конструктивная деятельность и ручной труд дошкольников с ОВЗ»

Составить конспекты:

- Гаврилушкина О.П. «Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей»,

- Головчиц В.А. и др. «Конструирование и изобразительная деятельность детей с нарушениями слуха»,

- Григорьева Л.П., Сташевский С.В. « Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения»,

-Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.Г. « Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду».


2


Круглый стол.




Компоненты конструктивной деятельности.

Составьте таблицу:


Компонент

Развитие компонента

пример






















4


Проверка выполнения работы.



Особенности конструктивной деятельности дошкольников с ОВЗ.

Подготовить рефераты по всем нарушениям.


10


Выступления на практическом занятии.



Виды конструирования.


Составить конспект : Л.В.Куцакова « Конструирование и ручной труд в детском саду».

2

Проверка конспектов.



Условия конструктивной деятельности.

Составьте таблицу условий по возрастным группам и нарушениям.


4

Проверка таблиц. Выступление на ПР занятии.



Средства и методы конструктивной деятельности и ручного труда.

Составить схему общепедагогических и специальных методов и приемов.

4

Круглый стол.



Конструирование и ручной труд в семье.

Написать консультацию для родителей.

10

Проверка. Выступление на практическом занятии.


Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Занятие 1. Методика обучения работе с бумагой и картоном.

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности работы с бумагой и картоном.

2. Виды поделок из бумаги и картона.
Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить конспект занятия по теме «Работа с бумагой»

2. Выполнить изделие из бумаги или картона.
Литература.


  1. Гульянц Э. «Учите детей мастерить». - М, 1984.

  2. Гусакова М. « Поделки к празднику» // Дошкольное воспитание. -1980-№3.

  3. Лонгинова З. « Изготовление игрушек-самоделок» //Дошкольное воспитание.

1983-№1, 1980-6 1981-№7.

  1. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М,1980.


Занятие 2. Методика обучения работе с природными и бросовым материалами.
Вопросы для обсуждения:

1. Особенности работы с природными и бросовым материалами.

2. Виды поделок из природных и бросовых материалов.
Задания для самостоятельной работы:

1. Продумать организацию урока-экскурсии для сбора природного материала, составить план-конспект данного занятия.

2. Выполнить изделие из природного материала.
Литература.


  1. Власова Н. « Поделки из природного материала» //Дошкольное воспитание. - 1981-1.

  2. Котенева Г. Игрушки-самоделки на занятиях и в играх //Дошкольное воспитание. - 1983-№4.

  3. Куцакова Л. Конструирование из природного материала //Дошкольное воспитание. 1986 -№2.

  4. Петровская Л. Поделки из природного материала //Дошкольное воспитание. - 1983-№8.


Занятие 3. Методика обучения работе с конструктором.

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности работы с конструктором.

2. Виды поделок из мелкого, крупного и металлического конструктора.
Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить конспекты занятий по теме «Работа с конструктором» (по всем возрастным группам).
Литература.

  1. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества.. - М, 1976.

  2. Лиштван З.В. « Конструирование» , М,1981.

  3. Парамонова Л.А. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М, 1978.

  4. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.Д. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. - М, 1994.


Занятие 4. Методика обучения работе с текстильным материалом(4час)
Вопросы для обсуждения:

1. Особенности работы с текстильным материалом.

2. Виды поделок из текстильного материала.
Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить конспект занятия по теме «Работа с текстильным материалом».

2. Выполнить изделие из текстильного материала.
Литература.


  1. Гусакова М. Из истории аппликации //Дошкольное воспитание. - 1980 - №10.

  2. Гусакова М. Аппликация из ткани //Дошкольное воспитание. -1980 №12.

  3. Калинина Л. Воспитание целеустремленности у дошкольников при обучении шитью мягкой игрушки //Дошкольное воспитание. - 1983- №5.

  4. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М, 1990.


Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
(основная)

  1. Гусакова А.М., Мимарева Е.И., Ромашкина В.И. Методика трудового обучения. –М., 1990

  2. Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. – М., 2005

  3. Ковалева Е.А. Трудовое обучение во вспомогательной школе. Из опыта работы. – М, 1980

  4. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С.Комаровой.- М, 1985

  5. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М, 1981

  6. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Учебное пособие. – М., 1999

  7. Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. – М., 1992

  8. Романова Л.. Михайленко Л. Органитзация ручного труда в семье //Дошкольное воспитание. - 1987 - №8

  9. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. – М., 1994



(дополнительная)

  1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М, 1964.

  2. Цеханская Л.И. « Формирование графического моделирования в продуктивных видах деятельности дошкольника». М, 1976.



    1. Примерные зачетные тестовые задания.




  1. Конструктивная деятельность – это...

  2. Перечислите виды конструирования по Мухиной В.С.

  3. Выберите организационно- педагогические и психологические условия формирования у ребенка с ОВЗ положительного отношения к трудовой деятельности и ручному труду:

- создание материальной базы;

-систематическое стимулирование двигательной активности;

- усиление интеллектуального компонента в работе;

- опора на сохранные органы чувств;

- соблюдение охранительного режима;

- систематическое повторение трудовых навыков и умений;

-обеспечение внешнего контроля и поддержки;

- создание ситуации успеха;

- пропедевтическая работа;

  • расширение опыта детей.

4. Назовите исследователей в области конструктивной деятельности дошкольников: Солнцева Л.И., Парамонова Л.А., Сеченов И.М., Лурия А.Р., Мухина А.С., Лиштван З.В., Нечаева В.Г., Фарапонова Э.А., Боскис Р.М., Гаврилушкина О.П.

5. « Развитие конструктивного мышления, создание условий для формирования предпосылок творчества, создание условий для сотрудничества в совместной деятельности» - это….

6. С какими видами детской деятельности тесно связано конструирование?

7. Перечислите качества личности, которые формируются в процессе конструирования.

8. Назовите формы организации конструктивной деятельности дошкольников с ОВЗ.

  1. Какой вид конструирования позволяет ребенку включиться в самостоятельную конструктивную деятельность?

  2. Какова роль родителей в конструктивной деятельности и ручном труде дошкольников с ОВЗ?


Примерный перечень вопросов к зачету.


  1. Психолого-педагогические основы обучения конструированию и ручному труду дошкольников с ОВЗ.

  2. Роль труда в развитии личности детей с аномалиями в развитии.

  3. Конструирование и ручной труд в системе коррекционно-воспитательной работы.

  4. Образовательные и коррекционно-воспитательные задачи обучения дошкольников с нарушениями в развитии конструированию.

  5. Образовательные и коррекционно-воспитательные задачи обучения дошкольников с нарушениями в развитии ручному труду.

  6. Структура программы по конструированию.

7.Особенности развития компонентов трудовой деятельности дошкольников с ОВЗ.

  1. Структура программы по ручному труду.

  2. Требования к занятиям по конструированию и ручному труду в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

  3. Формы организации занятий по ручному труду и конструированию.

  4. Принципы обучения дошкольников с ОВЗ конструированию и ручному труду.

  5. Методы и приемы обучения дошкольников с ОВЗ конструированию и ручному труду.

  6. Оборудование занятий по конструированию и ручному труду.

  7. Роль педагога в организации коррекционно-воспитательной работы по конструированию и ручному труду.

  8. Особенности работы с бумагой.

  9. Особенности работы с природным материалом.

  10. Особенности работы с конструктором.

  11. Особенности работы с текстильным материалом.

  12. Организация работы по конструированию на участке ДОУ.

  13. Организация ручного труда и конструирования в семье.

  14. Виды конструктивной деятельности ( по Мухиной В.С).

  15. Особенности конструктивной деятельности у детей с умственной отсталостью.

  16. Особенности конструктивной деятельности у детей с ЗПР.

  17. Особенности конструктивной деятельности у детей с нарушениями зрения.

  18. Особенности конструктивной деятельности у детей с нарушениями слуха.

  19. Особенности конструктивной деятельности у детей с ДЦП.

  20. Особенности конструктивной деятельности у детей с нарушениями речи и общения.



    1. Примерная тематика рефератов

  1. Развитие творческих способностей дошкольников с нарушениями в развитии в процессе трудовой деятельности.

  2. Межпредметные связи на занятиях по конструированию и ручному труду в коррекционных образовательных учреждениях.

  3. Развитие технического творчества дошкольников с нарушениями в развитии во внеурочной работе по труду.

  4. Организация работы по конструированию и ручному труду в семье.


Примерная тематика курсовых работ


  1. Практическая направленность обучения ручному труду и конструированию дошкольников с ОВЗ.

  2. Коррекционно-развивающая направленность работы по изготовлению предметных аппликаций на занятиях ручного труда в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

  3. Коррекционно-развивающая направленность работы с конструктором на занятиях в коррекционных образовательных учреждениях.

  4. Коррекционно-развивающая направленность работы с природным материалом на занятиях ручного труда в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

  5. Особенности конструктивной деятельности детей с ОВЗ в свободное от занятий время.



Глоссарий.
«Трудовое воспитание» - воспитание сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности через формирование привычки к труду путем включения личности в активную трудовую деятельность и ткой организации этой деятельности, чтобы она способствовала формированию удовлетворенности ее процессом и результатом.

Цель трудового воспитания дошкольников –формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности.

Трудовые действия – относительно самостоятельные процессы трудовой деятельности.

Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо поручение.

Дежурство – труд одного или нескольких детей в интересах всей группы.

Коллективный труд – это такая форма организации труда, при которой дети решают не только трудовые, а и нравственные задачи.

Условия трудового воспитания дошкольников с ОВЗ – эмоционально-положительная атмосфера, организация материальной среды и трудового оборудования, учет индивидуальной нагрузки и интересов.

Методы трудового воспитания – показ, объяснение, обсуждение, оценка, обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

Мотивы трудовой деятельности – получение положительной оценки своих действий от взрослых, самоутверждение, вступление в общение со взрослым, принесение пользы другим (общественный мотив).

Особенности трудовой деятельности дошкольников – не создает материальных ценностей, труд носит воспитательный характер, близость детского труда к игре, трудовые навыки и поручения не являются профессиональными, ситуативный характер труда, трудовая деятельность дошкольника предполагает участие и помощь взрослого.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 19 Методика обучения конструированию iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания теологии»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 19 Методика обучения конструированию iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 19 Методика обучения конструированию iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 19 Методика обучения конструированию iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 19 Методика обучения конструированию iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 19 Методика обучения конструированию iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика...
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 19 Методика обучения конструированию iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика...
Образовательная цель: закрепление, совершенствование и расширение знаний и умений, полученных при обучении в учебных мастерских и...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 19 Методика обучения конструированию iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7
«Основы психоконсультирования» является профессионально-ориентированным курсом в системе подготовки студентов педагогического университета,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 19 Методика обучения конструированию iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. Р. 1 Методика...
Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 Зеленодольского муниципального...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 19 Методика обучения конструированию iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика...
Ы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 19 Методика обучения конструированию iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика...
Цель освоения дисциплины «Методология и методика социологического исследования»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 19 Методика обучения конструированию iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей факультета...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей факультета заочного обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 19 Методика обучения конструированию iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 19 Методика обучения конструированию iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методика музыкального воспитания»
Психолого-педагогическая работа с дошкольниками по освоению образовательных областей
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 19 Методика обучения конструированию iconМетодические указания по изучению дисциплины для курсантов, слушателей...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей фкультета заочного обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 19 Методика обучения конструированию iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины 16 методические...
Форма обучения: очная, заочная, заочная сокращенная на базе среднего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск