Скачать 120.68 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ СД. Ф. 19 Методика обучения конструированию ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология (для студентов дневного отделения) Утверждено на заседании кафедры педагогики Психолого-педагогического института (протокол № 1 от 25.09.2012.) Зав. кафедрой: ____________ Рычкова Н.А. Автор программы: Н.И. Полюсова, ст. преподаватель Пояснительная записка: «Методика обучения конструированию» является специальной дисциплиной ВУЗа. Данный курс направлен на подготовку квалифицированных специалистов, владеющих необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками в области трудового воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: - сформировать представление о важности продуктивной деятельности в системе коррекционно-воспитательной работы; - раскрыть психолого-педагогические основы методики обучения конструированию дошкольников; - познакомить студентов с современными программами по обучению конструированиию; - сформировать умение составлять конспекты занятий; - способствовать развитию художественно-творческих способностей студентов и дать им необходимые практические знания, умения и навыки для выполнения творческих работ с дошкольниками; - формировать педагогические способности студентов и дать им необходимые знания, умения и навыки для успешной педагогической деятельности; - способствовать формированию творческого подхода к учебному процессу, направленного на повышение его эффективности. Студенты должны знать: - о роли и месте предмета «Методики обучения конструированию» в образовании, воспитании и развитии дошкольников с ограниченными возможностями здоровья; - особенности конструктивной деятельности дошкольников с ОВЗ; - особенности программы по обучению конструированию для специальных дошкольных учреждений; - особенности построения занятий по обучению конструированию в специальных дошкольных учреждениях; Студенты должны уметь: - формировать конструктивные умения и навыки у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья; - выполнять поделки по всему курсу программы (в рамках ручного труда), используя соответствующую литературу; - знать свойства применяемых в работе материалов; - знать технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; - оформлять уроки наглядным материалом и образцами; - выполнять санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к оборудованию, материалам и инструментам, применяемым на занятиях по ручному труду. В процессе освоения программы дисциплины студенты делают тематические сообщения, выполняют практические задания, изделия, пишут рефераты Изучение курса «Методика обучения конструированию» заканчивается зачетом, при этом учитывается выполнение заданий по всем темам курса. Темы для самостоятельного изучения.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Занятие 1. Методика обучения работе с бумагой и картоном. Вопросы для обсуждения: 1. Особенности работы с бумагой и картоном. 2. Виды поделок из бумаги и картона. Задания для самостоятельной работы: 1. Подготовить конспект занятия по теме «Работа с бумагой» 2. Выполнить изделие из бумаги или картона. Литература.
1983-№1, 1980-6 1981-№7.
Занятие 2. Методика обучения работе с природными и бросовым материалами. Вопросы для обсуждения: 1. Особенности работы с природными и бросовым материалами. 2. Виды поделок из природных и бросовых материалов. Задания для самостоятельной работы: 1. Продумать организацию урока-экскурсии для сбора природного материала, составить план-конспект данного занятия. 2. Выполнить изделие из природного материала. Литература.
Занятие 3. Методика обучения работе с конструктором. Вопросы для обсуждения: 1. Особенности работы с конструктором. 2. Виды поделок из мелкого, крупного и металлического конструктора. Задания для самостоятельной работы: 1. Подготовить конспекты занятий по теме «Работа с конструктором» (по всем возрастным группам). Литература.
Занятие 4. Методика обучения работе с текстильным материалом(4час) Вопросы для обсуждения: 1. Особенности работы с текстильным материалом. 2. Виды поделок из текстильного материала. Задания для самостоятельной работы: 1. Подготовить конспект занятия по теме «Работа с текстильным материалом». 2. Выполнить изделие из текстильного материала. Литература.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины. (основная)
(дополнительная)
- создание материальной базы; -систематическое стимулирование двигательной активности; - усиление интеллектуального компонента в работе; - опора на сохранные органы чувств; - соблюдение охранительного режима; - систематическое повторение трудовых навыков и умений; -обеспечение внешнего контроля и поддержки; - создание ситуации успеха; - пропедевтическая работа;
4. Назовите исследователей в области конструктивной деятельности дошкольников: Солнцева Л.И., Парамонова Л.А., Сеченов И.М., Лурия А.Р., Мухина А.С., Лиштван З.В., Нечаева В.Г., Фарапонова Э.А., Боскис Р.М., Гаврилушкина О.П. 5. « Развитие конструктивного мышления, создание условий для формирования предпосылок творчества, создание условий для сотрудничества в совместной деятельности» - это…. 6. С какими видами детской деятельности тесно связано конструирование? 7. Перечислите качества личности, которые формируются в процессе конструирования. 8. Назовите формы организации конструктивной деятельности дошкольников с ОВЗ.
Примерный перечень вопросов к зачету.
7.Особенности развития компонентов трудовой деятельности дошкольников с ОВЗ.
Примерная тематика курсовых работ
Глоссарий. «Трудовое воспитание» - воспитание сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности через формирование привычки к труду путем включения личности в активную трудовую деятельность и ткой организации этой деятельности, чтобы она способствовала формированию удовлетворенности ее процессом и результатом. Цель трудового воспитания дошкольников –формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности. Трудовые действия – относительно самостоятельные процессы трудовой деятельности. Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо поручение. Дежурство – труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Коллективный труд – это такая форма организации труда, при которой дети решают не только трудовые, а и нравственные задачи. Условия трудового воспитания дошкольников с ОВЗ – эмоционально-положительная атмосфера, организация материальной среды и трудового оборудования, учет индивидуальной нагрузки и интересов. Методы трудового воспитания – показ, объяснение, обсуждение, оценка, обучение отдельным способам выполнения трудовых операций. Мотивы трудовой деятельности – получение положительной оценки своих действий от взрослых, самоутверждение, вступление в общение со взрослым, принесение пользы другим (общественный мотив). Особенности трудовой деятельности дошкольников – не создает материальных ценностей, труд носит воспитательный характер, близость детского труда к игре, трудовые навыки и поручения не являются профессиональными, ситуативный характер труда, трудовая деятельность дошкольника предполагает участие и помощь взрослого. |
Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания... Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания теологии» | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Административная... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика... Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся... | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика... Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика... Образовательная цель: закрепление, совершенствование и расширение знаний и умений, полученных при обучении в учебных мастерских и... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7 «Основы психоконсультирования» является профессионально-ориентированным курсом в системе подготовки студентов педагогического университета,... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Р. 1 Методика... Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 Зеленодольского муниципального... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика... Ы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика... Цель освоения дисциплины «Методология и методика социологического исследования» | Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей факультета... Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей факультета заочного обучения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В... «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика музыкального воспитания» Психолого-педагогическая работа с дошкольниками по освоению образовательных областей | ||
Методические указания по изучению дисциплины для курсантов, слушателей... Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей фкультета заочного обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины 16 методические... Форма обучения: очная, заочная, заочная сокращенная на базе среднего профессионального образования |