Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей факультета заочного обучения обсужден на заседании кафедры





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей факультета заочного обучения обсужден на заседании кафедры
страница1/3
Дата публикации07.01.2015
Размер0.62 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Информатика > Методические рекомендации
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры экономики,

бухгалтерского учета и аудита

Краснодарского университета МВД

России, полковник полиции

____________________ А. Б. Цукахин

«____» ____________________ 201_ г.

Дисциплина: Финансовый менеджмент

Специальность: 080109. 65 – Бухгалтерский учёт, анализ и аудит

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ФАКУЛЬТЕТА ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ


Обсужден на заседании кафедры Подготовил:

Протокол ___ преподавателя кафедры

От «___» ______________201__ г. К.А. Карташов
Краснодар 201__

ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях творческая одаренность и нестандартная самостоятельная деятельность человека становятся основным ресурсом функционирования и развития общества. Поэтому перед высшей школой стоит задача - готовить специалистов, способных изменить экономическую, правовую и научно-техническую основу нашего общества, обеспечить его прогрессивное развитие. Чтобы решить эту задачу, необходимо активизировать познавательную учебную деятельность слушателей и курсантов. При этом особая роль принадлежит совершенствованию самостоятельной работы, поскольку она способствует формированию творческого подхода к будущей профессии, наиболее полно раскрывает индивидуальные черты и способности человека.

Самостоятельную работу следует отличать от самостоятельной подготовки (самоподготовки) как одной из основных форм обучения. «Самоподготовка отражает организационную и временную характеристику самостоятельной деятельности обучаемых, т. е. определяет где, когда и сколько времени могут слушатели и курсанты самостоятельно работать по изучению программного материала, по решению других учебных задач»1.

Самостоятельная работа - метод обучения курсантов и слушателей, который обеспечивает творческое овладение специальными знаниями и навыками. В процессе самостоятельной работы слушатель должен активно воспринимать, осмысливать и углублять полученную информацию, решать практические задачи, овладевать профессионально необходимыми умениями. Самостоятельная работа охватывает все виды и формы учебных занятий, как проводимые в аудитории под руководством и при непосредственном контроле преподавателя (лекция, семинар, урок и т.д.), так и вне ее (работа в библиотеке, учебном кабинете, в общежитии и т. д.).

Следовательно, главным требованием к самостоятельной работе является активизация познавательной деятельности слушателей и курсантов при изучении учебных дисциплин и рациональная организация их учебной деятельности.

Далеко не все слушатели и курсанты правильно организуют свои занятия, что очень часто ведет к непроизводительной трате времени, слабому усвоению учебного материала и, в конечном итоге, к снижению уровня подготовки будущего специалиста. Это относится прежде всего к первокурсникам, которые не нашли еще оптимальных путей организации самостоятельной работы.

Результативность самостоятельной работы зависит как от общеобразовательной подготовки, способностей и волевых качеств учащегося, так и от организации его учебной деятельности преподавателем. Начиная с планирования учебного процесса и заканчивая методикой проведения индивидуальной консультации, все должно быть проникнуто одной главной идеей: дать слушателю и курсанту верное направление в изучении предмета, оказать необходимую помощь в организации самостоятельной работы.

В предлагаемых рекомендациях основное внимание сосредоточено на проблеме рациональной организации умственного труда, включающей в себя умение слушать и записывать лекционный материал, осуществлять поиск учебной и научной литературы, работать с ней, самостоятельно выполнять письменные работы, готовиться к устным выступлениям, экзаменам и т.д.

Глава 1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
1. МЕТОДИКА БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ПОИСКА ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ. БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Приступая к подготовке курсовой или дипломной работы, реферата, доклада, выступления, необходимо, прежде всего, осуществить подбор литературы по интересующей теме. Знакомство с имеющейся по теме вашей работы литературой начинается с разработки замысла предполагаемого исследования, который, находит свое выражение в теме и рабочем плане. Это дает возможность осуществить целеустремленный поиск источников информации по выбранной теме и достичь требуемого уровня осмысления находимого вами материала.

Далее необходимо составить картотеку научных источников по теме. Хорошо составленная картотека даже при беглом обзоре заголовков позволяет охватить проблему в целом.

Необходимо просмотреть все виды источников, связанных содержанием с вашей темой. В их число могут входить материалы, опубликованные в отечественной и зарубежной периодике, монографии, информация, полученная по сети Интернет, отчеты о научно-исследовательских работах, диссертации, депонированные рукописи, отчеты специалистов о зарубежных командировках, материалы зарубежных фирм.

Степень разработанности темы нагляднее всего становится после знакомства с информационными изданиями типа каталогов. В отличие от обычных библиографических изданий информационные издания включают в себя не только сведения о публикациях в печати, но и краткий обзор их содержания. Такие издания характеризуются информационной оперативностью, новизной, широтой охвата источников и наличием справочного аппарата, позволяющего быстро систематизировать и отыскивать документы.

В настоящее время в России выпуском информационных изданий занимаются институты, центры и службы научно-технической информации (НТИ). Они объединяются в Государственную систему научно-технической информации (ГСНТИ), осуществляющую централизованный сбор и обработку основных видов документов (обработкой отечественной и зарубежной литературы по естествознанию и техническим наукам занимается ВИНИТИ, по общественным наукам — ИНИОН, по патентной документации — НПО «Поиск»; отчеты о НИР и ОКР, защищенные диссертации обрабатывает ВНТИЦ, нормативно-техническую документацию — ВНИИКИ).

Информационные издания этих институтов и организаций подразделяются на три вида: библиографические, реферативные и обзорные.

Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые информируют о том, что издано. Здесь библиографическое описание выполняет две функции — сигнальную (оповещает о появлении документа) и адресную (сообщает необходимые сведения для его отыскания). Из библиографических описаний составляются библиографические указатели и библиографические списки.

Библиографические указатели чаще всего носят сигнальный характер и состоят из перечня библиографических описаний (часто без аннотаций и рефератов). Эти издания наиболее полно отражают отечественную и зарубежную литературу. Их отличают оперативность подготовки и сравнительно короткие сроки с момента выхода публикации до момента отражения ее в указателе.

Реферативные издания содержат публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К реферативным изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки.

В Российской Федерации реферативные журналы по социальным и гуманитарным наукам издает ИНИОН РАН под общим заголовком «Реферативный журнал» (РЖ). РЖ ИНИОН - основное и самое распространенное в нашей стране реферативное издание, которое наиболее полно отражает всю мировую литературу по социологии, философии, истории, экономике, праву, востоковедению, религиоведению и т.д., публикуя рефераты, аннотации и библиографические описания статей, монографий, научных сборников.

РЖ ИНИОН - единое многосерийное издание, состоящее из сводных томов (в которые входят выпуски, издающиеся самостоятельными тетрадями) и из отдельных выпусков, не входящих в сводные тома. Периодичность их выхода в свет - 4 раза в год. Интервал с момента появления публикации до ее отражения в РЖ - в среднем около 4 месяцев. Реферативные журналы по социальным и гуманитарным наукам выпускаются по рубрикам: государство и право, литературоведение, языкознание, история, экономика, философия, социология, науковедение (реферируется отечественная и зарубежная литература) и др.

ИНИОН выпускает оптические компакт-диски (СD-RОМ) с библиографическими базами данных по социальным и гуманитарным наукам. Производятся два вида дисков: текущие, которые содержат библиографические описания источников (книг и статей) по всем отраслям социальных и гуманитарных наук, поступившим в фонды библиотеки ИНИОН за 1-3 года, и ретроспективные тематические, содержащие массивы за 10-15 лет. Диски также комплектуются справочно-нормативными файлами ИНИОН и проблемно-ориентированными базами данных. Библиографическая запись включает сведения об авторах, о названии, об источнике (журнале или сборнике статей, в котором опубликована работа), о дате и месте издания публикации на языке оригинала; краткую аннотацию на русском языке; поисковые термины (ключевые слова и дескрипторы) на русском и частично на английском языках; коды рубрикатора ИНИОН, код языка источника по стандарту ISО и другие данные.

Информационно-поисковая система «IRBIS» (версии DOS и Windows'95) позволяет легко и удобно выполнять простые и сложные запросы; имеет подробную справочную информацию о всех функциях и возможностях пользователя.

Служба доставки электронных копий первоисточников предлагает всем пользователям баз данных ИНИОН на оптических компакт-дисках или в Интернете оперативную доставку копий источников (статей из журналов и сборников), находящихся в фондах библиотеки ИНИОН. Копии высылаются по электронной почте или через Интернет. Работает также электронная доставка копий источников из фондов многих российских и зарубежных библиотек. Обратиться в ИНИОН за получением услуг можно по следующим адресам: e-mail: info @ inion.ru

http: //www.inion.ru

В последние годы все большую помощь в научной работе оказывает компьютерная сеть Интернет, которая позволяет с минимальными затратами труда и, в кратчайший срок получить по интересующей теме информацию, на что с использованием традиционных каналов ушло бы несколько месяцев. Интернет — это также замечательный, легкий и сравнительно недорогой способ связи с отечественными и зарубежными коллегами. Через Интернет можно обратиться к зарубежным коллегам с каким-то вопросом, по которому вам трудно получить информацию в литературе и местных библиотеках. Интернет компенсирует нехватку информации, обусловленную географическим положением вашего места жительства, дороговизной поездок в столичные библиотеки, дефицитом специальной литературы, состоянием здоровья. Кроме того, в Интернете можно найти и такую информацию, которая никогда не публиковалась в книгах и периодике, и такую, которая настолько свежа, что ее просто не успели перевести на русский язык. Интернет позволяет обмениваться научными материалами с коллегами.

Подбор литературы можно производить и в библиотеках, которые в настоящее время представляют собой сложные системы хранения и использования информации. Чтобы использовать библиотеки с максимальной продуктивностью, нужно знать возможности библиотечного обслуживания и методику библиографического поиска.

Наиболее полное представление о фонде библиотеки можно получить при помощи ее справочно-библиографического аппарата, который состоит из каталогов, карточек и библиографических указателей.

Алфавитный каталог - библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке имен или фамилий индивидуальных авторов, наименований коллективных авторов или заглавий произведений печати и других документов. Алфавитный каталог позволяет найти все произведения одного автора, различные издания одного и того же произведения.

Систематический каталог - библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются по отраслям знания, в соответствии с определенной системой библиотечно-библиографической классификации. Систематический каталог раскрывает содержание фонда, предоставляя информацию о литературе по различным отраслям знания.

Алфавитно-предметный указатель - вспомогательный аппарат к систематическому каталогу, представляющий собой алфавитный перечень предметных рубрик, раскрывающих содержание отраженных в систематическом каталоге произведений печати, других документов с указанием соответствующих классификационных индексов.

Предметный каталог - библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке предметных рубрик. Предметный каталог раскрывает содержание фонда и обеспечивает простой и оперативный поиск по конкретному вопросу, об отдельном предмете и близких предметах, независимо от того, с точки зрения какой отрасли знания рассматривается данный предмет.

Систематическая картотека статей дополняет систематический каталог, так как включает карточки на статьи и материалы из периодических изданий и сборников по актуальным вопросам.

Справочно-библиографический аппарат - совокупность справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов и картотек, предназначенная для поиска информации.

Правила библиографического описания на карточке довольно просты:

1. Описание под индивидуальным автором применяется для изданий, созданных не более чем тремя авторами. При этом, если книга написана двумя или тремя авторами, их фамилии на карточке указываются в той же последовательности, что и на титульном листе издания.

Например:

Яковлева Л.В., Харченко И.Р. Уголовный процесс. Общая часть: Курс лекций. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2006. - 304 с.

Из примера ясно, что такое издание нужно искать по фамилии автора, указанного в книге первым.

2. Заглавия официальных организаций используются при описании документов и материалов, издаваемых правительственными органами, научно-исследовательскими учреждениями и т.д.

Например:

Известия Академии наук Российской Федерации. - М., 1992. т.23.

3. Особенность алфавитного каталога - расположение описаний строго по алфавиту фамилий авторов и названий книг.

Например:

Натура Д.А. Эксгумация на предварительном следствии. - Краснодар: Краснодарская академия МВД РФ, 2004. - 60 с.

Пихов А.Х. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. – Краснодар: Краснодарская академия МВД РФ, 2005. - 103 с.
Для получения необходимых книг или иной литературы следует обратиться в абонементный отдел библиотеки или в читальный зал. В отделе абонемента литературу получают для работы дома, в читальном зале литература на дом не выдается.

При отсутствии книги в фонде данной библиотеки ее можно заказать из фондов других библиотек города или других городов страны. Для этого заполняется бланк-заказ межбиблиотечного абонемента (МБА). Такой литературой разрешается пользоваться только в читальном зале и в течение определенного времени: книгами - 30 дней, журналами - 15 дней, микрофильмами - 45 дней (не считая времени на пересылку). Учебная и художественная литература по МБА не высылается.

Более подробная информация о порядке библиотечного обслуживания вывешивается для ознакомления в каждой библиотеке и ее подразделениях.

После того, как необходимая литература (книги, журналы, газеты и т.д.) получена, необходимо правильно организовать работу с ней.
2. РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ЛИТЕРАТУРОЙ
В самостоятельной работе слушателей и курсантов особая роль отводится умению работать с книгой, так как во многом эффективность обучения, общая культура и профессиональный уровень специалиста определяются этим умением.

Труд над книгой развивает память и творческое мышление. Особенно продуктивно чтение книг разных авторов по одному и тому же вопросу. В процессе такого чтения слушатель сопоставляет разные точки зрения, проявляет самостоятельность в выборе оценки тех или иных положений. Он совершенствует свое умение подбирать убедительные, научно-обоснованные аргументы, логически мыслить. Навык работы с книгой позволяет эффективно использовать время, способствует систематическому накоплению знаний. Для повышения скорости чтения и улучшения обработки поступающей информации можно с помощью специальных тренировок освоить методы динамического и рационального чтения2. Методика работы с книгой индивидуальна, однако, можно рекомендовать рациональные приемы:

1. Чтение:

- предварительное знакомство с книгой;

- полное (сплошное) чтение;

- анализ текста.

2. Запись прочитанного:

- выписки;

- планы;

- тезисы;

- конспекты.

Предварительное знакомство с книгой начинается с просмотра титульного листа, аннотации, предисловия, послесловия, оглавления. При первоначальном знакомстве с книгой полезно также полистать ее, бегло просмотреть текст, обратить внимание на авторскую манеру изложения материала, композицию книги, наконец, рассмотреть иллюстрации, таблицы, примечания.

Предварительному ознакомлению с книгой помогает динамичное чтение, которое обычно в 2-3 раза превышает обычный темп чтения. Динамичное чтение - это чтение без внутреннего проговаривания (артикуляции), без возврата (регрессий) к уже прочитанным словам, фразам, чтение не отдельных слогов и слов, а больших групп слов, абзацев. Мышление и память должны быть так активизированы, чтобы сразу выделять основную мысль автора и бегло следить за ней.

Однако необходимо иметь в виду, что овладение техникой быстрого чтения требует специальной и довольно длительной подготовки.

Предварительный просмотр литературы необходим для того, чтобы получить общее представление о круге вопросов, освещенных в книге. Может оказаться, что содержание книги уже знакомо читателю и тратить на нее время нет необходимости. Если книга представляет интерес, то предварительный просмотр позволяет определить, читать ли ее всю или достаточно ознакомиться с отдельными разделами, главами.

После того, как получено общее представление о книге, приступают к полному или сплошному чтению и анализу текста. На этом этапе внимательно читают текст и делают краткие записи или условные пометки с указанием страниц. Чтобы добиться глубокого, осмысленного понимания текста, необходимо:

1) сосредоточиться на том, что читаешь;

2) выделить сущность читаемого;

3) мыслить ясно и отчетливо, не спешить, если нет понимания содержания текста;

4) действовать последовательно, чтобы понять логику изложения.

Анализ текста при сплошном чтении состоит в уяснении его содержания по законченным в смысловом отношении частям. Важно понимать, что высказал автор, какие основные положения и доказательства выдвигаются им. Выделяя при чтении логическую структуру текста, анализируя то, о чем говорится (субъект) и что именно говорится (предикат), слушатель будет глубже вникать в смысл, лучше запоминать текст как целое, как систему мыслей.

Для достижения этой цели используются определенные мыслительные приемы:

1. Мысленное составление плана текста:

- разбивка текста на части (смысловая группировка материала);

- выделение смысловых опорных пунктов (тезисов, формулировок темы, имен, терминов, ярких цифр и т.д.);

- выявление связи, соотношения выделенных смысловых групп.

2. Соотнесение содержания текста с собственными знаниями.

3. Соотнесение содержания разных частей текста: той, что читается с теми, что уже прочитаны.

4. Предвосхищение, предугадывание последующего содержания или плана текста, постановка предваряющих чтение вопросов (Почему? Каким образом?).

5. Использование наглядных представлений, образов.

6. «Перевод» содержания текста на свой «язык».

Эти мыслительные приемы следует на первых порах применять сознательно, чтобы в дальнейшем они стали навыками.

Если в результате чтения не удается полно и глубоко разобраться в содержании прочитанного, то следует перечитать весь текст или отдельные его места. Повторно выборочное чтение позволяет лучше осмыслить материал, найти ответы на возникшие вопросы, выяснить непонятное.

Глубина понимания читаемого, способность устанавливать связь между сведениями, полученными из книги, и ранее накопленными знаниями, возрастают по мере того, как слушатель овладевает изучаемой дисциплиной.

Запись прочитанного является важным этапом самостоятельной работы с книгой и последующего использования материала в учебном процессе.

Существует несколько основных форм ведения записи: выписки, планы, тезисы, конспект.

Выписки. Выделяя из читаемого текста самое главное, существенное, выписки помогают глубже его понять, создать задел, полезный для повторения, быстрой мобилизации знаний.

Выписки бывают двух видов:

- цитаты - дословное воспроизведение отрывков изучаемого произведения, содержащих основные мысли, характерные факты, статистические данные;

-свободные выписки - мысли автора читатель излагает самостоятельно. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, надо стараться, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записать своими словами.

Выписки можно делать в тетради или на карточках, что позволяет группировать материалы по отдельным вопросам, быстро находить нужные сведения. Следует всякий раз делать пометку, откуда взята цитата с кратким указанием авторам, названия книги, года издания и страницы, чтобы потом без особого труда найти эти данные в книге или сделать ссылку в тексте письменной работы.

План - схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков, это «скелет произведения».

План может быть:

- простой - состоит из нескольких основных пунктов;

- сложный - содержит к части или ко всем пунктам еще и подпункты, которые детализируют или разъясняют содержание основных пунктов;

- план-схема - план, записанный в виде графической схемы, образно отражающей взаимосвязь пунктов и подпунктов.

План как форма записи имеет ряд неоспоримых преимуществ:

- самая короткая запись;

- нагляден и обозрим;

- обобщает содержание;

- восстанавливает в памяти прочитанное;

- помогает составлению других видов записей - тезисов, конспектов, рефератов.

Тезисы - сжатое изложение основных мыслей прочитанного произведения. В тезисах отражаются наиболее важные выводы и обобщения, которые повторяют текст дословно или «своими словами» воспроизводят его содержание.

Тезис - это доказываемое или опровергаемое положение, которое аргументировано оценивает мысль автора, соглашается с ней или отвергает ее.

Что ставит тезисы на особое место среди других видов записей?

1. Тезисы позволяют обобщить материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрывающих все произведение.

2. С помощью тезисов можно глубоко разобраться в конкретном вопросе, всесторонне продумать его, охватив содержание нескольких книг и статей.

3. Тезисы помогают составить доклад, предоставить основное содержание материала оппоненту для критического анализа книги или статьи.

Виды тезисов:

- простые тезисы - это основные мысли, содержащиеся в различных частях книги и входящие составной частью в конспект, реферат; простые тезисы можно составить уже при первоначальном ознакомление с произведением;

- основные тезисы - это принципиально важные, главные положения, обобщающие содержание источника, иногда в своей совокупности носящие характер кардинальных выводов; основные тезисы можно составить лишь после уяснения сути всего произведения в целом;

- сложные тезисы - записи, включающие два вида тезисов (простые и основные); как в сложном плане за основными пунктами следуют подпункты, так и в сложных тезисах за основными тезисами будут следовать простые, раскрывая, поясняя их содержание.

Конспект - наиболее совершенная форма записи. Это систематическая, логически связанная запись, объединяющая план, тезисы, выписки, дополненная мыслями и замечаниями составителя конспекта.

В конспект могут войти отдельные части текста, цитируемые дословно, факты, примеры, цифры, схемы. Конспектирование, в большей мере, чем другие формы записи, способствует глубокому пониманию и прочному усвоению материала, помогает выработать навыки правильного изложения мысли в письменной форме, способствует развитию стиля речи.

Конспекты можно условно подразделить на четыре типа:

1) плановые;

2) текстуальные;

3) свободные;

4) тематические.

План-конспект представляет собой запись, в которой каждому пункту плана отвечает определенная часть конспекта, кроме тех случаев, когда дополнений и разъяснений плана не требуется.

При наличии навыка конспектирования план-конспект составляют достаточно быстро еще в процессе первоначального чтения, он краток, прост и ясен по форме. Эти преимущества делают его незаменимым пособием при подготовке доклада, выступления на семинаре.

Самым простым видом плана-конспекта, является вопросно-ответный конспект, в котором на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы.

Схематический план-конспект отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений источника чаще всего в графическом виде.

Текстуальный конспект - это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника - цитат. Текстуальные выписки связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора. Текстуальный конспект - прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов.

Свободный конспект сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом. Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимо глубокое осмысление материала и хорошее владение письменной речью. Такой конспект - наиболее полноценный вид конспекта. Он способствует лучшему усвоению материала и развитию творческой активности читателя, не привязывая его к авторским формулировкам.

Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос-тему на основе использования ряда источников. Специфика его в том, что разрабатывая определенную тему, он может не отображать сколько-нибудь полно содержание каждого из изучаемых произведений. Тематический конспект учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения по одному и тому же вопросу.

Общий объем конспекта должен быть меньше изучаемого текста в 10-15 раз. Подобное сокращение достигается как за счет тщательного отбора материала, так и в результате краткого изложения и экономии речевых средств (сокращение слов и общеупотребительных выражений).

Рассмотренные формы записи можно успешно использовать при подготовке устного выступления (доклада) на семинарском занятии, написании письменной работы (контрольной, курсовой, реферата) и подготовке к зачету или экзамену.
Работа с научной литературой на подготовительном этапе деятельности над курсовой и дипломной работой.

Поначалу может показаться, что литература по теме - это бескрайний океан, в котором невозможно найти ориентиры. Однако, если выбран правильный метод последовательного ознакомления с источниками, это затруднение будет преодолено, и вы в скором времени научитесь свободно ориентироваться в литературе по выбранной вами теме.

Логическим центром работы над научной литературой является основная проблема вашего исследования. Проблема и тема - не одно и то же. Проблема - это как бы логический узловой пункт темы, задающий ракурс ее рассмотрения; она является основной, стержневой для всей работы. Следовательно, нужно четко, ясно, корректно сформулировать проблему. Она может быть осознана в виде проблемной ситуации, нерешенного вопроса, теоретической или практической задачи и т.п.

Формулировка проблемы дипломной (курсовой) работы - это, по сути, кристаллизация вашего замысла. Поэтому правильная постановка проблемы - залог успеха всей работы. Чтобы верно поставить проблему, необходимо понять, что в выбранной теме уже разработано до вас, что слабо разработано, а чего вообще никто не касался, а это возможно лишь на основе изучения имеющейся литературы. Анализ источников впоследствии войдет в раздел введения под названием «Степень разработанности проблемы». Под таким углом зрения и следует заниматься изучением литературы по теме. Накопив определенный информационный задел, вы сможете с уверенностью отличить подлинную проблему от псевдопроблем - вопросов, обладающих кажущейся значимостью. Полученная из литературы информация служит основанием постановки проблемы.

Важное место в общем процессе занимает работа с литературой:

1. Выбор проблемы исследования;

2. Обзор литературы;

3. Построение гипотезы;

4. Выбор программы исследований (определение методов проверки гипотезы: эксперименты, опросы общественного мнения, наблюдения за поведением людей в определенных ситуациях, изучение существующих результатов и исторических свидетельств и т.д.);

5. Сбор данных (сбор и регистрация данных в соответствии с особенностями исследовательского проекта);

6. Анализ результатов (поиск значимых связей между фактами, выявившимися в ходе исследований);

7. Выводы.

Обращение к литературе, ее подбор, логика и последовательность работы над ней определяются спецификой проблемы, а четкость и эффективность ваших усилий зависят от четкости и логической правильности постановки проблемы.

Проблема - это своего рода граница между знанием и незнанием. Она возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое еще не приняло развитой формы. Актуальность темы дипломной работы, взятая в логическом разрезе, по сути и определяется наличием в науке такой ситуации, которая чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, явно не укладывающихся в рамки прежних теоретических представлений.

Поставленная проблема должна быть отражена в формулировке цели исследования во введении к дипломной (курсовой) работе. В свою очередь цель определяет тактику исследования - последовательность конкретных шагов (исследовательских задач), посредством которых проблема может быть решена. Вариант решения проблемы, составляющий само содержание дипломной работы, первоначально кристаллизуется в виде основной гипотезы исследования (см. п. 3). Это пробное решение, которое необходимо проверить и доказательно обосновать в тексте дипломной работы. Этой задаче в конечном счете и служит работа с литературой.

Остановимся подробнее на этой части деятельности слушателя.

Естественно, что вам понадобится делать выписки, причем оптимальным для себя способом, так, чтобы в дальнейшем было легко работать с их помощью (более подробно о вариантах записи прочитанного говорилось выше).

Добросовестный слушатель (курсант) создает своеобразный банк данных по своей работе, при этом одни, читая статьи, монографии и т.д., делают выписки типа конспектов, другие практически переписывают те или иные работы, а третьи - выписывают лишь цитаты. Сколько исследователей - столько и методов. Но нужно выбрать такой метод обработки информации, который лучше всего соответствует вашим индивидуальным особенностям, темпу мышления, объему памяти, широте ассоциативных связей.

Достаточно затруднительно решить вопрос о том, что именно нужно выписывать. Есть опасность и упустить что-то важное, и выписать то, что потом вовсе не потребуется. Поэтому многие слушатели просто конспектируют работы, надеясь не пропустить ничего важного, но в такой конспект попадает много излишнего, из которого будет нелегко впоследствии вычленить нужное. Для этого потребуются дополнительная работа и дополнительное время, которого всегда не хватает слушателю. Кроме того, такой элемент информационного банка данных, как конспект, представляет собой ухудшенную копию литературного источника, и однажды уже потратив время на его обработку и написание конспекта, слушатель в ходе написания текста дипломной работы будет вынужден опять тратить время на обработку этого же информационного источника, но уже имея дело с его ухудшенной копией, что, естественно, не способствует улучшению качества работы.

Бессистемные выписки также не представляют собой хорошего способа создания информационного обеспечения дипломного исследования. Наиболее удобным является способ обработки информации на основе составления информационных карточек. Каждый может делать все это по-своему, лишь бы карточки - источники информации максимально эффективно содействовали конструированию дипломного исследования. Карточка может выглядеть так:
Лицевая сторона

Тема

Раздел темы

Общий термин

Ключевой термин

Полное название работы с выходными данными, количеством страниц

Внутренняя нумерация

Шифр, код, идентификатор

Информационные материалы по данной работе, отвечающие разделу темы, проясняющие общие и ключевой термины. Материалы могут даваться в форме как описания, так и цитирования с точным воспроизведением текста и указанием соответствующей страницы
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей факультета заочного обучения обсужден на заседании кафедры iconМетодические указания по изучению дисциплины для курсантов, слушателей...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей фкультета заочного обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей факультета заочного обучения обсужден на заседании кафедры iconУчебно-методические рекомендации для студентов факультета заочного обучения
Учебно-методические рекомендации для студентов факультета заочного обучения Смоленской государственной академии физической культуры,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей факультета заочного обучения обсужден на заседании кафедры iconМетодические материалы для слушателей факультета заочного обучения...
Криминология: методические материалы для слушателей факультета заочного обучения и повышения квалификации. Специальность 030901....
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей факультета заочного обучения обсужден на заседании кафедры iconМетодические рекомендации по выполнению слушателями факультета заочного...
Методические рекомендации предназначены для слушателей Факудьтета заочного обучения Краснодарского университета мвд россии и являются...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей факультета заочного обучения обсужден на заседании кафедры iconМетодические указания по изучению дисциплины «Русский язык и культура...
Методические указания предназначены для студентов гуманитарных и технических специальностей факультета заочного обучения, изучающих...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей факультета заочного обучения обсужден на заседании кафедры iconМетодические рекомендации по изучению курса «Основы менеджмента обсуждены...
Методические рекомендации предназначены для студентов очной, заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей факультета заочного обучения обсужден на заседании кафедры iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Политология» изадания...
Методические рекомендации предназначены для студентов заочного отделения всех специальностей
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей факультета заочного обучения обсужден на заседании кафедры iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Криминалистика»...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Криминалистика» для заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей факультета заочного обучения обсужден на заседании кафедры iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Криминалистика»...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Криминалистика» для заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей факультета заочного обучения обсужден на заседании кафедры iconМетодические рекомендации по изучению спецкурса «Методика расследования...
Цель дисциплины наделение курсантов и слушателей криминалистическими теоретическими знаниями, научными и практическими рекомендациями;...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей факультета заочного обучения обсужден на заседании кафедры iconМетодические рекомендации для слушателей факультета заочного обучения...
А. В. Маслов, ведущий научный сотрудник группы по Черноземью отдела по цфо фгку «внии мвд россии», кандидат юридических наук, подполковник...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей факультета заочного обучения обсужден на заседании кафедры iconПояснительная записка Настоящая программа соответствует требованиям...
Программа, методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры информатизации образования,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей факультета заочного обучения обсужден на заседании кафедры iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей факультета заочного обучения обсужден на заседании кафедры iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей факультета заочного обучения обсужден на заседании кафедры iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей факультета заочного обучения обсужден на заседании кафедры iconУчебно-методическое пособие для слушателей факультета заочного обучения



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск