Методические материалы для слушателей факультета заочного обучения и повышения квалификации Специальность 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности





Скачать 493.77 Kb.
НазваниеМетодические материалы для слушателей факультета заочного обучения и повышения квалификации Специальность 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности
страница1/4
Дата публикации29.12.2014
Размер493.77 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ


КРИМИНОЛОГИЯ
Методические материалы

для слушателей факультета заочного обучения и повышения квалификации

Специальность 030901.65 Правовое обеспечение национальной безопасности

Барнаул 2012

ББК 67.51 р30

К 823

Криминология: методические материалы для слушателей факультета заочного обучения и повышения квалификации. Специальность 030901.65 Правовое обеспечение национальной безопасности. – Барнаул: БЮИ МВД России, 2012. – 34 с.
Методические материалы подготовлены преподавателем кафедры уголовного права и криминологии И.Н. Заварыкиным.

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры уголовного права и криминологии БЮИ МВД России. Протокол № 20 от 21 мая 2012 г.

Рекомендовано к использованию в учебном процессе решением Методического совета БЮИ МВД России от «___»___________ 2012 г. Протокол № __.

© Барнаульский юридический институт МВД России, 2012

ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

по курсу «Криминология» для слушателей ФЗО и ПК, специальность: 030901.65 Правовое обеспечение национальной безопасности, заочная форма обучения, срок обучения 6 лет




темы

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов по

видам занятий

Наименование дисциплин и номера тем, которые должны быть изучены до данной темы

Примечание

лекций

семинарских занятий

практических занятий

самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

9

10

1

Сущность криминологии: понятие, предмет, метод и система

12

2







10

философия,

уг. право

уст.

2

Преступность: причины и условия

12

2





10

криминалистика

уст.

3

Лицо, совершившее преступление, как объект криминологического исследования

12

2






10

философия,

адм. право

уст.

4

Предупреждение преступности

12

2







10

адм. право




5

Криминологическая характеристика и предупреждение насильственной преступности

10








10







6

Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений против собственности

12




2



10







7

Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних и молодежи

12



2



10







8

Криминологическая характеристика и предупреждение женской преступности

8








8







9

Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной и профессиональной преступности

12






2

10







10

Криминологическая характеристика и предупреждение групповой и организованной преступности

10










10







11

Криминологическая характеристика и предупреждение террористической и экстремистской деятельности

10










10







12

Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений коррупционной направленности

12







2

10







13

Криминологическая характеристика негативных социальных явлений, связанных с преступностью, и особенности их профилактики

10








10










Экзамен

























Всего по курсу

144

8

4

4

128








Общие положения

Овладение криминологическими знаниями, как и любой другой изучаемой дисциплиной, требует систематической целенаправленной работы, по организации и содержанию которой можно высказать следующие методические рекомендации.

  1. Для полного и всестороннего овладения криминологическими знаниями необходимо конспектирование лекций. Чтобы данный процесс был осмысленным и более продуктивным, полезно перед каждой лекцией ознакомиться с содержанием соответствующей темы по учебнику. В конспекте надо фиксировать существенные положения и выводы, особо отмечая указания лектора на спорные положения. Активная работа слушателей на лекции – внимательное, вдумчивое восприятие ее содержания, умелое конспектирование – значительно облегчает усвоение учебного материала, сокращает усилия и экономит время при самостоятельной подготовке и подготовке к экзамену. Вести конспект целесообразно в общей тетради, оставляя достаточно широкие поля для внесения необходимых уточнений и дополнений, которые возникнут при последующей работе над конспектом и с учебником, при ознакомлении с дополнительной литературой, а также в результате рассмотрения данной темы. Материал пропущенных лекций необходимо восстановить в конспекте с помощью учебника и иной учебной литературы. Все возникшие вопросы и непонятные положения следует, не накапливая, разрешать на консультациях у преподавателя.

  2. При самостоятельной подготовке следует руководствоваться приведенными в пособии методическими рекомендациями по каждой теме. Основным источником необходимой для подготовки информации являются учебники и конспект лекций, а по вопросам, которые вызывают повышенный интерес, в том числе избраны в качестве темы реферата, курсовой или научной работы, надо обратиться к дополнительной литературе.

  3. Если при подготовке остались не ясными отдельные вопросы темы, целесообразно отметить это на полях конспекта и обязательно разрешить их на консультации у преподавателя. По неясным и спорным вопросам также полезен обмен мнениями с коллегами по учебе.

  4. Для слушателей, пропустивших лекционные занятия по отдельным темам, обязательны их письменная отработка и собеседование с преподавателем по заданиям, дополнительно приведенным к каждой теме.

  5. Список примерных вопросов к экзамену, примерной тематики рефератов, контрольных и выпускных квалификационных работ, а также основной и дополнительной литературы по всем темам приведен в конце методических материалов. Литература по темам обозначена непосредственно по тексту методических материалов цифровыми обозначениями, под которыми она проходит в общем списке.


Тема 1. Сущность криминологии: понятие, предмет, метод и система
Самостоятельная подготовка по изучению вопросов – 10 ч.

  1. Понятие криминологии как социально-правовой науки.

  2. Предмет и методы криминологической науки.

  3. Задачи и система курса криминологии.

  4. Место криминологии в системе наук.

  5. Функции криминологии.

  6. Статистические методы криминологии.

Литература: [1,5,9,19, 20, 21, 23].
Методические указания

Настоящая тема является вводной, предваряющей изучение данного предмета, дает общее представление о криминологической науке, ее методологических основах, проблемах, которые она изучает, о соотношении криминологии с другими науками. Знакомство с этой темой подготовит слушателей к изучению последующих тем курса, облегчит их усвоение.

Чтобы составить правильное представление о криминологической науке, следует исходить из существования двух основных направлений борьбы с преступностью: уголовно-правового и собственно криминологического (профилактического). Содержание последнего направления, его отличия от уголовно-правового определяет суть и содержание криминологии как научной основы предупреждения преступности. Определяя понятие криминологии, нельзя ограничиваться описанием изучаемого ею предмета, а следует выделить те закономерности, раскрытие которых составляет главное содержание криминологии как науки.

Говоря о предмете криминологии, наряду с основными его элементами (преступность, причины преступности, лица, совершившие преступления, предупреждение преступлений) следует иметь в виду и иные вопросы, изучаемые криминологией в связи с проблемами, составляющими основное содержание ее предмета (история криминологической науки, методика криминологических исследований, прогнозирование преступности и др.). Поэтому особое значение имеет вопрос об отнесении к предмету криминологии сопутствующих преступности иных антисоциальных («фоновых») явлений – пьянства, алкоголизма, наркомании, токсикомании, аморальных проявлений, семейно-бытовых конфликтов и т.п.

Важное значение имеет вопрос о методологических основах криминологической науки. Опираясь на полученные при изучении курса философии знания об основных закономерностях социального развития, функционирования общества, следует понять, как философские, социологические категории, закономерности применяются в криминологии, являясь исходными позициями при изучении преступности, ее причин, лиц, совершивших преступления, и методов предупреждения преступлений.

Чтобы составить себе правильное и полное представление об изучаемом предмете, надо сопоставить ее с другими областями знаний, определить ее место в общей системе научных познаний. В этой связи важны, прежде всего, характер криминологии как науки, связанной с социологией и правом; соотношение криминологии с различными отраслевыми юридическими науками, в особенности с уголовным правом, иными общественными и естественными науками. Рассматривая эти связи, следует учитывать, что в криминологии применяются как методики анализа, используемые другими науками, так и данные, касающиеся ее проблематики. Важно иметь в виду и то, что криминология не только пользуется данными других наук, но и сама обогащает и вооружает другие науки выводами и положениями, часто весьма существенными для них. Все эти вопросы должны быть усвоены на конкретных примерах.
Тема 2. Преступность: причины и условия
Самостоятельная подготовка по изучению вопросов – 10 ч.

  1. Понятие преступности. Соотношение преступности и преступлений. Основные показатели преступности: состояние, структура, уровень, динамика; коэффициенты преступной активности различных социальных групп; региональные различия преступности.

  2. Современные подходы к определению понятия «преступность».

  3. Проблема криминологической детерминации. Факторы, влияющие на преступность. Характеристика основных факторов преступности и механизм их действия. Детерминанты различных видов преступности.

  4. Соотношение понятий «причины», «условия» и «факторы» преступности.

  5. Латентная преступность и методы ее оценки.

  6. Социальные последствия преступности.

  7. Характеристика современной преступности, ее оценка и анализ.

Литература: [5, 12, 19, 20, 21, 23].
Методические указания

Для понимания преступности необходимо правильно разобраться в сложном соотношении преступности и преступлений. Проявляясь эмпирически в совокупности совершенных преступлений, преступность не сводится к этой совокупности, а обладает самостоятельным содержанием как особая форма социального поведения людей, проявление социальной патологии, отличающееся от того, что свойственно отдельным преступлениям и их совокупности. Анализируя социолого-правовой характер преступности, важно определить, как проявляется каждое из ее свойств в ее содержании и происхождении.

Рассматривая основные показатели преступности, надо иметь в виду их относительность, неполноту и условность деления на количественные и качественные, поскольку каждый из этих показателей характеризует лишь ту или иную сторону преступности. Определение показателей преступности следует наполнить конкретным содержанием, использовав данные, содержащиеся в последних публикациях.

Детерминанты преступности – одна из наиболее сложных проблем криминологии, в решении которой необходимо в первую очередь разобраться с соотношением таких понятий, как «причины», «условия» и «факторы» преступности. Важно уяснить, что детерминанты преступности связаны с противоречиями в области экономических, политических и иных социальных отношений, определяющих реальные условия общественного существования людей и отражающихся в их сознании и психологии. Подобные противоречия, естественно, присущи нашему обществу, но в силу ряда конкретно-исторических условий и обстоятельств приобрели в нашей стране особые формы и остроту.

На основе изучения данной темы слушатели должны развить у себя «криминологический взгляд» на окружающую действительность, позволяющий оценивать происходящие в стране процессы и события с точки зрения их способности влиять на социально-демографическое и нравственное состояние общества.

Применительно к вопросу о латентной преступности важно усвоить: что входит в это понятие; каково социологическое и криминологическое значение данного явления; соотношение и связь между показателями латентности и раскрываемости преступлений; виды латентности и ее причины; примерный уровень латентности различных преступлений; методы выявления и измерения латентности.

Обращаясь к социальным последствиям преступности, необходимо определить криминологическое и общесоциальное значение этой проблеме, структуру социальных последствий преступности и содержание каждой из ее составных частей, пути установления «цены преступности».
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические материалы для слушателей факультета заочного обучения и повышения квалификации Специальность 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уголовно-исполнительное право: методические материалы для слушателей факультета заочного обучения и повышения квалификации. Специальность...
Методические материалы для слушателей факультета заочного обучения и повышения квалификации Специальность 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения по специальности 030901. 65 – Правовое обеспечение...
Методические материалы для слушателей факультета заочного обучения и повышения квалификации Специальность 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности iconМетодические указания предназначены для студентов специальности 030901....
...
Методические материалы для слушателей факультета заочного обучения и повышения квалификации Специальность 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности iconРоссийской федерации
Содержание: умк по дисциплине «Религиоведение» для студентов направления 030901. 62 «Правовое обеспечение национальной безопасности»...
Методические материалы для слушателей факультета заочного обучения и повышения квалификации Специальность 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности iconРабочая учебная программа по дисциплине «философия» для курсантов (слушателей)
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Методические материалы для слушателей факультета заочного обучения и повышения квалификации Специальность 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности icon030901. 65 – Правовое обеспечение национальной безопасности
Составитель: Медведева С. Н. (кафедра криминалистики Краснодарского университета мвд россии)
Методические материалы для слушателей факультета заочного обучения и повышения квалификации Специальность 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности icon030901. 65 – Правовое обеспечение национальной безопасности
Составитель: Медведева С. Н. (кафедра криминалистики Краснодарского университета мвд россии)
Методические материалы для слушателей факультета заочного обучения и повышения квалификации Специальность 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические материалы для слушателей факультета заочного обучения и повышения квалификации Специальность 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей факультета...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей факультета заочного обучения
Методические материалы для слушателей факультета заочного обучения и повышения квалификации Специальность 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности iconУчебно-методическое пособие по курсу «Практическая психология образования»...
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Методические материалы для слушателей факультета заочного обучения и повышения квалификации Специальность 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности iconА. И. Войцеховский
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Методические материалы для слушателей факультета заочного обучения и повышения квалификации Специальность 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности iconСакральное и наука
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Методические материалы для слушателей факультета заочного обучения и повышения квалификации Специальность 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности iconПодготовка диссертации
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Методические материалы для слушателей факультета заочного обучения и повышения квалификации Специальность 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности iconКонцепция деятельности центра
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Методические материалы для слушателей факультета заочного обучения и повышения квалификации Специальность 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности iconПрактикум воспитателей гпд
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Методические материалы для слушателей факультета заочного обучения и повышения квалификации Специальность 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности iconУчебно-методический комплекс по направлению подготовки (специальности)...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск