Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения по специальности 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности Краснодар





Скачать 250.42 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения по специальности 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности Краснодар
Дата публикации18.01.2015
Размер250.42 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
Министерство внутренних дел

Российской Федерации
Краснодарский университет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения по специальности 030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности

Краснодар

КрУ МВД России

2012

1. Значение дисциплины.

Муниципальное право России изучается в высших учебных заведениях при подготовке специалистов по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» (030901.65), является обязательной специальной дисциплиной и важнейшей частью общеправовой подготовки в образовательных учреждениях МВД России. Это новая отрасль российского права, предметом которой являются общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования местного самоуправления - относительно нового для России государственно-правового явления и уровня публичной власти.

2. Цели и задачи дисциплины.

Основными целями изучения данной дисциплины является формирование у будущих специалистов комплекса знаний об организации и функционировании местного самоуправления, привитие им умений и навыков, необходимых для квалифицированной работы по юридической профессии.

Учебный курс ориентирован на новейшее законодательство о местном самоуправлении и разъяснение основных направлений проходящей в настоящий период реформы местного самоуправления в России.

Задачами учебного курса являются:

  1. изучение теоретических и исторических основ муниципального права;

  2. изучение новейшего законодательства о местном самоуправлении;

  3. формирование у обучаемых представления о местном самоуправлении как о форме народовластия, основе конституционного строя современного демократического государства;

  4. привитие навыков работы с нормативно-правовыми источниками в сфере местного самоуправления, умения правильного толкования и применения норм муниципального права, необходимых будущим специалистам.

3. Содержание учебного курса и основные формы обучения.

Содержание дисциплины «Муниципальное право России» включает в себя изучение следующих основных тем:

  • Муниципальное право как отрасль российского права. Муниципальное право как наука и учебная дисциплина.

  • Основные теории и модели местного самоуправления.

  • История становления местного самоуправления.

  • Местное самоуправление: понятие, основные черты, принципы и функции.

  • Основные направления государственной политики России в сфере местного самоуправления.

  • Правовая основа местного самоуправления.

  • Территориальная основа местного самоуправления.

  • Экономические и финансовые основы местного самоуправления.

  • Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления.

  • Органы местного самоуправления: понятие, структура.

  • Муниципальная служба: понятие, система.

  • Компетенция органов местного самоуправления в социально-культурной сфере, в хозяйственной сфере деятельности.

  • Компетенция органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка, обеспечения и защиты прав и свобод личности.

  • Гарантии местного самоуправления.

  • Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

К числу основных организационных форм обучения по курсу относятся: лекции, семинарские занятия и самостоятельная подготовка.

Лекционный материал сгруппирован в 15 темах, представляющих собой единую систему, позволяющую наиболее полно раскрыть содержание изучаемого вопроса.

В лекции преподаватель может оперировать фактами из жизни, личным пониманием и отношением к излагаемому, наука «оживает» в речи преподавателя, предстает в эмоциональном и доступном виде. Кроме того, лекция предполагает вопросы со стороны курсантов и слушателей, объяснение сложных для первичного восприятия проблем. Живое общение не может заменить текст.

При прослушивании лекционного материала следует внимательно следить за ходом его изложения, конспектировать основные положения. Не нужно стремиться записать полностью речь преподавателя, необходимо акцентировать внимание на главном, на что, как правило, обращает внимание сам преподаватель. Лекция ориентирована не на память обучающихся, а на мышление, учит не запоминать, а думать и понимать. Впоследствии именно понятый материал легче воспроизвести, чем механически заученный.

Характерной особенностью семинара является групповое обсуждение под руководством преподавателя определенных учебных вопросов. Обычно семинар следует за лекцией и рассчитан на углубление знаний обучаемых, полученных в ходе лекции по определенной теме и при подготовке к семинару с использованием рекомендуемой литературы. Важнейшей формой обучения при этом является самостоятельная работа курсантов и студентов по подготовке к занятиям. Подготовка курсантов, слушателей и студентов к занятиям предполагает внимательное изучение рекомендованной литературы, в том числе основных нормативно-правовых актов.

Для лучшего усвоения материала к каждой теме даются вопросы, содержащиеся в планах семинарских занятий. После изучения теоретических вопросов нескольких тем на лекции и семинарском занятии выполняются практические задания. Они предназначены для формирования у студентов навыков и умений. Практические занятия могут проводиться в форме решения предложенных преподавателем задач или работы с нормативно-правовыми актами. При надлежащей подготовке возможно проведение деловой игры по определенной теме.

Список дополнительной литературы предназначен для оказания помощи обучающимся при выборе проблемы, которая станет предметом более глубокого исследования. Желающие подготовить реферат и выступить по нему с докладом консультируются с преподавателем. Предложенные в планах списки тем не являются исчерпывающими, конкретная тема также может быть скорректирована.

4. Объём знаний.

В итоге изучения курса «Муниципальное право России» слушатели должны усвоить:

- содержание новейшего нормативно-правового материала о местном самоуправлении, его специфические особенности;

- суть проводимой в России реформы местного самоуправления;

- существо правовых проблем, возникающих при формировании в России системы местного самоуправления;

- основные теоретические представления о муниципальном праве и местном самоуправлении, имеющиеся в юридической науке.

5. Требования к промежуточной и итоговой аттестации

Рубежными (промежуточными) формами контроля могут быть контрольные опросы (письменно или устно) или тестовые задания.

Итоговой формой контроля по дисциплине является зачет.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СЛУШАТЕЛЯМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Раздел I.

Становление муниципального права.
Тема 1. Муниципальное право как отрасль российского права. Муниципальное право как наука и учебная дисциплина.

Семинарское занятие

Время 2 часа

Место проведения: учебная аудитория

Методы проведения занятия: фронтальный опрос
Цели занятия:

  • дидактическая: формирование у обучаемых основных фундаментальных теоретических знаний в области рассматриваемой темы;

  • методическая: проверка степени усвоения материалов лекции и уровня самостоятельной подготовки курсантов к семинару;

  • воспитательная: убеждение курсантов в практической значимости умения анализировать нормативные акты для последующей профессиональной деятельности в ОВД.


Методы проведения занятия:

  • развернутые ответы курсантов по вопросам семинара;

  • их групповое обсуждение и дополнение


План семинара:

  1. Какие общественные отношения регулируются муниципальным правом?

  2. Какие методы правового регулирования используются отраслью муниципального права?

  3. Как отрасль муниципального права связана с другими отраслями российского права?

  4. Приведите примеры различных видов муниципально-правовых норм (регулятивных, охранительных, запрещающих, обязывающих, управомачивающих).

  5. Перечислите виды муниципальных правоотношений.

  6. Охарактеризуйте основные положения Европейской Хартии местного самоуправления.

  7. В чем заключается специфика предмета науки муниципального права?

  8. Исследованием каких проблем занимается наука муниципального права?


Распределение учебного времени:

1

Введение (организационный этап)

5 мин

2

Обсуждение учебных вопросов

первый вопрос

второй вопрос

третий вопрос

четвертый вопрос

пятый вопрос

шестой вопрос

седьмой вопрос

восьмой вопрос


10 мин

10 мин

10 мин

10 мин

10 мин

10 мин

10 мин

10 мин

3

Заключительная часть занятия

5 мин


Методические рекомендации

При подготовке к семинарскому занятию необходимо учесть, что ведущее место среди всех отраслей российского права принадлежит Конституционному праву РФ, из которого другие берут свое начало. Муниципальное право в системе российского права обособилось относительно недавно в конце 90-х г.г. ХХ века. Муниципальное право – комплексная отрасль права и характеризуется рядом признаков, в частности, наличием наряду с нормами «двойного назначении» собственных исключительно муниципально-правовых норм.

Крайне важным представляется вопрос о предмете и месте муниципального права, под которым понимается круг однородных общественных отношений. Предметом муниципального права являются однородные отношения, возникающие в процессе реализации населением права на местное самоуправление.

Ряд авторов выделяет четыре группы общественных отношений, составляющих предмет муниципального права. Е.С. Шугрина дает более дробную классификацию отношений, составляющих предмет муниципального права. Со всем этим Вы сможете ознакомиться путем изучения учебной и научной литературы, список которой приведен в конце учебно-методического пособия.

Муниципальное право, являясь комплексной отраслью, также заимствует методы, используемые в различных отраслях российского права. Муниципально-правовые отношения регулируются муниципально-правовыми нормами. Они представляют собой общеобязательные правила поведения, установленные органами и должностными лицами государственной власти и местного самоуправления либо населением муниципального образования.

Предметом научной дисциплины муниципального права является совокупность знаний, идей, теорий о местном самоуправлении, его формах, правовом регулировании и его практическом осуществлении.

Основной задачей изучения муниципального права в высших учебных заведениях являются:

- формирование у слушателей глубоких знаний правовых, организационных, финансово-экономических основ местного самоуправления;

- усвоение научных категорий муниципального права во взаимосвязи с другими правовыми понятиями и терминами;

- приобретение слушателями практических навыков решения вопросов местного значения.

Под источниками муниципального права понимается форма выражения муниципально-правовых норм. Все источники муниципального права Российской Федерации можно подразделить на международно-правовые и внутригосударственные.

Качественная подготовка по данной теме позволит курсантам и слушателям составить общую картину муниципального законодательства России, а также провести его сравнение с зарубежными аналогами муниципального права.

Тема 4. Местное самоуправление: понятие, основные черты, принципы и функции.
Семинарское занятие

Время 2 часа

Место проведения: учебная аудитория

Методы проведения занятия: фронтальный опрос
Цели занятия:

  • дидактическая: формирование у обучаемых основных фундаментальных теоретических знаний в области рассматриваемой темы;

  • методическая: проверка степени усвоения материалов лекции и уровня самостоятельной подготовки курсантов к семинару;

  • воспитательная: убеждение курсантов в практической значимости умения анализировать нормативные акты для последующей профессиональной деятельности в ОВД.


Методы проведения занятия:

  • развернутые ответы курсантов по вопросам семинара;

  • их групповое обсуждение и дополнение


План семинара:

    1. Понятие местного самоуправления.

    2. Основные черты местного самоуправления.

    3. Понятие и система принципов местного самоуправления, их законодательное закрепление

    4. Функции местного самоуправления.


Распределение учебного времени:

1

Введение (организационный этап)

5 мин

2

Обсуждение учебных вопросов

первый вопрос

второй вопрос

третий вопрос

четвертый вопрос



15 мин

20 мин

25 мин

20 мин



3

Заключительная часть занятия

5 мин


Методические рекомендации

Понятие “местное самоуправление” отражает комплексное и многообразное явление, которое, естественно, порождает различные подходы к его исследованию.

Местное самоуправление можно рассматривать в качестве:

а) основы конституционного строя;

б) права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения;

в) формы народовластия.

Для того чтобы прочно уяснить материал данной темы слушатели должны знать что Конституция Российской Федерации, определяя российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, находящие выражение прежде всего в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении. Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление в статьях 3, 12, 130—133 и др. Основываясь на конституционных положениях, Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 г. в статье 2 констатирует: “Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации”.

Развитию местного самоуправления в дореволюционной России дали толчок земская и городская реформы Александра II, хотя зачатки земского и городского самоуправления мы встречаем и на более ранних этапах исторического развития российской государственности'

Характер и направленность процессов организации власти на местах в России коренным образом изменились после Октября 1917 г. Был взят курс на ликвидацию старых органов местного самоуправления.

Тема 7. Территориальная основа местного самоуправления.

Семинарское занятие

Время 2 часа

Место проведения: учебная аудитория

Методы проведения занятия: фронтальный опрос
Цели занятия:

  • дидактическая: формирование у обучаемых основных фундаментальных теоретических знаний в области рассматриваемой темы;

  • методическая: проверка степени усвоения материалов лекции и уровня самостоятельной подготовки курсантов к семинару;

  • воспитательная: убеждение курсантов в практической значимости умения анализировать нормативные акты для последующей профессиональной деятельности в ОВД.


Методы проведения занятия:

  • развернутые ответы курсантов по вопросам семинара;

  • их групповое обсуждение и дополнение


План семинара:

  1. В чем заключается сущность территориального общественного самоуправления?

  2. Какова роль территориального общественного самоуправления в системе форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления?

  3. Можно ли рассматривать органы территориального общественного самоуправления как разновидность органов местного самоуправления?

  4. Может ли территориальное общественное самоуправление осуществляться в границах всего населенного пункта?

  5. С какого момента территориальное общественное самоуправление считается учрежденным?

Распределение учебного времени:

1

Введение (организационный этап)

5 мин

2

Обсуждение учебных вопросов

первый вопрос

второй вопрос

третий вопрос

четвертый вопрос

пятый вопрос


15 мин

20 мин

10 мин

20 мин

15 мин

3

Заключительная часть занятия

5 мин

Методические рекомендации

Для того чтобы уяснить сущность рассматриваемой проблемы нужно определиться в вопросе, «что понимается и какова сущность территориального общественного самоуправления?» Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления.

Также слушателям необходимо знать, что территориальное общественное самоуправление, являясь важнейшей частью системы местного самоуправления, выступает как самостоятельная обособленная подсистема, как бы подпитывает самоуправление в начале организации и деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления, является той общественной сферой, где рождается гражданская инициатива, решаются повседневные житейские проблемы населения.

Очень важным моментом служит то, что создаются органы территориального общественного самоуправления на собраниях и конференциях граждан на определенной территории (подъезд, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов и т.д.). Федеральный законодатель предоставляет большую самостоятельность самим органам местного самоуправления регулировать организацию территориального общественного самоуправления. Так, согласно п.11 ст.27 Закона 2003 г. порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Территориальное общественное самоуправление должно основываться, прежде всего, на инициативности самих граждан при минимальном участии при его правовом регулировании органов государственной власти. А так же не следует забывать о том, что в соответствии с Законом 2003 г. органы территориального общественного самоуправления могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета.
Тема 10. Органы местного самоуправления: понятие, структура.
Семинарское занятие

Время 2 часа

Место проведения: учебная аудитория

Методы проведения занятия: фронтальный опрос
Цели занятия:

  • дидактическая: формирование у обучаемых основных фундаментальных теоретических знаний в области рассматриваемой темы;

  • методическая: проверка степени усвоения материалов лекции и уровня самостоятельной подготовки курсантов к семинару;

  • воспитательная: убеждение курсантов в практической значимости умения анализировать нормативные акты для последующей профессиональной деятельности в ОВД.


Методы проведения занятия:

  • развернутые ответы курсантов по вопросам семинара;

  • их групповое обсуждение и дополнение


План семинара:

  1. Кто является должностным лицом в местном самоуправлении?

  2. Понятие и принципы муниципальной службы.

  3. Муниципальный служащий и должность муниципальной службы.

  4. Правовое положение (статус) муниципального служащего.

  5. Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения.



Распределение учебного времени:

1

Введение (организационный этап)

5 мин

2

Обсуждение учебных вопросов

первый вопрос

второй вопрос

третий вопрос

четвертый вопрос

пятый вопрос

шестой вопрос


15 мин

10 мин

15 мин

15 мин

15 мин

10 мин

3

Заключительная часть занятия

5 мин


Методические рекомендации

Изучая эту тему, слушатели обязаны четко представлять, что полномочия органов местного самоуправления как независимую от системы органов государственной власти структуру, основанную на организационной, компетенционной и экономической самостоятельности местного самоуправления. Выполняя функции органа власти, местное самоуправление, его органы и должностные лица, должны обеспечить соблюдение общеобязательных правил, установленных действующим законодательством. В этом смысле местное самоуправление нуждается не только в особом механизме реализации, но и в системе гарантий, объективно связанных с созданием системы реальности и эффективности местного самоуправления.

Действующее законодательство о местном самоуправлении, регламентирующее вопросы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, достаточно разнообразно и порой противоречиво.

Формами ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством выступает уголовная, административная, дисциплинарная, материальная, а также специальная ответственность, выражающаяся в прекращении полномочий того или иного органа или выборного лица в установленных законодательством формах( роспуска представительного органа местного самоуправления, отрешения от должности главы муниципального образования, главы местной администрации).

Выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах

Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Список рекомендуемой литературы:

а) Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

  2. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) ETS N 122 // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1998 г. №36. Ст. 4466.

  3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001г. № 6-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»

  4. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004г. № 5-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»

  5. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»

  6. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 (в ред. от 08 ноября 2007 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

  7. Федеральный закон Российской Федерации от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

  8. Федеральный закон Российской Федерации от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации»

  9. Федеральный закон Российской Федерации от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации»

  10. Федеральный закон Российской Федерации от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»

  11. Федеральный закон Российской Федерации от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (с изм. от 4 декабря 2006 г.) «О науке и государственной научно-технической политике»

  12. Федеральный закон от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О полиции»

  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 января 2005 г. № 2 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов» (в ред. 26 августа 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 2. Ст. 167.

  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2005 г. № 232 «Об утверждении Правил компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования» (в ред. 2 июня 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005 г. № 17. Ст. 1565.

  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2005г. № 350 «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005 г. №24. Ст. 2370.

  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2004 г. № 681 «Об утверждении Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004 г. № 48. Ст. 4804.

  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2004 г. № 682 «Об утверждении Порядка предоставления субвенций из федерального бюджета для финансирования дополнительных расходов наукоградов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004 г. №48. Ст. 4805.

  18. Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2004 г. № 814 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по утверждению границ муниципальных образований» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 52 (часть 2). Ст. 5485.

  19. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001г. № 508 «Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов» (в ред. 14 апреля 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001 г. №29. Ст. 3019.


б) основная литература:

1. Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция» / под ред. А.С. Пудникова, М.С. Трофимова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.

2. Муниципальное право России: учебник для вузов / под ред. А.С Прудникова, И.А. Алексеева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010.

3. Кутафин О.А., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

4. Прудников А.С., Глебов И.Н., Комлев В.Н. Лимонов А.М. Муниципальное право Российской Федерации / Альбом схем. – М.: Московский университет МВД России, 2005.

  1. Васильев В.И. Муниципальное право России: учебник. М.: ЮСТИЦИНФОРМ.2008.

  2. Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учебник. М., 2008.

  3. Захаров И.В., Кокотов А.Н., Костюков А.Н. Муниципальное право России: курс лекций. М.: Проспект. 2007.

  4. Милыпин Ю.Н., Чанов С.Е. Муниципальное право России: учебное пособие. М.: изд. Дашков и К.2007.

  5. Прудников А.С, Еремян В.В., Лимонов A.M. и др. Муниципальное право России. Курс лекций. М. Книжный мир. 2005.

  6. Прудников А.С., Ларина Л.А. Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах: учебное пособие. М.: ЮНИТИ ДАНА. 2007.

  7. Бородин В.В., Смольяков А.А. и др. Муниципальное право России: Учебное наглядное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2007.

  8. Савин В.И. Муниципальное право. Учебно-методическое пособие. М.: ЦОКР МВД России. - 2006


в) дополнительная литература

1. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в Рос­сии: тео­ретико-правовые основы взаимодействия. – М.: Норма, 2001.

2. Костюков А.Н., Копысова С.Г. Муниципально-правовые отношения. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2001.

3. Краткий словарь терминов и определений по муниципальному праву / А.С. Прудников; А.М. Лимонов; К.О. Бобров. – М.: Московский университет МВД России, 2009.

4. Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие. – М., 1996.

5. Основы Европейской Хартии местного самоуправления: Методическое пособие / Отв. ред. И.А. Володин. – М., 1999.

6. Прудников А.С., Ларина Л.А. Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2007.

7. Фадеев В.И. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России. – М., 1996.


Примерная тематика контрольных вопросов для подготовки к зачету

  1. Понятие, предмет и методы отрасли муниципального права.

  2. Муниципально - правовые нормы. Классификация муниципально -правовых норм.

  3. Муниципально - правовые отношения: понятие, классификация.

  4. Правовая основа местного самоуправления.

  5. Европейская хартия о местном самоуправлении.

  6. Акты субъектов РФ и муниципальных образований о местном самоуправлении.

  7. Устав муниципального образования.

  8. Наука муниципального права, методы исследования. Место науки муниципального права в системе юридических наук.

  9. Муниципальное право как учебная дисциплина, ее значение для подготовки сотрудников органов внутренних дел.

  10. Основные теории местного самоуправления.

  11. Континентальная модель местного самоуправления: формирование органов, структура, полномочия.

  12. Англосаксонская модель местного самоуправления, их автономные исключительные полномочия.

  13. Муниципальные реформы Екатерины II.

  14. Реформы местного самоуправления Александра II.

  15. Местное самоуправление в дореволюционной России (до 1918 г.).

  16. Земская реформа 1864 г.

  17. Городская реформа 1870 г.

  18. Местная власть в период 1918-1991 гг.

  19. Местное самоуправление в зарубежных странах.

  20. Местное самоуправление: понятие, основные черты.

  21. Принципы и функции местного самоуправления.

  22. Вопросы местного значения.

  23. Основные направления государственной политики России в сфере местного самоуправления.

  24. Территориальная основа местного самоуправления

  25. Муниципальное образование: понятие, признаки, виды.

  26. Границы муниципальных образований. Установление и изменение границ муниципальных образований.

  27. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения Российской Федерации.

  28. Особенности осуществления местного самоуправления в приграничных территориях Российской Федерации.

  29. Особенности осуществления местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях Российской Федерации.

  30. Особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах Российской Федерации.

  31. Муниципальная собственность: понятие и характеристика.

  32. Муниципальное имущество.

  33. Экономическая основа местного самоуправления.

  34. Местный бюджет. Расходы и доходы местных бюджетов.

  35. Финансовая поддержка местного самоуправления со стороны государства (дотации, субсидии, субвенции).

  36. Муниципальные внебюджетные фонды: порядок образования, формирования и использования средств.

  37. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления.

  38. Местный референдум.

  39. Муниципальные выборы как форма непосредственной демократии.

  40. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразование муниципального образования.

  41. Сходы граждан.

  42. Правотворческая инициатива граждан.

  43. Территориальное общественное самоуправление: понятие, границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление.

  44. Публичные слушания.

  45. Собрание граждан.

  46. Конференция граждан (собрание делегатов).

  47. Опрос граждан.

  48. Обращения граждан в органы местного самоуправления.

  49. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления: понятие, структура.

  50. Представительные органы местного самоуправления, их место в системе местного самоуправления, компетенция.

  51. Отзыв (отрешение) депутатов и выборных должностных лиц.

  52. Роспуск и отставка органов местного самоуправления.

  53. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления.

  54. Глава муниципального образования: понятие, порядок замещения должности, правовой статус.

  55. Основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования.

  56. Исполнительно-распорядительные органы муниципального образования (местная администрация): понятие, характеристика.

  57. Контрольный орган муниципального образования. Порядок формирования и полномочия.

  58. Избирательная комиссия муниципального образования. Порядок формирования и полномочия.

  59. Муниципальная служба: понятие, принципы, правовое регулирование муниципальной службы.

  60. Статус муниципального служащего.

  61. Условия и порядок прохождения муниципальной службы. Ограничения, связанные с муниципальной службой.

  62. Компетенция органов местного самоуправления в социально-культурной сфере.

  63. Компетенция органов местного самоуправления в хозяйственной сфере деятельности.

  64. Компетенция органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка, обеспечения и защиты прав и свобод личности

  65. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

  66. Гарантии местного самоуправления: понятие, система.

  67. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

  68. Формы ответственности органов местного самоуправления.

  69. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления.

70.Ответственность органов местного самоуправления перед государством.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения по специальности 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности Краснодар iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения по специальности 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности Краснодар iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения по специальности 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности Краснодар iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения по специальности 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности Краснодар iconМетодические материалы для слушателей факультета заочного обучения...
Криминология: методические материалы для слушателей факультета заочного обучения и повышения квалификации. Специальность 030901....
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения по специальности 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности Краснодар iconМетодические указания предназначены для студентов специальности 030901....
...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения по специальности 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности Краснодар iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Слушатели заочной формы обучения, кроме этого, должны выполнить домашнюю контрольную работу и в установленные сроки предоставить...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения по специальности 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности Краснодар iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной...
По направлению подготовки (специальности) 050407. 65 Педагогика и психология девиантного поведения
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения по специальности 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности Краснодар iconРоссийской федерации
Содержание: умк по дисциплине «Религиоведение» для студентов направления 030901. 62 «Правовое обеспечение национальной безопасности»...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения по специальности 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности Краснодар iconКрысько Владимир Гаврилович. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт)
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения по специальности 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности Краснодар iconА. И. Войцеховский
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения по специальности 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности Краснодар iconПодготовка диссертации
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения по специальности 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности Краснодар iconСакральное и наука
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения по специальности 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности Краснодар iconВыход Демонов Часть I
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения по специальности 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности Краснодар iconКонцепция деятельности центра
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения по специальности 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности Краснодар iconЮрий Васильевич Губин
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения по специальности 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности Краснодар iconСайт «Военная литература»
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск