Скачать 250.42 Kb.
|
Министерство внутренних дел Российской Федерации Краснодарский университет МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения по специальности 030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности Краснодар КрУ МВД России 2012 1. Значение дисциплины. Муниципальное право России изучается в высших учебных заведениях при подготовке специалистов по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» (030901.65), является обязательной специальной дисциплиной и важнейшей частью общеправовой подготовки в образовательных учреждениях МВД России. Это новая отрасль российского права, предметом которой являются общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования местного самоуправления - относительно нового для России государственно-правового явления и уровня публичной власти. 2. Цели и задачи дисциплины. Основными целями изучения данной дисциплины является формирование у будущих специалистов комплекса знаний об организации и функционировании местного самоуправления, привитие им умений и навыков, необходимых для квалифицированной работы по юридической профессии. Учебный курс ориентирован на новейшее законодательство о местном самоуправлении и разъяснение основных направлений проходящей в настоящий период реформы местного самоуправления в России. Задачами учебного курса являются:
3. Содержание учебного курса и основные формы обучения. Содержание дисциплины «Муниципальное право России» включает в себя изучение следующих основных тем:
К числу основных организационных форм обучения по курсу относятся: лекции, семинарские занятия и самостоятельная подготовка. Лекционный материал сгруппирован в 15 темах, представляющих собой единую систему, позволяющую наиболее полно раскрыть содержание изучаемого вопроса. В лекции преподаватель может оперировать фактами из жизни, личным пониманием и отношением к излагаемому, наука «оживает» в речи преподавателя, предстает в эмоциональном и доступном виде. Кроме того, лекция предполагает вопросы со стороны курсантов и слушателей, объяснение сложных для первичного восприятия проблем. Живое общение не может заменить текст. При прослушивании лекционного материала следует внимательно следить за ходом его изложения, конспектировать основные положения. Не нужно стремиться записать полностью речь преподавателя, необходимо акцентировать внимание на главном, на что, как правило, обращает внимание сам преподаватель. Лекция ориентирована не на память обучающихся, а на мышление, учит не запоминать, а думать и понимать. Впоследствии именно понятый материал легче воспроизвести, чем механически заученный. Характерной особенностью семинара является групповое обсуждение под руководством преподавателя определенных учебных вопросов. Обычно семинар следует за лекцией и рассчитан на углубление знаний обучаемых, полученных в ходе лекции по определенной теме и при подготовке к семинару с использованием рекомендуемой литературы. Важнейшей формой обучения при этом является самостоятельная работа курсантов и студентов по подготовке к занятиям. Подготовка курсантов, слушателей и студентов к занятиям предполагает внимательное изучение рекомендованной литературы, в том числе основных нормативно-правовых актов. Для лучшего усвоения материала к каждой теме даются вопросы, содержащиеся в планах семинарских занятий. После изучения теоретических вопросов нескольких тем на лекции и семинарском занятии выполняются практические задания. Они предназначены для формирования у студентов навыков и умений. Практические занятия могут проводиться в форме решения предложенных преподавателем задач или работы с нормативно-правовыми актами. При надлежащей подготовке возможно проведение деловой игры по определенной теме. Список дополнительной литературы предназначен для оказания помощи обучающимся при выборе проблемы, которая станет предметом более глубокого исследования. Желающие подготовить реферат и выступить по нему с докладом консультируются с преподавателем. Предложенные в планах списки тем не являются исчерпывающими, конкретная тема также может быть скорректирована. 4. Объём знаний. В итоге изучения курса «Муниципальное право России» слушатели должны усвоить: - содержание новейшего нормативно-правового материала о местном самоуправлении, его специфические особенности; - суть проводимой в России реформы местного самоуправления; - существо правовых проблем, возникающих при формировании в России системы местного самоуправления; - основные теоретические представления о муниципальном праве и местном самоуправлении, имеющиеся в юридической науке. 5. Требования к промежуточной и итоговой аттестации Рубежными (промежуточными) формами контроля могут быть контрольные опросы (письменно или устно) или тестовые задания. Итоговой формой контроля по дисциплине является зачет. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СЛУШАТЕЛЯМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ Раздел I. Становление муниципального права. Тема 1. Муниципальное право как отрасль российского права. Муниципальное право как наука и учебная дисциплина. Семинарское занятие Время – 2 часа Место проведения: учебная аудитория Методы проведения занятия: фронтальный опрос Цели занятия:
Методы проведения занятия:
План семинара:
Распределение учебного времени:
Методические рекомендации При подготовке к семинарскому занятию необходимо учесть, что ведущее место среди всех отраслей российского права принадлежит Конституционному праву РФ, из которого другие берут свое начало. Муниципальное право в системе российского права обособилось относительно недавно в конце 90-х г.г. ХХ века. Муниципальное право – комплексная отрасль права и характеризуется рядом признаков, в частности, наличием наряду с нормами «двойного назначении» собственных исключительно муниципально-правовых норм. Крайне важным представляется вопрос о предмете и месте муниципального права, под которым понимается круг однородных общественных отношений. Предметом муниципального права являются однородные отношения, возникающие в процессе реализации населением права на местное самоуправление. Ряд авторов выделяет четыре группы общественных отношений, составляющих предмет муниципального права. Е.С. Шугрина дает более дробную классификацию отношений, составляющих предмет муниципального права. Со всем этим Вы сможете ознакомиться путем изучения учебной и научной литературы, список которой приведен в конце учебно-методического пособия. Муниципальное право, являясь комплексной отраслью, также заимствует методы, используемые в различных отраслях российского права. Муниципально-правовые отношения регулируются муниципально-правовыми нормами. Они представляют собой общеобязательные правила поведения, установленные органами и должностными лицами государственной власти и местного самоуправления либо населением муниципального образования. Предметом научной дисциплины муниципального права является совокупность знаний, идей, теорий о местном самоуправлении, его формах, правовом регулировании и его практическом осуществлении. Основной задачей изучения муниципального права в высших учебных заведениях являются: - формирование у слушателей глубоких знаний правовых, организационных, финансово-экономических основ местного самоуправления; - усвоение научных категорий муниципального права во взаимосвязи с другими правовыми понятиями и терминами; - приобретение слушателями практических навыков решения вопросов местного значения. Под источниками муниципального права понимается форма выражения муниципально-правовых норм. Все источники муниципального права Российской Федерации можно подразделить на международно-правовые и внутригосударственные. Качественная подготовка по данной теме позволит курсантам и слушателям составить общую картину муниципального законодательства России, а также провести его сравнение с зарубежными аналогами муниципального права. Тема 4. Местное самоуправление: понятие, основные черты, принципы и функции. Семинарское занятие Время – 2 часа Место проведения: учебная аудитория Методы проведения занятия: фронтальный опрос Цели занятия:
Методы проведения занятия:
План семинара:
Распределение учебного времени:
Методические рекомендации Понятие “местное самоуправление” отражает комплексное и многообразное явление, которое, естественно, порождает различные подходы к его исследованию. Местное самоуправление можно рассматривать в качестве: а) основы конституционного строя; б) права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения; в) формы народовластия. Для того чтобы прочно уяснить материал данной темы слушатели должны знать что Конституция Российской Федерации, определяя российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, находящие выражение прежде всего в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении. Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление в статьях 3, 12, 130—133 и др. Основываясь на конституционных положениях, Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 г. в статье 2 констатирует: “Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации”. Развитию местного самоуправления в дореволюционной России дали толчок земская и городская реформы Александра II, хотя зачатки земского и городского самоуправления мы встречаем и на более ранних этапах исторического развития российской государственности' Характер и направленность процессов организации власти на местах в России коренным образом изменились после Октября 1917 г. Был взят курс на ликвидацию старых органов местного самоуправления. Тема 7. Территориальная основа местного самоуправления. Семинарское занятие Время – 2 часа Место проведения: учебная аудитория Методы проведения занятия: фронтальный опрос Цели занятия:
Методы проведения занятия:
План семинара:
Распределение учебного времени:
Методические рекомендации Для того чтобы уяснить сущность рассматриваемой проблемы нужно определиться в вопросе, «что понимается и какова сущность территориального общественного самоуправления?» Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления. Также слушателям необходимо знать, что территориальное общественное самоуправление, являясь важнейшей частью системы местного самоуправления, выступает как самостоятельная обособленная подсистема, как бы подпитывает самоуправление в начале организации и деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления, является той общественной сферой, где рождается гражданская инициатива, решаются повседневные житейские проблемы населения. Очень важным моментом служит то, что создаются органы территориального общественного самоуправления на собраниях и конференциях граждан на определенной территории (подъезд, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов и т.д.). Федеральный законодатель предоставляет большую самостоятельность самим органам местного самоуправления регулировать организацию территориального общественного самоуправления. Так, согласно п.11 ст.27 Закона 2003 г. порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Территориальное общественное самоуправление должно основываться, прежде всего, на инициативности самих граждан при минимальном участии при его правовом регулировании органов государственной власти. А так же не следует забывать о том, что в соответствии с Законом 2003 г. органы территориального общественного самоуправления могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета. Тема 10. Органы местного самоуправления: понятие, структура. Семинарское занятие Время – 2 часа Место проведения: учебная аудитория Методы проведения занятия: фронтальный опрос Цели занятия:
Методы проведения занятия:
План семинара:
Распределение учебного времени:
Методические рекомендации Изучая эту тему, слушатели обязаны четко представлять, что полномочия органов местного самоуправления как независимую от системы органов государственной власти структуру, основанную на организационной, компетенционной и экономической самостоятельности местного самоуправления. Выполняя функции органа власти, местное самоуправление, его органы и должностные лица, должны обеспечить соблюдение общеобязательных правил, установленных действующим законодательством. В этом смысле местное самоуправление нуждается не только в особом механизме реализации, но и в системе гарантий, объективно связанных с созданием системы реальности и эффективности местного самоуправления. Действующее законодательство о местном самоуправлении, регламентирующее вопросы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, достаточно разнообразно и порой противоречиво. Формами ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством выступает уголовная, административная, дисциплинарная, материальная, а также специальная ответственность, выражающаяся в прекращении полномочий того или иного органа или выборного лица в установленных законодательством формах( роспуска представительного органа местного самоуправления, отрешения от должности главы муниципального образования, главы местной администрации). Выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Список рекомендуемой литературы: а) Нормативные правовые акты
б) основная литература: 1. Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция» / под ред. А.С. Пудникова, М.С. Трофимова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. 2. Муниципальное право России: учебник для вузов / под ред. А.С Прудникова, И.А. Алексеева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010. 3. Кутафин О.А., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. 4. Прудников А.С., Глебов И.Н., Комлев В.Н. Лимонов А.М. Муниципальное право Российской Федерации / Альбом схем. – М.: Московский университет МВД России, 2005.
в) дополнительная литература 1. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. – М.: Норма, 2001. 2. Костюков А.Н., Копысова С.Г. Муниципально-правовые отношения. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2001. 3. Краткий словарь терминов и определений по муниципальному праву / А.С. Прудников; А.М. Лимонов; К.О. Бобров. – М.: Московский университет МВД России, 2009. 4. Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие. – М., 1996. 5. Основы Европейской Хартии местного самоуправления: Методическое пособие / Отв. ред. И.А. Володин. – М., 1999. 6. Прудников А.С., Ларина Л.А. Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2007. 7. Фадеев В.И. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России. – М., 1996. Примерная тематика контрольных вопросов для подготовки к зачету
70.Ответственность органов местного самоуправления перед государством. |
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Административная... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические материалы для слушателей факультета заочного обучения... Криминология: методические материалы для слушателей факультета заочного обучения и повышения квалификации. Специальность 030901.... | ||
Методические указания предназначены для студентов специальности 030901.... ... | Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения Слушатели заочной формы обучения, кроме этого, должны выполнить домашнюю контрольную работу и в установленные сроки предоставить... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной... По направлению подготовки (специальности) 050407. 65 Педагогика и психология девиантного поведения | Российской федерации Содержание: умк по дисциплине «Религиоведение» для студентов направления 030901. 62 «Правовое обеспечение национальной безопасности»... | ||
Крысько Владимир Гаврилович. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом... | А. И. Войцеховский Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом... | ||
Подготовка диссертации Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом... | Сакральное и наука Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом... | ||
Выход Демонов Часть I Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом... | Концепция деятельности центра Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом... | ||
Юрий Васильевич Губин Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом... | Сайт «Военная литература» Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом... |