Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
страница1/16
Дата публикации16.02.2015
Размер1.39 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КраснодарскИЙ Университет


Кафедра гражданского права и гражданского процесса

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Начальник кафедры гражданского права и гражданского процесса

полковник милиции
_____________ И.В. Петров

«01» июня 2011 г.
Дисциплина: Гражданское процессуальное право

Специальность: 030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности


ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС
Методические рекомендации

по изучению дисциплины слушателями

заочной формы обучения

Обсуждены и одобрены Подготовил:

на заседании кафедры доцент кафедры, к.ю.н.,

от «01» июня 2011 г. подполковник милиции

Протокол № 19 ___________В.В. Верстов
Краснодар

КрУ МВД России

2011

Пояснительная записка
Учебная дисциплина Гражданский процесс изучается слушателями очной и заочной форм обучения, которые должны прослушать лекции по установленной тематике, регулярно посещать семинарские и практические занятия, ответить на тестовые задания и сдать зачет. Слушатели заочной формы обучения, кроме этого, должны выполнить домашнюю контрольную работу и в установленные сроки предоставить ее на кафедру для проверки.

Методические рекомендации подготовлены в целях оказания помощи в изучении слушателям факультета заочного обучения Краснодарского университета МВД Росси учебной дисциплины Гражданский процесс.

В пособие помимо методических рекомендаций включён список литературы, рекомендуемой слушателям для изучения данного курса, а также перечень контрольных вопросов, необходимых для усвоения материала по каждой теме, комплект тестов для самоконтроля и глоссарий.

Раздел 1

ОБЩИЕ Методические рекомендации ПО изучению

дисциплины и ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
В процессе изучения курса Гражданский процесс слушатели должны уяснить сущность изучаемых тем, а так же выработать умения в применении гражданского процессуального законодательства в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Слушателям следует иметь в виду, чтобы в полном объеме усвоить изучаемую дисциплину, необходимо регулярно заниматься самостоятельной работой индивидуально и под руководством преподавателя. Основными формами проведения учебных занятий по дисциплине гражданский процесс для слушателей-заочников являются: лекция, семинарское и практическое занятия и самостоятельная работа, как основной вид учебной деятельности.

Лекция, как форма учебного занятия – наиболее распространенная и вместе с тем относительно простая форма активного вовлечения обучающихся в учебный процесс и способ доведения до них новых знаний.

Лекция позволяет достичь одновременно несколько учебных целей. Во-первых, вопросы теории и истории изучаются в тесной связи с практическими задачами. Во-вторых, материал излагается связно, последовательно, позволяет оперативно довести все новейшие данные науки и законодательства. В-третьих, лекция является основной исходной формой всего учебного процесса. В-четвертых, лекция играет большую роль в организации иных форм учебных занятий, в том числе для самостоятельной подготовки и изучения предмета. В-пятых, важнейшее значение лекции заключается в личном воздействии лектора на аудиторию.

Лекция предполагает определение содержания темы, наиболее принципиальные элементы этого содержания, темп изложения учебного материала, учёт особенностей обучаемой аудитории.

Лекция обычно состоит из введения, списка литературы, вопросов (исходя из тематического плана) и заключения. Преподаватель сам определяет бюджет времени, отводимый на освещение каждого вопроса. После изложения вопроса делаются выводы, после чего преподаватель переходит к рассмотрению следующего вопроса.

Во введении лекции обосновывается актуальность темы лекции, выясняется её связь с современностью, определяются её цели и ставятся задачи. В основной части лекции рассматриваются поставленные вопросы, выясняется их сущность, содержание, категории и принципы. При изложении основного материала необходимо делать анализ и обобщения, использовать приемы индукции и дедукции, прибегать к противопоставлениям и сравнениям. В заключение лекции делаются выводы по каждому вопросу, перед обучаемыми ставятся задачи для их подготовки к семинарским или практическим занятиям.

Непременным залогом успешного усвоения учебного материала является посещение и конспектирование лекций. Лекция является «скелетом» темы, вокруг которого впоследствии обучаемый будет собирать и систематизировать теоретические знания.

При изучении дисциплины Гражданский процесс рекомендуется проводить следующие виды лекций:

  • проблемная лекция. Сущность данной лекции состоит в том, чтобы рассмотреть выбранную тему с различных противоположных позиций, анализируя их, тем самым достичь поставленной цели, а именно выяснить наиболее оптимальную точку зрения, пробудить интерес у аудитории к учебному материалу;

  • лекция-беседа (диалог с аудиторией) предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией в процессе решения задач, поставленных перед аудиторией;

  • лекция-дискуссия, в которой преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы слушателей на свои вопросы, но и организует краткий обмен мнениями в интервалах между логическими разделами лекции;

  • установочная и обзорная лекция, имеет своей задачей организацию работы слушателей не только по изучению новых знаний, но и повторения ранее изученного материала, его обобщения. Такие лекции используются для слушателей-заочников.

Семинарское занятие играет важную роль в обучении и выполняет несколько важных функций. Первая – познавательная. Позволяет организовать творческое, активное изучение теоретических и практических вопросов, установить непосредственное общение преподавателя со слушателями, формирует самоконтроль за правильным пониманием изучаемого материала со стороны слушателей, закрепляет и расширяет знания.

Воспитательная функция опосредует связь теоретических знаний с практикой, усиливает обратную связь субъекта и объекта воспитания, формирует принципиальность и смелость в суждениях, самокритичность, дает широкие возможности преподавателю для индивидуальной работы.

Функция контроля обучаемых за усвоением учебного материала. В процессе семинарского занятия преподаватель определяет и контролирует подготовку обучаемых по данной теме и закрепляет полученные в процессе лекции и самостоятельной работы знания.

Однако, следует учитывать то обстоятельство, что без соответствующей подготовки слушателей к семинару, полноценного занятия не получиться. Следовательно, подготовка к семинару должна начинаться с лекции, ее конспектирования и дальнейшей самостоятельной работой. Как правило, после лекции дается некоторое время для подготовки. Слушатель должен ознакомиться с методическими указаниями, вопросами семинарского занятия, изучить и при необходимости законспектировать рекомендованную литературу, тем самым дополнив лекцию и систематизировав свои знания. В случае пропуска лекционного занятия слушатель обязан восстановить конспект лекции, а в случае необходимости, получить консультацию по наиболее сложным в понимании вопросам у преподавателя.

Индивидуальная консультация проводится на кафедре, согласно графика, у ведущего или дежурного преподавателя по интересующим курсантов вопросам темы, курса либо с целью более тщательной подготовки к занятию, написанию доклада. Преподаватель обеспечивает методическое и дидактическое сопровождение темы, может рекомендовать к изучению дополнительные источники литературы, оказывает помощь в организации самостоятельной подготовки обучающихся.

Семинарские занятия по дисциплине Гражданский процесс обычно проводится в следующих формах:

  • классическая форма, сущность которой заключается в отработке обучаемыми всех вопросов, выносимых на семинарское занятие. Наиболее интересные вопросы можно разобрать посредством подготовки, заслушивания и обсуждения на текущем занятии докладов или научных сообщений. Обязательной частью любого группового занятия выступает подведение итогов занятия и выставление отметок обучаемым;

  • семинар-дискуссия. Перед группой ставится несколько проблемных вопросов, после чего группа делится на пары, тройки, четверки. Эти подгруппы обсуждают какой-либо вопрос, проблему, а затем группа как целое обсуждает всю тему, предлагая общее решение, предложенное в группах;

  • семинар-круглый стол, который требует от преподавателя особого методического мастерства, так как в данном случае его роль сводится к роли арбитра при оценки суждений, высказанных представителями различных точек зрения на поставленные преподавателем проблемы.

Практическое занятие – форма проведения занятия, направленная на практическую отработку полученных теоретических знаний в процессе лекционных и семинарских занятий. При этом особое внимание преподавателя должно уделяться формированию у обучаемых практических навыков на основе постулата «знать-уметь».

Практические занятия по дисциплине Гражданский процесс рекомендуется проводить с использованием дидактических и раздаточных материалов. Одной из форм проведения практического занятия является решение фабул задач. При решении практических задач учебную группу рекомендуется разделить на несколько частей (подгрупп), каждая из которых решает собственную задачу либо комплекс задач, и затем докладывает это решение всей аудитории. Решение задач и разбор практических ситуаций должно осуществляться на основе анализа существующей законодательной базы, с использованием судебной и правоприменительной практики. Ответы на поставленные в задачах вопросы должны подтверждаться ссылками на нормативные акты или на постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. В некоторых задачах предусматриваются альтернативные варианты их решения в зависимости от представленных сторонами документов, доказательств и их оценки компетентными органами.

В конце практического занятия преподаватель подводит итоги занятия и оценивает его участников.

Задачи нужно решать после внимательного изучения соответствующей темы, имея ввиду как источники права (ГПК, АПК, ГК, СК, ТК, КоАП и др.), так и учебную литературу с учетом рекомендаций, изложенных в практикуме и учебно-методических рекомендациях. Для прочного усвоения и закрепления теоретического материала рекомендуется решать не менее 3-5 задач по каждой теме. Систематическое решение задач поможет слушателю научиться верно применять нормы права и теоретические положения к конкретным ситуациям, возникающим в судебной практике и жизни, понять практическое значение отдельных институтов гражданского процессуального права.

Помимо решения задач, на практическом занятии следует организовать изучение архивных гражданских дел, что будет служить наглядным пособием для обучающихся в качестве дополнительного раздаточного материала. Ознакомление с архивными делами рекомендуется для закрепления теоретических знаний по конкретным темам, после чего можно предложить оформление отдельных процессуальных документов, (к примеру, искового заявления, определения суда, ходатайства, судебного решения, кассационной жалобы и др.). Для успешного проведения занятия и достижения всех поставленных целей требуется предварительно подобрать подходящие фабулы задач, сформулировать задание и предоставить образцы процессуальных документов.

Образец решения задачи

Условие задачи:

Басов занимался частным извозом на своем автомобиле. Управляемый им автомобиль «Жигули» столкнулся с автомобилем «УРАЛ», принадлежащим ХОЗУ Министерства обороны. В результате ДТП Басов скончался. Жена погибшего предъявила иск о возмещении вреда, причиненного смертью Басова.

Кто и в качестве кого должен участвовать в рассмотрении данного дела?


Решение задачи:

Задача относится к теме «Лица, участвующие в деле». Согласно ст. 34 ГПК РФ, лицами, участвующими в деле являются стороны, третьи лица, прокурор и другие лица. В данной задаче налицо причинение вреда с участием автомобилей, которые являются источниками повышенной опасности, поэтому для правильного решения задачи, необходимо применить положения главы 59 ГК РФ.

Истцом в данной фабуле будет жена погибшего Басова, так она является наследницей умершего. Ответчиком – ХОЗУ Министерства обороны, так как согласно ч. 1 п. 2 ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности (автомобилем) несет владелец. Водитель автомобиля «Урал» может быть признан третьим лицом на стороне ответчика согласно ч. 1 ст. 43 ГПК РФ, так вынесенное решение может повлиять на его права и обязанности. Участие третьих лиц преследует цель – процессуальную экономию сил, средств и времени.

Самостоятельная работа курсантов и слушателей – это основной вид учебного процесса для слушателей заочного обучения.

Процесс познания складывается из нескольких элементов, которые мы уже рассмотрели выше, при этом связующим звеном между этими элементами выступает именно самостоятельная работа слушателей. Не секрет, что подготовка к занятиям проводится в условиях дефицита времени, что требует от слушателей максимальной собранности, организованности, умения обобщать и конспектировать источники, работать с учебной и научной литературой, нормативными актами и др.

Самостоятельная работа слушателей направлена на достижение следующих целей:

  1. Необходимо уяснить план семинарского или практического занятия, по которому осуществляется самостоятельная подготовка, выяснить наличие у обучающегося рекомендованной к данному занятию литературы и методических рекомендаций.

  2. Следует получить в библиотеке или на кафедре необходимый дидактический материал, учебную литературу и нормативные акты.

  3. Обучаемым следует выделить наиболее важные проблемы изучаемого материала и обратить на них внимание, а также сформулировать возможные вопросы преподавателю на консультацию.

  4. При необходимости обратиться за консультацией к преподавателю для уяснения наиболее сложных вопросов.

Основной целью обучения по дисциплине является формирование знаний в области гражданского процесса, а также выработка умений и навыков применения норм гражданского процессуального законодательства в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Задачами курса изучаемой дисциплины являются овладение теоретическими основами гражданского процессуального права, формирование у слушателей Краснодарского университета МВД России правового менталитета и навыков юриста, закрепление полученных знаний на практических и семинарских занятиях, что позволяет применять полученные знания на высоком профессиональном уровне в практической деятельности.

В результате изучения дисциплины слушатели должны:

знать: сущность, содержание и особенности институтов и понятий гражданского процессуального права, их правовое регулирование по действующему обновлённому законодательству;

уметь: проводить анализ процессуально-правовых норм, применять их в практической деятельности, а так же составлять процессуальные документы;

владеть: нормативно-правовой базой и судебной практикой курса гражданского процесса.

Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена.
РАЗДЕЛ 2

Примерные тематические планы

изучения дисциплины

по специальности 030501.65 – Юриспруденция

для заочной формы обучения, на базе среднего (полного) общего образования, срок обучения 6 лет








Количество часов по видам

занятий


п/п


Наименование частей, разделов и тем


Всего

Лекции

Групповые занятия

Итоговый контроль

Самостоятельная работа

1

Понятие, источники и принципы гражданского процессуального права


6


2







4

2

Участники гражданского процесса

6










4

3

Подведомственность и подсудность

гражданских дел


6











6

4

Судебное доказывание и доказательства

10










8

5

Иск. Возбуждение гражданского дела.

8

2

4




6

6

Судебное разбирательство

12

2

2




8

7

Постановления суда первой инстанции

6










6

8

Неисковые производства

6










6

9

Пересмотр судебных постановлений

6










6

10

Исполнительное производство

6










6




Подготовка к экзамену

27










27




Экзамен

4







4







Итого

108

6

6

4

96


Рекомендуемые нормативные акты И Основная литература

по всему курсу
Нормативные акты:

  1. Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса: Принята 1 марта 1954 г. // Вестник ВАС РФ. - 1996. - № 12. - С. 104 - 112.

  2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г) // РГ. – 1993. – 25 дек.

  3. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 дек. 1996 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 05.04.2009) // РГ. – 1997. – 6 янв.; РГ. – 2005. – 5 апр.

  4. О Конституционном суде РФ: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1 ФКЗ (в ред. от 02.06.2009) // СЗ РФ. – 1994. - № 13. – Ст. 1447.; Парл. газ. – 2007. – 8 фев.

  5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Принят 23 окт. 2002 г. Введен в действие с 1 мар. 2003 г. (в ред. от 28.06.2009) // СЗ РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532; РГ. – 2009. – 01 июля.

  6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1: принята 21 окт. 1994 г.: Введена в действие с 1 янв. 1995 г. (в ред. от 29.06.2009) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; РГ. – 2009. – 01 июля.

  7. Семейный кодекс РФ: Принят 8 дек. 1995 г.: Введен в действие с 1 марта 1996 г. (в ред. от 30.06.2011) // СЗ РФ. – 1996. - № 1. – Ст. 16.

  8. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: закон РФ от 27.04.1993 г. № 4866-1 (в ред. от 14.12.1995) // РГ. – 1993. – 12 мая; РГ. – 1995. – 26 декабря.

  9. О мировых судьях: Федеральный закон от 17 нояб. 1998 г. № 188-ФЗ (в ред. от 22.07.2008) // РГ. – 1998. – 22 дек.; РГ. – 2008. – 30 июля.

  10. О статусе судей в РФ: Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (в ред. от 28.06.2011) // РГ. – 1992. – 29 июля; РГ. – 2009. – 01 июля.


Основная литература:

  1. Барыкин, Д.А. Гражданское процессуальное право (гражданский процесс) в схемах: Учебное наглядное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

  2. Гражданский процесс: Сб. нормативных актов / Сост. В.В. Верстов. – Краснодар: КрУ МВД России, 2007.

  3. Гражданский процесс: Учеб. / Под ред. М.К. Треушникова. – М., 2009.

  4. Гражданский процесс: Учеб. / Отв. ред. проф. В.В. Ярков. – М., 2011.

  5. Гражданский процесс: Учеб. для студентов вузов / [Л.В. Туманова и др.]; под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Амаглобели. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 599 с.

  6. Гражданский процесс. Хрестоматия: Учеб. пособие / Под ред. проф. М.К. Треушникова. – М.: «Городец», 2005.

  7. Данилов, Е.П. Образцы судебных документов с комментариями. - М., 2010.

  8. Елисеев, Н.Г. Гражданское процессуальное право зарубежных стран: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

  9. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г.А. Жилина. – М., 2009.

  10. Осокина, Г.Л. Гражданский процесс. Общая часть. – М., 2003.

  11. Осокина, Г.Л. Гражданский процесс. Особенная часть / Г.Л. Осокина. – М.: НОРМА, 2007.

  12. Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по гражданским делам. – М., 2012.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения по специальности 030901. 65 – Правовое обеспечение...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной...
По направлению подготовки (специальности) 050407. 65 Педагогика и психология девиантного поведения
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной...
Актуальность дисциплины «Экологическое право» определяется необходимостью соответствующей правовой подготовки специалистов данного...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Криминалистика»...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Криминалистика» для заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Криминалистика»...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Криминалистика» для заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения iconГражданское право
Методические рекомендации по написанию рефератов (курсовых работ) по гражданскому праву курсантами и слушателями очной и заочной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения iconМетодические рекомендации по изучению курса «Основы менеджмента обсуждены...
Методические рекомендации предназначены для студентов очной, заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Г 52 Теоретическая механика. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов 2 курса заочной формы обучения...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения iconМетодические рекомендации и вопросы к зачету для студентов заочной...
Право интеллектуальной собственности: Методические рекомендации и вопросы к зачету для студентов заочной формы обучения/ Авт сост...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения iconМетодические рекомендации и вопросы к зачету для студентов заочной...
Адвокатура: Методические рекомендации и вопросы к зачету для студентов заочной формы обучения / Авт сост. Иванов А. И. – г. Калининград:...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения iconМетодические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных...
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения iconРабочая программа учебной дисциплины
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения iconРабочая программа учебной дисциплины правоведение
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск