МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по изучению дисциплины «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству» Целью курса является подготовка выпускников факультета к преподаванию технологии в образовательной школе.
Задачи курса. Программа направлена на изучение:
общих закономерностей трудовой и технологической подготовки школьников;
выбор методов, приёмов, форм организации обучения технологии зависимости от целого ряда условий и в первую очередь – от содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся, их подготовки, условий проведения занятий и т.д..
материала, который обеспечивает надлежащую методическую подготовку будущих учителей для самостоятельного проведения занятий по технологии в общественной школе на базе школьных мастерских.
Программа разделов курса состоит из теоретических и практических частей.
По окончании курса студенты получают следующие знания и умения:
работать с различными источниками информации, анализировать их и отбирать содержание для проведения занятий по технологии;
уметь составлять тематическое планирование занятий;
уметь составлять конспекты уроков;
проблемно излагать материал, творчески использовать дидактический материал и весь комплекс средств обучения.
выбирать формы и методы проведения занятий по технологии;
грамотно применять знания теории и методики обучения технологии в своей работе.
Тематическое содержание дисциплины Блок 1. Общие вопросы теории и методики обучения технологии и предпринимательству.
Тема 1. Теория и методика обучения технологии и предпринимательства как отрасль педагогической науки.
Тема 2. Задачи курса «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству». Требования к учителю технологии.
Тема 3. Становление и развитие трудового обучения в России.
Тема 4. Принципы трудового обучения и трудового воспитания
Тема 5. Содержание интегративного курса «Технология» в общеобразовательной школе
Тема 6. Характеристика основных систем трудового обучения
Тема 7. Методы и формы трудового обучения.
Тема 8. Проблемное обучение на уроках технологии.
Тема 9. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся в школьном курсе технологии.
Тема 10. Формы организации занятий по технологии в учебных мастерских
Тема 11. Подготовка учителя к занятиям. Виды и особенности планирования учебного процесса.
Тема 12. Анализ и самоанализ урока по технологии.
Тема 13. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения.
Блок 2. Специальные вопросы методики обучения технологии
Тема 1. Внеклассные и массовые формы работы по технологии.
Тема 2. Организация и оборудование учебного кабинета по технологии
Тема 3. Методика изучения элементов машиноведения.
Тема 4. Методика обучения конструированию и моделированию.
Тема 5. Методика обучения материаловедению
Тема 6. Методика обучения электротехническим работам.
Тема 7. Методика изучения сельхозмашин и орудий сельскохозяйственного назначения
Тема 8. Трудовое обучение учащихся 9-11 классов.
Тема 9. Организация летней трудовой практики и производственного труда школьников
Тема 10. Методика обучения основам предпринимательства Рекомендуемая литература
Основная
Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании / Сост. Н. Н. Кузьмин. Антология педагогической мысли: В 3 т. М., 1989. Т. 2.
Ботвинников А.Д., Вышнепольский И. С. Черчение в средней школе: Пособие для учителя. М., 1989.
Бронников Н.Л. Страницы истории техники. Брянск, 1995.
Василенко Е.А. и др. Карточки-задания по черчению: 7, 8 классы. М., 1985.
Венецкий С. И. Рассказы о металлах. М., 1975.
Виргинский В.-С., Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки и техники: Книга для учителя. М., 1989.
Гецов Г. Г. Как читать книги, журналы, газеты. М., 1989.
Гецов Г. Г. Работа с книгой: Рациональные приемы. М., 1984.
Гостомыслов А. П. Токарное художество. Л., 1989.
Гребенюк О. С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся. М., 1985.
Жураковская В. М., Симоненко В. Д. Десять творческих проектов для учащихся 7 — 9 классов. Брянск, 1997.
Зайцев Б. Г., Рыцев С. Б. Справочник молодого токаря. М., 1988.
Занятия по трудовому обучению: 6—7 кл.: Пособие для учителя / Г.Б.Волошин и др.; Под ред. Д. А.Тхоржевского. М., 1990.
Златоустов В. Д. Лабораторно-практические работы по методике ОТД и ТО. Череповец, 1987.
Карабанов И. А. Технология обработки древесины. 5 — 9 классы. М., 1995.
Карачев А. А. Метод проектов и развитие творчества учащихся // Школа и производство. 1997. № 2.
Кириллова Г. Д. Теория и практика развивающего обучения. М., 1989.
Коваленко В. И., Кулененок В. В. Объекты труда: 5 кл., 6 кл., 7 кл: Альбом инструкционных карт. М., 1993.
Комплексная мастерская по техническому труду в малокомплектной школе / А.Ф. Шилов и др. М., 1987.
Кругликов Г. И. Атлас по «Технологии»: Учебно-методическое пособие для учителей технологии, студентов ИПФ. Курск, 1996.
Кругликов Г. И., Симоненко В. Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества. М., 1996.
Кругликов Г. И. Теоретические основы методики преподавания технологии. Курск, 1998.
Кругликов Г. И., Симоненко В. Д. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности. Курск, 1998.
Ктиторов А. Ф. и др. Организация и оборудование учебно-производственной базы в МУПК: Пособие для преподавателей. М., 1982.
25.Литова З.А. Творческие проекты в курсе «Технология»: Учебно-методическое пособие. Курск, 1997.
Методика обучения учащихся технологии: Книга для учителя / Н. Л. Бронников, Г. И. Кругликов, В. Д. Симоненко, А. С. Тихонов; Под ред. В.Д.Симоненко. Брянск; Ишим, 1998.
Мигур П. X., Рихвк Э. В. Обработка металла в школьных мастерских. М., 1991.
Муравьев Е. М. Технология обработки металла: 5—9 классы. М., 1995.
Новожилов Э.Д. Научно-педагогические основы оборудования школьных мастерских. М., 1986.
Дополнительная
Овечкин В. П., Симоненко В. Д. Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях РФ. Брянск, 1998.
От машин до роботов (в 2 книгах): Очерки о знаменитых изобретателях, отрывки из документов, научных статей / Сост. М. Н. Ишков. М., 1990.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии / Авт.-сост. В.М.Казакевич, А.В.Марченко. М., 2000.
Павлова М.Б., ПиттД. Образовательная область Технология: Теоретические подходы и методические рекомендации // Технологическое и предпринимательское образование в России. Йорк, 1997.
Программно-методические материалы: Технология. 5—11 классы / Сост. А. В. Марченко. М., 1998.
Программы для общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение (технология): I—XI классы. М., 1997.
Программы общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение (технология) для сельских школ: 1—11 классы. М., 1998.
Программы «Технология»: 1—4 классы, 5—11 классы: Для средних общеобразовательных учреждений РФ. М., 2000.
Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. М., 1984.
Романовский Б. В. С метром по векам. Л., 1985.
Самойлович В. В. Отделочные работы: Справочник домашнего мастера. Киев, 1990.
Сборник документов по трудовому и профессиональному обучению. М., 1987.
Симоненко В. Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства: Учебное пособие. Брянск, 1994.
Симоненко В. Д. Основы домашней экономики: Книга для учителя. Брянск, 1995.
Скурихин И.М., Шатерников В. А. Как правильно питаться. М., 1984.
Справочник по трудовому обучению: Обработка древесины и металла, электротехнические и ремонтные работы: 5 — 7 классы / Под ред. И.А. Карабанова. М., 1992.
Старикова Е. В., Корчагина Г. А. Дидактический материал по трудовому обучению: Кулинарные работы и обработка ткани: 5 класс. М.,1996.
Творческие проекты старшеклассников по технологии обработки ткани: Учебно-методическое пособие для учителя. Брянск, 1998.
Творческие проекты учащихся 5—9 классов общеобразовательных школ / Под ред. В.Д.Симоненко. Брянск, 1996.
Технология 5, 6, 7, 8, 9: Пробные учебники для школы / Под ред. В.Д.Симоненко. М., 1997.
Тхоржевский А. Д. Методика трудового обучения с практикумом. М., 1987.
Учителю о производстве / Под ред. Д.Д.Москвина. М., 1991.
Хирте Вернер. Сделай сам 1000 вещей: Пер. с нем. СПб., 1994.
Чернякова В. Н. Технология обработки ткани: 5 класс. М., 1997.
Вопросы к экзамену
Цели, задачи, содержание и пути осуществления технологического обучения учащихся в современных условиях развития общеобразовательной и профессиональной школы. Государственный стандарт образовательной области «Технология».
Структура учебной программы предмета «Технология».
Методика преподавания технологии как отрасль педагогической науки. Учебные задачи курса. Связь с другими учебными предметами.
Общая квалификация методов научных исследований в трудовом (технологическом) обучении. Краткий обзор сущности специальных методов.
Системы трудового обучения и их характеристика. Требования к системе трудового обучения в образовательной области «Технология».
Организационные формы технологической подготовки школьников. Их характеристика. Урок как основная форма обучения технологии в школе. Требования к современному уроку. Типы уроков и их особенности. Структура занятия технологии.
Лабораторно-практические работы в системе технологического обучения. Их виды, подготовка и методика проведения. Организация исследований и самостоятельного поиска при выполнении учащимися лабораторно-практических работ.
Классификация методов технологической подготовки школьников. Современные методы активизации учебно-познавательной деятельности. Их характеристика.
Метод проектов, его сущность. Применение метода проектов в учебной и трудовой деятельности школьников.
Проблемное обучение, его сущность. Место проблемного обучения в учебном процессе на занятиях по технологии.
Методы активного обучения. Их характеристика. Условия применения в технологическом обучении.
Практические методы обучения. Упражнения, их назначение, место упражнений в учебном процессе на занятиях по технологии. Методика организации и проведения упражнений.
Наглядные методы обучения. Демонстрации в технологическом обучении. Методические условия применения демонстраций. Показ. Дидактические условия формирования у учащихся трудовых умений и навыков.
Инструктаж как метод обучения технологии. Виды инструктажей. Алгоритм проведения вводного инструктажа.
Подготовка учителя технологии к занятиям. Цели и задачи подготовки. Перспективное и текущее планирование. Подготовка учебно-материальной базы. Аттестация учебных мастерских.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков. Система проверки и оценки знаний и умений учащихся на занятиях по технологии.
Формы и методы внеклассной и внешкольной работы с учащимися по технологии. Кружки технического и художественного творчества.
Государственная система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в РФ. Принципы профориентации. Методологические и научно-теоретические основы профориентаций.
Структура, содержание и методика проведения занятий по разделу «Профессиональное самоопределение школьников образовательной области «Технология».
Экономическая подготовка учащихся разных возрастных групп: содержание, цели и задачи. Структура и система экономической подготовки школьников.
Квалификационная характеристика учителя технологии.
Формы и методы экономической подготовки школьников.
Цели и задачи экологического воспитания учащихся на уроках технологии.
Методика использования аудиовизуальных и технических средств обучения в учебном процессе.
Цели, задачи и методы обучения учащихся элементам машиноведения
Тематика курсовых работ
Организация и методика обучения школьников выполнению творческих проектов.
Изучение народных культурных традиций на уроках технологии в школе.
Изучение народных традиций Кольских саамов на уроках технологии в школе.
Содержание и методика проведения уроков технологии по технике безопасности.
Формирование у школьников графической грамотности на уроках технологии.
Организация и методика обучения школьников проектной деятельности.
Формирование экологических знаний у школьников на уроках технологии.
Межпредметные связи на уроках технологии.
Формирование у школьников чувства стиля и стилевой гармонии на уроках технологии.
Развитие внимания к объектам природы на уроках технологии в школе.
Формирование вариативности и гибкости мышления на уроках технологии.
Методика формирования графических умений и навыков на уроках технологии в школе.
Изучение народного искусства на уроках технологии.
Изучение искусства народов Кольского Севера на уроках технологии.
Развитие творческих способностей школьников в процессе проектной деятельности.
Формирование экологической культуры на уроках технологии.
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках технологии.
Воспитание культуры быта на уроках технологии.
Организация и методика проведения внеклассных работ по технологии.
Развитие конструктивности и целесообразности мышления на уроках технологии.
Проблемное обучение на уроках технологии.
Методические приемы организации проектной работы.
Активные формы работы на уроках технологии.
Использование компьютерных технологий на уроках технологии.
Развивающее обучение на уроках технологии.
Формирование дизайнерского мышления у школьников на уроках технологии.
Формирование эстетического отношения к природе на уроках технологии.
Художественное развитие школьников на материале декоративно-прикладного искусства саамов.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Тема «ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ПО ТЕХНОЛОГИИ В V-VII КЛАССАХ»
Цели работы:
формирование у будущих учителей технологии начальных умений и навыков анализа школьных программ;
изучение структуры и содержания программы по базовому инвариантному и вариативным курсам;
выявление возможных межпредметных связей при трудовом обучении школьников.
Учебная программа является основным документом, которым руководствуется учитель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению учащимися, подбирая объекты труда и т.д. Для того чтобы анализировать программу, необходимо знать ее содержание, представлять ее в целом и четко просматривать дидактические связи между разделами. Учебная программа не является чем-то застывшим — ее содержание из года в год может корректироваться. Учитель должен активно участвовать в совершенствовании программы. Любая программа требует от учителя творчества и оставляет ряд вопросов для самостоятельного решения, с учетом состояния учебно-материальной базы школы и ее производственного окружения. Задания (вариант для технического труда)
Ознакомиться с построением и содержанием программы по технологии в V-VII классах.
1. Укажите основные задачи и сформулируйте цели трудового воспитания и обучения учащихся в V—VII классах.
2. Определите трудовые операции, с которыми ученики знакомятся в процессе изготовления изделий из древесины, металла, и выявите сходные (разметка, строгание-опиливание и т.д.).
3. Выявите, соблюдается ли принцип от простого к сложному в последовательности изучения операций при обработке материалов.
4. С какими графическими понятиями на уроках технологии знакомятся ученики в V—VII классах?
Рассмотрите последовательность изучения по классам и разделам программы сведений о материалах, их свойствах и промышленном применении.
Оцените, имеет ли место системный подход при овладении учащимися (по классам) сведениями по машиноведению.
В каких темах школьной программы (по классам) учащиеся знакомятся с современными процессами формообразования деталей (литье, штамповка, обработка резанием и т.д.)?
Какого сортамента материалы обрабатывают ученики:
а) древесные;
б) металлические?
9. С какими электротехническими понятиями знакомятся ученики (по классам)?
Определите содержание (по классам) разделов: «Культура дома», «Строительные ремонтно-отделочные работы», «Художественная обработка материалов».
Подберите возможные объекты труда при обработке:
а) древесины в V классе, в VI классе, в VII классе;
б) металлов
в V классе, в VI классе, в VII классе.
Выявите, в каких разделах предусмотрено ознакомление учащихся с вопросами научной организации труда (НОТ) и безопасных приемов труда (класс, тема).
Выявите рациональность проведения экскурсий в системе занятий по технологии. Предложите основные цели экскурсий по годам обучения.
Определите возможности межпредметных связей и покажите на примерах использование в трудовом обучении знаний, которые получают учащиеся на занятиях, посвященных изучению основ наук.
Выясните, сколько времени (по классам) отводится на проект. Предложите вариант распределения и планирования этапов работы.
Порядок выполнения работы
Ознакомиться с содержанием пояснительной записки и примерными тематическими планами трудового обучения. Сравнить и уяснить различия для городских и сельских школ, для мальчиков и девочек.
Провести детальное изучение и анализ по разделам программы в V—VII классах.
По разделам «Технические сведения» определить ответы на вопросы-задания по классам обучения.
По разделам «Практические работы» и учебным пособиям наметить возможные объекты труда (по классам).
Изучив разделы программы, выявить, по каким из них могут быть проведены лабораторно-практические работы.
Письменно ответить на поставленные вопросы.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
|