Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир»





Скачать 303.9 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир»
страница1/4
Дата публикации21.10.2013
Размер303.9 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
СД.Ф.10
Методика преподавания интегрированного курса

«Окружающий мир»

Основная образовательная программа подготовки специалиста по

специальности
050708.65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика

Утверждено на заседании

кафедры педагогики

Психолого-педагогического института
(протокол № 1 от 25.09.2012 г.)

Зав.кафедрой

____________ Рычкова Н.А.

Автор программы: Федченко А.С., к.п.н., доцент.
Пояснительная записка:
Данная программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию, уровню и качеству подготовки специалистов Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности

  • 050708.00 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью».

Учебная дисциплина «Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» относится к общепрофессиональным и обязательным дисциплинам и включает взаимосвязанные вопросы, составляющие базу профессиональной подготовки учителя начальной школы. Курс имеет общетеоретическое и практическое значение. Его изучение способствует повышению общего уровня педагогических, гуманитарных и специальных знаний, обеспечивает нормативное обоснование социальных и иных процессов, происходящих в обществе, в современной школе, а также формирует и развивает практические навыки применения теоретических знаний в профессиональной деятельности.

Одной из особенностей курса методики преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» является его практическая направленность. В процессе изучения данной дисциплины, современных подходов в выборе педагогических технологий, у студентов формируются навыки использования методов и приемов в естественнонаучном, историческом и краеведческом образовании младших школьников.

Учебная дисциплина «Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» ставит своей целью обеспечить студентов совокупностью естественнонаучных, исторических, краеведческих, общепедагогических и методических знаний, а также сформировать у студентов практические навыки.

«Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир»

предполагает решение следующих задач:

  • формирование у студентов научного мировоззрения;

  • углубление и расширение знаний студентов, полученных в процессе изучения педагогики, психологии, естествознания, истории, краеведения, творческое применение этих знаний на практике;

  • выработка у студентов умений и навыков проведения наблюдений в природе;

  • подготовка студентов к организации и проведению экскурсий;

  • воспитание у студентов бережного отношения к природе родного края и ознакомлению их с приемами и методами природоохранной деятельности;

  • ознакомление с правовыми и нравственно-этическими нормами в сфере профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:
- об интегрированном характере курса;

  • об исторически сложившихся подходах к отбору содержания и структурирования учебного материала для начальной школы;

  • о разнообразии современных вариативных программ по интегрированному курсу «Окружающий мир» для начальной школы;


знать:

  • теоретические основы формирования естественнонаучных, исторических и краеведческих представлений и понятий;

  • классификации методов обучения;

  • основные формы организации учебной работы;

  • требования к выпускнику начальной школы по окружающему миру, определенные Государственным образовательным стандартом.

уметь:

  • обоснованно выбирать и сочетать методы и приемы обучения;

  • применять психолого-педагогические знания при формулировании целей учебного занятия, диагностике уровня сформированности естественнонаучных, исторических и краеведческих понятий.

приобрести навыки:

  • отбора содержания материала для учащихся начальной школы на основе выбранной (для реализации) программы в соответствии с требования Государственного образовательного стандарта;

  • составления конспектов: урока, внеклассного занятия;

  • тематического планирования изучения учебного материала в течение учебного года;

  • использования различных средств обучения.


Извлечение из ГОС ВПО

Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир»

Развитие методики преподавания естествознания в России. Материальное оснащение курса «Естествознание». Формы и методы преподавания естествознания. Уроки природоведения. Анализ типовых и альтернативных программ и учебников по природоведению для начальных классов. Методика работы по преподаванию курса «Окружающий мир». Экологическое воспитание на уроках природоведения и ознакомления с окружающим миром.
Содержание разделов учебной дисциплины.
Раздел 1. Общие вопросы методики преподавания интегрированного курса «Окружающий мир».
Развитие методики преподавания естествознания. Преподавание естествознания в русской школе ХVIII в. Первые методические рекомендации В.Ф. Зуева.

Преподавание естествознания в русской школе ХIХ века: педагогические взгляды К.Д. Ушинского, А.Я. Герда. Развитие методики преподавания на современном этапе. Современные интегрированные курсы в программах начального образования. Программы, учебники. М.Н. Скаткин и его первая фундаментальная методика преподавания естествознания.

Задачи и содержание ИК ОМ в начальной школе.

Задачи изучения природы с детьми младшего школьного возраста. Вооружение школьников элементарными знаниями о наиболее распространенных предметах и явлениях природы и их использование человеком; формирование основ диалектико-материалистического понимания явлений природы, воспитание основ экологической культуры. Развитие мышления, речи и наблюдательности у детей. Привитие практических умений и навыков.

Задачи формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста; формирования экологической культуры.

Содержание и структура учебного материала в программах по ИК ОМ (по классам). Принципы отбора содержания и построения школьного интегрированного курса «Окружающий мир».
Раздел 2. Формирование у младших школьников представлений и понятий в процессе изучения ИК ОМ. Методы обучения.
Методы и приемы обучения. Понятие метода обучения. Целостный подход к проблеме метода.

Словесные методы обучения. Беседа на уроках ИК ОМ. Виды бесед. Использование в процессе беседы наглядных пособий и технических средств обучения. Требования к вопросам учителя. Рассказ. Продолжительность и место рассказа, требования к рассказу на уроках ИК ОМ. Сочетание рассказа си беседы на уроках.

Наглядные методы обучения. Наблюдение – ведущий метод изучения природы в начальных классах. Методика проведения систематических и эпизодических наблюдений. Целенаправленность и законченность наблюдений. Опыт (эксперимент) как метод изучения природы. Место опытов в учебном процессе. Демонстрационные и лабораторные опыты, требования к постановке опытов.

Практические методы обучения. Использование наглядных и технических средств обучения. Методические приемы: сравнение, противопоставление, аналогия и др. в ученом процессе. Выбор и оптимальное сочетание методов и методических приемов в обучении младших школьников.

Формирование и развитие естественнонаучных представлений и понятий. Основы формирования естественнонаучных понятий у учащихся. Ощущения, восприятия, представления о предметах и явлениях природы. Приемы и методы формирования представлений и элементарных понятий на уроках ИК ОМ.
Раздел 3. Система организационных форм преподавания интегрированного курса «Окружающий мир».
Урок - основная форма учебно-воспитательной работы.

Предметные уроки по изучению природных объектов.

Уроки-экскурсии. Комбинированный урок с использованием различных видов наглядных пособий.

Практические работы по естествознанию в классе и на местности, особенности их организации.

Игра как форма организации учебной деятельности детей.

Уроки обобщения полученных знаний по теме, за год.

Домашнее задание как один из видов внеурочных занятий. Их место в учебном процессе. Виды домашних заданий. Индивидуализация домашних заданий.

Повторение и проверка знаний

Повторение и обобщение изученного на уроке, в конце темы, за год.

Содержание и методика проведения обобщающих уроков по ИК ОМ. Выработка у учащихся умения обобщать и делать выводы. Виды проверки знаний. Фронтальный и индивидуальный опрос. Устные ответы, сопровождающиеся работой с картинами, иллюстрациями учебника, гербарием, живыми объектами. Проведение учащимися повторных опытов.

Организация и проведение тестирования. Нормы оценок.

Материальная база обучения. Значение материальной базы в учебно-воспитательном процессе.

Понятие о средствах обучения, их видах. Дидактические требования к средствам обучения.

Учебники ИК ОМ, их роль в учебном процессе, особенности учебников, структура. Преемственность в работе по учебникам от класса к классу. Методика работы с учебниками на уроке и в неурочное время.

План и карта как учебные пособия. Методика работы с планом, картой, глобусом. Использование плана и карты при повторении и закреплении знаний. Чтение карты и работа по ней. Требования к показу по карте.

Наглядные пособия. Виды наглядных пособий, дидактические требования к ним. Методика работы с натуральными наглядными пособиями (коллекциями, гербариями, чучелами и др.).

Методика работы с печатными наглядными пособиями. Виды печатных пособий (настенные картины, таблицы, раздаточные картинки, открытки) и работа с ними под руководством учителя и самостоятельно.

Методика использования на уроках экранных пособий (кинофильмов, слайдов, транспарантов и др.).

Методика использования компьютерных программ.

Комплексное использование различных видов наглядных пособий.

Организация и содержание самостоятельных работ с различными средствами обучения.

Организация уголка живой природы и использование его объектов в учебном процессе.

Краеведческий уголок. Географическая площадка.

Школьный учебно-опытный участок. Организация работы на нем младших школьников.

Внеклассная работа. Общее понятие о внеклассной работе. Значение внеклассной работы по ИК ОМ в начальных классах. Виды внеклассной работы: массовая, групповая, индивидуальная.

Краеведческие экскурсии. Сбор краеведческого материала и его оформление.

Просмотр учебных и научно-популярных кинофильмов, телепередач с последующим их обсуждением.

Индивидуальная внеклассная работа: чтение рассказов о растениях, животных, истории родного края.

Оформление альбомов по разным темам. Природоохранительная работа: охрана птиц, уход за растениями и др.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания теологии»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методика преподавания...
Цель освоения дисциплины «Методика преподавания социологии» теоретическая и методическая подготовка студентов V курса к самостоятельной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» iconРабочая программа учебной дисциплины дпп. Ф. 10 Методика преподавания...
Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2, Москва, 2009. Стр. 161-162
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» iconПрограмма дисциплины методика преподавания интегративного курса
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» icon2 1 1 13. Методика преподавания интегрального курса «Окружающий мир»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13. 5 Методики...
Курс изобразительного искусства имеет целью подготовить студентов, к самостоятельному проведению занятий по изобразительному искусству,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» iconМетодические рекомендации дисциплины сд. Ф. 9 «Методика преподавания математики»
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» iconПрограмма государственного квалификационного экзамена по методике...
«Методика преподавания философии». Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания философии». Методика, дидактика, психология...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» iconМетодические рекомендации по изучению одного из разделов курса «Устное...
П18 Паремические жанры русского фольклора [Текст]: методические рекомендации по изучению курса / З. Ж. Кудаева – Нальчик: Каб. Балк...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика...
Ы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» iconМетодические рекомендации к выполнению контрольной работы по курсу...
В соответствии с учебным планом студенты – заочники выполняют одну контрольную работу по методике преподавания естествознания


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск