Скачать 320.85 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ СД.Ф.13.5 Методики преподавания: Методика преподавания изобразительной деятельности Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050715.65 Логопедия со специализацией Семейная коррекционная педагогика Утверждено на заседании кафедры педагогики Психолого-педагогического института (протокол № 1 от 25.09.2012 г.) Зав. кафедрой: ____________ Рычкова Н.А. Автор -составитель: Лагутина О.Р., д.п.н., доцент Пояснительная записка: Курс изобразительного искусства имеет целью подготовить студентов, к самостоятельному проведению занятий по изобразительному искусству, а также к применению знаний, умений, навыков, полученных при обучении рисованию, в воспитательной работе. Важнейшими задачами в обучении и воспитании студентов на занятиях изобразительным искусством программа ставит:
Соответственно поставленным учебно-воспитательным задачам структуру программы определяют пять основных видов занятий: рисование, живопись, декоративная работа, композиция, методика преподавания изобразительного искусства в начальной школе. Ознакомление студентов с произведениями изобразительно искусства осуществляется в процессе учебных занятий по всем видам. Основные виды занятий по рисованию и методике преподавания должны быть взаимосвязаны друг с другом. Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
Задача курса методики преподавания изобразительного искусства — вооружить студентов научными теоретическими знаниями, обосновывающими содержание программы по изобразительному искусству для начальных классов. На практических занятиях студенты составляют методические разработки уроков и изготовляют наглядные пособия к ним. В ходе педагогической практики студенты проводят пробные уроки в школе. Извлечение из ГОС ВПО: История изобразительного искусства. Изобразительная деятельность как составная часть эстетического воспитания младших школьников. Изобразительная грамота и творчество. Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста. Организация изобразительной деятельности младших школьников и развитие их творчества на уроке и во внеклассной работе. Использование альтернативных программ в процессе обучения детей изобразительному искусству. Темы для самостоятельного изучения
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Практические занятия Практические занятие № 1. Тема: Теория искусства, его виды и жанры. Вопросы для обсуждения: 1.Специфика изобразительного искусства как зрительно воспринимаемого, создающего изображения реального и нереального мира на плоскости и в пространстве. 2.Графика как вид изобразительного искусства. 3.Живопись, её виды, техники, материалы. 4.Скульптура, её своеобразие. 5.Архитектура и её специфика. 6.Декоративно-прикладное искусство, его виды. Самостоятельная работа: оформить альбом с произведениями живописи, графики, декоративно-прикладного искусства; написать реферат на одну из тем:
10.Великий эпотажник Сальвадор Дали. Основная литература:
Дополнительная литература: 1. Грибовская А.А. Знакомство детей со скульптурой.- М., 1993. 2. Дажина В.Д. Микеланджело. Рисунок в его творчестве.- М., 1986. 3.Маккиавелли М. Спрей-арт.- М., 2002.
Практическое занятие № 2. Тема: Искусство Древних цивилизаций. Вопросы для обсуждения: 1.Искусство Древнего Египта. 2.Скульптуры индуистских храмов. 3. Пейзажное искусство Китая. Фарфор. 4. Японские традиции гравюры. Лаковая миниатюра. 5. Искусство Древней Америки. 6. Искусство народов Океании и Северной Америки. 7. Африканское искусство. Самостоятельная работа: написать реферат на одну из тем:
Основная литература: 1.Искусство. Энциклопедия для юношества.- М., 2001. 2. Нодэн К. Искусство.- М., 2001. Дополнительная литература: 1. История зарубежного искусства/ Под ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой.- М., 1983. Практическое занятие № 3-4. Тема: Посещение выставок произведений искусства в Художественном музее и Центре художественных ремёсел. Цель: закрепить знания студентов о художественных направлениях и стилях в искусстве, умение анализировать произведения искусства. Самостоятельная работа: выполнить искусствоведческий анализ живописного произведения по плану: анализ четырёх разделов: «свет», «натуральный», «тень», «рефлекс», анализ освещения, воздушной перспективы, цветовой гармонии, фактуры красочного слоя, рисунка, композиции. Основная литература:
Дополнительная литература:
Практическое занятие № 5. Тема: Методы обучения рисованию в России. Вопросы для обсуждения:
Самостоятельная работа: заполнить таблицу «Методы обучения рисованию в России».( исторический период/ методы) Основная литература:
Практическое занятие № 6. Тема: Зарубежные методы обучения рисованию. Современные научные исследования в области арт-терапии. Вопросы для обсуждения.
Самостоятельная работа: заполнить таблицу «Зарубежные методы» (Историч. период/ Методы/), подобрать и провести рисуночные тесты. Основная литература: 1. Копытин А.И. Арт – терапия. Хрестоматия.- СПб., 2001. 3. Копытин А.И. Основы арт-терапии.- СПб., 1999. 4. Копытин А.И. Системная арт-терапия.- СПб., 2001. 5. Копытин А.И. Практикум по арт-терапии.- СПб., 2001. 6. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- М., 2000. Дополнительная литература:
Практическое занятие № 7. Тема: Методы обучения рисованию в отечественной школе. Вопросы для обсуждения:
Самостоятельная работа: заполнить таблицу «Методы обучения рисованию в отечественной школе» (Ист. период/ Методы/) Основная литература: 1. Костерин Н.П. Учебное рисование.- М., 1980. 2.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- М., 2000. Дополнительная литература: 1. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1979. 2. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир.- М., 1986.
Практическое занятие № 8. |
Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания... Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания теологии» | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика преподавания... Цель освоения дисциплины «Методика преподавания социологии» теоретическая и методическая подготовка студентов V курса к самостоятельной... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика... Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13 (ДС. 13, Дс 7)... Кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела инспектирования, лицензирования, аттестации и государственной аккредитации... | ||
Методические рекомендации дисциплины сд. Ф. 9 «Методика преподавания математики» Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика | Программа государственного квалификационного экзамена по методике... «Методика преподавания философии». Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания философии». Методика, дидактика, психология... | ||
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов... Дисциплина Методика преподавания хантыйского языка, литературы название дисциплины | Методические рекомендации к выполнению контрольной работы по курсу... В соответствии с учебным планом студенты – заочники выполняют одну контрольную работу по методике преподавания естествознания | ||
Н. Н. Юрченко Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Планы семинарских занятий по Методике преподавания истории являются составной частью программы по данному курсу | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Назарова Р. З. – декан факультета иностранных языков и лингводидактики, к ф н., профессор кафедры английского языка и методики его... | ||
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца» Изучение теории и методики преподавания народно-сценического танца, использование знаний в исполнении и создании композиций современной... | Методические рекомендации преподавания темы «Пищеварение» Методические рекомендации преподавания темы «Пищеварение» в курсе биологии 8 класса с использованием информационно-коммуникативных... | ||
Программа итоговой аттестации по специальности 031201 «Теория и методика... Воробьева Е. И., кандидат педагогических наук, доцент, кафедры современных языков и методики преподавания иностранных языков пгу... | Методика преподавания игры на гитаре рабочая программа для специальности Курс «Методики преподавания игры на гитаре» рассчитан на достаточно подготовленных в практическом и музыкально- теоретическом отношении... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения |