Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13. 5 Методики преподавания: Методика преподавания изобразительной деятельности





Скачать 320.85 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13. 5 Методики преподавания: Методика преподавания изобразительной деятельности
страница1/3
Дата публикации15.09.2013
Размер320.85 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ


СД.Ф.13.5
Методики преподавания: Методика преподавания

изобразительной деятельности

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности
050715.65 Логопедия со специализацией Семейная коррекционная педагогика

Утверждено на заседании кафедры

педагогики

Психолого-педагогического института

(протокол № 1 от 25.09.2012 г.)
Зав. кафедрой:

____________ Рычкова Н.А.


Автор -составитель: Лагутина О.Р., д.п.н., доцент

Пояснительная записка:
Курс изобразительного искусства имеет целью подготовить студентов, к самостоятельному проведению занятий по изобразительному искусству, а также к применению знаний, умений, навыков, полученных при обучении рисованию, в воспитательной работе.

Важнейшими задачами в обучении и воспитании студентов на занятиях изобразительным искусством программа ставит:

  • дать студентам основу изобразительной грамоты, познакомить с правилами и приемами рисования с натуры, изучить основы перспективы, строение, конструкцию, положение предметов в пространстве;

  • познакомить с вопросами теории цвета, приемами и последовательностью выполнения акварельной живописи, техникой работы гуашью, учить владеть цветом как элементом художественной формы;

  • дать представление о специфике образной природы декоративно-прикладного искусства;

  • способствовать формированию творческих способностей и наклонностей студентов;

  • развивать художественный вкус и эстетические чувства, раскрывать эстетическую сущность искусства, помогать формированию эстетического идеала.

Соответственно поставленным учебно-воспитательным задачам структуру

программы определяют пять основных видов занятий: рисование, живопись, декоративная работа, композиция, методика преподавания изобразительного искусства в начальной школе. Ознакомление студентов с произведениями изобразительно искусства осуществляется в процессе учебных занятий по всем видам. Основные виды занятий по рисованию и методике преподавания должны быть взаимосвязаны друг с другом.

Студенты должны знать:

  • основы изобразительной грамоты с последовательностью выполнения работ в различных техниках;

  • элементы теории (композиция, перспектива, светотень, цвет и т.п.);

  • процесс стилизации, переработки предметов действительности в декоративную форму.

Студенты должны уметь:

  • владеть цветом как средством передачи натуры, приемами и последовательностью выполнения акварельной живописи, техникой работы гуашью, приёмами декоративного рисования и изготовления эскизов, оформления учебных пособий;

  • создать образ в изображении, подчеркнув идейный замысел, смысловые связи в рисунке;

  • выполнять сюжетный рисунок в процессе работы над композицией на заданную тему.

Задача курса методики преподавания изобразительного искусства — вооружить студентов научными теоретическими знаниями, обосновывающими содержание программы по изобразительному искусству для начальных классов. На практических занятиях студенты составляют методические разработки уроков и изготовляют наглядные пособия к ним. В ходе педагогической практики студенты проводят пробные уроки в школе.
Извлечение из ГОС ВПО:

История изобразительного искусства. Изобразительная деятельность как составная часть эстетического воспитания младших школьников. Изобразительная грамота и творчество. Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста. Организация изобразительной деятельности младших школьников и развитие их творчества на уроке и во внеклассной работе. Использование альтернативных программ в процессе обучения детей изобразительному искусству.
Темы для самостоятельного изучения




Наименование раздела дисциплины. Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения с/р.

.

1.

Теория искусства, его виды и жанры.

Оформление альбома с иллюстрациями произведений всех видов изобр. иск-ва; написание рефератов.


2

Проверка альбомов; защита рефератов.


2.

Художественные стили в искусстве.

Написание рефератов.

2

Защита рефератов.

3.

Анализ худ. произведения. Иерархия восприятия произведений иск-ва.

Составление искусствоведческого анализа произведений иск-ва (на выбор студентов)

2

Проверка иск. анализов.


4.

Подходы к обучению детей рисованию.

Подготовка к контр. работе.

2

Контр. работа.

5.

Методы обучения изобразительному искусству в России.

Заполнение таблицы «Методы обучения рисованию в России».

2

Проверка таблиц.

6.

Зарубежные методы обучения изобразительному искусству

Подбор студентами рисуночных тестов, заполнение таблицы «Зарубежные методы».

2

Апробирование тестовых заданий.

7.

Методы обучения изобразительному искусству в отечественной школе.

Заполнение таблицы «Методы обучения рисованию в отечественной школе».

2

Проверка таблиц.

8.

Цели и задачи преподавания рисунка, изобразительного искусства, лепки

Заполнение таблицы «Задачи преподав. изобразит. искусства.»

2

Проверка таблиц.

9.

Дидактические принципы обучения изобразительному скусству.

Заполнение таблицы «Дидакт. принципы».

2

Проверка таблиц.

11.

Содержание занятий по декоративному, натуральному, тематическому рисованию.

Заполнение таблицы «Содржание занятий».

2

Проверка таблиц.

12.

Теор. основы обучения изобразительной деятельности.

Подготовка докладов.

2

Защита докладов.

13.

Теор. основы обучения живописи.

Подготовка докладов.

2

Защита докладов.

14.

Теор. основы обучения декоративному иск-ву.

Подготовка докладов.

2

Защита докладов.

15.

Методика изображения натюрмортов, фигуры человека, пейзажа.

Выполнение рисунков с изображением натюрмортов, фигуры человека, пейзажа графическими материалами. Написание планов- конспектов уроков.

2

Выставка рисунков. Проверка планов-конспектов.

18.

Методика работы над лепкой и росписью народных глиняных игрушек.

Лепка и роспись игрушек. Написание планов-конспектов-уроков.

2

Выставка работ. Проверка планов-конспектов.

20.

Методика ознакомления с произведениями изобразительного искусства.

Написание конспектов бесед о произведениях художников-классиков и современных (в т.ч. художников Мурманска и Мурманской обл.)

2

Проверка планов бесед.


Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Практические занятия

Практические занятие № 1.

Тема: Теория искусства, его виды и жанры.

Вопросы для обсуждения:

1.Специфика изобразительного искусства как зрительно воспринимаемого, создающего изображения реального и нереального мира на плоскости и в пространстве.

2.Графика как вид изобразительного искусства.

3.Живопись, её виды, техники, материалы.

4.Скульптура, её своеобразие.

5.Архитектура и её специфика.

6.Декоративно-прикладное искусство, его виды.

Самостоятельная работа: оформить альбом с произведениями живописи, графики, декоративно-прикладного искусства; написать реферат на одну из тем:

  1. Романское искусство и готика.

  2. Искусство Возрождения.

  3. Барокко и классицизм в истории искусства.

  4. Импрессионизм и экспрессионизм в истории искусства.

  5. Современное искусство.

  6. Детская книжная графика.

  7. Искусство миниатюры.

  8. Памятники скульптуры и архитектуры в мировом изобразительном искусстве.

  9. Спрей-арт.

10.Великий эпотажник Сальвадор Дали.

Основная литература:

  1. Ильина Т.В. Введение в искусствознание.- М., 2003.

  2. Константинова С.С. Техники изобразительного искусства.- М.,2004.

  3. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси.- М., 1981.

  4. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в Италии.- М., 1976.

  5. Недошивин Г.А. Из истории зарубежного и отечественного искусства.- М., 1990.

  6. Раппопорт С.Х. Как постороено и функционирует произведение искусства.- М., 1978.

Дополнительная литература:

1. Грибовская А.А. Знакомство детей со скульптурой.- М., 1993.

2. Дажина В.Д. Микеланджело. Рисунок в его творчестве.- М., 1986.

3.Маккиавелли М. Спрей-арт.- М., 2002.

  1. Современное искусство. Краткая энциклопедия.- М., 2001.


Практическое занятие № 2.

Тема: Искусство Древних цивилизаций.

Вопросы для обсуждения:

1.Искусство Древнего Египта.

2.Скульптуры индуистских храмов.

3. Пейзажное искусство Китая. Фарфор.

4. Японские традиции гравюры. Лаковая миниатюра.

5. Искусство Древней Америки.

6. Искусство народов Океании и Северной Америки.

7. Африканское искусство.

Самостоятельная работа: написать реферат на одну из тем:

  1. Великие памятники Египта.

  2. Сокровища курганов скифов.

  3. Храмы и святилища Индии.

  4. Китайское искусство изображения природы.

  5. Японская гравюра.

  6. Искусство ислама.

  7. Пирамиды майя.

  8. Гончарное искусство инков.

  9. Индейские тотемы и маски.

  10. Техники африканского искусства.



Основная литература:

1.Искусство. Энциклопедия для юношества.- М., 2001.

2. Нодэн К. Искусство.- М., 2001.
Дополнительная литература:

1. История зарубежного искусства/ Под ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой.- М., 1983.

Практическое занятие № 3-4.

Тема: Посещение выставок произведений искусства в Художественном музее и Центре художественных ремёсел.

Цель: закрепить знания студентов о художественных направлениях и стилях в искусстве, умение анализировать произведения искусства.

Самостоятельная работа: выполнить искусствоведческий анализ живописного произведения по плану: анализ четырёх разделов: «свет», «натуральный», «тень», «рефлекс», анализ освещения, воздушной перспективы, цветовой гармонии, фактуры красочного слоя, рисунка, композиции.

Основная литература:

  1. Визер В.В. Система цвета в живописи.- СПб., 2004.

Дополнительная литература:

  1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.- М., 2006.


Практическое занятие № 5.

Тема: Методы обучения рисованию в России.

Вопросы для обсуждения:

  1. Методические подходы к обучению рисованию в 18 в.

  2. Вопросы методики обучения рисованию в 19 – 20 вв.

Самостоятельная работа: заполнить таблицу «Методы обучения рисованию в России».( исторический период/ методы)

Основная литература:

  1. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- М., 2000.


Практическое занятие № 6.

Тема: Зарубежные методы обучения рисованию. Современные научные исследования в области арт-терапии.

Вопросы для обсуждения.

  1. Методы обучения детей рисованию за рубежом (с древности по настоящее время).

  2. Современные научные исследования в области арт-терапии.

Самостоятельная работа: заполнить таблицу «Зарубежные методы» (Историч. период/ Методы/), подобрать и провести рисуночные тесты.

Основная литература:

1. Копытин А.И. Арт – терапия. Хрестоматия.- СПб., 2001.

3. Копытин А.И. Основы арт-терапии.- СПб., 1999.

4. Копытин А.И. Системная арт-терапия.- СПб., 2001.

5. Копытин А.И. Практикум по арт-терапии.- СПб., 2001.

6. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- М., 2000.
Дополнительная литература:

  1. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.- СПб., 2003.

  2. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства.- М.,1985.


Практическое занятие № 7.

Тема: Методы обучения рисованию в отечественной школе.

Вопросы для обсуждения:

  1. Методические вопросы обучения рисованию в 20-х гг.

  2. Проблемы обучения изобразительной деятельности с 70-х гг. 20в. по настоящее время.

Самостоятельная работа: заполнить таблицу «Методы обучения рисованию в отечественной школе» (Ист. период/ Методы/)

Основная литература:

1. Костерин Н.П. Учебное рисование.- М., 1980.

2.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- М., 2000.

Дополнительная литература:

1. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1979.

2. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир.- М., 1986.

  1. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1, 2, 3 классе. Пособие для учителей.- М.,1981.


Практическое занятие № 8.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13. 5 Методики преподавания: Методика преподавания изобразительной деятельности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания теологии»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13. 5 Методики преподавания: Методика преподавания изобразительной деятельности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методика преподавания...
Цель освоения дисциплины «Методика преподавания социологии» теоретическая и методическая подготовка студентов V курса к самостоятельной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13. 5 Методики преподавания: Методика преподавания изобразительной деятельности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика...
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13. 5 Методики преподавания: Методика преподавания изобразительной деятельности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13 (ДС. 13, Дс 7)...
Кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела инспектирования, лицензирования, аттестации и государственной аккредитации...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13. 5 Методики преподавания: Методика преподавания изобразительной деятельности iconМетодические рекомендации дисциплины сд. Ф. 9 «Методика преподавания математики»
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13. 5 Методики преподавания: Методика преподавания изобразительной деятельности iconПрограмма государственного квалификационного экзамена по методике...
«Методика преподавания философии». Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания философии». Методика, дидактика, психология...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13. 5 Методики преподавания: Методика преподавания изобразительной деятельности iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
Дисциплина Методика преподавания хантыйского языка, литературы название дисциплины
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13. 5 Методики преподавания: Методика преподавания изобразительной деятельности iconМетодические рекомендации к выполнению контрольной работы по курсу...
В соответствии с учебным планом студенты – заочники выполняют одну контрольную работу по методике преподавания естествознания
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13. 5 Методики преподавания: Методика преподавания изобразительной деятельности iconН. Н. Юрченко Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины
Планы семинарских занятий по Методике преподавания истории являются составной частью программы по данному курсу
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13. 5 Методики преподавания: Методика преподавания изобразительной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Назарова Р. З. – декан факультета иностранных языков и лингводидактики, к ф н., профессор кафедры английского языка и методики его...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13. 5 Методики преподавания: Методика преподавания изобразительной деятельности iconПримерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца»
Изучение теории и методики преподавания народно-сценического танца, использование знаний в исполнении и создании композиций современной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13. 5 Методики преподавания: Методика преподавания изобразительной деятельности iconМетодические рекомендации преподавания темы «Пищеварение»
Методические рекомендации преподавания темы «Пищеварение» в курсе биологии 8 класса с использованием информационно-коммуникативных...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13. 5 Методики преподавания: Методика преподавания изобразительной деятельности iconПрограмма итоговой аттестации по специальности 031201 «Теория и методика...
Воробьева Е. И., кандидат педагогических наук, доцент, кафедры современных языков и методики преподавания иностранных языков пгу...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13. 5 Методики преподавания: Методика преподавания изобразительной деятельности iconМетодика преподавания игры на гитаре рабочая программа для специальности
Курс «Методики преподавания игры на гитаре» рассчитан на достаточно подготовленных в практическом и музыкально- теоретическом отношении...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13. 5 Методики преподавания: Методика преподавания изобразительной деятельности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13. 5 Методики преподавания: Методика преподавания изобразительной деятельности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск