Н. Н. Юрченко Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины





Скачать 95.41 Kb.
НазваниеН. Н. Юрченко Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины
Дата публикации18.08.2014
Размер95.41 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»


ФГБОУ ВПО «МаГУ»

Истории Древнего мира и средних веков
Н.Н. Юрченко

Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины

Методика преподавания истории

030400.62 - «Истории»




Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой

(подпись зав. кафедрой)

Магнитогорск, 2012



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планы семинарских занятий по Методике преподавания истории являются составной частью программы по данному курсу.

Цель занятий – углубить знания студентов по теоретическим проблемам методики и выработать практические умения использования знаний на практике.

Специфика семинаров заключается в том, что к каждому занятию предлагается серия творческих заданий по теме. Эти задания выполняются самостоятельно студентом дома, а на семинаре идет анализ выполненной работы. В связи с тем, что количество часов на рассмотрение тем весьма ограничено, целесообразно задания распределять по кооперировано-групповой форме работы.

При работе на семинарах необходимо опираться на знание смежных дисциплин: педагогики, возрастной психологии, истории, технологии.

Общее количество часов – 18 ч.

К планам семинарских занятий прилагаются темы для самостоятельного изучения и формы контроля.
Семинарское занятие № 1 (4ч.)


ТЕМА: Методы, формы обучения и приемы их реализации
План:

  1. Понятие «методов обучения» и различные точки зрения на их классификацию.

  2. Классификация методов обучения по И.Я. Лернеру.

  3. Объяснительно-иллюстративный метод и его приемы:

    1. сюжетный рассказ и требования к нему;

б) комментированное чтение;

в) сжатое изложение.

4. Репродуктивный метод и его приемы:

  1. составление алгоритмов /памяток/;

б) требования к пересказу у учеников.

5. Проблемное изложение:

  1. школьная лекция и требования к ней;

б) выдвижение гипотез и пути их доказательства.

6. Частично-поисковый метод:

  1. эвристическая беседа;

б) анализ документов по истории.

7. Исследовательский метод:

  1. реферирование и требования к реферату по истории;

б) самостоятельная работа учащихся.

8. Вариативность форм работы в школе.

9.Традиционные формы учебной работы в школе:

    1. школьная лекция;

б) семинар;

в) практическое занятие;

г) зачет по истории;

д) экзамен.

  1. Нетрадиционные формы работы в школе:

  1. экскурсия и методика ее проведения;

б) конференция по истории;

в) диспут;

г) круглый стол;

д) олимпиада.
Литература:

  1. Вагин А.А. Методика преподавания истории в школе. М., 1968.

  2. Киршнер Л.А. Формирование познавательных возможностей учащихся. М., 1982.

  3. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М., 1999.

  4. Лернер И.Я. развитие учащихся на уроках истории. М., 1986.

  5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения истории в школе. М., 1977.


Задания:

  1. Составить сюжетный рассказ по истории Отечества 6 кл.:

    1. важное историческое событие;

б) типичное явление.

  1. Составить комментарий 3-х абзацев по учебнику «история древнего мира» /издание любое/:

    1. комментарий для объяснения нового понятия;

б) для расширения знаний по теме;

в) комментарий с использованием исторической карты.

  1. Составить памятку для характеристики войны и восстания:

    1. характеристики исторического лица;

б) экономического строя государства;

в) культуры страны.

  1. Составить по 2 проблемных вопроса по теме «Октябрьская революция», «Внешняя политика России на современном этапе», «национальная политика в современной России».

  2. Составить эвристическую беседу по теме «Великие географические открытия» 6 кл. /средние века/, «татаро-монгольское нашествие» 6 кл. /история отечества/.

  3. Составить вопросы для анализа документов:

    1. характеризующий историческую личность;

б) содержащий статистический материал;

в) раскрывающий суть любого явления /барщина, оброк, мануфактура и т.д./.

  1. Составить памятку для учащихся по написанию реферата.

  2. Составить тематику рефератов:

    1. по культуре;

б) по персоналиям;

в) по социально-экономическим вопросам.
Семинарское занятие № 2. (4 ч.)
ТЕМА: Cовременный урок истории: планирование, его подготовка и проведение
ПЛАН:


  1. Урок – истории. Классификацию типов уроков истории.

  2. Современные требования к уроку истории.

  3. Подготовка к уроку истории. Конспект урока его структура.

  4. Вариативность форм организации урока в зависимости от его типологии.


Методические рекомендации к семинарскому занятию:


  1. Cформулировать задачи урока истории (на выбор)

  • образовательная: показать, доказать…

  • развивающая: сформировать умение…

  • воспитательная: привить чувство…

  1. Определить целевую установку по теме: (на выбор)

  2. Определить основные этапы урока.

  3. Определить использование средств обучения в ходе урока.

  4. Составить вопросы для опроса (различных видов) с краткими предполагаемыми ответами.

  5. Составить объяснение нового материала с использованием следующих приемов и средств:

  • документов;

  • художественной литературы;

  • наглядности;

  • исторической карты (контурной карты);

  • сюжетного рассказа;

  • характеристики лица по портрету (на выбор);

  • комментированного чтения.

  1. Определить вопросы или задания для закрепления материала на уроке.

  2. Составить для учащихся творческое домашнее задание по выбранной теме.


ЛИТЕРАТУРА:


  1. Вагин А.А. Типы уроков истории. М., 2001.

  2. Гора П.В. Определение целей изучения больших и поурочных // Преподавание истории в школе – 2000 - №1.

  3. Государственный стандарт исторического образования. Школьный учебник (по выбору).

  4. Короткова М.В. Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М., 2005.

  5. Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 2006.

  6. Тимофеев Д.И. План-конспект на уроках истории // Преподавание истории в школе – 2004 - № 4.

  7. Учебные пособия по выбранному курсу (книги для чтения, хрестоматии, наглядные пособия и т.д.).

  8. Студеникин Т.С. Методика преподавания истории в школе. - М., ВЛАДОС, 2000.

  9. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. М., 2006.



Семинарское занятие № 3 (2ч.)

ТЕМА: Изучение исторических источников в курсе обучения истории.

ПЛАН:
1.Понятие письменные исторические источники их классификация.

2.Источники исторических знаний в школьном обучении истории.

2.Роль письменного источника в обучении истории.
Методические рекомендации к семинарскому занятию:


    • Изучите новейшую специальную литературу (педагогическую и методическую) по указанной теме, ознакомьтесь с современными вузовскими учебниками по педагогике, по теории и методике обучения истории и обществознания;

    • По выбранной Вами теме подготовить фрагмент урока по истории с изучением письменных исторических источников.


Методика использования текста письменного источника на примере избранной темы урока (на выбор):

1) внимательное чтение текста источника;
2) определение его главной идеи;
3) выявление основных понятий, фактов, имен, дат;
4) разбор текста с целью конкретизации описываемого явления;
5) анализ аргументации автора;
6) постановка собственных вопросов к тексту;
7) сопоставление содержания текста с имеющимися у учащихся знаниями, а также с другими источниками;
8) формулирование обобщенных выводов, причинно-следственных связей, логической цепи суждений и умозаключений;
9) презентация анализа документа в виде сообщения, ответа на вопрос, схемы, таблицы, реферата и т.п.

  • Оцените результативность Вашей методики при работе с историческими источниками.

ЛИТЕРАТУРА:


  1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе /Под ред. А.Г. Колоскова.  М., 2008.

  2. Бадретдинова М.М. Художественные произведения на уроках истории: о межпредметных связях и литературе как историческом источнике// Третьи международные Измайловские чтения. Ч.2.- Оренбург: изд-во ОГПУ. 2003. 

  3. В копилку учителю (современная научная информация к урокам по истории) // Преподавание истории в школе. 2009. №1

  4. Жиронкина Л.Н. Использование газетных публикаций в преподавании истории// Преподавание истории в школе. 2005. №9

  5. Историки читают учебники истории. Традиционные и новые концепции учебной литературы// Под ред. К. Аймермахера и Г. Бордюгова. М.: АИРО-ХХ. 2002 .

  6. Короткова М.В. Рабочая тетрадь по истории России.  Ч.1-2.  М., 1998.

  7. Газеты «История»: рубрики «Я иду на урок истории, «Конкурсный урок истории»

  8. Статьи журналов «ПИШ», «Преподавание истории и обществознания», газеты «История» за последние 5 лет.


Семинарское занятие № 4 (2ч.)

ТЕМА: Развивающее обучение и его роль в процессе преподавания истории.

ПЛАН:


  1. Понятие развивающего обучения.

  2. Классификация умений.

  3. Методика формирования умений при развивающим обучении.


 ЛИТЕРАТУРА:

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. — М, 2006.

  2. Беспалько   В.К.   Педагогика   и   прогрессивные   технологии   обучения.   - М.,1995.

  3. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань. 2003.

  4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. – М., 2000.

  5. Хуторской А.В. Личностная ориентация образования как педагогическая инновация //Школьные технологии. 2006. № 1.

  6. Сериков В.В. Образование и личность; М.,1999.

  7. Статьи журналов «ПИШ», «Преподавание истории и обществознания», газеты «История» за последние 5 лет.

Семинарское занятие № 5 (2ч.)

ТЕМА: Формирование умений и навыков учащихся в процессе обучения истории

ПЛАН:


  1. Понятие умений и навыков в процессе обучения истории

  2. Соотношение общих и специальных умений и навыков в обучении истории.

  3. Понятие развивающего обучения.


ЛИТЕРАТУРА:


  1. Алексашкина Л.П. развитие умений на уроках новейшей истории // Преподавание истории в школе – 2005 6.

  2. Ворожейкина Н.И. Формирование умений в 7 кл. // Преподавание истории в школе – 2007.№ 1

  3. Жуковский А.А. Обучение составлению планов, тезисов, конспектов. М., 2004

  4. Коробенкова Г.В. Умения и навыки учебного труда // Преподавание истории в школе – 2005 № 5.

  5. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М., 2003.

  6. Лернер И.Я. Развитие учащихся на уроках истории. М., 2001.

  7. Поспелов Н.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М., 2007.

  8. Требования к знаниям и умениям школьников. Дидактико-методический анализ. М., 2002.

  9. Хамблин Д. Формирование учебных навыков. М., 2000.



Семинарское занятие № 6 (4ч.)
ТЕМА: Система проверки и оценки знаний и умений учащихся в процессе обучения истории

ПЛАН:
1.Сущность проверки результатов обучения ее основные функции.

2.Виды, формы и приемы проверки знаний и умений. Методические условия проверки знаний и умений.

3.Особенности комплексной проверки на повторительно-обобщающих, ачетных и итоговых уроках.  Возможности нетрадиционных форм  учебных занятий в выявлении результатов обучения.

4.Основные измерители уровня исторической подготовки и его варианты. ЕГЭ по истории.

5.Планирование учителем различных видов контроля. Критерии оценки знаний и умений учащихся.
 ЛИТЕРАТУРА:

 

1.Федеральный   компонент   государственного   стандарта общего  образования Общество знание.- М., 2005.

2.Бахмутова Л.С. Методика преподавания истории: учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб, заведений: В 2 ч. — М., 2001.

3.Беспалько   В.К.   Педагогика   и   прогрессивные   технологии   обучения.   - М.,1995.

4.Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников /Под ред И.Б. Первина. — М., 1985.

5.Короткова М.В., Суденикин. М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе: Учеб. пособие для ауд. высших учеб, заведений. — М., 2000.

6.Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников /Под ред. ЕД. Божович. —М., 1995.

7.Психологические критерии качества знаний школьников /Под руковод. И.С. Якиманской. — М., 1990.

8.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. — М, 2006.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. Н. Юрченко Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Н. Н. Юрченко Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности
Н. Н. Юрченко Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Н. Н. Юрченко Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной...
Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент»
Н. Н. Юрченко Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины iconМетодические указания по изучению дисциплины для курсантов, слушателей...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей фкультета заочного обучения
Н. Н. Юрченко Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Социально-экономическое...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Н. Н. Юрченко Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Н. Н. Юрченко Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение...
Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Н. Н. Юрченко Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов...
Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Н. Н. Юрченко Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные вопросы синтаксического анализа для студентов, обучающихся по...
Н. Н. Юрченко Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Н. Н. Юрченко Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Н. Н. Юрченко Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Н. Н. Юрченко Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Н. Н. Юрченко Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 Морская культура
Н. Н. Юрченко Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические методы и модели»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск