Скачать 284.05 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ И ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Б3.В.12 Основы педиатрии 050100.62 Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование. Музыка Пояснительная записка Программа учебной дисциплины «Основы педиатрии» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки выпускников. Содержание программы позволит студентам получить необходимый объем знаний, навыков и представлений в области основ педиатрии, даст возможность будущим педагогам более успешно решать одну из первоочередных задач, стоящих перед обществом - сохранение и укрепление здоровья детей. К концу изучения курса студенты должны: 1) знать: особенности развития детей раннего и дошкольного возраста; закономерности роста и развития; гигиенические основы детского питания и режима дня детей; основные направления профилактики болезней у детей; причины детских болезней и детского травматизма; признаки, по которым можно выявить заболевание у ребенка; 2) уметь: создавать оптимальные условия воспитательного процесса, способствующие сохранению здоровья детей; использовать и активизировать резервные возможности детского организма; организовывать валеологическое образование детей; организовывать санитарное просвещение родителей и персонала ДОУ. Программой предусмотрены лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов. На лекциях студенты знакомятся с основными положениями теории, на практических занятиях отрабатываются знания теоретических вопросов, отдельные вопросы выносятся для самостоятельной работы. Изучение курса завершается зачетом. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Предмет и задачи курса педиатрии План 1. Определение понятий "педиатрия" и "гигиена". 2. Методы исследования в педиатрии и гигиене. 3. Краткий исторический очерк. 4. Понятия «рост» и «развитие». 5. Основные закономерности роста и развития. 6. Оценка физического развития ребенка. Вопросы для коллективного обсуждения 1. Определение понятия «педиатрия», предмет изучения. 2. Определение понятия «гигиена», предмет изучения. 3. Связь педиатрии и гигиены с другими науками. 4. Методы исследования в педиатрии и гигиене. 5. История зарождения педиатрии и гигиены как наук. 6. Вклад российских ученых в развитие педиатрии и гигиены. 7. Определение понятия «рост». 8. Определение понятия «развитие». 9. Основные закономерности роста и развития. 10. Классификация возрастных периодов детства. 11. Понятие физического развития. 12. Соматоскопия. 13. Соматометрия, методика соматометрии. 14. Оценка физического развития детей по сигмальным и центильным таблицам. 15. Гармоничность физического развития. 16. Понятие "биологический возраст", его определение у детей. Тема для самостоятельного изучения Система охраны материнства и детства. Форма контроля самостоятельной работы Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов. Литература Основная 1. Гигиена детей и подростков / Под ред. В.Н. Кардашенко. - М., 1988. 2. Гигиена детей и подростков / Под ред. Г.Н.Сердюковской.- М., 1989. 3. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет / Сост. В.И. Теленчи.- М., 1987. 4. Голубев В.В., Голубев С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М., 2000. 5. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста. - М., 2003. 6. Чабовская А.П., Голубев В.В., Егорова Т.И. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М., 1987. Дополнительная 1. Голубев В.В., Лещенко М.В., Голубев С.В. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М., 2000. 2. Оценка основных антропометрических данных, полового созревания и артериального давления у детей. Методические рекомендации / Под ред. И.М. Воронцова.- Мурманск, 1988. 3. Чабовская А.П. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста.- М., 1985. Тема 2. Развитие детей раннего возраста План 1.Факторы, влияющие на здоровье ребенка до его рождения. 2. Характеристика периода новорожденности. 3. Преимущества грудного вскармливания. 4. Уход за новорожденным. 5. Развитие ребенка первого года жизни. 6. Развитие ребенка второго года жизни. 7. Развитие ребенка третьего года жизни. 8. Медицинское обслуживание детей раннего возраста 9. Подготовка ребенка к посещению ДОУ. Вопросы для коллективного обсуждения 1. Особенности внутриутробного развития. 2. Факторы, влияющие на здоровье ребенка до его рождения. 3. Особенности образа жизни беременной женщины. 4. Характеристика периода новорожденности. 5. Преимущества грудного вскармливания. 6. Уход за новорожденным. 7. Физическое и психомоторное развитие ребенка первого года жизни, психосоциальное развитие на первом году жизни. 8. Физическое и психомоторное развитие ребенка второго года жизни. 9. Особенности развития ребенка третьего года жизни. 10. Медицинское обслуживание детей раннего возраста. 11. Адаптация ребенка к ДОУ. 12. Факторы, влияющие на успешность адаптации. Тема для самостоятельного изучения Участие отца в подготовке к рождению ребенка и процессе родов. Форма контроля самостоятельной работы Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов. Литература Основная 1. Гигиена детей и подростков / Под ред. В.Н. Кардашенко. - М., 1988. 2. Гигиена детей и подростков / Под ред. Г.Н. Сердюковской.- М., 1989. 3. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет / Сост. В.И. Теленчи.- М., 1987. 4. Голубев В.В., Голубев С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М., 2000. 5. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста. - М., 2003. 6. Чабовская А.П., Голубев В.В., Егорова Т.И. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М., 1987. Дополнительная 1. Ежова Н.В., Русакова Е.М., Кащеева Г.И. Педиатрия. - Минск, 1997. 2. Здоровье матери и ребенка. Энциклопедия / Под ред. Е.М. Лукьяновой. - Киев, 1993. 3. Спок Б. Ребенок и уход за ним. – Л., 1992. 4. Усов И.Н. Здоровый ребенок. - Минск, 1994. Тема 3. Гигиена отдельных органов и систем План 1. Анатомо-физиологические особенности центральной нервной системы; зрительного, слухового и двигательного анализаторов у детей. 2. Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата у детей. 3. Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей. 4. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей. 5. Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы у детей. 6. Особенности обмена веществ у детей. 7. Гигиена нервной, костно-мышечной и пищеварительной систем у детей. 8. Гигиена кожи. Вопросы для коллективного обсуждения 1. Анатомо-физиологические особенности центральной нервной системы детей. 2. Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора у детей. 3. Анатомо-физиологические особенности двигательного анализатора у детей. 4. Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата. 5. Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей. 6. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей. 7. Основные показатели жизненно важных функций у детей. 8. Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы у детей раннего и дошкольного возраста. 9. Гигиена нервной системы. 10. Задачи ДОУ по охране психического здоровья детей. 10. Особенности ухода за кожей детей. 11. Гигиена пищеварительной системы детей. 12. Задачи ДОУ по профилактике заболеваний ЖКТ у детей. Тема для самостоятельного изучения Гигиена органа слуха детей. Форма контроля самостоятельной работы Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов. Литература Основная 1. Гигиена детей и подростков / Под ред. В.Н. Кардашенко. - М., 1988. 2. Гигиена детей и подростков / Под ред. Г.Н. Сердюковской.- М., 1989. 3. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет / Сост. В.И. Теленчи.- М., 1987. 4. Голубев В.В., Голубев С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М., 2000. 5. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста. - М., 2003. 6. Чабовская А.П., Голубев В.В., Егорова Т.И. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М., 1987. Дополнительная 1. Ежова Н.В., Русакова Е.М., Кащеева Г.И. Педиатрия. - Минск, 1997. 2. Здоровье матери и ребенка. Энциклопедия / Под ред. Е.М. Лукьяновой. - Киев, 1993. 3. Мартынов С.М. Главное, попасть в точку. - М., 1996. 4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утв. 25 марта 2003 г.). 5. Спок Б. Ребенок и уход за ним. - Л.., 1992. 6. Усов И.Н. Здоровый ребенок. - Минск, 1994. Тема 4. Гигиенические требования к содержанию ДОУ План 1. Гигиенические требования к земельному участку, зданию и оборудованию ДОУ. 2. Воздушно-тепловой режим в ДОУ. 3. Световой режим в ДОУ. Гигиена зрения дошкольников. 4. Гигиенические требования к мебели в ДОУ. 5. Гигиенические требования к одежде и обуви детей. 6. Гигиенические требования к детским игрушкам. Вопросы для коллективного обсуждения 1. Типы ДОУ, условия размещения. 2. Гигиенические требования к зданию ДОУ. 3. Организация земельного участка ДОУ. 4. Устройство площадок для прогулок. 5. Планировка помещений внутри ДОУ:
6. Воздушно-тепловой режим в ДОУ:
7. Световой режим в ДОУ:
8. Гигиенические требования к мебели в ДОУ:
9. Гигиенические требования к одежде и обуви детей:
10. Гигиенические требования к детским игрушкам:
Тема для самостоятельного изучения Рекомендации по расположению и планировке ДОУ на Кольском Севере. Форма контроля самостоятельной работы Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов, решение ситуационных задач. Литература Основная 1. Гигиена детей и подростков / Под ред. В.Н. Кардашенко. - М., 1988. 2. Гигиена детей и подростков / Под ред. Г.Н. Сердюковской. - М., 1989. 3. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет / Сост. В.И. Теленчи.- М., 1987. 4. Голубев В.В., Голубев С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М., 2000. 5. Чабовская А.П., Голубев В.В., Егорова Т.И. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М., 1987. 6. Чабовская А.П. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М., 1985. Дополнительная 1. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста. - М., 2003. 2. Ежова Н.В., Русакова Е.М., Кащеева Г.И. Педиатрия. - Минск, 1997. 3. Комплексная программа профилактических мероприятий по охране здоровья детей в городах Мурманской области. - Мурманск, 1994. 4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утв. 25 марта 2003 г.). Тема 5. Гигиеническое обоснование рационального режима дня дошкольников План 1. Значение режима дня для детей. 2. Организация режимных моментов. 3. Щадящий режим дня. Вопросы для коллективного обсуждения 1. Изменение работоспособности в течение дня и недели. 2. Организация учебных занятий в ДОУ. 3. Гигиеническая организация сна детей. 4. Организация приема пищи как режимного момента. 5. Гигиеническая организация прогулок. 6. Гигиена игровой деятельности детей. 7. Гигиена трудовой деятельности детей. 8. Щадящий режим для ослабленных и часто болеющих детей. 9. Режим дня в периоде адаптации к ДОУ. 10. Изменения в режиме дня ДОУ во время полярной ночи. |
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 Морская культура | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... ... | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Учебно-методический комплекс «Основы теории коммуникации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Программа поможет создать личностно-ценностное отношение к собственному здоровью | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Целями освоения дисциплины являются дать основные сведения о грамматическом строе современного шведского языка | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Предмет «Социология физической культуры и спорта» представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Сильно коррелированные низкоразмерные электронные системы. Теория ферми-жидкости Ландау. Латинжеровская жидкость | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | ||
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе... Методические рекомендации предназначены для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентами в соответствии с рабочей программой... | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии |