Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. 10 Спортивная медицина





Скачать 414.38 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. 10 Спортивная медицина
страница1/4
Дата публикации10.12.2014
Размер414.38 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Спорт > Методические рекомендации
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ И ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ


СД.10 Спортивная медицина

050720 Физическая культура со специализацией спортивно-оздоровительный туризм

___________________________________________________________________________


Автор программы: Ф.А. Щербина, к.м.н., доцент кафедры ФКСиБЖД

Пояснительная записка:

Базируясь на теоретических медико-биологических дисциплинах учебного плана, спортивная медицина является прикладной дисциплиной, непосредственно направленной на профессиональную подготовку специалиста в области физической культуры и спорта. За последние годы существенно возросла роль спортивной медицины в подготовке высококвалифицированных спортсменов в связи со значительным увеличением объема и интенсивности тренировочных нагрузок и, как следствие этого, заметным возрастанием спортивных результатов. В этих условиях современная спортивная медицина используется в управлении тренировочным процессом. Чрезвычайно важные задачи спортивной медицины заключаются в динамических наблюдениях за состоянием здоровья, правильным развитием фундаментальных возможностей организма спортсмена, уровнем общей физической и специальной работоспособности спортсмена, а также за эффективностью тренировочного процесса. Особое значение имеют динамические врачебные наблюдения в профилактике предпатологических и патологических состояний спортсменов. В связи со сказанным современный тренер, педагог должен обладать большим объемом знаний по спортивной медицине и уметь применять эти знания в своей практической работе, максимально используя помощь спортивного врача.

Главная цель спортивной медицины – содействие рациональному использованию средств и методов физической культуры и спорта для гармоничного развития человека, сохранения и укрепления здоровья, продления активного творческого долголетия; а также обучение студента комплексу знаний и навыков, необходимых для его будущей профессиональной деятельности.

Широкое развитие спортивно-оздоровительных клубов в современных условиях в значительной мере повышает значение медицинского обеспечения массовой физической культуры. Поэтому перед преподавателем физической культуры или тренером по массовым видам спорта встают вопросы эффективности, оптимального дозирования физических нагрузок, оценки их эффективности, профилактики нагрузок и многие другие вопросы.

Спортивная медицина призвана способствовать оптимальному планированию и коррекции учебно-тренировочного процесса в достижении высокого спортивного результата при условии сохранения здоровья спортсмена. Она является частью спортивной науки, непосредственно входящей в профессиональную подготовку тренера (педагога). Учебная работа проводится в виде аудиторных и внеаудиторных занятий, аудиторные занятия – в форме лекций, практических и лабораторных занятий. На практических занятиях должна быть обеспечена возможность для студентов проводить как учебно-исследовательскую работу, так и овладеть практическими навыками определения уровня функциональной готовности и работоспособности спортсменов; оказания первой доврачебной помощи при различных травмах и патологических состояниях. Для ознакомления студентов с вопросами спортивной патологии и современными методами лечения спортивных травм и заболеваний рекомендуется проводить занятия в клиниках или во врачебно-физкультурных диспансерах. Для повышения эффективности таких занятий учебную группу студентов следует делить на несколько подгрупп (по 4-5 человек).

Практические занятия на тему «врачебный контроль на тренировках и соревнованиях» необходимо организовать на тренировочных занятиях (в спортивных залах, на стадионе и др., где одни студенты могли бы выполнять роль тренера, другие – проводить врачебно-педагогические наблюдения).

Студенты должны знать:

  • теоретические основы оптимизации учебно-тренировочного процесса;

  • физиологию функциональной готовности и работоспособности спортсменов;

  • физиологию тренированности;

  • функциональные и морфологические основы повышения жизнеспособности организма.

Студенты должны уметь:

  • самостоятельно применять методы тестирования;

  • проводить анализ результатов врачебно-педагогических наблюдений за спортсменами;

  • контролировать учебно-педагогический процесс подготовки спортсменов;

  • диагностировать состояния утомления и перенапряжения при занятиях физическими упражнениями;

  • оценивать реакцию сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку.

Программой предусмотрены лекции, практические и лабораторные занятия, а также самостоятельная работа студентов. На лекциях студенты знакомятся с основными положениями теории, на практических занятиях отрабатываются знания теоретических вопросов, отдельные вопросы выносятся для самостоятельной работы.
Объём дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудоемкость

Всего

ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

СМ

1

050720

Физическая культура со специализацией спортивно-оздоровительный туризм

5

10

130

64

28

36

-

66

зачет


Содержание дисциплины
Разделы дисциплины и виды занятий в часах


№ п.п.

Наименование раздела дисциплины

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

СМ



Введение в курс «Спортивная медицина».

6

4

2




6

    1. Цели, задачи спортивной медицины: содержание, история и организация.
















    1. Основы общей патологии. Учение о здоровье и болезни.
















    1. Иммунная реактивность у спортсменов и её изменения в тренировочном макроцикле.


















Физическое развитие и телосложение спортсмена.

6

2

4




6



Морфофункциональные особенности организма спортсмена.

6

4

2




4

    1. Функциональное состояние нервной системы и нервно-мышечного аппарата спортсмена.
















Морфофункциональное состояние висцеральных систем организма спортсмена.


















Функциональные пробы для оценки уровня функциональной готовности к физической работоспособности спортсмена.

8

4

4




10



Медицинское обеспечение массовой физической культуры.

6

2

4




6

    1. Врачебный контроль за детьми, подростками, юношами и девушками.
















    1. Медицинский контроль за женщинами-спортсменками.
















    1. Медицинское обеспечение занятий физической культурой взрослого населения.
















    1. Самоконтроль при занятиях массовой физической культурой.


















Врачебный контроль за спортсменами в процессе тренировок и занятий.

10

2

8




6



Травматизм в спорте.

4

2

2




2



Заболевания и патологические состояния у спортсменов при нерациональных занятиях спортом.

10

2

8




8



Медицинские средства восстановления спортивной работоспособности и реабилитации спортсмена.

8

6

2




10




№ п.п.

Наименование раздела дисциплины

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

СМ



Введение в курс «Спортивная медицина».

2

2







2

    1. Цели, задачи спортивной медицины: содержание, история и организация.
















    1. Основы общей патологии. Учение о здоровье и болезни.
















    1. Иммунная реактивность у спортсменов и её изменения в тренировочном макроцикле.


















Физическое развитие и телосложение спортсмена.

2

2







2



Морфофункциональные особенности организма спортсмена.

2

2







2

    1. Функциональное состояние нервной системы и нервно-мышечного аппарата спортсмена.
















Морфофункциональное состояние висцеральных систем организма спортсмена.


















Функциональные пробы для оценки уровня функциональной готовности к физической работоспособности спортсмена.

4

2

2




4



Медицинское обеспечение массовой физической культуры.
















    1. Врачебный контроль за детьми, подростками, юношами и девушками.
















    1. Медицинский контроль за женщинами-спортсменками.
















    1. Медицинское обеспечение занятий физической культурой взрослого населения.
















    1. Самоконтроль при занятиях массовой физической культурой.


















Врачебный контроль за спортсменами в процессе тренировок и занятий.

4

2

2




4



Травматизм в спорте.


















Заболевания и патологические состояния у спортсменов при нерациональных занятиях спортом.

2

2







2



Медицинские средства восстановления спортивной работоспособности и реабилитации спортсмена.

4

2

2




4



Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Тема

Кол-во час.

Форма

самостоят. работы

Форма контроля

самост.

работы



Иммунная реактивность у спортсменов. Основы общей патологии.



Динамика иммунной реактивности у спортсменов. Основы общей патологии.

6

Изучение литературы,

написание рефератов

Защита рефератов



Физическое развитие и телосложение спортсменов.

Виды нарушений осанки. Особенности телосложения спортсменов (избранной специализации)

6

Изучение литературы,

Написание рефератов

Защита рефератов



Морфофункциональные особенности организма.

Методы оценки физического развития; антропометрических стандартов, индексов и др.

4

Изучение литературы,

написание рефератов

Защита рефератов



Функциональные пробы для оценки работоспособности.

Классификация функциональных тестов. Методика и способы оценки результатов функциональных проб с физической нагрузкой.

10

Изучение литературы,

написание рефератов

Защита рефератов



Медицинское обеспечение массовой физической культуры.

Возрастные группы и их морфофункциональные особенности.

6

Изучение литературы,

написание рефератов

Защита рефератов



Врачебный контроль за спортсменами в естественных условиях.

Методы исследования при проведении ВПН, принципы формирования методики ВПН.

6

Изучение литературы,

написание рефератов

Защита рефератов



Травматизм в спорте

Роль тренера в профилактике заболеваний, повреждений и патологических состояний у спортсменов.

2

Изучение литературы,

написание рефератов

Защита рефератов



Заболевания и патологические состояния у спортсменов.

Здоровье и физическое развитие спортсменов (избранной специализации). Острое и хроническое перенапряжение у спортсменов.

8

Изучение литературы,

написание рефератов

Защита рефератов



Медицинские средства восстановления. Реабилитация спортсменов.

Препараты энергетического действия, их влияние на организм спортсмена.

10

Изучение литературы,

написание рефератов

Защита рефератов


Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В КУРС «СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА»
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. 10 Спортивная медицина iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. 10 Спортивная медицина iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 Морская культура
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. 10 Спортивная медицина iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. 10 Спортивная медицина iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. 10 Спортивная медицина iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Программа поможет создать личностно-ценностное отношение к собственному здоровью
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. 10 Спортивная медицина iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. 10 Спортивная медицина iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Целями освоения дисциплины являются дать основные сведения о грамматическом строе современного шведского языка
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. 10 Спортивная медицина iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. 10 Спортивная медицина iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. 10 Спортивная медицина iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Предмет «Социология физической культуры и спорта» представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. 10 Спортивная медицина iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Сильно коррелированные низкоразмерные электронные системы. Теория ферми-жидкости Ландау. Латинжеровская жидкость
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. 10 Спортивная медицина iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. 10 Спортивная медицина iconМетодические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе...
Методические рекомендации предназначены для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентами в соответствии с рабочей программой...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. 10 Спортивная медицина iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. 10 Спортивная медицина iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
«Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. 10 Спортивная медицина iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические...
Целью курса является изучение основных институтов и норм римского пра­ва в их историческом развитии и их влияние на нормы современного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск