Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины





Скачать 189.97 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Дата публикации14.10.2014
Размер189.97 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Информатика > Методические рекомендации


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

СТУДЕНТОВ И ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

ДС.4 Информация и здоровье нации
050104 Безопасность жизнедеятельности

Пояснительная записка


Программа учебной дисциплины "Информация и здоровье нации» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки выпускников по специальности 050104 "Безопасность жизнедеятельности со специализацией информационная безопасность". Содержание программы позволит студентам получить необходимый объем знаний, навыков и представлений в области основ информации, демографии, здоровья; сформировать у педагогов понимание значимости информации в сохранении и укреплении здоровья нации; организовывать санитарно-просветительную работу с учащимися и их родителями; работу по профилактике саморазрушающего поведения. Программа поможет создать личностно-ценностное отношение к собственному здоровью.

Согласно учебному плану на преподавание этого курса отводится 30 (аудиторных) часов: 20 - лекционных и 10 –практических.

После завершения курса «Информация и здоровье нации» студенты должны:
а) иметь представление:

  • о понятии информация и классификации информации;

  • о понятиях здоровье, индивидуальное и общественное здоровье;

  • о понятии социальное здоровье;

  • о социальных болезнях;

  • о факторах риска в формировании здоровья человека и общества;

  • о профилактике общественного здоровья;


б) знать:

  • роль информации в формировании мотивации здоровья и здорового образа жизни;

  • причины нарушений общественного здоровья;

  • роль учителя и педагогического коллектива в воспитании здорового ребенка;

  • педагогические средства здорового образа жизни;

  • роль общества в формировании здорового образа жизни;

  • роль общества в формировании социального здоровья


в) уметь:

  • искать и анализировать информацию в сфере общественного здоровья;

  • вести индивидуальную и коллективную работу по формированию здорового образа жизни;

  • организовывать информационное пространство, способствующее созданию оптимального режима труда и отдыха, предупреждающее развитие переутомления, сохраняющее здоровья населения.


Программой предусмотрены лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов. На лекциях студенты знакомятся с основными положениями теории, на практических занятиях отрабатываются знания теоретических вопросов, отдельные вопросы выносятся на самостоятельную работу. Дисциплина изучается в 8 семестре и завершается зачетом.

1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы



п.п.

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итог. контроля

Тру

доем

кость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

СР

1

050104 «Безопасность жизнедеятельности»

4

8

50

30

20

10

-

20




Содержание дисциплины


Разделы дисциплины и виды занятий (примерное распределение учебного времени)





п.п.

050104

«Безопасность жизнедеятельности»

Виды учебных занятий,

Всего аудит. часов

ЛК

ПР/С

ЛБ

СР

1

Информация: понятия, определения, классификация. Восприятие различной информации в зависимости от возраста и пола

4

4








2

2

Здоровье: понятия, классификация. Принципы изучения и критерии

4

4







2

2.1

Понятия информации и здоровья нации

2




2







2.2

Информационное пространство, формирующее понимание необходимости сохранения и укрепления здоровья







2







3

Факторы, определяющие уровень общественного и социального здоровья населения

10

6

4




2

3.1

Влияние Кольского Заполярья на индивидуальное, общественное и социальное здоровье







2







3.2

Проблемы стрессов и дистрессов в современной жизни







2







4

Демографические проблемы и современное состояние общественного и социального здоровья

6

4

2





2

5

Проблемы здоровья и репродуктивного поведения как основы здоровья нации

4

2

2










ВСЕГО:

30

20

10




20


Содержание разделов дисциплины


1. Информация: понятия и определения, классификация. Восприятие различной информации в зависимости от возраста и пола


Основные представления об информации, ее определения. Виды информации, классификация. Источники информации: семья, школа, СМИ, «двор». Особенности социальной информации. Агитация и пропаганда. Реклама, как разновидность подачи информации. Особенности восприятие различной информации в зависимости от возраста и пола.
2. Здоровье: понятия, классификация. Принципы изучения и критерии здоровья.

Понятие о здоровье. Принципы изучения здоровья. Классификация здоровья. Группы здоровья. Социальное здоровье.
3. Факторы, определяющие уровень общественного и социального здоровья

Влияние экологии на уровень общественного здоровья: состояние атмосферы, литосферы, гидросферы.

Влияние наследственных факторов.

Влияние социальных факторов: законодательная база; экономические условия (финансирование здравоохранения, материальное благосостояние населения, условия труда и отдыха); организационные мероприятия (мониторинг физического развития, физической подготовленности, функционального состояния, здоровья); пропаганда ЗОЖ в средствах массовой информации, в школе, семье.

Физическая культура, как основа формирования здоровья нации. Уровень и перспективы развития физической культуры в стране и регионе.

Здоровье как социальный феномен. Социальная структура и здоровье. Социальные изменения и здоровье.

4. Демографические проблемы и современное состояние общественного и социального здоровья

Демографические показатели состояния населения: рождаемость, ожидаемая продолжительность жизни, продолжительность здоровой жизни, физическое развитие, заболеваемость, смертность.

Социально-психологические аспекты здоровья. Социальные представления о здоровье. Профессиональные, полоролевые и возрастные представления о здоровье.

Понятие прогноза и прогнозирования. Критерии прогноза: возраст, конституция.
Особенности жизнедеятельности цивилизованного человека. Болезни цивилизации - соматические, психосоматические - как болезни поведения.

Стресс, дистресс и болезни. Особенности стрессов в современном мире. Профессиональные стрессы (учеба, работа). Теория апоптоза.
Проблемы зависимости от психоактивных веществ. Алкоголь и здоровье. Курение и здоровье. Наркомания. Токсикомания. Профилактика саморазрушающего поведения.

Сравнительные показатели состояния здоровья различных групп населения в мире, России и Мурманской области.
5. Проблемы репродуктивного здоровья как основы здоровья нации. Репродуктивное здоровье, его значение для обеспечения благополучия личности, общества и государства. Охрана репродуктивного здоровья. Репродуктивное поведение и его безопасность.


Темы для самостоятельного изучения

п/п

Наименование раздела. Семинар

Форма самостоятельной работы

Кол- во часов

Форма контроля

1

Законодательная и нормативно-правовая база Мурманской области по охране здоровья

Обзор и анализ литературы

2

Реферат

2

Бюджетная политика правительства Мурманской области в области здравоохранения и физической культуры

Обзор и анализ литературы

2

Реферат

3

Влияние средств массовой информации Мурманской области в формировании здоровья и здорового образа жизни

Обзор и анализ литературы

4

Реферат

4

Проблемы потребления и профилактики психоактивных веществ школьникам Мурманской области.

Обзор и анализ литературы

4

Реферат

5

Проблемы репродуктивного здоровья в Мурманской области

Обзор и анализ литературы

2

Реферат

6

Основные направления развития физической культуры в Мурманской области на период до 2020 года

Обзор и анализ литературы

2

Реферат

7

«Русский крест» - демографическая проблема современной России

Обзор и анализ литературы

2

Реферат

8

Влияние экстремальных условий Кольского Заполярья на здоровье учащихся

Обзор и анализ литературы

2

Реферат

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу

Семинар № 1

Понятия информация и здоровье и их взаимодействие

План

  1. Понятие «информация». Виды и формы информации.

  2. Особенности социальной информации и ее восприятие в различных социальных и возрастных группах.

  3. Индивидуальное и общественное здоровье и принципы их изучения.

  4. Группы здоровья.

  5. Социальное здоровье и факторы его формирующие.


Вопросы для коллективного обсуждения


  1. Источники социальной информации, их роль в формировании здорового поколения.

  2. Какую роль играют в формировании общественного мнения и отношения к здоровью агитация, пропаганда, реклама? Что их отличает, а что роднит?

  3. Критерии оценки индивидуального, группового и общественного здоровья.

  4. Различие общественного и социального здоровья.

  5. Причины различий в уровне социального здоровья.


Основная литература

  1. Дмитриева Е.В. Социология здоровья: методологические подходы и коммуникационные программы - М.: Центр, 2002, 224 с.

  2. Лисицын Ю.П. Теоретико-методологические проблемы концепции общественного здоровья //Общественные науки и здравоохранение. – М.: Наука, 1987. – С.48-62.

  3. Психология здоровья /Под ред. Г.С. Никифорова. – Спб.: Питер, 2006. С.143-175.

  4. Назарова Е.Н, Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие /М.: «Академия», 2007. – С. 5-12.

  5. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. – СПб, "Петрополис", 2000.

Семинар № 2

Информационное пространство, формирующее понимание необходимости сохранения и укрепления здоровья

План

  1. Средства массовой коммуникации и информационное пространство.

  2. Роль средств массовой информации в формировании представлений и мотиваций здоровья и ЗОЖ у населения.

  3. Школа как основной источник информации о здоровье и ЗОЖ.

  4. Семья как составная часть информационно-пропагандистской среды.

  5. Влияние реферативных групп на формирование социального здоровья.


Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Особенности воздействия телевидения на массовое сознание в процессе формирования мотивации на здоровье.

  2. Школа и семья – наиболее эффективная информационная среда.

  3. Формы агитации и пропаганды здорового образа жизни в средствах массовой информации.

  4. Молодежные субкультуры и ЗОЖ.


Литература

  1. Виноградов П.А. Физическая культура и спорт на телеэкране //Теория и практика физич. культуры, 1996, №1, с.43-46.

  2. Сивков Е.П. Роль средств массовой информации в становлении здорового образа жизни /Детство в эпоху трансформации общества. Мат.международ.научн.-практ конф., 25-27.03 2002. Т.1. Право детства на проблему. – с.138-140.

  3. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.



Семинар № 3

Влияние Кольского Заполярья

на индивидуальное, общественное и социальное здоровье

План

  1. Влияние природно-климатических факторов на здоровье человека

  2. Влияние особенностей ландшафта на состояние организма

  3. Влияние промышленности на экологию Кольского Заполярья и здоровье его жителей

  4. Нормативно-правовая база охраны общественного здоровья населения Мурманской области

  5. Влияние социально-экономических особенностей Кольского Заполярья на социальное здоровье


Вопросы для обсуждения.

1. Здоровье и магнитные бури.

2. Влияние условий Кольского Заполярья на двигательную активность учащихся.

3. Влияние динамики роста промышленного производства и транспорта на экологию и здоровье населения региона.

4. Основы законодательной базы по охране здоровья

5. Уровень материального благосостояния и образования населения региона и состояние социального здоровья
Литература

  1. Мизун Ю.Г., Хаснулин В.И. Наше здоровье и магнитные бури. – М.: "Знание", 1991.

  2. Рапопорт Ж.Ж. Адаптация ребенка на Севере. – Л., "Медицина", 1979.

  3. Герасименко Н.Ф., Александрова О.Ю., Григорьев И.Ю. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан. М., МЦФЭР, 2005.

  4. Мурманстат, 2000-2010 гг.

  5. Константинов В. Б., Копейкин Н. Ф. Здоровье – индикатор развития человека и общества // Здравоохранение Российской Федерации, 2001, №

  6. Батенева. Т. Взаимосвязь между экономикой и здоровьем //"Известия", 25 февраля 2005 года.

  7. Данные периодической печати.

Семинар № 4

Проблемы стрессов и дистрессов в современной жизни


План



1. История учения о стрессе.
2. Определение понятий «стресс» и "дистресс".
З. Положительный эффект стрессов.
4. Развитие дистресса.
5. Роль педагога в профилактике дистресса.

6. Профессиональные стрессы и "профессиональное выгорание".

Вопросы для коллективного обсуждения:



1. Определение понятий "стресс" и "дистресс".
2. Особенности стрессов в 21 веке.

3. Классификация стрессоров.
4. Стадии развития стресса.
5. Исходы дистрессов.
6. Роль педагога в профилактике дистрессов.


Литература
1. Аршавский И.А. Особенности стресса и адаптации в разные возрастные периоды. Кишинев, 1980.
2. Валеология. Учебное пособие / Под ред. В.Н. Соломина. СП6, 1996.
3. Селье Г. Концепция стресса, как мы ее представляем. Киев, 1976.

Семинар № 5

Репродуктивное здоровье и здоровье поколения

IIлан

1. Репродуктивное здоровье.
2. Охрана репродуктивного здоровья.
3. Планирование семьи.
4. Репродуктивное поведение.
5. Половое воспитание детей и подростков.

Вопросы для коллективного обсуждения.
1. Определение понятий "репродуктивное здоровье» и "репродуктивное поведение".
2. Психофизиологическая совместимость партнеров.
3. Современные методы планирования семьи .
4. Принципы, средства и методы полового воспитания детей и подростков.
Литература
1. Веселкова И.Н., Комаров Ю.М. Как сохранить нацию. – М.: Академкнига, 2002. – С. 64-151.

2. Куинджи Н.Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников. – М.: Аспект Пресс, 2000. 139 с.
3. Каган Б.. Воспитателю о сексологии. М., 1986.

4. Психология здоровья //Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006.

5. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. – СПб, "Петрополис", 2000.

Примерный перечень вопросов к зачету
1. Определение понятия «здоровье». Критерии оценки общественного и индивидуального здоровья. Группы здоровья.

2. Этапы формирования здоровья.
3. Здоровый образ жизни, его компоненты. Мотивации здорового образа жизни.

4. Здоровье как социальный феномен.

5. Социальная структура и здоровье.

6. Социальные изменения и здоровье общества

7. Социально-психологические аспекты здорового образа жизни

8. Медико-гигиенические аспекты здоровья.
9. Факторы риска для здоровья. Их связь с основными причинами смертности.
10.Группы населения, для которых эффективно воздействие на факторы риска. Основные направления профилактики в каждой из этих групп.
11.Основные направления в деятельности школы по сохранению здоровья детей.
12.Физическая культура и ее значение в сохранении и укреплении здоровья ребенка.

13.Основные принципы оздоровительной физической культуры.

14.Здравоохранение. Основные модели здравоохранения. Принципы систем здравоохранения.
15.Нормативно-правовая база охраны здоровья в России. Основные положения Конституции в области охраны здоровья. Права граждан в области охраны здоровья.
16.Основные положения закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
17.Труд и здоровье. Классификация условий труда. Гигиеническая характеристика труда педагога. Профилактика нарушений здоровья педагога.
18.Факторы стрессогенности школьной среды.
19.Психологические и физиологические особенности подросткового возраста. 20.Особенности восприятия информации.

21.Саморазрушающее поведение. Алкоголь и подросток.

22.Табакокурение, как медико-социальная проблема. Стадии привыкания к курению.
23.Наркомания. Критерии, позволяющие отнести вещество к наркотическим.
24.Токсикомания. Признаки токсикомании.
25.Основные направления профилактики саморазрушающего поведения.
26.Психическое здоровье. Стресс. Стадии развития стресса. Дистресс и болезни. Профилактика дистресса.

27.Режим труда и отдыха, его значение в развитии организма ребенка и в структуре ЗОЖ.
28. Брак и семья. Планирование семьи. Роль семьи в системе здорового образа жизни.

29. Демографические проблемы страны.

30. Репродуктивное здоровье и репродуктивное поведение.
31. Адаптация и адаптационные резервы организма. Факторы адаптации.

32. Прогнозирование здоровья
Примерная тематика рефератов


№ п/п

Наименование раздела. Семинар

1

Законодательная и нормативно-правовая база Мурманской области по охране здоровья

2

Бюджетная политика правительства Мурманской области в области здравоохранения и физической культуры

3

Роль средств массовой информации Мурманской области в формировании здоровья и здорового образа жизни

4

Психоактивные вещества и здоровье подрастающего поколения. Проблемы наркотической зависимости в Мурманской области.

5

Проблемы репродуктивного здоровья в Мурманской области


Словарь терминов (Глоссарий)
АДДИКТИВНОЕ (зависимое) поведение – разновидность деструктивного поведения: наркотическая и алкогольная зависимость, курение, компьютерная зависимость и т.д.

АНТЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (лат. ante перед + natalis относящийся к рождению) - период внутриутробного развития от момента образования зиготы до начала родов (40 недель). В А.п. выделяются два периода: эмбриональный (от начала образования зиготы до 12-й недели) и фетальный.

АПОПТОЗ - явление программируемой клеточной смерти, сопровождаемой набором характерных цитологических признаков (маркеров апоптоза) и молекулярных процессов, имеющих различия у одноклеточных и многоклеточных организмов.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (АТ) – (греч. Autos – сам, genos – род, т.е. "самопорождающая тренировка") – метод психосаморегуляции (И.Г.Шультц, 1932).

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (БОС) – сознательный контроль и произвольное воздействие на ряд исходно неощущаемых и неосознаваемых процессов в организме.

ВИТАМИН (-Ы) (лат. vitaminum; vita жизнь + амины) - поступающие с пищей незаменимые вещества, необходимые для поддержания жизни (см. кофермент).

ВЫГОРАНИЕ - ответ на хронический эмоциональный стресс, включающий три компонента: эмоциональное и/или физическое истощение, снижение рабочей продуктивности; деперсонализацию, или дегуманизацию, межличностных отношений.

ГЕСТАЦИОННАЯ ДОМИНАНТА (лат. gestatio – беременность, dominans - господствующий) – обеспечивающая направленность всех реакций организма беременной женщины на создание оптимальных условий для развития эмбриона, а затем плода.

ДЕВИАНТНОЕ (отклоняющееся) ПОВЕДЕНИЕ – поведение, нарушающее социальные нормы.

ДЕМОГРАФИЯ – наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.

ДИСТРЕСС - отрицательная форма стресса.

ИНФОРМАЦИЯ - сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством

ЗДОРОВЬЕ – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или дефектов (ВОЗ, 1946);

НАРКОТИКИ – субстанции, которые вмешиваются в естественные процессы функционирования организма и влияют на настроение, чувства и восприятия.

ОБЩИЙ АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ – неспецифическая реакция организма в ответ на разнообразные специфические повреждающие воздействия.

ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (греч. peri приставка, обозначающая "расположение вокруг, снаружи" + лат.natus рождение) - период жизни с 28-й недели внутриутробной жизни по 7-у сутки жизни ребенка после рождения.

ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (лат. post приставка со значением "находящийся позади, за чем-либо, следующий после чего-либо + лат. natus рождение) - период от момента рождения до смерти.

ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД (лат. pubertas возмужалость) - в половом созревании выделяют три фазы: 1) препубертатная - у девочек 9-11 лет, у мальчиков 11-13 лет; 2) собственно пубертатная - у девочек 12-16 лет, у мальчиков 13-17 лет; 3) постпубертатная - у девочек после 16-18 лет, у мальчиков после 17-19 лет.

РЕЗИСТЕНТНОСТЬ (лат. resistentia сопротивление, противодействие; син. сопротивляемость) – устойчивость организма к воздействие различных повреждающих факторов среды.

СТРЕСС – (англ. stress напряжение) – состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий.

ЭНТРОПИЯ (греч. ennrepo вращать внутрь, заворачивать) - термодинамическая функция состояния системы, являющаяся мерой ее неупорядоченности: чем больше неупорядоченность, тем больше Э. Согласно второму закону термодинамики все процессы стремятся к возрастанию общей Э. системы и окружающей среды.

ЭНТРОПИЯ ЖИВЫХ СИСТЕМ - функция состояния живой системы, которая может возрастать, оставаться постоянной или уменьшаться. Процессы жизнедеятельности сопровождаются ростом Э. и для уменьшения Э. требуется совершение работы.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 Морская культура
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Целями освоения дисциплины являются дать основные сведения о грамматическом строе современного шведского языка
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Предмет «Социология физической культуры и спорта» представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Сильно коррелированные низкоразмерные электронные системы. Теория ферми-жидкости Ландау. Латинжеровская жидкость
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе...
Методические рекомендации предназначены для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентами в соответствии с рабочей программой...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
«Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические...
Целью курса является изучение основных институтов и норм римского пра­ва в их историческом развитии и их влияние на нормы современного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск