Скачать 96.72 Kb.
|
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины М 1.ДВ1.1 Морская культура 1. Цели и задачи дисциплины Цель освоения дисциплины рассмотреть методологические и историко-культурные особенности формирования и развития морской культуры. Задачи дисциплины:
2. Структура курса (содержание разделов дисциплины) Тема 1. Методология изучения региональной культуры Понятие «регион». Региональная идентичность. Культурное многообразие регионов России в начале XXI века. Уникальность исторического опыта населяющих ее народов. Природа и региональная культура. Понятие «регион» в отечественной и зарубежной науке. Современная государственная региональная политика. Основные факторы регионального развития. Основные понятия регионалистики. Структура региональной культуры. Основные подходы к изучению регионов и принципы районирования. Уровни изучения регионов. Деятельность международной Академии регионального развития и сотрудничества (Марс) в 90-е годы ХХ века. Декларация о регионализме в Европе (Ассамблея регионов Европы 1997 г.). Тема 2. Типология морской культуры Основные теоретические концепции изучения региональной культуры. Природный ландшафт и его значение в формировании культуры регионов. Понятие культурный ландшафт. Морская цивилизация и морская культура. Специфика береговых территорий. Теоретические концепции Гердера, Ратцеля, Гумилева, Макиндера, Милюкова, Мечникова, Данилевского. Научный центр по региональным исследованиям и деятельность В.И. Вернадского. Тема 3. География морской культуры Специфика основных морских регионов: Средиземноморье, Балтийский, Баренцев регионы, Беломорье. Общая характеристика мирового культурного пространства. География основных морских регионов. Политическое и административное сотрудничество. Специфика культурного пространства морских регионов. Региональные комитеты Баренцева, Балтийского, Средиземноморского регионов. Деятельность международных организаций регионального развития и сотрудничества. Новая концепция регионального устройства России. Специфика островной культуры. Соловецкие острова, Великобритания, Исландия, Ирландия. Тема 4.Морфология морской культуры Материальная, духовная и художественная морская культура. История судостроения. Развитие наук о море: история военно-морского флота, география, морская биология. Морская тематика в художественной культуре. Топонимика как наука о географических названиях. Основные этапы развития топонимики. Труды Н.И.Надеждина, В.Н.Татищева, Н.П.Басова, Я.К.Грота. Основные топонимические классификации. Топонимические системы, топонимический ландшафт. Топонимика морских регионов. Культура социальной организации (промысловая, военно-морская, торговая). Культура познания мира, человека (наука о море, природно-географичесие философские концепции, религия, искусство). Культура социальной коммуникации (СМИ, образование, библиотеки, музеи, архивы). Культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека (морской туризм, медицина, питание). Тема 5. Антропология морской культуры «Люди моря»: водь, поморы, варяги. Морские субкультуры: викинги, морские пираты, военные моряки, рыбаки. Образ жизни, традиции и праздники жителей прибрежных территорий. Фольклор как памятник духовной и материальной культуры региона. Фольклорная традиция как преемственность художественного наследия. Становление и развитие фольклорных традиций. Русские фольклорные традиции и их значение. Тема 6. Семиотика морской культуры в древнейший период Понятие «семиотика культуры». Основные семиотические концепции. Труды Ч.Пирса, Соссюра, Ю.Лотмана. Знаки-индексы, знаки-копии и знаки-образы. Морские знаки и символы в культуре древнейшего периода. Петроглифы Беломорья, Карелии, Кан-озера, Норвегии и Швеции. Интерпретация морских символов. 3. Методические рекомендации по изучению дисциплины Данная дисциплина акцентирует внимание на изучении региональной культуры, и направлена на углубленное постижение процессов культурного развития народов, которые долгое время проживали в одной и той же историко-культурной зоне (регионе) и вырабатывали самобытные формы культуротворчества. Морская культура представляет собой способ и результат морской деятельности человека, охватывая материальную, духовную и художественную сферы и проявляется в образе жизни, традициях, мифологии, религии, художественном творчестве народов, населяющих прибрежные зоны. Изучение морской культуры позволяет выявить специфику накопления и усвоения культурного опыта, форм коммуникации и символизации среды обитания. Введение дисциплины «Морская культура» бусловлено социокультурными потребностями государства. Децентрализация, возрастание ответственности регионов за пути развития страны и обретение ими новых социально-экономических, политических и геокультурных полномочий актуализирует необходимость подготовки научных и педагогических кадров с учетом специфики каждого региона. Полноценное понимание и осознание исторических фактов формирования и развития морских регионов, умение наилучшим образом использовать культурный потенциал призвана обеспечить дисциплина «Морская культура». В процессе изучения дисциплины студенты должны сформировать представление о роли и значении региональной морской культуры как части мировой культуры; о семиотике, топонимике, символике, типологии и феноменологии морской культуры; освоить методологию изучения явлений, форм, процессов и закономерностей развития морской культуры регионов. Студенту следует внимательно ознакомиться с обязательной литературой и использовать в изучении каждой темы учебные пособия (учебники). При освоении курса студент должен знать основные ключевые понятия и термины (приведены в Глоссарии). Важным условием самопроверки изученного материала является активная работа студента на практических занятиях и выполнение всех заданий, данных преподавателем. Реферат является обязательным видом самостоятельной работы по курсу «Морская культура». Реферат должен быть напечатан на одной стороне стандартного листа и представлена в сброшюрованном виде. Объем работы оптимально должен составлять 20 страниц компьютерного набора (через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman, размер 14). Каждая страница реферата оформляется следующим образом: от верхнего и нижнего поля страницы необходимо отступить 2 см, от левого - 3 см, от правого - 1 см. Нумерация страниц сквозная. Страницы указываются арабскими цифрами, на титульном листе не проставляются. Список литературы помещается после «Заключения» и оформляется в соответствии с установленными правилами. Количество источников в списке литературы - не менее 10. Примерная тематика рефератов
4. Список рекомендованной литературы Основная литература
Дополнительная
Учебные пособия
. . |
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... ... | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Программа поможет создать личностно-ценностное отношение к собственному здоровью | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Целями освоения дисциплины являются дать основные сведения о грамматическом строе современного шведского языка | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Предмет «Социология физической культуры и спорта» представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Сильно коррелированные низкоразмерные электронные системы. Теория ферми-жидкости Ландау. Латинжеровская жидкость | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | ||
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе... Методические рекомендации предназначены для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентами в соответствии с рабочей программой... | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... «Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных... | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | Методические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические... Целью курса является изучение основных институтов и норм римского права в их историческом развитии и их влияние на нормы современного... |