Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1





Скачать 96.72 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1
Дата публикации23.03.2015
Размер96.72 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > География > Методические рекомендации
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины М 1.ДВ1.1 Морская культура
1. Цели и задачи дисциплины
Цель освоения дисциплины

рассмотреть методологические и историко-культурные особенности формирования и развития морской культуры.

Задачи дисциплины:

  • познание общего массива региональных типов мировой культуры;

  • освоение материалов, демонстрирующих специфику основных морских регионов (Средиземноморье, Балтика, Беломорье, Арктика);

  • формирование представлений о внутренней логике развития морской культуры;

  • формирование навыков культурологического анализа явлений региональной морской культуры;

  • раскрытие значимости морских региональных ресурсов в развитии общемировой культуры;

  • подготовка студентов к самостоятельной работе в контексте профессионального знания региона Кольского Заполярья и его культурных потребностей.


2. Структура курса (содержание разделов дисциплины)

Тема 1. Методология изучения региональной культуры

Понятие «регион». Региональная идентичность. Культурное многообразие регионов России в начале XXI века. Уникальность исторического опыта населяющих ее народов. Природа и региональная культура. Понятие «регион» в отечественной и зарубежной науке. Современная государственная региональная политика. Основные факторы регионального развития. Основные понятия регионалистики. Структура региональной культуры. Основные подходы к изучению регионов и принципы районирования. Уровни изучения регионов. Деятельность международной Академии регионального развития и сотрудничества (Марс) в 90-е годы ХХ века. Декларация о регионализме в Европе (Ассамблея регионов Европы 1997 г.).
Тема 2. Типология морской культуры

Основные теоретические концепции изучения региональной культуры. Природный ландшафт и его значение в формировании культуры регионов. Понятие культурный ландшафт. Морская цивилизация и морская культура. Специфика береговых территорий. Теоретические концепции Гердера, Ратцеля, Гумилева, Макиндера, Милюкова, Мечникова, Данилевского. Научный центр по региональным исследованиям и деятельность В.И. Вернадского.
Тема 3. География морской культуры

Специфика основных морских регионов: Средиземноморье, Балтийский, Баренцев регионы, Беломорье. Общая характеристика мирового культурного пространства. География основных морских регионов. Политическое и административное сотрудничество. Специфика культурного пространства морских регионов. Региональные комитеты Баренцева, Балтийского, Средиземноморского регионов. Деятельность международных организаций регионального развития и сотрудничества. Новая концепция регионального устройства России. Специфика островной культуры. Соловецкие острова, Великобритания, Исландия, Ирландия.
Тема 4.Морфология морской культуры

Материальная, духовная и художественная морская культура. История судостроения. Развитие наук о море: история военно-морского флота, география, морская биология. Морская тематика в художественной культуре. Топонимика как наука о географических названиях. Основные этапы развития топонимики. Труды Н.И.Надеждина, В.Н.Татищева, Н.П.Басова, Я.К.Грота. Основные топонимические классификации. Топонимические системы, топонимический ландшафт. Топонимика морских регионов.

Культура социальной организации (промысловая, военно-морская, торговая). Культура познания мира, человека (наука о море, природно-географичесие философские концепции, религия, искусство). Культура социальной коммуникации (СМИ, образование, библиотеки, музеи, архивы). Культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека (морской туризм, медицина, питание).
Тема 5. Антропология морской культуры

«Люди моря»: водь, поморы, варяги. Морские субкультуры: викинги, морские пираты, военные моряки, рыбаки. Образ жизни, традиции и праздники жителей прибрежных территорий. Фольклор как памятник духовной и материальной культуры региона. Фольклорная традиция как преемственность художественного наследия. Становление и развитие фольклорных традиций. Русские фольклорные традиции и их значение.

Тема 6. Семиотика морской культуры в древнейший период

Понятие «семиотика культуры». Основные семиотические концепции. Труды Ч.Пирса, Соссюра, Ю.Лотмана. Знаки-индексы, знаки-копии и знаки-образы. Морские знаки и символы в культуре древнейшего периода. Петроглифы Беломорья, Карелии, Кан-озера, Норвегии и Швеции. Интерпретация морских символов.
3. Методические рекомендации по изучению дисциплины
Данная дисциплина акцентирует внимание на изучении региональной культуры, и направлена на углубленное постижение процессов культурного развития народов, которые долгое время проживали в одной и той же историко-культурной зоне (регионе) и вырабатывали самобытные формы

культуротворчества.

Морская культура представляет собой способ и результат морской деятельности человека, охватывая материальную, духовную и художественную сферы и проявляется в образе жизни, традициях, мифологии, религии, художественном творчестве народов, населяющих прибрежные зоны.

Изучение морской культуры позволяет выявить специфику накопления и усвоения культурного опыта, форм коммуникации и символизации среды обитания.

Введение дисциплины «Морская культура» бусловлено социокультурными потребностями государства. Децентрализация, возрастание ответственности регионов за пути развития страны и обретение ими новых социально-экономических, политических и геокультурных полномочий актуализирует необходимость подготовки научных и педагогических кадров с учетом специфики каждого региона.

Полноценное понимание и осознание исторических фактов формирования и развития морских регионов, умение наилучшим образом использовать культурный потенциал призвана обеспечить дисциплина «Морская культура».
В процессе изучения дисциплины студенты должны сформировать представление о роли и значении региональной морской культуры как части мировой культуры; о семиотике, топонимике, символике, типологии и феноменологии морской культуры; освоить методологию изучения явлений, форм, процессов и закономерностей развития морской культуры регионов.

Студенту следует внимательно ознакомиться с обязательной литературой и использовать в изучении каждой темы учебные пособия (учебники). При освоении курса студент должен знать основные ключевые понятия и термины (приведены в Глоссарии).

Важным условием самопроверки изученного материала является активная работа студента на практических занятиях и выполнение всех заданий, данных преподавателем.

Реферат является обязательным видом самостоятельной работы по курсу «Морская культура». Реферат должен быть напечатан на одной стороне стандартного листа и представлена в сброшюрованном виде. Объем работы оптимально должен составлять 20 страниц компьютерного набора (через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman, размер 14). Каждая страница реферата оформляется следующим образом: от верхнего и нижнего поля страницы необходимо отступить 2 см, от левого - 3 см, от правого - 1 см. Нумерация страниц сквозная. Стра­ницы указываются арабскими цифрами, на титульном листе не проставляются.

Список литературы помещается после «Заключения» и оформляет­ся в соответствии с установленными правилами. Количество источни­ков в списке литературы - не менее 10.
Примерная тематика рефератов

  1. Историко-культурные особенности Средиземноморского региона.

  2. Историко-культурные особенности Балтийского региона.

  3. Историко-культурные особенности Беломорья

  4. Историко-культурные особенности Баренцева региона.

  5. Историко-культурные особенности Арктического региона.

  6. Историко-культурные особенности Черноморского региона

  7. История судостроения

  8. Морская тематика в художественной культуре любого периода.

  9. Топонимика морских регионов.

  10. Развитие промысловой культуры любого региона.

  11. Развитие военно-морской культуры любого региона

  12. Значение водных кммуникаций в развитии культуры (Путь из варяг в греки, Северный морской путь и т.д.).

  13. Культура поморов

  14. Особенности культуры народов приморских регионов (поморы, водь, варяги)

  15. Викинги в истории мировой культуры.

  16. Особенности субкультуры морских пиратов.

  17. Петроглифы Беломорья, Карелии, Кан-озера, Норвегии и Швеции.

  18. Мифологические сюжеты в античном искусстве.

  19. Морские сюжеты в германо-скандинавской, кельтской, славянской мифологии (на выбор).

  20. Морские храмы.

  21. Военно-морская символика в архитектуре Санкт-Петербурга.

  22. Культура военно-морского города (Выборг, Кронштадт на выбор).

  23. Морские ритуалы и праздники в современной культуре.

  24. Город-порт и его значение в развитии современной культуры.

  25. Социокультурные проблемы развития морских городов.

  26. Современный образ социокультурный статус морских офицеров, промысловиков, моряков.

  27. Проблемы сохранения и трансляции морской культуры (деятельность морских музеев).

  28. Проблемы развития морской культуры (морские клубы, собрания, дома культуры моряков, офицеров флота).

  29. Проблемы распространения морской культуры (специализированные теле-радио передачи).

  30. Проблемы использования и интерпретации морских символов в современной культуре.


4. Список рекомендованной литературы

Основная литература


  1. Ануфриев В.В. Специфика региональной культуры (на материале культуры русского Севера). – М., 1995.

  2. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. - Кн.1. - СПб.: Петрополис, 2000.

  3. Коренные народы Севера. Археологические и этнографические исследования. Материалы конференции. - Мурманск, 2002.

  4. Котылев А.Ю. Региональные особенности развития культуры северо-запада России в XX – XXI вв. / Регионы России: социокультурные контексты художественных процессов Нового и Новейшего времени. (Отв.ред. Л.М. Мосолова). - СПб, 2002.

  5. Мосолова Л.М., Вагинова Л.С. История культуры Кольского Заполярья. – СПб., 2007.

  6. Основания регионалистики. Формирование и эволюция историко- культурной зоны. (Под ред. А.С. Герда, Г.С. Лебедева) . - СПб., 1999.

  7. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы регионоведения: Учебник.– М., 2000.

  8. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право).– Ростов/на Дону, 1998.

  9. Истоки региональных культур России / Под ред. Л.М.Мосоловой.– Санкт-Петербург, 2000.

  10. История государственного управления в России / Под ред. Проф. А,Н.Марковой.–М., 1997.

  11. Конституция Российской Федерации.– М., 1993.

  12. Концепция Государственной национальной политики Российской Федерации: Постановление Правительства РФ 01.05.1996.

  13. Кривич Н.А. Понятие «регион» в современной науке // Культура Петербургского региона в науке и образовании.– Санкт-Петербург, 2000.

  14. Куклински Э. Региональное развитие – начало поворотного этапа // Региональное развитие и сотрудничество, 1997, № 10.

  15. Ларина Н.И. Мировой опыт региональной политики.– Новосибирск, 1996.

  16. Лебедев Г.С. Культурная стратиграфия Северо–Запада европейской части России // Археологические исследования новгородской земли.– Л., 1984.

  17. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие: Научно-популярное справочное издание. – М., 2000.

  18. Маркова Н. Региональная политика государства на современном этапе // Экономист, 1996, № 11.


Дополнительная

  1. Борисенков Е.П., Пасецкий В.М.. Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы. М., 1988.

  2. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. М., 1995.

  3. Жарникова С. Золотая нить. - Вологда, 2003.

  4. Шашков В.Я. Репрессии в СССР против крестьян и судьбы спецпереселенцев Карело-Мурманского края. – Мурманск, 2000.

  5. 6.Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики.– Санкт-Петербург, 1998.

  6. Медведев Н.П. Национальная политика России.– М., 1993.

  7. Микульский Ю. Формирование новой модели занятости // ж. Экономист, 1997, № 3.

  8. Мосолова Л.М. О системе образования Северо-Запада России в контексте региональной культуры и перспектив ее развития // Образование и культура Северо-Запада России, Вып.1. М., 1996.– С.14–26.

  9. Основы регионалистики. Формирование и эволюция историко-культурных зон / Под ред. А.С. Герда, Г.С. Лебедева.– Санкт-Петербург, 1999.

  10. Теоретические основания исследования истории культуры регионов России // Истоки региональных культур России. – Санкт-Петербург, 2000.

  11. Поздняков А.М., Дульщиков Ю.С. Государственная региональная политика: концепция и принципы развития // Регион: экономика и социология, 1994. № 3.

  12. Пыльнева Т. Г. Природопользование.– М., 1997.

  13. Развитие региона. Методологический подход.– Екатеринбург, 1995.

  14. Регионы России: художественные процессы нового и новейшего времени. – Санкт-Петербург, 2001.

  15. Региональная политика Российской Федерации и моделирование.– Саранск, 1993.

  16. Региональное управление. Методология и моделирование.– Харьков, 1991.

  17. Столяров М. Регионализм в Европе и в Российской Федерации // Международная жизнь, 1997, № 9.

  18. Сухарев А.И. Основы регионологии.– Саранск, 1996.


Учебные пособия

  1. Регионоведение: Учебное пособие / Под ред. Т.Г. Морозовой.– М., 1998.

  2. Мосолова Л.М., Вагинова Л.С. История культуры Кольского Заполярья. – СПб., 2007.

  3. Лиходей О.А. Регионоведение: Учебное пособие.– Санкт-Петербург, 2000.


.

.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Программа поможет создать личностно-ценностное отношение к собственному здоровью
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Целями освоения дисциплины являются дать основные сведения о грамматическом строе современного шведского языка
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Предмет «Социология физической культуры и спорта» представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Сильно коррелированные низкоразмерные электронные системы. Теория ферми-жидкости Ландау. Латинжеровская жидкость
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 iconМетодические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе...
Методические рекомендации предназначены для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентами в соответствии с рабочей программой...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
«Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические...
Целью курса является изучение основных институтов и норм римского пра­ва в их историческом развитии и их влияние на нормы современного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск