Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008





Скачать 137.34 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008
Дата публикации20.04.2015
Размер137.34 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Информатика > Методические рекомендации




М.Н.Машкин

Информационные технологии
Методические рекомендации по изучению дисциплины

Москва 2008
УДК 338:681.14(075.8)
Автор-составитель:

Машкин М.Н.
Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М.Н.Машкин. М.: ВГНА, 2008. –16 с.

Методические рекомендации содержат материалы по методике самостоятельного изучения студентами учебной дисциплины «Информационные технологии» и подготовке к проверке знаний.

Предназначены для студентов второго курса Всероссийской Государственной Налоговой Академии (ВГНА), обучающихся по специальности "Прикладная информатика в экономике".

Рецензент:


ISBN



Машкин М.Н., 2008











Введение


Методические рекомендации содержат материалы по методике самостоятельного изучения студентами учебной дисциплины «Информационные технологии» и подготовке к проверке знаний в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего образования поспециальности (ЕН.Ф.05) "Прикладная информатика в экономике" с учетом типовой программы по дисциплине "Информационные технологии" (ОПД.Ф.06)., см.табл.I.

Таблица I. Разделы курса «Информационные технологии»

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

ОПД.Ф.06

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Понятие информационной технологии. Эволюция информационных технологий; их роль в развитии экономики и общества; свойства информационных технологий; понятие платформы.

Классификация информационных технологий; предметная технология; информационная технология; обеспечивающие и функциональные информационные технологии; понятие распределенной функциональной информационной технологии; объектно-ориентированные информационные технологии; стандарты пользовательского интерфейса информационных технологий, критерии оценки информационных технологий.

Информационные технологии конечного пользователя: пользовательский интерфейс и его виды; технология обработки данных и его виды; технологический процесс обработки и защиты данных; графическое изображение технологического процесса, меню, схемы данных, схемы взаимодействия программ. Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя, автоматизированное рабочее место, электронный офис.

Технологии открытых систем.

Сетевые информационные технологии: электронная почта, телеконференции, доска объявлений; авторские информационные технологии; гипертекстовые и мультимедийные информационные технологии.

Интеграция информационных технологий: распределенные системы обработки данных; технологии "клиент-сервер"; информационные хранилища; системы электронного документооборота; геоинформационные системы; глобальные системы; видеоконференции и системы групповой работы; корпоративные информационные системы. Понятие технологизации социального пространства.



Тема 1. Введение в информационные технологии

1.1Основные вопросы темы


1. Понятие информационной технологии.

2. Эволюция информационных технологий (ИТ).

3. Роль ИТ в развитии экономики и общества.

4. Свойства информационных технологий.

5. Понятие платформы.

1.2Цель и задачи изучения темы


Целью изучения материалов темы является:

  1. Создание представления об информационных технологиях;

  2. Определение роли и места ИТ в развитии экономики и общества.

1.3Требования к уровню подготовленности студента


Учебные дисциплины 1-го курса:

  1. Вычислительные сети и телекоммуникации;

  2. Мировые информационные ресурсы.

1.4Характеристика основного понятийно-терминологического аппарата темы


Освоение понятий:

  1. Информационная технология;

  2. Новая информационная технология:

  3. Информационно-коммуникационная технология.

  4. Платформа.

1.5Обзор-путеводитель по рекомендуемой литературе


Основной материал темы изложен в разделах 1-5, а также в разделе 2 [3].

1.6Краткие выводы


Обучаемый осваивает понятийный материал, связанный с ИТ, а также получает представление об истории и основных направлениях их развития.

1.7Контрольные вопросы для самопроверки знаний студента


  1. Что называют информационной технологией, а также новой информационной технологией?

  2. Как соотносятся информационная технология и информационная система?

  3. Назовие основные этапы эволюции информационных технологий?

  4. Что называют платформой? Виды платформ.

1.8Темы рефератов


Зависимость развития производительных сил от существующей технологии обработки информации.

Тема 2. Классификация информационных технологий

2.1 Основные вопросы темы:


  1. Предметная технология;

  2. Информационная (базовая) технология;

  3. Обеспечивающие и функциональные информационные технологии;

  4. Понятие распределенной функциональной информационной технологии;

  5. Объектно-ориентированные информационные технологии;

  6. Стандарты пользовательского интерфейса информационных технологий;

  7. Критерии оценки информационных технологий.

2.2 Цель и задачи изучения темы


Целью изучения материалов темы является:

  1. Создание представления о структуре ИТ;

  2. Определение современного подхода и требований при создании ИТ различного назначения.
    1. Требования к уровню подготовленности студента


Учебные дисциплины 1-го курса:

  1. Вычислительные сети и телекоммуникации;

  2. Информатика и программирование.
    1. Характеристика основного понятийно-терминологического аппарата темы


Освоение понятий:

  1. Базовая ИТ;

  2. Предметная ИТ:

  3. Обеспечивающая и функциональная ИТ;

  4. Объектно-ориентированные ИТ;

  5. Пользовательский интерфейс;

  6. Эффективность ИТ.
    1. Обзор-путеводитель по рекомендуемой литературе


Основной материал темы изложен в разделах 6-13 [5], а также в разделах 1-2 [3] и разделах 3-8 [1].
    1. Краткие выводы


В результате изучения материала темы обучаемый осваивает материал, определяющий основные виды, структуру ИТ, их эффективность, а также особенности их интерфейсов.
    1. Контрольные вопросы для самопроверки знаний студента


  1. Что такое предметная технология?

  2. Что такое информационная (базовая) технология?

  3. Для чего предназначены обеспечивающие и функциональные информационные технологии?

  4. В чём основное преимущество распределенной функциональной информационной технологии перед другими?

  5. Какие элемент является основой объектно-ориентированного подхода создания ИТ?

  1. Какие стандарты пользовательского интерфейса Вы знаете?

  2. Какие критерии используют при оценке информационных технологий.
    1. Темы рефератов


Перспективы развития объектно-ориентированных ИТ.

Тема 3. Информационные технологии конечного пользователя

3.1 Основные вопросы темы:


  1. Пользовательский интерфейс и его виды;

  2. Технология обработки данных и её виды;

  3. Технологический процесс обработки и защиты данных;

  4. Графическое изображение технологического процесса, меню, схемы данных, схемы взаимодействия программ;

  5. Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя;

  6. Автоматизированное рабочее место;

  7. Электронный офис.

3.2 Цель и задачи изучения темы


Целью изучения материалов темы является:

  1. Ознакомление с различными ИТ конечного пользователя и видами представления информации для него;

  2. Создание представления о существующих ИТ конечного пользователя в сфере экономики.

3.3 Требования к уровню подготовленности студента


Учебные дисциплины 1-го курса:

  1. Мировые информационные ресурсы;

2. Информатика и программирование.

3.4 Характеристика основного понятийно-терминологического аппарата темы


Освоение понятий:

  1. Пакет прикладных программ (ППП);

  2. Схема данных, схема программы, схема работы системы, схема взаимодействия программ, схема ресурсов системы;

  3. Электронный офис, виртуальный офис;

  4. Автоматизированное рабочее место.

3.5 Обзор-путеводитель по рекомендуемой литературе


Основной материал темы изложен в разделах 14-19 [5], а также в разделе 5и 8 [3] и в [2].

3.6 Краткие выводы


В результате изучения материала темы обучаемый осваивает материал, определяющий ИТ конечного пользователя, их виды и применение в системах обработки экономической информации, а также виды используемых при этом интерфейсов.

3.7 Контрольные вопросы для самопроверки знаний студента


  1. Какие виды пользовательского интерфейс Вы знаете?

  2. Какие виды технологий обработки данных и Вы знаете?

  3. Какие требования предъявляются к защите данных?

  4. Как можно описать технологический процесс обработки данных?

  5. Что такое автоматизированное рабочее место (АРМ)?

  6. Какие АРМ Вы знаете?

  7. Что такое электронный офис.?

  8. Что такое виртуальный офис?

3.8 Темы рефератов


Обзор существующих программных комплексов и систем описания и проектирования технологий обработки данных.

Тема 4. Технологии открытых систем. Сетевые информационные технологии

4.1 Основные вопросы темы:


  1. Технологии открытых систем;

  2. Электронная почта;

  3. Телеконференции;

  4. Доска объявлений;

  5. Авторские информационные технологии;

  6. Гипертекстовые и мультимедийные информационные технологии.

4.2 Цель и задачи изучения темы


Целью изучения материалов темы является:

  1. Ознакомление с сетевыми технологиями;

  2. Создание представления об ИТ открытых систем;

  3. Создание представления о способах использования и видах данных сетевых ИТ.
    1. Требования к уровню подготовленности студента


Учебные дисциплины 1-го курса:

  1. Вычислительные сети и телекоммуникации;

  2. Информатика и программирование.
    1. Освоение понятий:


  1. Открытые системы;

  2. Локальные вычислительные сети;

  3. Протоколы передачи данных;

  4. Электронная почта;

  5. Электронная «доска объявлений»;

  6. Телеконференция;

  7. Гипертекстовые ИТ;

  8. Мультимедийные ИТ.
    1. Обзор-путеводитель по рекомендуемой литературе


Основной материал темы изложен в разделах 20-24 [5], а также в разделе 5-7 [3].
    1. Краткие выводы


Обучаемый получает представление об открытых системах, технологиях сетевой обработки информации, использования гипертекста и мультимедийных средств для поиска, хранения и обработки информации.
    1. Контрольные вопросы для самопроверки знаний студента


  1. Какие системы относятся к открытым?

  2. Какие виды сетей Вы знаете?

  3. Что такое электронная почта?

  4. Что такое электронная «доска объявлений»?

  5. Что такое телеконференция?

  6. Что такое гипертекст?

  7. Какие протоколы обмена информации, использующиеся в локальных вычислительных сетях, Вы знаете?
    1. Темы рефератов


Тенденции развития и совершенствования гипертекстовых и мультимедийных технологий.

Тема 5. Интеграция информационных технологий

    1. Основные вопросы темы:


  1. Распределенные системы обработки данных;

  2. Технологии "клиент-сервер";

  3. Информационные хранилища;

  4. Системы электронного документооборота;

  5. Геоинформационные системы;

  6. Глобальные системы;

  7. Видеоконференции и системы групповой работы;

  8. Корпоративные информационные системы.

  9. Понятие технологизации социального пространства.
    1. Цель и задачи изучения темы


Целью изучения материалов темы является:

  1. Ознакомление с распределёнными системами обработки данных. технологиями клиент сервер;

  2. Создание представления о хранилищах данных, технологиях их работы;

  3. Создание представления о существующих системах электронного документооборота;

  4. Ознакомление с подходами создания и функционирования геоинформационных симстем;

  5. Ознакомление с различными видами глобальных систем;

  6. Представление о влиянии ИТ технологий на социальные отношения общества.
    1. Требования к уровню подготовленности студента


Учебные дисциплины 1-го курса:

1. Мировые информационные ресурсы;

2. Информатика и программирование.
    1. Характеристика основного понятийно-терминологического аппарата темы


Освоение понятий:

  1. Распределённая обработка данных;

  2. Мультипроцессорные и мультимашинные системы обработки данных;

  3. Технология клиент-сервер;

  4. Информационное хранилище;

  5. Электронный документооборот;

  6. Геоинформационная система;

  7. Глобальная система;

  8. Видеоконференция

  9. Настольная видеоконференция;

  10. Студийная видеоконференция;

  11. Корпоративная информационная система;

  12. Социальная информатизация общества;

  13. Социальная информатика.
    1. Обзор-путеводитель по рекомендуемой литературе


Основной материал темы изложен в разделах 25-34 [5], а также в разделах 6,7 [3] и в разделе 2 [1].
    1. Краткие выводы


Обучаемый осваивает материал, определяющий подходы и собственно ИТ работы в распределённых системах обработки данных; знакомится с методами и особенностями ИТ клиент-сервер; получает представление о степени взаимного влияния общественных отношений и уровня технологизации общества.
    1. Контрольные вопросы для самопроверки знаний студента


  1. Какие системы обработки данных относят к распределённым?

  2. Какие цели достигаются при использовании распределённой обработки данных?

  3. Чем характеризуется параллелизм обработки данных?

  4. Чем была вызвана необходимость использования ИТ «клиент-сервер»?

  5. Что такое информационное хранилище?

  6. Чем информационное хранилище отличается от базы данных?

  7. Что такое электронный документооборот?

  8. Какие системы электронного документооборота Вы знаете?

  9. Что такое геоинформационная система?

  10. Какие системы относят к глобальным?

  11. Что такое видеоконференция?

  12. Какие виды видеоконференций Вы знаете?

  13. Что такое технологизация социального пространства?

  14. Что такое социальная информатизация общества?

  15. Что такое социальная информатика?
    1. Темы рефератов


1. Обзор существующих направлений развития распределённой обработки данных.

2. Влияние информатизации на правовое обеспечение социального пространства.

Список литературы


  1. Советов Б.Я. Информационные технологии: Учеб.для вузов /Б.Я.Советов, В.В.Цехановский. – 3-е из., стер. – М.: Высш.шк., 2006. – 263 с.

  2. Корнеев И.К., Ксандопуло Г.Н., Машурцев В.А. Информационные технологии: учеб. – М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2007. – 224 с.

  3. Коноплёва И.А., Хохлова О.А., Денисов А.В. Информационные технологии: учеб.пособие / под ред. И.А.Коноплёвой. – М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2007. – 304 с.

  4. Рагулин П.В. Информационные технологии. Электронный учебник.   Владивосток: ТИДОТ Дальневост.ун-та, 2004. – 208 с.

  5. Машкин М.Н. Информационные технологии: Учебное пособие. – М.: ВГНА, 2008. – 200 с.

  6. Microsoft Corporation. Проектирование и реализация баз данных Microsoft SQL Server 2000. Учебный курс Microsoft / Пер.с англ. – 3-е изд. – М.: Издательство торговый дом «Русская редакция»; СПб.: Питер, 2006. – 512 с.

  7. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник /Под ред. проф. Г.А. Титоренко. – М: Нолидж. – М.: 2000.  400 с.

  8. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие/И.Г. Лесничая, И.В. Миссинг,, Ю.Д. Романова, В.И. Шестаков. –М.: Издво Эксмо, 2006. – 544 с.

  9. Информационные технологии. ( Для экономистов). Учебное пособие. /Под ред. А. К. Волкова/ – М.: ИНФРА, 2001.

  10. Карабутов Н. Н. Информационные технологии в экономике: Учебное пособие. – М.: Экономика, 2002. – 208 с.

  11. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник. – СПб.: 2003. – 496 с.

  12. Попов В. Б. Основы информационных и телекоммуникационных технологий.: Учеб. пособие. – М.: Финансы статистика, 2005. – Ч.1- 6.

  13. Шафрин Ю. Азбука компьютерных технологий. – М.:Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 640 с.

  14. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / М.И. Семенов, И.Т. Трубилин, В.И. Лойко. Т.П. Барановская; Под общ. ред. ИЛ.Трубилина. – М.: Финансы и статистика. 1999. – 416 с.

  15. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / под ред. проф. Г.А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ, 2003г. – 399с.

  16. Архипенков С. ORACLE Express OLAP. – М.: Диалог-МИФИ. 2000. – 315 с.

  17. Вендров A.M. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. – М.: Финансы и статистика. 2002. – 352 с.

  18. Вендров А.М. САSЕ-технологии: Современные методы и средства проектирования информационных систем. – М.: Финансы и статистика, 1998.

  19. Глушаков С.В., Ломотько Д.В. Базы данных: Учебный курс.– Харьков: ФОЛИО, Ростов-на-Дону: Феникс, Киев: Абрис,2000.

  20. Дзюбенко А.Л., Титаренко В.В. Практикум по информационным технологиям. – М.: Изд-во МИЭМП., 2006. – Ч.1-4.

  21. Еремеев И. Компьютерные системы управления производством: подходы, задачи, функциональность. Финансовая газета. 2001. – № 12.

  22. Ильина О. П. Информационные технологии бухгалтерского учета: Учебник. – СПб.: 2001.

  23. Информатика: Учебник/ Под ред.. проф. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 1997.

  24. Информационные системы в экономике / Под ред В.В. Дика. – М.: Финансы и статистика. 2000. - 200 с.

  25. Информационные системы в экономике как основа прикладной информатики. Учебное пособие /А. Л. Дзюбенко., В. В Титаренко. – М: МИЭМП, 2006. - 358с.

  26. Информационные системы и технологии в экономике: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / Т. П. Барановская, В. И. Лойко, М. И. Семенов, А. И. Трубилин; под ред. В. И. Лойко. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 416 с.

  27. Информационные технологии управления. Учебное пособие для вузов. ( Под ред. проф. Г.А. Титаренко).

  28. Ковалева О.М., Жебровская Л.А. Организация информационной системы бухгалтерского учета. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2000.

  29. Кольвах О.И. Ситуационно-матричная бухгалтерия: Модели и концептуальные решения. – М.: Финансы и статистика,1999.

  30. Корнеев В.В., Гареев А.Ф., Васютин С.В., Райх В.В. Базы данных. Интеллектуальная обработка информации. – М.: Нолидж, 2000. – 352 с.

  31. Мишенин А. И. Теория экономических информационных систем: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 240 с.

  32. Норенков И.П. Разработка систем автоматизированного проектирования: Учебник для вузов. – М.: Изд-во МВТУ им. Н.Э. Баумана: 1994.

  33. Садердинов А.А., Трайнев В.А. Построение комплексных программно-технических проектов интегрированных систем организационного управления. Обобщение практики и теории проектирования. – М.: ИКЦ "Маркетинг", 2001.

  34. Семенов М.И., Трубилин И.Т., Барановская Т.П. Автоматизированные информационные технологии в экономике. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000.

  35. Экономическая информатика. Учебник / Под ред. В.П. Косарева и Л.В. Еремина. – М.: Финансы и статистика. 2002. – 350 с.

  36. Э. Спирли, Корпоративные хранилища данных. Планирование, разработка, реализация. Том. 1: Пер. с англ. - М.: "Вильямс", 2001.

  37. Д. Кнут, Искусство программирования, том 1. Основные алгоритмы, 3-е изд.: - М.: "Вильямс", 2000.

  38. В. Дюк, А. Самойленко, Data mining: учебный курс. - СПб: Питер, 2001.

  39. Социальная информатика: основания, методы, перспективы // Под ред. Н.И.Лапина – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 216 с.

  40. Уинч П. Идея социальной науки и ее отношение к философии. – М.,1996.

  41. Урсул А.Д. Модель устойчивого развития цивилизации: информационные аспекты // НТИ. Серия 2. М., 1994. №12. С.6.

  42. Зиновьева К. Информационная культура личности. – Краснодар, 1997.

  43. Закон об информации, информатизации и защите информации // Российская газета, 22 февраля 1995 года.

  44. Информатика: данные, технология, маркетинг // В.П. Божко, В.В. Брага и др. – М.:Финансы и статистика, 1992.


Содержание

Введение 3

Тема 1. Введение в информационные технологии 4

Тема 2. Классификация информационных технологий 5

Тема 3. Информационные технологии конечного пользователя 6

Тема 4. Технологии открытых систем. Сетевые информационные технологии 8

Тема 5. Интеграция информационных технологий 9

Список литературы 12


Информационные технологии
Методические рекомендации по изучению дисциплины

Михаил Николаевич Машкин
Редактор

Корректор

ЛР Сдано в производство ______. Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. ,. Уч.–изд.л. ,. Тираж 100 экз. Заказ ___.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности
Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для курсовой...
Лапутина, О. А. Организация производства и предпринимательства в апк: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной...
Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент»
Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Маркетинг: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Менеджмент: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания теологии»
Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 iconМетодические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 iconМетодические указания по изучению дисциплины для курсантов, слушателей...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей фкультета заочного обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические методы и модели»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск