Пояснительная записка Актуальность программы





Скачать 224.52 Kb.
НазваниеПояснительная записка Актуальность программы
Дата публикации04.03.2015
Размер224.52 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка



Содержание

   

Стр.







1. Пояснительная записка

3

2. Учебно-тематический план

8

3. Содержание образовательной программы

9

4. Литература

14

Приложение




 

Пояснительная записка

Актуальность программы

Основу современного дополнительного образования составляет масштабный образовательный блок, способствующий развитию когнитивных, коммуникативных, творческих потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения в школе. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. В условиях современной гибкой системы основного и дополнительного образования предъявляются высокие требования к образовательным программам, которые должны способствовать реализации творческих, интеллектуальных интересов личности, подразумевать поисковое образование, направленное не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на раскрытие индивидуальных способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится многогранному развитию личности.

Образовательный и воспитательный процесс в экологическом образовании на современном этапе строится в парадигме развивающего обучения, обеспечивая информационную, воспитывающую, социализирующую функции.

Современного человека необходимо научить воспринимать природную среду, как составную часть своего сознания, сформировать потребность в течение жизни сохранять и поддерживать эту природную среду, не допуская противостояния человека и природы.

Представляется, что становление поколения, способного воплотить в жизнь устойчивого развития, возможно, если природа будет выступать одновременно необходимым условием, средством в развитии эмоциональной сферы подрастающей личности, служить основой её открытости для общения с миром, для этого необходимы новые знания об окружающей среде, новые технологии, новые нормы поведения. Все это немыслимо без изучения экологии. Экологические знания не только объединяют неизвестные стороны деятельности, но и призваны выполнять предписывающие функции по отношению к человеческой деятельности.

Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главная цель – развитие цивилизации.

За последние годы в России разработаны отечественными учеными научно-педагогические основы экологического образования в школе. Экологическое образование определено как междисциплинарное и приобретает статус приоритетного направления в образовательных учреждениях разного типа, как реализующее идеи гуманизации, интеграции, демократизации и регионализации образования.

С учетом этих принципов была разработана образовательная программа, направленная на формирование экологической грамотности и культуры – способность изучать, понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, бережно относиться к культурно-историческому и природному наследию.

Содержание программы рассчитано на учащихся средних классов, ведущим результатом которой выступает экологическая компетенция – готовность и способность к самостоятельной исследовательской и практической деятельности, направленной на изучение, сохранение и улучшение состояния окружающей среды, решение и предупреждение экологических проблем, комплекс безопасности жизнедеятельности, основы здорового образа жизни.

Цели и задачи дополнительной образовательной программы:

Цель программы – формирование экологической культуры учащихся, способность изучать, понимать окружающий мир, ориентироваться в нем.

Задачи программы:

Учебные: формирование системы представлений (об окружающей среде как динамичной экосистеме, о системе взаимосвязей внутри экосистемы); формирование системы знаний об экологических проблемах, охране окружающей среды, рациональном использовании и охране природных ресурсов; формирование системы умений и навыков (навыки оценки состояния окружающей среды и влияния на нее технической деятельности человека, развивать навыки учебно-исследовательской работы).

Воспитательные: сформировать мотивационно-ценностную сферу личности (ценность природы и бережного отношения к ней, экологическую культуру поведения).

Развивающие: формирование когнитивной сферы учащихся (логического мышления, аналитических способностей, умение критически изучать известные факты, гипотезы, концепции, активизировать образное мышление, позволяющее находить аналогии в разных областях наук); развитие коммуникативной сферы воспитанников (развивать умение вести дискуссию, речевую деятельность учащихся в процессе отчетов на конференциях внутри учебной группы и перед более широкой аудиторией); развитие эмоционально-волевой сферы (способности к самообучению и самоанализу, способности предвидеть результаты и последствия влияния своей деятельности на окружающую среду); воспитание эстетического вкуса, бережного, ответственного отношения к природе и памятникам культуры.

Возраст детей, участвующих в реализации программы:

Дополнительная образовательная программа «Экологическая мозаика» адресована учащимся 5-8 классов, проявляющих интерес к предметам естественнонаучного цикла.

В этом возрасте подростком прилагаются усилия для расширения научных знаний, ребенок впервые начинает самостоятельно искать решение поставленной перед ним задачи, выстраивая логические цепочки действий. Результат исследования обеспечивает подростку значимое место среди сверстников, расширение знаний, кругозора, интеллекта, речи, что является залогом хорошего общения. Как вид исследования важны и увлекательны для подростка выездные экскурсии, экспедиции, походы, в них школьник чувствует себя свободным, независимым от родительского попечения, самостоятельным. Участие в социально признаваемой и одобряемой деятельности позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в собственной значимости и при этом адекватно отнестись к оценкам других.

Ожидаемые результаты.

Основные результаты:

- формирование познавательной культуры личности;

- создание основы для осознания выбора и освоения профессиональной образовательной программы в сфере исследования природы;

- обеспечение удовлетворения познавательных интересов, потребностей учащихся, самоопределение в сфере досуга.

В результате обучения данной образовательной программы у учащихся будут сформированы следующие представления:

- об экологии как науке, исследующей отношения организмов между собой и окружающей средой;

- об основных понятиях экологии человека и соотношение её с другими науками;

- об экологических факторах, их действие на человека;

- об экологических кризисах в прошлом человечества и особенностях современного экологического кризиса;

- о понятии экологической проблемы и экологических проблемах Бурятии;

- об экологическом развитии и воздействии на природную среду;

- об изменениях во взаимоотношениях «человек-природа»;

- о значении природы для человека;

- о масштабах воздействия человека на природу;

- о значении сред жизни для человека;

- об особенности экологии человека в урбанизированных территориях, сельской местности;

- о понятиях экологической безопасности, экологического мониторинга;

- о прикладных аспектах экологии человека;

- о понятии оптимизации природной среды на основе изучения отношений «человек-природа – общество – производство»;

- о принципах создания ноосферы, как условии сохранения человеческой цивилизации;

Учащиеся овладевают следующими способами деятельности:

- давать определение экологии как науке, исследующей отношения организмов между собой и окружающей средой;

- пользоваться основными понятиями экологии;

- характеризовать эволюционные аспекты экологии;

- объяснять действие экологических факторов;

- характеризовать причины экологических кризисов;

- объяснять сущность экологических проблем Бурятии;

- объяснять изменения во взаимоотношениях «Человек-природа»;

- характеризовать значение природы для человека и понятие равновесия в экосистеме;

- объяснять масштабы воздействия человека на природу и значение сред жизни для человека;

- характеризовать понятие качество жизни, качество среды и качество здоровья населения;

- приводить примеры прикладных аспектов экологии;

- разъяснять понятие оптимизации природной среды на основе изучения отношений «человек-природа – общество – производство»;

- проводить лабораторные и практические исследования;

- обобщать материал, пользоваться разнообразными источниками информации.

Способы проверки результатов – анкетирование, экспертиза качества исследовательских работ, осуществления наблюдения за активным участием школьников в различного рода мероприятиях.

Основными критериями оценки эффективности реализации дополнительной образовательной программы «Экологическая мозаика» являются:

• мотивационно-ценностный критерий (отношение к природе и осуществление научно-исследовательских работ);

• информационный критерий (степень сформированности знаний о природе);

• инструментальный критерий (степень сформированности умений и навыков исследовательской деятельности);

• деятельностный критерий (участие в конкурсах, научно-практических конференциях, слётах, олимпиадах, учебно-исследовательских экспедициях).

В соответствии с этими критериями учащиеся должны:

• бережно относится к природе, соблюдать правила поведения в природе, научно-исследовательские занятия для детей должны обладать высокой значимостью, вызывать интерес;

• уметь: получать первичные сведения из научной литературы и справочников; работать с определителями: определять систематическое положение конкретного животного и растения (минимум – до семейства, максимум – до вида); обобщать, анализировать и классифицировать изучаемый материал;

• знать: основные принципы и законы экологии, охраны окружающей среды, поведения в природе; распространенных представителей флоры и фауны Бурятии и их биологические особенности; отличительные особенности строения и жизнедеятельности; возможный видовой состав обитателей леса, луга, пресного водоёма и почвы; структуру исследовательской работы, план подготовки и организации исследования;

• участвовать: в диспутах и дискуссиях по проблемам экологии, аргументируя свою точку зрения; представлять полученные данные в виде оформленной учебно-исследовательской работы, готовить тезисы, доклады, постерную и мультимедийную презентацию; защищать учебно-исследовательскую работу на различного рода конференциях, слётах и т.д.

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Экологическая мозаика» является портфолио, где предусматривается хранение работ, отчетов, грамот, благодарственных писем.

Занятия по данной программе, с одной стороны, дают учащимся теоретические знания (формируют экологическое мировоззрение), с другой - практические навыки (умение оценивать ситуацию и действовать с наименьшим ущербом для природного объекта).

Общий объем занятий – 144 часа.

Формы оценки результативности

Подтверждением успешности реализации программы является участие юных экологов в городских, районных и республиканских олимпиадах, конкурсах исследовательских работ.

Оценка результативности освоения образовательной программы происходит через изучение и анализ продукта научно-исследовательского творчества (т.е. конкретного проведенного исследования), процесса организации исследования (т.е. владение навыками сбора и обработки информации, умение делать правильные выводы из имеющихся посылок, докладывать результаты и оформлять их в печатные работы) и динамики личностных изменений (коммуникативные качества, воля и усидчивость, неконфликтность, и т.д.).

Оценка происходит через следующие формы:

- наблюдение педагога за динамикой становления исследовательских и личностных качеств воспитанников;

- анкетирование воспитанников педагогом с последующим обсуждением результатов;

- изучение отзывов родителей и педагогов о динамике личностного роста;

- отслеживание профессиональной и личностной успешности воспитанников- выпускников.

Результаты годовой работы объединения (дневники наблюдений, материалы, собранные на экскурсиях и походах, фотографии, рисунки, поделки, доклады, рефераты, проекты, альбомы, газеты и др.) оформляются в виде итоговой выставки.

Материально-техническое обеспечение

- учебный класс;

- микроскопы, лупы, штативные лупы;

- интерактивная доска, мультимедийный комплекс;

- плакаты биологической и экологической тематики;

- динамические пособия (+ магнитная доска) коллекция комнатных растений;

Методическое обеспечение

- библиотечка литературы (биологической, экологической, методической), необходимой для работы и проведения занятий;

- коллекция видео, слайдфильмов;

компьютерные презентации биологической тематики; электронные занятия, программы;

- виртуальные лабораторные работы (компьютерная программа «Открытая биология»);

- электронная библиотека.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название тем

Количество часов

Всего

Теор.

Практ.

1.

Введение.

1

2

3

2.

Сезонные явления в природе. Осень.

3

3

6

3.

Природно-климатические особенности и районирование Бурятии.

1

2

3

4.

Типичные экосистемы Бурятии. Лесные экосистемы.

3

9

12

5.

Типичные экосистемы Бурятии. Экология леса. Структура лесных сообществ.

3

9

12

6.

Сезонные явления в природе. Зима.

3

3

6

7.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Бурятии.

6

6

12

8.

Типичные экосистемы Бурятии. Степные и луговые экосистемы.

3

6

9

9.

Типичные экосистемы Бурятии. Горные тундры, особенности и распространение в Бурятии.

3

6

9

10.

Красная книга как основа сохранения редких видов.

3

6

9

11.

Типичные экосистемы Бурятии. Структура и функционирование водных экосистем.

3

3

6

12.

Байкал – жемчужина мира.

3

6

9

13.

Сезонные явления в природе. Весенние изменения в природе.

3

3

6

14.

Основы этноэкологии.

1

2

3

15.

Доместикация и использование животных.

3

6

9

16.

Домашние питомцы и условия их содержания в неволе.

3

9

12

17.

Искусственные экосистемы.

3

-

3

18.

Основы экологии жилища человека.

3

-

3

19.

Экология жилища и фитодизайн.

3

6

9

20.

Подведение итогов. Конференция.




3

3


ИТОГО:

54

90

144



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Вводное занятие (3 ч.)

Ознакомление с планом и правилами работы в объединении. Техника безопасности.
Экскурсия по РЭБЦУ и знакомство с уголком живой природы, оранжереей, дендрарием, дендропарком, теплицами и другими учебными объектами.


  1. Сезонные явления в природе (6 ч.)

Фенология как наука. Фенологический календарь и правила его ведения. Календарь природы Бурятии: сезонный календарь цветения растений, сроки прилета птиц и т.д.
Экскурсия в природу «Осень в жизни растений и животных». Экскурсия в парк им. Орешкова.
3. Природно-климатические особенности и районирование Бурятии (3 ч.)

Карта Бурятии. Природно-климатическая карта мира. Особенности климата Восточной Сибири. Высотная и поясная зональность Бурятии.
Работа с контурными картами. Основные орографические элементы: хребты, реки, плоскогорья, равнины и т.д.


  1. Типичные экосистемы Бурятии. Лесные экосистемы. (12ч.)

Понятие экосистемы. Дендрология – наука о лесе. Типизация леса и значение лесных экосистем.
1. Экскурсия в осенний лес. Выявление основных пород. Лиственные и хвойные породы. Выявление ярусности.

2. Открытое мероприятие, посвященное Международному Дню защиты леса - 15 сентября «Лес – наше будущее».

3. Практическая работа: «Составление заповедей друзей леса». Экскурсия по экологической тропе РЭБЦУ.
5. Типичные экосистемы Бурятии. Экология леса. Структура лесных сообществ. (12 ч.)

Основные древесные породы Бурятии. Биология основных хвойных и лиственных видов: сосна сибирская, сосна обыкновенная, лиственница даурская, ель обыкновенная, береза плосколистная и др.


  1. Экскурсия по окрестностям РЭБЦУ по соснякам. Фотография видов. Сбор материала: шишки, хвоя, листья и др.

  2. Практикум. Камеральная обработка материала: составление тематических коллекций.

  3. Семинар. Защита рефератов. Кедр – сибирское чудо (его значение, охрана). Сосна – лекарь. Лиственница. Тополь. Русская красавица – береза. Пихта. Ель. Целебные ягодники леса. Растения, занесенные в красную книгу. Лесные обитатели, их значение для леса. Вредители леса, борьба с ними (усачи, короеды, сосновый шелкопряд). Болезни лесных культур (врачевание леса). Влияние деятельности человека на лес. Лес и промышленность. Лесовосстановление. Лесное законодательство. «Лесные» профессии.

4. Практическая работа: «Моя помощь лесу».
6. Сезонные явления в природе. Зима (6 ч.)

Зима в Бурятии. Климатические особенности зимы. Зима в жизни растений и животных. Зимняя фауна.
Экскурсия в зимний лес по окрестностям п. Орешково. Выявление зимующих видов птиц и животных. Охрана и привлечение зимующих птиц. Практическая работа: изготовление птичьих кормушек. Развешивание.
7. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Бурятии

(12 ч.)

Правовые аспекты охраны природы: Законы России и Бурятии по охране природы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) на карте Бурятии: история и современный статус заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы Байкальского региона.
Подготовка и проведение мероприятия: «11 января – День заповедников и национальных парков». Встреча с научными сотрудниками Джергинского, Баргузинского и Байкальского заповедников. Просмотр видеоматериалов: «Спаси и сохрани Южный Байкал», «Нерпа Байкала», «Баргузинский биосферный заповедник». Знакомство с кадастрами охраняемых видов в ООПТ Бурятии.
8. Типичные экосистемы Бурятии. Степные и луговые экосистемы. (9 ч.).

Степи на карте Бурятии. Типизация степей и лугов. Растения, определяющие облик «забайкальских степей и лугов». Типичные степные и луговые животные. Влияние антропогенной деятельности на степи и луга.
Работа с гербариями степных и луговых растений. Просмотр фильма «Степные и луговые животные». Игры, конкурсы, викторины.
9. Типичные экосистемы Бурятии. Горные тундры, особенности и распространение в Бурятии. (9 ч.)

Горные тундры на карте Бурятии. Характерные растения и животные горных тундр. Редкие виды растений и животных тундровых сообществ.
Работа с гербариями растений горных тундр Бурятии. Просмотр видеоматериалов «Растения и животные горных тундр». Игры, конкурсы, викторины.
10. Красная Книга как основа сохранения редких видов. (9 ч.)

История создания, принципы ведения. Красная книга – государственный (юридический) документ охраны редких и исчезающих видов. Издания Красной Книги Бурятии 1992 и 2004 гг.
Знакомство с Красной книгой Бурятии. Некоторые редкие и охраняемые виды растений и животных Бурятии.

Экскурсия в Музей природы Бурятии.
11. Типичные экосистемы Бурятии. Структура и функционирование водных экосистем. (6 ч.)

Основные водные системы Бурятии и их охрана.
Подготовка и проведение мероприятия «22 марта – День охраны водных ресурсов». Просмотр фильма «Водоемы и их обитатели».
12. Байкал – жемчужина мира. (9 ч.)

История происхождения озера. Экосистема Байкала. Эндемики и реликты оз. Байкал. Меры по охране озера.
Экскурсия в Музей природы Бурятии, музей БНЦ, экскурсия на Большереченский рыбзавод. Просмотр видеоматериалов: «Байкал. Легенды Великого озера», «На память о Байкале».
13. Сезонные явления в природе. Весенние изменения в природе.

(6 ч.)

Весна в жизни растений и животных. Весенний календарь прилета птиц.
Подготовка и проведение мероприятия «1 апреля – международный день птиц». Привлечение и управление поведением птиц. Весенние учеты птиц.
14. Основы этноэкологии. (3ч.)

Этноэкология как наука. Значение народных традиций в сохранении природы родного края. Тотемизм в культуре разных народов. Священные животные у центрально-азиатских этносов (монголы, буряты, тувинцы).
Экскурсия в Этнографический музей народов Забайкалья, музей истории Бурятии.

15. Доместикация и использование животных. (9ч.)

Первые попытки приручения животных людьми. Домашние животные. Использование животных в научных целях. Лабораторные животные.


  1. Подготовка и проведение мероприятия «24 апреля – День защиты лабораторных животных».

  2. Семинар. Животные как источник здоровья и положительных эмоций. Животные – психотерапевты. Дельфинотерапия. Лечение кошкой. Лекарства животного происхождения: мед, прополис, пчелиный воск, пчелиное маточное молочко, змеиный яд, молоко и молозиво, пантокрин, собачья шерсть. Практическое использование животных. Животные – синоптики. Животные – индикаторы загрязнения природной среды. Животные – спасатели, поводыри, охранники, таможенники.

  3. Практическая работа: Экскурсии в музей БГСХА, Институт общей и экспериментальной биологии (отдел тибетской медицины), в питомник.


16. Домашние питомцы и условия их содержания в неволе. (12ч.)

Общие условия, необходимые для содержания животных. Ответственность за выбор.
Живой уголок РЭБЦУ. Экскурсии в Музей природы Бурятии, Востсибрыбцентр. Содержание, кормление, уход, воспитание. Основные этапы в жизни. Прививки. Болезни. Смена владельца. Домашние грызуны: история одомашнивания, уход, повадки, приручение. Хомяки. Крысы. Морские свинки. Обитатели террариума. Черепахи кормление, уход, особенности размножения. Голубой кубинский рак. Креветки. Экзотические животные.
17. Искусственные экосистемы. (3ч.)

Антропогенные и урбанизированные ландшафты. Структурные и функциональные особенности искусственных экосистем.
Просмотр видеоматериалов. Игры, конкурсы, викторины.
18. Основы экологии жилища человека. (3ч.)

Квартира или дом как экосистема. Санитарно-гигиеническая оценка жилища.

Исследовательский проект «Оценка экологического состояния воздушной среды дома».
19. Экология жилища и фитодизайн. (9ч.)

Цветочно-декоративные растения. Условия выращивания. Требования к почве. Подготовка семян.
Посев рассады. Уход за цветочными растениями. Инвентарь и оборудование. Сорные растения. Практическая работа в оранжерее, теплице, дендрарии РЭБЦУ.
20. Подведение итогов. Конференция. Открытое мероприятие. (3 ч.)
ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Абраменок П.П. Зеленая здравница Байкала. – Новосибирск: НГУ, 1991.

  2. Аксанова Н.А., Ремизов Г.А., Ромашова А.Т. Фенологические наблюдения в школьных лесничествах. – М.: Агропроиздат, 1989.

  3. Боровицкая Г.К. Птицы Бурятии. – Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1993. – 88 с.: ил.

  4. Браун В. Настольная книга любителя природы. – Л.: Гидрометеоиздат, 1987.

  5. Выговский А.О. Животные рядом с нами. – Бишкек, 1991.

  6. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск, 2004.

  7. Гиряев Д.М., Лемберик И.М., Рожков О.И. Юные лесоводы. – М., 1988.

  8. Грехова Л.И. В союзе с природой: эколого-краеведческие игры и развлечения с детьми: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2003. – 288с.

  9. Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике. – М.: Просвещение, 1986.

  10. Елаев Н.К. Бурятия на путях к новой школе. – Улан-Удэ, 2004.

  11. Елаев Н.К. Кем и каким быть. – Улан-Удэ, 2004.

  12. Замбалова Т.Д. Проблемы этноэкологического воспитания школьников. – Улан-Удэ, 2000.

  13. Кельбас Р.В. Воспитание экологического сознания учащихся посредством их включения в интеллектуальные экологические игры // Дополнительное образование. – 2004. – №5.

  14. Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256с.

  15. Куликова Г.В. Юному лесоводу. – М.: Россельхозиздат, 1987.

  16. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Пер. с анг./Под ред. Г.А. Ягодина – М.: Группа «Прогресс», «Пангея», 1993.

  17. Пенькова О.Г. Байкаловедение. – Иркутск, 2006.

  18. Предметная неделя биологии в школе. – Ростов-на-Дону, 2006.

  19. Рандалов Ю.Б., Хараев Б.В., Чукреев П.А. Миграционное настроение. – Улан-Удэ, 2005.

  20. Кудрявцев С.В., Фролов В.Е., Королев А.В. Террариум и его обитатели. – М., 1991.

  21. Старков И.А., Стариков П.С., Заруцкая Г.А. Зоологические экскурсии в природу. – Улан-Удэ, 1992.

  22. Тахтеев В.В. Море загадок. – Иркутск, 2001.

  23. Харитонов Н.П. К методике проведения метеорологических наблюдений. Руководство для начинающих исследователей природы. – М.: Изд. ЦСЮН, 2000. – 29 с.

  24. Друзьям птиц: Учебно-методическое пособие для учителей школ и педагогов дополнительного образования / Сост. Елаева Н.Г. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2005. – 52с.

  25. Экологические экскурсии в природу: Учебно-методическое пособие для учителей школ и педагогов дополнительного образования / Елаева Н.Г., Елаев Э.Н. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007. – 76с.


Дополнительная:
1. Визит к Берендею: записки эколога / Семен Устинов; худож. Е.В. Хомколова. – Иркутск: Сибирская книга, 2008. – 288с., илл.

2. Малеева В.Г. Живая природа России. – Иркутск: Издание ООО «Артиздат», 2007. – 176 с.

3. Тулохонов А.К., Екимовская О.А., Бешенцев А.Н. Я познаю Байкал. – Новосибирск: Наука, 2002. – 84 с.

4. Энциклопедия для детей. [Том 19.] Экология / ред. коллегия: М. Аксенова, В. Володин, Г. Вильчек, Е Ананьева и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 448 с.

5. Республика Бурятия. Краткий энциклопедический справочник. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Актуальность программы iconПояснительная записка: актуальность программы
Человека к духовному наследию культуры России и других стран, должна дать положительные результаты
Пояснительная записка Актуальность программы iconПояснительная записка Актуальность
Планирование составлено на основе : «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В гербовой,...
Пояснительная записка Актуальность программы iconПояснительная записка Направленность
Направленность программы художественно-патриотическая и информационно-образовательная. Программа представляет из себя интегрированный...
Пояснительная записка Актуальность программы iconПрограмма «Кукольный домик» (4 года обучения) 1-5 классы Учитель:...
Актуальность программы Программа кружка «Кукольный домик» «Основы кукольного театрального творчества» рассчитана на 4 года обучения,...
Пояснительная записка Актуальность программы iconПояснительная записка актуальность программы
Охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения русский язык, чтение, математика; в нашем случае к ним добавляется...
Пояснительная записка Актуальность программы iconПояснительная записка Актуальность
Л. Я. Гайдаржийская; зав экспериментальным дошкольным учреждением №41 км. Вахтель
Пояснительная записка Актуальность программы icon1. Пояснительная записка Актуальность программы
Наличие материально- технической базы, соблюдение техники безопасности и комплекса воспитательных мер позволяет создать в детском...
Пояснительная записка Актуальность программы iconПояснительная записка Актуальность
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества»
Пояснительная записка Актуальность программы iconПояснительная записка. Актуальность темы
Здоровьесберегающие технологии на уроках по физической культуре на основе реализации личностно-ориентированного подхода
Пояснительная записка Актуальность программы iconПрограмма дополнительного образования Автор составитель Н. А. Спирина...
Она осо­бенно возрастает в условиях современной разобщённости юных и взрослых членов общества
Пояснительная записка Актуальность программы iconПояснительная записка Актуальность дополнения школьной программы курса «Общая биология»
Кроме этого, значительное место в программе отводится «Проблемной мотивации ученика» через самостоятельную работу при формулировке...
Пояснительная записка Актуальность программы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснительная записка (цель, задачи, актуальность, новизна, концепция) стр1-4
Пояснительная записка Актуальность программы iconПояснительная записка актуальность изучения предмета «Основы православной культуры»
Дополнительную информацию можно получить в рабочие дни с 10 до 18 часов в здании Воскресной школы Данилова монастыря (2 этаж)
Пояснительная записка Актуальность программы iconЛитература пояснительная записка з нать мало. Научите ребенка мыслить!...
Одно их них обще-интеллектуальное, которое в условиях современной школы приобретает доминирующее значение, так как способствует удовлетворению...
Пояснительная записка Актуальность программы iconПояснительная Записка Актуальность
Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе, что предполагает...
Пояснительная записка Актуальность программы iconСтепанова Елена Ивановна Санкт-Петербург, 2012 Пояснительная записка. Актуальность
Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск