Скачать 1.21 Mb.
|
Управление образования администрации Беловского района МБОУ «Информационно-методический центр в системе ДПО (ПК) Беловского муниципального района» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа» МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников общеинтеллектуального направления Составители: Аносова И.П. Байгулова О.В. Брюхова О.П. Голубенко З.В. Забуга Р.В. Козлова Н.И. Крысова И.А. Петякшева М.Г. Полевцова Т.Н. Толкачева И.В. Тятюшкина Т.Х. Харланова А.П. Чувакова Л.А. Старопестерево 2010 Содержание Пояснительная записка……………………………………………………..3 Планируемые результаты освоения………………………… …………..8 Тематические планы кафедр…………………………………………….14 Содержание программы…………………………………………………..24 Раздел 1 Кафедра окружающего мира………………………………...24 Раздел 2 Кафедра краеведения…………………………………………40 Раздел 3 Проектная и исследовательская деятельность……………...50 Раздел 4 Кафедра математики …………………………………………55 Раздел 5 Кафедра литературного чтения……………………………....63 Раздел 6 Кафедра русского языка………………………………………80 Литература ……………………………………………….............................93 Пояснительная записка "Знать – мало. Научите ребенка мыслить! Актуальность рабочей программы «Малая академия наук» определена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта НОО, предусматривающего организацию внеурочной деятельности младших школьников. Внеурочная деятельность организуется по нескольким приоритетным направлениям. Одно их них - обще-интеллектуальное, которое в условиях современной школы приобретает доминирующее значение, так как способствует удовлетворению актуальных и перспективных потребностей развития как личности, так и всего общества. Обще-интеллектуальные умения - один из показателей умственного развития человека, фактор повышения качества знаний школьников, развития их познавательной самостоятельности, активности и общих умственных способностей. Наиболее благоприятный период для развития обще-интеллектуальных способностей – младший школьный возраст, так как именно в этот период этот процесс отличается наибольшей интенсивностью. В данный период происходит развитие всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений. Научить ребенка активно исследовать познаваемое явление, находить разные варианты решения поставленной задачи, проявлять самостоятельность и критичность мышления, осуществлять самоконтроль деятельности, то есть сделать его субъектом собственной организации знаний, возможно при условии стимулирования внутренних сил младших школьников, организации внеурочной деятельности так, чтобы востребовались самостоятельность мысли и действий Цель программы: формирование устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности (УУД), качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач. Задачи программы:
При разработке программы «Малая академия наук» учитывались ориентиры основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Старопестеревская сош»: начальная школа - особый этап в жизни ребенка, который связан с :
Учитывались также характерные для младшего школьного возраста психологические новообразования (словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, знаково-символическое мышление), развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающихся, направленной на овладение учебной деятельностью. Внеурочная деятельность младших школьников непосредственно связана с учебной деятельностью, так как основана на системно-деятельностном подходе, формировании и развитии универсальных учебных действий, учете индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Внеурочная деятельность в соответствии с программой «Малая академия наук» продолжает линии предметного содержания и опирается на требования к уровню подготовки по разным учебным предметам, определенным в Стандарте НОО. Вместе с тем программа предусматривает вариативные формы организации внеурочной деятельности, выполнение исследовательских и проектных работ, проведение занятий вне школьных аудиторий с использованием возможностей как ОУ, так и социума – школьной и сельской библиотек, школьного музея, СДК «Горняк». Особенности реализации программы Структура программы: 1. Программа состоит из 8 блоков, 5 из которых – предметные кафедры. Реализация программы предполагает проведение часов, как отдельными блоками, так и чередуя содержательные линии. 2. Продолжительность занятий по предметным блокам - 10 часов. 3. Итоговые занятия проводятся в форме парада наук и интеллектуального марафона. 4. Интеграция предметных знаний осуществляется через выполнение проектов. Структура занятий:
Принципы организация занятий в системе интеллектуального развития: 1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Учитель подбирает и составляет упражнения, в процессе выполнения которых у учащихся вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь. 2. Принцип действенного подхода к обучению заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность. 3. Принцип обоснованного ответа. Формируются задания таким образом, что школьники оказываются поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы. 4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся Методы: проблемного бучения, частично-поисковый, исследовательский. Применяемые технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, игровые, групповые, метод проектов. Формы занятий:
Режим проведения занятий:
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности В результате освоения содержания программы обучающиеся получают возможность развить обще-учебные умения и навыки, освоить способы деятельности, научиться мыслить критически, находить вариативные пути решения поставленных учебных задач. Сочетание урочной и внеурочной деятельности младших школьников на основе реализации программы «Малая академия наук» позволит получить следующие личностные, метапредметные и предметные результаты воспитания младших школьников:
Формы представления результатов:
Критериями оценивания являются: 1. Соответствие полученного результата поставленной учебной задаче:
2. Планирование, контроль и оценка учебных действий. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:
3. Использование знаково-символических средств представления информации:
4. Овладение логическими действиями и умственными операциями:
5. Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий:
6. Смысловое чтение:
7. Различные способы поиска и использования информации:
В результате освоения программы «Малая академия наук» будут сформированы следующие универсальные учебные действия: Личностные и регулятивные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса на первой ступени обучения и создаст предпосылки к дальнейшему самообразованию школьников. Подведение итогов: проведение интеллектуальных игр, персональных выставок, конкурса проектов, круглого стола «Мой портфолио». |
6. программы творческой лаборатории "мастер-класс в. В. Лубенко "студия... Малая Академия искусств" (г. Санкт-Петебург) по системе нравственно-эстетически-интеллектуального развития личности через теорию... | Бгпу им. М. Акмуллы малая академия наук Малая академия наук школьников при бгпу им. М. Акмуллы объявляет набор учащихся на 2009-2010 учебный год | ||
1. Пояснительная записка Литература Нормативно – правовая основа рабочей программы для реализации общеобразовательной программы основного общего образования для 10 «Б»... | Учебному курсу «Литература» 5 класс. Пояснительная записка 1 Перечень... | ||
Пояснительная записка Статус рабочей программы Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук ("Просвещение". 2007 год). Рабочая... | Учебному курсу «Литература» 9 класс. (уровень преподавания: базовый... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу Литература Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2009 г | Основные организаторы Программы: Общероссийская Малая академия наук... Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» | ||
Пояснительная записка назначение рабочей программы. Программа учебного предмета «Литература» Программа учебного предмета «Литература» предназначена для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений и составлена с учетом... | Рабочей программы Паспорт рабочей программы 3 Пояснительная записка... Мбоу «сош №41» программа определяет приоритеты в содержании начального образования и способствует интеграции и координации деятельности... | ||
Пояснительная записка Статус документа Настоящая программа по литературе... Цель рабочей программы – совершенствование технологии и методики преподавания литературы с целью повышения качества образования и... | Рабочая программа по химии для 9 класса количество часов в год -68 Пояснительная записка для рабочей программы по химии 9 класс Исходными документами для составления рабочей программы явились | ||
Пояснительная записка Статус документа Программа. Литература. 9 класс// Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5- 11 классы. Под редакцией В. Я. Коровиной.... | Содержание рабочей программы: Пояснительная записка к рабочей программе... Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы | ||
Пояснительная записка Статус рабочей программы «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы» (М.: Дрофа 2007 г) | Пояснительная записка. Статус рабочей программы «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы» (М.: Дрофа 2007 г) |