1. Пояснительная записка Литература





Скачать 412.09 Kb.
Название1. Пояснительная записка Литература
страница1/2
Дата публикации14.12.2014
Размер412.09 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2
Нормативно – правовая основа рабочей программы для реализации общеобразовательной программы основного общего образования для 10 «Б» класса по предмету «Литература» на 2013-2014 учебный год


  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации» (с последующими изменениями);

  • Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Вологодской области, реализующих программы общего образования (Приказ Департамента образования Вологодской области от 31.03.2005 года № 574);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. №889 «О внесение изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом №312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 г. №1994 «О внесение изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312»;

  • Приказ Департамента образования Вологодской области от 01.07.2011 г. №1018 «Об утверждении изменений в региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Вологодской области»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированного в Минюсте РФ 03.03.2011 г. №19993);

  • Устав МБОУ «СОШ №28» г. Череповца.





1.Пояснительная записка

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В основе Рабочей программы лежат следующие документы:

  • Ст. 32 Закона «Об образовании»;

  • Государственный образовательный стандарт (федеральный и региональный компонент);

  • Базисный учебный план;

  • Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А.Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011;

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» (авторы-составители:Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А.Чалмаев, 2011) и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. Учебно-методический комплект, предлагаемый Г.С. Меркиным – «Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы», учебник-хрестоматия для 10 класса в 2-х частях.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

•сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и

народа;

•осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

•освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных

художественных произведений;

•овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных

произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

•воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

•использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и

письменной речи.
Изменения, внесенные в авторскую программу
Так как программа по литературе Г.С. Меркина, С.А. Зинина не предусматривает изучение произведений зарубежной литературы, то, следуя требованиям стандарта среднего (полного) общего образования, в рабочую программу включена тема: «Обзор зарубежной литературы 19 века» в 10-м классе: основные тенденции в развитии зарубежной литературы XIX века (обзор творчества писателей).О. де Бальзак «Гобсек»..Г. Де Мопассан «Ожерелье».

пропастью во ржи».

Место предмета

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 10 классе предполагается обучение в объёме 136 часа (4 часа в неделю). Исходным материалом для программы явились программа и учебник под редакциейГ.С.Меркина,С.А.Зинина, В.А.Чалмаева. На основании этих документов, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по литературе, в 10 классе реализуется программа базового уровня.
В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами.


2.Описание учебного курса
Для реализации задач литературного образования в 10 классе осуществлён вариант «линейного» рассмотрения историко-литературного материала.

Изучение художественной литературы предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.

В целях обеспечения последовательного, систематического изложения материала курс построен на историко-литературной основе, что предполагает следование хронологии литературного процесса. Выбор писательских имён и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям образовательного минимума содержания основных образовательных программ по предмету.

Межпредметные связи позволяют вычленять взаимосвязи литературы с русским языком, историей, обществознанием, МХК, без чего невозможно системное освоение основ наук.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Единство эти дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи в его функционировании в разных сферах, в том числе и эстетической. Содержание обеих дисциплин базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведении, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе деятельности людей. Предмет «Литература» также взаимодействует с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), формируя у учащихся представления о закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком, о критериях эстетической оценки произведения. Уроки литературы могут включать в себя диалог искусств: кино, музыка, живопись, театр и литература. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память обучающихся, воспитывает у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. В разделе стандарта «Основные историко-литературные сведения» даются некоторые установки на реализацию данных связей: «Литература и другие виды искусства. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия. Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Проблема личности и общества. Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война)».

В результате освоения содержания курса литературы обучающийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации обучающихся.
Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

– исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

В 10 классе происходит обогащение, «наращивание» усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введение новейшей терминологии. В программе основной корпус теоретико – литературных сведений представлен рубрикой «Основные понятия»

Основной формой организации образовательного процесса остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др. В процессе изучения курса литературы обучающиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

При изучении художественных произведений по данной Рабочей программе предполагается использовать текущий и итоговый виды контроля в устной и письменной форме как фронтально, так и индивидуально.

Уровень подготовки обучающихся на конец учебного года должен соответствовать ФГОС и основным требованиям к умениям и навыкам обучающихся 10 класса, указанным в разделе Рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся».

Изучение курса реализуется через УМК:Литература: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.С.Меркин.- М.:ООО «ТИД» Русское слово-РС»,2011. Учебник Г.С.Меркина входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательныепрограммы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год
Методы и формы обучения

Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей.

В этом плане особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, т.к. от типа и формы зависит структура и методика урока. Но ни в дидактике, ни в частных методиках нет в настоящее время единой общепринятой классификации типов урока, и существует ряд принципиально различных подходов при обосновании типов уроков литературы.

- Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.

- Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей

- Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям

- Уроки внеклассного чтения.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  1. Выразительное чтение.

  2. Различные виды пересказа.

  3. Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  1. Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  2. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  3. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  4. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  5. Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.


Формы организации учебного процесса

Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия.В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы организации учебного процесса, как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

Формы организации учебного процесса:


  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы;

  • семинары;

  • лекции.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний, умений и навыков: наблюдение, беседа, открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, фронтальный опрос, ответы на вопросы, письменные работы (сочинения), характеристики героев, анализ текста, отзывы на прочитанные произведения, тезисные, простые и сложные планы, исследовательские работы и проекты, чтение наизусть и др.
Виды контроля

Промежуточный:

устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;

выразительное чтение текста художественного произведения;

заучивание наизусть стихотворных текстов;

устный или письменный ответ на вопрос;

устное словесное рисование;

комментированное чтение;

характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;

установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;

определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;

работа свне текстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);

составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;

создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;

участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.

Итоговый:

написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;

творческий зачёт;

защита проектов.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Пояснительная записка Литература iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
1. Пояснительная записка Литература iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу Литература
Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2009 г
1. Пояснительная записка Литература iconПояснительная записка Статус документа
Программа. Литература. 9 класс// Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5- 11 классы. Под редакцией В. Я. Коровиной....
1. Пояснительная записка Литература iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
«Литература. 5-11 кл.» (под ред. Г. И. Беленького. М.: «Мнемозина», 2006). Реализуется в учебнике : Литература 11 класс. Учебник...
1. Пояснительная записка Литература iconПояснительная записка. Учебная литература

1. Пояснительная записка Литература iconПояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Курс «Современная...
Кислова Л. С. Современная российская литература. Умк для студентов направления 031000. 62 «Филология». Тюмень, 2009. 34 стр
1. Пояснительная записка Литература iconПояснительная записка Фонд оценочных средств (фос) по дисциплине «Литература»

1. Пояснительная записка Литература iconПояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Факультативый...
Кислова Л. С. Современная российская литература. Умк для студентов одо и озо специальности 030601. 65 Журналистика. Тюмень, 2008....
1. Пояснительная записка Литература iconПояснительная записка рабочая программа «Музыкальная литература»
«Музыкальная литература» и методическими пособиями, разработанными на базе Методического кабинета по учебным заведениям искусств...
1. Пояснительная записка Литература iconПояснительная записка
А., Зинина С. А. «Литература. 11 класс» 2014 года издания, а также дополнительных пособий для учителя «Методические рекомендации...
1. Пояснительная записка Литература iconПояснительная записка в основу программы «Детская литература» положены...
В результате изучения дисциплины студент будет иметь представление об историческом развитии детской литературы
1. Пояснительная записка Литература iconПояснительная записка вступительные испытания по дисциплине «Литература»
Вступительные испытания по дисциплине «Литература» имеют целью проверку знаний абитуриентов, полученных ими по данной дисциплине
1. Пояснительная записка Литература iconЛитература 6 класс пояснительная записка
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
1. Пояснительная записка Литература iconРабочая программа по литературе 11 класс пояснительная записка
Программы общеобразовательных учреждений. Литература п/р В. Я. Коровиной М., Просвещение 2006г
1. Пояснительная записка Литература iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «литература»
...
1. Пояснительная записка Литература iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Литература»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск