Скачать 399.63 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Лариса Сергеевна Кислова СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА УМК для студентов ОДО и ОЗО специальности 030601.65 Журналистика Тюменский государственный университет 2008 Кислова Л.С. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. УМК для студентов ОДО и ОЗО специальности 030601.65 Журналистика. Тюмень, 2008. 28 стр. Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы лекций, виды самостоятельных работ, учебно-методическое обеспечение дисциплины. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Современная российская литература [электронный вариант]\ Режим доступа: http:www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к электронному изданию Учебно-методической комиссией факультета. Одобрено учебно-методической секцией Ученого совета ТюмГУ. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Эртнер Е.Н., д.филол.н., профессор, завкафедрой русской литературы © ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008. © Кислова Л.С., 2008. 1. пояснительная запискаМесто дисциплины в учебном процессе. Факультативый курс «Современная российская литература» читается студентам очного и заочного отделения журналистики и создает информационную базу для усвоения основных курсов по истории русской литературы. Цель курса – научить студентов свободно ориентироваться в основных тенденциях развития современной отечественной литературы, познакомить их с наиболее репрезентативными фигурами современного литературного процесса. Задачи курса и требования ГОС ВПО по ФТД.01( дидактические единицы не предусмотрены).Требования к освоению курса обусловлено содержанием дисциплины. В соответствии с ГОС ВПО студент должен 1)изучить актуальные проблемы современной отечественной литературы; 2) социокультурную ситуацию в России; 3)различать основные направления в современном литературном процессе; 3) уметь выявлять связь литературы и истории; 4) ориентироваться в корпусе проблем современной литературы, жанровых структурах поэзии, прозы, драматургии; 5) овладеть языком описания современного литературного процесса, а также приобрести навыки самостоятельного анализа и оценки различных литературных явлений современности. Программа факультативного курса «Современная российская литература» разработана к.ф.н., доц. Л.С. Кисловой в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Программа отражает современный уровень знаний о новейшей русской литературе, в ней учтены все последние публикации по теме. Количество учебных часов по дисциплине
Количество кредитов/зачетных единиц – при наборе от 61 единицы зачет может быть выставлен. 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (ОДО)
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (ОЗО)
3. Содержание дисциплины. Темы лекционных занятий (ОЗО) Тема 1. Границы и содержание понятия «Современная литература России» Временные границы «современности» по отношению к русской литературе. Универсальные тенденции развития русской литературы второй половины XX в. Проблема «поколений» в современной литературе. Массовая и элитарная литература. Жанровый состав. Опорные понятия темы: современный литературный процесс, современная литература России, постмодернизм, массовая и элитарная литература, культурный промежуток, цикличность, концепция стадиальности. Тема 3. Школы и течения современной поэзии: необарокко и концептуализм. Специфика поэтического текста в современной литературе Два основных направления в современной поэзии: необарокко и концептуалим. Общее и различное в построении текста. Поэзия И. Жданова, Е. Шварц, С.Кековой, А. Еременко, А. Парщикова. История концептуализма в России. Д.А. Пригов как теоретик и практик концептуального текста. «Обоймы» имен, создающих представление о «настоящей» поэзии. К. Ваншенкин и В. Кожинов как составители «именной истории» поэзии конца XX в. Поэтический текст как «событие». Критерии оценки подлинности стихотворения: целостность, искренность, новизна, гармоничность. Современный поэтический текст, его особенности: мифологизм, двойное или множественное кодирование, устранение авторского «я», интертекстуальность и др. Антиэмфаза в поэтическом тексте. Неоклассицизм (неоакмеизм) и неоавангард в современной поэзии. Проблема понимания постмодернистского текста. Опорные понятия темы: концепт, симулякр, интертекст, гипертекст. Тема 5. Постмодернизм в современной русской литературе «Постмодернистская ситуация» (Н.Л. Лейдерман, М.Н.Липовецкий) в России: кризис утопических идеологий, исчезновение реальности, диалог с хаосом. Романы Саши Соколова «Школа для дураков», «Между собакой и волком»: языковые реальности. Диктат телесности (В. Нарбикова, С.Василенко, Т.Набатникова, Т.Тайганова, М.Палей). Творчество В. Пелевина: эксперименты и деконструкция мифов. Опорные понятия темы: ситуация постмодернизма, ацентризм, интертекстуальность, смерть автора, деконструкция, симулякр. Тема 7. Современная российская драматургия: от «новой волны» к «новой драме». Проект «Документальный театр» Герой драматургии «новой волны» конца 1970-х - начала 1980-х годов. Прием психологического раздвоения личности в драматургии этого периода. «Плохой хороший человек». «Особый тип маргинального характера» (Я. Явчуновский). Герой драматургии 1990-х – 2000-х годов. Процесс дегероизации в отечественной драматургии: инертность, безвольность, непротивление обстоятельствам и социальная пассивность героя. «Новая драма». Разрушение стереотипа поиска идеала. Влияние эстетики «театра абсурда»: нарушение принципа детерминизма, алогичность, бессюжетность, относительность времени-пространства, некоммуникабельность. Влияние «театра жестокости» Антонена Арто (шоковый эффект восприятия) и приемов сюрреалистического театра. Жанровые новации, маргинализация персонажей, эксперименты со словом. Классификация основных тенденций в развитии «новой драмы». Документальная драма – новый-старый жанровый эксперимент. Техника verbatim как средство создания документального текста путем монтажа дословно записанной речи. Опыты с техникой verbatim лондонского театра «Ройал Корт». Традиционная документальная драма и verbatim-драматургия: тенденции развития. Создание достоверного речевого образа героя (рассказчика). Сюжет и конфликт в verbatim-пьесах. Монтажный сюжет. Специфика хронотопа. Verbatim-драматургия как ярчайший пример интерактивного искусства. Назначение предметно-вещного мира в verbatim-пьесах. Актер и персонаж: иллюзия тождества. «Театр.doc» и отечественная verbatim-драматургия. Опорные понятия темы: новая волна, новая драма, маргинальный герой,verbatim, Театр.doc, уральская школа. 4. Планы семинарских занятий (ОДО) Занятие 1. Тема 3. Гендерный конфликт в прозе Марии Арбатовой («Мобильные связи») и Виктории Токаревой («Звезда в тумане»)
Задания для выполнения на семинарском занятии: прочитать и проанализировать по плану тексты: «Мобильные связи», «Звезда в тумане». Сделать сообщение по творческим биографиям М. Арбатовой и В. Токаревой. Литература
Занятие 2. Тема 6. Разрушение гендерных стереотипов в прозе Татьяны Толстой
Задания для выполнения на семинарском занятии: прочитать и проанализировать по плану тексты: « Поэт и муза», «Охота на мамонта», «Огонь и пыль», « Милая Шура». Литература
Занятие 3. Тема 7. Поэтика женского образа в прозе Людмилы Улицкой («Сонечка», «Медея и ее дети»)
Задания для выполнения на семинарском занятии: прочитать и проанализировать по плану тексты «Сонечка», «Медея и ее дети»; сделать сообщение по статье И.Л. Савкиной, сообщение по творческой биографии Л. Улицкой. Литература
Занятие 4. Для самостоятельного изучения (заочная форма обучения) Тема 9. Интертекстуальная игра в прозе В. Пелевина Творчество В. Пелевина в контексте русского постмодернизма
Задания для выполнения на семинарском занятии: прочитать и проанализировать по плану предложенные тексты, сделать сообщение по творческой биографии В. Пелевина. Литература
Занятие 5. Тема 11. Идея Апокалипсиса в драматургии Олега Богаева, Анны Богачевой, Василия Сигарева (О. Богаев «Страшный суП, или Продолжение преследует»; А. Богачева «Учиться, учиться и учиться»; В. Сигарев «Черное молоко»)
Задания для выполнения на семинарском занятии: прочитать заданные тексты, проанализировать по плану, сделать сообщение на тему: «Старший сын» А. Вампилова и «Черное молоко» В. Сигарева: мотив возвращения. Литература
|
Пояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Курс «Современная... Кислова Л. С. Современная российская литература. Умк для студентов направления 031000. 62 «Филология». Тюмень, 2009. 34 стр | Литература цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе... Методические рекомендации к выполнению контрольной работы | ||
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | Пояснительная записка настоящая рабочая программа основывается на... Исторический опыт, накопленный поколениями в ходе предшествующего развития, закономерно представляет интерес для молодежи, поскольку... | ||
1 Пояснительная записка Цели и задачи курса Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Содержит указание на цель и место... | Элективный курс "Немецкая литература: ее вчера и сегодня" Белянина... Курс «Немецкая литература: эпохи, произведения» предназначен в качестве элективного курса учащимся 10 класса в рамках предпрофильной... | ||
Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | Аграрный институт Цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины | ||
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе В рамках данной дисциплины студентами изучаются следующие основополагающие аспекты | Пояснительная записка цели и задачи дисциплины Целью дисциплины «Современная... Юманова Н. Н. Современная денежная кредитная система. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100.... | ||
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | «Электротехника и электроника» Цель и задачи преподавания дисциплины, ее место в учебном процессе, обязательный минимум содержания | ||
Пояснительная записка Место дисциплины в структуре основной образовательной... Дисциплина включена в базовую часть профессионального цикла основной образовательной программы. Освоению данного курса способствуют... | Самостоятельная работа аспирантов Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | ||
1 Место дисциплины в учебном процессе Цель курса – ознакомить студентов с современными подходами к проблемам социальной экологии | Лештаев Валерий Иванович. Перестройка в Космосе и на Земле. Lib ru/Современная литература Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь] Оставить комментарий |