Скачать 0.59 Mb.
|
Введение в экономику ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа основывается на учебном курсе «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» для школьников 7-8 классов. Задачами курса являются:
Для решения этих задач курс построен таким образом, что органично сочетает большой материал по экономической истории с описанием современных способов осуществления хозяйственной деятельности. Таким образом, курс «Введение в экономику» выступает связующим звеном между теми знаниями, которые школьники получили при изучении курса истории и систематическим изучением основ экономической теории в 9-11 классах. Предлагаемый курс продолжает существовавшую в дореволюционной России традицию преподавания молодёжи основ не только экономической теории, но и организации хозяйственной жизни (лучшим примером такого курса является конспект С.Ю. Витте, прочитанных им в 1900-1902 гг. наследнику российского престола великому князю Михаилу Александровичу – см.: Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. – М.: Фонд «Начала», 1997. Курс « Введение в экономику » призван познакомить учащихся с тем, когда и как возникло разделение труда, как организовано производство благ, как развивалась и какие формы имеет сегодня торговля, зачем нужны и как работают биржи и банки, что такое деньги и кредитные карточки, как люди зарабатывают себе на жизнь и как добиться карьеры, ведущей к росту доходов, а также со многими другими аспектами современной организации хозяйственной деятельности. Преподавание курса рассчитано на 34 часа. На изучение материала курса отводится 1 час в неделю. В качестве учебного пособия рекомендуется учебник Липсица И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: Вита-Пресс, 2005 -2010 ПРОГРАММА КУРСА «Введение в экономику » Тема 1. Зачем нужна экономика Понятие об экономике как хозяйственной деятельности. Потребности и блага. Факторы, определяющие уровень развития экономики и благосостояния граждан страны. Понятие о богатстве и факторах, определяющих его размеры. Тема 2. Как устроена хозяйственная жизнь человечества Роль технического прогресса в развитии экономики. Распределение обязанностей и координация деятельности как основа хозяйственной жизни общества. Понятие об уровне жизни и факторах его роста. Тема 3. Как возникла экономика История возникновения производства как особой сферы хозяйственной деятельности. Понятие о производственных ресурсах и производительности как мере эффективности их использования. Изменения значения различных отраслей в обеспечении жизни общества. Современная отраслевая структуры экономики России. Тема 4. Как организуется производство благ Понятие о технологии как основе организации использования производственных ресурсов. Взаимосвязь науки и технического прогресса. Понятие о менеджменте и его значение в хозяйственной деятельности. Основные разновидности менеджмента. Два класса благ, создаваемых в результате производственной деятельности. Тема 5. Торговля – союзник производства История возникновения обмена и торговли. Прогресс транспорта как фактор развития торговли. Причины расцвета или замирания торговли на протяжении истории человечества. Роль торговли в улучшении условий хозяйственной деятельности человечества. Тема 6. Какая бывает торговля История розничной торговли. Факторы успеха в розничной торговле. Закономерности развития форм организации розничной торговли. Экономические условия успешности розничной торговли. Тема 7. Многоликая розничная торговля Коммерческие принципы организации универсальных и специализированных магазинов. Организация продаж с помощью дилеров. Причины возникновения безмагазинной торговли и её формы. Тема 8. Зачем нужна оптовая торговля Причины возникновения оптовой торговли. Скидки с цен как источник дохода оптового торговца. Выгоды, обеспечиваемые оптовой торговлей. Тема 9. Как оптовая торговля помогает производству Возникновение массового производства и его влияние на развитие оптовой торговли в России. Тема 10. Зачем нужна биржа Сущность биржевой торговли. История возникновения бирж. Принципы биржевой торговли и круг биржевых товаров. Понятие о биржевой спекуляции. Типы биржевых стратегий. История российской биржевой торговли. Тема 11. Деньги – помощник торговли Понятие о бартере и проблемы, с которыми он сопряжён. Причины изобретения денег. Виды товарных денег. Причины и закономерности возникновения монет. Тема 12. Краткая история звонкой монеты Драгоценные металлы и причины их использования для чеканки монет. История российской монетной системы. Возникновение национальных монетных систем и проблемы обмена валют. Тема 13. Зачем люди придумали банки Истоки банковской системы. Услуги, оказываемые банками с древнейших времён. Понятие о кредите. Причины, затруднявшие развитие банковского дела в Европе. Тема 14. Банковские деньги Как и когда возникли банковские деньги. Что такое « порча денег». Причины возникновения различий между номиналом и реальной ценностью денег. Понятие о чеках. Факторы, способствовавшие возникновению банковских ( кредитных) денег. Тема 15. Как бумажные деньги стали главными История возникновения бумажных денег. Банковские и государственные бумажные деньги. Закон Грэшема. Причины вытеснения монет из драгоценных металлов бумажными деньгами. Тема 16. Как банки сделали деньги невидимыми Причины исчезновения металлического ( золотого) стандарта. Почему бумажные деньги называют декретными. Факторы возникновения безналичных расчётов. Тема 17. Как работают безналичные деньги Механизм платежей с помощью чеков. Основы функционирования системы безналичных расчётов. Различия в масштабах наличных и безналичных расчётов в разных странах мира и причины этих различий. Достоинства и недостатки чековых расчётов. Тема 18. Деньги и банки в век электроники Причины возникновения платёжных карточек. Достоинства платёжных карточек. Выгоды от использования карточек для их владельцев и торговцев. Механизм оплаты покупок при использовании банковских карточек. Тема 19. Как работает электронная карточка Различия между дебетными и кредитными карточками. Что такое кредитная история. Компьютеризация и прогресс карточного бизнеса. Смарт-карты. Тема 20. Как создаётся и как работает банк Различия моделей поведения людей с точки зрения склонности к сбережению денег. Роль банков в организации использования сбережений. Выгоды от использования банков для хранения сбережений. Процентный доход и депозит. Типы депозитов. Тема 21. Что такое кредитование Принципы кредитования. Проценты по кредиту и доход банка. Каналы поступления и оттока денег из банков. Роль банков в экономике. Тема 22. Как люди зарабатывают деньги Понятие о доходах. Что такое заработная плата и когда она возникла. Виды доходов наёмного работника. Механизмы повремённой и сдельной заработной платы. Тема 23. Почему существует повремённая заработная плата Какие профессии оплачиваются повремённо. Механизм регулирования повремённой оплаты. Профсоюзы и величина зарплаты. Современная система повремённой оплаты и вознаграждений работников. Государственное регулирование оплаты труда. Тема 24. В мире профессий и заработков Факторы, формирующие размер заработной платы. Понятие об интеллектуальном капитале человека. Опыт и риск как причины различий в уровнях оплаты людей разных профессий и с разным стажем работы. Тема 25. Как люди добиваются увеличения своих заработков Система профессионального образования и её роль в подготовке работников и обеспечении роста заработков. История профессионального образования. Квалификационные системы и их значение в регулировании размеров оплаты труда. Университеты и бизнес-школы как организации подготовки специалистов высшей квалификации. Тема 26. Что такое карьера и как она влияет на доходы Понятие о профессиональной карьере и её основные этапы. Различные подходы к формированию своей карьеры. Плюсы и минусы многолетней работы в одной и той же организации. Организации, оказывающие содействие в поиске работы и планировании карьеры. Тема 27. Как платят за творчество Причины особенностей в оплате труда людей творческих профессий. Когда люди стали получать гонорары. Достоинства и недостатки гонорарной оплаты творческих работников. Тема 28. Как производство помогает творцам Технологии тиражирования творческих продуктов и их роль в изменении оплаты труда создателей этих продуктов. Понятие о роялти. Законодательная защита продуктов творческого труда и проблемы её реализации в России. Интеллектуальная собственность и её признаки. Тема 29. Что такое собственность и зачем она нужна людям Понятие о собственности. Как и когда возникла собственность. Вещественная и невещественная собственность. Движимая и недвижимая собственность. Частная и общественная собственность. Тема 30. Как люди становятся собственниками Способы приобретения собственности. Права собственников. Границы прав собственников. Тема 31. За что можно лишиться собственности Законодательные основания изъятия собственности у её владельцев. Понятие о несостоятельности и банкротстве. Значение банкротства для обеспечения нормального функционирования экономики. Тема 32. Экономика: как это всё работает вместе Потребности как отправная точка хозяйственной деятельности. Понятие о маркетинге. Экономические условия делового успеха. Понятие оприбыли. СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ( ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО ) Изучение обществознания ( включая экономику и право ) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Раздел « Экономика» Экономика и её роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость. Экономические системы и собственность. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Формы торговли и реклама. Деньги. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережений граждан. Страховые услуги. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Экономические основы прав потребителя Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство и его организационно-правовые формы. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Издержки, выручка, прибыль. Заработная плата и стимулирование труда. Налоги, уплачиваемые гражданами. Безработица. Профсоюз. Экономические цели и функции государства. Международная торговля. Обменные курсы валют. СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ( ПОЛНОГО ) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОНОМИКЕ ( БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ) Изучение экономики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Экономика и экономическая наука. Потребности. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов. Факторы производства и факторные доходы (заработная плата, рента, процент, прибыль). Выбор и альтернативная стоимость. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Реальные и номинальные доходы семьи. Личное подсобное хозяйство. Сбережения населения. Страхование. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры. Экономические цели фирмы, её основные организационные формы. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Понятие маркетинга. Реклама. Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Государственная политика в области занятости. Профсоюзы. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Социальные последствия инфляции. Роль государства в экономике. Общественные блага. Виды налогов. Государственный бюджет. Государственный бюджет. Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы. Основы денежной политики государства. Международная торговля. Обменные курсы валют. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России. Опыт познавательной и практической деятельности: - работа с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации ( включая ресурсы Интернета); - критическое осмысление экономической информации, экономический анализ общественных явлений и событий; - освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен знать/понимать
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Рабочая программа по истории для 9-х классов Пояснительная записка История. Обществознание. 5-11 классы/ М. Просвещение, 2008 и Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История России 20-начало 21 века». Настоящая... | ||
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по... «Экономика», специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет» (в пищевой промышленности) на третьем курсе обучения в пятом и... | Пояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Курс «Современная... Кислова Л. С. Современная российская литература. Умк для студентов направления 031000. 62 «Филология». Тюмень, 2009. 34 стр | ||
Пояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Факультативый... Кислова Л. С. Современная российская литература. Умк для студентов одо и озо специальности 030601. 65 Журналистика. Тюмень, 2008.... | Пояснительная записка Необходимость нравственного образования в школе,... Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее... | ||
Рабочая программа по экономике составлена на основе Федерального... Программы по экономике: «Современная экономика» для 9 – 11 классов общеобразовательных школ (авторы: С. Равичев, Т. Протасевич "Вариант-170"... | Пояснительная записка цели и задачи дисциплины Целью дисциплины «Современная... Юманова Н. Н. Современная денежная кредитная система. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100.... | ||
Пояснительная записка Настоящая программа раскрывает содержание общего... Полученная сумма элементарных экономических знаний важна для учащегося не только с информативной точки зрения. Она дает основу для... | Методические рекомендации по дисциплине «Менеджмент» предназначены... Основывается на таких дисциплинах как экономическая теория; финансы, денежное обращение и кредит; политология, этика деловых отношений,... | ||
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа курса «Химия» ... | Пояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе... Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы | ||
Пояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л.... | Рабочая программа по дисциплине «организация административно-хозяйственной службы» Рабочая программа по дисциплине «организация административно-хозяйственной службы» рассмотрена и утверждена (протокол №1 от 31 августа... | ||
Рабочая программа по биологии для 10, 11 классов пояснительная записка... В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается... | Пояснительная записка «Современная организация и технология документационного обеспечения управления». Он связан с курсами «Документоведение», «Информационное... |