Рабочая программа по истории
для 9-х классов
Пояснительная записка.
Рабочая программа интегрированного курса Отечественной и Всеобщей истории для 9 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по истории и авторских программ – Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. «Новейшая история зарубежных стран» (Сборник « Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы/ М.Просвещение, 2008) и Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России 20-начало 21 века». Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательном минимумом содержания исторического образования.
В цели курса входит:
- осветить экономическое развитие, различные формы социального и политического строя; - показать наиболее яркие личности и их роль в истории и культуре; - раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
В результате изучения истории ученик должен знать:
-Основные даты и ключевые события истории России и мира с начала XX в. до 2009 г ,«великих реформ»; политической и социальной важнейших военных кампаний (1914-1918гг 1941-45г., революции1917г) -Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов. -Показывать на исторической карте:.; центры промышленности и торговли;места военных действий Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры. -Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий. -Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России в XX - начале XX1вв.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики гос- ва -Объяснять значение понятий:, модернизация, индустриализация, реформа, Конституция -Сравнивать: развитие России до и после реформ 1985 гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий. -Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.
Программа рассчитана на 2ч в неделю. Материал предусмотрен федеральным компонентом. Таким образом для реализации данной программы необходимо 68 ч ( новейшая история. -24 и ист. России -44 ч) из них 67 ч- учебного времени и 1ч резерва. При планомерном изучении программы резервное время планируется использовать для повторения в конце учебного года.
В результате обучения используется рабочая тетрадь, тесты, дополнительная литература.
Литература и средства обучения
Дидактические материалы по истории для 9 класса.( тесты, самостоятельные работы).
Сороко-Цюпа О. С. Новейшая история зарубежных стран. XX - начало XXI в.: учебник. -М.: Просвещение, 2009.
Сороко-Цюпа О. С. Рабочая тетрадь по новейшей истории. 9 класс. - М.: Просвещение, 2005.
Соловьев А. К. Разработки уроков по курсу «Новейшая история. XX- начало XXI в.». -М.: Просвещение, 2008.
Данилов А. А., Косулина В. Г. История России XX - начала XXI века. Учебник. - М.: Просвещение, 2006.
Данилов А. А., Косулина В. Г. «Рабочая тетрадь по истории России XX - начала XXI века». - М.: Просвещение, 2006.
Данилов А. А., Косулина В. Г. Поурочные разработки к учебнику «История России XX века». - М.: Просвещение, 2004.
Методические рекомендации к учебнику «История Отечества XX век» / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М.: Просвещение, 2000.
Зуев, М. Н. История России для школьников и поступающих в вузы / М. Н. Зуев. - М.: Дрофа, 2003.
Ивашко, М. И. История в таблицах и схемах. - М.: Материк -Альфа, 2005.
Кузьменко, А. Ф. Тематические схемы по истории России XX век. - М.: Владос, 2002.
Карты изучаемого периода.
Электронные средства обучения.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Всеобщая история» (9 класс)
№п/п
|
Тема урока
|
Количество уроков
|
Сроки
|
Элементы содержания
|
Требование к уровню подготовки обучающихся
|
Основные понятия
|
|
^ Домашнее задание
|
Дата
проведения
план/факт
|
1. Мир после Первой мировой войны (8 часов)
|
1
|
Мирное урегулирование. Версальско-Вашингтонская система
|
1
|
02.09
|
Положение Версальского, Сен-Жерменского, Нейского, Трианонского, Вашингтонского договоров.
Характеристика Версальско-Вашинг-тонской системы
|
Знать и уметь показывать на карте границы государств по созданной системе мирного урегулирования в Европе (20-30-е гг. XX в.)
|
Лига наций
|
|
§6; документы, с. 60
|
|
2
|
Революционный подъем в Европе и Азии. Распад империй
|
1
| 04.09
|
XX век - новая национальная история. Революции в Германии, Австро-Венгрии, России
|
Понимание изучаемых исторических источников.
Уметь соотнести события России с мировыми, знание событий
|
Международные последствия революции в России. Интернационалы (социалистический, коммунистический)
|
|
§7
|
|
3
|
Стабилизация 1920-х гг. в ведущих странах Запада
|
1
|
09.09
|
Особенности стабилизации.
План Дауэса. «Процветание» по-американски. Германия и Англия в стабилизации
|
Понимать сущность процессов восстановления после Первой мировой войны. Уметь рассказать о важнейших событиях данного периода (по итогам исследования)
|
|
|
§8
|
|
4
|
Мировой экономический кризис с 1930-х гг. Пути выхода
|
1
|
11.09
|
Особенности экономического кризиса. Пути выхода, две альтернативы:
«Новый курс» США-либерально-демокра-тическая модель. Тоталитарная модель
|
Анализировать особенности экономического кризиса. Знать основные понятия
|
Ф. Д. Рузвельт, кейнсианство. Социальный либерализм
|
|
§10,11
|
|
5
|
Особенности экономического кризиса в демократических странах Европы. Выход из кризиса
|
1
|
16.09.
|
Размеры кризиса. Модели борьбы. (Курс Чемберлена, Блюма) Значение либерально-демократический модели
|
Либерально-демократическая модель. Участие в дискуссии. Анализ информации
|
|
|
§12
|
|
6
|
Тоталитарные и авторитарные режимы как путь выхода из экономического кризиса
|
1
|
18.09.
|
Методы решения социальных и политических проблем. Политическая нестабильность в Германии, Италии, Испании
|
Знание новых видов общественного движения в Европе. Фашизм. Ill рейх
|
Гитлер, Муссолини. Антивоенное движение. Народный фронт
|
|
§13-14
|
|
7
|
Страны Азии в первой половине XX в.
|
1
| 23.09
|
Культурно цивилиза-ционные особенности. Проблемы модернизации
|
Знать понятия «Восток». Реформы и революции. Пути модернизации
|
Ганди. Сунь-Ятсен. Кемаль. «Японский дух, европейское знание»
|
|
§15-16
|
|
8
|
Страны Латинской Америки в первой половине XX в.
|
1
|
25.09
|
Культурно-цивилизационное своеобразие. Способы модернизации
|
Разбираться в методе «революции - реформы - диктатура -революция». Сравнивать со странами мира
|
|
|
§17,18; (самостоятельное изучение)
|
|
//. Вторая мировая война (3 часа)
|
9
|
Международные отношения накануне Второй мировой войны
|
1
|
30.09.
|
Крах Версальско-Вашингтонской системы. Политика умиротворения агрессора и невмешательства, нейтралитета
|
Умение анализировать изменения в международной обстановке, вести дискуссию
|
Понятия:государства-агрессоры, коллективная безопасность. Политика умиротворения
|
|
§19
|
/
|
10,11
|
Вторая мировая война
|
2
|
02.10
07.10
|
Причины и характер Второй мировой войны. Периодизация, фронты. Великая Отечественная война - во Второй мировой войне. Особенности Второй мировой войны. Итоги, последствия
|
Понимать периодизацию. Разбираться в современных версиях и трактовках Второй мировой войны. Анализировать, сравнивать с Первой мировой войной
|
Ялтинско-
Потсдамская
система.
Черчиль.
Рузвельт.
Сталин
|
|
§20-21,22
|
| | |