Скачать 441.76 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Лариса Сергеевна Кислова СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031000.62 «Филология» Тюменский государственный университет 2009 Кислова Л.С. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. УМК для студентов направления 031000.62 «Филология». Тюмень, 2009. 34 стр. Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы лекций, планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, варианты контрольных работ, учебно-методическое обеспечение дисциплины. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Современная российская литература [электронный вариант]/ Режим доступа: http:www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к электронному изданию Учебно-методической комиссией факультета. Одобрено учебно-методической секцией Ученого совета ТюмГУ. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Эртнер Е.Н., д.филол.н., профессор, завкафедрой русской литературы © ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2009. © Кислова Л.С., 2009. 1. пояснительная запискаМесто дисциплины в учебном процессе. Курс «Современная российская литература» читается студентам в цикле ОПД и опирается на их знание русской и зарубежной литературы, создает информационную базу для усвоения основных курсов по истории русской литературы. Программа отражает современный уровень знаний о новейшей русской литературе, в ней учтены все последние публикации по теме. Курс входит в цикл ОПД.В (дидактические единицы не предусмотрены). Цель курса – научить студентов свободно ориентироваться в ключевых тенденциях развития современной отечественной и зарубежной литературы и познакомить их с наиболее репрезентативными фигурами современного литературного процесса. Задачи курса: В соответствии с ГОС ВПО студент должен 1) изучить актуальные проблемы современной отечественной литературы, социокультурную ситуацию в России; 2) различать основные направления в современном литературном процессе; 3) уметь выявлять связь литературы и истории; 4) ориентироваться в корпусе проблем современной литературы, жанровых структурах поэзии, прозы, драматургии; 5) овладеть языком описания современного литературного процесса, а также приобрести навыки самостоятельного анализа и оценки различных литературных явлений современности. Количество учебных часов по дисциплине
Количество кредитов/зачетных единиц – при наборе от 61 единицы зачет может быть выставлен. 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
3. Содержание дисциплины Темы лекционных занятий Тема 1. Границы и содержание понятия «Современная литература России» Временные границы «современности» по отношению к русской литературе. Универсальные тенденции развития русской литературы второй половины XX в. Проблема «поколений» в современной литературе. Массовая и элитарная литература. Жанровый состав. Опорные понятия темы: современный литературный процесс, современная литература России, постмодернизм, массовая и элитарная литература, культурный промежуток, цикличность, концепция стадиальности. Тема 3. Школы и течения современной поэзии: необарокко и концептуализм. Специфика поэтического текста в современной литературе. Два основных направления в современной поэзии: необарокко и концептуалим. Общее и различное в построении текста. Поэзия И.Жданова, Е.Шварц, А.Еременко, С.Кековой, А.Парщикова. История концептуализма в России. Д.А.Пригов как теоретик и практик концептуального текста. Система понятий концептуальной поэзии: концепт, симулякр, интертекст, гипертекст. « Новое слово»: Е.Бершин «Обоймы» имен, создающих представление о «настоящей» поэзии. К.Ваншенкин и В.Кожинов как составители «именной истории» поэзии конца XX в. Поэтический текст как «событие». Критерии оценки подлинности стихотворения: целостность, искренность, новизна, гармоничность. Современный поэтический текст, его особенности: мифологизм, двойное или множественное кодирование, устранение авторского «я», интертекстуальность и др. Антиэмфаза в поэтическом тексте. Неоклассицизм (неоакмеизм) и неоавангард в современной поэзии. Проблема понимания постмодернистского текста. Опорные понятия темы: концепт, симулякр, интертекст, гипертекст. Тема 5. Постмодернизм в современной русской литературе «Постмодернистская ситуация» (Н.Л.Лейдерман, М.Н.Липовецкий) в России: кризис утопических идеологий, исчезновение реальности, диалог с хаосом. Романы Саши Соколова «Школа для дураков», «Между собакой и волком»: языковые реальности. Диктат телесности в прозе 1990-х гг. (В.Нарбикова, С.Василенко, М.Палей, Т.Тайганова, Т.Набатникова, И.Полянская, Н.Горланова. Интертекстуальная игра (В. Пелевин, М. Елизаров, М.Шишкин). Опорные понятия темы: ситуация постмодернизма, ацентризм, интертекстуальность, смерть автора, деконструкция, нониерархия, симулякр, ирония, антиутопизм, фрагментарность, эклектика, плюрализм, пародия, пастиш, скептицизм Тема 10. Концептуализм в современной прозе Интерпретации истории в прозе постмодернизма: В. Пьецух, В. Шаров. М. Елизаров, М. Шишкин. История как возможность, версионность исторического сюжета. История и миф. Опорные понятия темы: авангардизм, актуальная литература, литературное направление, нарциссизм в литературе, нонклассика. Тема 11. Современная российская драматургия: от «новой волны» к «новой драме». Проект «Документальный театр» Герой драматургии «новой волны» конца 1970-х – начала 1980-х годов. Прием психологического раздвоения личности в драматургии этого периода. «Плохой хороший человек». «Особый тип маргинального характера» (Я.Явчуновский). Герой драматургии 1990-х – 2000-х годов. Процесс дегероизации в отечественной драматургии: инертность, безвольность, непротивление обстоятельствам и социальная пассивность героя. «Новая драма». Разрушение стереотипа поиска идеала. Влияние эстетики «театра абсурда»: нарушение принципа детерминизма, алогичность, бессюжетность, относительность времени-пространства, некоммуникабельность. Влияние «театра жестокости» Антонена Арто (шоковый эффект восприятия) и приемов сюрреалистического театра. Жанровые новации, маргинализация персонажей, эксперименты со словом. Классификация основных тенденций в развитии «новой драмы». Документальная драма – новый-старый жанровый эксперимент. Техника verbatim как средство создания документального текста путем монтажа дословно записанной речи. Опыты с техникой verbatim лондонского театра «Ройал Корт». Традиционная документальная драма и verbatim-драматургия: тенденции развития. Создание достоверного речевого образа героя (рассказчика). Сюжет и конфликт в verbatim-пьесах. Монтажный сюжет. Специфика хронотопа. Verbatim-драматургия как ярчайший пример интерактивного искусства. Назначение предметно-вещного мира в verbatim-пьесах. Актер и персонаж: иллюзия тождества. «Театр.doc» и отечественная verbatim-драматургия. Опорные понятия темы: новая волна, новая драма, маргинальный герой,verbatim, «Театр.doc», уральская школа. Тема 14. Феномен массовой литературы рубежа XX-XXI веков Особенности становления массовой литературы XX века: аспекты изучения. Развитие массовой литературы в конце XX – начале XXI веков. Функции массовой литературы. Формульность массовой литературы. Категория автора в массовой литературе. Роль читателя в развитии современной массовой литературы. Массовый читатель. Интертекстуальность и трансформация классического текста в современной массовой литературе. Телевидение и современная массовая литература. Поэтика заглавия. Издательские проекты: детективные (В.Суворов, Д.Корецкий, А.Бушков, В.Доценко, Ф.Незнанский, А.Кивинов, А.Маринина, П.Дашкова, Д.Донцова, Т.Полякова, Г.Куликова, Т.Устинова); русский любовный роман (А. Берсенева, Е. Вильмонт); русский гламурный роман (О.Робски, Т.Огородникова, Е.Колина, Ж.Рассказова). Общие типологические черты дамского романа рубежа XX-XXI веков. Психологическое направление в современной массовой литературе: проза Н. Нестеровой. Законы детективного жанра. Традиции классического детектива в произведениях современных писателей. Женский детектив: варианты А.Марининой и Д.Донцовой. Инвариантная модель сюжета. Опорные понятия темы: массовая литература, формульность, развлекательность (эскапизм), интертекстуальность, проект. |
Пояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Факультативый... Кислова Л. С. Современная российская литература. Умк для студентов одо и озо специальности 030601. 65 Журналистика. Тюмень, 2008.... | Литература цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе... Методические рекомендации к выполнению контрольной работы | ||
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | Пояснительная записка настоящая рабочая программа основывается на... Исторический опыт, накопленный поколениями в ходе предшествующего развития, закономерно представляет интерес для молодежи, поскольку... | ||
1 Пояснительная записка Цели и задачи курса Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Содержит указание на цель и место... | Элективный курс "Немецкая литература: ее вчера и сегодня" Белянина... Курс «Немецкая литература: эпохи, произведения» предназначен в качестве элективного курса учащимся 10 класса в рамках предпрофильной... | ||
Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | Аграрный институт Цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины | ||
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе В рамках данной дисциплины студентами изучаются следующие основополагающие аспекты | Пояснительная записка цели и задачи дисциплины Целью дисциплины «Современная... Юманова Н. Н. Современная денежная кредитная система. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100.... | ||
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | «Электротехника и электроника» Цель и задачи преподавания дисциплины, ее место в учебном процессе, обязательный минимум содержания | ||
Пояснительная записка Место дисциплины в структуре основной образовательной... Дисциплина включена в базовую часть профессионального цикла основной образовательной программы. Освоению данного курса способствуют... | Самостоятельная работа аспирантов Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | ||
1 Место дисциплины в учебном процессе Цель курса – ознакомить студентов с современными подходами к проблемам социальной экологии | Лештаев Валерий Иванович. Перестройка в Космосе и на Земле. Lib ru/Современная литература Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь] Оставить комментарий |