Пояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Курс «Современная российская литература»





Скачать 441.76 Kb.
НазваниеПояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Курс «Современная российская литература»
страница1/4
Дата публикации04.05.2015
Размер441.76 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4
 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Лариса Сергеевна Кислова

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 031000.62 «Филология»

Тюменский государственный университет

2009

Кислова Л.С. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. УМК для студентов направления 031000.62 «Филология». Тюмень, 2009. 34 стр.

Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы лекций, планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, варианты контрольных работ, учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Современная российская литература [электронный вариант]/ Режим доступа: http:www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к электронному изданию Учебно-методической комиссией факультета. Одобрено учебно-методической секцией Ученого совета ТюмГУ.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Эртнер Е.Н., д.филол.н., профессор, завкафедрой русской литературы

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2009.

© Кислова Л.С., 2009.

1. пояснительная записка



Место дисциплины в учебном процессе. Курс «Современная российская литература» читается студентам в цикле ОПД и опирается на их знание русской и зарубежной литературы, создает информационную базу для усвоения основных курсов по истории русской литературы. Программа отражает современный уровень знаний о новейшей русской литературе, в ней учтены все последние публикации по теме. Курс входит в цикл ОПД.В (дидактические единицы не предусмотрены).

Цель курса – научить студентов свободно ориентироваться в ключевых тенденциях развития современной отечественной и зарубежной литературы и познакомить их с наиболее репрезентативными фигурами современного литературного процесса.

Задачи курса:

В соответствии с ГОС ВПО студент должен 1) изучить актуальные проблемы современной отечественной литературы, социокультурную ситуацию в России; 2) различать основные направления в современном литературном процессе; 3) уметь выявлять связь литературы и истории; 4) ориентироваться в корпусе проблем современной литературы, жанровых структурах поэзии, прозы, драматургии; 5) овладеть языком описания современного литературного процесса, а также приобрести навыки самостоятельного анализа и оценки различных литературных явлений современности.
Количество учебных часов по дисциплине



Виды учебных работ

Количество часов

1.

Лекции

17

2.

Семинарские занятия

17

3.

Самостоятельная работа

48




Всего

82




Формы контроля

зачет


Количество кредитов/зачетных единиц – при наборе от 61 единицы зачет может быть выставлен.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ





Наименование темы

Лекции (кол-во часов)

Практ. и семин. занятия (кол-во часов)

Самост. работа студ. (кол-во часов)



Границы и содержание понятия «Современная литература России»

2




2



Поэтика прозы Татьяны Толстой




2

2



Школы и течения современной поэзии: необарокко и концептуализм

2




4



Поэтика женского образа в прозе Людмилы Улицкой («Сонечка», «Медея и ее дети»)




2

2



Постмодернизм в современной русской литературе

2




4



Гендерный конфликт в прозе Марии Арбатовой («Мобильные связи») и Виктории Токаревой («Звезда в тумане»)




2

2



Концепция «живой жизни» в прозе Дины Рубиной («Высокая вода венецианцев») и Людмилы Петрушевской («Такая девочка, совесть мира»)




2

2



Феномен Виктора Пелевина в современной литературе




1

2



Идея Апокалипсиса в драматургии «уральской школы» (О. Богаев «Страшный суП, или Продолжение преследует»; А. Богачева «Учиться, учиться и учиться»; В. Сигарев «Черное молоко»)




2

4



Концептуализм в современной прозе

1




2



Современная российская драматургия: от «новой волны» к «новой драме». Проект «Документальный театр»

2




4



«Наедине со всеми»: тема трагического одиночества в пьесе Евгения Гришковца «Город»




2

2



Феномен массовой литературы рубежа XX-XXI веков

2




4



Судьба научной фантастики в современной литературе

2




2



Антиутопия Дмитрия Быкова («ЖД-рассказы»)




2

4



Неосентиментализм в современной литературе. Феномен Тимура Кибирова

2

2

2






Русская женская проза 1980-2000-х годов

2




4



ИТОГО

17

17

48



Форма контроля

Зачет – 5 семестр


3. Содержание дисциплины
Темы лекционных занятий
Тема 1. Границы и содержание понятия «Современная литература России»

Временные границы «современности» по отношению к русской литературе. Универсальные тенденции развития русской литературы второй половины XX в. Проблема «поколений» в современной литературе. Массовая и элитарная литература. Жанровый состав.

Опорные понятия темы: современный литературный процесс, современная литература России, постмодернизм, массовая и элитарная литература, культурный промежуток, цикличность, концепция стадиальности.
Тема 3. Школы и течения современной поэзии: необарокко и концептуализм. Специфика поэтического текста в современной литературе.

Два основных направления в современной поэзии: необарокко и концептуалим. Общее и различное в построении текста. Поэзия
И.Жданова, Е.Шварц, А.Еременко, С.Кековой, А.Парщикова. История концептуализма в России. Д.А.Пригов как теоретик и практик концептуального текста. Система понятий концептуальной поэзии: концепт, симулякр, интертекст, гипертекст. « Новое слово»: Е.Бершин

«Обоймы» имен, создающих представление о «настоящей» поэзии. К.Ваншенкин и В.Кожинов как составители «именной истории» поэзии конца XX в. Поэтический текст как «событие». Критерии оценки подлинности стихотворения: целостность, искренность, новизна, гармоничность.

Современный поэтический текст, его особенности: мифологизм, двойное или множественное кодирование, устранение авторского «я», интертекстуальность и др. Антиэмфаза в поэтическом тексте. Неоклассицизм (неоакмеизм) и неоавангард в современной поэзии. Проблема понимания постмодернистского текста.

Опорные понятия темы: концепт, симулякр, интертекст, гипертекст.
Тема 5. Постмодернизм в современной русской литературе

«Постмодернистская ситуация» (Н.Л.Лейдерман,
М.Н.Липовецкий) в России: кризис утопических идеологий, исчезновение реальности, диалог с хаосом. Романы Саши Соколова «Школа для дураков», «Между собакой и волком»: языковые реальности. Диктат телесности в прозе 1990-х гг. (В.Нарбикова, С.Василенко, М.Палей, Т.Тайганова, Т.Набатникова, И.Полянская, Н.Горланова. Интертекстуальная игра (В. Пелевин, М. Елизаров, М.Шишкин).

Опорные понятия темы: ситуация постмодернизма, ацентризм, интертекстуальность, смерть автора, деконструкция, нониерархия, симулякр, ирония, антиутопизм, фрагментарность, эклектика, плюрализм, пародия, пастиш, скептицизм
Тема 10. Концептуализм в современной прозе

Интерпретации истории в прозе постмодернизма: В. Пьецух, В. Шаров. М. Елизаров, М. Шишкин. История как возможность, версионность исторического сюжета. История и миф.

Опорные понятия темы: авангардизм, актуальная литература, литературное направление, нарциссизм в литературе, нонклассика.
Тема 11. Современная российская драматургия: от «новой волны» к «новой драме». Проект «Документальный театр»

Герой драматургии «новой волны» конца 1970-х – начала 1980-х годов. Прием психологического раздвоения личности в драматургии этого периода. «Плохой хороший человек». «Особый тип маргинального характера» (Я.Явчуновский). Герой драматургии
1990-х – 2000-х годов. Процесс дегероизации в отечественной драматургии: инертность, безвольность, непротивление обстоятельствам и социальная пассивность героя.

«Новая драма». Разрушение стереотипа поиска идеала. Влияние эстетики «театра абсурда»: нарушение принципа детерминизма, алогичность, бессюжетность, относительность времени-пространства, некоммуникабельность. Влияние «театра жестокости» Антонена Арто (шоковый эффект восприятия) и приемов сюрреалистического театра. Жанровые новации, маргинализация персонажей, эксперименты со словом. Классификация основных тенденций в развитии «новой драмы».

Документальная драма – новый-старый жанровый эксперимент. Техника verbatim как средство создания документального текста путем монтажа дословно записанной речи. Опыты с техникой verbatim лондонского театра «Ройал Корт». Традиционная документальная драма и verbatim-драматургия: тенденции развития. Создание достоверного речевого образа героя (рассказчика). Сюжет и конфликт в verbatim-пьесах. Монтажный сюжет. Специфика хронотопа. Verbatim-драматургия как ярчайший пример интерактивного искусства. Назначение предметно-вещного мира в verbatim-пьесах. Актер и персонаж: иллюзия тождества. «Театр.doc» и отечественная verbatim-драматургия.

Опорные понятия темы: новая волна, новая драма, маргинальный герой,verbatim, «Театр.doc», уральская школа.
Тема 14. Феномен массовой литературы рубежа XX-XXI веков

Особенности становления массовой литературы XX века: аспекты изучения. Развитие массовой литературы в конце XX – начале XXI веков. Функции массовой литературы. Формульность массовой литературы. Категория автора в массовой литературе. Роль читателя в развитии современной массовой литературы. Массовый читатель. Интертекстуальность и трансформация классического текста в современной массовой литературе. Телевидение и современная массовая литература. Поэтика заглавия.

Издательские проекты: детективные (В.Суворов, Д.Корецкий, А.Бушков, В.Доценко, Ф.Незнанский, А.Кивинов, А.Маринина, П.Дашкова, Д.Донцова, Т.Полякова, Г.Куликова, Т.Устинова); русский любовный роман (А. Берсенева, Е. Вильмонт); русский гламурный роман (О.Робски, Т.Огородникова, Е.Колина, Ж.Рассказова).

Общие типологические черты дамского романа рубежа XX-XXI веков.

Психологическое направление в современной массовой литературе: проза Н. Нестеровой.

Законы детективного жанра. Традиции классического детектива в произведениях современных писателей. Женский детектив: варианты А.Марининой и Д.Донцовой. Инвариантная модель сюжета.

Опорные понятия темы: массовая литература, формульность, развлекательность (эскапизм), интертекстуальность, проект.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Курс «Современная российская литература» iconПояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Факультативый...
Кислова Л. С. Современная российская литература. Умк для студентов одо и озо специальности 030601. 65 Журналистика. Тюмень, 2008....
Пояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Курс «Современная российская литература» iconЛитература цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе...
Методические рекомендации к выполнению контрольной работы
Пояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Курс «Современная российская литература» iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Курс «Современная российская литература» iconПояснительная записка настоящая рабочая программа основывается на...
Исторический опыт, накопленный поколениями в ходе предшествующего развития, закономерно представляет интерес для молодежи, поскольку...
Пояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Курс «Современная российская литература» icon1 Пояснительная записка Цели и задачи курса
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Содержит указание на цель и место...
Пояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Курс «Современная российская литература» iconЭлективный курс "Немецкая литература: ее вчера и сегодня" Белянина...
Курс «Немецкая литература: эпохи, произведения» предназначен в качестве элективного курса учащимся 10 класса в рамках предпрофильной...
Пояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Курс «Современная российская литература» iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Курс «Современная российская литература» iconАграрный институт
Цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины
Пояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Курс «Современная российская литература» icon1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе
В рамках данной дисциплины студентами изучаются следующие основополагающие аспекты
Пояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Курс «Современная российская литература» iconПояснительная записка цели и задачи дисциплины Целью дисциплины «Современная...
Юманова Н. Н. Современная денежная кредитная система. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100....
Пояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Курс «Современная российская литература» iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Курс «Современная российская литература» icon«Электротехника и электроника»
Цель и задачи преподавания дисциплины, ее место в учебном процессе, обязательный минимум содержания
Пояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Курс «Современная российская литература» iconПояснительная записка Место дисциплины в структуре основной образовательной...
Дисциплина включена в базовую часть профессионального цикла основной образовательной программы. Освоению данного курса способствуют...
Пояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Курс «Современная российская литература» iconСамостоятельная работа аспирантов
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
Пояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Курс «Современная российская литература» icon1 Место дисциплины в учебном процессе
Цель курса – ознакомить студентов с современными подходами к проблемам социальной экологии
Пояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Курс «Современная российская литература» iconЛештаев Валерий Иванович. Перестройка в Космосе и на Земле. Lib ru/Современная литература
Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь] Оставить комментарий


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск