Скачать 289.6 Kb.
|
1.1.Цели и задачи дисциплины: Цель курса – ознакомить студентов с современными подходами к проблемам социальной экологии. Задачи курса: 1. Изучение основных положений теории и практики социальной экологии. 2. Изучение проблем существования человека в социокультурной и информационной средах. 3. Углубление теоретической компетентности студентов в понимании и объяснении причин возникновения психологических угроз. 4. Приобретение студентами навыков психологической адаптации в ситуациях угроз. 5. Формирование основ профессионального мышления психологов. 1.2. Место дисциплины в учебном процессе: «Социальная экология (взаимодействие природы и общества)» входит в учебный план специальности 030300.62 «Психология» (Б.2) Для эффективного усвоения курса студенты должны освоить представление об основных парадигмах психологического анализа социальных процессов; овладеть знаниями закономерностей групповой жизни и деятельности; приобрести практические навыки анализа социально-психологических феноменов общественной жизни; научиться применять социально-психологические методы и теоретические положения при решении практических задач в области консультирования и управления. Освоение дисциплины является теоретической и практической основой для последующих курсов «Психология рекламы», «Социальная психология», «Психология безопасности». 1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата
В результате изучения курса «Социальная экология (взаимодействие природы и общества)» студент должен: Знать: современные концепции картины мира на основе сформированного мировоззрения, основные понятия социальной экологии, историю становления предмета; иметь четкое представление об актуальных проблемах социо-культурного и информационного воздействия и способах их решения; сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдению основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны, основные виды и источники угроз, существующих на различных уровнях - глобальном, социальном, межличностном и индивидуальном. Уметь: использовать системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики, самостоятельно разбираться в постановке и решении проблем, связанных с поведением человека в различных социальных ситуациях, иметь прочные навыки работы с учебной и научной психологической литературой, получить первичные навыки построения самостоятельных теоретических и экспериментальных психологических исследований. Владеть: первичными навыками построения самостоятельных теоретических и экспериментальных психологических исследований; навыками реализации базовых процедур анализа проблем восприятия рекламы; культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений; навыками просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества; способностью и готовностью к анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах, начальными навыками психологической защиты адаптации в сложных ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности человека.. Программа предусматривает проработку учебного материала на двух взаимодополняющих друг друга уровнях: лекционном и семинарском. Успешное освоение данной дисциплины предполагает изучение учебной и собственно научной литературы, подготовку докладов по отдельным темам, проведение самостоятельных исследований. Итоговые формы контроля – зачет Формы промежуточного (текущего) контроля: решение проблемных задач, программированный опрос, устный опрос на семинарских занятиях, письменные контрольные работы, сдача коллоквиумов, подготовка рефератов и др. Программа содержит обширный список литературы, охватывающей все разделы курса. 2. Структура и трудоемкость дисциплины Семестр – 1 . Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов
3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
4. Содержание дисциплины. Тема 1. Предмет, методы и актуальные проблемы курса «Социальная экология (взаимодействие природы и общества)». Знаниевый компонент. Предмет курса «социальная экология». Социальная экология – это наука, занимающаяся изучением взаимодействия человека и природы, а так же проблемы адаптации человека к природной и социальной среде. Многообразие подходов в определении предмета социальной экологии: натуроцентризм, антропоцентризм, психологическая детерминированность, информационная детерминированность, этическая детерминированность. Проблема существования и адаптации к различным видам сред. Среда человека ¾ это сложное и емкое понятие, включающее в себя все то, что окружает его и дает ему возможность существовать, сюда относится и природа с ее климатом, температурой, флорой и фауной, и рукотворный мир, и сами люди, составляющие социум, и все то духовное наследие, которым обладает человечество. Адаптация ¾ это комплекс приспособительных реакций человека к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Феноакклиматизация ¾ это непосредственная реакция организма на новую среду, выражающаяся в фенотипических, компенсаторных, физиологических изменениях, которые помогают организму сохранить в новых условиях равновесие. При переходе к прежним условиям восстанавливается и прежнее состояние фенотипа, компенсаторные физиологические изменения исчезают. Геноакклиматизация ¾ это принципиально иной путь приспособления организма к среде. В этом случае речь идет о гораздо более глубоких сдвигах в морфологии и физиологии, а самое главное о передаче их по наследству, о переходе фенотипических изменений, происходящих в условиях новых биоценозов, в генотип и закреплении их в качестве новых наследственных характеристик популяций, географических рас и видов. Геноакклиматизация требует значительно больше времени, чем феноакклиматизация. В этом случае необходимо время нескольких поколений и процесс контролируется уже естественным отбором, а не протекает под давлением непосредственно физиологических механизмов. Физиологическая адаптация - процесс поддержания функционального состояния гомеостатических систем организма в целом, обеспечивающий его сохранение, развитие, работоспособность, максимальную продолжительность жизни в неадекватных условиях среды ( В.П. Казначеев).Акклимация ¾ это начальный, срочный этап акклиматизации при изменении климато-географических условий. Акклиматизация ¾ это приспособление растений, животных и человека к новым для них климатическим условиям. Виды адаптации: социальная, культурная, информационная и т.д. Предмет социальной экологии: 1.Социально – психологические и социологические и философские проблемы современного общества. Проблемы адаптации и безопасности 2. Современную культуру как основной контекст существования человека. Это – культура постмодерна. Проблемы адаптации и безопасности 3. Информационная среда существования человека (СМИ, реклама, Интернет и т.д.). Проблемы адаптации и безопасности 4. Организационная среда существования человека. Проблемы адаптации и безопасности 5. Природная среда существования современного человека. Проблемы адаптации и безопасности 5. Социально-психологические характеристики и проблемы современного человека (омассовление индивидуального сознания, личностные характеристики - конформизм, потребности, потребности, поведение, деятельность ит.д.) Методы «Социальной экологии»: личная рефлексия, контент-анализ материалов СМИ, психологическая экспертиза информационных материалов, фокус-группа, опросы, деловые игры, групповая дискуссия Актуальность курса «Социальная экология». Проблема, с которой сталкиваются человек и общество в современном мире, состоит в дефиците субъективных и организационных ресурсов, благодаря которым субъект способен был бы развивать, поддерживать и при необходимости восстанавливать собственную идентичность, реализовать свой сущностный потенциал. Все перечисленные изменения, происходящие в сфере взаимоотношений человека с естественными, но еще большей степени – с искусственными информационными средами, сводятся в основном к необходимости осмыслить и решить три проблемы: 1. В настоящее время полностью определилась потребность в создании системы экологического контроля глобальной информационной среды человека, так как генетически обусловленные механизмы внушаемости не могут обеспечить ему возможности выжить в тех условиях, которые формируются современными средствами информационного воздействия. 2. Сложившаяся в современном мире единая мировая информационная система незаметно освободила человечество от забот о своем «свободном развитии», по существу, этот процесс контролируется некими олигархическими группами социо-программистов, которые управляют банками данных информационной продукции [3]. 3. Возникает задача защитить психику человека с помощью формирования у него информационной культуры. Очевидно, что человек не должен воспринимать получаемую информацию как истину в конечной инстанции, но не должен отгораживаться от нее. Важно научить человека интерпретировать информацию, понимать ее суть, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, находить требуемую информацию в различных источниках, систематизировать ее, находить ошибки в получаемой информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы, устанавливать связи, вычленять главное в информационном сообщении. Практический компонент. Умеет использовать системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики; самостоятельно разбираться в постановке и решении проблем, связанных с поведением человека в различных социальных ситуациях; использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации; работать с компьютером как средством управления информацией; реализовывать стандартные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности; работать с учебной и научной психологической литературой; проводить библиографическую и информационно-поисковую работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. Ценностный компонент. Понимает ценность целостности картины мира; значения смысловых и мотивационно-ценностных компонентов картины мира. Основные понятия. Информационно-психологическая безопасность системы социально-политических отношений современного информационного общества, ппсихологическая безопасность, психологическая опасность, психотравмирующие ситуации, социальные фобии, субъекты, субъекты психологической защиты, угроза, ущерб (вред). Перечень вопросов, выносимых на обсуждение
|
Аграрный институт Цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины | 1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе В рамках данной дисциплины студентами изучаются следующие основополагающие аспекты | ||
«Электротехника и электроника» Цель и задачи преподавания дисциплины, ее место в учебном процессе, обязательный минимум содержания | Самостоятельная работа аспирантов Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | ||
Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | ||
Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | ||
Рабочая программа составлена на основе Цель, задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | Рабочая программа составлена на основе Цель, задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | ||
Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | ||
Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | ||
Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта |