1 Место дисциплины в учебном процессе





Скачать 289.6 Kb.
Название1 Место дисциплины в учебном процессе
страница1/3
Дата публикации17.12.2014
Размер289.6 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3
1.1.Цели и задачи дисциплины:
Цель курса – ознакомить студентов с современными подходами к проблемам социальной экологии.

Задачи курса:

1. Изучение основных положений теории и практики социальной экологии.

2. Изучение проблем существования человека в социокультурной и информационной средах.

3. Углубление теоретической компетентности студентов в понимании и объяснении причин возникновения психологических угроз.

4. Приобретение студентами навыков психологической адаптации в ситуациях угроз.

5. Формирование основ профессионального мышления психологов.
1.2. Место дисциплины в учебном процессе: «Социальная экология (взаимодействие природы и общества)» входит в учебный план специальности 030300.62 «Психология» (Б.2)

Для эффективного усвоения курса студенты должны освоить представление об основных парадигмах психологического анализа социальных процессов; овладеть знаниями закономерностей групповой жизни и деятельности; приобрести практические навыки анализа социально-психологических феноменов общественной жизни; научиться применять социально-психологические методы и теоретические положения при решении практических задач в области консультирования и управления.

Освоение дисциплины является теоретической и практической основой для последующих курсов «Психология рекламы», «Социальная психология», «Психология безопасности».

1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата

  • использовать системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

  • проводить библиографическую и информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);

В результате изучения курса «Социальная экология (взаимодействие природы и общества)» студент должен:

Знать: современные концепции картины мира на основе сформированного мировоззрения, основные понятия социальной экологии, историю становления предмета; иметь четкое представление об актуальных проблемах социо-культурного и информационного воздействия и способах их решения; сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдению основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны, основные виды и источники угроз, существующих на различных уровнях - глобальном, социальном, межличностном и индивидуальном.

Уметь: использовать системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики, самостоятельно разбираться в постановке и решении проблем, связанных с поведением человека в различных социальных ситуациях, иметь прочные навыки работы с учебной и научной психологической литературой, получить первичные навыки построения самостоятельных теоретических и экспериментальных психологических исследований.

Владеть: первичными навыками построения самостоятельных теоретических и экспериментальных психологических исследований; навыками реализации базовых процедур анализа проблем восприятия рекламы; культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений; навыками просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества; способностью и готовностью к анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах, начальными навыками психологической защиты адаптации в сложных ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности человека..
Программа предусматривает проработку учебного материала на двух взаимодополняющих друг друга уровнях: лекционном и семинарском. Успешное освоение данной дисциплины предполагает изучение учебной и собственно научной литературы, подготовку докладов по отдельным темам, проведение самостоятельных исследований.

Итоговые формы контроля – зачет

Формы промежуточного (текущего) контроля: решение проблемных задач, программированный опрос, устный опрос на семинарских занятиях, письменные контрольные работы, сдача коллоквиумов, подготовка рефератов и др.

Программа содержит обширный список литературы, охватывающей все разделы курса.

2. Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр – 1 . Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

  1. Тематический план.

    Таблица 1.





Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Итого кол-во баллов

Лекции

Семинарские (практические) занятия


Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Предмет, методы и актуальные проблемы курса «Социальная экология (взаимодействие природы и общества)»

1-4

4

4

10

18

0-25

2.

Проблемы существования человека в современных социокультурных условиях

5-8


4

4

10

18

0-25

3.

Проблемы экологии человека в информационном обществе

9-12

4

4

10

18

0-25

4.

Социально-экологические проблемы существования человека в условиях малых групп

13-16

4

4

10

18

0-25




Всего




16

16

40

72







Итого (часов, баллов):




16

16

4

72

100


Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля


Итого количество баллов

коллоквиумы


лабораторная работа

контрольная работа

тест

реферат

конспект

Отчет по лаборат

программы компьютерного тестирования


Предмет, методы и актуальные проблемы курса «Социальная экология (взаимодействие природы и общества)»

1


2

1

3

1

2

4

1

0- 25

Проблемы существования человека в современных социокультурных условиях

1


5




3

4

2

4

1

0- 25

Проблемы экологии человека в информационном обществе

1


5




3

4

2

4

1

0- 25

Социально-экологические проблемы существования человека в условиях малых групп

1


5




3

4

2

4

1

0- 25



    Таблица 3.

    Планирование самостоятельной работы студентов





Темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

  1. 1

Предмет, методы и актуальные проблемы курса «Социальная экология (взаимодействие природы и общества)»

Проработка лекций

Подготовка к лабораторным и занятиям

Анализ источников

Рецензия

1-4

18

0- 25

  1. 1.2

Проблемы существования человека в современных социокультурных условиях

Проработка лекций

Подготовка к лабораторным и занятиям

Реферат

Составление словаря

5-8

18

0- 25

  1. 1.3

Проблемы экологии человека в информационном обществе

Проработка лекций

Подготовка к лабораторным и занятиям

Подготовка к тестированию

Составление словаря по теме

9-12

18

0- 25

  1. 2.1

Социально-экологические проблемы существования человека в условиях малых групп

Проработка лекций

Подготовка к лабораторным и занятиям

Доклад

Составление словаря по теме

13-16

18

0- 25




ИТОГО:

72

100






3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

1.

«Психология рекламы»







+

+

2.

Социальная психология»

+

+

+

+

3.

«Психология безопасности»

+

+

+

+



4. Содержание дисциплины.

Тема 1. Предмет, методы и актуальные проблемы курса «Социальная экология (взаимодействие природы и общества)».

Знаниевый компонент. Предмет курса «социальная экология». Социальная экология – это наука, занимающаяся изучением взаимодействия человека и природы, а так же проблемы адаптации человека к природной и социальной среде.

Многообразие подходов в определении предмета социальной экологии: натуроцентризм, антропоцентризм, психологическая детерминированность, информационная детерминированность, этическая детерминированность.

Проблема существования и адаптации к различным видам сред. Среда человека ¾ это сложное и емкое понятие, включающее в себя все то, что окружает его и дает ему возможность существо­вать, сюда относится и природа с ее климатом, температурой, флорой и фауной, и рукотворный мир, и сами люди, составляю­щие социум, и все то духовное наследие, которым обладает чело­вечество.

Адаптация ¾ это комплекс приспособительных реакций человека к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Феноакклиматизация ¾ это непосредственная реакция организ­ма на новую среду, выражающаяся в фенотипических, компенса­торных, физиологических изменениях, которые помогают орга­низму сохранить в новых условиях равновесие. При переходе к прежним условиям восстанавливается и прежнее состояние фено­типа, компенсаторные физиологические изменения исчезают. Геноакклиматизация ¾ это принципиально иной путь приспо­собления организма к среде. В этом случае речь идет о гораздо более глубоких сдвигах в морфологии и физиологии, а самое главное о передаче их по наследству, о переходе фенотипических изменений, происходящих в условиях новых биоценозов, в гено­тип и закреплении их в качестве новых наследственных характе­ристик популяций, географических рас и видов. Геноакклимати­зация требует значительно больше времени, чем феноакклиматизация. В этом случае необходимо время нескольких поколений и процесс контролируется уже естественным отбором, а не протека­ет под давлением непосредственно физиологических механизмов. Физиологическая адаптация - процесс поддержания функционального со­стояния гомеостатических систем организма в целом, обеспечивающий его сохранение, развитие, работоспособность, максимальную продолжительность жизни в неадекватных условиях среды ( В.П. Казначеев).Акклимация ¾ это начальный, срочный этап акклиматизации при изменении климато-географических условий. Акклиматиза­ция ¾ это приспособление растений, животных и человека к новым для них климатическим условиям.

Виды адаптации: социальная, культурная, информационная и т.д.

Предмет социальной экологии:

1.Социально – психологические и социологические и философские проблемы современного общества. Проблемы адаптации и безопасности

2. Современную культуру как основной контекст существования человека. Это – культура постмодерна. Проблемы адаптации и безопасности

3. Информационная среда существования человека (СМИ, реклама, Интернет и т.д.). Проблемы адаптации и безопасности

4. Организационная среда существования человека. Проблемы адаптации и безопасности

5. Природная среда существования современного человека. Проблемы адаптации и безопасности

5. Социально-психологические характеристики и проблемы современного человека (омассовление индивидуального сознания, личностные характеристики - конформизм, потребности, потребности, поведение, деятельность ит.д.)

Методы «Социальной экологии»: личная рефлексия, контент-анализ материалов СМИ, психологическая экспертиза информационных материалов, фокус-группа, опросы, деловые игры, групповая дискуссия

Актуальность курса «Социальная экология». Проблема, с которой сталкиваются человек и общество в современном мире, состоит в дефиците субъективных и организационных ресурсов, благодаря которым субъект способен был бы развивать, поддерживать и при необходимости восстанавливать собственную идентичность, реализовать свой сущностный потенциал. Все перечисленные изменения, происходящие в сфере взаимоотношений человека с естественными, но еще большей степени – с искусственными информационными средами, сводятся в основном к необходимости осмыслить и решить три проблемы:

1. В настоящее время полностью определилась потребность в создании системы экологического контроля глобальной информационной среды человека, так как генетически обусловленные механизмы внушаемости не могут обеспечить ему возможности выжить в тех условиях, которые формируются современными средствами информационного воздействия.

2. Сложившаяся в современном мире единая мировая информационная система незаметно освободила человечество от забот о своем «свободном развитии», по существу, этот процесс контролируется некими олигархическими группами социо-программистов, которые управляют банками данных информационной продукции [3].

3. Возникает задача защитить психику человека с помощью формирования у него информационной культуры. Очевидно, что человек не должен воспринимать получаемую информацию как истину в конечной инстанции, но не должен отгораживаться от нее. Важно научить человека интерпретировать информацию, понимать ее суть, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, находить требуемую информацию в различных источниках, систематизировать ее, находить ошибки в получаемой информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы, устанавливать связи, вычленять главное в информационном сообщении.

    Практический компонент. Умеет использовать системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики; самостоятельно разбираться в постановке и решении проблем, связанных с поведением человека в различных социальных ситуациях; использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации; работать с компьютером как средством управления информацией; реализовывать стандартные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности; работать с учебной и научной психологической литературой; проводить библиографическую и информационно-поисковую работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр.

Ценностный компонент. Понимает ценность целостности картины мира; значения смысловых и мотивационно-ценностных компонентов картины мира.

Основные понятия. Информационно-психологическая безопасность системы социально-политических отношений современного информационного общества, ппсихологическая безопасность, психологическая опасность, психотравмирующие ситуации, социальные фобии, субъекты, субъекты психологической защиты, угроза, ущерб (вред).

Перечень вопросов, выносимых на обсуждение

  1. Причины проблем, с которыми сталкиваются человек и общество в современном мире.

  2. Назовите подходы в определении социальной экологии: натуроцентризм, антропоцентризм, психологический детерминизм

  3. Сформулируйте проблему существования и адаптации человека к различным видам сред.

  4. Назовите механизмы адаптации в разных средах

  5. Выберите методы изучения проблем в зависимости от дефицита субъективных и организационных ресурсов, которыми располагает человек т общество.

  6. Объясните, какова роль деятельностного подхода для понимания задач индивидов в существовании и развитии общества

  7. Приведите примеры, объясняющие функциональный подход деятельностного процесса.

  8. В чем заключаются механизмы взаимоотношений индивидов в обществе.

  9. Особенности ролевого поведения, заключающиеся в необходимости определенного поведения и наличии ожиданий окружающих, связанных с ним.

  10. Объясните следующие слова В. Б. Ольшанского: «На идеальной схеме» того или иного типа взаимодействия каждое действующее лицо занимает свою позицию. Более конкретно она определяется в соотнесении с другими позициями. В элементарном случае на схеме существует только «позиция» и «контрпозиция». Например, если некто хочет сделать покупку, он находит человека в позиции продавца и занимает соответствующую контрпозицию, т.е. ведет себя, как подобает в этой ситуации».

  11. Назовите основные положения ролевой теории

  12. С какими ожиданиями вы сталкиваетесь, выполняя те или иные роли. Как вы поступаете в таких случаях?

  13. С какими санкциями общества или группы вы уже сталкивались в своей жизни. Почему это называется социальным контролем?



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1 Место дисциплины в учебном процессе iconАграрный институт
Цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1 Место дисциплины в учебном процессе icon1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе
В рамках данной дисциплины студентами изучаются следующие основополагающие аспекты
1 Место дисциплины в учебном процессе icon«Электротехника и электроника»
Цель и задачи преподавания дисциплины, ее место в учебном процессе, обязательный минимум содержания
1 Место дисциплины в учебном процессе iconСамостоятельная работа аспирантов
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1 Место дисциплины в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1 Место дисциплины в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1 Место дисциплины в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1 Место дисциплины в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1 Место дисциплины в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цель, задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1 Место дисциплины в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цель, задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1 Место дисциплины в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1 Место дисциплины в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1 Место дисциплины в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1 Место дисциплины в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1 Место дисциплины в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1 Место дисциплины в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск