Рабочая программа составлена на основе





Скачать 153.9 Kb.
НазваниеРабочая программа составлена на основе
Дата публикации23.04.2015
Размер153.9 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа


Оглавление
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………….. 3

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ, ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ……………………………. 3

2.1. Цели и задачи дисциплины …………………………………………………………... 3

2.2. Место дисциплины в учебном процессе ……………………………………………. 3

2.3. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего обучение данной дисциплины ………………………………………………………………………………... 3

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ …………………………. 4

3.1. Распределение зачетных единиц / часов учебных занятий ………………………... 4

3.2. Содержание дисциплины …………………………………………………………..… 4

3.2.1. Наименование тем, их содержание, объем лекционных занятий ……………... 4

3.2.2. Семинары, их наименование, содержание и объем ……………………………. 5

3.2.3. Самостоятельная работа аспирантов ……………………………………………. 5

3.2.4. Контроль результативности учебного процесса по дисциплине ……………… 6

3.3. Требования к ресурсам, необходимым для результативного изучения

дисциплины ………………………………………………………………………………... 6

3.4. Учебно-методические материалы по дисциплине ………………………………….. 7

3.4.1. Основная и дополнительная литература ……………………………………….... 7

3.4.2. Перечень тем рефератов ………………………………………………………….. 8

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Рабочая программа составлена на основе:

- федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365;

- учебных планов УГЛТУ по основным образовательным программам послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальностям 01.04.07; 02.00.01; 02.00.06; 05.02.11; 05.02.23; 05.13.06; 05.17.06; 05.21.01; 05.21.03; 05.21.05; 05.22.01; 05.23.11; 06.01.07; 06.03.01; 06.03.02; 06.03.03; 08.00.05; 25.00.36.

«Региональное природопользование» является одной из дисциплин в системе подготовки аспирантов. В рамках курса предусмотрены лекционные и практические занятия, а также самостоятельная работа аспирантов. По учебному плану дисциплина преподается на I курсе обучения.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ,

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА


    1. Цели и задачи дисциплины

Целью курса «Региональное природопользование» является формирование новых ценностных ориентаций по отношению к природной среде, населению, хозяйству, человеку, направленных на изучение возможностей долговременного, экологически безопасного использования благ природы для развития общества в обстановке мощных и растущих антропогенных нагрузок на природную среду.

Задачей изучения дисциплины является выработка навыков экологически оправданного поведения, формирование экологической культуры личности инженерных и руководящих кадров.


    1. Место дисциплины в учебном процессе

Соотношение учебных дисциплин по их назначению


Обеспечивающие

Сопутствующие

Обеспечиваемые

Дисциплины учебных планов специалистов и магистров: Экология; Экономическая теория, Экономика отрасли; Менеджмент; Безопасность жизнедеятельности

Планирование и анализ результатов эксперимента.

Системный анализ в исследовательской работе

Научно-исследовательская работа и выполнение диссертации




    1. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего обучение данной дисциплины


Аспирант должен знать: основные термины и понятия природопользования, основные этапы взаимодействия общества и природы, основные виды негативных антропогенных последствий, категории природных ресурсов, концепции ресурсных циклов и оптимального ландшафта, основы мониторинга природных ресурсов, основы методов оценки экологической ситуации, виды природопользования: территориальное, ресурсное и отраслевое; основы законодательства по природопользованию и управлению природопользованием; государственные кадастры как вид учета природных ресурсов; экологический паспорт предприятия (отражает экологические и ресурсные параметры деятельности предприятия); принципы создания малоотходных и безотходных технологий; международное сотрудничество в области регионального использования мировых природных ресурсов.

Аспирант должен уметь: пользоваться различными нормативными документами, и национальными стандартами в области охраны окружающей среды и регионального природопользования; показателями, определяющими уровень экологического бедствия или экологическую ситуацию данной территории.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Распределение зачетных единиц / часов учебных занятий

Вид занятий

Трудоемкость

Зач. ед.*

Час.

Лекции

0,17

6

Семинары

0,11

4

Лабораторная работа

-

-

Практические занятия

-

-

Самостоятельная работа

0,72

26

ИТОГО

1

36

*Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам

3.2. Содержание дисциплины
3.2.1. Наименование тем, их содержание, объем лекционных занятий

Порядко-вый номер

лекции

Раздел, тема учебного курса, содержание лекций

Трудоемкость

Зач.

ед.

Час.

1

2

3

4

1

Природопользование в системе взаимодействия общества и природы. Этапы взаимодействия общества и природы, экологические кризисы и революции, соответствующие каждому из этапов развития человеческого общества.

Научные основы регионального природопользования, его возможности и проблемы. Современный взгляд на проблему рационализации производства, пути оптимизации ресурсопользования, схема принятия решений при использовании природных ресурсов.

0,055

2

2

Ресурсное природопользование. Минеральные ресурсы, категории запасов, их классификация, размещение и использование; земельные ресурсы, размещение, восстановление (рекультивация) и использование; водные ресурсы – многоцелевой ресурс, оценка запаса, виды водопользования, лесные ресурсы, перспективы рационального лесопользования; биологические и агроклиматические ресурсы.

Отраслевое природопользование. Основные группы отраслей: добывающего и промышленного природопользования, продуктивного природопользования, ландшафтопользования и землепользования; горнодобывающее природопользование, сельскохозяйственное природопользование, промысловое и рекреационное природопользование.


0,055

2




1

2

3

4




Территориальное природопользование. Региональная структура природопользования России, региональные типы природопользования, сочетания местных природно-экономических и социально-исторических условий.

Устойчивое развитие и природопользование. Последствия экстенсивного развития экономики; стратегия устойчивого развития, задачи природопользования в рамках стратегии устойчивого развития.







3

Управление природопользованием. Система управления природопользованием и охраной окружающей среды; органы управления природными ресурсами и охраной окружающей среды.

Международное сотрудничество по использованию мировых природных ресурсов. Организация международного сотрудничества; международные соглашения; направления и принципы сотрудничества стран в области природопользования.

0,055

2




ИТОГО

0,17

6



3.2.2. Семинары, их наименование, содержание и объем

Порядковый номер

практи-ческого занятия

Раздел, тема учебного курса, содержание семинаров, лабораторных работ, практических занятий

Трудоемкость

Зач.

ед.

Час.

1

Оценка запаса ресурса. Ресурс, качество ресурса, истощение ресурса, ресурсы возобновляемые, исчерпаемые, разведанные, прогнозируемые ресурсы.

Определение допустимой рекреационной нагрузки на лес. Средообразующая и рекреационная роль леса; единовременная и годовая рекреационная нагрузка, ООПТ и зоны экологического бедствия.

0,055

2

2

Экономическая оценка ущерба биоресурсам. Такса за ущерб, региональный коэффициент биоразнообразия, красная книга

0,055

2




ИТОГО

0,11

4



3.2.3. Самостоятельная работа аспирантов

Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения

Перечень заданий для самостоятельной работы (рефераты, доклады, переводы, расчеты, планирование эксперимента и т.п.)

Трудоемкость

Зач.

ед.

Час.

1

2

3

4

Природно-ресурсный, хозяйственный и экологический подходы к оценки ресурсов; направления научно-технической революции и ее влияние на природопользование.

Текущая проработка теоретического материала

0,055

2

1

2

3

4

Земельные ресурсы, категории земель их размеры, перспективы рационального водопользования; лесные ресурсы, категории запасов, их классификация, размещение и использование, биологические и агроклиматические ресурсы категории запасов, размещение и перспективы рационального использование ресурсообеспеченность Свердловской области.

Текущая проработка теоретического материала. Реферат

0,17

6

Природопользование в отраслях тяжелой промышленности и транспорта, обрабатывающей промышленности, их особенности, проблемы и пути решения.

Текущая проработка теоретического материала

0,055

2

Факторы, влияющие на характер природопользования территорий; региональная экологическая политика и стратегия развития страны.

Текущая проработка теоретического материала

0,055

2

Основные направления стратегии устойчивого эколого-экономического развития Свердловской области; комплексный системный подход к регулированию природопользования; усовершенствование методов экономической оценки природных ресурсов; направления стратегии природопользования по отдельным видам природных ресурсов;

Текущая проработка теоретического материала. Реферат

0,22

8

Функции органов управления в сфере природопользования; законодательство по природопользованию и окружающей среде, стандарты качества окружающей среды, государственные кадастры и другие виды учета природных ресурсов, экологический паспорт предприятия, экономическое регулирование природопользования Государственный институциальный механизм управления природопользованием.

Текущая проработка теоретического материала

0,11

4

Формы международного сотрудничества; права стран на владение природными ресурсами международного распространения; “национальные ресурсы” и их пространство

Текущая проработка теоретического материала

0,055

2




ИТОГО

0,72

26


3.2.4. Контроль результативности учебного процесса по дисциплине
Текущий и промежуточный контроль учебного процесса заключается в защите реферата.

Итоговый контроль проводится в форме зачета.

3.3. Требования к ресурсам, необходимым для результативного изучения дисциплины
Мультимедийный класс: проектор, ноутбук


3.4. Учебно-методические материалы по дисциплине

3.4.1. Основная и дополнительная литература

Основная литература

  1. Мазуркин, П.М. Рациональное природопользование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров и магистров 280400 "Природообустройство", инженеров 656400 "Природообустройство" / П.М. Мазуркин, С.Е. Анисимов, С.И. Михайлова: в 3 ч. – Йошкар-Ола: Марийский гос. техн. ун-т. – Ч. 1: Экологически ответственное землепользование. – 2006. – 176 с. (1 экз.).

  2. Мазуркин, П.М. Рациональное природопользование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров и магистров 280400 "Природообустройство", инженеров 656400 "Природообустройство" / П.М. Мазуркин, С.Е. Анисимов, С.И. Михайлова: в 3 ч. – Йошкар-Ола: Марийский гос. техн. ун-т. – Ч. 2: Экологически ответственное водопользование. – 2006. – 216 с. (1 экз.).

  3. Основы природопользования: Учебное пособие [Электронный ресурс] / И.Ю. Григорьева. – М.: НИЦ Инфра-М, 2013. – 336 с. – Режим доступа: http://www.znanium.com/bookread.php?book=341082.

  4. Протасов, В.Ф. Экологические основы природопользования: Учебное пособие [Электронный ресурс] / В.Ф. Протасов. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. – 304 с. – Режим доступа: http://www.znanium.com/bookread.php?book=197844.

  5. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Экология" и "География" / В.М. Константинов и др.; под ред. В.М. Константинова. – М.: Академия, 2009. – 272 с. (21 экз.).

  6. Страхова, Н.А. Экология и природопользование: учебное пособие / Н.А. Страхова, Е.В. Омельченко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 252 с. (1 экз.).

  7. Хван, Т.А. Экология. Основы рационального природопользования: учебное пособие для студентов вузов / Т.А. Хван, М.В. Шинкина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 319 с. (3 экз.).

  8. Экологическая безопасность: учебное пособие для студентов вузов / Р.И. Айзман и др.; Новосиб. гос. пед. ун-т, Моск. пед. гос. ун-т. – Новосибирск; М.: АРТА, 2011. – 272 с. (1 экз.).

  9. Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением правительства российской федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р ). – Режим доступа: http://www.rg.ru/oficial/doc/raspor_rf/1225-p.shtm.

  10. Экологические основы природопользования: Учебник [Электронный ресурс] / М.В. Гальперин. – 2-e изд., испр. – М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. – 256 с. – Режим доступа: http://www.znanium.com/bookread.php?book=305572.

  11. Экология и экономика природопользования: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / Э.В. Гирусов и др.; под ред. Э.В. Гирусова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 591 с. (20 экз.).


Дополнительная литература

  1. Новиков, Юрий Владимирович.

  2. Экология, окружающая среда и человек: учеб. пособие / Ю.В. Новиков. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 320 с. (1 экз. + 3 экз. 1999 г.).

  3. Протасов, В.Ф. Экология, здоровье и природопользование в России / Под ред. В.Ф. Протасова. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 528 с. (2 экз.).

  4. Титенберг, Т. Экономика природопользования и охрана окружающей среды: учебник / Пер. с англ. К.В. Папенова; Науч. ред. А.Д. Думнов, И.М. Потравный. – М.: ОЛМА-Пресс, 2001. – 591 с. (2 экз.).

  5. Экономика природопользования: учебник / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Экон. фак.; под ред. К.В. Папенова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. – 928 с. (5 экз.).

  6. Экономика окружающей среды и природных ресурсов: вводный курс: Учеб. пособие для студентов вузов / Под. ред. А.А. Голуба и Г.В. Сафонова. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 268 с. (3 экз.).

3.4.2. Перечень тем рефератов

  1. Взаимоотношения природы и общества

  2. Роль великих географических открытий 16-17 веков в расширении территории интенсивного природопользования

  3. Типы природопользования в современном мире

  4. Значение природных ресурсов для человечества

  5. Проблема исчерпаемости минеральных ресурсов

  6. Причины и следствия опустынивания территорий

  7. Опустынивание как глобальная проблема человечества

  8. Проблема эрозии почв

  9. Причины деградации лесов на Земле

  10. Экологические последствия интенсивного использования природных ресурсов

  11. Значение и проблемы использования земельных ресурсов

  12. Значение и проблемы использования водных ресурсов в природе, хозяйстве

  13. Проблемы возобновления лесов и связанные с ними экологические проблемы

  14. Роль зеленых растений в биосфере

  15. Проблемы лесопользования Саратовской области

  16. Охотничий и звероловный промысел

  17. Экологические проблемы охоты. Охрана животных

  18. Природопользование в энергетике

  19. Альтернативные источники энергии

  20. Экологическая обстановка и проблемы в районах крупных энергетических объектов

  21. Экологические проблемы горнодобывающей промышленности

  22. Сельское хозяйство как фактор воздействия на окружающую среду

  23. Экологическая обстановка в районах сельскохозяйственной деятельности

  24. Проблема рационального использования земель

  25. Проблема химического загрязнения почвы, грунтовых и поверхностных вод

  26. Транспорт и землепользование

  27. Транспорт и городская среда

  28. Экологическое воздействие транспортных систем

  29. Состояние здоровья – важнейший показатель природопользования

  30. Влияние загрязнений на здоровье людей

  31. Медико-экологические аспекты охраны природы

  32. Влияние урбанизации на биосферу

  33. Экологическая обстановка и проблемы в городских агломерациях.

  34. Экологическая обстановка и проблемы в промышленных центрах.

  35. Пути решения проблемы перенаселения Земли

  36. Глобальная продовольственная проблема в современном мире

  37. Роль общественности в охране окружающей среды

  38. Принципы организации рационального природопользования

  39. Природоохранное законодательство в России

  40. Природоохранное законодательство за рубежом

  41. Управление охраной природы в России

  42. Управление охраной природы за рубежом

  43. Охрана природы в развивающихся странах

  44. Ответственность за экологические преступления и правонарушения

  45. Вклад экологических фондов в охрану природы

  46. Современные экологические организации

  47. Прогнозы и сценарии развития мирового хозяйства и населения на ближайшие 100- 200 лет

  48. Управление природопользованием в Российской Федерации

  49. Управление экологической безопасностью в РФ

  50. Методика оценок воздействия на окружающую среду


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы»под редакцией доктора педагогических...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по технологии составлена на основе федерального государственного
...
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 10 классе...
Рабочая программа составлена на основе федерального образовательного стандарта и программы для общеобразовательных учреждений по
Рабочая программа составлена на основе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программ по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования....
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа составлена на основе
Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной...
Рабочая программа составлена на основе iconГС(к)оу «Школа интернат для глухих детей» рабочая программа по информатике...
Рабочая программа составлена на основе государственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-го вида...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно- правовых документов
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая учебная программа по литературе в 11 классе Срок реализации...
Составлена на основе Федерального компонента государственного общего образования 2004 года
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по химии в 10 классе составлена...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе авторской программы
Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией Н. Е. Кузнецовой, «Вентана-Граф», 2011 год
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Огневская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка к Рабочей программе по музыке 6 класс (общеобразовательный...
Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по географии для 10 класса Программа составлена на основе
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по литературе для 10 класса Программа составлена на основе
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и программы общеобразовательных учреждений. Литература...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по литературе 11 кл Пояснительная записка рабочая...
Рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.» (под ред. Г. И. Беленького. М.: «Мнемозина»,...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая учебная программа по хореографии 5-6 класс
Составлена на основе Рабочая программа учебного курса по хореографии для 5-6 классов составлена на основе программ по хореографии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск