Оглавление 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………….. 3
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ, ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ……………………………. 3
2.1. Цели и задачи дисциплины …………………………………………………………... 3
2.2. Место дисциплины в учебном процессе ……………………………………………. 3
2.3. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего обучение данной дисциплины ………………………………………………………………………………... 3
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ …………………………. 4
3.1. Распределение зачетных единиц / часов учебных занятий ………………………... 4
3.2. Содержание дисциплины …………………………………………………………..… 4
3.2.1. Наименование тем, их содержание, объем лекционных занятий ……………... 4
3.2.2. Семинары, их наименование, содержание и объем ……………………………. 5
3.2.3. Самостоятельная работа аспирантов ……………………………………………. 5
3.2.4. Контроль результативности учебного процесса по дисциплине ……………… 6
3.3. Требования к ресурсам, необходимым для результативного изучения
дисциплины ………………………………………………………………………………... 6
3.4. Учебно-методические материалы по дисциплине ………………………………….. 7
3.4.1. Основная и дополнительная литература ……………………………………….... 7
3.4.2. Перечень тем рефератов ………………………………………………………….. 8
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Рабочая программа составлена на основе:
- федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365;
- учебных планов УГЛТУ по основным образовательным программам послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальностям 01.04.07; 02.00.01; 02.00.06; 05.02.11; 05.02.23; 05.13.06; 05.17.06; 05.21.01; 05.21.03; 05.21.05; 05.22.01; 05.23.11; 06.01.07; 06.03.01; 06.03.02; 06.03.03; 08.00.05; 25.00.36.
«Региональное природопользование» является одной из дисциплин в системе подготовки аспирантов. В рамках курса предусмотрены лекционные и практические занятия, а также самостоятельная работа аспирантов. По учебному плану дисциплина преподается на I курсе обучения. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ,
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА
Цели и задачи дисциплины
Целью курса «Региональное природопользование» является формирование новых ценностных ориентаций по отношению к природной среде, населению, хозяйству, человеку, направленных на изучение возможностей долговременного, экологически безопасного использования благ природы для развития общества в обстановке мощных и растущих антропогенных нагрузок на природную среду.
Задачей изучения дисциплины является выработка навыков экологически оправданного поведения, формирование экологической культуры личности инженерных и руководящих кадров.
Место дисциплины в учебном процессе
Соотношение учебных дисциплин по их назначению
Обеспечивающие
| Сопутствующие
| Обеспечиваемые
| Дисциплины учебных планов специалистов и магистров: Экология; Экономическая теория, Экономика отрасли; Менеджмент; Безопасность жизнедеятельности
| Планирование и анализ результатов эксперимента.
Системный анализ в исследовательской работе
| Научно-исследовательская работа и выполнение диссертации
|
Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего обучение данной дисциплины
Аспирант должен знать: основные термины и понятия природопользования, основные этапы взаимодействия общества и природы, основные виды негативных антропогенных последствий, категории природных ресурсов, концепции ресурсных циклов и оптимального ландшафта, основы мониторинга природных ресурсов, основы методов оценки экологической ситуации, виды природопользования: территориальное, ресурсное и отраслевое; основы законодательства по природопользованию и управлению природопользованием; государственные кадастры как вид учета природных ресурсов; экологический паспорт предприятия (отражает экологические и ресурсные параметры деятельности предприятия); принципы создания малоотходных и безотходных технологий; международное сотрудничество в области регионального использования мировых природных ресурсов.
Аспирант должен уметь: пользоваться различными нормативными документами, и национальными стандартами в области охраны окружающей среды и регионального природопользования; показателями, определяющими уровень экологического бедствия или экологическую ситуацию данной территории. 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 3.1. Распределение зачетных единиц / часов учебных занятий
Вид занятий
| Трудоемкость
| Зач. ед.*
| Час.
| Лекции
| 0,17
| 6
| Семинары
| 0,11
| 4
| Лабораторная работа
| -
| -
| Практические занятия
| -
| -
| Самостоятельная работа
| 0,72
| 26
| ИТОГО
| 1
| 36
| *Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам
3.2. Содержание дисциплины 3.2.1. Наименование тем, их содержание, объем лекционных занятий
Порядко-вый номер
лекции
| Раздел, тема учебного курса, содержание лекций
| Трудоемкость
| Зач.
ед.
| Час.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| Природопользование в системе взаимодействия общества и природы. Этапы взаимодействия общества и природы, экологические кризисы и революции, соответствующие каждому из этапов развития человеческого общества.
Научные основы регионального природопользования, его возможности и проблемы. Современный взгляд на проблему рационализации производства, пути оптимизации ресурсопользования, схема принятия решений при использовании природных ресурсов.
| 0,055
| 2
| 2
| Ресурсное природопользование. Минеральные ресурсы, категории запасов, их классификация, размещение и использование; земельные ресурсы, размещение, восстановление (рекультивация) и использование; водные ресурсы – многоцелевой ресурс, оценка запаса, виды водопользования, лесные ресурсы, перспективы рационального лесопользования; биологические и агроклиматические ресурсы.
Отраслевое природопользование. Основные группы отраслей: добывающего и промышленного природопользования, продуктивного природопользования, ландшафтопользования и землепользования; горнодобывающее природопользование, сельскохозяйственное природопользование, промысловое и рекреационное природопользование.
| 0,055
| 2
|
1
| 2
| 3
| 4
|
| Территориальное природопользование. Региональная структура природопользования России, региональные типы природопользования, сочетания местных природно-экономических и социально-исторических условий.
Устойчивое развитие и природопользование. Последствия экстенсивного развития экономики; стратегия устойчивого развития, задачи природопользования в рамках стратегии устойчивого развития.
|
|
| 3
| Управление природопользованием. Система управления природопользованием и охраной окружающей среды; органы управления природными ресурсами и охраной окружающей среды.
Международное сотрудничество по использованию мировых природных ресурсов. Организация международного сотрудничества; международные соглашения; направления и принципы сотрудничества стран в области природопользования.
| 0,055
| 2
|
| ИТОГО
| 0,17
| 6
|
3.2.2. Семинары, их наименование, содержание и объем
Порядковый номер
практи-ческого занятия
| Раздел, тема учебного курса, содержание семинаров, лабораторных работ, практических занятий
| Трудоемкость
| Зач.
ед.
| Час.
| 1
| Оценка запаса ресурса. Ресурс, качество ресурса, истощение ресурса, ресурсы возобновляемые, исчерпаемые, разведанные, прогнозируемые ресурсы.
Определение допустимой рекреационной нагрузки на лес. Средообразующая и рекреационная роль леса; единовременная и годовая рекреационная нагрузка, ООПТ и зоны экологического бедствия.
| 0,055
| 2
| 2
| Экономическая оценка ущерба биоресурсам. Такса за ущерб, региональный коэффициент биоразнообразия, красная книга
| 0,055
| 2
|
| ИТОГО
| 0,11
| 4
|
3.2.3. Самостоятельная работа аспирантов
Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения
| Перечень заданий для самостоятельной работы (рефераты, доклады, переводы, расчеты, планирование эксперимента и т.п.)
| Трудоемкость
| Зач.
ед.
| Час.
| 1
| 2
| 3
| 4
| Природно-ресурсный, хозяйственный и экологический подходы к оценки ресурсов; направления научно-технической революции и ее влияние на природопользование.
| Текущая проработка теоретического материала
| 0,055
| 2
| 1
| 2
| 3
| 4
| Земельные ресурсы, категории земель их размеры, перспективы рационального водопользования; лесные ресурсы, категории запасов, их классификация, размещение и использование, биологические и агроклиматические ресурсы категории запасов, размещение и перспективы рационального использование ресурсообеспеченность Свердловской области.
| Текущая проработка теоретического материала. Реферат
| 0,17
| 6
| Природопользование в отраслях тяжелой промышленности и транспорта, обрабатывающей промышленности, их особенности, проблемы и пути решения.
| Текущая проработка теоретического материала
| 0,055
| 2
| Факторы, влияющие на характер природопользования территорий; региональная экологическая политика и стратегия развития страны.
| Текущая проработка теоретического материала
| 0,055
| 2
| Основные направления стратегии устойчивого эколого-экономического развития Свердловской области; комплексный системный подход к регулированию природопользования; усовершенствование методов экономической оценки природных ресурсов; направления стратегии природопользования по отдельным видам природных ресурсов;
| Текущая проработка теоретического материала. Реферат
| 0,22
| 8
| Функции органов управления в сфере природопользования; законодательство по природопользованию и окружающей среде, стандарты качества окружающей среды, государственные кадастры и другие виды учета природных ресурсов, экологический паспорт предприятия, экономическое регулирование природопользования Государственный институциальный механизм управления природопользованием.
| Текущая проработка теоретического материала
| 0,11
| 4
| Формы международного сотрудничества; права стран на владение природными ресурсами международного распространения; “национальные ресурсы” и их пространство
| Текущая проработка теоретического материала
| 0,055
| 2
|
| ИТОГО
| 0,72
| 26
|
3.2.4. Контроль результативности учебного процесса по дисциплине Текущий и промежуточный контроль учебного процесса заключается в защите реферата.
Итоговый контроль проводится в форме зачета.
3.3. Требования к ресурсам, необходимым для результативного изучения дисциплины Мультимедийный класс: проектор, ноутбук
3.4. Учебно-методические материалы по дисциплине
3.4.1. Основная и дополнительная литература
Основная литература
Мазуркин, П.М. Рациональное природопользование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров и магистров 280400 "Природообустройство", инженеров 656400 "Природообустройство" / П.М. Мазуркин, С.Е. Анисимов, С.И. Михайлова: в 3 ч. – Йошкар-Ола: Марийский гос. техн. ун-т. – Ч. 1: Экологически ответственное землепользование. – 2006. – 176 с. (1 экз.).
Мазуркин, П.М. Рациональное природопользование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров и магистров 280400 "Природообустройство", инженеров 656400 "Природообустройство" / П.М. Мазуркин, С.Е. Анисимов, С.И. Михайлова: в 3 ч. – Йошкар-Ола: Марийский гос. техн. ун-т. – Ч. 2: Экологически ответственное водопользование. – 2006. – 216 с. (1 экз.).
Основы природопользования: Учебное пособие [Электронный ресурс] / И.Ю. Григорьева. – М.: НИЦ Инфра-М, 2013. – 336 с. – Режим доступа: http://www.znanium.com/bookread.php?book=341082.
Протасов, В.Ф. Экологические основы природопользования: Учебное пособие [Электронный ресурс] / В.Ф. Протасов. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. – 304 с. – Режим доступа: http://www.znanium.com/bookread.php?book=197844.
Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Экология" и "География" / В.М. Константинов и др.; под ред. В.М. Константинова. – М.: Академия, 2009. – 272 с. (21 экз.).
Страхова, Н.А. Экология и природопользование: учебное пособие / Н.А. Страхова, Е.В. Омельченко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 252 с. (1 экз.).
Хван, Т.А. Экология. Основы рационального природопользования: учебное пособие для студентов вузов / Т.А. Хван, М.В. Шинкина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 319 с. (3 экз.).
Экологическая безопасность: учебное пособие для студентов вузов / Р.И. Айзман и др.; Новосиб. гос. пед. ун-т, Моск. пед. гос. ун-т. – Новосибирск; М.: АРТА, 2011. – 272 с. (1 экз.).
Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением правительства российской федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р ). – Режим доступа: http://www.rg.ru/oficial/doc/raspor_rf/1225-p.shtm.
Экологические основы природопользования: Учебник [Электронный ресурс] / М.В. Гальперин. – 2-e изд., испр. – М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. – 256 с. – Режим доступа: http://www.znanium.com/bookread.php?book=305572.
Экология и экономика природопользования: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / Э.В. Гирусов и др.; под ред. Э.В. Гирусова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 591 с. (20 экз.).
Дополнительная литература
Новиков, Юрий Владимирович.
Экология, окружающая среда и человек: учеб. пособие / Ю.В. Новиков. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 320 с. (1 экз. + 3 экз. 1999 г.).
Протасов, В.Ф. Экология, здоровье и природопользование в России / Под ред. В.Ф. Протасова. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 528 с. (2 экз.).
Титенберг, Т. Экономика природопользования и охрана окружающей среды: учебник / Пер. с англ. К.В. Папенова; Науч. ред. А.Д. Думнов, И.М. Потравный. – М.: ОЛМА-Пресс, 2001. – 591 с. (2 экз.).
Экономика природопользования: учебник / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Экон. фак.; под ред. К.В. Папенова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. – 928 с. (5 экз.).
Экономика окружающей среды и природных ресурсов: вводный курс: Учеб. пособие для студентов вузов / Под. ред. А.А. Голуба и Г.В. Сафонова. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 268 с. (3 экз.).
3.4.2. Перечень тем рефератов
Взаимоотношения природы и общества
Роль великих географических открытий 16-17 веков в расширении территории интенсивного природопользования
Типы природопользования в современном мире
Значение природных ресурсов для человечества
Проблема исчерпаемости минеральных ресурсов
Причины и следствия опустынивания территорий
Опустынивание как глобальная проблема человечества
Проблема эрозии почв
Причины деградации лесов на Земле
Экологические последствия интенсивного использования природных ресурсов
Значение и проблемы использования земельных ресурсов
Значение и проблемы использования водных ресурсов в природе, хозяйстве
Проблемы возобновления лесов и связанные с ними экологические проблемы
Роль зеленых растений в биосфере
Проблемы лесопользования Саратовской области
Охотничий и звероловный промысел
Экологические проблемы охоты. Охрана животных
Природопользование в энергетике
Альтернативные источники энергии
Экологическая обстановка и проблемы в районах крупных энергетических объектов
Экологические проблемы горнодобывающей промышленности
Сельское хозяйство как фактор воздействия на окружающую среду
Экологическая обстановка в районах сельскохозяйственной деятельности
Проблема рационального использования земель
Проблема химического загрязнения почвы, грунтовых и поверхностных вод
Транспорт и землепользование
Транспорт и городская среда
Экологическое воздействие транспортных систем
Состояние здоровья – важнейший показатель природопользования
Влияние загрязнений на здоровье людей
Медико-экологические аспекты охраны природы
Влияние урбанизации на биосферу
Экологическая обстановка и проблемы в городских агломерациях.
Экологическая обстановка и проблемы в промышленных центрах.
Пути решения проблемы перенаселения Земли
Глобальная продовольственная проблема в современном мире
Роль общественности в охране окружающей среды
Принципы организации рационального природопользования
Природоохранное законодательство в России
Природоохранное законодательство за рубежом
Управление охраной природы в России
Управление охраной природы за рубежом
Охрана природы в развивающихся странах
Ответственность за экологические преступления и правонарушения
Вклад экологических фондов в охрану природы
Современные экологические организации
Прогнозы и сценарии развития мирового хозяйства и населения на ближайшие 100- 200 лет
Управление природопользованием в Российской Федерации
Управление экологической безопасностью в РФ
Методика оценок воздействия на окружающую среду
|