Рабочая программа составлена на основе





Скачать 132.46 Kb.
НазваниеРабочая программа составлена на основе
Дата публикации15.01.2015
Размер132.46 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа




Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………….. 3

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………….. 3

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ, ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ……………………………. 3

2.1. Цели и задачи дисциплины …………………………………………………………... 3

2.2. Место дисциплины в учебном процессе ……………………………………………. 4

2.3. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего обучение данной дисциплины ………………………………………………………………………………... 4

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ …………………………. 5

3.1. Распределение зачетных единиц / часов учебных занятий ………………………... 5

3.2. Содержание дисциплины …………………………………………………………..… 5

3.2.1. Наименование тем, их содержание, объем лекционных занятий ……………... 5

3.2.2. Семинары, их наименование, содержание и объем ……………………………. 5

3.2.3. Самостоятельная работа аспирантов ……………………………………………. 6

3.2.4. Контроль результативности учебного процесса по дисциплине ……………… 6

3.3. Требования к ресурсам, необходимым для результативного изучения

дисциплины ………………………………………………………………………………... 6

3.4. Учебно-методические материалы по дисциплине …………………………………. 7

3.4.1. Основная и дополнительная литература ………………………………………... 7

3.4.2. Примерный перечень тем рефератов и докладов …………....……..…………... 8

ВВЕДЕНИЕ
Фитопатология – наука о болезнях растений, их причинах и мерах борьбы с ними. Лесная фитопатология – наука, являющаяся частью лесозащиты, изучающая болезни древесных растений и процессы биологического разрушения древесины на складах, в сооружениях и постройках и разрабатывающая меры борьбы с болезнями. Лесозащита – целостное учение, разрабатывающее теоретические основы и методы предотвращения и снижения потерь в лесах от вредных организмов и других неблагоприятных факторов, а также раздел производства, осуществляющий применение этих методов в лесном хозяйстве, лесной промышленности, при ведении защитного лесоразведения и садово-паркового строительства.

Главный итог изучения дисциплины: установление диагноза заболевания растений, планирование и разработка эффективных мер борьбы.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Рабочая программа составлена на основе:

- федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365;

- программы-минимум кандидатского экзамена по специальности 06.01.07 «Защита растений», утвержденной решением Ученого совета лесохозяйственного факультета от 02.12.2010 г. №11;

- паспорта специальности научных работников 06.01.07 «Защита растений»;

- учебного плана УГЛТУ по основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 06.01.07 «Защита растений».
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ, ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА


    1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины - профессиональная подготовка аспирантов в области фитопатологии; овладение методами исследований лесных и урбо-систем и их компонентов, анализа состояния и динамики показателей качества объектов деятельности, отдельных уполномоченных организаций и учреждений с использованием необходимых методов и средств для оптимизации состояния окружающей природной и урбанизированной среды

Задачи дисциплины:

- изучение групп и видов возбудителей болезней древесных пород, их роли в ухудшении состояния, снижения устойчивости, средозащитных и санитарно-гигиенических свойств и функций леса;

- изучение наиболее опасных и распространенных болезней растений, овладение методиками их диагностики;

- изучение систематики, биологии и экологии и теории прогнозирования размножения возбудителей болезней растений в лесных сообществах;

- изучение современных методов и средств защиты растений от болезней;

- изучение научно-технической информации по тематике исследований;

- овладение практическими навыками полевых исследований и методикой постановки лабораторных экспериментов.


    1. Место дисциплины в учебном процессе

Соотношение учебных дисциплин по их назначению


Обеспечивающие

Сопутствующие

Обеспечиваемые

Дисциплины учебных планов бакалавров и магистров:

Анатомия, физиология растений.

Микробиология


История и философия науки (Современные философские проблемы биологии и экологии. История биологии и экологии)

Защита растений




    1. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего обучение данной дисциплины


После окончания изучения дисциплины аспирант должен:

знать:

- строение, основы систематики, биологические особенности возбудителей болезней;

- причины болезней растений, группы и типы заболеваний растений;

- диагностические признаки, симптомы основных болезней растений;

- основные положения теории патогенеза, эпифитотий и иммунитета растений к инфекционным болезням;

- современные методы, средства и технологии защиты растений от болезней;

уметь:

- разрабатывать планы, программы и методики проведения исследований;

- определять типы болезней и основные болезни растений;

- проводить лабораторные исследования, необходимые для диагностики болезней;

- определять и диагностировать причины снижения устойчивости, ослабления, усыхания, потерь свойств и функций лесных и урбосистем от болезней;

- назначать и проектировать систему надзора и прогноза очагов болезней растений;

- проектировать необходимые защитные мероприятия;

владеть:

- практическими навыками полевых исследований;

- навыками проведения фитопатологических обследований различных эколого-производственных объектов;

- методами оценки ущерба, наносимого насаждениям, древесной и т.п. продукции болезнями и другими факторами неблагоприятного воздействия природного и антропогенного характера;

- методами приготовления микологических препаратов для микроскопирования;

- методикой постановки экспериментов;

иметь представления:

- о современных химических и биологических средствах борьбы с болезнями растений;

- о современных направлениях в изучении теории патогенеза, иммунитета растений к инфекционным болезням и динамики эпифитотий;

- об ущербе, причиняемом болезнями растений и дереворазрушающими грибами.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Распределение зачетных единиц / часов учебных занятий

Вид занятий

Трудоемкость

Зач. ед.*

Час.

Лекции

0,1

4

Семинары

0,06

2

Лабораторная работа

-

-

Практические занятия

-

-

Самостоятельная работа

0,84

30

ИТОГО

1

36

*Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам
3.2. Содержание дисциплины
3.2.1. Наименование тем, их содержание, объем лекционных занятий


Поряд-

ковый

Раздел, тема учебного курса, содержание лекций

Трудоемкость

номер

Зач.

ед.

Час.

лекции

1

Грибы и грибоподобные организмы – возбудители болезней растений. Морфология, размножение, распространение, паразитизм и специализация, систематика.

0,055

2

2

Методы диагностики грибных, бактериальных, вирусных, фитоплазменных и неинфекционных заболеваний растений. Отбор и оформление образцов и проб для исследований.

0,055

2




ИТОГО

0,1

4



3.2.2. Семинары, их наименование, содержание и объем


Поряд-

ковый

номер

семинара

Раздел, тема учебного курса, содержание семинаров, лабораторных работ, практических занятий

Трудоемкость

Зач.

ед.

Час.

1

Методы борьбы с болезнями древесных растений.

0,03

1

2

Болезни хозяйственно значимых групп растений в различных эколого-производственных объектах. Мониторинг санитарного состояния.

0,03

1




ИТОГО

0,06

2



3.2.3. Самостоятельная работа аспирантов


Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения

Перечень заданий для самостоятельной работы (рефераты, доклады, переводы, расчеты, планирование эксперимента и т.п.)

Трудоемкость

Зач.

ед.

Час.

1. Общие сведения о болезнях растений

доклад

0,06

2

2. Возбудители болезней растений: грибы, грибо-подобные организмы, вирусы, бактерии, мико-плазмы, нематоды, высшие паразитические растения

реферат

0,22

8

3. Патогенез и динамика инфекционных болезней растений

4. Иммунитет растений к инфекционным болезням

5. Методы борьбы с болезнями насаждений: надзор, прогноз, карантин

планирование обследований

0,06

2

6. Лесохозяйственные, биологические, биофизи-ческие, механические методы борьбы с болезнями растений

доклад

0,06

2

7. Химический метод борьбы с болезнями растений

8. Болезни всходов и сеянцев; меры борьбы

реферат, планирование обследований

0,22

8

9. Болезни молодняков; меры борьбы

реферат

0,16

6

10. Сосудистые, некрозные, раковые болезни древесных растений; меры борьбы

11. Разрушение древесины на складах, в построй-ках и сооружениях

12. Гнилевые болезни древесных растений; меры борьбы

планирование обследований

0,06

2




ИТОГО

0,84

30


3.2.4. Контроль результативности учебного процесса по дисциплине
Текущий и промежуточный контроль учебного процесса заключается в защите рефератов.

Итоговый контроль проводится в форме зачета по вопросам (п. 3.4.2).

3.3. Требования к ресурсам, необходимым для результативного изучения дисциплины
Лаборатория фитопатологии: микроскоп бинокулярный МБС-1 (5 шт.); микроскоп биологический «Биолам», серии С-1, С-2 (9 шт.); микроскоп «Микромед» МС-1 вар.2а (1 шт.); термошкаф лабораторный (1 шт.); определители болезней растений (9 компл.); наборы для приготовления микроскопических препаратов (чашки Петри, препаравальные иглы, покровные и предметные стекла, пипетки, пинцеты и проч.) (9 шт.); витрины и стенды (дереворазрушающие грибы, болезни растений, цветковые растения-паразиты и др.) (более 50 шт.); плакаты – 25-30 шт.; тематический гербарный материал (оформленные гербарные образцы) (10 тем по 9 комплектов); влажные и сухие постоянные препараты (9 компл.).
3.4. Учебно-методические материалы по дисциплине

3.4.1. Основная и дополнительная литература
Основная литература

  1. Кузьмичев, Е.П. Болезни древесных растений: справочник, Т. 1. Болезни и вредители в лесах России [Электронный ресурс] / Е.П. Кузьмичев, Э.С. Соколова, Е.Г. Мозолевская. – М.: ВНИИЛМ, 2004. – 120 с. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1035459/.

  2. Минкевич, И.И. Фитопатология. Болезни древесных и кустарниковых пород / И.И. Минкевич, Т.Б. Дорофеева, В.О. Ковязин. СПб.: Лань, 2011. – 160 с. (30 экз.).

  3. Молекулярно-генетические и биохимические методы в современной биологии растений [Электронный ресурс] / под ред. Вл. В. Кузнецова, В. В. Кузнецова, Г. А. Романова. – Эл. изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 487 с. – Режим доступа: http://www.znanium.com/bookread.php?book=362497.

  4. Попкова, К.В. Общая фитопатология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Защита растений" направления подготовки дипломир. специалистов "Агрономия" / К.В. Попкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005. – 445 с. (37 экз.).

  5. Чураков, Б.П. Лесная фитопатология: [Электронный ресурс] учеб. пособие [Электронный ресурс] / Б.П. Чураков, Л.Б. Чураков. – СПб.: Лань, 2012. – 448 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/3177/.


Дополнительная литература

  1. Ганиев, М.М. Химические средства защиты растений / М.М. Ганиев, В.Д. Недорезков. – М.: КолосС, 2006. – 241 с. (2 экз.).

  2. Головин, П.Н. Практикум по общей фитопатологии / П.Н. Головин, М.В. Арсентьева, А.Т. Тропова, З.И. Шестиперова. 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Лань, 2002. – 288 с. (25 экз.).

  3. Дьяков, Ю.Т. Популяционная биология фитопатогенных грибов / Ю.Т. Дьяков. – М.: ИД «Муравей», 1998. – 384 с. (3 экз.).

  4. Кузьмичев, Е.П. Инфекционные болезни городских насаждений и меры борьбы с ними: учеб. пособие для слушателей фак. повышения квалификации и проф. переподготовки специалистов / Е.П. Кузьмичев. – М.: МГУЛ, 2002. – 88 с. (27 экз.).

  5. Кутафьева, Н.П. Морфология грибов: учеб. пособие, 2-е изд., испр. и доп. / Н.П. Кутафьева. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002. – 214 с. (2 экз.).

  6. Семенкова, И.Г. Фитопатология: учебник для вузов / И.Г. Семенкова, Э.С. Соколова. – М.: Академия, 2003. – 480 с. (51 экз.).

  7. Попкова, К.В. Общая фитопатология: учебник для вузов / К.В. Попкова, В.А. Шкаликов, Ю.М. Стройков и др. 2-е изд., перераб. и доп. / К.В. Попкова. – М.: Дрофа, 2005. – 445 с. (37 экз.).

  8. Соколова, Э.С. Инфекционные болезни листьев древесных растений: учеб. пособие / Э.С. Соколова, Т.В. Галасьева. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2005. – 42 с. (28 экз.).

  9. Соколова, Э.С. Сосудистые и некрозно-раковые болезни стволов и ветвей: учеб. пособие / Э.С. Соколова, Т.В. Галасьева. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2006. – 36 с. (25 экз.).

  10. Соколова, Э.С. Инфекционные болезни декоративных кустарников: учеб. пособие / Э.С. Соколова, Т.В. Галасьева, Г.Б. Колганихина. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2006. – 102 с. (25 экз.).

  11. Тузов, В.К. Методы борьбы с болезнями и вредителями леса: учеб. пособие / В.К. Тузов, Э.М. Калиниченко, В.А. Рябинков. М.: ВНИИЛМ, 2003. – 112 с. (18 экз.).

  12. Чураков, Б.П. Взаимоотношения патогенных грибов с древесными растениями / Б.П. Чураков. – М.: МГУ, 1993. – 195 с. (10 экз.).


3.4.2. Примерный перечень тем рефератов и докладов
1. Фитопатогенные и ксилотрофные грибы как биоиндикаторы санитарного состояния насаждений. Выявление закономерностей приуроченности экологических групп грибов к насаждениям определенных классов биологической устойчивости.

2. Планирование системы лесопатологического мониторинга.

3. Составление прогнозов развития лесопатологической ситуации (например, возникновения очагов развития корневой губки и т.п.).

4. Современная систематика грибов и грибоподобных организмов.

5. Биологические, экологические особенности патогена в условиях определенного района, эколого-производственного объекта, природно-территориального производственного комплекса.

6. Исследование лесонасаждений и их компонентов, исследование методов учета и оценки лесонасаждений в целях улучшения их качества. Рационализация методов лесозащиты, совершенствование методов учета.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы»под редакцией доктора педагогических...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по технологии составлена на основе федерального государственного
...
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 10 классе...
Рабочая программа составлена на основе федерального образовательного стандарта и программы для общеобразовательных учреждений по
Рабочая программа составлена на основе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программ по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования....
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа составлена на основе
Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной...
Рабочая программа составлена на основе iconГС(к)оу «Школа интернат для глухих детей» рабочая программа по информатике...
Рабочая программа составлена на основе государственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-го вида...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно- правовых документов
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая учебная программа по литературе в 11 классе Срок реализации...
Составлена на основе Федерального компонента государственного общего образования 2004 года
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по химии в 10 классе составлена...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе авторской программы
Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией Н. Е. Кузнецовой, «Вентана-Граф», 2011 год
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Огневская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка к Рабочей программе по музыке 6 класс (общеобразовательный...
Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по географии для 10 класса Программа составлена на основе
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по литературе для 10 класса Программа составлена на основе
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и программы общеобразовательных учреждений. Литература...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по литературе 11 кл Пояснительная записка рабочая...
Рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.» (под ред. Г. И. Беленького. М.: «Мнемозина»,...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая учебная программа по хореографии 5-6 класс
Составлена на основе Рабочая программа учебного курса по хореографии для 5-6 классов составлена на основе программ по хореографии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск