Рабочая программа составлена на основе





Скачать 170.56 Kb.
НазваниеРабочая программа составлена на основе
Дата публикации07.12.2014
Размер170.56 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа


Оглавление
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………….. 3

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ, ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ……………………………. 3

2.1. Цели и задачи дисциплины …………………………………………………………... 3

2.2. Место дисциплины в учебном процессе ……………………………………………. 3

2.3. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего обучение данной дисциплины ………………………………………………………………………………... 4

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ …………………………. 4

3.1. Распределение зачетных единиц / часов учебных занятий ………………………... 4

3.2. Содержание дисциплины …………………………………………………………..… 4

3.2.1. Наименование тем, их содержание, объем лекционных занятий ……………... 4

3.2.2. Самостоятельная работа аспирантов ……………………………………………. 8

3.2.3. Контроль результативности учебного процесса по дисциплине ……………… 9

3.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины ……………………………... 9

3.4. Учебно-методические материалы по дисциплине …………………………………. 9

3.4.1. Основная и дополнительная литература ………………………………………... 9

3.4.2. Перечень тем рефератов …..……………………..…………....……..…………... 10

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Рабочая программа составлена на основе:

- федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365;

- программы-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» «История технических наук», разработанной Институтом истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН и одобренной экспертным советом ВАК Минобразования России по истории;

- учебных планов УГЛТУ по основным образовательным программам послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальностям 05.02.11, 05.02.23, 05.13.06, 05.21.01, 05.21.03, 05.21.05, 05.22.01, 05.23.11.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ, ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА


    1. Цели и задачи дисциплины

Цель изучения дисциплины – раскрыть историческое развитие техники и технических наук, показать изменение взаимодействия техники и науки на разных этапах их развития.

Задачи:

- представить развитие техники и технических наук как последовательную закономерность практических и теоретических открытий;

- раскрыть специфику современного этапа развития технических наук;

- раскрыть закономерности развития технических наук во взаимодействии с другими областями знания;

- показать влияние техники и технических наук на развитие естествознания и современных гуманитарных наук.


    1. Место дисциплины в учебном процессе


Соотношение учебных дисциплин по их назначению


Обеспечивающие

Сопутствующие

Обеспечиваемые

«История и философия науки» (Современные философские проблемы техники и технических наук)

«Планирование и анализ результатов эксперимента»;

«Эколого-экономические аспекты отраслей лесопромышленного комплекса»;

«Системный анализ в исследовательской работе»

Кандидатский экзамен по «Истории и философии науки»


2.3. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины
После окончания изучения дисциплины аспирант должен:

Знать:

  • основы методологии исторического анализа техники и технических наук;

  • основные этапы исторического развития технических наук;

  • этапы и специфику развития области темы диссертационного исследования.

Уметь:

  • охарактеризовать особенности основных этапов исторического развития технических наук, основные теоретические и практические достижения каждого этапа;

  • знать основных представителей каждого этапа, их основные идеи и труды;

  • ориентироваться в специфике современного этапа развития технических наук;

  • представлять место темы диссертационного исследования в историческом развитии технических наук.

Владеть:

  • логикой исторического анализа развития науки;

  • навыками рассмотрения темы диссертационного исследования в контексте исторического развития отрасли технического знания;

  • навыками рассмотрения диссертационной темы в историческом, культурном и общенаучном контексте;

  • категориальным аппаратом истории технических наук.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Распределение зачетных единиц / часов учебных занятий

Вид занятий

Трудоемкость

Зач. ед.*

Час.

Лекции

0,3

10

Семинары

-

-

Лабораторная работа

-

-

Практические занятия

-

-

Самостоятельная работа

0,1

4

ИТОГО

0,4

14

*Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам
3.2. Содержание дисциплины
3.2.1. Наименование тем, их содержание, объем лекционных занятий

Порядко- вый

номер

лекции

Раздел, тема учебного курса, содержание лекций

Трудоемкость

Зач. ед.

Час.

1

История технических знаний как самостоятельная область исследований

Проблемы историографии технических наук. Источники по истории технических наук. Основные этапы и факторы становления и развития технических наук в контексте всеобщей истории. История развития исследований, приращения научно-технических знаний в развивающейся системе технических наук.

0,06

2

1

2

3

4

2

Техника и наука как составляющие цивилизационного процесса

Технические знания древности и античности до V в. н. э.

Религиозно-мифологическое осмысление практической деятельности в древних культурах. Технические знания как часть мифологии. Храмы и знания (Египет и Месопотамия). Различение тэхнэ и эпистеме в античности. Появление элементов научных технических знаний в эпоху эллинизма. Начала механики и гидростатики в трудах Архимеда. Развитие механических знаний в Александрийском мусейоне: работы Паппа и Герона по пневматике, автоматическим устройствам и метательным орудиям. Техническая мысль античности в труде Марка Витрувия “Десять книг об архитектуре” (1 век до н. э.).

Технические знания в Средние века (V–ХIV вв.).

Ремесленные знания и специфика их трансляции. Различия и общность алхимического и ремесленного рецептов. Отношение к нововведениям и изобретателям. Строительно-архитектурные знания. Горное дело и технические знания. Влияние арабских источников и техники средневекового Востока. Астрономические приборы и механические часы как медиумы между сферами науки и ремесла. Роль средневекового монашества и университетов (ХIII в.) в привнесении практической направленности в сферу интеллектуальной деятельности. Идея сочетания опыта и теории в науке и ремесленной практике: Аверроэс (1121-1158), Томас Брадвардин (1290-1296), Роджер Бэкон (1214-1296) и его труд “О тайных вещах в искусстве и природе”.

Возникновение взаимосвязей  между наукой и техникой. Технические знания эпохи Возрождения (ХV–ХVI вв.).

Изменение отношения к изобретательству. Полидор Вергилий “Об изобретателях вещей” (1499). Повышение социального статуса архитектора и инженера. Персонифицированный синтез научных и технических знаний: художники и инженеры, архитекторы и фортификаторы, ученые-универсалы эпохи Возрождения. Леон Батиста Альберти 1404-1472, Леонардо да Винчи 1452-1519, Альбрехт Дюрер 1471-1528, Ванноччо Бирингуччо 1480-1593, Георгий Агрикола 1494-1555, Иеронимус Кардано 1501-1576, Джанбаттиста де ля Порта 1538-1615, Симон Стевин 1548-1620 и др.

Трактат “О новой науке” Никколо Тартальи (1534), “Трактат об артиллерии” Диего Уффано (1613). Учение о перспективе. Обобщение сведений о горном деле и металлургии в трудах Агриколы и Бирингуччо. Великие географические открытия и развитие прикладных знаний в области навигации и кораблестроения. В. Гильберт: “О магните, магнитных телах и великом магните Земле” (1600).

0,06

2

3

Развитие техники и науки в Новое время

Научная революция ХVII в.: становление экспериментального метода и математизация естествознания как предпосылки приложения научных результатов в технике.

Программа воссоединения “наук и искусств” Фрэнсиса Бэкона (1561-1626). Технические проблемы и их роль в становлении

0,1

4

1

2

3

4




экспериментального естествознания в ХVII в. Техника как объект исследования естествознания. Создание системы научных инструментов и измерительных приборов при становлении экспериментальной науки. Ученые-экспериментаторы и изобретатели: Галилео Галилей 1564-1642, Роберт Гук 1605-1703, Эванджилиста Торричелли 1608-1647, Христиан Гюйгенс 1629-1695. Ренэ Декарт 1596-1650 и его труд “Рассуждение о методе (1637). Исаак Ньютон 1643-1727 и его труд “Математические начала натуральной философии (1687). Организационное оформление науки Нового времени. Университеты и академии как сообщества ученых-экспериментаторов: академии в Италии, Лондонское Королевское общество (1660), Парижская Академия наук (1666), Санкт-Петербургская академия наук (1724).

Этап формирования взаимосвязей между инженерией и экспериментальным естествознанием (ХVIII –  первая половина Х1Х вв.)

Промышленная революция конца ХVIII – середины ХIХ вв. Создание универсального теплового двигателя (Джеймс Уатт, 1784) и становление машинного производства.

Возникновение в конце ХVIII в. технологии как дисциплины, систематизирующей знания о производственных процессах: “Введение в технологию или о знании цехов, фабрик и мануфактур…” (1777) и “Общая технология” (1806) И. Бекманна. Появление технической литературы: “Театр машин” Якоба Леопольда (1724-1727), “Атлас машин” А.К. Нартова (1742) и др. Работы М. В. Ломоносова (1711-1765) по металлургии и горному делу Учреждение “Технологического журнала” Санкт-Петербургской Академией наук (1804).

Становление технического и инженерного образования. Учреждение средних технических школ в России: Школа математических и навигационных наук, Артиллерийская и Инженерная школы - 1701г.; Морская академия 1715; Горное училище 1773. Военно-инженерные школы Франции: Национальная школа мостов и дорог в Париже 1747; школа Королевского инженерного корпуса в Мезьере 1748. Парижская политехническая школа (1794) как образец постановки высшего инженерного образования. Первые высшие технические учебные учреждения в России: Институт корпуса инженеров путей сообщения 1809, Главное Инженерное училище инженерных войск 1819. Становление аналитических основ технических наук механического цикла. Экспериментальные исследования и обобщение практического опыта в гидравлике. Аналитические работы по теории  корабля: корабельная архитектура в составе строительной механики, теория движения корабля как абсолютно твердого тела. Парижская политехническая школа и научные основы машиностроения. Работы Г. Монжа, Ж. Н. Ашетта, Л. Пуансо, С. Д. Пуассона, М. Прони, Ж. В. Понселе. Первый учебник по конструированию машин И. Ланца и А. Бетанкура (1819). Ж. В. Понселе: “Введение в индустриальную механику” (1829). Создание научных основ теплотехники.







1

2

3

4

4

Становление и развитие технических наук и инженерного сообщества (вторая половина ХIХ–ХХ вв.)

Вторая половина ХIХ в. – первая половина ХХ в.

Формирование системы международной и отечественной научной коммуникации в инженерной сфере. Развитие высшего инженерного образования (конец ХIХ в. – начало ХХ в.).

Формирование классических технических наук. Разработка научных основ космонавтики. Завершение классической теории сопротивления материалов в начале ХХ в. Развитие научных основ теплотехники. Развитие теории механизмов и машин. Формирование конструкторско-технологического направления изучения машин. Становление технических наук электротехнического цикла. Открытия, эксперименты, исследования  в физике (А. Вольта, А. Ампер, Х. Эрстед,  М. Фарадей, Г. Ом и др.) и возникновение изобретательской деятельности в электротехнике. Формирование теоретических основ электротехники как научной и базовой учебной дисциплины.Создание научных основ радиотехники. Возникновение радиоэлектроники. Становление научных основ радиолокации.

Эволюция технических наук во второй половине ХХ в. Системно-интегративные тенденции в современной науке и технике.

Масштабные научно-технические проекты (освоение атомной энергии, создание ракетно-космической техники). Проектирование больших технических систем. Формирование системы “фундаментальные исследования – прикладные исследования – разработки”.

Новые области научно-технических знаний. Развитие ядерного приборостроения и его научных основ. Создание искусственных материалов, становление теоретического и экспериментального материаловедения.

Развитие полупроводниковой техники, микроэлектроники и средств обработки информации.

Проблемы автоматизации и управления в сложных технических системах. От теории автоматического регулирования к теории автоматического управления и кибернетике (Н. Винер). Развитие средств и систем обработки информации и создание теории информации (К. Шеннон). Системно - кибернетические представления в технических науках.

Компьютеризация инженерной деятельности. Исследование и проектирование сложных “человеко-машинных” систем: системный анализ и системотехника, эргономика и инженерная психология, техническая эстетика и дизайн. Образование комплексных научно-технических дисциплин. Экологизация техники и технических наук. Проблема оценки воздействия техники на окружающую среду. Инженерная экология.

0,06

2




ИТОГО

0,3

10

3.2.2. Самостоятельная работа аспирантов

Разделы и темы рабочей программы для самостоятельного изучения

Перечень заданий для самостоятельной работы (рефераты, доклады, переводы, расчеты, планирование эксперимента и т.п.)

Трудоемкость

Зач.

ед.

Час.

1

2

3

4

1

Реферат: «Основные этапы и факторы становления и развития технических наук в контексте всеобщей истории»

0,3

10

2

Доклады: «Идея сочетания опыта и теории в науке и ремесленной практике: Аверроэс (1121-1158), Томас Брадвардин (1290-1296)»;

«Роджер Бэкон (1214-1296) и его труд “О тайных вещах в искусстве и природе”;

«Художники и инженеры, архитекторы и фортификаторы, ученые-универсалы эпохи Возрождения: Леон Батиста Альберти 1404-1472, Леонардо да Винчи 1452-1519, Альбрехт Дюрер 1471-1528, Ванноччо Бирингуччо 1480-1593, Георгий Агрикола 1494-1555, Иеронимус Кардано 1501-1576, Джанбаттиста де ля Порта 1538-1615, Симон Стевин 1548-1620»;

«Труд В. Гильберта “О магните, магнитных телах и великом магните Земле” (1600)».

0,1

4

3

Реферат: «Программа воссоединения “наук и искусств” Фрэнсиса Бэкона (1561-1626)».

Доклады: «Ученые-экспериментаторы и изобретатели: Галилео Галилей 1564-1642, Роберт Гук 1605-1703, Эванджилиста Торричелли 1608-1647, Христиан Гюйгенс 1629-1695»;

«Ренэ Декарт 1596-1650 и его труд “Рассуждение о методе (1637)»;

«Исаак Ньютон 1643-1727 и его труд “Математические начала натуральной философии (1687)».

«Появление технической литературы: “Театр машин” Якоба Леопольда (1724-1727) и “Атлас машин” А.К. Нартова (1742)».

0,3

0,1

10 (реферат)*;

4 (доклад)**

4

Рефераты: «Формирование системы международной и отечественной научной коммуникации в инженерной сфере во второй половине ХIХ в. – первой половине ХХ в.»;

«Формирование классических технических наук»;

«Формирование конструкторско-технологического направления изучения машин»;

«Становление технических наук электротехнического цикла»;

«Эволюция технических наук во второй половине ХХ в.: системно-интегративные тенденции в современной науке и технике»;

«Проблемы автоматизации и управления в сложных технических системах»;

0,3

0,1

10 (реферат)*;
4 (доклад)**

1

2

3

4




«Исследование и проектирование сложных “человеко-машинных” систем: системный анализ и системотехника, эргономика и инженерная психология, техническая эстетика и дизайн».

Доклады: «Развитие высшего инженерного образования (конец ХIХ в. – начало ХХ в.)»;

«Разработка научных основ космонавтики»;

«Создание теории технологических (рабочих) машин»;

«Создание научных основ радиотехники»; «Возникновение радиоэлектроники»;

«Новые области научно-технических знаний во второй половине ХХ века».

«Развитие средств и систем обработки информации и создание теории информации (К. Шеннон)»;

«Проблема оценки воздействия техники на окружающую среду».










ИТОГО

0,3
0,1

10 (реферат)*

4 (доклад)**

* Все аспиранты выполняют реферат по разделу, соответствующему теме диссертационной работы.

**. Аспиранты, не посещавшие лекционные занятия, самостоятельно осваивают программу и делают доклад по разделу, соответствующему теме диссертационной работы.

3.2.3. Контроль результативности учебного процесса по дисциплине
Итоговый контроль проводится в форме защиты реферата.
3.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Мультимедийный класс: проектор, ноутбук.

3.4. Учебно-методические материалы по дисциплине

3.4.1. Основная и дополнительная литература
Основная литература

1. Дятчин, Н.И. История развития техники: Учеб. пособие / Н.И. Дятчин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 320 с. (2 экз.).

2. История науки и техники: учебное пособие / А.В. Бармин и др.; под ред. В.В. Запария; рец.: Г.Е. Корнилов, В.П. Мотревич. – 3-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. – 254 с. (1 экз.).

3. Сторожук, О.А. Моделирование и вариантное прогнозирование развития техники [Электронный ресурс] / О.А. Сторожук. – М.: Машиностроение, 2005. – 252 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/808/.

4. Черняк, В.З. История и философия техники: пособие для аспирантов / В.З. Черняк. – М.: Кнорус, 2006. – 576 с. (1 экз.).

5. Шейпак, А.А. История науки и техники. Материалы и технологии: учеб. пособие / А.А. Шейпак. – 2-е изд., стер. – М.: МГИУ, 2004. – Ч. 1. – 192 с. (1 экз.).

6. Шейпак, А.А. История науки и техники. Материалы и технологии: учеб. пособие / А.А. Шейпак. – 2-е изд., стер. – М.: МГИУ, 2004. – Ч. 2. – 302 с. (1 экз.).
Дополнительная литература

7. Бомбин, А.М. Системный анализ и синтез сложных систем: учебное пособие / А.М. Бомбин. – Воронеж: ВГЛТА, 2005. – 36 с. (1 экз.).

8. Виргинский, В.С. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века: Кн. для учителя / В.С. Виргинский, В.Ф. Хотеенков. – М.: Просвещение, 1993. – 287 с. (1 экз.).

9. Глебов, И.Т. Научно-техническое творчество: учеб. пособие / И.Т. Глебов, В.В. Глухих, И.В. Назаров – Екатеринбург: УГЛТУ, 2002. – 264 с. (415 экз.).

10. Горохов, В.Г. Введение в философию техники: учебное пособие / Науч. ред. Ц.Г. Арзаканян. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 223 с. (1 экз.).

11. Методы классической и современной теории автоматического управления: учебник для студентов вузов, обучающихся по машиностроит. и приборостроит. специальностям: в 5 т. / К.А. Пупков и др.; под ред. К.А. Пупкова, Н.Д. Егупова. Изд. 2-е, перераб. и доп.. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. – 784 с. (5 экз.) .

12. Муштаев, В.И. Основы инженерного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Машины и аппараты хим. производств" / В.И. Муштаев, В.Е. Токарев. – М.: Дрофа, 2005. – 254 с. (5 экз.).

13. Научные школы Уральского государственного технического университета. История и современность / Урал. гос. техн. ун-т – УПИ; отв. ред. Б.В. Личман. – Екатеринбург: УГТУ, 1995. – 392 с. (1 экз.).

14. Симоненко, О.Д. Сотворение техносферы: проблемное осмысление истории техники: учеб.пособие для гуманитарных вузов / Отв. ред. Ю.Н. Давыдов. – М.: Аргус, 1994. – 112 с. (1 экз.).

15. Ульрих, К. Промышленный дизайн. Создание и производство продукта / К. Ульрих, С. Эппингер; пер. с англ. М. Лебедева; под ред. А. Матвеева. – М.; СПб.: Вершина, 2007. – 448 с. (5 экз.)

16. Фролов, К.В. Теория механизмов и механика машин: Учебник для студентов втузов / Под ред. К.В. Фролова. 3-е изд., стер. – М.: Высшее образование, 2001. – 496 с. (3 экз.).


3.3.2. Перечень тем рефератов

1. «Основные этапы и факторы становления и развития технических наук в контексте всеобщей истории»;

2. «Программа воссоединения “наук и искусств” Фрэнсиса Бэкона (1561-1626)»;

3. «Формирование системы международной и отечественной научной коммуникации в инженерной сфере во второй половине ХIХ в. – первой половине ХХ в.»;

4. «Формирование классических технических наук»;

5. «Формирование конструкторско-технологического направления изучения машин»;

6. «Становление технических наук электротехнического цикла»;

7. «Эволюция технических наук во второй половине ХХ в.: системно-интегративные тенденции в современной науке и технике»;

8. «Проблемы автоматизации и управления в сложных технических системах»;

9. «Исследование и проектирование сложных “человеко-машинных” систем: системный анализ и системотехника, эргономика и инженерная психология, техническая эстетика и дизайн».



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы»под редакцией доктора педагогических...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по технологии составлена на основе федерального государственного
...
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 10 классе...
Рабочая программа составлена на основе федерального образовательного стандарта и программы для общеобразовательных учреждений по
Рабочая программа составлена на основе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программ по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования....
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа составлена на основе
Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной...
Рабочая программа составлена на основе iconГС(к)оу «Школа интернат для глухих детей» рабочая программа по информатике...
Рабочая программа составлена на основе государственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-го вида...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно- правовых документов
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая учебная программа по литературе в 11 классе Срок реализации...
Составлена на основе Федерального компонента государственного общего образования 2004 года
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по химии в 10 классе составлена...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе авторской программы
Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией Н. Е. Кузнецовой, «Вентана-Граф», 2011 год
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Огневская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка к Рабочей программе по музыке 6 класс (общеобразовательный...
Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по географии для 10 класса Программа составлена на основе
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по литературе для 10 класса Программа составлена на основе
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и программы общеобразовательных учреждений. Литература...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по литературе 11 кл Пояснительная записка рабочая...
Рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.» (под ред. Г. И. Беленького. М.: «Мнемозина»,...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая учебная программа по хореографии 5-6 класс
Составлена на основе Рабочая программа учебного курса по хореографии для 5-6 классов составлена на основе программ по хореографии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск