Скачать 379.43 Kb.
|
МОУ «Поротниковская средняя общеобразовательная школа» Принято на МО Утверждаю. классных руководителей Директор школы_______Игишева С.А. Протокол №_ от «_»____20__ г. Приказ №___ от «___»________20__ г. Руководитель МО Попова Т.С. __________ Журналистика в школе Программа дополнительного образования Автор – составитель Н.А.Спирина Учитель Попова Т.С. Поротниково 2009 Пояснительная записка Актуальность программы дополнительного образования «Журналистика в школе» связана с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков. Она особенно возрастает в условиях современной разобщённости юных и взрослых членов общества. Пресса, выпускаемая ребятами, даёт им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий. Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Введение данной программы дополнительного образования общеобразовательного учреждения обусловлено тем, что определённый круг учащихся стремится развить в себе умения, способности, необходимые для занятий журналистикой. Программа дополнительного образования «Журналистика в школе» ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и чётко, реализации потребности в коллективном творчестве; эти занятия воспитывают чувство ответственности, укрепляют связи с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами). Коммуникативная направленность обучения по этой программе даёт учащимся возможность общаться в процессе создания газеты, а деятельностный характер обучения позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе. Программа дополнительного образования «Журналистика в школе» рассчитана на учащихся 8-11 классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным базовым учебным дисциплинам, таким как литература, русский язык, история, география и другим. В свою очередь, обучение по данной программе не только значительно расширит объём знаний по основам учебных предметов, но и даст запас сведений, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности, а также знания общекультурного характера. Для того чтобы в перспективе отработать на базе школьного пресс-центра систему «универсальной» журналистской профессиональной ориентации, выбраны стартовые направления: «Лингвистическая журналистика», «Экологическая журналистика», «Этнографическая журналистика», «Социальная журналистика». Созданная система поможет выпускникам стать конкурентоспособными на рынке труда, ориентированными на личный успех и социальную солидарность, имеющими не только хороший багаж знаний, но и умение быстро адаптироваться в изменяющемся социуме. Все названные направления актуальны и выбраны потому, что журналистика должна всесторонне освещать не только социальные явления, но и проблемы окружающей среды и ресурсов, раскрывая важность взаимосвязи между экономическими, социальными и экологическими аспектами; должно осуществляться обучение ценностям, подходам и действиям, необходимым для достижения «устойчивого развития» общества. Цели программы: - создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования; - формировать медиакультуру в профильной ориентации обучающихся и стимулировать их активность в поисках профессии; - изучить основы журналистского мастерства. Перспективная цель - подготовка обучающихся к сотрудничеству с городскими, областными и федеральными периодическими изданиями и возможному выбору журналистики как будущей профессии. В ходе достижения целей программы решаются следующие задачи. 1. Обучающие: - вооружение обучающихся совокупностью знаний о принципах журналистской деятельности, об особенностях журналистской профессии, а также о профессиях, имеющих прямое и косвенное отношение к медиасфере; - изучение истории журналистики, этапов её развития; - изучение основ социологии и журналистского творчества; - формирование навыков журналистского мастерства, коммуникативной компетентности и приобретение первичного профессионального опыта и начальной профессиональной ориентации; - формирование практических навыков создания школьного печатного издания; - формирование практических умений и навыков по решению экологических, здоровьесберегающих и других задач, приобретение соответствующих знаний. 2. Воспитывающие: - формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции; - формирование толерантности, культуры межнационального общения в многонациональном социуме; - формирование представления о журналистике как о профессии, играющей специфическую роль в жизни общества; - привитие культуры общения с миром средств массовой информации; - пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду общественной деятельности; - формирование потребности в постоянном повышении информированности; - формирование чувства ответственности за природу, экологию, в том числе и за своё здоровье; - формирование у обучающихся и их родителей понимания необходимости использования оздоровительных мероприятий для восстановления и сохранения здоровья; - воспитание культуры поведения и речи. 3. Развивающие: - всестороннее развитие творческих способностей, индивидуального мышления, интересов, склонностей, физического состояния организма обучающегося и на этой основе формирование профессиональной направленности; - расширение общего кругозора. Программа дополнительного образования «Журналистика в школе» составлена в практико-ориентированной форме подачи материала. По форме организации образовательного процесса программа является модульной. Структурно она делится на четыре самостоятельные основные части (или на четыре целостных, устойчивых блока), включающие в себя все направления журналистики, знание законов и жанров, умение конкретно работать над номером газеты: «Краткое введение в историю журналистики», «Основы журналистики», «Художественно-техническое оформление издания», «Редакционно-издательская деятельность». Каждый раздел делится на два блока - теоретический и блок творческих заданий. Объём теоретического курса невелик. Выбранные темы включают в себя все вопросы, касающиеся теории журналистики. Все разделы в совокупности представляют собой единую методическую концепцию. Поэтому хотелось бы посоветовать учителю: независимо от того, в каких классах будут вестись занятия, вначале ознакомьтесь с содержанием данной программы в целом и лишь затем используйте те разделы, которые могут оказаться полезными при подготовке к конкретному занятию или циклу занятий. По цели обучения данная программа профессионально-прикладная, поскольку ориентирована на профессиональное образование выпускника в области журналистики - «предмета», отсутствующего в базовом общеобразовательном учреждении, а также на выработку актуальных навыков и умений. Планируемым результатом обучения по программе будет являться создание школьного периодического издания с его возможным использованием в учебно-воспитательном процессе; создание учащимися своего портфолио; освоение обучающимися указанных в данной программе как теоретических, так и различных практических знаний, умений и навыков журналистской деятельности, а именно: Предметные знания в следующих областях: - журналистика как форма информационной деятельности; - журналистика как профессия и её возможное влияние на здоровье; - информационный рынок; - роль журналиста в становлении общественного мнения; - приёмы риторики; - создание журналистского текста; - основные газетные жанры; - редактирование; - редакционный коллектив; - структура газетного номера; - иллюстрация в газете; - макетирование и вёрстка газеты. Предметные умения и навыки - навыки анализа текста как конечного результата журналистской деятельности, создания текста в различных жанрах, поиска информации в различных источниках; первичные навыки макетирования газеты и создания номера, включающего основные структурные элементы; умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах; навыки работы с научной, справочной литературой. Интеллектуальные умения и навыки - умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки ведения дискуссии; навыки грамотной устной и письменной речи. Мыслительные навыки - навыки оперирования формулировками, определениями; навыки постановки и решения интеллектуальных проблем и задач. Обучающиеся должны знать основные (ключевые) понятия журналистики, этапы её развития, принципы организации редакции, владеть культурой речи, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный к публикации материал. Но так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения (при этом учитываются интересы и склонности обучающихся). По уровню освоения данная программа профессионально-ориентированная. Обучение, а также оценка знаний и умений обучающихся проводятся в форме творческих работ, рефератов и эвристических бесед по всем темам. Используются также экскурсии, включающие в себя самостоятельные наблюдения, опыты, решение творческих задач. При работе над теоретическим материалом предпочтение отдаётся эвристической беседе, так как это важный метод устного изложения материала, заключающийся в том, что обучающиеся усваивают новые понятия и приобретают знания путём самостоятельного логического мышления, активно используя эвристический метод познания. Важным является также то, что в ходе занятий обучающиеся овладевают техникой постановки вопросов, очень важной для успешной журналистской деятельности. Таким образом, данный метод позволяет повторить, закрепить и проверить полученные знания. Качество профессиональной подготовки обучающихся зависит от практики, получаемой ими в процессе обучения. Практическая работа и создание собственных материалов обеспечат учащимся прочное усвоение и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков. В процессе занятий ребята пишут материалы в разных газетных жанрах, самостоятельно делают вёрстку газетных полос, правку авторского текста, участвуют в конкурсах, творческих мастерских, литературно-деловых играх, семинарах («круглых столах»), семинарах-дискуссиях, в групповом проектировании и мастер-классах, на которых они общаются со специалистами по интересующим темам и применяют полученные знания. Программа применима в любой школе, лицее, гимназии, стремящихся создать своё периодическое издание или имеющих стабильную периодическую стенную печать. В связи с отсутствием соответствующего государственного образовательного стандарта по изучению основ журналистики в школе данная программа строилась с опорой на образовательную программу стажировки «Редактор детского печатного СМИ» (составитель Л. В. Деветиярова, редактор журнала «ОКО» КРИРПО г. Кемерово), образовательную программу юношеского информационного агентства липецкого городского Дома творчества учащихся (составители И. А. Малько, педагог дополнительного образования, и В. В. Плешков, зам. главного редактора липецкой детской областной газеты «Золотой ключик», кандидат филологических наук), методическое пособие «Методы профильной подготовки будущих журналистов» (автор Ю. А. Агафонова, младший научный сотрудник лаборатории ТСО и медиаобразования ИСМО РАО) и учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений «Азбука журналистики» (авторы О. И. Лепилкина и др.). Программа дополнительного образования «Журналистика в школе» общим объёмом 136 часов рассчитана на два учебных года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, во внеурочное время. Часовое деление программы проставлено по минимуму: это необходимый минимум часов, которые требуются для ознакомления и привития первых навыков мастерства. Схема программы условна, ежегодно она может корректироваться на конкретную группу обучающихся. Данная программа составлена на основе программы факультативного курса «Журналистика в школе», предназначенной для учителей, преподающих основы журналистики в профильных 8-11 классах, и доступна для реализации любому творчески работающему педагогу независимо от его специализации. Итоги реализации программы К концу первого года обучения по программе курса «Журналистика в школе» учащиеся должны получить полное представление о журналистской профессии, усвоить основы профессиональной культуры журналиста, уметь создавать журналистские тексты в жанрах, которые на момент окончания учебного года будут изучены, освоить навыки поиска информации в различных источниках и уметь работать в текстовых редакторах. К концу второго года обучения учащиеся должны приобрести более полные навыки журналистского мастерства, уметь не только собирать материал, но и систематизировать его, освоить процессы вёрстки, макетирования и самостоятельно выпускать школьное издание (газету, журнал, альманах и прочее). Чтобы приобретённые умения, знания и навыки были постоянно активированы, предусматривается их практическое применение и во время летних каникул: экскурсии по памятным и историческим местам родного края, поездки за пределы области, журналистские походы по экологическим тропам, участие в национальных празднествах, социально значимых мероприятиях с последующим отражением всех этих событий в своем периодическом издании. Тематический план программы дополнительного образования «Журналистика в школе» (136 часов)
Развернутое тематическое планирование программы дополнительного образования «Журналистика в школе» (136 часов)
|
Рабочая программа кружка Журналистика в школе 2012 -2013 учебный... «Журналистика в школе 8-11 классы», автор-составитель Н. А. Спирина Волгоград изд-во «Учитель» 2008 | Программа «Ритмика и танец» Срок реализация 1 год Программу составила... При составлении рабочей программы автор использовал образовательную программу дополнительного образования детей "Гармония" (ритмика... | ||
"Художественная лепка из соленого теста " Тип программы: модифицированная... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества" п. Морки | Пояснительная записка Актуальность Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» | ||
Пояснительная записка Автор материла Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей | Программы дополнительного образования, реализуемые в школе Дополнительное образование Основное предназначение дополнительного образования – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные... | ||
Пояснительная записка к учебному плану дополнительного образования Конвенции ООН о правах ребенка, Всеобщей декларации прав человека, фз «Об образовании», Типового положения об образовательном учреждении... | Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы дополнительного образования | ||
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета, курса Рабочая программа составляется учителем-предметником (педагогом дополнительного образования) по определенному учебному предмету или... | Программа дополнительного образования детей «Палитра» Изучив программы дополнительного образования прошлых лет, автор пришла к мысли: на занятиях использовался один метод работы: объяснение... | ||
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальных... Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике образования в начальной школе единой, рассчитанной... | Программа реализуется в цэвд с 2004 г. Программа переработана и дополнена... Программа дополнительного образования «бумагопластика» относится к программам художественно-эстетического направления, рассчитана... | ||
Программа по уровню усвоения имеет общекультурный уровень, предполагающий... Актуальность разработанной программы продиктована также необходимостью в теории и практике образования в средней школе психологической... | Игра как способ обучения английскому языку в учреждениях дополнительного... Который рекомендован преподавателям английского языка, работающим в сфере школьного и дополнительного образования детей. В нём приведены... | ||
Пояснительная записка за основу взята программа Источник: Образовательные программы дополнительного образования детей. Выпуск мгдд (Ю)Т, 2006 г | Содержание образовательной программы: I. Пояснительная записка II. Первая часть Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования |