Скачать 150.01 Kb.
|
Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю» на заседании МО заместитель директора Директор Протокол №1 по УВР __________ ГБОУ СОШ № 1117 от 28.09.12 г. / Петрова Т.А./ Руководитель МО 01.09.12 г. _________________ _________________ /Макарова Н.В./ /Жданова И.В./ 01.09.12 г. Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальных классов проектная деятельность «Я – исследователь» 2011год Пояснительная записка Актуальность разработки программы определена переходом системы образования к Стандартам нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход в обучении. А для учащихся начальной школы определена программа формирования метапредметных умений. Возникает необходимость формирования исследовательского поведения учащихся. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с исследовательской направленностью для младших школьников. Особенность программы заключается в том, что в ней есть основание для внедрения – воспитание исследовательского поведения учащихся. Она адресная – для учащихся начальной школы. В ней есть ядро – обучение исследовательским умениям через исследования роста и развития растений. В программе прописаны требования к подготовке учащихся, обозначен объём обучения в часах, определён понятийный аппарат (методы, способы решения поставленных задач, средства, приёмы), спланирована практическая часть. В течение 4 лет обучения осуществляется учёт индивидуальных особенностей учащихся через подбор индивидуальных заданий разного уровня сложностей, направленных на развитие метапредметных умений (оформлять результаты, описывать, характеризовать объекты, формулировать проблемы, ставить цели, планировать задачи, выдвигать гипотезы, классифицировать и систематизировать факты, явления, объекты, обобщать полученные знания, делать выводы). В программе отражены учебные модули, основные сферы применения полученных знаний, связь с другими дисциплинами, использования ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) в процессе обучения, подготовке и защите проектов. В процессе работы предоставляется возможность осознания значения курса в целом. Программа кружка предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств: гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств. Направленность программы «Я - исследователь» по содержанию является научно – познавательной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации - кружковой; по времени реализации – 4-х годичной. Работа осуществляется в нескольких направлениях: Первое – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах: а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, оказание помощи учащимся при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий; б) работа с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи); Второе – групповая форма (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами). Третье направление – массовые формы. К их числу можно отнести встречи с интересными людьми, совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях, походах. Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения учащихся начальных классов, включает младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения, поиска информации ее обработка и оценка. Цель программы: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. Задачи:
Практическая значимость Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся: - расширяется кругозор в предметных областях; - повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, - происходит непроизвольное запоминание учебного материала; - наилучшим образом развиваются творческие способности; - развивается речь и умение выступать перед аудиторией. Ожидаемые результаты освоения программы
Способы проверки результатов освоения программы проводится в форме презентации исследовательских работ учащихся, где отражается деятельность воспитанников. Этапы исследовательской работы (проекта)
- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу); - экспериментальной; - изобретательской; - теоретической.
Организация исследования. Подумать самостоятельно Что я об этом знаю? Какие мысли я могу высказать про это? Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно? Просмотреть книги и издания периодической печати по теме. Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов. Спросить у других людей. Запиши интересную информацию, полученную от других людей. Просмотреть телематериалы. Запиши то необычное, что узнал из фильмов. Использовать Интернет. Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера. Понаблюдать. Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии. Провести эксперимент. Запиши план и результаты эксперимента. Подготовка к защите. 1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения: а) разъяснение посредством примера, б) описание, в) характеристика, г) сравнение, д) различие. 2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события. 3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы. 4.Расставить по важности основные идеи. 5. Предложить сравнения и метафоры. 6. Сделать выводы и умозаключения. 7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. 8. Подготовить текст доклада. 9. Подготовить средства наглядного представления доклада. Методика выполнения работ При выполнении работ используем общепринятые, широко известные и достаточно хорошо апробированные методики. Достоверность результатов, полученных при использовании таких методик, значительно выше. Основным принципом являются строки: «Если хочешь научить меня чему-то, Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать в руках Послушать… Понюхать… И может быть попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу Найти самостоятельно! Тематический план
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение для учителя: 1. Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В.Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.– 2000.– № 2.– C. 36-43.– (Филос.-психол. основы теории В.В.Давыдова). 2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с.151-157 3. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с. 4. Савенков А.И. Исследовательская практика: организация и методика./ А.И.Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 1. – С. 30-33. 5. Савенков А.И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование / А.И.Савенков // Школьные технологии. – 1998. – № 4. – С. 144-148. 6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-изд., – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. – 208 с. Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности: 1.www.issl.dnttm.ru – сайт журнала «Исследовательская работа школьника». 2.www.researcher.ru/UTM/a_371pig.html–Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» для детей:
Одаренный ребенок. 2003, №2
Приложение №1 Виды исследовательских работ
Приложение № 2 Требования к содержанию учебно-исследовательской деятельности.
Приложение № 3 Приложение № 4 Словарь терминов
|
План Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся... «Организация учебно- исследовательской деятельности учащихся начальных классов во внеурочной деятельности» | Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов «проектная деятельность» Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на... | ||
Учитель начальных классов Организация внеурочной деятельности по экологии через творческую и исследовательскую деятельность учащихся | Проектная деятельность в начальной школе Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую... | ||
Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление: проектная деятельность) Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности.... | Программа внеурочной деятельности Программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися начальной школы. Данный курс направлен на организацию... | ||
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности “Юный исследователь” ” класс Календарно – тематический план разработан на основе рабочей программы по внеурочной деятельности “Юный исследователь”, составленной... | Программа внеурочной деятельности для учащихся начальных классов... | ||
Программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов | Модель организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы мбоу пго Внеурочная деятельность учащихся начальных классов направлена на воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития... | ||
Уроке и во внеурочной деятельности» Урок применения знаний по теме... «Проектная работа как средство развития речи и коммуникативных умений учащихся на уроке и во внеурочной деятельности» | Программа внеурочной деятельности Клуб «Узнаем сами» Проектная деятельность в умк «Перспективная начальная школа» является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся... | ||
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи» Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи» составлена на основе программы, разработанной Павленко Еленой... | Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Интегрированная проектная деятельность» Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода... | ||
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки» Программа разработана для занятий с учащимися 2-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями фгос начального... | Рабочая программа по внеурочной деятельности 2класс (проектная деятельность)... Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета |