Скачать 99.47 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи» составлена на основе программы, разработанной Павленко Еленой Николаевной, учителя начальных классов, с. Первомайское. Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. В связи с этим мы говорим о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности. Значительное место в педагогической практике следует уделять организации исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время. Маленький ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, искать истину, ответы на самостоятельно или кем-то поставленные вопросы, самим задавать эти вопросы окружающим - важнейшие черты поведения ребенка как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Таким образом, исследовательская деятельность - естественное стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир. Проблемное обучение, которое организуется на уроках, способствует, но не может в полной мере помочь детям стать настоящими исследователями. Рамки традиционного урока, как правило, ограничивают детей в возможности использовать различные источники при работе с информацией. Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволят дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время. Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Цель программы: приобщить младших школьников к исследовательской деятельности и создать для них условия, способствующие развитию их исследовательских умений. Задачи: ● сформировать представление об исследовании; ● развивать умение самостоятельно добывать и использовать информацию; ● развивать у детей умение работать с различными источниками информации; ● развивать творческие способности, мышление, кругозор детей; ● вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс. Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: программа «Юные исследователи» предназначена для детей 6-11 лет, посещающих ОУ Сроки реализации программы. Программа курса рассчитана на 4 года обучения (1 час в неделю). 1 год обучения – 34часа; 2 год обучения – 35 часов; 3 год обучения – 35 часов; 4 год обучения – 35 часов. Руководитель имеет возможность вносить коррективы в программу, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ. Формы и режим занятий. Занятия проводятся во внеучебное время 1 раз в неделю. Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Средства: • программное обеспечение; • посредством Интернет технологий; • посредством индивидуального обучения. Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция. Ожидаемые результаты. Личностные результаты и универсальные учебные действия
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся: ● расширяется кругозор в предметных областях; ● повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, - происходит непроизвольное запоминание учебного материала; ● наилучшим образом развиваются творческие способности; ● развивается речь и умение выступать перед аудиторией. Учебно-методическое обеспечение Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «МЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ» (II класс) (35 часов)
Всего: 35 часов Содержание программы 2 класс Что такое исследование (2ч) Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема). Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир: Как выбрать тему исследования (2ч) Ответы на вопросы - что мне интересно больше всего? чем я хочу заниматься больше всего? чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? и др. Выбор интересной идеи. Темы исследования - фантастические, экспериментальные, теоретические. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Цель и задачи исследования (2ч) Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги. Формулирование целей и задач исследования. Гипотеза исследования (2ч) Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез. Организация исследования (2ч) Формы и методы организации исследовательской деятельности. Вклад каждого участника группы в работу. Составление рабочего плана исследования. Поиск информации (книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования, взрослые, друзья) (4ч) Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Наблюдение – доступный способ добычи информации (2ч) Наблюдение, Приспособления для наблюдений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения, приборы и аппараты для наблюдения. Эксперимент (2ч) Эксперимент, проба, опыт. Главный метод познания. Действия с предметом исследования. План эксперимента. Результат эксперимента. Индивидуальное исследование (2ч) Работа индивидуальная и коллективная. Индивидуальные консультации учителя. Работа в паре (2ч) Выбор темы. Распределение работы в паре. Работа в группе (3ч) Коллективная работа. Вклад каждого участника группы в работу. Распределение работы в группе. Выбор лидера группы. Презентация (3ч) Продукт проектной деятельности. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности. Подготовка к защите исследовательской работы (4ч) Особенности записи исследования. Понятия. Классификация. Парадоксы. Ранжирование. Сравнения и метафоры. Выводы и умозаключения. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты. Защита работ (3ч) Урок-конференция. Всего: 35 часов Учебно-методическое обеспечение Литература: 1. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г. 2. Савенков А.И. «Я - исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г. 3. Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г. 4. Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г. 5. Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся»//Начальная школа, 2006г. .№2. 6. Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников» // Начальная школа, 2005г. № 9. 7. Чиркова Е.Б. «Модель урока в режиме технологии проектного обучения» //Начальная школа, 2003г. № 12. 8. Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения» М.: Русская энциклопедия, 1998г. 9. Дубровина И.В. «Интересы как одно из условий развития способностей школьника» Москва: Академия, 1998г. 10. Леонтович А.В. «В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности» // “Завуч” 2001г. № 1 11. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания» // “Завуч” 2001г. № 1 12. Леонтович А.В. «Рекомендации по написанию исследовательских работ» // “Завуч” 2001г. № 1 13. Харчевникова Е.Г. «Овладение учителем школьными технологиями» // Начальная школа 2003г. №2. 14.Семенова Н. А. «Исследовательская деятельность учащихся»// Начальная школа 2006г. №2. 15. Аркадьева А.В. «Исследовательская деятельность младших школьников» // Начальная школа плюс До и После. – 2005г. 16. Горячев А.В. «Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2004г. Материально-техническое обеспечение: Компьютер; проектор; интерактивная доска; Интернет; электронные обучающие диски. |
Программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" Рабочая программа исследовательского обучения в начальной школе составлена на основе примерной программы «Юные исследователи»,методических... | Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса... Реферат должен быть написан по истории науки, в соответствии со специальностью, по которой обучается аспирант или соискатель (история... | ||
Рабочая учебная программа курса внеурочной деятельности «Художественное творчество» Программа курса Художественное творчество разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности (начальное общее образование)... | Программа внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления... | ||
Основное задание Методические рекомендации к проведению занятий по программе «Юные исследователи Сарова» | Литература для педагогов Методические рекомендации к проведению занятий по программе «Юные исследователи Сарова» | ||
Принято советом педагогов Методические рекомендации к проведению занятий по программе «Юные исследователи Сарова» | Свистун Инна Владимировна Методические рекомендации к проведению занятий по программе «Юные исследователи Сарова» | ||
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Хочу всё знать!» для 1 класса Программа курса внеурочной деятельности «Хочу всё знать!» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего... | Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» составлена на 2013-14 учебный год. Цель ее – способствовать... | ||
С. Н. Шолмова «на рубеже веков» Содержание: Пояснительная записка Методические рекомендации к проведению занятий по программе «Юные исследователи Сарова» | Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный лингвист» Она определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры, нравственное, патриотическое,... | ||
«Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности».... Гос спо по специальности 080106. 51 «Финансы (по отраслям)», утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002 г., протокол... | Протокол №1 от 30. 08. 2011 И. о председателя педсовета Н. В. Золотаренко 2011 Методические рекомендации к проведению занятий по программе «Юные исследователи Сарова» | ||
Рабочая программа по внеурочной деятельности ( 1 4 класс) Организация внеурочной образовательной деятельности является обязательной частью образовательного процесса в школе, перешедшей на... | Рабочая программа по географии (название учебного предмета, курса,... Программа курса географии 5–9 классов составлена на основе программы География: программа: 5 – 9 классы / А. А. Летягин, И. В. Душина... |