Скачать 108.77 Kb.
|
Программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь". 1-й класс Рабочая программа исследовательского обучения в начальной школе составлена на основе примерной программы «Юные исследователи»,методических рекомендаций Шилиной И.П. Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Программа организации внеурочной деятельности по направлению “Проектная деятельность” предназначена для работы с детьми 1 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов: а) непрерывности дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; б) развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; в) системности организации учебно-воспитательного процесса; г) раскрытия способностей и поддержки одаренности детей. Цели: развитие познавательной сферы первоклассников; сплочение классного коллектива; повышение уровня самостоятельности при выполнении учебных действий; развитие основ самообразования и исследовательской деятельности; создание положительной мотивации к учебной деятельности. Задачи:
Внеурочная деятельность по направлению “Проектная деятельность” в 1 классе организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия. Форма организации: групповые занятия. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, соревнований, реализации проектов. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди. Программа предусматривает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах, выставки. Основные виды творческих работ – это поделки и мероприятия. Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей. На курс “Юные исследователи” отводится 1 час в неделю. Курс входит в раздел учебного плана “Внеурочная деятельность”, направление – “Проектная деятельность”. В результате изучения курса “Юные исследователи” учащиеся могут научиться: – основам информационных технологий; – основам исследовательской деятельности; – аналитически мыслить; – вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения; – основам оформления работ. Содержание программы 1. Введение (1ч) 1. Что такое проект. Цель: Знакомство с понятием “проект”; развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов. Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов. Понятия: проект, проблема, информация. 2. Учимся делать проект (8ч) 2. Что такое проблема (1) Цель: Знакомство с понятием “проблема”; формирование умения видеть проблему; развитие умения изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. Понятие о проблеме. Упражнения в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра “Посмотри на мир чужими глазами”. Понятия: проблема, объект исследования. 3. Познаем мир (1) Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание: “Нужно – не нужно”, “Местное радио”, “Зеленый, красный, зеленый”, “Палочка, остановись!”, “Разложи правильно картинки”. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт. 4. Школа “почемучек” (2) Цель: знакомство с понятием “гипотеза”; развитие исследовательского и творческого мышления; развитие умения прогнозировать. Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия (“Сходство и различие”). Игра “Найди причину”. Понятия: гипотеза, вопрос, ответ. 5. Удивительный вопрос (2) Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра “Угадай, о чем спросили”, “Найди загадочное слово”. Правила совместной работы в парах. Понятия: вопрос, ответ. 6. Источники информации (2) Цель: знакомство с понятием “источник информации” (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета). Понятия: источник информации. 3. Мы – исследователи (22ч) 7. Я и мое имя (2) Цель: формирование представлений о своем имени; развитие интереса к исследовательской деятельности. Имя человека – одно из важнейших составляющих его индивидуальности, оно определенно влияет на характер, а, значит, на его судьбу. Игра “В поисках своего имени”. Результат: коллективный проект “Поляна дружных имен”. 8. Любимое число (2) Цель: Обобщение знания учащихся о числах первого десятка; формирование умения применять полученные знания в практической деятельности, представлять свою работу. История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика (“Покажи цвет”, “Первый, второй”, “Задачи”). Игры с числами. Результат: коллективный проект “Веселые числа”. Понятия: число, нумерация. 9. Новый год – любимый праздник (4) Цель: привитие любви к традициям русского народа, к семейным традициям; формирование умения работать в группе и оценивать результат своего труда; формирование умения представлять свою работу; развитие творческих способностей первоклассников. История праздника Нового года. Традиции новогоднего праздника в нашей стране. Новый год – семейный праздник. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Результат: коллективные проекты: коллаж; изготовление новогодних игрушек дл украшения класса; изготовление новогодней гирлянды для школьной елки. Понятия: традиции, сувенир, самооценка, презентация. 10. Алфавит (3) Цель: систематизация знаний о знакомых детям буквах; знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей; развитие творческих способностей учащихся. История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Результат: коллективный проект “Азбука в картинках”. Понятия: буква, алфавит. 11. Симметрия вокруг нас (3) Цель: знакомство с понятием “симметрия”; развитие логического и пространственного мышления; привитие навыков учебной деятельности: анализа, синтеза; развитие устной речи. Понятие о симметрии. Симметричные и асимметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека. Игра на внимание “Найди, покажи и объясни”. Результат: коллективный проект “Симметрия вокруг нас”. Понятия: симметрия. 12. Что мы знаем о растениях (4) Цель: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных; воспитание бережного отношения к родной природе; формирование умения применять в практической деятельности полученные знания. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Комнатные растения нашего класса. Охрана растений в Алтайском крае. Результат: коллективный проект – выставка работ “Природа и фантазия”. Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений. 13. Что за прелесть эти сказки! (4) Цель: привитие интереса к устному народному творчеству; развитие творческих способностей учащихся; формирование умения различать добро и зло; создание условий для реализации полученных знаний в практической деятельности. Устное народное творчество. Русские народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка. Костюмы героев спектакля. Конкурс загадок про героев народных сказок про животных. Результат: Выбор темы коллективного проекта: “Моя любимая сказка”, “Сочиняем сказку”, “Театрализация сказки”. Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой, театрализация сказки. 4. Заключение (2ч) 14. Что мы узнали и чему научились за год (1) 15. Моя лучшая работа (1) Цель: систематизация и обобщение знаний детей по курсу “Юный исследователь”. Рефлексия проведенной работы за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся. . Программа кружка «В гостях у сказки» составлена на основе рабочей образовательной программы внеурочной деятельности (ФГОС)учащихся 1 класса Шиловской Таисии Михайловны учителя начальных классов. В качестве учебного материала для формирования первоклассников читателей – кружковцев выбрана фольклорная (народная) сказка. Выбор сделан не случайно. Первоклассник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания. Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – семи лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям. Цель: формирование первоклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора первоклассников. Задачи: открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни; используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра; развитие эмоционально – чувственной сферы; обучение чтению – рассматриванию; формирование навыка чтения. Предполагаемые результаты реализации программы. Личностными результатами являются следующие умения: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги; учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения. Познавательные УУД: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений: воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; подробно пересказывать текст; составлять устный рассказ по картинке;соотносить автора, название и героев прочитанных произведений; |
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности “Юный исследователь” ” класс Календарно – тематический план разработан на основе рабочей программы по внеурочной деятельности “Юный исследователь”, составленной... | Рабочая программа по внеурочной деятельности по фгос нового поколения... Направленность программы. Программа «Младший школьник юный исследователь» по содержанию является научно-педагогической; по функциональному... | ||
Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета | Особенности программного обеспечения внеурочной деятельности в 1-3... Класс-«Уроки здоровья», «Мир фантазий», «Юный исследователь». Учитель Медведева О. Л | ||
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Юный исследователь» Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее... | Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный лингвист» Она определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры, нравственное, патриотическое,... | ||
«Берегись автомобиля»(2 ч.). Первый урок- знакомство с новым материалом Сейчас у меня 2 класс. Тема моего выступления «Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации фгос ноо». Я веду... | Итоги работы по программе «Я-исследователь» Второй год в рамках внеурочной... Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная... | ||
Конкурс на лучший проект «Юный исследователь» К участию приглашаются школьники и студенты ссузов, учащиеся нпо московской области, участвующие в проектной деятельности | Программа по внеурочной деятельности «Я исследователь» Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета | ||
Календарно-тематическое планирование 9 класс 43 Содержание программы.... Программа «Юный программист» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 5-9 классов, срок... | Ноу «Юный исследователь» Цель ноу – выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательской... | ||
План Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся... «Организация учебно- исследовательской деятельности учащихся начальных классов во внеурочной деятельности» | Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Юный эколог» Протокол №1 от «10» августа2014 г. «15» августа 2014 г. Приказ №73/1 от «1» сентября 2014 г | ||
Февраль – месяц гражданско-патриотического воспитания Научно- практическая конференция «Юный исследователь» (1-4 классы) (Сбродова И. А.) | Конкурс рефератов дистанционной школы «Юный исследователь» Гоголева Ольга Валерьевна, мбоу «оу гимназия №10», педагог дополнительного образования |