План Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся к конкурсам «Мой первый доклад» и«Шаг в будущее» Кружок «я- исследователь»





Скачать 122.3 Kb.
НазваниеПлан Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся к конкурсам «Мой первый доклад» и«Шаг в будущее» Кружок «я- исследователь»
Дата публикации22.04.2015
Размер122.3 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Информатика > Конкурс
«Организация учебно- исследовательской деятельности учащихся начальных классов во внеурочной деятельности»

План

1.Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся к конкурсам «Мой первый доклад» и «Шаг в будущее»

2. Кружок «Я- исследователь»

Калистратова Татьяна Валентиновна

Учитель нач. классов МБОУ№68

kalistratova.eka@mail.ru

В современном обществе стала очевидной успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Вот почему важно приобщать школьников к научно-исследовательской деятельности. Это не только действенный способ для учащихся расширить свой кругозор, углубить знания по предмету, но и прекрасная возможность получить навыки организации исследовательской деятельности, сформировать ораторские умения.

В своей работе я стремлюсь реализовать различные способы привлечения каждого школьника к самостоятельной работе в процессе обучения, в том числе я использую исследовательские модели обучения. Мною активно используются: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, «мозговой штурм», исследовательский и проблемный методы. Особое внимание уделяется анализу справочных и литературных источников. Мы ставим эксперименты, проводим опытную работу, учимся анализировать и правильно оформлять результаты.

Включение реферативной исследовательской работы в образовательный процесс в начальных классах сопряжено с рядом трудностей. Во – первых, некоторые педагоги с осторожностью относятся к новшеству. Здесь нужен и высокий уровень подготовки педагога, и готовность к дополнительным временным затратам.

Во-вторых, возраст учеников начальной школы накладывает естественные ограничения на организацию исследовательской деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в исследовательскую деятельность нужно обязательно.

Опыт участия моих учеников в школьных и районных конкурсах позволил мне составить представление о том, как способствовать, а не мешать развитию исследовательского поведения младшего школьника, как «запустить » исследование и сопровождать его на разных этапах от «запуска» до презентации результатов работы.

Л.П. Виноградова, исследуя особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста, выделила следующие ее этапы, соответствующие этапам исследовательской деятельности вообще:

1. выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

2. поиск возможных вариантов решения, сбор материала, обобщение полученных данных;

3. подготовка проекта (сообщение, доклад, реферат, книга и т.д.);

4. защита проекта.

В своей работе с учениками начальных классов значительное место уделяю организации самостоятельной проектной деятельности, направленной на создание ими собственных творческих, исследовательских проектов. Дети младшего школьного возраста, как отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи.

Как же я начинаю свою работу?

Первый класс - время знакомства с детьми, первое предъявление ребенком своих интересов новым товарищам и учителю. Уже в сентябре организую мобильный классный музей под девизом «Расскажи нам о себе». Каждый день кто-нибудь из детей приносит из дома альбомы с фотографиями, любимые игрушки, книги, поделки, сувениры из поездок: ракушки и другие вещицы. И здесь важно не пожалеть времени, дать ребенку высказаться, рассказать о себе и о том, что он принес. Я ищу первых «исследователей», а дети получают опыт первого публичного выступления.

Постепенно начинаю задавать небольшие задания, требующие проведения микроисследований: «Когда снег скрипит под ногами?», «Где появляются узоры на стёклах?», «Какие сказки любят в твоей семье?»

Впоследствии, уже во второй четверти первого класса, провожу урок-тренинг, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Например, предлагаю задание, приготовить сообщение о пингвине. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему-рисунок.

По очереди все первоклассники в течение года участвуют в классном конкурсе «Мой первый доклад», дети получают представление о таком конкурсе, возможно, проявится интерес к какой-то теме.

Теперь важно привлечь в союзники родителей. Провожу родительское собрание на тему «Почему младшему школьнику полезно быть исследователем». С помощью презентации знакомлю родителей с разными темами исследовательских работ. Приглашаю на родительское собрание одного–двух учеников своего выпускного класса — участников школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее» для того, чтобы помочь составить представление о том, каким может быть результат исследовательской работы. Всегда находятся такие родители, которые могут поделиться впечатлениями о «научных» изысканиях своих детей, и мы договариваемся о том, как представить эту работу в классе.

В конце учебного года мы проводим первую классную «конференцию», очень непродолжительную по времени, с использованием иллюстраций, презентаций, моделей, но без чтения заранее написанного текста: как правило, первоклассник становится зависимым от него, чтение текста делает выступление несвободным, неэмоциональным.

Тему будущей реферативной исследовательской работы мы выбираем в ходе индивидуальных консультаций вместе с учеником и его родителями, и в каждом случае это выбор происходит по-разному. Самый продуктивный способ — идти за интересами ученика.

Начиная со второго класса, работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.

Зная интересы, увлечения детей, предлагаю подготовить доклад «Удивительный мир бабочек» и прочитать его на уроке. Кто-то рассказывает о том, какую пользу приносят бабочки или как появляются на свет новые поколения бабочек, другой – об удивительной красоте бабочек. Главное тут заключается в том, чтобы школьник, готовивший доклад на ту или иную тему, чувствовал себя специалистом в этой области. Чтобы доклад оказался интересным, помогаю ученику в подборе и обработке материала. Учащиеся в процессе подготовки работают с большим количеством литературы. Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, предлагаю проблемные вопросы:

  • Как помещаются крылья бабочки в коконе?

  • Верно ли, что, убив бабочку, ты убиваешь целый мир?

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск ее решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т.е. строить предположения : «Если мы хотим удивляться, то чему мы можем удивляться, изучая мир бабочек?»

Еще одним важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Я готовлю детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потом и приучаю их к дальнейшим вопросам:

  1. Что еще может интересовать тебя в этой проблеме?

  2. Что еще ты можешь предложить или сделать?

В ходе обсуждения доклада дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения. С результатами своей исследовательской деятельности ученики выступают на различных конференциях, что является важным путем самоутверждения личности.

Итак, работа по подготовке учащихся к конкурсу «Мой первый доклад» и «Шаг в будущее» ведется поэтапно.

Первый этап – подготовка к исследованию:

Выбор темы (она должна быть актуальной и конкретной) и составление списка литературы по проблеме исследования.

  1. Определение объекта (то, что изучается) и предмета (одна из частностей объекта: признаки, функции и т.д.) исследования.

  2. Изучение литературы по теме.

  3. Уточнение темы, формулировка гипотезы (научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений), цели (то, к чему надо стремиться) и задач (то, что можно сделать для достижения цели).

  4. Выбор методов исследования: (наблюдение, сравнение, анализ и т.д.)

Второй этап – подготовка и проведение исследования:

  1. Сбор материала.

  2. Обработка полученного материала.

  3. Формулирование выводов.

Третий этап – оформление исследовательской работы.

  1. Написание основной части работы, ее введения и заключения:

- определение построения работы (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложение);

  1. Составление списка литературы.

  2. Составление приложений.

  3. Оформление титульного листа.

Четвертый этап – защита работы.

Переходя от этапа к этапу, школьник учится:

(работать с первоисточниками; решать задачу, наблюдать явления, факты, формулировать гипотезу, проводить эксперимент, обобщать материал)

        Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.  В своих работах мы учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения. Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта в третьем классе.

Затем мы с детьми составляем план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта.

К моменту выбора или окончательной формулировки темы ученик и учитель могут находиться или в начале, или в середине исследовательской работы. Чтобы помочь ребёнку довести работу до конца, потребуются время, терпение и изобретательность. Интерес к теме не погаснет, если у младшего школьника постоянно возникают новые вопросы (а их задавание нужно провоцировать), чтобы в поиске ответов ребёнок пытался выдвигать гипотезы (а это требует тренировки). Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники.

Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребёнок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

Считаю, что в первом и во втором классах не следует требовать от ученика оформление текста доклада о результатах исследовательской работы или перекладывать эту работу на родителей. В этом возрасте опыт написания сочинений ещё недостаточный, а родители, как правило, ищут готовый текст или пишут его за ребенка. Мы выполняем эту важное дело вдвоем с учеником. Сначала вместе составляем план, затем по плану ученик устно излагает содержание работы, а я следом записываю текст или набираю его на компьютере. При этом стараюсь сохранять индивидуальные особенности речи ребенка, обороты, словарь, эмоциональную окраску — это же его доклад, а не мой. Тут же вместе прочитываем получившийся текст и редактируем его.

Исходя из вышеизложенного, мною сделан вывод, о том, что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, который позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Для меня главное отличие детей, способных принимать участие в реферативной исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое, которую определяю из мониторинга мотивации к исследовательской деятельности: в первом классе наличие только ситуативного интереса; но уже начиная со второго класса – рост устойчивого и обобщённого интереса к исследовательской деятельности.

2.Кружок «Я- исследователь»

Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников- серьезная и сложная работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной научной библиотеки. Приобщение детей к научно-исследовательской деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявить, а затем развить интеллектуальные и творческие способности детей. Проведя анкетирование среди родителей, учитывая их социальный заказ, во внеурочную деятельность учащихся школы включили кружок «Я-исследователь». Организовывая обучение по данной программе, мной учитываются не только типологически , но и индивидуальные особенности младших школьников, их жизненный опыт и социокультурные традиции.

Каждое занятие- это игра –исследование, которое состоит из двух этапов: тренировочных занятий и самостоятельного исследования. Так, например, в 1 классе на уроке окружающего мира, мы знакомились с птицами. Перед нами встал вопрос: А пингвин-это птица или рыба? Так, на занятиях по внеурочной деятельности мы более шире рассмотрели птиц, исследовали строение пера птиц (слайд).А заданием на дом было более подробно составить схему-рисунок о пингвинах (плакат).

На 1 этапе кружка проводятся фронтальные тренировочные упражнения, на которых ученики знакомятся с «техникой проведения исследований». На 2 этапе организуется самостоятельная деятельность учащихся по обучению специальным умениям и навыкам исследовательского поиска: как выбрать тему исследования, цель, задачи и т.д.

В 1 классе я использую игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики. В качестве примера приведу ряд методик. Они позволят понять общую картину и показать, где можно найти аналогичные методики, а так же разработать свои собственные (памятки). Также в 1 классе дети узнают, откуда можно получить информацию: спросить у взрослого, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д. Вначале своей исследовательской деятельности мы составили вопросы на которые мы будем искать ответы (слайд).Поэтому мы составляем рассказ, опираясь на эти вопросы.

Во 2 классе формирую умения видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты. Например, по темам уроков окружающего мира: «Что у нас под ногами, что у нас над головой» мы провели экскурсию и собрали листья. А затем в кружке посмотрели как падают листья, составили творческую композицию, а также услышали шуршание листьев (фото на доске). Давайте и мы с вами проведем небольшой эксперимент (карточки зеленого и красного цвета). Скажите, какие вы слышите звуки? Звуки бывают технические и природные (слайд). Включаю фонограмму, учителя откладывают карточки (я в это время стучу по парте-ловлю их).Они отложили все правильно, но не услышали меня. Вывод: не внимательны!!!!Значит, чтобы быть наблюдательным, надо быть очень внимательным. Домашнее задание услышать как можно больше звуков. В этом возрасте любознательность, жажда новых впечатлений лежат в основе учебных исследований.

В 3-4 классах продолжаю формирование и совершенствование навыков учебно-исследовательской деятельности- готовим индивидуальные работы. Учимся составлять презентации, проводим социальный опрос, интервью (дарим детям флэшки).

Результаты кружка «Я-исследователь» позволяют отметить, что у детей формируются исследовательские навыки, развиваются творческие способности, дающие им возможность не просто накапливать определенный запас знаний, а создавать и выстраивать свою деятельность. Я учу детей творчеству, воспитываю в каждом ребенке самостоятельную личность. Моя роль- помочь ученикам обнаружить чудеса в окружающем нас мире. Мы их находим в стихах, играх, в богатстве природы, проектах, исследованиях. Вместе с детьми ищем ответы на волнующие их вопросы. Подбодрить, сказать ласковое слово друг другу- главное правило на занятиях. Хочу посоветовать педагогам : « Больше слушать, чем говорить; больше наблюдать, чем показывать; оказывать детям помощь в работе, избегая задавать ей определенное направление».

Литература

1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - С. 64-68.

2. Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2006. №4. - С. 24-36.

3. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - С. 38-48.

4. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. - 2003. № 4. - С. 18-24.

5. Обухов А.С. Оценка эффективности применения проектной и исследовательской деятельности в обучении // Исследовательская работа школьников. - 2006. № 1. - С. 100-107.

6. Савенков А.И. Виды исследований школьников// Одаренный ребенок.-2005.-№2. - с.84-106 .

7. Савенков А.И. Истоки практики исследовательского обучения// Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. - с.29-39.

8. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: «Сентябрь», 2003. - 204 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся к конкурсам «Мой первый доклад» и«Шаг в будущее» Кружок «я- исследователь» iconАнализ анкетирования учителей начальных классов в апреле мае 2012 год
Тема: «Возможности умк «Школа 2100» и учителя начальных классов в подготовке учащихся к успешной сдаче егэ»
План Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся к конкурсам «Мой первый доклад» и«Шаг в будущее» Кружок «я- исследователь» iconПлан работы методического объединения учителей начальных классов
Цель: повышение квалификации учителя начальных классов по вопросам внедрения фгос с позиции организации образовательного процесса...
План Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся к конкурсам «Мой первый доклад» и«Шаг в будущее» Кружок «я- исследователь» iconИтоги работы по программе «Я-исследователь» Второй год в рамках внеурочной...
Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная...
План Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся к конкурсам «Мой первый доклад» и«Шаг в будущее» Кружок «я- исследователь» iconРабочая программа Сергеевой Татьяны Евгеньевны учителя начальных...
Сергеевой Татьяны Евгеньевны – учителя начальных классов 1 квалификационной категории
План Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся к конкурсам «Мой первый доклад» и«Шаг в будущее» Кружок «я- исследователь» iconПервая смена: учителя начальных классов Вторая смена: учителя начальных классов
План эвакуации, определяет порядок действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации, и направлен на сохранение здоровья и жизни...
План Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся к конкурсам «Мой первый доклад» и«Шаг в будущее» Кружок «я- исследователь» iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре
План Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся к конкурсам «Мой первый доклад» и«Шаг в будущее» Кружок «я- исследователь» icon«Гимназия иностранных языков» г. Ухты Занятие кружка «Юные инспектора...
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»
План Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся к конкурсам «Мой первый доклад» и«Шаг в будущее» Кружок «я- исследователь» iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству
План Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся к конкурсам «Мой первый доклад» и«Шаг в будущее» Кружок «я- исследователь» iconТесты по основным разделам школьного курса (фонетике, орфографии,...
Тема: «Возможности умк «Школа 2100» и учителя начальных классов в подготовке учащихся к успешной сдаче егэ»
План Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся к конкурсам «Мой первый доклад» и«Шаг в будущее» Кружок «я- исследователь» iconИтоги первого года работы таштагол
Об утверждении плана работы школы по подготовке к обучению учащихся начальных классов школы по фгос на апрель – май 2010 г
План Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся к конкурсам «Мой первый доклад» и«Шаг в будущее» Кружок «я- исследователь» iconПроект «Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по математике»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №76
План Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся к конкурсам «Мой первый доклад» и«Шаг в будущее» Кружок «я- исследователь» iconАнализ работы школьного методического объединения учителей начальных...
Первый год школьное методическое объединение учителей начальных классов работало над темой
План Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся к конкурсам «Мой первый доклад» и«Шаг в будущее» Кружок «я- исследователь» iconТезисы к VI школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее»
Положение о проведении VI городской научной конференции молодых исследователей в рамках Всероссийской научно-социальной программы...
План Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся к конкурсам «Мой первый доклад» и«Шаг в будущее» Кружок «я- исследователь» iconРефераты на выставку не принимаются
В ноябре-декабре 2009 года Координационным центром научно-социальной программы «Шаг в будущее» по Липецкой области на базе Липецкого...
План Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся к конкурсам «Мой первый доклад» и«Шаг в будущее» Кружок «я- исследователь» iconПрограмма для молодежи и школьников «шаг в будущее» городская научно-практическая...
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»
План Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся к конкурсам «Мой первый доклад» и«Шаг в будущее» Кружок «я- исследователь» iconСычёва марина владимировна диагностика учебных достижений младших...
Тема: «Возможности умк «Школа 2100» и учителя начальных классов в подготовке учащихся к успешной сдаче егэ»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск