Сычёва марина владимировна диагностика учебных достижений младших школьников с использованием тестовых заданий (на примере учебного предмета «русский язык»)





Скачать 304.94 Kb.
НазваниеСычёва марина владимировна диагностика учебных достижений младших школьников с использованием тестовых заданий (на примере учебного предмета «русский язык»)
страница1/3
Дата публикации13.08.2013
Размер304.94 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи

СЫЧЁВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА

ДИАГНОСТИКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

(НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»)

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук

Пенза – 2011

Работа выполнена на кафедре педагогики

факультета иностранных языков Пензенского государственного педагогического университета имени  В. Г. Белинского
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент

Мали Любовь Дмитриевна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Штрекер Нина Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент

Маркова Алла Викторовна



Ведущая организация: Московский педагогический государственный университет

Защита состоится 27 декабря 2011 г. в 11.30 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.185.01 при Пензенском государственном педагогическом университете имени В. Г. Белинского (440026, г. Пенза, ул. Лермонтова, 37, корпус № 1, ауд. 234).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Пензенского государственного педагогического университета имени  В. Г. Белинского.
Автореферат разослан «25» ноября 2011 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета Боликова  Л. Ю.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует выделить не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности, но и оценку достижения планируемых результатов в начальной школе.

Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система диагностики учебных достижений учащихся, в том числе младших школьников, обучающихся по разным учебно-методическим комплектам: насколько она стимулирует и поддерживает детей; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность. Эта проблема значительно чаще обсуждается, нежели решается. Однако шанс на коренное исправление ситуации появляется в связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) начального общего образования, который существенно расширяет представления об образовательном результате. Оценка предложенных в ФГОС групп образовательных результатов предполагает использование адекватных им процедур и средств диагностики, в том числе тестовых заданий.

В последние годы педагоги на практике убедились, что тесты действительно способны оценить достижения учащихся и выявить пробелы в их знаниях, совершенствовать необходимые умения и навыки школьников, закладывать основы учебной самостоятельности, формировать умения рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки. Более того, с введением Единого государственного экзамена возникла необходимость специально готовить ребёнка к новой – тестовой форме контроля, а более широко – мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед тестом, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей. Тестам для учащихся начальных классов в этом отношении отводится особое место. Они должны быть ориентированы не только на решение учебных задач, но и на обучение ребёнка работе с тестовыми заданиями, накопление у него опыта выполнения таких заданий, развитие умений контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки, что и определяет актуальность проведения настоящего исследования.

В отечественной педагогической литературе понятие «педагогическая диагностика» в полной мере стало предметом исследования таких авторов, как А.С. Белкин, А.И. Кочетов, Н.К. Голубев, В.П. Беспалько, Б.П. Битинас, Л.И. Катаева, В.Г. Максимов, Е.А. Михайлычев и др. Роль педагогической диагностики в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса определена в работах Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Б.П. Битинаса, З.И. Васильевой, Н.К. Голубева, Н.Ф. Талызиной, И.В. Дубровиной и др.

Важными в контексте изучаемой проблемы являются исследования в области содержания и структуры достижений учащихся (И.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина, Н.А. Менчинская, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин и др.) Проблемы определения требований к учебным достижениям в рамках разработки стандартов образования освещаются в работах В.С. Леднева, И.Я. Лернера, В.П. Беспалько.

Существенными являются исследования зарубежных и отечественных учёных теории педагогических тестов (К. Ингенкамп, B.C. Аванесов, В.П. Беспалько, Ю.М. Нейман, В.А. Хлебников, А.Н. Майоров, Е.А. Михайлычев, И.А. Цатурова и др.), композиция и формы тестовых заданий (B.C. Аванесов, А.Н. Майоров, А.О. Татур, В.С. Черепанов, М.Б. Челышкова, К.Д. Дятлова и др.).

Особый интерес представляют результаты исследований, посвящённых выявлению условий и процедуры проведения тестов, предъявления данных и их интерпретации, прежде всего, применительно к обучению старшеклассников (М.В. Кларин, Г.С. Ковалева, В.Г. Кузнецов, К.Д. Дятлова, Т.Д. Макарова и др.), подтверждающих актуальность данной проблемы.

Перечисленные выше работы представляют несомненный интерес, поскольку их отдельные выводы и экспериментальные данные позволяют выявить определённые закономерности применительно к заявленной теме исследования, однако практически остаётся без внимания проблема тестирования младших школьников. В частности, неясными остаются вопросы о том, какими должны быть содержание и объём тестов для учащихся начальных классов, не выяснены виды заданий, наиболее приемлемые для младших школьников, остаётся неясным, как конкретно организуется учителем процесс выполнения тестов, как проверять и оценивать тестовые проверочные работы, какое воздействие тестовые задания оказывают на эмоциональную сторону ребёнка, на развитие его познавательных интересов, на успешность его обучения и др., не выявлены педагогические условия, определяющие эффективность использования тестовых заданий в качестве средства диагностики учебных достижений младших школьников.

Необходимость более глубокого изучения проблемы тестирования учащихся начальных классов обусловлена противоречиями:

– между растущей потребностью в использовании тестовых заданий для диагностики учебных достижений младших школьников и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической науке, в особенности применительно к младшему школьному возрасту;

– между широким распространением практики применения тестов для оценки учебных достижений младших школьников и отсутствием определённых рекомендаций, касающихся содержания и технологии их применения для учащихся этой возрастной группы.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы дидактические факторы, которые следует принимать во внимание при разработке тестовых заданий, требования к содержанию и оформлению тестовых заданий и педагогические условия, обеспечивающие эффективность их использования в качестве средства диагностики учебных достижений младших школьников? Это обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Диагностика учебных достижений младших школьников с использованием тестовых заданий (на примере учебного предмета «Русский язык»)», цель которого состоит в решении сформулированной проблемы.

Объектом исследования являются учебные достижения младших школьников.

Предмет исследования – процесс диагностики учебных достижений младших школьников с использованием тестовых заданий (на примере учебного предмета «Русский язык»).

Гипотеза исследования состоит в предположении, что использование тестовых заданий в качестве средства диагностики учебных достижений учащихся начальных классов по русскому языку будет эффективным, если:

– определены дидактические факторы, которые следует принимать во внимание при разработке тестовых заданий как педагогического средства диагностики учебных достижений;

– разработаны и сформулированы требования к содержанию и оформлению тестовых заданий по русскому языку для учащихся 1-4 классов;

– уточнены и систематизированы структурно-содержательные характеристики тестовых заданий как педагогического средства диагностики учебных достижений учащихся;

– выявлены, экспериментально проверены и теоретически обоснованы педагогические условия, определяющие эффективность использования тестовых заданий в качестве средства диагностики учебных достижений.

Достижение поставленной цели обеспечивалось решением следующих задач:

1. На основе анализа научной литературы и педагогического опыта определить дидактические факторы, которые следует принимать во внимание при разработке тестовых заданий.

2. Уточнить и систематизировать структурно-содержательные характеристики тестовых заданий для учащихся начальных классов как педагогического средства диагностики их учебных достижений.

3. Разработать и сформулировать требования к содержанию и оформлению тестовых заданий по русскому языку для учащихся 1-4 классов.

4. Разработать тестовые задания по русскому языку для учащихся
1-4 классов и провести их экспериментальную проверку.

5. Выявить, экспериментально проверить и теоретически обосновать педагогические условия, определяющие эффективность использования тестовых заданий в качестве средства диагностики учебных достижений младших школьников.

Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения системного подхода (В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и др.); деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и др.); личностно-ориентированного подхода (Э.Ф. Зеер, И.С. Якиманская и др.); фундаментальные положения и категории философского учения о диагностике как специфическом виде познания и общая методология диагностирования образовательных процессов и систем (B.C. Аванесов, В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, К. Ингенкамп и др.); основные положения теории педагогической диагностики, методы и приёмы диагностических исследований (В.И. Андреев, А.С. Белкин, В.П. Беспалько, Б.П. Битинас, К. Ингенкамп, А.А. Попова, Л.М. Фридман и др.); ведущие положения психолого-педагогической науки об объективной необходимости постоянного совершенствования содержания, форм и методов обучения, а также средств диагностики учебных достижений школьников с учётом их возрастных, психологических и личностных особенностей (Б.Г. Ананьев, Е.Д. Божович, Л.С. Выготский, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, Д.Б. Эльконин и др.); концепции отечественных и зарубежных учёных, исследовавших проблемы использования тестов в области образования (В.С. Аванесов, М.С. Бернштейн, А.Н. Майоров, Е.А. Михайлычев, К.Д. Дятлова, М.Б. Челышкова, А. Анастази, К. Ингенкамп, П. Клайн и др.).

Выбор методов исследования определяется сформулированной гипотезой и характером решаемых задач:

а) теоретические методы: изучение фундаментальной психолого-педагогической, методической литературы, а также диссертационных материалов и статей по теме исследования; обзор программ и учебных пособий по русскому языку; анализ и обобщение материалов, полученных эмпирическим путём;

б) эмпирические: наблюдение, анкетирование учащихся начальных классов и учителей, беседы, тестирование, проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов;

в) математические методы: методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, их системный и качественный анализ.

Экспериментальная база исследования: МОУ лингвистическая гимназия № 6, МОУ гимназия № 42, МОУ гимназия № 53, МОУ СОШ № 66 г. Пензы. Опытно-экспериментальной работой были охвачены 488 учащихся и 89 учителей начальных классов.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2006 по 2011 гг. и включало три этапа.

Первый этап (2006-2007 гг.) – поисковый. Изучение состояния проблемы исследования и обоснование её актуальности; определение теоретико-методологических оснований исследования; формулирование понятийно-категориального аппарата, целей, гипотезы, задач исследования.

Второй этап (2007-2009 гг.) – подготовительный. Проведение констатирующего эксперимента и обобщение его результатов. Разработка тестовых заданий по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Выявление и представление педагогических условий, обеспечивающих эффективность использования тестовых заданий для диагностики учебных достижений младших школьников.

Третий этап (2009 – 2011гг.) – основной. Апробация указанных тестовых заданий в условиях формирующего эксперимента, обработка экспериментальных данных, анализ и обобщение результатов исследования. Формулирование выводов по проделанной работе и определение перспектив её развития, оформление окончательного варианта диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:

– в определении дидактических факторов, которые следует принимать во внимание при разработке тестовых заданий как педагогического средства диагностики учебных достижений младших школьников;

– в уточнении и систематизации структурно-содержательных характеристик тестовых заданий для диагностики учебных достижений учащихся 1-4 классов;

– в разработке и формулировке требований к содержанию и оформлению тестовых заданий для учащихся начальных классов;

– в выявлении и характеристике педагогических условий, определяющих эффективность использования тестовых заданий в качестве средства диагностики учебных достижений младших школьников;

– в разработке комплекса тестовых заданий по русскому языку, позволяющих отслеживать динамику образовательных достижений младших школьников.

Практическая значимость исследования заключается:

– в разработке рекомендаций для учителей по составлению и использованию тестовых заданий для учащихся начальных классов;

– в апробации разработанного комплекса тестовых заданий в процессе обучения младших школьников на базе общеобразовательных учреждений г. Пензы;

– в разработке критериев оценки, позволяющих диагностировать уровень учебных достижений по русскому языку с помощью тестовых заданий.

Материалы диссертации могут быть использованы в практике преподавания учителями начальной школы в процессе контроля и диагностики учебных достижений младших школьников по русскому языку, а также для совершенствования программ, учебников, учебно-методических пособий для начальной школы. По материалам исследования издано учебное пособие для учащихся 1-го класса «Тестовые задания по русскому языку» (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009, тираж 20 000 экз.).

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается теоретико-методологической обоснованностью исходных положений работы, опирающихся на системный, деятельностный, личностно-ориентированный подходы; соответствием используемых методов исследования его целям и задачам; организацией поэтапной экспериментальной работы с личным участием автора и возможностью её повторения, научными трудами, на которые опирается автор, а также экспериментальной работой диссертанта.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и промежуточные результаты работы были представлены на заседаниях кафедры педагогики факультета иностранных языков и методологических семинарах преподавателей и аспирантов кафедры педагогики Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского (2007-2011 гг.), на заседаниях методических объединений начального звена школ г. Пензы, педагогических советах, обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции преподавателей педагогических вузов
(г. Москва, 2009-2010 гг.), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Артемовские чтения» (г. Пенза, 2006-2011 гг.), научной конференции аспирантов и соискателей (г. Пенза, 2010 г.). Внедрение результатов исследования осуществлялось через публикации статей в сборниках научных трудов «Формирование базовых профессиональных компетентностей будущих педагогов в условиях реализации новых образовательных стандартов и вузовский учебник» (г. Москва, 2009 г.), «Компетентностный подход к профессиональной подготовке будущего педагога» (г. Москва, 2010 г.), «Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского» (г. Пенза, 2006, 2008, 2011 гг.), «Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы» (г. Пенза, 2006-2011 гг.), «Педагогический альманах» (г. Пенза, 2010 г.).

Содержание проведённого исследования изложено в 16 публикациях, в том числе опубликованных в рецензируемых журналах, определённых ВАК РФ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Диагностика учебных достижений представляет собой установление достигнутого на момент диагностирования уровня овладения знаниями, умениями, навыками, полученными учащимся в процессе систематического обучения. Одним из современных средств педагогической диагностики является тест как совокупность тестовых заданий.

Тестовое задание определяется как дидактически и технологически оформленная единица контрольного материала, имеющая в своей структуре следующие элементы: инструкцию по выполнению, текст задания, варианты ответов.

2. Элементы тестовых заданий для учащихся начальных классов обладают рядом структурно-содержательных характеристик: инструкция формулируется как можно короче и как можно яснее, содержит указания на то, каким способом ребёнку следует выполнять задание; текст задания содержит одну законченную мысль, оформленную понятно и доступно младшему школьнику, в нём отсутствуют двусмысленные и неясные выражения, как можно реже используется отрицание; варианты ответов чёткие, однозначные, не содержат явных неточностей, подсказок, семантически и грамматически согласованы с текстом задания, однородны по содержанию, структуре и общему количеству слов, различия между вариантами ответов точные, понятные детям, исключаются повторения в вариантах ответов, место правильного ответа меняется в разных тестовых заданиях и др.

3. Разработка содержания и структуры тестовых заданий предполагает учёт таких дидактических факторов, как объём требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и содержания учебных программ, которые необходимо реализовать; возрастные возможности и особенности младших школьников; показатели качества тестовых заданий.

4. Для составления тестовых заданий для учащихся 1-4 классов важно соблюдать следующие требования к их содержанию и оформлению: соотнесённость содержания материала с видом задания; выбор наиболее доступных и приемлемых для учащихся каждого класса формулировок заданий; правильность расположения элементов задания; адекватность инструкции виду и содержанию задания; одинаковость критериев оценки ответов.

5. Эффективность использования тестовых заданий в качестве средства диагностики учебных достижений младших школьников обеспечивается реализацией следующих педагогических условий: учёт уровня подготовленности, возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей младших школьников; функциональность и системная последовательность в применении средств наглядности; постепенность в обучении выполнению каждого нового вида тестовых заданий по мере нарастания их сложности; создание положительной мотивации учащихся на получение высоких результатов; наличие чётких критериев оценки достижения планируемых результатов в начальной школе; вовлечённость в оценочную деятельность не только учителя, но и самих учащихся.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сычёва марина владимировна диагностика учебных достижений младших школьников с использованием тестовых заданий (на примере учебного предмета «русский язык») iconСостав тестовых заданий
Продумайте тематику тестовых заданий всех форм (10) для итогового контроля учебных достижений по выбранной Вами теме. Составьте тест-лестницу...
Сычёва марина владимировна диагностика учебных достижений младших школьников с использованием тестовых заданий (на примере учебного предмета «русский язык») iconМетодические рекомендации для студентов по выполнению тестовых заданий...
Данная работа позволит расширить и углубить знания учащихся, приобретённые в ходе аудиторных занятий по русскому языку с использованием...
Сычёва марина владимировна диагностика учебных достижений младших школьников с использованием тестовых заданий (на примере учебного предмета «русский язык») iconРабочая программа по предмету «Русский язык»
Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Русский язык»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Сычёва марина владимировна диагностика учебных достижений младших школьников с использованием тестовых заданий (на примере учебного предмета «русский язык») iconWww lawcanal
Продумайте тематику тестовых заданий всех форм (10) для итогового контроля учебных достижений по выбранной Вами теме. Составьте тест-лестницу...
Сычёва марина владимировна диагностика учебных достижений младших школьников с использованием тестовых заданий (на примере учебного предмета «русский язык») iconИнтровертный, гипертимный и т д
Продумайте тематику тестовых заданий всех форм (10) для итогового контроля учебных достижений по выбранной Вами теме. Составьте тест-лестницу...
Сычёва марина владимировна диагностика учебных достижений младших школьников с использованием тестовых заданий (на примере учебного предмета «русский язык») iconОценка Баллов
Продумайте тематику тестовых заданий всех форм (10) для итогового контроля учебных достижений по выбранной Вами теме. Составьте тест-лестницу...
Сычёва марина владимировна диагностика учебных достижений младших школьников с использованием тестовых заданий (на примере учебного предмета «русский язык») iconТест по процедуре егэ
Продумайте тематику тестовых заданий всех форм (10) для итогового контроля учебных достижений по выбранной Вами теме. Составьте тест-лестницу...
Сычёва марина владимировна диагностика учебных достижений младших школьников с использованием тестовых заданий (на примере учебного предмета «русский язык») iconБилет 1 Вопрос Кто осуществляет пожарный надзор в Российской Федерации?
Продумайте тематику тестовых заданий всех форм (10) для итогового контроля учебных достижений по выбранной Вами теме. Составьте тест-лестницу...
Сычёва марина владимировна диагностика учебных достижений младших школьников с использованием тестовых заданий (на примере учебного предмета «русский язык») iconОсновные правила составления вопросов для тестирования
Продумайте тематику тестовых заданий всех форм (10) для итогового контроля учебных достижений по выбранной Вами теме. Составьте тест-лестницу...
Сычёва марина владимировна диагностика учебных достижений младших школьников с использованием тестовых заданий (на примере учебного предмета «русский язык») iconТест: какому риску подвержен Ваш ребёнок?
Продумайте тематику тестовых заданий всех форм (10) для итогового контроля учебных достижений по выбранной Вами теме. Составьте тест-лестницу...
Сычёва марина владимировна диагностика учебных достижений младших школьников с использованием тестовых заданий (на примере учебного предмета «русский язык») iconТест. Вариант Самой низкой теплопроводностью обладает вакуум
Продумайте тематику тестовых заданий всех форм (10) для итогового контроля учебных достижений по выбранной Вами теме. Составьте тест-лестницу...
Сычёва марина владимировна диагностика учебных достижений младших школьников с использованием тестовых заданий (на примере учебного предмета «русский язык») iconУчитель нач классов : Бурлова Марина Владимировна
Цель: создать условия для развития творческих способностей у младших школьников через активную деятельность при подготовке к новогоднему...
Сычёва марина владимировна диагностика учебных достижений младших школьников с использованием тестовых заданий (на примере учебного предмета «русский язык») iconИнструкция по выполнению новой формы задания. Задания в субтесте...
Продумайте тематику тестовых заданий всех форм (10) для итогового контроля учебных достижений по выбранной Вами теме. Составьте тест-лестницу...
Сычёва марина владимировна диагностика учебных достижений младших школьников с использованием тестовых заданий (на примере учебного предмета «русский язык») iconЗадания первого тура включают в себя: Тест включает 10 вопросов типа «Верно/Неверно»
Продумайте тематику тестовых заданий всех форм (10) для итогового контроля учебных достижений по выбранной Вами теме. Составьте тест-лестницу...
Сычёва марина владимировна диагностика учебных достижений младших школьников с использованием тестовых заданий (на примере учебного предмета «русский язык») iconРабочая программа учебного предмета «Русский язык»
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 6 класса на 2013 2014 учебный год составлена на основе
Сычёва марина владимировна диагностика учебных достижений младших школьников с использованием тестовых заданий (на примере учебного предмета «русский язык») iconСоздать тест (1). рис. Создание нового теста После этого (если Вы...
Продумайте тематику тестовых заданий всех форм (10) для итогового контроля учебных достижений по выбранной Вами теме. Составьте тест-лестницу...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск