Скачать 149.78 Kb.
|
Тест – это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения. Состав тестовых заданий: В самом общем виде тестовые задания должны:
Минимальные требования к составу тестового задания состоят в наличии трех частей:
Собственно говоря, инструкция должна сделать так, чтобы задание и способ его выполнения были абсолютно ясны любому из испытуемых и не приводили к ошибкам. В тексте допускается делать одну инструкцию для группы однотипных заданий, которая помещается в начале текста или данной группы заданий в тексте. Для проверки того, как испытуемые поняли инструкцию, желательно снабдить ее несколькими примерами, которые разбираются вместе с ведущими тестирование.
Основное требование к текстовым заданиям
К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и задания свободного изложения. Их отличительной особенностью является то, что для выполнения ученику необходимо самому записать одно или несколько слов (цифр, букв; возможно словосочетаний или даже предложений). Этот тип заданий не имеет вариантов правильных ответов. Задания закрытого типа, к ним относятся задания четырех видов: альтернативных ответов (АО), множественного выбора, восстановления соответствия и восстановления последовательности. Тестовые задания закрытого типа – предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос: из ряда предлагаемых выбираются один или несколько правильных ответов, выбираются правильные (или неправильные) элементы списка и др. Это задания с предписанными ответами, что предполагает наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответа на заданный вопрос. Иногда варианты неверных ответов называют дистракторами. Задания альтернативных ответов.
К каждой задаче альтернативных ответов дается только два варианта ответов. Испытуемый должен выбрать один из них – «да» - «нет», «правильно – неправильно» и пр. Форма задания: Утверждение 1 да нет Утверждение 2 да нет Утверждение 3 да нет Утверждение 4 да нет и т.д. Инструкция для заданий альтернативных ответов: обведите кружком вариант ответа «да» или «нет», который вы считаете правильным; или обведи ответ «да» или «нет». (Если ты согласен с утверждение – обведи кружком «да» в клеточке таблицы ответов, а если не согласен – обведи «нет»). Задания альтернативных ответов (АО) являются самыми простыми, но не самыми распространенными при составлении тестов. Это связано, в основном, со специфичностью того материала, которому в большей степени соответствует эта форма заданий. Задания альтернативных ответов применяются для оценки одного элемента знаний. Использование заданий альтернативных ответов в виде отдельного вопроса, одиночно, приводит, как правило, к тривиальному тестированию и используются достаточно редко. Особенностью заданий альтернативных ответов является то, что вопрос должен быть сформулирован в форме утверждения, поскольку он предполагает согласие или несогласие, которое можно отнести к утверждению. Пример № 1 Инструкция: Обведи ответ «да» или «нет». (Если ты согласен с утверждением – обведи кружком «да» в клеточке таблицы ответов, а если не согласен – обведи «нет»). Вопрос: Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы прямоугольного треугольника. Варианты ответа:
Совершенно непригодное задание ввиду его тривиальности, которая вытекает из точного соответствия формулировке учебника. Приведенный пример показывает неудачный случай применения заданий с альтернативными ответами и возможность их замены на другие. Однако существует целый ряд заданий, когда альтернативные ответы применять наиболее целесообразно. Это относится к крупным определениям, сложным процессам, к графикам, диаграммам, таблицам, тем элементам знания, которые могут быть структурированы или разбиты на более мелкие части. Приведем примеры, когда элементы знания адекватны этой форме задания. Особенно это важно для тестов школьных достижений, как в части усвоения знаний, так и умения анализировать данные, работать с разной формой представления результатов (графики, диаграммы, таблицы и т.д.) Пример № 2Инструкция: Обведи ответ «да» или «нет». (Если ты согласен с утверждением – обведи кружком «да» в клеточке таблицы ответов, а если не согласен – обведи «нет»). Вопрос: В определение Биосфера – это часть… Варианты ответа:
Ответ: да – нет – нет – нет – да – нет Пример № 3 В этом вопросе нас интересует процесс гидролиза. Сформулируем вопрос: «В процессе гидролиза соль взаимодействует с водой. Так ли это?». Формулировка вопроса «Процессом гидролиза называется взаимодействие соли и воды. Да/нет - не подходит в силу своей тривиальности. Однако вопрос может быть значительно улучшен, оставаясь в рамках задач альтернативных ответов: Инструкция: Обведи ответ «да» или «нет». (Если ты согласен с утверждением – обведи кружком «да» в клеточке таблицы ответов, а если не согласен – обведи «нет»). Вопрос: Гидролизом называется процесс, при котором: Варианты ответа:
Попытка переформулировать эту задачу в вариант с выбором вариантов ответов не приведет к улучшению, поскольку придется указывать по два варианта правильных ответов или формулировать несколько заданий. Задания множественного выбораЭто основной вид заданий, применяемый в тестах достижений. Надо помнить, что он не единственный. Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный. Форма представления заданий альтернативных ответов: Вопрос (утверждение) А. вариант ответа 1 В. вариант ответа 2 С. вариант ответа 3 D. вариант ответа 4 Е. Вариант ответа 5 Инструкции для заданий с множественным выбором: обведите кружком букву, соответствующую варианту правильного ответа. Какое количество вариантов ответов в заданиях множественного выбора можно считать приемлемым? Оптимальное количество альтернатив – это 3 или 4. Имея две альтернативы, экзаменуемый начнет догадываться о правильном ответе особенно, если альтернативы похожи друг на друга (менее способные экзаменуемые встретят больше трудности, чем более способные при выявлении различия между этими альтернативами). Обычно трудно найти более 4 интересных и оригинальных альтернатив, и, к тому же, на их чтение уйдет больше времени экзаменуемого». Вероятно, минимальное количество возможных альтернатив – это действительно 3, что касается максимального количества альтернатив, то, скорее всего, их количество будет зависеть от объема теста предлагаемых альтернатив. В том случае, если это цифровые выражения, то 5-6 вариантов не могут оказаться слишком длинными для чтения. Оптимальной можно считать 5 альтернативных ответов, при этом необходимо учитывать, что не всегда это возможно. Сколько правильных ответов может быть в тестовом задании множественного выбора? В заданиях множественного выбора количество правильных ответов объективными причинами не ограничивается. В том случае, если вариантов правильных ответов несколько следует видоизменить инструкцию, указав на то, что необходимо отметить буквы, соответствующие правильным ответам. Или иным образом указать на то, что правильных вариантов несколько. Задания на восстановление соответствия (соответствие) Задания соответствия (восстановления соответствия), в которых необходимо нейти или приравнять части, элементы, понятия_ конструкциям, фигурам, утверждениям; восстановить соответствие между элементами двух списков. К этому же типу следует отнести и задания, в которых требуется восстановить порядок ряда, упорядочить. Эти задания могут рассматриваться как частный случай задания на восстановления соответствия, в которых только один ряд, а другим, предполагаемым, является время. Инструкция: нарисуйте стрелочки от элементов первого списка ко второму…, соедините стрелками соответствующие понятия и т.д. Каким образом наиболее рационально обозначить варианты ответов? Система нумерации и обозначений не имеет, какого то особого стандарта исполнения. Как правило, система обозначений должна быть единой в рамках разрабатываемого тестового инструмента. Обычно римскими цифрами нумеруются разделы, арабскими цифрами номера заданий, иногда вместе с нумерацией заданий используются буквенные индексы, в которых зашифровываются предмет, класс, на который рассчитано данное задание, или иную важную для разработчика или пользователя информацию. Варианты ответов обозначают русскими или латинскими заглавными буквами с точкой. Форма представления заданий на восстановление соответствия. Задачи соответствия требуют подбора подходящего ответа. Обычно задание соответствия состоит их трех столбцов: в первом под заглавными буквами (или цифрами) вопросы, утверждения, факты, понятия и т.д., во втором идет пронумерованный ( или в случае если первый список был пронумерован, то под буквами) список утверждений или слов, которые надо поставить в соответствие, и наконец третья графа – вариант ответа. Для каждого пронумерованного слова или утверждения следует отобрать один признак под заглавной буквой, наиболее тесно связанный с ним. Пример. Инструкция: Соотнеси написанное в столбцах 1 и 2. (Запиши в таблицу ответов цифры из столбца 2, которые соответствуют утверждениям из первого списка). Вопрос: Кто написал? Варианты ответа:
Как ясно из этого примера, задания на восстановления соответствия лучшим образом подходят для выявления фактической информации. Задания на восстановление последовательности. Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант задания на восстановление соответствия, когда одним из рядов является время, расстояние или иной континуальный конструкт, который подразумевается в виде ряда. Поскольку эта форма заданий требует особой инструкции, мы выделим ее в отдельный раздел. Задания на восстановление последовательности незаслуженно редко используются в тестах. На самом деле это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая значительными преимуществами: краткостью, простотой проверки. Оно подходит для любого предмета, там, где присутствует алгоритмическая деятельность или временные события. Для технологий это могут быть порядок технологических операций, для истории – восстановление временных последовательностей событий, для русского языка –этапы словообразования, для точных наук – алгоритмы решения задач и этот список практически бесконечен. Задания открытого типа. К ним относятся задания двух видов:
Инструкция для заданий дополнения: вместо каждого многоточия впишите только одно слово (символ, знак и т.д.) Инструкция для заданий свободного изложения: закончите предложение (фразу), впишите вместо многоточия правильный ответ; дополните определение, записывая ответ в бланке и т.д., то есть вместо многоточия можно вписать словосочетание, фразу, предложение или даже несколько предложений. Выполнение основного требования для заданий дополнения не представляется сложным, правильным ответом будет то самое выражение, слово и т.д., которое необходимо вписать испытуемому. Один из доводов критиков тестирования заключается в том, что для большинства заданий существует вероятность случайного угадывания правильных ответов. В общем случае это проблема только заданий закрытого типа, и чем меньше возможных альтернатив предлагается испытуемому в рамках одного задания, тем больше вероятность угадывания. Эта проблема остро стоит для заданий альтернативных ответов, используемых одиночно (в разделе, посвященным эти заданиям, мы уже обращали на это внимание), где вероятность угадывания максимальна и составляет 50 %. Однако мы настоятельно не рекомендуем использовать такие задания для тестов школьных достижений. Серия из пяти заданий альтернативных ответов дает вероятность угадывания 0,0313, а из десяти заданий всего лишь 0,00098. Как определить время работы учащегося с тестовым заданием? Для определения времени работы, учителю следует зафиксировать собственное время работы с тестом. Полученное время следует умножить на 3. В результате получиться оптимальное время работы учащегося над тестом. Одним из важных моментов в организации тестирования является правильное определение времени. Если время мало или много дано на работу, то объективного результата тестирования не будет. Какие существуют способы работы с тестами? При работе с заданиями с выбором предложенного ответа из нескольких возможных. Существуют приемы, которые позволяют или определить правильный ответ или исключить явно неверные ответы. Это:
В простейших случаях можно использовать соображения, основанные на обычном здравом смысле тестовые задания должны:
Минимальные требования к составу тестового задания состоят в наличии трех частей:
Основное требование к текстовым заданиямТестовые задания должны иметь однозначный, правильный ответ. Инструкция: Обведи ответ «да» или «нет». (Если ты согласен с утверждением – обведи кружком «да» в клеточке таблицы ответов, а если не согласен – обведи «нет»). Вопрос: В определение Биосфера – это часть… Варианты ответа:
Ответ: да – нет – нет – нет – да – нет Инструкция: Обведи ответ «да» или «нет». (Если ты согласен с утверждением – обведи кружком «да» в клеточке таблицы ответов, а если не согласен – обведи «нет»). Вопрос: Гидролизом называется процесс, при котором: Варианты ответа:
Инструкция: Соотнеси написанное в столбцах 1 и 2. (Запиши в таблицу ответов цифры из столбца 2, которые соответствуют утверждениям из первого списка). Вопрос: Кто написал? Варианты ответа:
|
Методические рекомендации по составлению и применению тестовых заданий Краткая характеристика тестовых заданий, методики их составления и применения для проведения различных видов и способов контроля... | Учебно-методический комплекс по дисциплине взаимодействие лазерного излучения с веществом Копия Банка тестовых заданий в формате ast (Основная база тестовых заданий находится на сервере отдела тсо кемГУ) | ||
«Питание и здоровье» Тестирование проводится по группам согласно расписанию. На выполнение тестовых заданий студенту дается время от 1 часа до 1 часа... | Тема: Размножение и развитие Тестирование проводится по группам согласно расписанию. На выполнение тестовых заданий студенту дается время от 1 часа до 1 часа... | ||
Инструкция по проведению тестирования Тестирование проводится по группам согласно расписанию. На выполнение тестовых заданий студенту дается время от 1 часа до 1 часа... | Памятка для преподавателя Челябинск 2009 Даны основные требования... Предназначается преподавателям, авторам-разработчикам тестовых заданий, а также слушателям сетевых курсов повышения квалификации | ||
Урок с систематизацией знаний и контролем уровня усвоения материала данной темы Тестирование проводится по группам согласно расписанию. На выполнение тестовых заданий студенту дается время от 1 часа до 1 часа... | Сборник тестовых заданий Физические основы механики. Молекулярная физика и термодинамика [Текст]: сборник тестовых заданий / В. М. Полунин, О. В. Лобова,... | ||
Г. Алексеевки Белгородской области Система разноуровневых тестовых... А в 2005 году, в связи с проведением на территории Российской Федерации егэ по химии, встал вопрос об использовании разноуровневых... | Методические рекомендации для студентов по выполнению тестовых заданий... Данная работа позволит расширить и углубить знания учащихся, приобретённые в ходе аудиторных занятий по русскому языку с использованием... | ||
Методические рекомендации по составлению тестовых заданий для контроля знаний студентов Методические рекомендации предназначены для всех кафедр и структурных подразделений Южно-Уральского профессионального института.... | Муниципальный смотр конкурс методических и дидактических средств... Использование тестовых заданий по биологии в разделе "Размножение и индивидуальное развитие организмов" | ||
Интровертный, гипертимный и т д Продумайте тематику тестовых заданий всех форм (10) для итогового контроля учебных достижений по выбранной Вами теме. Составьте тест-лестницу... | Оценка Баллов Продумайте тематику тестовых заданий всех форм (10) для итогового контроля учебных достижений по выбранной Вами теме. Составьте тест-лестницу... | ||
Www lawcanal Продумайте тематику тестовых заданий всех форм (10) для итогового контроля учебных достижений по выбранной Вами теме. Составьте тест-лестницу... | Количество заданий в тест-билете – 9 Количество вариантов тест-билетов... На данный момент существует достаточно большое количество программных продуктов для создания тестовых и контролирующих заданий. Обзор... |