Скачать 79.46 Kb.
|
Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Начального профессионального образования «Профессиональное училище №116» Т.А.Трегубова Методические рекомендации по составлению и применению тестовых заданий с.Октябрьское Краткая характеристика тестовых заданий, методики их составления и применения для проведения различных видов и способов контроля качества знаний.
Различают предварительный, вспомогательный, текущий, рубежный (в т.ч. тематический) и итоговый виды контроля качества знаний. Эти виды контроля реализуются устным, письменным и комбинированным способами контроля. В настоящее время письменный и письменную составляющую комплексного способа контроля рекомендуется проводить с применением тестовых заданий, а не традиционных, так как первые более четко сформулированы, содержат «цену задания» и эталон. Тестовые задания позволяют осуществить как автоматизированный, так и неавтоматизированный контроль. Важно помнить, что тестовое задание – это задание строго определенной формы, обязательно включающее в себя три компонента: -собственно задание в строго определенной, сильно формализованной форме; -«цены» задания в виде указания числа «существенных операций» (Р) или количества баллов, которое численно равно величине «Р»; -эталона, т.е. правильного ответа. Тестовые задания «с открытым ответом» состоят только из указанных выше трех компонентов, а тесты «с заданным ответом», кроме этого, включают и набор ответов (не менее четырех!), среди которых один или несколько являются правильными. В карточке, предъявляемой учащемуся, предлагаются тексты тестовых заданий, можно также указать и число баллов (величину «Р»), а также набор ответов (для тестов с заданным ответом). Эталон хранится у преподавателя и служит «матрицей» для проверки правильности ответа, который выполнил (нашел) обучающийся. Тестовые задания с заданным ответом используют для осуществления и автоматизированного неавтоматизированного контроля, а тесты с открытым ответом – только для последнего.
При выполнении различных обучающих и контролирующих заданий обучающийся выполняет либо репродуктивную, либо продуктивную познавательную деятельность, при этом и та и другая деятельность реализуется либо с опорой, либо без опоры. I-й уровень усвоения предполагает наличие у обучающихся знаний – знакомств (т.е. это уровень узнавания, ознакомления: иногда его неудачно называют «ученический»): знания на этом уровне позволяют учащимся опознать объект среди предъявленных ему, либо соотнести свойства с характеристикой объекта и т.д. II-й уровень усвоения – предполагает наличие у обучающихся знаний – копий, т.е. они должны воспроизвести формулировку тех или иных понятий, законов, кратко охарактеризовать объект или его свойства, решить простейшую задачу по алгоритму, предложенному учащемуся в виде письменной инструкции (этот уровень иногда называют «алгоритмическим») III-й уровень усвоения – предполагает наличие у обучающегося либо знаний-умений (IIIу), либо знаний-навыков (IIIн), т.е. этот уровень подразделения на два подуровня (IIIу и IIIн). Уровень сложности задания для IIIу и IIIн одинаков, разница состоит лишь в том, что на их выполнение затрачивается различное время: для IIIн это время минимально(строго нормировано), а для IIIу – не нормировано, важно лишь то, что обучающийся может выполнить такое задание. 1.3. Краткая характеристика тестовых заданий различных уровней В соответствии с уровнями усвоения знаний различают и тестовые задания разных уровней. Рассмотрим характеристику и примеры тестовых зданий I…III уровней. I-й уровень: тесты этого уровня позволяют проверить наличие у обучающегося знаний-знакомств, что предполагает реализацию им репродуктивной деятельности с опорой. Это тесты с заданным ответом, т.е. они состоят из 4-х компонентов: собственно задания, набора ответов (не менее четырех, среди которых есть один или несколько правильных), «цены» теста в виде величины «Р» (числа существенных операций) или числа баллов (оно равно величине «Р») и эталона: тесты 1-го уровня легко автоматизировать, что облегчает труд преподавателя при проверке результатов контрольной работы, сокращает время реализации «обратной связи» ученик – учитель. Различают несколько разновидностей тестов 1-го уровня: опознание, различие, соотнесение (для практических целей данная классификация малозначима, важно уметь составлять такие задания, которые позволят получить объективную картину качества знаний обучающихся) Пример теста 1-го уровня: Основами экономического учения А. Смита являются: А) Свобода конкуренции Б) Необходимость экономической и политической свободы В) Активное вмешательство государства в экономику Р=2 (2 балла). Эталон а, б. (Задание оценено в 2 балла потому, что содержит 2 правильных ответа). Задания 1-го уровня позволяют выявить самый низший уровень знаний, в чем и состоит их существенный недостаток. II-й уровень: тесты второго уровня позволяют выявить наличие у обучающихся знаний-копий: при их выполнении обучающиеся реализуют репродуктивную познавательную деятельность без опоры. Это тесты с «открытым ответом», т.е. их нельзя автоматизировать (кроме некоторых тестов, которые содержат буквенно-цифровые ответы, либо ответ представляет собой последовательность букв или цифр) Пример 1. Назовите представление о мире и месте человека в нем? Эталон: мировоззрение. (Задание оценено одним баллом потому, что для его освещения необходим один правильный ответ). Пример 2. Закончите фразу: «________» - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединений. Эталон: «общество» (1 балл потому, что необходимо одно дополнение к фразе для ее завершения). III-й уровень: позволяют: установить наличие у учащихся знаний-умений или знаний-навыков (см. выше), их выполнение сопровождается продуктивной познавательной деятельностью с опорой на достаточно хорошо известные учащимся понятия, и отработанные ими в практической деятельности.
При составлении тестовых заданий необходимо выполнять следующие условия
Нельзя тестовое задание начинать вопросительными словами или безличной формой, например: «сколько», «какой», «почему» и т.д.
Важно отметить, что тестовые задания требуют высокой степени формализации учебного материала. 1.5. Краткая характеристика эталонов к заданиям тестового типа и методики определения количества баллов за выполнение задания Составление эталонов для тестов 1-го уровня не представляет труда, так как просто указываются правильные ответы (ответ) среди приведенных в задании. Составление эталонов для тестов II-го и III-го уровней представляет некоторые трудности, так как формулировки законов, понятий, явлений могут быть различными в различных пособиях и учебниках, что вносит затруднения в стандартизацию. Проверку ответов обучающихся на тесты II-го и III-го уровней нужно осуществлять не автоматизировано, а традиционным способом, с привлечением специалистов-предметников, которые могут правильно оценить не только результат, но и ход выполнения задания. Некоторую трудность представляет определение числа существенных операций (баллов). Для этого можно применять следующее: при выполнении заданий 1-го уровня существенной операцией считать нахождение правильного ответа, поэтому если тест содержит один правильный ответ, то Р=1 (1 балл): если два, то Р=2 (2 балла) и т.д. Например: Выберите среди приведенных ниже религий те, которые являются мировыми: А) Буддизм Б) Христианство В) Ислам Г) Синтоизм Д Индуизм Р=3 (3 балла). Эталон: а,б,в. (3 балла потому, что в наборе ответов содержатся 3 правильных). Аналогично поступают и в случае тестов II-го уровня – число правильных ответов, которые должен привести обучающийся, количество сочетаний соответствия, число пропущенных во фразе слов (смысловых) и т.д. Например: Гуманизм – это: ________, уважение личного ________ человека, вера в его _______. Р=(3 балла) Эталон : «человеколюбие, достоинства, будущее». Четкое определение числа баллов поможет достаточно объективно определить «цену» одного тестового задания и его комплекса (для контрольных работ), сделать равноценными разные варианты одной контрольной работы и достаточно объективно оценить успехи каждого обучающегося в овладении изучаемого предмета.
Тестовые задания применяются при письменном и комбинированном способах контроля, которые реализуются в текущем, тематическом и итоговом видах контроля. Реализуя текущий контроль, целесообразно составлять индивидуальные карточки-задания на каждого обучающегося, которые включают 5 заданий 1-го или II-го уровня (можно и те и другие в одном варианте), при этом каждое задание оценивается 1 баллом. В данном случае оценка «3» ставится за три правильно выполненных задания, «4» - за четыре и т.д. На проведение такой работы отводится 7-10 мин. При осуществлении тематического контроля (по одной или нескольким темам с небольшим числом часов – до 10 часов учебного времени) составляется карточка-задание, включающая 5-7 заданий с общей «емкостью» 15-20 баллов. На проведение такой работы отводится от 15 до 20 мин. Учебного времени. При общем числе баллов, равных 20-ти, оценка «3» ставится за 11-16 баллов, «4» за 17-18 и т.д. Осуществляя рубежный или итоговый контроль, обучающегося предлагается индивидуальная карточка-задание, содержащая от 12 до 24 тестовых заданий. Из них 50% составляют задания 1-го уровня, 25% - второго, остальные – III-го, «емкость» варианта составляет от 35 до 40 баллов. Работа, рассчитана на 1 или 2 часа учебного времени (последнее относится к итоговому контролю). Если задание дано на 40 баллов, то оценка «3» ставится за 22-32 балла, «4» - за 33-37 баллов и т.д. |
Методические рекомендации по составлению тестовых заданий для контроля знаний студентов Методические рекомендации предназначены для всех кафедр и структурных подразделений Южно-Уральского профессионального института.... | Методические рекомендации по составлению тестовых заданий Охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях | ||
Памятка для преподавателя Челябинск 2009 Даны основные требования... Предназначается преподавателям, авторам-разработчикам тестовых заданий, а также слушателям сетевых курсов повышения квалификации | Разработчик: Безуглова Надежда Павловна Методические рекомендации предназначены для всех кафедр и структурных подразделений Южно-Уральского профессионального института.... | ||
Подготовка материалов для электронного тестирования Понятие и использование Методические рекомендации предназначены для всех кафедр и структурных подразделений Южно-Уральского профессионального института.... | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Методические рекомендации предназначены для всех кафедр и структурных подразделений Южно-Уральского профессионального института.... | ||
Методические указания по составлению тестовых заданий для внутривузовского тестирования Настоящие указания определяют формы теcтовых заданий и методологию их создания. Указание разработано на основе требований к тестам,... | Методические рекомендации для студентов по выполнению тестовых заданий... Данная работа позволит расширить и углубить знания учащихся, приобретённые в ходе аудиторных занятий по русскому языку с использованием... | ||
Состав тестовых заданий Продумайте тематику тестовых заданий всех форм (10) для итогового контроля учебных достижений по выбранной Вами теме. Составьте тест-лестницу... | Методические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной... Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по работе с комплексом тестовых заданий для самостоятельной работы студентов | Методические рекомендации по применению дидактических материалов... ... | ||
Методические рекомендации по применению дидактических материалов... ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине взаимодействие лазерного излучения с веществом Копия Банка тестовых заданий в формате ast (Основная база тестовых заданий находится на сервере отдела тсо кемГУ) | ||
Использование тестовых заданий на уроках информатики Борчук А. В., Мосягина С. Ю., Овчинникова Н. П., Пушкина И. М., СмирноваЕ. В. Психология и педагогика: Методические рекомендации... | «Питание и здоровье» Тестирование проводится по группам согласно расписанию. На выполнение тестовых заданий студенту дается время от 1 часа до 1 часа... |