Выступление Кизимовой Т.Б. в Сосновом Бору 25.03.2010
Тема: «Возможности УМК «Школа 2100» и учителя начальных классов в подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ» C 2009 года основной формой сдачи выпускных экзаменов стал ЕГЭ. Результаты ЕГЭ за последние несколько лет свидетельствуют о том, что система подготовки , сложившаяся в МОУ «ССОШ№1», позволяет показывать высокие результаты.
Результаты ЕГЭ за последние три года показывают:
в течении трёх лет деятельность школы обеспечивает 100% успеваемость по результатам ЕГЭ;
средний балл выше среднего по области.
Такие результаты объясняются системой в работе образовательного учреждения.
СЛАЙД
Для обеспечения высоких результатов ЕГЭ, необходим выбор УМК. Мы остановились на Общеобразовательной системе «Школа 2100», потому что:
это современная научно обоснованная и проверенная практикой образовательная система, рекомендованная Российской академией образования;
это развивающее образование для массовой школы;
это условие для функционально грамотной личности.
Дидактическая система УМК «Школа 2100» строилась на теории деятельности исходя из требований:
Системного тренинга коммуникативных способностей и видов деятельности во всей полноте.
Включения в новую систему обучения опыта традиционной школы.
Синтез идей ведущих педагогов.
СЛАЙД
А также, существует связь с традиционной модели обучения с дидактической системой развивающего обучения.
СЛАЙД
Вы помните, что экзамен состоит из трёх частей:
- тесты по основным разделам школьного курса (фонетике, орфографии, орфоэпии и т.д.);
-анализ текста;
- создание небольшого письменного высказывания. Проанализировав задания ЕГЭ за несколько лет, мы сделали вывод о подготовке к этому виду проверки знаний уже в начальной школе.
Часть А заданий ЕГЭ представляет собой перечень текстовых заданий по основным разделам русского языка. Я полагаю,что необходимо уже в начальной школе формировать у детей особые навыки тестирования. Сейчас почти во всех УМК введено тестирование по всем предметам. (СЛАЙД)
На уроках в начальной школе использую следующие виды тестов:
-тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках определений, правил;
-тесты альтернативные, которые требуют установления истинности или ложности утверждений;
-тесты, предполагающие выбор ответа из ряда вариантов;
(СЛАЙД)
В помощь учителю.
1. Приложение к журналу «Контроль в начальной школе»
Тестовые материалы Л.В. Савельевой, Г.С. Щеголевой
2. «Русский язык» В.А. Шукейло, «Сборник проверочных и контрольных работ», Вентана –Граф, М., 2004.
3.Программно-методический комплекс . Семейный наставник. Математика. Начальная школа. ООО «ИНИС-СОФТ», 1996-2003
4. Программно-методический комплекс . Семейный наставник. Русский язык. Начальная школа. ООО «ИНИС-СОФТ», 2003
Предлагаемые тестовые задания в пособиях соответствуют возрастным и психологическим особенностям развития детей младшего школьного возраста и отвечают одному из главных требований современного обучения – требованию Федерального компонента стандарта по формированию общеучебных умений и навыков в начальной школе. Несомненным достоинством данных сборников является оптимальность и сбалансированность предлагаемых заданий. Тесты представлены в трёх вариантах. В каждом варианте определены задания репродуктивного характера, частично – поискового, творческого. Использование тестов на уроке позволяет осуществить оперативную диагностику уровня овладения учебным материалом по определённой теме, экономить время при проверке знаний и оценке результатов.
Но, необходимо учить не только работе с тестами, но и выполнению заданий повышенной сложности, связанным с различного рода языковым анализом слов, словосочетаний, предложений, текстов, т.к. часть В состоит из 8 заданий открытого типа с кратким ответом, проверяющих подготовку по родному языку на высоком уровне сложности. Все задания второй части требуют лингвистического анализа текста.
Часть С включает одно задание с развёрнутым ответом. Выпускники должны написать сочинение рассуждение на основе предложенного текста. С помощью этого задания выявляется уровень сформированности следующих умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции выпускника:
- понимать читаемый текст;
-определять тему текста;
- формулировать основную мысль;
- аргументировать свою точку зрения;
-выстраивать композицию письменного высказывания; Какова же помощь в подготовке частей В и С?
В конце учебного года предусмотрена итоговая контрольная работа в форме теста, проверяющая уровень развития читательских умений ( умение вычитывать из текста информацию, ориентироваться в структуре текста, объяснять и оценивать прочитанное, видеть языковые средства текста, определять его жанр и тему и составлять небольшой собственный текст). Для того , чтобы учащиеся могли справиться с новой для них формой работы, тетради предусматривают уроки – тренинги по развитию читательских умений. При составлении тестовых заданий за образцы взяты КИМы, разработанные специалистами центра оценки качества образования РАО.
(СЛАЙД)
Чтобы подготовка к ЕГЭ была эффективной, необходимо выполнять задания, учитывая уровень усвоения учебного материала. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (необходимый – проверяет знания, которые многократно отрабатывались), программный (требует применения знаний в нестандартной ситуации), максимальный уровень( сверх-программы).
(СЛАЙД)Таким образом выявляется степень самостоятельности и нестандартности в освоении знаний.
Целенаправленная работа по подготовке к ЕГЭ веду в:
-школе,
- с родителями (которым необходимо объяснять важность и системность в подготовке к ЕГЭ, ориентировать на приобретение пособий);
-на кружке (Например, кружок «Интеллектика», на котором в игре выполняются задания повышенной сложности, необходимы для участия и победы в олимпиадах «Русский медвежонок» и «Кенгуру». Бланк ответов
олимпиад тоже напоминает бланк ответов ЕГЭ.
(СЛАЙД)
Встаёт вопрос о заполнении бланков .Учу самостоятельно заполнять бланк уже со второго класса.(СЛАЙД)
Итак, каковы же возможности учителя начальных классов в подготовке к ЕГЭ?
Использую в работе современные способы проверки знаний(тесты).
Своевременно выявляю и ликвидирую отдельные пробелы в знаниях.
В процессе преподавания целенаправленно развиваю диалогическую монологическую речь.
Формирую умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей через технологию развития критического мышления.
Технология проблемного побуждающего диалога с несколькими гипотезами.
Тема урока: « Где обитают живые организмы», 3кл.
( ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ).
Мастер-класс Кизимовой Т.Б.
На уроках в Общеобразовательной системе «Школа 2100» активно используют 3 технологии: проблемно – диалогическую, технологию развития правильной читательской деятельности, технология оценивания образовательных достижений. Я представлю технологию проблемного побуждающего диалога с несколькими гипотезами. - Определим для каждого животного среду его обитания.
- Как по-научному называется водная оболочка Земли?
(Гидросфера)
(слайд)
- Каких животных можно отнести к гидросфере?
(рыбы)
(слайд)
- Как по-научному называется каменная оболочка Земли?
Она называется литосферой.
(слайд)
- А куда нам отнести бегемота?
(Бегемоту нужна земля и вода. Его нужно поместить между двух сред.)
(слайд)
- А кого еще можно отнести в литосферу?
(крота)
-Почему?
(слайд)
- А куда нам отнести ласточку?
(Ей нужен воздух, потому, что она летает)
- По- научному воздушная оболочка Земли называется…
(Атмосфера)
(Слайд)
- А куда мы поместим комара?
( На границе трех сред. Комар летает в воздухе, откладывает личинки в воде, а питается соками растений на земле.)
(слайд)
- Выдвинуто три гипотезы :
Либо в гидросфере, либо в литосфере, либо в атмосфере.
На пересечении двух сред.
На пересечении трех сред.
- Как проверить наши гипотезы?
( Спросить взрослых, прочитать, провести эксперимент)
- Как разумнее поступить именно сейчас?
( Прочитать про всех этих животных)
-Так и поступим. Работать будем по группам. Каждая получит текст об одном из животных. Ищите факты, подтверждающие или опровергающие гипотезы.
( Работают по группам)
- Расскажите о своем исследовании.
-Сделайте вывод, где же обитает большинство живых организмов?
(На пересечении трех сред)
-Область распространения жизни на Земле называется БИОСФЕРА.
Проблемно – диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками. В ходе поиска решения ,работе в группах, учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т. е. обеспечивает «открытие» знаний путём проб и ошибок. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу , познавательная мотивация.
Реализую личностно – ориентированный подход в обучении : в центре внимания интерес и творческий потенциал ученика .
Формирую умение внимательно читать задания.
Привлекать родителей к систематическим занятиям с детьми.
Успешное решение задачи по подготовке к ЕГЭ, стоящее перед школой, во многом зависит от того, какие технологии используют в учебном процессе, насколько эффективно происходит управление познавательной деятельностью учащихся. Только системный подход, кропотливая и трудоёмкая работа могут привести к хорошим результатам, к повышению качества образования.
|