Скачать 77.01 Kb.
|
Урок русского языка в 5 классе Тема: «Правописание ы – и после ц» Цель: 1. Обучающая цель: 1)создать условия для знакомства с новым опознавательным признаком – наличием ц перед гласным, с правописанием ы – и после ц; 2) учить правильно обозначать орфограмму; 3) повторить правописание о – е после шипящих в корне слова, безударных гласных корня, окончаний существительных, приставок на з – с, пунктуацию в сложноподчиненном предложении; 4) пропедевтически познакомить с правописанием –онн- в прилагательных; 5) расширить лексический запас учащихся. 2. Развивающая цель: содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, умения сравнивать, классифицировать, обобщать; повторить сведения по фонетике, орфоэпии, морфемике, морфологии, орфографии. 3. Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка. Оборудование: «светофоры» (красный – «неправильно», зелёный - «правильно»), сигнальные карточки ы – и; карточки для самопроверки; плакат с алгоритмам, проектор. Х о д у р о к а.
Звенит звонок веселый, Зовет нас на урок. Такой порядок в школе Не забывай, дружок. Все у парты ровно встали, Улыбнулись, подравнялись, Тихо сели за свой стол, Начинаем разговор. Психологический настрой на работу - Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать. - На уроке наши глазки внимательно смотрят и все (видят). - Ушки внимательно слушают и все (слышат). - Голова хорошо (думает). - Молодцы! - посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем. «Не стыдно не знать, Стыдно не учиться.» - Как вы понимаете данное высказывание? - Вы с ним согласны? - Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зелёная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёныё цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства. - Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число, «Классная работа». К доске пойдет один ученик для работы по карточке.
- В каком слове есть согласный глухой непарный, твердый непарный звук 1) щебет, 2) циркуль, 3) живее, 4) чугун (циркуль - [ц]). - Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока. - В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук: 1) стОляр, 2) красИвее, 3) звОнит, 4) дОговор. - Укажите слово, соответствующее схеме: 1) переплетчик, 2) загорала, 3) выносливость, 4) пришкольный. - В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква: 1) изл…жение, предл…жение, изл…гать, сл…гаемое 2) крыж…вник, ш…рох, ш…в, капюш…н 3) выр..сти, отр…сль, зар…сли, выр…щивать
Проводится работа аналогичная домашней. Работа в парах
Бе…болезненный бе…граничный Бе…шумный ра…гадать Ра…пилить бе…конечный Ра…валиться ра…гадать Бе…чувственный ра…носить Ра…мотреть ра…писание Бе…жалостный ра..жимать Ра…спросить бе…сердечный
Полил сильный дождь и земля быстро намокла. (Самопроверка по ключу, выставление оценок)
К а р т о ч к а Вставить пропущенные буквы и объяснить правописание. С…дел на ж…рдочк…, р…сток крыж…вника, ш…рох, ш…пот, ра…ч…тливый, беч…вка, ж…лтый. Бечёвка – тонкая верёвка. Бечева – прочная толстая верёвка, канат. Бечевая тяга ( в старину) – передвижение судна бечевой, которую тянули по берегу люди или лошади.
Создание проблемной ситуации - Переходим к изучению новой орфографической темы. Для этого обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока. Учитель произносит слова (материал для наблюдения на доске пока закрыт): акация улицы цирк Синицын цыплёнок - Какие звуки слышатся во всех словах? ([цы]). - А посмотрите как написано (открывается материал для наблюдения). - Цы и ци. - Почему? Наша задача разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и. Какова же тема нашего урока? Сформулируйте её. - «Правописание ы – и после ц». Учитель записывает тему урока на доске, дети – в тетрадях. Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда – и, для этого прослушайте и заполните табличку: цы ци 1. 1. 2. 2. - Диктант в стихах. Приготовьтесь писать и будьте внимательны: в диктанте много слов с буквой ц, и вы должны определить, что писать: ци или цы. Готовы? Диктую. Цыплёнок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только он одно не знал, Где пишут ци и цы. - Вот так цыплёнок не знал. А вы знаете? - По правилам грамматики в именах существительных после ц пишется и… - Кроме трёх случаев, когда пишется ы: 1) в окончаниях слов: синицы, птицы 2) в суффиксе –ын: сестрицын, курицын. - Значит, и цыплёнок пишется через ы. - Почему? - Потому что цыплёнок – курицын сын. - Цыплёнок, действительно, пишется через ы, но совсем не потому. Просто цыплёнок одно из тех четырёх слов, которые надо запомнить: Цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц. Во всех этих словах пишется ы после ц. Запомнили? А чтоб не забыли, я вам расскажу маленькое стихотворение, в которое входят все эти четыре слова Цыган цыплёнка увидал, Заиграл на скрипочке, А цыплёнок услыхал – Станцевал на цыпочках. - А где ещё одно слово? - Да, где цыц? - Сейчас будет. Цыц, ребята, не шуметь, А то цыган собьётся, Перестанет скрипка петь, наш урок сорвётся. - Ну что, цыплята, вам всё понятно? Прозвучал для вас, ребята, Наш урок про ци и цы, Кто не понял, те цыплята, Кто запомнил, молодцы! - Теперь составим табличку цы ци 1. -ы 1. -и 2. -ын 2. -ция 3. 4 слова искл. - К сожалению. Правило в стихотворениях неполное. Давайте прочтём ġ38 и дополним табличку. Дети читают. - Что нового вы ещё узнали? (В словах на –ция всегда пишется и). - Правило, которое мы сегодня изучаем, сложное, правило-инструкция, поэтому нам необходимо составить алгоритм, схему рассуждения. БУКВЫ И - Ы ПОСЛЕ Ц 1) Слово на – ция? да нет и 2) В какой части слова буква? станция в окончании, в суффиксе в корне ы 3) Слово-исключение? улицы да нет Синицын ы и цыган цирк на цып очках цыплёнок цыц
Дети объясняют правописание слов, написанных на доске, пользуясь алгоритмом. Учитель графически обозначает орфограмму. Делегация, санкт-петербуржцы, циферблат, птицын хвост, смуглолицый, цыкнуть, репетиция, операционная.
Вставить пропущенные буквы в слова, записанные на доске. Рац..я, цариц..но зеркальце, афганц.., ц..гейка, ц..клон, ц..ганский, мультипликац..ионный фильм, взять под уздц… Учащиеся по очереди выходят к доске, сначала объясняют правописание каждого слова, пользуясь алгоритмом, потом вставляют пропущенную букву. Все пишут в тетрадях. (Через проектор учитель высвечивает и объясняет лексическое значение слов: рация, цигейка, циклон.)
Узнать слова по лексическому значению и записать в два столбика. (Перед записью учащиеся показывают сигнальную карточку и – ы)
Порядок работы со словом:
Посреди площадки в сквере росли акации. В город приехала делегация шахтёров. Циркуль – помощник человека с глубокой древности и до наших дней. Мы давно собирались всей семьёй пойти в цирк.
Упражнение 336.
- Что повторили сегодня? - Что нового узнали на уроке? - Чему научились? - Какой этап урока показался самым интересным? - Что было трудно? * Выберите из карточек ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. |
Урок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши» Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М | План-конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Правописание... Научить грамотно решать орфографические задачи, связанные с употреблением о-ё после шипящих в словах разных частей речи | ||
Конспект урока Тема урока и №п/п: «Правописание буквы ы-и после Ц»,... Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009 | Урок русского языка в 5 классе № 20 г Тема урока: «Правописание -тся,-ться в глаголах» Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Глагол», обратить особое внимание на совершенствование правописных навыков... | ||
Урок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных... Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле... | Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе. Тема: Правописание ы-и после ц Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009 | ||
Урок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в... Урок русского языка по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» входит в программу... | Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание слов с проверяемыми... Сегодня мы завершаем изучение большой темы – «Правописание безударных гласных в корне слова». На уроке вы покажете свои знания, умение... | ||
Урок русского языка во 2 классе. Тема: Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу чк-чн,нч-щн Цель урока: Выработка практических навыков написания орфограмм, развитие интереса к русскому языку | Проблемно-эвристический урок русского языка в 5 (общеобразовательном)... Тема урока. Чередование гласных в корне, правописание приставок пре-,при-, на з-,с | ||
Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Правописание приставок и предлогов» Оборудование к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, разноцветные магниты | Практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание,... Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ» | ||
Практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание,... Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ» | Приложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой проводится в начале года после повторения изученного в 5-6 классах.... | ||
Урок русского языка в 6 классе. Тема урока: Правописание суффиксов к и ск в прилагательных Проследить закономерность образования прилагательных с суффиксами к и ск, и их написание | Урок русского языка в 5 классе Тема: «Правописание -тся и -ться в глаголах» ... |