Проблемно-эвристический урок русского языка в 5 (общеобразовательном) классе Автор: Л. И. Ильинова





Скачать 54.94 Kb.
НазваниеПроблемно-эвристический урок русского языка в 5 (общеобразовательном) классе Автор: Л. И. Ильинова
Дата публикации07.10.2014
Размер54.94 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Проблемно-эвристический урок русского языка

в 5 (общеобразовательном) классе

Автор: Л.И. Ильинова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Сусловская СОШ»
Тема урока. Чередование гласных в корне, правописание приставок пре-,при-, на з-,с-.
Тип урока. Знакомство с новым материалом

Технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо

Индуктивные методы работы. Эвристическая беседа, частично-поисковый метод

Приемы работы. Сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала

Формы работы. Самостоятельная, групповая, коллективная

Цель урока. Формирование у обучающихся навыков нахождения гласных в корне и правописание приставок.

Задачи:

  • дидактические:

  1. обучать постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;

  2. обучать организации планирования, анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;

  3. обучать самостоятельному и коллективному поиску доказательств; умению отыскивать причины явлений;

  4. формировать способность осознанного написания корней с чередующими гласными и приставок на з- и с-.

  • воспитательные:

  1. воспитывать интерес к предмету;

  2. воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;

  3. воспитывать культуру поведения в обществе;

  • развивающие:

1) развивать критическую мыслительную деятельность, коммуникативную культуру;

2) расширять кругозор и обогащать словарный запас;

  1. развивать аналитические и творческие способности.

Оборудование. Письмо, кластер, учебник «Русский язык. 5 класс», знаковые таблицы «INSERT», раздаточный дидактический материал (карточки).
ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Чтение стихотворения учителем.

Много интересного на свете,

На Земле, на солнечной планете.

Чтобы всюду вам, ребята, побывать,

Нужно прежде грамотными стать.

И тогда морские дали, горы,

Океаны и степей просторы

Детям каждой школы покорятся.

Так вперед! Вам стоит постараться!

Слово учителя. Надеюсь, что сегодня вы сумеете увеличить свой багаж знаний, который пригодиться вам в будущем, поможет стать грамотными и интересными людьми. А пока откройте тетради, запишите дату и классную работу.

Запись на доске

Число и месяц прописью.

Классная работа.

II.Определение темы и цели урока.

Слово учителя. А вот тему и цель урока нам с вами сейчас предстоит выяснить. Вы получили карточки с заданиями. Первый вопрос- теория, второй – практика

Карточка

Вопрос № 1

Написание каких корней зависит от ударения? От суффикса? От последующего согласного?

Почему чередование и-е в корне слова называют орфограммой с девичьим именем?

Почему приставки на з-,с- называют самыми капризными?

Орфограммы изучаются в 5–ом классе. Прошу вас помочь. Напишите мне, какие правила нужно знать, чтобы выполнить задание?

Слово учителя. Какова же будет тема нашего урока сегодня?

Ответ детей. Правописание приставок на з- и с-,пре- и при- и ещё чередование гласных в корне.

Слово учителя А в чем состоит цель занятия?

Ответ детей. Научиться правильно писать данные орфограммы и научиться выбирать эти орфограммы.

III. Фаза вызова.

Слово учителя. Ребята, скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают, когда мы говорим о корнях и приставках?

Составляется кластер из ассоциаций обучающихся.

Слово учителя. Легко ли пользоваться таким кластером? Систематизируйте ответы.

Ответы детей.

Мы можем воспользоваться уже известными правилами.

Слово учителя. Давайте попробуем это сделать. Перед вами лежат карточки (№1). Попробуйте объяснить написание данных орфограмм

Карточка № 1

Чудо-математик в Германии жил.

Он хлеб с колбасою случайно сл-жил.

Затем результат пол-жил себе в рот.

Вот так человек изобрёл бутерброд.

Карточка №2

Пушки с пр-стани палят,

Кораблю пр-стать велят.

Здравствуй, князь ты мой пр-красный!

Только Поп один Балду не любит.

Никогда не пр-голубит.

Карточка № 3

Кто-то терем приб-рал

Да хозяев поджидал.

…Но,шевеля пугливым ухом,

Конь уп-рается,дрожит.

Карточка № 4

Подберите к данным словам противоположные слова с приставками на з- и с- (поярдок.одарённый, корыстный, честный)
Слово учителя. Какое задание вызвало у вас затруднение? Почему?

Ответы детей. Последнее.

IV. Фаза осмысления.

Слово учителя. Верно. Попытайтесь найти ответ на интересующий вас вопрос. Предлагаю вам заполнить знаковую таблицу «INSERT» (карточка № 2), используя сведения, находящиеся в учебнике

Обучающиеся, используя школьный учебник, работают в группах

Слово учителя. А теперь давайте посмотрим, какие сведения вы смогли почерпнуть из текста параграфа. Какие правила узнали? О чем вы узнали впервые?

Ответы детей. Оглашение результатов после заполнения знаковых таблиц.


Таблица «INSERT»



Чередование гласных о-а в корне слова


+ знаю ? хочу узнать

-имею представление

Правописание приставок пре- и при-



+

+

Чередование гласных и – е в корне слва



+
?

_

Правописание приставок на з- и с-

?


Выводы детей. Комментируют правила.

Слово учителя. А теперь выполним несколько заданий.

Задание.

Запишите в тетрадях примеры и обоснуйте условие выбора изученной и повторенной орфограмм. (Задание из учебника Упр 590,693,665,993)

V. Фаза рефлексии.

Фронтальный опрос.

-Что узнали нового или повторили уже изученное?

- Какие вы можете привести примеры?

- В чем заключаются различия при выборе орфограммы?

- Например?

-Как следует при выборе данных орфограмм?

Задание . Выполните графический диктант (заг-релый,накл-ненье,р-створенье, оз-ренье – что писать под удареньем, что писать без ударенья?)

Слово учителя. Посмотрите на репродукции из сказок.Вспомните и запишите слова, которые пропущены.

(Пушки с _______ палят,

Кораблю ______велят.)

(Но где Людмила? Он один!

В нём сердце, вспыхнув, зам-рает.)

Ответы учеников..

Слово учителя. Правильно. Молодцы. Вы поработали сегодня на «5». Хотелось бы узнать ваше мнение об уроке. Что вам показалось трудным? Что было, на ваш взгляд, наиболее интересным?

Ответы детей.

VI. Домашнее задание.

Слово учителя. Дома вам предлагается выполнить 2 задания:

    1. обязательно - на основании правил параграфов написать «подсказку» о правописании чередующих гласных в корне слова и правописание приставок пре-, при-,з-,с-, приводя собственные примеры;

    2. по желанию – написать диаманту по изученному правилу.

Спасибо за работу, до свидания.

Список литературы


  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008.

  3. Журнал «Инновационные проекты и программы в образовании». – М.: типография Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2009, вып. 5.

  4. Ходос Е.А., Бутенко А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-методическое пособие. – Красноярск, 2002.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблемно-эвристический урок русского языка в 5 (общеобразовательном) классе Автор: Л. И. Ильинова iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Проблемно-эвристический урок русского языка в 5 (общеобразовательном) классе Автор: Л. И. Ильинова iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание
Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
Проблемно-эвристический урок русского языка в 5 (общеобразовательном) классе Автор: Л. И. Ильинова iconУрок русского языка в 11 классе
Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа
Проблемно-эвристический урок русского языка в 5 (общеобразовательном) классе Автор: Л. И. Ильинова iconУрока. Постановка учебной задачи
Урок русского языка в 6 классе по технологии введения нового знания (автор – Л. Г. Петерсон) по теме “Одна и две буквы н в суффиксах...
Проблемно-эвристический урок русского языка в 5 (общеобразовательном) классе Автор: Л. И. Ильинова iconУрок по русскому языку и информатике в 7 классе. Урок-практикум
Автор разработки: Рамазанова Разия Ровадуновна, учитель русского языка и литературы мбоу «Бузанская сош»
Проблемно-эвристический урок русского языка в 5 (общеобразовательном) классе Автор: Л. И. Ильинова iconУрок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных...
Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле...
Проблемно-эвристический урок русского языка в 5 (общеобразовательном) классе Автор: Л. И. Ильинова iconПриложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой
Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой проводится в начале года после повторения изученного в 5-6 классах....
Проблемно-эвристический урок русского языка в 5 (общеобразовательном) классе Автор: Л. И. Ильинова iconУрок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши»
Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М
Проблемно-эвристический урок русского языка в 5 (общеобразовательном) классе Автор: Л. И. Ильинова iconКонспект урока русского языка в 6 классе по теме «не и ни в отрицательных местоимениях»
Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №5, г. Саров Нижегородской области
Проблемно-эвристический урок русского языка в 5 (общеобразовательном) классе Автор: Л. И. Ильинова iconУрок русского языка во 2 классе «Состав слова»
Урок французского языка в 6 классе «Систематизация грамматических навыков по типу степени сравнения прилагательных» (Чернышова О....
Проблемно-эвристический урок русского языка в 5 (общеобразовательном) классе Автор: Л. И. Ильинова iconУрок русского языка 7 класс Тема: «междометие»
Автор: Рыбкина Наталия Ивановна, учитель русского языка мкоу-сош №2 зато п. Солнечный Красноярского края
Проблемно-эвристический урок русского языка в 5 (общеобразовательном) классе Автор: Л. И. Ильинова iconУрок. Тема: «Сегодня на уроке мы будем изучать…»
«Использование проблемно диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы»
Проблемно-эвристический урок русского языка в 5 (общеобразовательном) классе Автор: Л. И. Ильинова iconПеречень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок...
«Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л
Проблемно-эвристический урок русского языка в 5 (общеобразовательном) классе Автор: Л. И. Ильинова iconУрок русского языка в 5 классе по теме
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Проблемно-эвристический урок русского языка в 5 (общеобразовательном) классе Автор: Л. И. Ильинова iconУрок русского языка по теме: «Имя прилагательное»
Автор-составитель: Реш Ольга Вильгельмовна, учитель русского языка и литературы моу «Большегривская сош» Нововаршавского муниципального...
Проблемно-эвристический урок русского языка в 5 (общеобразовательном) классе Автор: Л. И. Ильинова iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск