“Рассмотрено» на заседании «Согласовано» «Утверждаю»
КМО уч.нач.классов зам.директора по УР Директор МБОУ Алпаровской СОШ
______________А.Г._Мардиева ____ Р.Ю.Зайнутдинова _____________Н.А.Гарипова
Протокол №1 от «10» августа2014 г. « 15 » августа 2014 г. Приказ № 73/1 от « 1 » сентября 2014 г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
для начальных классов
«Юный эколог»
в соответствии с ФГОС II поколения
Принято на заседании педсовета
протокол №2 от “15” августа 2014 г.
Составитель:
Хасаншина Исламия Хазибовна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена на основе курса «Юный эколог».
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.
Цель: способствовать формированию экологической культуры обучающихся начальной школы с активной жизненной позицией.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширить представления об окружающем мире;
- сформировать представления о природных сообществах области;
- познакомить об охраняемых территориях России и своей области;
- сформировать умения и навыки природоохранной деятельности;
Развивающие:
- развить мотивацию к экологически грамотному поведению и здоровому образу жизни;
- развить мышление, наблюдательность, внимание, память;
- развить способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Воспитательные:
- развивать интерес к изучению природы родного края, понимание активной роли человека в природе;
- формировать уважительное отношение к чужому мнению;
- воспитать бережное отношение к окружающей среде;
- воспитать в каждом учащемся активную гражданскую позицию и любовь к Родине,
- сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Программа « Юный эколог» призвана расширить экологические представления учащихся начальных классов, которые они получают на уроках окружающего мира. В процессе наблюдений, опытов, элементарной исследовательской деятельности, экологических игр и экскурсий дети начинают понимать разнообразие взаимоотношений человека с миром природы, усваивают систему нравственных правил поведения в среде обитания, учатся сопереживать, сочувствовать, помогать живым существам, проводить элементарную созидательную деятельность в природе
Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Содержание курса реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной деятельности Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1-4 классов. Количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2-4 классы – 34 часа.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Будет знать/понимать:
- значение природы для себя, для общества, для страны;
- элементарные представления об окружающей среде и ее обитателей;
- важность воспитания уважения и чувства гордости за природу своего края, за страну;
- правила сохранения природных богатств;
- основные правила поведения на природе.
Должен уметь:
- экологически грамотно вести себя на природе;
- проявлять себя в общественно полезном труде;
- проявлять чуткость и милосердие, доброту и отзывчивость ко всему живому;
- любить и беречь природу родного края;
- охранять и беречь природное наследие своего края.
Ожидаемый результат
- формирование чувства любви к природе своего города, родного края;
- усвоение основных знаний об экологии своего города, родного края, об экологических особенностях Республики Татарстан;
- воспитание интереса к познанию и сохранению природы.
Учащиеся должны получить знания об экологии родного края и понять значение природы для каждого жителя Республики Татарстан, России в целом, а так же овладеть следующими умениями и навыками:
- с помощью учителя и взрослых подбирать литературу;
- наблюдать, сравнивать и обобщать;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Создание целостной системы экологического воспитания, позволяющей формировать у подрастающего поколения высокой экологической культуры, чувства и сознания на основе природных ценностей. Создание благоприятных условий для нравственного интеллектуального формирования личности младшего школьника.
Сможет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- удовлетворения познавательных интересов об экологии;
- ведения активного образа жизни;
- формирования творческого отношения к природе родного края и его обитателям.
Сотрудничество школы с другими учреждениями
Учреждение
| Задачи и направления
| Формы взаимодействия
| Школьный и городской музеи
| Знакомство с природой города, родного края.
| Экскурсии, просмотры экспозиции, выставок.
| Центр Детского творчества
| Дополнительное образование детей в области природы и экологии родного края, расширение кругозора учащихся.
| Посещение кружков, конкурсы, праздники.
| Городской детский эколого-биологический центр
| Расширение кругозора учащихся об экологии, дополнительное образование.
| Конкурсы, викторины, праздники, посещение кружков.
| Основные модули программы
« Природа – наш дом»
| Форма внеурочной деятельности
| 1.Что такое природа?
| Беседа, просмотр слайдов.
| 2.Природа моего города.
| Экскурсия по городу.
| 3.Как прекрасен этот мир!
| Конкурс рисунков.
| 4.Дары леса.
| Экскурсия в лес, рисунки.
| 5.Акция – « Помоги птицам».
| Изготовление кормушек.
| 6.Акция – «Зеленое дерево».
| Игра – практикум.
| 7.Загадки о животных.
| Загадки.
| 8.Птицы - наши друзья.
| Внеклассное мероприятие.
| 9.Сказки леса.
| Беседа.
| 10.Дидактическая игра «Растения»
| Игра.
| 11. «Узнай дерево по листу»
| Викторина.
| 12. «Не плачь, берёза»
| Экскурсия в рощу.
| 13.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья
| Классный час.
| 14.Волшебные семена
| Экологический праздник.
|
|
| «Сохраним природу!»
|
| 1.Растения нашего города.
| Работа по слайдам, экскурсия.
| 2.Животный мир нашего города.
| Работа по картинкам, рисункам.
| 3.Я живу в Татарстане.
| Беседа, игра – путешествие.
| 4.Казань – столица Татарстана.
| Заочная экскурсия.
| 5.Символы Татарстана.
| Просмотр слайдов, беседа.
| 6.Богатство нашего края.
| Беседа, работа по карте.
| 7.Акция «Самый чистый город».
| Субботник.
| 8.Для чего нужна Красная книга?
| Беседа.
| 9.Акция «Сохрани дерево».
| Сбор макулатуры.
| 10.Зелёный город глазами детей.
| Конкурс рисунков.
| 11.Посади дерево.
| Выпуск листовок.
| 12.Организация акции « На наших улицах порядок».
|
| 13.Сохраним природу Республики Татарстан.
| Сообщение.
| 14.Как сделать город чистым и цветущим?
| Выпуск листовок, агитация.
| 15. «Мой край - прекрасный Татарстан».
| Выставка рисунков, фотосъёмка.
|
|
| « Мы - защитники природы».
|
| 1.Земля - наш дом.
| Беседа.
| 2.Дуб и все вокруг него.
| Исследовательский урок.
| 3.Охранять природу – значит охранять Родину.
|
| 4.Моя Родина. Моё Отечество.
| Беседа.
| 5.Витамины- человек- здоровье.
| Классный час.
| 6.Берегите природу.
| Конкурс рисунков.
| 7.Красота вокруг нас.
| Трудовой десант.
| 8.Лесная мозаика.
| Конкурс рисунков.
| 9.Бабушкина аптека.
| Беседа.
| 10. «Доктора природы».
| Внеклассное занятие.
| 11.Мой любимый уголок родного края.
| Фотоконкурс.
| 12.Моё любимое место в нашем городе.
| Тестовый рисунок.
|
|
| « Знатоки экологии».
|
| 1.Экология и экономика.
| «Знаешь ли ты родной край?». Викторина.
| 2.Экологическая катастрофа.
|
| 3.Катастрофы, вызванные человеком.
|
| 4.Экологическая катастрофа. Озеро Байкал.
| Реферат.
| 5.Наводнение.
| Беседа.
| 6.Экологические профессии.
| Внеклассное мероприятие.
| 7.Знатоки природы.
| Викторина.
| 8.Экологические связи.
|
| 9.Экологизация сельского хозяйства.
|
|
|
| « Экология и мы».
|
| 1.Лесная аптека.
| Беседа.
| 2.Чудо природы – паук.
| Кроссворд.
| 3.Знатоки природы.
| Викторина.
| 4.Леккарственные растения.
| Реферат.
| 5.Красная книга.
| Классный час.
| 6.Заповедники.
|
| 7.Земля- матушка, земля- кормилица.
|
| 8.Осторожно: гербициды.
| Беседа.
| 9.Экологическая проблема.
| Соревнования.
| 1о.Лесные детективы.
| Игра.
| 11.Мой город хорошо растёт.
| Экскурсия.
| 12.Аллея нашего города.
| Проект, исследования.
| 13. «Планета в твоих руках».
| Выпуск листовок,агитация.
| 14.Война с мусором
| Агитация
| 15. Мы вместе сохраним экологию
| Коллаж
| 16. Заглянем в «Красную книгу»
| Работа с книгой
| 17. «Части света и материки»
| Клубный час юного географа
| 18. «Всемирный день защиты животных».
| Игра «Что? Где? Когда?».
| Методическое обеспечение программы
Педагогическое и методическое обеспечение программы предполагает:
Комплекс учебных и специальных программ, методик по организации и проведению экологического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.
Использование регулярных издании соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности.
Активное использование метода коллективно – творческого дела, методо – социально значимой деятельности, методо – поддержки и успеха, сотрудничества и сотворчества, различные методики, изучение личности среды и ее влиянии на воспитание.
Список литературы
1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
2. Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001
3. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68. 5. Новицкая, М. Ю. Введение в народоведение. Родная земля: 1-2 кл.: учебник – тетрадь №3 Текст / М. Ю. Новицкая. –М.: Дрофа, 1997.
6. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
7. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
8. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008. |