Разделы курса
| № занятия
| Темы раздела
|
I.Экология – наука 21 века
(8 часов)
| 1.
| Вводное занятие. Что такое экология. Инструктаж правил поведения на экскурсиях и практических занятиях.
|
2.
| Что изучает экология? Зачем нам нужно изучать экологию?
|
3.
| Что нужно сделать, чтобы сохранить окружающий нас мир? Экологическая игра «Мир добрых дел» (начало). Составление к экологическому опросу населения.
|
4.
| Что нас ждет, если мы ничего не сделаем для сохранения окружающего мира: Игра «Мир добрых дел» (продолжение). Экологический опрос населения.
|
5.
| «Экологический манифест» Н.Ф.Реймса.
|
6.
| Экологические «законы» Барри Коммонера.
|
7.
| Экологические проблемы России.
|
8.
| Структура экологии.
|
II.Биоэкология
(21 час)
| 9.
| Что изучает биоэкология?
|
10.
| Определение и общая характеристика экосистемы.
|
11.
| Состав экосистем.
|
12.
| Факторы, формирующие экосистемы.
|
13.
| Структура экосистем.
|
14.
| Пищевые цепи.
|
15.
| Пищевые сети.
|
16.
| Типы экосистем.
|
17.
| Бюджет солнечной энергии в экосистеме.
|
18.
| Круговорот веществ в экосистемах. Пр.р. «Определение степени токсичности веществ в почве в результатеизменения состояния растений»
|
19.
| Потоки энергии в экосистемах.
|
20.
| Биологическая продуктивность экосистем.
|
21.
| Экологические пирамиды.
|
22.
| Устойчивость экосистем.
|
23.
| Факторы, ограничивающие биологическую продуктивность экосистем.
|
24.
| Экологическая ниша.
|
25.
| Экологическая сукцессия.
|
26.
| Учение о биосфере.
|
27.
| Почва.
|
28.
| Разнообразие почв России.
|
29.
| Основные биосферные циклы веществ.
|
III.Охрана животных и растений
(7 часов)
| 30.
| Значение живой природы: биологическое, нравственное, экономическое, эстетическое.
|
31.
| Почему необходимо охранять дикие виды животных и растений? Пр.р. «Экологическое путешествие в Африку и Австралию».
|
32.
| Разрушение природной среды обитания. Фактор беспокойства. Браконьерство.
|
33.
| Борьба с хищниками. Коллекционирование. Предвзятое отношение к некоторым животным.
|
34.
| Красная Книга.
|
35.
| Охрана мест обитания животных и растений.
|
36.
| Заповедники и заказники.
|
IV.Прикладная экология
(2 часа)
| 37.
| Что такое прикладная экология?
|
38.
| Чему служит прикладная экология?
|
V.Сельскохозяйственная экология
(10 часов)
| 39.
| Сельскохозяйственная деятельность и окружающая среда.
|
40.
| Основные компоненты агросистемы.
|
41.
| Пр.р. «Определение плодородия почвы различными методами»
|
42.
| Народный календарь погоды.
|
43.
| Деятельность человека по поддержанию агросистем. Использование удобрений, пестицидов. Биологическая защита растений.
|
44.
| Отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на агросистемы. Эрозия почв. Засоление почв.
|
45.
| Уплотнение почвы тяжелыми с/х машинами. Вытаптывание почвы скотом. Отходы животноводства.
|
46.
| Мероприятия по сохранению плодородия почвы.
|
47.
| Экологически грамотное ведение с/х.
|
48.
| Экология луга и его хозяйственное использование.
|
VI.Лесохозяйственная экология
(13 часов)
| 49.
| Экологическое значение леса. Экскурсия в лесопарковую зону «Лосиный остров»
|
50.
| Истребление лесов на Земле – экологическая катастрофа.
|
51.
| Состав леса. Пр.р. «Оценка состояния лесопарка»
|
52.
| Влияние среды обитания на рост деревьев в лесу. Пр.р. «Определение состояния древесных растений в разных зонах города»
|
53.
| Вредители и болезни леса и борьба с ними.
|
54.
| Насекомы вредители и борьба с ними.
|
55.
| Лесные пожары. Инструктаж о запрещении въезда и входа в леса в период пожарной опасности.
|
56.
| Мероприятия по защите леса от пожара.
|
57.
| Промышленные выбросы в атмосферу и здоровье леса.
|
58.
| Экскурсия в Российский музей Леса.
|
59.
| Правила поведения в лесу.
|
60.
| Пр.р. «Оценка загрязненности лесопарка «Лосиный остров»
|
61.
| Лесные деревья – индикаторы техногенного загрязнения окружающей среды.
|
VII.Водохозяйственная экология
(11 часов)
| 62.
| Водные экосистемы. Правила поведения на воде.
|
63.
| Растительный мир рек.
|
64.
| Животный мир рек.
|
65.
| Растительный и животный мир водоемов.
|
66.
| Экологическое состояние водоемов.
|
67.
| Подземные и грунтовые воды – источники питьевой воды.
|
68.
| Пр.р. «Определение качества воды»
|
69.
| Источники загрязнения воды.
|
70.
| Водохранилища и их воздействие на окружающую среду.
|
71.
| Водоохранные мероприятия. Водоохранные зоны. Прибрежные полосы.
|
72.
| Экскурсия в Музей воды.
|
VIII.Промышленная экология
(14 часов)
| 73.
| Научно-технический прогресс и экология.
|
74.
| Промышленное загрязнение атмосферы. Значение атмосферы для биосферы Земли.
|
75.
| Промышленное загрязнение воды. Сточные воды.
|
76.
| Промышленное загрязнение и разрушение почв.
|
77.
| Промышленные и бытовые отходы и их утилизация.
|
78.
| Очистка сточных вод.
|
79.
| Рекультивация земель.
|
80.
| Защита биосферы от разрушительного воздействия промышленности.
|
81.
| Экологически чистые источники энергии.
|
82.
| Энергосбережение и энергоэффективность.
|
83.
| Экологический мониторинг. Три уровня мониторинга. Значение.
|
84.
| Виды экологического мониторинга. Принципы общегосударственной экологической службы.
|
85.
| Информационная роль экологической службы.
|
86.
| Пр.р. «Оценка промышленной загрязненности лесопарка «Лосиный остров»
|
IX. Природные и антропогенные экологические катастрофы
(15 часов)
| 87.
| Природные экологические катастрофы.
|
88.
| Антропогенные экологические катастрофы.
|
89.
| Опустынивание территорий.
|
90.
| Увеличение эрозии почв.
|
91.
| Засоление почв.
|
92.
| Техногенные аварии.
|
93.
| Испытание ядерного оружия. Радиоактивное загрязнение.
|
94.
| Что может привести к глобальным экологическим катастрофам?
|
95.
| Парниковый эффект.
|
96.
| Уменьшение озонового слоя.
|
97.
| «Ядерная зима»
|
98.
| Бактериологическое оружие.
|
99.
| Экологическое оружие.
|
100.
| Глобальное потепление на Земле и его последствия.
|
101.
| Можно ли предотвратить глобальную экологическую катастрофу?
|
X.Экология человека
(23 часа)
| 102.
| Что изучает экология человека?
|
103.
| Окружающая среда и человек.
|
104.
| Ритмы планеты. Ритмы жизни.
|
105.
| Биологические ритмы человека. Биологические поля.
|
106.
| Влияние современного ритма жизни на человека.
|
107.
| Скрытые возможности организма человека.
|
108.
| Воздействие излучения и загрязнения окружающей среды на здоровье человека.
|
109.
| Здоровый образ жизни.
|
110.
| Рациональное питание. Пр.р. «Оценка качества воды и пищевых продуктов»
|
111.
| Согласование собственного биологического ритма и ритма планеты.
|
112.
| Преодоление вредных привычек.
|
113.
| Духовная наполненность жизни.
|
114.
| Творческое отношение к труду.
|
115.
| Умение отдыхать.
|
116.
| Взаимоотношения друг с другом.
|
117.
| Мы – разные, мы – вместе. Толерантность.
|
118.
| Эстетическое восприятие природы как фактор духовного развития человека.
|
119.
| О чувстве прекрасного.
|
120.
| О дизайне.
|
121.
| Воздействие цвета на человека.
|
122.
| Воздействие музыки на человека.
|
123.
| Посещения музея г. Москвы.
|
124.
| Посещение театра.
|
XI.Социальная экология
(20 часов)
| 125.
| Что изучает социальная экология?
|
126.
| История взаимоотношений природы и общества. Древние цивилизации.
|
127.
| Новая и новейшая история.
|
128.
| Влияние хозяйственной деятельности и общества на биосферу.
|
129.
| Рост численности населения.
|
130.
| Урбанизация и рост городов.
|
131.
| Экология города. Растительный покров городов. Животный мир города. Густота застройки.
|
132.
| Техногенное загрязнение городского воздуха. Стоки. Твердые бытовые отходы.
|
133.
| Жизнь человека в городе.
|
134.
| Рациональное природоиспользование.
|
135.
| Устойчивое развитие мирового сообщества.
|
136.
| Учение о техносфере.
|
137.
| Учение о ноосфере. Место личности.
|
138.
| Эволюция ноосферы.
|
139.
| Общественное экологическое движение.
|
140.
| Правоохранное законодательство. Конституция РФ.
|
141.
| Закон «Об охране окружающей среды». Разделы I, II.
|
142.
| Будущее человечества.
|
143.
| Подведение итогов работы кружка. Выпуск фотоальбома.
|
144.
| Заключительное занятие. Систематизация обобщенных знаний.
|