Программа объединения дополнительного образования «Юный эколог»





Скачать 121.39 Kb.
НазваниеПрограмма объединения дополнительного образования «Юный эколог»
Дата публикации27.11.2014
Размер121.39 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
Департамент образования города Москвы

Северо-Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Специальная общеобразовательная школа № 10

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ специальной школы №10

____________В.А.Петров

«___»___________2013 г.

Программа объединения дополнительного образования

«Юный эколог»

Направление: эколого-биологическое

Возраст: 11 – 18 лет

Количество часов в год – 144

Количество часов в неделю - 4

Срок реализации: 1 год

Педагог: Лихачева О.Л.

Москва, 2013 г.

Пояснительная записка

Цель работы объединения «Юный эколог» состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе.

Задачи:

  1. Понимание современных проблем окружающей среды

  2. Развитие критического отношения у учащихся к результатам деятельности человека

  3. Умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды, т.е. воспитание экологической культуры

В решении этих задач работа объединения дополнительного образования опирается на основные принципы экологического образования:

  1. Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся единство окружающего мира

  2. Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира

  3. Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период

  4. Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практикующую деятельности

  5. Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой

В ГБОУ Специальной школе №10 учатся дети с девиантным поведением. Причины, по которым школьники были отчислены из предыдущих учебных заведений различные: в основном это частые прогулы занятий, неуспеваемость по двум и более предметам, недисциплинированность, отказ подчиняться требованиям учителя, совершение различного рода правонарушений. Многие из этих ребят воспитываются в неполных (имеют одного родителя) или многодетных семьях. Очень большую трудность в обучении представляют следующие: прежде чем попасть в эту школу, многие из ребят очень часто прогуливали школьные занятия, а некоторые вообще нигде не учились по году и больше. В связи с этим фактом все учащиеся имеют большие проблемы в знаниях по многим темам курса географии, и выявить, устранить эти пробелы очень трудно. Устная и письменная речь этих подростков сформулирована с трудностями оформления высказывания. Наряду с низкой мотивацией к обучению, присутствует постоянное нежелание учиться, а иногда и полный отказ от знаний. Успеваемость и уровень дисциплины в классах слабый.

Основные формы и методы работы: экскурсии, беседы, диспуты, исследовательская деятельность, чтение художественной литературы, просмотр к/ф, видеофильмов, DVD. В работе кружка применяется деятельность на пришкольном участке, который выступает в качестве экологической площадки.

Результатами работы учащихся в кружке являются:

  1. Оформление стенда «Природа Ростокино» (фотомонтаж)

  2. Участие в региональных мероприятиях, проводимых в Ростокино

  3. В осенне-зимний период проводится акция «Мы кормим птиц»

  4. На занятиях кружка учащиеся пишут рефераты, оформляют альбом «Защитим Ростокино», который является заключительным этапом в работе объединения дополнительного образования «Юный эколог»

Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки нашего сознания и отношения к природе жизнь человека на Земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы это предполагаем. Вот почему каждому нужно бережно относиться к природе, ее богатствам, во избежание катастрофы на Земле.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Разделы курса

№ занятия

Темы раздела

I.Экология – наука 21 века

(8 часов)

1.

Вводное занятие. Что такое экология. Инструктаж правил поведения на экскурсиях и практических занятиях.

2.

Что изучает экология? Зачем нам нужно изучать экологию?

3.

Что нужно сделать, чтобы сохранить окружающий нас мир? Экологическая игра «Мир добрых дел» (начало). Составление к экологическому опросу населения.

4.

Что нас ждет, если мы ничего не сделаем для сохранения окружающего мира: Игра «Мир добрых дел» (продолжение). Экологический опрос населения.

5.

«Экологический манифест» Н.Ф.Реймса.

6.

Экологические «законы» Барри Коммонера.

7.

Экологические проблемы России.

8.

Структура экологии.

II.Биоэкология

(21 час)

9.

Что изучает биоэкология?

10.

Определение и общая характеристика экосистемы.

11.

Состав экосистем.

12.

Факторы, формирующие экосистемы.

13.

Структура экосистем.

14.

Пищевые цепи.

15.

Пищевые сети.

16.

Типы экосистем.

17.

Бюджет солнечной энергии в экосистеме.

18.

Круговорот веществ в экосистемах. Пр.р. «Определение степени токсичности веществ в почве в результатеизменения состояния растений»

19.

Потоки энергии в экосистемах.

20.

Биологическая продуктивность экосистем.

21.

Экологические пирамиды.

22.

Устойчивость экосистем.

23.

Факторы, ограничивающие биологическую продуктивность экосистем.

24.

Экологическая ниша.

25.

Экологическая сукцессия.

26.

Учение о биосфере.

27.

Почва.

28.

Разнообразие почв России.

29.

Основные биосферные циклы веществ.

III.Охрана животных и растений

(7 часов)

30.

Значение живой природы: биологическое, нравственное, экономическое, эстетическое.

31.

Почему необходимо охранять дикие виды животных и растений? Пр.р. «Экологическое путешествие в Африку и Австралию».

32.

Разрушение природной среды обитания. Фактор беспокойства. Браконьерство.

33.

Борьба с хищниками. Коллекционирование. Предвзятое отношение к некоторым животным.

34.

Красная Книга.

35.

Охрана мест обитания животных и растений.

36.

Заповедники и заказники.

IV.Прикладная экология

(2 часа)

37.

Что такое прикладная экология?

38.

Чему служит прикладная экология?

V.Сельскохозяйственная экология

(10 часов)

39.

Сельскохозяйственная деятельность и окружающая среда.

40.

Основные компоненты агросистемы.

41.

Пр.р. «Определение плодородия почвы различными методами»

42.

Народный календарь погоды.

43.

Деятельность человека по поддержанию агросистем. Использование удобрений, пестицидов. Биологическая защита растений.

44.

Отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на агросистемы. Эрозия почв. Засоление почв.

45.

Уплотнение почвы тяжелыми с/х машинами. Вытаптывание почвы скотом. Отходы животноводства.

46.

Мероприятия по сохранению плодородия почвы.

47.

Экологически грамотное ведение с/х.

48.

Экология луга и его хозяйственное использование.

VI.Лесохозяйственная экология

(13 часов)

49.

Экологическое значение леса. Экскурсия в лесопарковую зону «Лосиный остров»

50.

Истребление лесов на Земле – экологическая катастрофа.

51.

Состав леса. Пр.р. «Оценка состояния лесопарка»

52.

Влияние среды обитания на рост деревьев в лесу. Пр.р. «Определение состояния древесных растений в разных зонах города»

53.

Вредители и болезни леса и борьба с ними.

54.

Насекомы вредители и борьба с ними.

55.

Лесные пожары. Инструктаж о запрещении въезда и входа в леса в период пожарной опасности.

56.

Мероприятия по защите леса от пожара.

57.

Промышленные выбросы в атмосферу и здоровье леса.

58.

Экскурсия в Российский музей Леса.

59.

Правила поведения в лесу.

60.

Пр.р. «Оценка загрязненности лесопарка «Лосиный остров»

61.

Лесные деревья – индикаторы техногенного загрязнения окружающей среды.

VII.Водохозяйственная экология

(11 часов)

62.

Водные экосистемы. Правила поведения на воде.

63.

Растительный мир рек.

64.

Животный мир рек.

65.

Растительный и животный мир водоемов.

66.

Экологическое состояние водоемов.

67.

Подземные и грунтовые воды – источники питьевой воды.

68.

Пр.р. «Определение качества воды»

69.

Источники загрязнения воды.

70.

Водохранилища и их воздействие на окружающую среду.

71.

Водоохранные мероприятия. Водоохранные зоны. Прибрежные полосы.

72.

Экскурсия в Музей воды.

VIII.Промышленная экология

(14 часов)

73.

Научно-технический прогресс и экология.

74.

Промышленное загрязнение атмосферы. Значение атмосферы для биосферы Земли.

75.

Промышленное загрязнение воды. Сточные воды.

76.

Промышленное загрязнение и разрушение почв.

77.

Промышленные и бытовые отходы и их утилизация.

78.

Очистка сточных вод.

79.

Рекультивация земель.

80.

Защита биосферы от разрушительного воздействия промышленности.

81.

Экологически чистые источники энергии.

82.

Энергосбережение и энергоэффективность.

83.

Экологический мониторинг. Три уровня мониторинга. Значение.

84.

Виды экологического мониторинга. Принципы общегосударственной экологической службы.

85.

Информационная роль экологической службы.

86.

Пр.р. «Оценка промышленной загрязненности лесопарка «Лосиный остров»

IX. Природные и антропогенные экологические катастрофы

(15 часов)

87.

Природные экологические катастрофы.

88.

Антропогенные экологические катастрофы.

89.

Опустынивание территорий.

90.

Увеличение эрозии почв.

91.

Засоление почв.

92.

Техногенные аварии.

93.

Испытание ядерного оружия. Радиоактивное загрязнение.

94.

Что может привести к глобальным экологическим катастрофам?

95.

Парниковый эффект.

96.

Уменьшение озонового слоя.

97.

«Ядерная зима»

98.

Бактериологическое оружие.

99.

Экологическое оружие.

100.

Глобальное потепление на Земле и его последствия.

101.

Можно ли предотвратить глобальную экологическую катастрофу?

X.Экология человека

(23 часа)

102.

Что изучает экология человека?

103.

Окружающая среда и человек.

104.

Ритмы планеты. Ритмы жизни.

105.

Биологические ритмы человека. Биологические поля.

106.

Влияние современного ритма жизни на человека.

107.

Скрытые возможности организма человека.

108.

Воздействие излучения и загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

109.

Здоровый образ жизни.

110.

Рациональное питание. Пр.р. «Оценка качества воды и пищевых продуктов»

111.

Согласование собственного биологического ритма и ритма планеты.

112.

Преодоление вредных привычек.

113.

Духовная наполненность жизни.

114.

Творческое отношение к труду.

115.

Умение отдыхать.

116.

Взаимоотношения друг с другом.

117.

Мы – разные, мы – вместе. Толерантность.

118.

Эстетическое восприятие природы как фактор духовного развития человека.

119.

О чувстве прекрасного.

120.

О дизайне.

121.

Воздействие цвета на человека.

122.

Воздействие музыки на человека.

123.

Посещения музея г. Москвы.

124.

Посещение театра.

XI.Социальная экология

(20 часов)

125.

Что изучает социальная экология?

126.

История взаимоотношений природы и общества. Древние цивилизации.

127.

Новая и новейшая история.

128.

Влияние хозяйственной деятельности и общества на биосферу.

129.

Рост численности населения.

130.

Урбанизация и рост городов.

131.

Экология города. Растительный покров городов. Животный мир города. Густота застройки.

132.

Техногенное загрязнение городского воздуха. Стоки. Твердые бытовые отходы.

133.

Жизнь человека в городе.

134.

Рациональное природоиспользование.

135.

Устойчивое развитие мирового сообщества.

136.

Учение о техносфере.

137.

Учение о ноосфере. Место личности.

138.

Эволюция ноосферы.

139.

Общественное экологическое движение.

140.

Правоохранное законодательство. Конституция РФ.

141.

Закон «Об охране окружающей среды». Разделы I, II.

142.

Будущее человечества.

143.

Подведение итогов работы кружка. Выпуск фотоальбома.

144.

Заключительное занятие. Систематизация обобщенных знаний.

Методическое обеспечение

1. Методическая литература:

  1. «Нравственно-экологическое воспитание школьников» Л.С.Литвтнова, О.Е.Жиренко. 5-11 кл.-М:Б за знания, 2005-208 с. – Методическая библиотека).

  2. «Жизнь в окружающей среде» Тайлер Миллер (Программа всеобщего экологического образования). Изд.группа «Прогресс», «Пангея», 1993 г.

  3. «Экология России» Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова, учебник 9-11 кл. общеобр. Школы – М:АО МДС, ЮНИСАМ, 1995 – 232с.

  4. «Экология» А.Т.Зверев, Е.Г.Зверева, учебник для 7-9 кл. общеобр. школы – М:Дом педогогики, 1999 – 336 с.ил.

  5. Природа СССР «По Карелии» Изд.Планета, 1988 г.

  6. «Стихийные бедствия» Г.Райхардт

  7. Красная Книга «Дикая природа в опасности» Д.Фишер, Н.Саймон

  8. Географический калейдоскоп П.А.Кравчук

  9. «Страны и народы» (энцикл.) – ч1 «Земля и человечество» - 2 тома

2.Экранно-звуковые средства обучения:

  1. Телевизор (цвет.) JVC – 1

  2. Диапроектор Novamat E-150

  3. Видеомагнитофон

  4. DVD-плейер

  5. Интерактивная доска

3.Демонстрационные материалы:

  1. Комплект лабораторного оборудования «Наблюдение за погодой» 6 кл.

  2. Видеофильмы «Океан и Земля» Ступени познания

  3. Слайд-альбом «География России»

слайд-альбом «Ландшафты Земли»

слайд-альбом «Население Мира»

слайд-альбом «Стихии Земли»

  1. DVD-фильм «Загадки Сибири»

DVD-фильм «Посола»

DVD-фильм «Остров Каннибалов»

(Прил.к журналу GEO) автор Круглов Л.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа объединения дополнительного образования «Юный эколог» iconПрограмма реализуется в рамках творческого объединения детей «Юный Эколог»
Сформировать,систематизировать и углубить экологические знания учащихся,подготовить их к практической деятельности
Программа объединения дополнительного образования «Юный эколог» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный эколог»
Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора,...
Программа объединения дополнительного образования «Юный эколог» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь»
...
Программа объединения дополнительного образования «Юный эколог» iconПрограмма объединения «Юный натуралист»
Программа объединения «Юный натуралист» эколого-биологического направления является модифицированной
Программа объединения дополнительного образования «Юный эколог» iconПрограмма дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод»
Программа дополнительного образования детей «Юный цветовод модифицированная, составлена на основе типовой («Программы для внешкольных...
Программа объединения дополнительного образования «Юный эколог» iconПрограмма дополнительного образования детей «Эколог-краевед»
...
Программа объединения дополнительного образования «Юный эколог» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа объединения дополнительного образования «Юный эколог» iconПрограмма подросткового объединения «Штаб «Юный патриот искатель»
Управление образования администрации муниципального образования г. Гусь- хрустальный
Программа объединения дополнительного образования «Юный эколог» iconПрограмма экологического кружка «Юный эколог»
Преемственность и логичность, структурированность образовательного процесса, распределение содержания на основе интегрированного...
Программа объединения дополнительного образования «Юный эколог» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Программа объединения дополнительного образования «Юный эколог» iconРабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Юный эколог»
Протокол №1 от «10» августа2014 г. «15» августа 2014 г. Приказ №73/1 от «1» сентября 2014 г
Программа объединения дополнительного образования «Юный эколог» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Программа объединения дополнительного образования «Юный эколог» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Программа объединения дополнительного образования «Юный эколог» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Программа объединения дополнительного образования «Юный эколог» iconОбразовательная программа дополнительного образования кружка «юный художник»
Познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, формировать свои эстетические потребности, развивать художественные способности –...
Программа объединения дополнительного образования «Юный эколог» iconПрограмма разработана педагогом дополнительного образования Громовым...
Дополнительная образовательная программа «Юный солдат» относится к военно-патриотической направленности. Реализуется программа на...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск