Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод»





Скачать 393.54 Kb.
НазваниеПрограмма дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод»
страница1/3
Дата публикации14.04.2015
Размер393.54 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Педагогический совет Директор ДЭБС

______ Н.С Тимошенко «_21__» 05_ 2013__ г. «21» 05 2013 г.

.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Юный цветовод»

Возраст 10 – 14 лет

Срок реализации – 2 года

Составитель программы

Приставка Евгения Алексеевна,

педагог дополнительного образования

г. Кандалакша,

Мурманская область

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Человек начал использовать растения как элемент украшения своей жизни очень давно - около 6 тысяч лет назад. И в настоящее время интерес к декоративным растениям не ослабевает, а, наоборот, растет. Ведь они радуют своей красотой, привлекают внимание неповторимостью своего внешнего облика. И в первую очередь эту красоту замечают дети, которым свойственны любопытство и наблюдательность. Необходимо, особенно в наше стремительное время, помочь ребенку осознать себя как частицу этой красоты, показать взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Тогда потребительское отношение к ней сменится на стремление оберегать ее и преумножать. Одним из действенных средств в деле приобщения детей к изучению и охране природы, пониманию ее красоты является искусство выращивания декоративных растений - цветоводство, овладевая которым обучающиеся приобретают не только биологические знания, но которые в свою очередь являются основой экологического образования, а экологическое образование - одна из важнейших задач современного общества и условие его дальнейшего выживания.

Программа дополнительного образования детей «Юный цветовод модифицированная, составлена на основе типовой («Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ «Исследователи природы», Москва, «Просвещение», 1983 г.).

Направленность программы эколого-биологическая.

Программой предусмотрено изучение объектов живой природы и формирование экологической культуры обучающихся.

Новизна

Цель программы: формирование личности с новым экологическим мышлением, способной жить в относительной гармонии с природой и осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде.

Задачи программы:

  1. Обучающие:

  • изучить ассортимент культурных растений (видов, сортов, групп), способов их размножения;

  • изучить ассортимент дикорастущих красивоцветущих растений местной флоры и растений-интродуцентов, их возможность использования для озеленении в местных условиях;

  • изучить ассортимент овощных культур, способов их размножения;

  • изучить различные приёмы ландшафтного дизайна;

  • способствовать расширению представлений об окружающем мире.

    1. Развивающие:

  • способствовать развитию наблюдательности, внимания, логического мышления;

  • способствовать формированию познавательного интереса;

  • сформировать систему специальных умений и навыков (проводить наблюдения, делать обобщения, выводы, применять полученные знания на практике, работать со справочной литературой, пособиями, изготавливать наглядный материал - коллекции, гербарии, ухаживать за растениями);

  • способствовать повышению интереса к исследовательской деятельности.

  1. Воспитательные:

  • способствовать формированию этических норм в отношениях человек - человек, человек - природа;

  • способствовать формированию волевых качеств (целеустремленность, настойчивость, ответственность, умение работать в коллективе);

  • способствовать развитию творческих способностей.


Отличительные особенности данной программы:

  1. Творческий характер взаимоотношений педагога и обучающегося. Приоритет в обучении отдается совместной практической деятельности ребенка и педагога, так как этот метод наиболее эффективен в достижении цели кружка. В результате совместной работы у педагога есть возможность наглядно, на личном примере показать пути решения поставленных задач, поработать с каждым ребенком индивидуально, корректируя действия в процессе работы, способствуя формированию определенных нравственных качеств и установок.

  2. Деятельностный характер образовательного процесса. Программой предусматривается проведение опытнических работ и отведение значительной части времени для практических работ, что способствует формированию навыков социального поведения ребенком, раскрытию его творческого и интеллектуального потенциала, что в свою очередь отвечает современным требованиям образования.

  3. Более углубленное изучение биологии и морфологии растений по сравнению со школьными программами по биологии.



Возраст детей и продолжительность образовательного процесса. Настоящая программа «Юный цветовод» рассчитана на обучающихся 11-15 лет. Программа составлена на два года обучения, 1 год обучения 144 часа, 2 год обучения 216 часа.

В первый год обучения занятия проводятся два раза в неделю по два академических часа, во второй год обучения - три раза в неделю по два академических часа.

В первый год кружковцы знакомятся с разнообразием цветочно- декоративных растений открытого и закрытого грунтов, их биологическими особенностями, приобретают навыки по размножению, выращиванию растений и уходу за ними, по ведению наблюдений за ростом и развитием растений, изучают особенности выращивание овощных культур в условия Заполярья, учатся подводить итоги проделанной работы. Объектами изучения являются однолетние, двулетние и комнатные цветочно-декоративные растения и овощные культуры.

Во второй год занятий кружковцы углубленно изучают виды декоративных растений, разнообразие сортов, их биологические особенности, условия для их лучшего роста и развития, получения высококачественных семян, знакомятся с основами фитодизайна и основными приёмами ландшафтного дизайна .

Объекты изучения - многолетники, кустарники, древесные растения, овощные культуры. Программа ориентирована на решение современной задачи человечества - воспитание экологически грамотного гражданина. Биологические знания являются основой для экологического образования, что соответствует направленности программы, ее цели и задачам.

Формы и режим занятий.

Занятие включает в себя теоретическую и практическую часть. Формы работы: беседа, лекция, экскурсия, игра-путешествие, конференция, конкурс, практическая и опытническая работа.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

К концу обучения по программе у обучающихся:

  • складывается определенная система знаний, умений и навыков; знание общей, наиболее употребляемой терминологии и осознанное владение ей;

  • формируются умения самостоятельно ставить проблемные вопросы, собирать и обрабатывать материал по исследуемой теме;

-формируется устойчивая потребность следовать научно-

обоснованным правилам поведения в природе.

Образовательный процесс предусматривает проведение контроля уровня усвоения знаний (входной, промежуточный, итоговый). Входной контроль проводится в форме собеседования.

Промежуточный контроль осуществляется после изучения основного раздела в форме творческих заданий, тестов, конкурсов, викторин, конференций. В практической деятельности результаты оцениваются количеством и качеством выращенных растений, правильностью ухода за растениями. Наглядными результатами работы являются: озеленение учебно- опытного участка и клумб города, опытническая и исследовательская работа по выбранной теме, реализация проекта.

Итоговый контроль проходит в форме конкурса с заданиями, позволяющими выявить уровень усвоения материала. Возможно проведение конференции по защите исследовательских работ.

Выбор форм проведения занятий, форм текущего и итогового контроля определяется особенностями развития обучающихся детского объединения.

Во второй год занятий кружковцы углубленно изучают виды декоративных растений, разнообразие сортов, их биологические особенности, условия для их лучшего роста и развития, получения высококачественных семян. Объекты изучения - многолетники, кустарники, древесные растения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА

«ЮНЫЙ ЦВЕТОВОД»



п/п

Название темы

Количество часов

I год обучения

II год обучения

всего

теор

практ

всего

теор

практ

I.

II.

III.

IV.

V.

VI.

VII.

VIII.

IX.

X.

XI.

XII.

XIII.

XIV.

XV.

XVI.

XVII.

XVIII.

XIX.

XX.

XXI.

XXII.

XXIII.

XXIV.

XXV.

XXVI.

XXVII

XXVIII.

XXIX.

XXX.

Вводное занятие.

Осенние работы на участке.

Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений.

Биологические особенности комнатных растений.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Питание комнатных растений.

Вредители и болезни цветочно-декоративных растений.

Семена однолетников подготовка их к посеву.

Выращивание рассады однолетников.

Выращивание овощных культур.

Агротехнические требования предъявляемые к операциям по уходу за посевами и посадками овощных культур.

Агротехника выращивания овощных культур в закрытом грунте.

Выращивание цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт.

Весенние работы на учебно-опытном участке.

Опытническая работа на учебно-опытном участке.

Полезные свойства полевых трав и цветов.

Сбор и хранение семян.

Биологические особенности многолетников.

Размножение комнатных растений выгонкой.

Цветы на срезку.

Декоративные деревья и кустарники.

Фитодизайн.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Ландшафтный дизайн.

Вегетативное размножение многолетников.

Летние работы на цветочно-декоративном участке.

Ярмарка комнатных растений.

Игровая программа «На зелёной планете».

Подготовка к итоговой конференции.

Итоговые занятия


4

8

6

18

8

8

6

6

12

10

4

6

8

18

12

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

10

2

1

2

8

2

3

2

2

3

5

2

3

4

6

3

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

2

7

4

10

6

5

4

4

9

5

2

3

4

12

9

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

9

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

14

16

18

8

12

12

8

10

14

20

26

14

10

12

4

10

6

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

5

1

6

1

4

2

3

5

7

4

13

4

2

2

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

9

15

12

7

8

10

5

5

7

16

13

16

8

10

4

10

6





ВСЕГО

144

49

95

216

60

156



Содержание программы «Юный цветовод»

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

I. Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка, с учебно-опытным участком. Техника безопасности при выполнении работ.

Экскурсия по МАОУДОД «ДЭБС» с целью знакомства с ассортиментом цветочных и древесных культур, используемых в озеленении города.

II. Осенние работы на участке. Укрытие многолетников на зиму. Уход за деревьями и кустарниками.

Практическая работа. Уборка растительных остатков с участка. Сбор семян однолетников. Изготовление гербария однолетних цветочно-декоративных растений. Осенняя перекопка гряд.

Экскурсия в природу с целью наблюдения за изменениями в жизни растений, ознакомления с флорой района.

  1. Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений. Ознакомление с грунтовыми цветочно-декоративными растениями, их биологическими особенностями, способами выращивания (рассадный, посевной). Внешний вид семян однолетников.

Практическая работа. Распознавание цветочно-декоративных растений. Работа со справочником. Выписка кратких сведений. Оформление коллекции семян однолетников.

  1. Биологические особенности комнатных растений и уход за ними. Значение выращивания комнатных растений в жизни человека. Группировка комнатных растений по декоративности. Растения различных мест обитания (ксерофиты, мезофиты, гигрофиты). Биологические особенности комнатных растений, наблюдение и уход за ними. Требования растений к освещению, температуре, влажности воздуха и почвы. Значение перевалки и пересадки растений.

Практическая работа. Знакомство с комнатными растениями в кабинете № . Работа со справочной литературой по цветоводству. Наблюдение и уход за растениями. Оформление этикеток. паспортов комнатных растений.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод» iconРабочая программа кружка дополнительного образования эколого биологической...
Программа предназначена для учащихся 13-15 лет как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интересами...
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод» iconПрограмма дополнительного образования детей эколого-биологической...
Модифицированная программа дополнительного образования детей «Аквариумное рыбоводство» составлена на основе типовой программы для...
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод» iconОбразовательная программа дополнительного образования эколого-биологической...
Курс представлен для работы объединения дополнительного образования учащихся 4-9-х классов коррекционной школы, желающих как можно...
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод» iconАвторская программа «Юный исследователь природы» направленность: эколого-биологическая
Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод» iconВсероссийской научной эколого-биологической олимпиады обучающихся...
Уменьшение содержания хлорофилла как биоиндикационный признак в оценке состояния рекреационной зоны «Сосновка» г. Белгорода
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод» iconОбразовательные программы дополнительного образования детей художественно-эстетической...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Баяндаевская детская школа искусств» (далее...
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод» iconАктуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования
Ельного образования детей в школе №1 располагает социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся...
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод» iconПланработ ы на 2011 2012 учебный год
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод» iconКонспект дня здоровья «В жизни главное здоровье!»
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод» iconСценарий дня здоровья «андрейка-неболейка в гостях у ребят»
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод» iconПлан мероприятий, посвященный Неделе и дню (7 апреля) здоровья
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод» iconПредварительная работа: Составить план проведения всего дня 2
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод» iconПрактическое пособие для педагогов дополнительного образования учреждений...
Данное издание предназначено для нескольких категорий специалистов системы дополнительного образования детей: педагогов дополнительного...
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод» iconПрограмма военно патриотической направленности авторская и является...
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский морской центр Кронштадтского района Санкт –...
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод» iconКонспект нод в cреднем дошкольном возрасте «Быть здоровыми хотим»
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск