МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Педагогический совет Директор ДЭБС
______ Н.С Тимошенко «_21__» 05_ 2013__ г. «21» 05 2013 г.
.
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Юный цветовод»
Возраст 10 – 14 лет
Срок реализации – 2 года
Составитель программы
Приставка Евгения Алексеевна,
педагог дополнительного образования
г. Кандалакша,
Мурманская область
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Человек начал использовать растения как элемент украшения своей жизни очень давно - около 6 тысяч лет назад. И в настоящее время интерес к декоративным растениям не ослабевает, а, наоборот, растет. Ведь они радуют своей красотой, привлекают внимание неповторимостью своего внешнего облика. И в первую очередь эту красоту замечают дети, которым свойственны любопытство и наблюдательность. Необходимо, особенно в наше стремительное время, помочь ребенку осознать себя как частицу этой красоты, показать взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Тогда потребительское отношение к ней сменится на стремление оберегать ее и преумножать. Одним из действенных средств в деле приобщения детей к изучению и охране природы, пониманию ее красоты является искусство выращивания декоративных растений - цветоводство, овладевая которым обучающиеся приобретают не только биологические знания, но которые в свою очередь являются основой экологического образования, а экологическое образование - одна из важнейших задач современного общества и условие его дальнейшего выживания.
Программа дополнительного образования детей «Юный цветовод модифицированная, составлена на основе типовой («Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ «Исследователи природы», Москва, «Просвещение», 1983 г.).
Направленность программы эколого-биологическая.
Программой предусмотрено изучение объектов живой природы и формирование экологической культуры обучающихся.
Новизна
Цель программы: формирование личности с новым экологическим мышлением, способной жить в относительной гармонии с природой и осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде.
Задачи программы:
Обучающие:
изучить ассортимент культурных растений (видов, сортов, групп), способов их размножения;
изучить ассортимент дикорастущих красивоцветущих растений местной флоры и растений-интродуцентов, их возможность использования для озеленении в местных условиях;
изучить ассортимент овощных культур, способов их размножения;
изучить различные приёмы ландшафтного дизайна;
способствовать расширению представлений об окружающем мире.
Развивающие:
способствовать развитию наблюдательности, внимания, логического мышления;
способствовать формированию познавательного интереса;
сформировать систему специальных умений и навыков (проводить наблюдения, делать обобщения, выводы, применять полученные знания на практике, работать со справочной литературой, пособиями, изготавливать наглядный материал - коллекции, гербарии, ухаживать за растениями);
способствовать повышению интереса к исследовательской деятельности.
Воспитательные:
способствовать формированию этических норм в отношениях человек - человек, человек - природа;
способствовать формированию волевых качеств (целеустремленность, настойчивость, ответственность, умение работать в коллективе);
способствовать развитию творческих способностей.
Отличительные особенности данной программы:
Творческий характер взаимоотношений педагога и обучающегося. Приоритет в обучении отдается совместной практической деятельности ребенка и педагога, так как этот метод наиболее эффективен в достижении цели кружка. В результате совместной работы у педагога есть возможность наглядно, на личном примере показать пути решения поставленных задач, поработать с каждым ребенком индивидуально, корректируя действия в процессе работы, способствуя формированию определенных нравственных качеств и установок.
Деятельностный характер образовательного процесса. Программой предусматривается проведение опытнических работ и отведение значительной части времени для практических работ, что способствует формированию навыков социального поведения ребенком, раскрытию его творческого и интеллектуального потенциала, что в свою очередь отвечает современным требованиям образования.
Более углубленное изучение биологии и морфологии растений по сравнению со школьными программами по биологии.
Возраст детей и продолжительность образовательного процесса. Настоящая программа «Юный цветовод» рассчитана на обучающихся 11-15 лет. Программа составлена на два года обучения, 1 год обучения 144 часа, 2 год обучения 216 часа.
В первый год обучения занятия проводятся два раза в неделю по два академических часа, во второй год обучения - три раза в неделю по два академических часа.
В первый год кружковцы знакомятся с разнообразием цветочно- декоративных растений открытого и закрытого грунтов, их биологическими особенностями, приобретают навыки по размножению, выращиванию растений и уходу за ними, по ведению наблюдений за ростом и развитием растений, изучают особенности выращивание овощных культур в условия Заполярья, учатся подводить итоги проделанной работы. Объектами изучения являются однолетние, двулетние и комнатные цветочно-декоративные растения и овощные культуры.
Во второй год занятий кружковцы углубленно изучают виды декоративных растений, разнообразие сортов, их биологические особенности, условия для их лучшего роста и развития, получения высококачественных семян, знакомятся с основами фитодизайна и основными приёмами ландшафтного дизайна .
Объекты изучения - многолетники, кустарники, древесные растения, овощные культуры. Программа ориентирована на решение современной задачи человечества - воспитание экологически грамотного гражданина. Биологические знания являются основой для экологического образования, что соответствует направленности программы, ее цели и задачам.
Формы и режим занятий.
Занятие включает в себя теоретическую и практическую часть. Формы работы: беседа, лекция, экскурсия, игра-путешествие, конференция, конкурс, практическая и опытническая работа.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
К концу обучения по программе у обучающихся:
складывается определенная система знаний, умений и навыков; знание общей, наиболее употребляемой терминологии и осознанное владение ей;
формируются умения самостоятельно ставить проблемные вопросы, собирать и обрабатывать материал по исследуемой теме;
-формируется устойчивая потребность следовать научно-
обоснованным правилам поведения в природе.
Образовательный процесс предусматривает проведение контроля уровня усвоения знаний (входной, промежуточный, итоговый). Входной контроль проводится в форме собеседования.
Промежуточный контроль осуществляется после изучения основного раздела в форме творческих заданий, тестов, конкурсов, викторин, конференций. В практической деятельности результаты оцениваются количеством и качеством выращенных растений, правильностью ухода за растениями. Наглядными результатами работы являются: озеленение учебно- опытного участка и клумб города, опытническая и исследовательская работа по выбранной теме, реализация проекта.
Итоговый контроль проходит в форме конкурса с заданиями, позволяющими выявить уровень усвоения материала. Возможно проведение конференции по защите исследовательских работ.
Выбор форм проведения занятий, форм текущего и итогового контроля определяется особенностями развития обучающихся детского объединения.
Во второй год занятий кружковцы углубленно изучают виды декоративных растений, разнообразие сортов, их биологические особенности, условия для их лучшего роста и развития, получения высококачественных семян. Объекты изучения - многолетники, кустарники, древесные растения. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА
«ЮНЫЙ ЦВЕТОВОД»
№
п/п
| Название темы
| Количество часов
| I год обучения
| II год обучения
| всего
| теор
| практ
| всего
| теор
| практ
| I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII.
IX.
X.
XI.
XII.
XIII.
XIV.
XV.
XVI.
XVII.
XVIII.
XIX.
XX.
XXI.
XXII.
XXIII.
XXIV.
XXV.
XXVI.
XXVII
XXVIII.
XXIX.
XXX.
| Вводное занятие.
Осенние работы на участке.
Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений.
Биологические особенности комнатных растений.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Питание комнатных растений.
Вредители и болезни цветочно-декоративных растений.
Семена однолетников подготовка их к посеву.
Выращивание рассады однолетников.
Выращивание овощных культур.
Агротехнические требования предъявляемые к операциям по уходу за посевами и посадками овощных культур.
Агротехника выращивания овощных культур в закрытом грунте.
Выращивание цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт.
Весенние работы на учебно-опытном участке.
Опытническая работа на учебно-опытном участке.
Полезные свойства полевых трав и цветов.
Сбор и хранение семян.
Биологические особенности многолетников.
Размножение комнатных растений выгонкой.
Цветы на срезку.
Декоративные деревья и кустарники.
Фитодизайн.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Ландшафтный дизайн.
Вегетативное размножение многолетников.
Летние работы на цветочно-декоративном участке.
Ярмарка комнатных растений.
Игровая программа «На зелёной планете».
Подготовка к итоговой конференции.
Итоговые занятия
| 4
8
6
18
8
8
6
6
12
10
4
6
8
18
12
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
10
| 2
1
2
8
2
3
2
2
3
5
2
3
4
6
3
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
1
| 2
7
4
10
6
5
4
4
9
5
2
3
4
12
9
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
9
| -
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
14
16
18
8
12
12
8
10
14
20
26
14
10
12
4
10
6
| -
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
5
1
6
1
4
2
3
5
7
4
13
4
2
2
-
-
-
| -
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
9
15
12
7
8
10
5
5
7
16
13
16
8
10
4
10
6
|
| ВСЕГО
| 144
| 49
| 95
| 216
| 60
| 156
|
Содержание программы «Юный цветовод»
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
I. Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка, с учебно-опытным участком. Техника безопасности при выполнении работ.
Экскурсия по МАОУДОД «ДЭБС» с целью знакомства с ассортиментом цветочных и древесных культур, используемых в озеленении города.
II. Осенние работы на участке. Укрытие многолетников на зиму. Уход за деревьями и кустарниками.
Практическая работа. Уборка растительных остатков с участка. Сбор семян однолетников. Изготовление гербария однолетних цветочно-декоративных растений. Осенняя перекопка гряд.
Экскурсия в природу с целью наблюдения за изменениями в жизни растений, ознакомления с флорой района.
Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений. Ознакомление с грунтовыми цветочно-декоративными растениями, их биологическими особенностями, способами выращивания (рассадный, посевной). Внешний вид семян однолетников.
Практическая работа. Распознавание цветочно-декоративных растений. Работа со справочником. Выписка кратких сведений. Оформление коллекции семян однолетников.
Биологические особенности комнатных растений и уход за ними. Значение выращивания комнатных растений в жизни человека. Группировка комнатных растений по декоративности. Растения различных мест обитания (ксерофиты, мезофиты, гигрофиты). Биологические особенности комнатных растений, наблюдение и уход за ними. Требования растений к освещению, температуре, влажности воздуха и почвы. Значение перевалки и пересадки растений.
Практическая работа. Знакомство с комнатными растениями в кабинете № . Работа со справочной литературой по цветоводству. Наблюдение и уход за растениями. Оформление этикеток. паспортов комнатных растений.
|