Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности «Друзья природы»





Скачать 143.69 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности «Друзья природы»
Дата публикации18.09.2014
Размер143.69 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Биология > Образовательная программа
Образовательная программа

дополнительного образования эколого-биологической направленности

«Друзья природы»

Пояснительная записка.

Курс представлен для работы объединения дополнительного образования учащихся 4-9-х классов коррекционной школы, желающих как можно больше узнать о комнатном растениях и аквариумном рыбоводстве. Изучение курса требует от школьников хорошего знания учебного материала по биологии.

В содержание программы входят теоретические занятия и практические работы, предусмотрено время на подготовку и участие в различных экологических конкурсах, учитывается сезонность явлений в природе. Программа рассчитана на 162 часа, 50 ч. – теоретические , 112 – практические занятия.

Цель программы: Развитие навыков изучения, исследования и сохранения природы.
Основные задачи программы:

Образовательные:

    1. Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.

    2. Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие:

  1. Развить навыки ухода за комнатными растениями, составления и систематизации биологических коллекций и гербариев, навыки работы с микроскопом.

  2. Формировать навыки общение и коммуникации.

  3. Развить творческие способности ребенка.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к миру живых существ и уходу за комнатными растениями.

  2. Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.


Условия реализации программы:

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 11-17 лет.

  • Продолжительность образовательного процесса – 1 год.

  • Количество часов – 5,5 часа в неделю на 2 возрастные группы:

- учащиеся 4-7 классов

- учащиеся 8-9 классов

Материально-технические условия:

  • лабораторный инструментарий;

  • весь спектр необходимых горшечных растений;

  • садовый инвентарь;

  • наборы семян;

  • набор удобрений;

  • аквариумы;

  • оборудование для аквариумов;

  • аквариумные растения и рыбы;

  • корм для рыб;

  • гербарии.


Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

Групповая

Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе:

  • Словесно - иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

  • Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

  • Практические методы (выполнение практической работы детьми совместно с педагогом)


Наглядность: просмотр видео-, кинофильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

На уроках и внеклассных занятиях детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы в школе, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя; под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рас­сматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в школе растения и хорошо содержащийся аквариум украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

В процессе систематического ухода за растениями, аквариумными рыбками и морской черепахой воспитатель формирует у детей определенные трудовые навыки, учит внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о живых существах, укрепляя, таким образом, у детей интерес к природе, настойчивость в достижении результата. Планируя работу, воспитатель должен учитывать конкрет­ные условия: уровень знаний и умений детей своей группы, психическое и физическое здоровье детей, особенности природного окружения.
Примерный объем знаний, воспитательные задачи по разделу комнатные растения.

Дети должны знать названия многих растений, находящихся в школе, подробно описывать их внешний вид, отмечая существенные особенности, называть наземные и подземные части; знать о некоторых лекарственных растениях, происхождении растений (например, фикуса, амариллиса и др.), их жизни на родине; знать о роли света, тепла и влаги в жизни растений, об особенностях ухода за отдельными растениями (поливка в поддон луко­вичных, необходимость или вред опрыскивания и т. д.); уметь подмечать, что некоторые растения для нормального их роста и развития нуждаются в изменении условий (большем количестве света, уменьшении или увеличении поливки); знать особенности размножения растений (черенками, детками). Продолжать воспитывать интерес и любовь к растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия роста и развития.

С какими растениями рекомендуется знакомить детей. С более прихотливыми, тре­бующими сложного ухода (бегония Рекс, узамбарская фиалка); лекарственными (алоэ, герань); интересными своим вегетативным размножением (хлорофитум, камнеломка, бриофиллюм); легко размножающимися черенками (традесканции, сеткрезии и др.); с разными подземными частями — луковицами, клубнями (кринум, сансевьера).

Что дети должны делать по уходу за растениями. Весь текущий уход осуществляют самостоятельно: определяют необходимость поливки, рыхления, опрыскивания. Помогают воспитателю при пересадке: определяют растение, нуждающееся в пересадке, подбирают горшок нужного размера, готовят песок и землю, помогают пересаживать. Черенкуют растения и выращивают черенки. Удобряют растения раствором, приготовленным воспи­тателем.
Примерный объем знаний, воспитательные задачи по разделу животные в уголке природы.

Углублять знания детей о внешнем виде и повадках животных (у рыб глаза без век, в аквариуме рыбы находятся в разных слоях воды, одни держатся стайкой, другие поодиночке). Воспитанники должны знать особенности сезонной жизни аквариумных жителей. Углублять знания детей о размножении животных, о выращивании потомства (одни рыбы рождают живых мальков, другие ухаживают за икрой, строят для этого гнезда). Дети должны знать, что животные нуждаются в создании разных условий жизни (но приближенных к ес­тественным). Знать признаки, характерные для животных данного класса. Следует расширять знания детей о пользе животных и использовании их человеком, о необходимости охраны животных. Дети учатся устанавливать общие понятия: холодноводные и теплолюбивые рыбы, морские жители. Продолжать укреплять интерес и любовь к животным, желание больше узнать о них, создавать им необходимые для жизни условия.

Каких животных помещать в уголок природы. Рыбы: уголок пополняется тепловодными рыбами (живородящими, лабиринтовыми и др.).

Что должны делать дети по уходу за животными. Самостоятельно чистить аквариум у болотной черепахи, под наблюдением воспитателя, помогать воспитателю чистить аквариум у рыб, готовить корма, кормить. Знать норму и время кормления для взрослых жи­вотных и их детенышей. Принимать участие в устройстве аквариума.

Учебно-тематический план.




Темы занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.

1.

2.

3.

4.

5.
6.

7.


8.

9.

10.
11.
12.

13.

14.
15.

16.
17.
18.

19.

Комнатные растения

Вводное занятие.

Цветочно – декоративные растения, их назначение в жизни человека.

Биологические особенности однолетних цветочно – декоративных растений.

Сбор и хранение семян.

Знакомство с разнообразием комнатных растений. Агротехника растений. (Тепловой, водный, световой режимы).

Питание растений. (Микроудобрения, минеральные и органические удобрения).

Способы подкормок.

Виды садовой земли.

Виды и подбор горшков для посадки растений.

Подготовка земли для посадки растений.

Пересадка или перевалка.

Рыхление почвы.

Полив и опрыскивание растений.

Формирование кроны.

Борьбы с вредителями и болезнями.

Размножение растений. (Семенами, черенками).

Подкормка растений.

Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними.



1

1

3

7

2
3

3


8

1

2
2
3

9

9
6

3
2
3

3


1

1

1

2

2
3

3


2

1

-
-
1

1

1
-

1
-
1

1


-

-

2

5

-
-

-


6

-

2
2
2

8

8
6

2
2
2

2

II.

1.

2.
3.
4.
5.

6.
7.

8.
9.

10.

11.
12.


Аквариумное рыбоводство

Оборудование аквариума.

Освещение и подогрев аквариума.

Подготовка воды для аквариума.

Аквариумные растения. (Размножение).

Корм для аквариумных рыб.

Кормление рыб. Время и нормы.

Болезни аквариумных рыб.

Вредители аквариумных рыб.

Аквариумные рыбы.

Чистка фильтров.

Частичная смена воды в аквариуме.

Размножение аквариумных рыб.


1

2
1
2
2

2
1

2
2

16

8
2


1

1
-
1
1

1
1

1
2

1

1
1


-

1
1
1
1

1
-

1
-

15

7
1

III.
1.

2.
3.
4.
5.

6.

Пресмыкающиеся. (Болотная черепаха).

Оборудование аквариума.

Освещение и подогрев аквариума.

Корм для болотной черепахи.

Кормление черепахи. Время и нормы.

Болезни болотной черепахи.

Смена воды в аквариуме у черепахи.




2

1
2
2
1

2



1

1
1
1
1

1



1

-
1
1
-

1

IV.

1.

2.
3.
4.

5.
6.
7.

8.
9.

10.

Весенние работы.

Пересадка или перевалка.

Размножение растений. (Семенами, черенками).

Общественно-полезный труд.

Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения.

Семена однолетников и подготовка их к посеву.

Выращивание рассады однолетников.

Выращивание цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт.

Весенние работы на участке однолетников.

Высадка растений в клумбы.

Подведение итогов кружка.


2

2
2

2

3

3
9
9

2
4

2


-

-
1

-

1

1
2
2

1
1

1


2

2
1

2

2

2
7
7

1
3

1

итого

162

50

112


Методическая литература.

  1. 1000+1 совет по уходу за комнатными растениями. Авт. – сост. Е. Манжос. – М, 1999. – 432 с.

  2. Аксенов Е.С., Аксенова Н.А. Декоративные растения. Т, П. (Травянистые растения).

  3. Алискеров С.В. Аквариумист (аквариумы и террариумы) – Альманах, 1992.

  4. Бауэр Р. Болезни аквариумных рыб. – М: «Аквариум», 2002.

  5. Биология: Ботаника: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – 256.: ил. (Я иду на урок).

  6. Борисова Е.Н. Все о комнатных растениях ООО «Издательство Астрель» 2001

  7. Вакуленко В.В., Лайцева Е.Н., Клевенская Т.М. и др. Справочник цветовода. - М. Колос, 1996.

  8. Вершинина Т.А. Питание и корм аквариумных рыб. – М: «Аквариум», 2002.

  9. Капринова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М.: Изд – во МГУ, 1989. – 190 с.

  10. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. – М. Просвещение, 1986. – 143 с.

  11. Кудрявец Д.Б. Как вырастить цветы.- М.: просвещение, 1993

  12. Н. Верзилин. Путешествие с домашними растениями. – Л., 1951

  13. Плонский В.Д. Разведение аквариумных рыб. – М: «Аквариум», 2001.

  14. Рошаль И.В. Азбука цветов. – Кристалл; Терция, 1998.

  15. Сосновский И.П. Уголок природы в школе. – М.: «Просвещение», 1986.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности «Друзья природы» iconПрограмма дополнительного образования детей эколого-биологической...
Модифицированная программа дополнительного образования детей «Аквариумное рыбоводство» составлена на основе типовой программы для...
Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности «Друзья природы» iconПрограмма дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод»
Программа дополнительного образования детей «Юный цветовод модифицированная, составлена на основе типовой («Программы для внешкольных...
Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности «Друзья природы» icon«Друзья природы» (Школьное лесничество эколого-биологической направленности) Авторская программа
Основное направление программы – общеинтеллектуальное, социальное. Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережение природных...
Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности «Друзья природы» iconРабочая программа кружка дополнительного образования эколого биологической...
Программа предназначена для учащихся 13-15 лет как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интересами...
Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности «Друзья природы» iconСовременные подходы к организации дополнительного образования детей...
Методические указания предназначены студентам специальностей 060800(080502) "Экономика и управление на предприятии (строительство)";...
Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности «Друзья природы» iconПланработ ы на 2011 2012 учебный год
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности «Друзья природы» iconОбразовательная программа «Друзья природы» Для обучающихся 7-11 классов
Данная программа экологического кружка составлена учителем химии и биологии мб оу «Ужовская сош» Чивкуновой Е. В. на основе опыта...
Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности «Друзья природы» iconКонспект дня здоровья «В жизни главное здоровье!»
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности «Друзья природы» iconПлан мероприятий, посвященный Неделе и дню (7 апреля) здоровья
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности «Друзья природы» iconПредварительная работа: Составить план проведения всего дня 2
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности «Друзья природы» iconСценарий дня здоровья «андрейка-неболейка в гостях у ребят»
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности «Друзья природы» iconКонспект нод в cреднем дошкольном возрасте «Быть здоровыми хотим»
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности «Друзья природы» iconКонспект досугового мероприятия с семьей в старшей группе " семья здоровый образ жизни"
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности «Друзья природы» iconИнформационный бюллетень Организация физкультурно оздоровительной...
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности «Друзья природы» iconВсероссийской научной эколого-биологической олимпиады обучающихся...
Уменьшение содержания хлорофилла как биоиндикационный признак в оценке состояния рекреационной зоны «Сосновка» г. Белгорода
Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности «Друзья природы» iconОбразовательная программа дополнительного образования научно-технической...
Очень важно для развития личности ребенка в имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск