Скачать 143.69 Kb.
|
Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности «Друзья природы» Пояснительная записка. Курс представлен для работы объединения дополнительного образования учащихся 4-9-х классов коррекционной школы, желающих как можно больше узнать о комнатном растениях и аквариумном рыбоводстве. Изучение курса требует от школьников хорошего знания учебного материала по биологии. В содержание программы входят теоретические занятия и практические работы, предусмотрено время на подготовку и участие в различных экологических конкурсах, учитывается сезонность явлений в природе. Программа рассчитана на 162 часа, 50 ч. – теоретические , 112 – практические занятия. Цель программы: Развитие навыков изучения, исследования и сохранения природы. Основные задачи программы: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Условия реализации программы: Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 11-17 лет.
- учащиеся 4-7 классов - учащиеся 8-9 классов Материально-технические условия:
Формы организации деятельности учащихся на занятиях: Групповая Индивидуальная Формы и методы, используемые в работе по программе:
Наглядность: просмотр видео-, кинофильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. На уроках и внеклассных занятиях детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы в школе, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя; под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в школе растения и хорошо содержащийся аквариум украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного. В процессе систематического ухода за растениями, аквариумными рыбками и морской черепахой воспитатель формирует у детей определенные трудовые навыки, учит внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о живых существах, укрепляя, таким образом, у детей интерес к природе, настойчивость в достижении результата. Планируя работу, воспитатель должен учитывать конкретные условия: уровень знаний и умений детей своей группы, психическое и физическое здоровье детей, особенности природного окружения. Примерный объем знаний, воспитательные задачи по разделу комнатные растения. Дети должны знать названия многих растений, находящихся в школе, подробно описывать их внешний вид, отмечая существенные особенности, называть наземные и подземные части; знать о некоторых лекарственных растениях, происхождении растений (например, фикуса, амариллиса и др.), их жизни на родине; знать о роли света, тепла и влаги в жизни растений, об особенностях ухода за отдельными растениями (поливка в поддон луковичных, необходимость или вред опрыскивания и т. д.); уметь подмечать, что некоторые растения для нормального их роста и развития нуждаются в изменении условий (большем количестве света, уменьшении или увеличении поливки); знать особенности размножения растений (черенками, детками). Продолжать воспитывать интерес и любовь к растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия роста и развития. С какими растениями рекомендуется знакомить детей. С более прихотливыми, требующими сложного ухода (бегония Рекс, узамбарская фиалка); лекарственными (алоэ, герань); интересными своим вегетативным размножением (хлорофитум, камнеломка, бриофиллюм); легко размножающимися черенками (традесканции, сеткрезии и др.); с разными подземными частями — луковицами, клубнями (кринум, сансевьера). Что дети должны делать по уходу за растениями. Весь текущий уход осуществляют самостоятельно: определяют необходимость поливки, рыхления, опрыскивания. Помогают воспитателю при пересадке: определяют растение, нуждающееся в пересадке, подбирают горшок нужного размера, готовят песок и землю, помогают пересаживать. Черенкуют растения и выращивают черенки. Удобряют растения раствором, приготовленным воспитателем. Примерный объем знаний, воспитательные задачи по разделу животные в уголке природы. Углублять знания детей о внешнем виде и повадках животных (у рыб глаза без век, в аквариуме рыбы находятся в разных слоях воды, одни держатся стайкой, другие поодиночке). Воспитанники должны знать особенности сезонной жизни аквариумных жителей. Углублять знания детей о размножении животных, о выращивании потомства (одни рыбы рождают живых мальков, другие ухаживают за икрой, строят для этого гнезда). Дети должны знать, что животные нуждаются в создании разных условий жизни (но приближенных к естественным). Знать признаки, характерные для животных данного класса. Следует расширять знания детей о пользе животных и использовании их человеком, о необходимости охраны животных. Дети учатся устанавливать общие понятия: холодноводные и теплолюбивые рыбы, морские жители. Продолжать укреплять интерес и любовь к животным, желание больше узнать о них, создавать им необходимые для жизни условия. Каких животных помещать в уголок природы. Рыбы: уголок пополняется тепловодными рыбами (живородящими, лабиринтовыми и др.). Что должны делать дети по уходу за животными. Самостоятельно чистить аквариум у болотной черепахи, под наблюдением воспитателя, помогать воспитателю чистить аквариум у рыб, готовить корма, кормить. Знать норму и время кормления для взрослых животных и их детенышей. Принимать участие в устройстве аквариума. Учебно-тематический план.
Методическая литература.
|
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической... Модифицированная программа дополнительного образования детей «Аквариумное рыбоводство» составлена на основе типовой программы для... | Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод» Программа дополнительного образования детей «Юный цветовод модифицированная, составлена на основе типовой («Программы для внешкольных... | ||
«Друзья природы» (Школьное лесничество эколого-биологической направленности) Авторская программа Основное направление программы – общеинтеллектуальное, социальное. Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережение природных... | Рабочая программа кружка дополнительного образования эколого биологической... Программа предназначена для учащихся 13-15 лет как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интересами... | ||
Современные подходы к организации дополнительного образования детей... Методические указания предназначены студентам специальностей 060800(080502) "Экономика и управление на предприятии (строительство)";... | Планработ ы на 2011 2012 учебный год Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура) | ||
Образовательная программа «Друзья природы» Для обучающихся 7-11 классов Данная программа экологического кружка составлена учителем химии и биологии мб оу «Ужовская сош» Чивкуновой Е. В. на основе опыта... | Конспект дня здоровья «В жизни главное здоровье!» Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура) | ||
План мероприятий, посвященный Неделе и дню (7 апреля) здоровья Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура) | Предварительная работа: Составить план проведения всего дня 2 Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура) | ||
Сценарий дня здоровья «андрейка-неболейка в гостях у ребят» Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура) | Конспект нод в cреднем дошкольном возрасте «Быть здоровыми хотим» Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура) | ||
Конспект досугового мероприятия с семьей в старшей группе " семья здоровый образ жизни" Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура) | Информационный бюллетень Организация физкультурно оздоровительной... Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура) | ||
Всероссийской научной эколого-биологической олимпиады обучающихся... Уменьшение содержания хлорофилла как биоиндикационный признак в оценке состояния рекреационной зоны «Сосновка» г. Белгорода | Образовательная программа дополнительного образования научно-технической... Очень важно для развития личности ребенка в имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами... |