«Друзья природы» (Школьное лесничество эколого-биологической направленности) Авторская программа





Скачать 229.6 Kb.
Название«Друзья природы» (Школьное лесничество эколого-биологической направленности) Авторская программа
Дата публикации13.11.2014
Размер229.6 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Дом детского творчества»

Любинского муниципального района

Омской области


«Друзья природы»

(Школьное лесничество – эколого-биологической направленности)

Авторская программа

Учебно-образовательная с практической ориентацией программа

Продолжительность обучения – 3 года

Возрастной состав детей – 7-15 лет

Составитель:

Залеская Екатерина Николаевна

учитель начальных классов,

педагог доп. образования


р.п. Любинский 2010 год
1. Пояснительная записка

Основное направление программы – общеинтеллектуальное, социальное. Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережение природных богатств - для потомков. Эти проблемы приобрели в настоящее время актуальность. Так как лес для человека всегда был домом, как океан для рыбы. Он давал кров и

тепло, пищу и лекарство, защищал от гроз и бед. Значение леса, его многогранную роль в жизни трудно переоценить.

Лес является источником ценных "невесомых полезностей", не имеющих материальной формы: леса улучшают климат, предотвращают разрушительные паводки и горные потоки, смывы почвы и образование оврагов, закрепляют подвижные пески, повышают урожай сельскохозяйственных культур. Своей листвой и хвоей леса перерабатывают углекислоту в необходимый для жизни кислород.

Лес - это легкие планеты. Будут здоровые легкие - есть надежда, что будет здоров весь организм. Так как деревья выделяют в воздух особые летучие вещества, так называемые фитонциды, убивающие многих болезнетворных бактерий.

Лес называют «зеленой фабрикой», «зеленым золотом». В зеленых листьях на свету образуется органическое вещество. Это превращение простых неорганических веществ, углекислоты и воды, в органические - в крахмал. Крахмал - есть единственный на нашей планете, естественный процесс образование органического вещества.

Лес является источником и непосредственных огромных материальных ценностей. Ни одна отрасль не может развиваться без использования лесных материалов. Поистине, лес является зеленым другом человека. Поэтому забота о лесе - это забота о будущем человечества. Воспитание у обучающихся бережного отношения к природе - это забота о сохранности природы, бережное использование ее ресурсов, приучение ребят с детских лет заботиться о природных богатствах.

Цель программы: формирование и развитие экологически сообразного поведения у обучающихся.

Задачи программы:

- формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных

явлений, в единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и

взаимозависимости природы, общества и человека;

  • формирование представлений об основных экологических понятиях, теориях, факторах, о биологических системах охраняемых территорий;

  • формирование осознанных научных основ охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (правила поведения на природе, на водоеме);

  • воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды;

  • воспитание здорового подрастающего поколения;

  • развивать творческие способности обучающихся и их лидерских качеств, путем вовлечение в игровые ситуации и практическую деятельность;

  • привить навыки самостоятельной работы со справочной, научной литературной, картографическими материалами и другими источниками информации;

  • развитие навыков выполнения экологических исследований (в рамках предусмотренных программой).

Данная программа ориентирована на достижения следующих универсальных учебных действий:

1. Личностные универсальные учебные действия:

-чувства сопричастности и гордости за свою малую Родину;

-установка на здоровый образ жизни.

-внутренней позиции учащегося на уровне положительного отношения к внеучебной деятельности;

-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

-установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.

2.Регулятивные универсальные учебные действия.

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале;

-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

3. Познавательные универсальные действия.

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы;

-устанавливать причинно-следственные связи.

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

4. Коммуникативные универсальные учебные действия.

-учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общественного решения в совместной деятельности;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Планируемые результаты реализации программы кружка «Друзья природы» ориентированы на достижение первого, второго и третьего уровней воспитательных результатов.

Результаты первого уровня (приобретение школьниками знаний о нормах поведения в природе и совместной познавательной деятельности, о способах действий).

Ученик научится:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-классифицировать объекты по заданным основаниям;

-включаться в исследовательскую, проектную деятельность под руководством педагога;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Результаты второго уровня (получение ребенком опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, к природе как к источнику жизни на Земле).

Ученик научится:

Вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

-целостный, социально ориентированный взгляд на окружающий мир.

Ученик получит возможность научиться:

- находить выходы из спорных ситуаций, не создавая конфликтов;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

Результаты третьего уровня (получение ребенком опыта самостоятельного общественного действия).

Ученик научится:

-формулировать свои затруднения, обращаться за помощью;

-предлагать помощь и сотрудничество;

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Ученик получит возможность научиться:

-самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

-формирование основ экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного мира, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Формы проведения занятий: экскурсии, игры-путешествия, конкурсы, викторины, тематические выставки, презентации.

Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Содержание курса:

(первый год обучения)

Вводное занятие. Знакомство с программой, создание совета лесничества, инструктаж по технике безопасности и ПДД. Игра «Будем знакомы».

  1. Взаимодействие человечества и природы.

Вводное занятие. Экскурсия в Любинский лесхоз (строительный цех и питомник). Основы ЭКОпроблем на ранних этапах развития цивилизации. Законы и правила единства человечества и природы. Экологические проблемы малой Родины.

Практическая работа. Рассказать детям и показать разнообразие географических карт. Работа с контурными картами. Познакомить с технологией нанесения центров происхождения растений, занесенных в Красную книгу Омской области. Научить составлять схему. Схема "Последствие лесных пожаров".

Просветительская деятельность осуществляется в школах, в ДХШ, ДШИ, детских садах и различных мероприятиях поселка. "Не дадим в обиду" спектакль, посвященный противопожарной безопасности. Мини-спектакль «Сохраним лес». Выпуск листовок "Сохраним "зеленую фабрику" - сохраним свое здоровье", "Уважаемые, Любинцы!". Подготовка рефератов по экологическим проблемам своей Малой Родины. Творческая работа.

2. Природоохранные территории.

Вводное занятие. Экскурсии по природоохранным территориям Любинского района. Раскрыть основы исторических фактов по охране природы. Познакомить с программой по охране окружающей среды при ООН (ЮНЕП), ее цели, задачи, структура. Заповедники России и малой Родины. Практическая работа. Работа с законами Омской области по охране окружающей среды. Работа с научно-популярной литературой. Работа с раздаточным материалом "Список определений и терминов". Игра-путешествие «Будь природе другом», мини-спектакль, посвященный всемирному дню защиты окружающей среды. Конкурс плакатов, рисунков, фотовыставка природоохранных законов. Сочинение стихов, рассказов, сказок. Творческая работа.

  1. Лес и лесопользование.

Вводное занятие. Экскурсия в природоохранные зоны. «Лузинская дача». Дать представление о науке дендрологии, как объекте бережного отношения и приумножения (в будущем) уголков родного края. Беседа. Леса-легкие планеты. Основы лесопользования. Основные и резервные леса. Государственная лесная охрана. Лесной кадастр. Основы лесного мониторинга.

Практическая работа. Раскрыть понятие работы по топографической съемке лесного массива, прилегающего к поселку Любинский. Сбор материала на дендрологический гербарий. Определение видов деревьев, его возраст. Разновидности кустарников. Творческая работа.

  1. Лесные обитатели.

Вводное занятие. Экскурсии по территориям, прилегающим к Любинскому поселку; в питомник Любинского лесхоза. Знакомство с законом Р.Ф. об охране животного мира и редких птиц на территории родного края. Практическая работа. Технология изготовления гнезд (скворечников, синичников). Правила наблюдения за птицами (соблюдение правил). Подкормка птиц с осени и до весны. Акция "Птицестрой" (март-май), акция "Птичья столовая" (ноябрь-март). Участие в конкурсе «Белая береза» и во Всероссийской добровольческой акции «Весенней недели добра». Создание и распространения листовок, выступление совета лесничества в ДОУ, МОУ и др. Конкурс рисунков, фотоконкурс, стихов, сочинений. Творческая работа.

  1. Мир животных и насекомых.

Вводное занятие. Экскурсия в лесное хозяйство. Изучение и охрана животных на территории родного края, занесенных в Красную книгу Омской области. Декларация прав животных.

Практическая работа. Работа с научно-популярной литературой. Рефераты. Изготовление и распространение листовок, конкурс стихов, сочинений, выступление агитбригады ко Дню защиты животных и к Международному дню акции за принятие Декларации прав животных. Творческая работа.

  1. Растительный мир.

Вводное занятие. Экскурсии по природоохранным территориям Любинского района. История и питание растений. Роль фотосинтеза в питании растений. Растения-индикаторы. Изучение и охрана исчезающих растений на территории родного края. Лекарственные и ядовитые растения. Беседа «Почему надо беречь и как рационально использовать растительный мир», мини-спектакль «Растения со свойством мыла».

Практическая работа. Знакомство с атласом-определителем растений. Определение растений. Сбор растений на гербарий. Акция «Первоцвет», акция «Семена». Творческая работа.

  1. Экология и загрязнение окружающей среды.

Вводное занятие. Экскурсии по прилегающим территориям поселка. Спектакль «Сохраним природу, сохраним планету». Виды загрязнения окружающей среды. Нормативы качества окружающей среды. Миграции и рассеивание загрязнений в окружающей среде. Основные загрязнители окружающей среды в районе проживания. Биоиндикация. Лесопользование.

Практическая работа. Выявление основных загрязнителей окружающей среды. Дерево Дружбы. Подготовка в проведении акции «Планета без мусора, выпуск листовок, плакатов с призывом беречь и охранять природу. Творческая работа.

  1. Содружество с Любинским лесхозом.

Вводное занятие. Экскурсии в Любинский лесхоз. Знакомство с историей создания других школьных лесничеств на примере Красноярского края. Изучение истории развития и становления лесного хозяйства как районного предприятия. Экскурсия в краеведческий музей им. В.П. Коровкина. Знакомство с заслуженными лесоводами Любинского района. Сбор информации и систематизация материалов о ветеранах Любинского лесхоза.

Практическая работа. Шефство над памятью заслуженного лесовода РСФСР П.Е. Климонтова, похороненного на территории питомника Любинского лесхоза. Ежемесячные акции «Мы помним» (уборка территории, посадка и уход за цветами). Ежегодные акции «День работников леса», «Весенняя неделя добра». Творческая работа.

Содержание курса

(второй год обучения)

Вводное занятие. Знакомство с программой, выборы совета лесничества, инструктаж по технике безопасности и ПДД. Игра «Я и ты – дружная команда».

Блок 1. Взаимодействие человечества и природы.

Вводное занятие. Экскурсия в Любинский лесхоз (строительный цех и питомник). Основы ЭКОпроблем на ранних этапах развития цивилизации. Законы и правила единства человечества и природы.

Практическая работа. Создание правил «Разведчики природы». Рассказать детям и показать разнообразие географических карт. Работа с контурными картами. Познакомить с технологией нанесения центров происхождения растений, занесенных в Красную книгу Омской области.

Просветительская деятельность осуществляется в школах, в ДХШ, ДШИ, детских садах и различных мероприятиях поселка. Экологический спектакль «О чем звонит колокол». Выпуск листовок "Сохраним "зеленую фабрику" - сохраним свое здоровье". Творческая работа: составление кроссворда.

Блок 2. Природоохранные территории.

Вводное занятие. Экскурсии по природоохранным территориям Любинского района. Раскрыть основы исторических фактов по охране природы. Познакомить с программой по охране окружающей среды при ООН (ЮНЕП), ее цели, задачи, структура. Заповедники России и малой Родины. Практическая работа. Работа с научно-популярной литературой. Работа с раздаточным материалом "Список определений и терминов". Мини-спектакль, посвященный всемирному дню защиты окружающей среды. Конкурс плакатов, рисунков, фотовыставка.

Творческая работа. Сочинение стихов, рассказов, сказок.

Блок 3. Лес и лесопользование.

Вводное занятие. Экскурсия в природоохранные зоны. «Лузинская дача». Наука дендрологии, как объекте бережного отношения и приумножения (в будущем) уголков родного края. Экологический спектакль «Сосна и все вокруг нее» Основы лесопользования. Основные и резервные леса. Государственная лесная охрана.

Практическая работа. Познакомиться с картами Любинского района по основным и резервным лесам. Сбор материала на дендрологический гербарий. Определение видов деревьев, его возраст. Разновидности кустарников. Творческая работа: составление кроссворда.

Блок 4. Лесные обитатели.

Вводное занятие. Экскурсии по территориям, прилегающим к Любинскому поселку; в питомник Любинского лесхоза. Знакомство с законом Р.Ф. об охране животного мира и редких птиц на территории родного края. Практическая работа. Технология изготовления гнезд (скворечников, синичников). Правила наблюдения за птицами (соблюдение правил). Подкормка птиц с осени и до весны. Акция "Птицестрой" (март-май), акция "Птичья столовая" (ноябрь-март). Участие в конкурсе «Белая береза» и во Всероссийской добровольческой акции «Весенней недели добра». Создание и распространения листовок, выступление совета лесничества в ДОУ, МОУ и др. Конкурс рисунков, фотоконкурс, стихов, сочинений. Творческая работа.

Блок 5. Мир животных и насекомых.

Вводное занятие. Экскурсия в лесное хозяйство. Изучение и охрана животных на территории родного края, занесенных в Красную книгу Омской области. Декларация прав животных. Разведывание на прогулке «Кто как приготовился к зиме».

Практическая работа. Работа с научно-популярной литературой. Изготовление и распространение листовок, конкурс стихов, сочинений, выступление агитбригады» Путешествие в мир насекомых» ко Дню защиты животных и к Международному дню акции за принятие Декларации прав животных. Творческая работа.

Блок 6. Растительный мир.

Вводное занятие. Экскурсии по природоохранным территориям Любинского района. Роль фотосинтеза в питании растений. Растения-индикаторы Омской области. Разведывание и охрана исчезающих растений на территории родного края. Лекарственные и ядовитые растения. Беседа «Лекарственные растения в нашей жизни», мини-спектакль «Растения со свойством мыла».

Практическая работа. Знакомство с атласом-определителем растений. Определение растений. Сбор растений на гербарий. Акция «Первоцвет», акция «Семена». Творческая работа.

Блок 7. Экология и загрязнение окружающей среды.

Вводное занятие. Разведывание по прилегающим территориям поселка. Спектакль «Мы одна семья с природой и планетой». Виды загрязнения окружающей среды. Знакомство с нормативами качества окружающей среды. Миграции и рассеивание загрязнений в окружающей среде. Основные загрязнители окружающей среды в районе проживания.

Практическая работа. Выявление основных загрязнителей окружающей среды. Дерево Дружбы. Сказка «Теремок» на экологический лад. Подготовка в проведении акции «Планета без мусора, выпуск листовок, плакатов с призывом беречь и охранять природу. Творческая работа.

Блок 8. Содружество с Любинским лесхозом.

Вводное занятие. Прогулка по исторической дорожке. Изучение истории развития и становления лесного хозяйства как районного предприятия. Экскурсия в краеведческий музей им. В.П. Коровкина. Знакомство с заслуженными лесоводами Любинского района. Сбор информации и систематизация материалов о ветеранах Любинского лесхоза.

Практическая работа. Шефство над памятью заслуженного лесовода РСФСР П.Е. Климонтова, похороненного на территории питомника Любинского лесхоза. Ежемесячные акции «Мы помним» (уборка территории, посадка и уход за цветами). Ежегодные акции «День работников леса», «Весенняя неделя добра». Творческая работа.

Содержание курса

(третий год обучения)

Вводное занятие. Знакомство с программой, создание совета лесничества, инструктаж по технике безопасности и ПДД. Игра «Продолжи фразу: Я хочу, чтобы в нашем кружке…».

Блок 1. Взаимодействие человечества и природы.

Вводное занятие. Экскурсия в Любинский лесхоз (строительный цех и питомник). Основы ЭКОпроблем на ранних этапах развития цивилизации. Законы и правила единства человечества и природы. Экологические проблемы малой Родины.

Практическая работа. Создание Кодекса юного эколога. Работа с контурными картами. Познакомить с технологией нанесения центров происхождения растений, занесенных в Красную книгу Омской области. Научить составлять схемы. Схема "Последствие лесных пожаров".

Просветительская деятельность осуществляется в школах, в ДХШ, ДШИ, детских садах и различных мероприятиях поселка. " Сохраним от пожара, дом, где мы живем»" спектакль, посвященный противопожарной безопасности. Экологический КВН. Выпуск листовок "Сохраним "зеленую фабрику" - сохраним свое здоровье. Подготовка рефератов по экологическим проблемам своей Малой Родины. Творческая работа.

Блок 2. Природоохранные территории.

Вводное занятие. Экскурсии по природоохранным территориям Любинского района. Основные исторические факты по охране природы Малой родины. Работа с программой по охране окружающей среды при ООН (ЮНЕП), ее цели, задачи, структура. Заповедники России и малой Родины.

Практическая работа. Работа с законами Омской области по охране окружающей среды. Работа с научно-популярной литературой. Создание раздаточного материала "Список определений и терминов". Экологическая сказка «Давайте будем беречь Планету», мини-спектакль, посвященный всемирному дню защиты окружающей среды. Конкурс плакатов, рисунков, фотовыставка природоохранных законов.

Творческая работа. Сочинение стихов, рассказов, сказок.

Блок 3. Лес и лесопользование.

Вводное занятие. Экскурсия в природоохранные зоны. «Лузинская дача». Наука дендрология, как объект бережного отношения и приумножения (в будущем) уголков родного края. Описание важнейших лиственных пород, произрастающих на территории Любинского лесхоза. Морфологические признаки лиственных пород. Описание важнейщих хвойных пород, произрастающих на территории питомника.

Мини-спектакль «Палитра леса». Основы лесопользования. Основные и резервные леса Любинского района и Омской области. Основы лесного мониторинга. Определение объема древесной массы в лесонасаждениях.

Практическая работа. Раскрыть понятие работы по топографической съемке лесного массива, прилегающего к поселку Любинский. Сбор материала на дендрологический гербарий. Определение видов деревьев, его возраст. Творческая работа. Составление лесного мониторинга на территории Любинского молодого питомника.

Блок 4. Лесные обитатели.

Вводное занятие. Экскурсии по территориям, прилегающим к Любинскому поселку; в питомник Любинского лесхоза. Знакомство с законом Р.Ф. об охране животного мира и редких птиц на территории родного края. Практическая работа. Технология изготовления гнезд (скворечников, синичников). Правила наблюдения за птицами (соблюдение правил). Значение птиц в жизни человека. Разнообразие следов. Подкормка птиц с осени и до весны. Акция "Птицестрой" (март-май), акция "Птичья столовая" (ноябрь-март). Участие в конкурсе «Белая береза» и во Всероссийской добровольческой акции «Весенней недели добра». Создание и распространения листовок, выступление совета лесничества в ДОУ, МОУ и др. Конкурс рисунков, фотоконкурс, стихов, сочинений. Творческая работа.

Блок 5. Мир животных и насекомых.

Вводное занятие. Экскурсия в лесное хозяйство. Изучение и охрана животных на территории родного края, занесенных в Красную книгу Омской области. Декларация прав животных.

Практическая работа. Работа с научно-популярной литературой. Рефераты. Изготовление и распространение листовок, конкурс стихов, сочинений, выступление агитбригады « Знакомые незнакомцы» ко Дню защиты животных и к Международному дню акции за принятие Декларации прав животных. Творческая работа.

Блок 6. Растительный мир.

Вводное занятие. Экскурсии по природоохранным территориям Любинского района. Роль фотосинтеза в питании растений. Растения-индикаторы. Изучение и охрана исчезающих растений на территории родного края. Лекарственные и ядовитые растения. Беседа «Почему надо знать ядовитые растения», конкурс эрудитов (викторина-тест). «Поле чудес» Растения нашего края. Праздник «Зеленая аптека»

Практическая работа. Знакомство с атласом-определителем растений. Определение растений. Сбор растений на гербарий. Акция «Первоцвет», акция «Семена». Творческая работа.

Блок 7. Экология и загрязнение окружающей среды.

Вводное занятие. Экскурсии по прилегающим территориям поселка. Спектакль «Сохраним природу, сохраним планету». Виды загрязнения окружающей среды. Нормативы качества окружающей среды. Миграции и рассеивание загрязнений в окружающей среде. Основные загрязнители окружающей среды в районе проживания. Биоиндикация.

Практическая работа. Выявление основных загрязнителей окружающей среды. Дерево Дружбы. Подготовка в проведении акции «Планета без мусора, выпуск листовок, плакатов с призывом беречь и охранять природу. Творческая работа.

Блок 8. Содружество с Любинским лесхозом.

Вводное занятие. Экскурсии в Любинский лесхоз. Изучение истории развития и становления лесного хозяйства как районного предприятия. Экскурсия в краеведческий музей им. В.П. Коровкина. Знакомство с заслуженными лесоводами Любинского района. Сбор информации и систематизация материалов о ветеранах Любинского лесхоза.

Практическая работа. Шефство над памятью заслуженного лесовода РСФСР П.Е. Климонтова, похороненного на территории питомника Любинского лесхоза. Ежемесячные акции «Мы помним» (уборка территории, посадка и уход за цветами). Ежегодные акции «День работников леса», «Весенняя неделя добра». Творческая работа. Создание буклета о ветеранах Любинского лесхоза.
Методические рекомендации по проведению занятий

Программа включает теоретическую подготовку, практические занятия, экскурсии, самостоятельные исследования, творческую работу, тем самым обеспечивая достаточную гибкость при формировании экологических знаний и навыков, бережного отношения к собственному здоровью, к уголкам родного края.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Программа первого года обучения рассчитана на 96 часов в год, т.е. по 1 часу 2 раза в неделю, в том числе (51%) теоретические занятия, (34%) практические занятия, (6%) - экскурсии, (9%) - самостоятельная работа, творческая работа.

Такое распределение часов позволяет в полной мере раскрыть теоретические основы экологии (лесного хозяйства, здоровье сбережение и бережного отношения к уголкам родного края).

Программа второго и третьего года обучения рассчитана на 144 часов в год по 2часа 2 раза в неделю. Причем количество теоретических часов уменьшается 31% (68 часа), в пользу практических занятий 48% (104 часа), 11% самостоятельная деятельность, творческая работа, экскурсии занимают 7,5% (16 часов) от общего количества часов, что позволяет получать и использовать знания непосредственно на природных объектах.

Научно-исследовательская работа составляет:

- предполагает рассмотрение тем, связанных с теорией возникновения и занятия с историей Любинского лесхоза;

- дает представление о науке дендрологии, как объекте бережного отношения и преумножения (в будущем) уголков родного края;

- предполагает изучение тем, связанных с экологическими проблемами;

- популяризация экологических знаний и проблем для населения;

- предполагает изучение вопросов, связанных с пониманием взаимосвязи и взаимозависимости человека с окружающей средой и направленных на сохранение здоровья и улучшения экологического состояния окружающей среды.

Содержание разделов программы может изменяться и дополняться новыми материалами, исходя из свободно возникающих и растущих в процессе познания интересов обучающихся к различным сферам жизни и меняющихся с течением времени индивидуальных, экологических и образовательных потребностей. В первый год обучения – 10 часов на творческую работу, а во второй год – 48 часов.

2. Основные принципы, формы и методы работы.

Основными принципами программы является: доступность, научность, систематичность, добровольность, связь с жизнью. Включенный в содержание программы материал соответствует последним достижениям науки об охране и пропаганде окружающей среде. Дидактический материал подбирается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их подготовленности - это делает материал доступным для восприятия. Изучаемый материал разбит на блоки и располагается в определенной системе, в порядке возрастающей сложности. Занятия строятся с учетом интересов ребенка и личностного подхода.

Для наиболее эффективного усвоения материала большое значение имеют активные методы обучения: метод взаимодействия; метод коллективной творческой деятельности; метод проектной деятельности. Словесные методы: беседы, лекции, рассказы, помогают на занятиях развивать познавательную активность обучаемых.

Наглядные методы: схемы, таблицы, иллюстрации, СД и ДВД, карты топографические. Наглядные методы имеют большое значение для повышения мыслительной деятельности и развития познавательной активности детей. Экскурсии - это источник получения новых знаний, либо служит средством закрепления и повторения пройденной работы. Экскурсии реализуют важный дидактический принцип - связи теории и практики.

Практические методы: Практикумы, рисование, изготовление схем, таблиц, наблюдения и опыты (репродуктивный метод). Применение практических методов в процессе обучения позволяет обучающимся не только усвоить материал, но и применять на практике полученные знания.

Частично-поисковый метод - педагог задает ситуацию, а обучающиеся осуществляют поиск решения выхода из нее - это способствует развитию навыков творческой учебно-познавательной деятельности и самостоятельному поиску решений.

В связи с особенностями содержания программы, задачами, решаемыми в учебном процессе, можно выделить следующие организационные формы деятельности:

- коллективная - когда задействованы все члены кружка. Используется при объяснении нового материала, экскурсии. Это могут быть мини-лекции, направленный рассказ, беседа;

- групповая - группы (по 4-5 человек) работают с определенными задачами. Организационно - деятельностные игры, ролевые, деловые, творческие игры, викторины, тематические вечера, выставки, различные конкурсы, мотивационные рефлексивные диалоги, проблемное обсуждение, дискуссии.

3. Оценка эффективности программы.

В соответствии с целью и задачами программы предполагается оценка эффективности её реализации по блокам предусмотренной программой: повышение экологического, культурного и интеллектуального уровня обучающихся, осознание ими своей социальной позиции: здорового образа жизни и бережного отношения к уголкам родного края.

Для усвоения программного материала используются различные методы диагностики результатов обучения: тесты, вопросники, карточки при изучении блоков, предусмотренной программой. В процессе изучения материала в качестве контроля предлагаются деловые интеллектуальные, развивающие игры, отчетные выставки, акции, конкурсы. Формы подведения итогов реализации образовательной программы: участие в конференции НОУ; презентация социальных проектов, участие в эколого-биологическом конкурсе «Белая береза».


Методическое обеспечение образовательной программы.

  1. Разработка программы мониторинговых исследований, подбор диагностических методик

  2. Участие в работе совета лесничества

  3. Установление творческих связей с другими школьными лесничествами

  4. Посещение занятий творчески работающих педагогов

  5. Накопление методического фонда кабинета

  6. Укрепление творческих связей с редакцией районной газеты «Маяк»

Социальная практика

  1. Выпуск заметок в детской страничке «До 16 и старше» в районной газете «Маяк»

  2. Выпуск листовок, агитационных плакатов, стендов

  3. Посадка берез и яблонь, для озеленения школьного двора

  4. Создание гнезд (скворечники, синичники)

Материальное обеспечение программы

Компас, микроскоп, рулетка, атлас-определитель, измерительная линейка, магнитофон, методическая библиотечка Любинского лесхоза, специальная литература, дидактические карточки, схемы, видиотека, топографическая карта Омской области, карта природоохранных территорий Любинского района

Список литературы для педагога.

  1. Атрохии В.Г. Лесоводство М., Агропромиздат, 1989

  2. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В., Алексеева С.В. –М.: АОМДС, 1996

  3. Богомолов А.С. Методика маршрутного учета численности птиц. Методическое пособие- М., Экоститема, 1996

  4. Денисова В. Леса и лесное хозяйство Омской области. Издатель: ООО «Интермедиаком», 2006

  5. Дополнительное образование и воспитание. Научно-популярный журнал. О.Г. Мурзакова, А.Б. Маслов. Примерный план написания программы «Экологическое воспитание».-М.: ООО «Витязь»; №6, 2006

  6. Игры. Обучение. Тренинг. Досуг.- М.,2004

  7. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе.- М.:Школьная пресса, 2000

  8. Михайлова М.А. А у наших у ворот развеселый хоровод. Народные праздники, игры и развлечения.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002

  9. Невлев В.К. Психология и педагогика:Учебное пособие.- Белгород: Кооперативное образование, 2005

  10. Петров В.В. Рассказы о лесных растениях. Изд. Московский университет, 1970

  11. Педагогика дополнительного образования. Выпуск 1. Методические рекомендации по разработке образовательной программы педагога дополнительного образования. Под ред. Соломатина А.М., Артемовой И.Г., Колядинцевой О.А.: Омск, 2007

  12. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. Издательство Мысль, 1990

  13. Российский общественно-педагогический журнал. «Народное образование» Вышегородских Н., Кочетаева Т. «Как создать школьное лесничество» - М.: Народное Просвещение; №3, 2006

  14. Российский общественно-педагогический журнал. «Народное образование» Сигина А., Лицкевич А., «Детское движение школьных лесничеств» - М.: Народное Просвещение; № 3, 2006

  15. Российский общественно-педагогический журнал. «Народное образование»Шамаева А. «Уголок России – отчий дом» - М.: Народное Просвещение; №3, 2006

  16. Станковский А.П., Куимова В,В., Смоликова Г.И. Сборник программ по ботанике для учреждений доп. образования.- Омск: Изд. ОмГПУ, 2001

  17. Тарасова А.О. Экология и охрана природы. М., 1981

  18. Шрам В.Е. Навстречу природе.-М.:изд. Колос, 1992



Список литературы для учащихся.

  1. Бианки В.В. Лесная газета. Клуб колумбов. М.: Правда, 1986

  2. Верзилин Н. Растения в жизни человека. М.: изд. Детской литературы Мин. Просвещения РСФСР, 1952

  3. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. Издательство «Лесная промышленность» М., 1971

  4. Синадская В.А. Книга юного натуралиста. - М.: Молодая гвардия, 1981

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Друзья природы» (Школьное лесничество эколого-биологической направленности) Авторская программа iconОбразовательная программа дополнительного образования эколого-биологической...
Курс представлен для работы объединения дополнительного образования учащихся 4-9-х классов коррекционной школы, желающих как можно...
«Друзья природы» (Школьное лесничество эколого-биологической направленности) Авторская программа iconПрограмма лаборатории «Школьное лесничество» (на 3года, 12-16 лет) 2008-2010г
«Школьное лесничество». Ребята с удовольствием посещают кружок и добиваются хороших результатов. Уровень знаний по предмету биология...
«Друзья природы» (Школьное лесничество эколого-биологической направленности) Авторская программа iconАвторская программа проектно-исследовательского сообщества «Пытливые...
Данная программа реализует деятельность внеурочной работы учащихся 5-9 классов эколого-биологической направленности. Соответствует...
«Друзья природы» (Школьное лесничество эколого-биологической направленности) Авторская программа iconПланработ ы на 2011 2012 учебный год
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
«Друзья природы» (Школьное лесничество эколого-биологической направленности) Авторская программа iconКонспект дня здоровья «В жизни главное здоровье!»
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
«Друзья природы» (Школьное лесничество эколого-биологической направленности) Авторская программа iconПрограмма дополнительного образования детей эколого-биологической...
Модифицированная программа дополнительного образования детей «Аквариумное рыбоводство» составлена на основе типовой программы для...
«Друзья природы» (Школьное лесничество эколого-биологической направленности) Авторская программа iconПрограмма дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод»
Программа дополнительного образования детей «Юный цветовод модифицированная, составлена на основе типовой («Программы для внешкольных...
«Друзья природы» (Школьное лесничество эколого-биологической направленности) Авторская программа iconСценарий дня здоровья «андрейка-неболейка в гостях у ребят»
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
«Друзья природы» (Школьное лесничество эколого-биологической направленности) Авторская программа iconПредварительная работа: Составить план проведения всего дня 2
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
«Друзья природы» (Школьное лесничество эколого-биологической направленности) Авторская программа iconПлан мероприятий, посвященный Неделе и дню (7 апреля) здоровья
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
«Друзья природы» (Школьное лесничество эколого-биологической направленности) Авторская программа iconКонспект нод в cреднем дошкольном возрасте «Быть здоровыми хотим»
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
«Друзья природы» (Школьное лесничество эколого-биологической направленности) Авторская программа iconКонспект досугового мероприятия с семьей в старшей группе " семья здоровый образ жизни"
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
«Друзья природы» (Школьное лесничество эколого-биологической направленности) Авторская программа iconИнформационный бюллетень Организация физкультурно оздоровительной...
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
«Друзья природы» (Школьное лесничество эколого-биологической направленности) Авторская программа iconАвторская программа «Юный исследователь природы» направленность: эколого-биологическая
Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Друзья природы» (Школьное лесничество эколого-биологической направленности) Авторская программа iconРабочая программа кружка дополнительного образования эколого биологической...
Программа предназначена для учащихся 13-15 лет как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интересами...
«Друзья природы» (Школьное лесничество эколого-биологической направленности) Авторская программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дидактический материал представляет собой рабочую тетрадь для самоподготовки и закрепления изученного материала по программе эколого-биологической...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск