Программа лаборатории «Школьное лесничество» (на 3года, 12-16 лет) 2008-2010г





Скачать 177.74 Kb.
НазваниеПрограмма лаборатории «Школьное лесничество» (на 3года, 12-16 лет) 2008-2010г
Дата публикации07.03.2015
Размер177.74 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Отрокская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю:

директор школы

______________Верещагина Л.В

«12» сентября2008г


Программа лаборатории

«Школьное лесничество»

(на 3года, 12-16 лет)

2008-2010г.

Педагог дополнительного образования

Григорьева Наталья Николаевна

с. Отрок -2008 г

Пояснительная записка

В нашей школе с 1997 года работал кружок « Школьное лесничество». Ребята с удовольствием посещают кружок и добиваются хороших результатов. Уровень знаний по предмету биология у воспитанников кружка выше, чем у их одноклассников. Кружковцы несколько раз занимали призовые места на районных, краевых и межрайонных слетах школьных лесничеств.

Краевые слёты:

- Зацепина Настя - I место в номинации « Ботаника»- 1999г, 2000г., 2001г.

- Зацепина Ирина- I место в номинации « Зоология» -2003 г.

- Верещагин Паша- II место в номинации « Ботаника»- 2004 г.

Межрайонные слёты.

Барыкина Нина- 1 место «Ботаника»

Барыкина Нина - 2 место « Лесоводство»

Серёдкина Катя – 2 место в номинации « Ботаника»

Зацепина Ирина -3 место в номинации « Ботаника»

Зацепина Ирина- 3 место в номинации « Лесоводство»

Эти ребята решили будущую профессию связать с лесом. В настоящее время они успешно обучаются в СибГТУ.

Для того , чтобы углубить и расширить знания учащихся возникла необходимость в создании лаборатории « Школьное лесничество», которая бы занималась более углубленно изучением экологии и исследовательской деятельностью.

Основной задачей «Школьного лесничества» является экологическое воспитание ребят –подготовка школьников к пониманию природы как полноправного и уважаемого партнёра

человека в его деятельности .Такое понимание трудно развивать у людей, которые с детства не знакомы с жизнью животных и растений, окружающих их. Чем выше уровень сознания людей, тем бережнее отношение к природе. В течение многих веков человек брал у природы средства к существованию и отдавал в неё то, что могли использовать другие организмы. Таким образом, сохранялась общая структура биосферы и речь шла лишь о нарушении отдельных биоценозов и истреблении отдельных видов растений и животных .В настоящее время в ряде случаев происходит нарушение экосистем и структуры биосистемы, её циклической организации. Только хорошо зная природу, можно заниматься её коренной перестройкой и интенсивной эксплуатацией.

Не менее важной задачей является трудовое воспитание учащихся на пришкольном участке.

Наиболее удачной формой является исследовательская работа. Воспитательное значение опытов велико, поскольку школьники учатся управлять ростом растений, их урожаем.

Работа « Школьного лесничества» ведётся в трёх основных формах – в виде теоретических занятий, исследовательская работа, самостоятельная работа.

Содержание программы предназначено для учащихся 6-10 классов.

Наиболее удачной формой труда является исследовательская работа. Которая проводится под контролем преподавателя, с использованием упрощённых методик и обработки данных, разработанных с учётом возраста и опыта начинающего исследователя.( приложение № 1)

Данная программа рассчитана на три года обучения.

Первый год – 144 ч.

Второй год - 216 ч.

Третий год – 216 ч.

Программа модифицирована, основана на программе «Лесоводство», В.П. Ливенцев, 1978 г. , издательство «Просвещение».

Цель

Формирование экологического сознания детей и подростков.

Задачи :

1. Изучение растительного и животного мира, взаимосвязь их с окружающей средой.
2.Изучение влияния антропогенного фактора на природу.
3. Воспитывать бережное отношение к природе и её богатства.
4. Закладывать основы эстетического и нравственного воспитания.

Ожидаемый результат.

Должны

знать:

Виды растений, их практическое значение. Изученные растения.

Съедобные и ядовитые грибы. Виды изученных животных. Виды, занесённые в Красную книгу.

Природу Красноярского края. Животных и растения Красноярского края.

Уметь:

Определять растения и насекомых с помощью определителя. Работать с литературой. Пользоваться методичками. Проводить простые опыты , наблюдения. Делать выводы, анализировать.

Воспитание позитивного целостного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.
Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей.
Методы реализации проекта:

1 Изучение.

2. Наблюдения.

3. Эксперимент.

4. Анализ, синтез, обобщение.

Формы работы.

Творческие работы.

Реферативные работы.

Комплексные работы.

Исследовательская деятельность.

Агитация населения.

Способы реализации проекта:

1. В течении учебного года:

а) на уроках

б) на кружке

2. Подготовка и участие в слетах .

3. Выпуск листовок, плакатов

4. Работа на пришкольном участке.

Технологии.

1. Личностно – ориентированное обучение;

2. Коммуникативно – диалоговая деятельность;

3. Развивающее обучение.

Приёмы:

1.Работа с литературой

2. Работа с гербариями, с муляжами, натуральными объектами.

3.Задания исследовательского характера
4. Практические работы.

Тематическое планирование 1 год




Тема

Дидактические М-лы

Кол-во часов

1-2

3 –6

7-18

19-28

29-52

Значение леса

Осенние явления в жизни растений и животных.
Дендрология 50 ч.

_________________________________________________

Морфология растений

Морфологическая характеристика древесных растений.

Морфологическая характеристика хвойных растений.

Практическая работа: № 1- 12.

(см. содержание)


Кол-ция веществ изготовлен. из

древесины.
Плакаты

Гербарий

Рисунки

Гербарий

Коллекции, рисунки

2ч.

.4ч.

12ч.

10ч.

24.ч.


53-

130

131-140

Систематика растений 78 ч.

__________________________________________________

Низшие споровые растения.

Высшие споровые растения.

Знакомство с семействами растений

Растения и их практическое значение.

Практическая работа: № 1-3

( См содержание)

Лишайники

Грибы 10 ч.



плакаты

Раздаточный материал

Гербарий

Плакаты карточки



2 ч.

8 ч.

52ч.

3 ч.

6 ч
6

Грибы их строение и значение.

Съедобные грибы.

Ядовитые грибы.

Паразиты.

Практическая работа: Выявление степени зараженности трутовиками.


плакаты

раздаточный материал

гербарий

карточки




2



2 ч

2ч.



141-144

. Лесные пожары 4 ч.

__________________________________________________

Лесные пожары.

Изготовление листовок и распространение.

« Чему мы научились за год»

.



Плакаты

Фильм
Листовки.





2 ч.

1 ч.
Содержание программы:

1 год обучения

144 ч.

1. Введение 2 ч.

Значение леса. Осенние явления в жизни растений и животных.

2. Дендрология 50 ч.

Морфология древесных растений.

Морфологические характеристики древесных пород.

Морфологические характеристики хвойных пород.

Практическая работа.

Способы определения возраста деревьев.

Изготовление гербариев.

Определение растений по листьям.

Определение хвойных пород по хвое.

Определение деревьев и кустарников по почкам в безлистном состоянии.

Описание деревьев и кустарников по коре.

Описание хвойных растений по хвое и семенам.

Описание лиственных растений по плодам и семенам.

Описание древесины .

Определение полноты и густоты древостоя.

Определение диаметра дерева.

Определение высоты стоящего дерева.

3. Систематика растений 78 ч.

Низшие и высшие споровые растения(водоросли, мхи, плауны, папоротники)

Знакомство с семействами растений.

Голосеменные, цветковые растения и их практическое значение(лекарственные, ядовитые, растения, занесённые в Красную книгу). Лишайники.

Практическая работа:

Изготовление гербариев.

Определение видовой принадлежности.

Изготовление наглядных пособий.
4. Грибы 10.ч.

Грибы особенности строения, образа жизни, их значение в природе. Съедобные грибы. Ядовитые грибы. Грибы – паразиты.

Практическая работа:

Выявление степени заражённости трутовиками, установление причины заболевания трутовиками.

5. Лесные пожары. 6 ч.

Виды пожаров. Вред , наносимый пожарами. Меры борьбы.

Выпуск листовок.
Тематическое планировани 2год обучения






Тема занятий

Методы

приёмы

Дидактичекие мате-

риалы


Кол-во

часов.


1- 30

- 31- 45

45-145.

146-

165

166-

200

201-216.

Энтомология 30 ч.

_______________________________________________

Вредители особенности строения и образа жизни.
Характеристика основных вредителей леса ( непарный и парный шелкопряды, совка и др.). Вред. Меры борьбы.

Энтомофаги.

Практическая работа: составление коллекции.

Наблюдение за майским жуком
Наблюдение за пихтовым усачом

Териология 15ч

_________________________________________________

Изучение следов птиц и млекопитающих
Изучение следов повреждения.
Практическая работа: определение следов.

Орнитология 100 ч.

________________________________________________

Особенности строения птиц в связи с условиями обитания и питания.

Птицы водоёмов.

Птицы лесов.

Птицы открытых пространств.

Типы гнёзд.

Практическое занятия: Изготовление кормушек.

Изготовление скворечников.

Наблюдение за скворцами, ласточками.

Подготовка к « Празднику птиц» и его проведение.
« Лучший орнитолог»
Животные Красноярского края. 20 ч.

____________________________________________________

Животные, обитающие на территории Красноярского края. Их распространение. Особенности жизнедеятельности.

Животные, занесённые в Красную книгу.
Рыбы наших вод. 35 ч.

Рыбы. Обитающие на территории Красноярского края, России. Их распространение, особенности жизнедеятельности.

Практическая работа: Исследование токсичности вод с помощью рыб.


Лесные пожары 6 ч.

_____________________________________________
Меры борьбы и предупреждения лесных пожаров

Практическая работа: выпуск листовок и их распространение.
«Лучший зоолог»
Подготовка к слётам

Научно – практическая конференция.


Лекция,

Беседа
Экскурсия, самостоят. работа

лекция, беседа, работа в парах
экскурсия

работа в парах


Лекция, беседа,
Лекция беседа, самостоятельная работа.

Самост.

работа.
Соревно-

-вание

Рассказ, рефераты,

Сообще-

ния

.
Рассказ, сообще

ния, рефераты, самостоятельная работа.

Экскурсия

Беседа

Работа в группах
соревнование


Плакаты коллекции насекомых

Плакаты. Карточки, рисунки,

природный материал
Плакаты, рисунки.
Фильм,

Гнёзда птиц,

Плакаты, фотографии.

Карточки- задания

Карточки,

Фотографии


Карточки, фотографии

Живые рыбы

Таблицы
Таблицы карточки.

коллекции


2 ч.
13ч

3 ч.
4ч.
4ч.
4ч.
4 ч
7 ч

3 ч
20 ч

20 ч

20 ч

7 ч.

2 ч

4 ч

7 ч

6 ч
1.

20 ч.
27ч

8 ч.

1 ч.

5 ч.


7 ч.

2ч.



Второй год обучения.

Лес и животный мир

216 ч.

Энтомология 30 ч.

Вредители леса. Особенности строения и жизнедеятельности. Вред принесённый насекомыми. Энтомофаги.

Практическое занятие: составление коллекции насекомых.

Определение некоторых вредителей леса по наносимым ими повреждениям.

Наблюдение за майским хрущом.

Наблюдение за черным пихтовым усачом

Териология 15 ч.

Изучение следов птиц и млекопитающих. Определение их принадлежности. Изучение следов повреждения.

Практическое занятие: Определение следов млекопитающих

Определение животных по наносимым ими повреждениям

Орнитология 100 ч.

Особенности строения птиц в связи с условиями обитания и питания. Птицы Красноярского края. Птицы водоёмов, лесов, открытых пространств. Типы гнёзд.

Практические занятия: изготовление кормушек, скворечников.

Фенологические наблюдения.

Наблюдение за скворцами, ласточками.

Животные Красноярского края 20 ч.

Рыбы наших вод 35 ч.

Лесные пожары 6 ч.

. Меры борьбы и предупреждения пожаров.

Практическое занятие: выпуск листовок и их распространение.

Подготовка к слётам школьных лесничеств 8 ч.

Конференция 2ч.

Тематическое планирование. 3 год




Название темы

всего

Количество часов.

Лекции

Семинары

лабораторные

полевые

1

2
3.
4


5.

6

7.
8
9
10

11


12
13

14

15

16
17

18


Вводное занятие

Понятие о мониторинге.

Определение объектов мониторинга.
Определение глубины залегания грунтовых вод по растениям индикаторам.
Определение наличия загрязнения воды
Оценка экологического состояния по величине ПБК
Составление экопаспорта
Гидрологические исследования
Изучение растительности.
Определение рекреационной нагрузки.
Лесопатологические исследования

Подведение итогов
Оценка состояния воздушной среды с помощью лишайников
Оценка состояния воздушной среды с помощью грибов
Животные- индикаторы природной среды
Состояние почв
Научно- практическая конференция
Подготовка к слётам



1

1.
1

12

12


20
8
15
10
12

10


2
30

20

18

50
2

5

-

1

1.

2


2


2
2
2

1
2

2

1

4

1

1

2
1
2
2
2

2
4

1
2


2


12
7
5
2
1

1


1

24



11

8


4


6
4
7

8
24

17

16

20



Третий год обучения.

Локальный экологический мониторинг

216 ч.

Мониторинг воды. 55 ч.

Определение глубины залегания грунтовых вод по растениям индикаторам.

Определение наличия загрязнения воды по водным растениям.

Комплексная оценка состояния реки.49. ч.

Гидрологические исследования. Изучение растительности. Лесопатологические исследования. Определение рекреационной нагрузки. Подведение итогов.

Оценка состояния воздушной среды 50 ч .

С помощью лишайников

Биология лишайников их жизненные формы.

Составление коллекций лишайников.

Определение степени распространённости лишайников.

Грибы – биоиндикаторы среды.

Животные - индикаторы состояния природной среды.

Состояние почв 55 ч.

Характеристика лесных почв.

Определение кислотности почв.

Определение свойств почвы с помощью фитоиндикации.

Определение насыщенности почвы животными организмами.

Определение водопрочности структуры почвы.

Определение повышенного содержания Элементов в почве по растениям – индикаторам.

Изучение влияния удобрений на рост и развитие лесных культур хвойных растений.

Научно – практическая конференция учащихся 2 ч.

Подготовка к слётам школьных лесничеств 5ч.

Условия реализации программы.

Микроскопы 20 шт.

Набор гербариев 4 набора.

Муляжи грибов 4 набора

Коллекция насекомых 20 наборов.

Наглядные пособия 5 наборов.

Литература

А. И. Воронцов « Охрана природы» М. « Высшая школа» 1977

А. А. Махов « Зелёная аптека » Красноярское книжное издательство 1986 г.

В. П. Ливенцов. « Практикум по лесоводству» М. « Просвещение» 1981г.

В. П Ливенцов « Школьникам о лесе» М. «Просвещение» 1985г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа лаборатории «Школьное лесничество» (на 3года, 12-16 лет) 2008-2010г iconПроект ступенчатого экологического образования и воспитания в сельской...
Экологическая тропа (методический материал для проведения экскурсии для младших школьников)
Программа лаборатории «Школьное лесничество» (на 3года, 12-16 лет) 2008-2010г iconУправление образования и науки администрации Губкинского городского...
Цели: познакомить с экологическими проблемами тайги, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека в зоне...
Программа лаборатории «Школьное лесничество» (на 3года, 12-16 лет) 2008-2010г icon«Друзья природы» (Школьное лесничество эколого-биологической направленности) Авторская программа
Основное направление программы – общеинтеллектуальное, социальное. Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережение природных...
Программа лаборатории «Школьное лесничество» (на 3года, 12-16 лет) 2008-2010г iconОтчет о работе школы-лаборатории инновационного развития моу тулиновской...
В 2008-2009 учебном году на базе моу тулиновской средней общеобразовательной школы продолжалась работа в рамках школы-лаборатории...
Программа лаборатории «Школьное лесничество» (на 3года, 12-16 лет) 2008-2010г iconРабочая учебная программа по музыке для 6 «А» класса Календарно тематическое...
Протокол №. 2010г. 2010г 2010г
Программа лаборатории «Школьное лесничество» (на 3года, 12-16 лет) 2008-2010г iconРабочая учебная программа по музыке для 4 класса Календарно тематическое...
Протокол №. 2010г. 2010г 2010г
Программа лаборатории «Школьное лесничество» (на 3года, 12-16 лет) 2008-2010г iconРабочая учебная программа по музыке для 7 класса Календарно тематическое...
Протокол №. 2010г. 2010г 2010г
Программа лаборатории «Школьное лесничество» (на 3года, 12-16 лет) 2008-2010г iconПоэма «Мертвые души» Характеристика губернского города 30-х годов XIX века
Протокол №. 2010г. 2010г 2010г
Программа лаборатории «Школьное лесничество» (на 3года, 12-16 лет) 2008-2010г iconТворчества обучающихся «excelsior» Секция химия приготовление мыла...
Название проекта «Приготовление мыла в школьной лаборатории». Основополагающий вопрос нашей работы: «Можно ли получить мыло в условиях...
Программа лаборатории «Школьное лесничество» (на 3года, 12-16 лет) 2008-2010г iconПриказ №1117 о реализации программы «Школьное молоко» в оу города Сочи
«Школьное молоко», в целях создания организационных условий для обеспечения школьников города Сочи молоком и молочной продукцией...
Программа лаборатории «Школьное лесничество» (на 3года, 12-16 лет) 2008-2010г icon«Цифровые лаборатории в естественнонаучном образовании» Внимание!
По каждому модулю обучения с использованием цифровой лаборатории предоставляется отдельная заявка
Программа лаборатории «Школьное лесничество» (на 3года, 12-16 лет) 2008-2010г iconОбучающая задача
Протокол №. 2010г. 2010г 2010г
Программа лаборатории «Школьное лесничество» (на 3года, 12-16 лет) 2008-2010г iconМобильной лаборатории радиационного, химического и биологического контроля млрхб
Транспортное средство Лаборатории среднебазовыйFordTransitКомби 300 mwb с цельнометаллическим кузовом-фургоном и средней крышей
Программа лаборатории «Школьное лесничество» (на 3года, 12-16 лет) 2008-2010г icon2006г за содействие и предоставление необходимых условий для организации...
Томска 16, 5 лет. Мой педагогический стаж составляет 26,5 лет. Являюсь заведующей кафедрой иностранных языков. В гимназии работаю...
Программа лаборатории «Школьное лесничество» (на 3года, 12-16 лет) 2008-2010г iconШкольное объединение «Юные пушкинисты»
Калдырмина А. Г. Школьное объединение «Юные пушкинисты». Из опыта работы. – Мариинский Посад: моу «Гимназия №1», 2007
Программа лаборатории «Школьное лесничество» (на 3года, 12-16 лет) 2008-2010г iconПрактикум по использованию цифровой лаборатории
Мастер-класс Возможности использования цифровой лаборатории во внеурочной деятельности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск