Скачать 164.39 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Евсеевская средняя общеобразовательная школа Павлово-Посадского района Московской области УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ Евсеевской средней школы: ________________________ Г.Г.Евдокимова «______» ________________________ 2013г. Рабочая программа кружка дополнительного образования эколого – биологической направленности, «Юный лесовод» 8-9 класс Составитель: Шульц Светлана Юрьевна, учитель географии первой категории 2013г. Пояснительная записка Рабочая программа кружка дополнительного образования «Юный лесовод» для 8-9 класса составлена на основе учебного пособия «Лесоведение» Сенов С.Н., и соответствует требованиям ФГОС. Программа предназначена для учащихся 13-15 лет как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями Направленность программы: по содержанию является эколого-биологической направленности; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – однолетней подготовки. Образовательная программа «Юный лесовод» предполагает педагогически целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают знания об объектах живой природы – представителях животного и растительного мира, обитающих в лесных сообществах; о проблемах охраны леса и его значении в жизни людей, научные основы проблем взаимодействия общества и природы. В основу работы положены теоретические, практические работы; наблюдения в природе; работа с научно-популярной литературой, определителями, справочниками; составление отчетов, подготовка докладов, учебно-исследовательских работ, проведение самостоятельных исследований и экскурсий. В основу программы положен экскурсионно-практический принцип. Каждый раздел тематического плана предусматривает экскурсии и походы в природу. В настоящее время цели и задачи образования формулируются в соответствии с социальными, нравственными, историко-культурными и экономическими аспектами государственной политики России. Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Экологическая ситуация в современном мире оказывается тревожной и выход из сложившейся ситуации требует существенных социальных и экономических преобразований, колоссальных капиталовложений, положительных решений многих вопросов, объединения усилий всего человечества. Для решения экологической проблемы использование только достижений научно-технического прогресса явно недостаточно. Огромный интерес общественности к этим проблемам, ее требования гласности в оценке качества окружающей среды убеждают, что охрана природы в настоящее время является делом не только специалистов разных областей знаний, но и каждого человека. В силу этого экологическое образование должно осуществляться с раннего детства. Оно должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого – сделать каждого человека экологически грамотным. Проблемы охраны окружающей среды наиболее близки и понятны учащимся при изучении самого близкого и доступного – своей местности. Ребенку свойственно открывать мир от порога своего дома. Именно знания о своей малой родине вызывают в детях пытливый интерес ученого-натуралиста, воспитывают патриота, гражданина, человека, чувствующего боль за бездумное, варварское отношение к природе. Предложенная программа предусматривает приобретение знаний об объектах живой природы – представителях животного и растительного мира, обитающих в лесных сообществах; о проблемах охраны леса и его значении в жизни людей. Отличительной особенностью данной программы является то, что полученные знания учащиеся могут применять в конкретной практической работе по охране природы. Разработанная программа учитывает региональный компонент. Школьники, изучая данную программу, приобретают знания о природе и экологии родного края. По программе предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную учебно-творческую деятельность через личностное познание родного края – экскурсии, походы, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение опытов, научно-исследовательских работ. В процессе освоения программы предполагаются активное использование работы с ГУ Логиновское лесничество, изучение книг, журнальных статей, получение знаний об охране и защите леса. Цели данной программы:
Задачи программы:
Программа предназначена для учителей общеобразовательных учреждений. Курс могут вести учителя географии, биологии, экологии, которые проявляют интерес к сфере экологического воспитания и образования. Программа рассчитана на 1 год обучения. Время, отведенное на обучение, составляет 35 часов в год, Форма и режим занятий: используются коммуникативные методы, групповые занятия, активные и интерактивные формы взаимодействия, проектные технологии. Предполагается сочетание обзорных лекций с творческими встречами; проведение публичных защит исследовательских работ (проектов), а также включение в учебную деятельность экскурсий, походов, работа на экологических тропах. Занятия проводятся по 1 часу в неделю. Практическим вкладом в дело охраны природы может быть: - озеленение поселка; - привлечение птиц; - биотехнические мероприятия в лесах; - гидрологические наблюдения; - выявление и изучение редких видов животных и растений, их охраны. Результаты освоения программы Освоение данной программы должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:
Метапредметные результаты освоения программы кружка заключаются в формировании и развитии:
Предметными результатами освоения программы являются:
Освоив данную программу, учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Содержание программы. Тема 1. Введение (2 часа) Цели и задачи кружка. Требования. Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ в лесу. Школьные лесопитомники, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности. Знакомство с положением о школьном лесопитомнике. Тема 2. Лес – основной компонент окружающей среды и богатство человечества (13 часов) Понятие о лесе и лесных насаждениях. Характеристика лесных ресурсов мира и региона. Типы леса. Роль леса в природе и жизни человека. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения. Пищевые, лекарственные, фитонцидные растения, промысловые виды, редкие растения и животные леса. Лесные сенокосы и пастбища. Пчеловодство. Ядовитые грибы, ягоды и растения. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений. «Определение типа леса по лесорастительному покрову». Оформление экспозиций на стенде и памяток для учащихся: «Помни, сборщик грибов!», «Помни, сборщик ягод!», «Правила сбора лекарственных растений», «Правила поведения в лесу», «Ядовитые грибы», «Осторожно: они ядовиты!» Выступление перед учащимися начальной школы «Лес – мир добра и чудес». Рефераты по темам: «Роль лесов в экологии родного края», «Лесные богатства региона и их значение для населения». Тема 3. Основы лесоводства и лесоведения (5 часов) Дендрология. Основные лесообразующие древесные и кустарниковые породы России и области. Лесоводство - наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины. Подрост, подлесок, надпочвенный покров, их значение для леса. Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки, их значение для формирования ценных насаждений.
Тема 4. Организация лесозаготовок и переработки древесины (3 часа) Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности. Рациональное использование лесосырьевых ресурсов в народном хозяйстве. Использование отходов. 1. Оформление буклета «Что дает 1 кубометр древесины». 2. Изготовление коллекции образцов лесных древесных пород своего края. Тема 5.Лесовозобновление (3 часа) Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян. Стратификация семян. Семенное и вегетативное размножение. Прививки. Естественное возобновление под пологом материнского древостоя, на вырубке. Антропогенное влияние на естественное лесовозобновление
Тема 6.Охрана и защита лесов (8 часов) Положение о государственной лесной охране. Понятие о видах Положение о государственной лесной охране. Понятие о видах нарушений в лесу и ответственность за них. Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их тушения. Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Лесные животные «Красной книги». Животные, занесенные в «Черную тетрадь». Охраняемые виды. Вредители и болезни леса, способы защиты от них. Насекомые – энтомофаги. Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вредителями леса. Правила инвентаризации и охраны муравейников. Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зверей и птиц. 1.Оформление коллекции повреждений насекомыми древесины и других частей дерева, поражений болезнями. Итоговое занятие Календарно-тематическое планирование
Перечень учебно-методического обеспечения 1.Материально-техническое обеспечение.
2.Литература: 1. Лесоведение Учебное пособие Сенов С.Н., Грязькин А.В. Санкт-Петербург 2006 2. И.И. Илюшина. Школьные лесничества.1986 3. Инструкции по технике безопасности при выполнении работ в лесу, экскурсий, практических работ. 4. Географические карты природных зон, растительности мира, Московской области 5. Определители растений и животных. 6. Красная книга Животные России 7. Красная книга Растения России 8. Московская область: История. Культура. Экономика. М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2005 Согласовано. Руководитель МО _____________ А.А.Калугина Протокол № ___ заседания методического объединения классных руководителей «______» ________________________ 2013г. Согласовано. Зам. директора по ОВР __________ Н. Ю. Митковская «______» ________________________ 2013г. |
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод» Программа дополнительного образования детей «Юный цветовод модифицированная, составлена на основе типовой («Программы для внешкольных... | Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической... Курс представлен для работы объединения дополнительного образования учащихся 4-9-х классов коррекционной школы, желающих как можно... | ||
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической... Модифицированная программа дополнительного образования детей «Аквариумное рыбоводство» составлена на основе типовой программы для... | Рабочая программа кружка дополнительного образования культурологической... Рабочая программа кружка культурологической направленности, «Этическая грамматика» (в 7-ом классе) соответствует требованиям Федерального... | ||
Планработ ы на 2011 2012 учебный год Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура) | Авторская программа «Юный исследователь природы» направленность: эколого-биологическая Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Конспект дня здоровья «В жизни главное здоровье!» Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура) | Сценарий дня здоровья «андрейка-неболейка в гостях у ребят» Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура) | ||
План мероприятий, посвященный Неделе и дню (7 апреля) здоровья Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура) | Предварительная работа: Составить план проведения всего дня 2 Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура) | ||
Конспект нод в cреднем дошкольном возрасте «Быть здоровыми хотим» Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура) | Образовательная программа дополнительного образования кружка «юный художник» Познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, формировать свои эстетические потребности, развивать художественные способности –... | ||
С углубленным изучением отдельных предметов Направленность программы «Юный биолог» по содержанию является эколого-биологической, разработана в дополнение к обязательному минимуму... | Конспект досугового мероприятия с семьей в старшей группе " семья здоровый образ жизни" Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура) | ||
Рабочая программа кружка «Волшебный мир оригами» 1 класс Руководитель... Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической... | Рабочая программа кружка «Юный химик» для учащихся 8-9 класса В связи с этим занятия кружка по этой программе помогут решить следующие задачи |