Рабочая программа кружка дополнительного образования эколого биологической направленности, «Юный лесовод»





Скачать 164.39 Kb.
НазваниеРабочая программа кружка дополнительного образования эколого биологической направленности, «Юный лесовод»
Дата публикации07.03.2015
Размер164.39 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Евсеевская средняя общеобразовательная школа

Павлово-Посадского района Московской области

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ Евсеевской средней школы:

________________________ Г.Г.Евдокимова

«______» ________________________ 2013г.

Рабочая программа

кружка дополнительного образования

эколого – биологической направленности,

«Юный лесовод»

8-9 класс

Составитель: Шульц Светлана Юрьевна,

учитель географии первой категории

2013г.

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Юный лесовод» для 8-9 класса составлена на основе учебного пособия «Лесоведение» Сенов С.Н., и соответствует требованиям ФГОС.

Программа предназначена для учащихся 13-15 лет как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями

Направленность программы:

по содержанию является эколого-биологической направленности;

по функциональному предназначению – учебно-познавательной;

по форме организации – кружковой;

по времени реализации – однолетней подготовки.

Образовательная программа «Юный лесовод» предполагает педагогически целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают знания об объектах живой природы – представителях животного и растительного мира, обитающих в лесных сообществах; о проблемах охраны леса и его значении в жизни людей,

научные основы проблем взаимодействия общества и природы.

В основу работы положены теоретические, практические работы; наблюдения

в природе; работа с научно-популярной литературой, определителями, справочниками; составление отчетов, подготовка докладов, учебно-исследовательских работ, проведение самостоятельных исследований и экскурсий. В основу программы положен экскурсионно-практический принцип. Каждый раздел тематического плана предусматривает экскурсии и походы в природу.

В настоящее время цели и задачи образования формулируются в соответствии с социальными, нравственными, историко-культурными и экономическими аспектами государственной политики России.

Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Экологическая ситуация в современном мире оказывается тревожной и выход из сложившейся ситуации требует существенных социальных и экономических преобразований, колоссальных капиталовложений, положительных решений многих вопросов, объединения усилий всего человечества.

Для решения экологической проблемы использование только достижений научно-технического прогресса явно недостаточно. Огромный интерес общественности к этим проблемам, ее требования гласности в оценке качества окружающей среды убеждают, что охрана природы в настоящее время является делом не только специалистов разных областей знаний, но и каждого человека.

В силу этого экологическое образование должно осуществляться с раннего детства. Оно должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого – сделать каждого человека экологически грамотным.

Проблемы охраны окружающей среды наиболее близки и понятны учащимся при изучении самого близкого и доступного – своей местности. Ребенку свойственно открывать мир от порога своего дома. Именно знания о своей малой родине вызывают в детях пытливый интерес ученого-натуралиста, воспитывают патриота, гражданина, человека, чувствующего боль за бездумное, варварское отношение к природе.

Предложенная программа предусматривает приобретение знаний об объектах живой природы – представителях животного и растительного мира, обитающих в лесных сообществах; о проблемах охраны леса и его значении в жизни людей.

Отличительной особенностью данной программы является то, что полученные знания учащиеся могут применять в конкретной практической работе по охране природы.

Разработанная программа учитывает региональный компонент. Школьники, изучая данную программу, приобретают знания о природе и экологии родного края.

По программе предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную учебно-творческую деятельность через личностное познание родного края – экскурсии, походы, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение опытов, научно-исследовательских работ.

В процессе освоения программы предполагаются активное использование работы с ГУ Логиновское лесничество, изучение книг, журнальных статей, получение знаний об охране и защите леса.
Цели данной программы:

  • знакомство с особенностями лесных сообществ родного края;

  • понимание значимости охраны леса и правильного использования его ресурсов для страны и планеты в целом;

  • воспитание чувства единства с природой;

  • привитие любви к родному краю;

  • воспитание экологического мышления;

  • привитие навыков в практической работе по охране природы, бережного отношения к «зеленому другу».


Задачи программы:

  • развитие потребности общения с природой;

  • усвоение знаний о лесных сообществах;

  • укрепление и расширение знаний об основах охраны природы;

  • развитие навыков практической работы по охране и защите леса: посадка и посев леса, сбор лекарственного сырья, умение вести наблюдения, описания леса;

  • овладение нормами правильного поведения в природной среде, активизации деятельности по улучшению природной и преобразованной среды;

  • воспитание патриотических и эстетических чувств.


Программа предназначена для учителей общеобразовательных учреждений. Курс могут вести учителя географии, биологии, экологии, которые проявляют интерес к сфере экологического воспитания и образования.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Время, отведенное на обучение, составляет 35 часов в год,
Форма и режим занятий: используются коммуникативные методы, групповые занятия, активные и интерактивные формы взаимодействия, проектные технологии. Предполагается сочетание обзорных лекций с творческими встречами; проведение публичных защит исследовательских работ (проектов), а также включение в учебную деятельность экскурсий, походов, работа на экологических тропах.

Занятия проводятся по 1 часу в неделю.
Практическим вкладом в дело охраны природы может быть:

- озеленение поселка;

- привлечение птиц;

- биотехнические мероприятия в лесах;

- гидрологические наблюдения;

- выявление и изучение редких видов животных и растений, их охраны.

Результаты освоения программы
Освоение данной программы должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:

  • овладение системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • осознание ценности экологических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;

  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в окружающей среде- среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты освоения программы кружка заключаются в формировании и развитии:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

  • умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

Предметными результатами освоения программы являются:

  • формирование представлений о лесоведение и лесоводстве, о роли леса в природе и жизни человека, о свойствах лесных сообществ, о географических, экологических, биологических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических, биологических и экологических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.



Освоив данную программу, учащиеся должны знать:

  • основы лесоведения и лесоводства, основы лесной таксации и способы лесовосстановления

  • роль лесных богатств в жизни населения региона;

  • цели и задачи школьного лесопитомника;

  • направления деятельности, проблемы и задачи местных предприятий лесного профиля, виды природосберегающих и лесовоссстанавливающих технологий,

  • способы природоохранной деятельности учащихся;

  • правила поведения в лесу, правила сбора лекарственных растений, грибов, ягод.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить наблюдения, исследования в природе;

  • использовать имеющиеся знания для изучения лесных богатств, обоснования рационального их использования,

  • распознавать основные породы древесной растительности своей местности;

  • устанавливать связи между региональными особенностями природы и занятием населения, хозяйственной деятельностью и экологическим состоянием природы;

  • использовать различные способы природоохранной деятельности для сохранения экологического равновесия своей местности.



Содержание программы.
Тема 1. Введение (2 часа)

Цели и задачи кружка. Требования. Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ в лесу.

Школьные лесопитомники, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности. Знакомство с положением о школьном лесопитомнике.
Тема 2. Лес – основной компонент окружающей среды

и богатство человечества (13 часов)

Понятие о лесе и лесных насаждениях. Характеристика лесных ресурсов мира и региона. Типы леса. Роль леса в природе и жизни человека. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения. Пищевые, лекарственные, фитонцидные растения, промысловые виды, редкие растения и животные леса. Лесные сенокосы и пастбища. Пчеловодство. Ядовитые грибы, ягоды и растения. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений.

«Определение типа леса по лесорастительному покрову».

Оформление экспозиций на стенде и памяток для учащихся: «Помни, сборщик грибов!», «Помни, сборщик ягод!», «Правила сбора лекарственных растений», «Правила поведения в лесу», «Ядовитые грибы», «Осторожно: они ядовиты!»

Выступление перед учащимися начальной школы «Лес – мир добра и чудес». Рефераты по темам: «Роль лесов в экологии родного края», «Лесные богатства региона и их значение для населения».
Тема 3. Основы лесоводства и лесоведения (5 часов)

Дендрология. Основные лесообразующие древесные и кустарниковые породы России и области. Лесоводство - наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины.

Подрост, подлесок, надпочвенный покров, их значение для леса.

Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки, их значение для формирования ценных насаждений.

    1. «Определение древесных пород по побегам, листьям, хвое, шишкам и плодам, семенам и коре»


Тема 4. Организация лесозаготовок и переработки древесины (3 часа)

Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности. Рациональное использование лесосырьевых ресурсов в народном хозяйстве. Использование отходов.

1. Оформление буклета «Что дает 1 кубометр древесины».

2. Изготовление коллекции образцов лесных древесных пород своего края.
Тема 5.Лесовозобновление (3 часа)

Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян. Стратификация семян. Семенное и вегетативное размножение. Прививки. Естественное возобновление под пологом материнского древостоя, на вырубке. Антропогенное влияние на естественное лесовозобновление




Тема 6.Охрана и защита лесов (8 часов)

Положение о государственной лесной охране. Понятие о видах Положение о государственной лесной охране. Понятие о видах нарушений в лесу и ответственность за них.

Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их тушения.

Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Лесные животные «Красной книги». Животные, занесенные в «Черную тетрадь». Охраняемые виды. Вредители и болезни леса, способы защиты от них. Насекомые – энтомофаги. Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вредителями леса.

Правила инвентаризации и охраны муравейников. Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зверей и птиц.

1.Оформление коллекции повреждений насекомыми древесины и других частей дерева, поражений болезнями.

Итоговое занятие

Календарно-тематическое планирование



п/п

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Тема 1.Введение (2 часа)

1

Цели и задачи кружка. Инструктаж учащихся по правилам безопасности.







2

Школьные лесопитомники, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности






Тема 2. Лес – основной компонент окружающей среды

и богатство человечества. (13 часов)

3

Лес как природное явление. Понятие о лесе и лесных насаждениях







4

Факторы лесообразования и лесной биогеоценоз. Свойства лесного биогеоценоза







5

Роль леса в природе и жизни человека







6

Характеристика лесных ресурсов своего региона, их роль в жизни местного населения







7

Значение почвы для лесных сообществ







8

Биотические компоненты леса







9

Истоки лесной типологии. Типы леса







10

Лесные сенокосы и пастбища.







11

Пчеловодство







12

Редкие растения и животные леса региона







13

Ядовитые грибы и растения. Лекарственные растения







14

Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений. Оформление памяток для учащихся







15

Практическая работа

«Определение типа леса по лесорастительному покрову»







Тема 3. Основы лесоводства и лесоведения (5 часов)

16

Лесоводство - наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины







17

Основные лесообразующие древесные и кустарниковые породы России







18

Подрост, подлесок, надпочвенный покров. Ярусы леса







19

Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки







20

Практическая работа

«Определение древесных пород по побегам, листьям, хвое, шишкам и плодам, семенам и коре»







Тема 4. Организация лесозаготовок и переработки древесины (3 часа)

21

Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности







22

Рациональное использование лесосырьевых ресурсов в народном хозяйстве. Использование отходов







23

Экскурсия.

Знакомство с технологиями заготовки, переработки и охраны леса в Логиновском лесхозе







Тема 5.Лесовозобновление (3 часа)

24

Семенное возобновление. Порядок сбора, обработки и хранения семян. Стратификация семян







25

Вегетативное возобновление. Прививки







26

Естественное возобновление под пологом материнского древостоя, на вырубке. Антропогенное влияние на естественное лесовозобновление







Тема 6.Охрана и защита лесов (8 часов)

27

Положение о государственной лесной охране







28

Понятие о видах нарушений в лесу и ответственность за них. Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их тушения







29

Вредители и болезни леса, способы защиты от них. Насекомые – энтомофаги. Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вредителями леса







30

Лесные животные «Красной книги», растения «Красной книги»







31

Правила инвентаризации и охраны муравейников







32

Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зверей и птиц.







33

Практическая работа

«Оформление коллекции повреждений насекомыми древесины»







34

Итоговое занятие







35

резервное время









Перечень учебно-методического обеспечения

1.Материально-техническое обеспечение.

  1. Рулетка

  2. Колба плоская 500 мл

  3. Воронка Д-56

  4. Фильтры

  5. Школьный атлас – определитель высших растений. Новиков В.С., Губанов И.А., М., «Просвещение», 1991

  6. Школьный атлас – определитель беспозвоночных. Козлов М.А., Олигер И.М., М., «Просвещение», 1991

  7. Полевые дневники

  8. Журналы проведения опытов

  9. Карманная лупа

  10. Фотоаппарат

  11. Линейка

  12. Пинцет

  13. Циркуль

  14. Цветные карандаши, краски

  15. Спилы деревьев

  16. Бинокль

  17. Гербарная папка

  18. Гербарии растений.

  19. Коллекции насекомых.

  20. Блокноты

  21. Альбомы для рисования, ватманы.

  22. Перчатки.

  23. Лопата

  24. Ножницы.


2.Литература:

1. Лесоведение Учебное пособие Сенов С.Н., Грязькин А.В. Санкт-Петербург 2006

2. И.И. Илюшина. Школьные лесничества.1986

3. Инструкции по технике безопасности при выполнении работ в лесу, экскурсий, практических работ.

4. Географические карты природных зон, растительности мира, Московской области

5. Определители растений и животных.

6. Красная книга Животные России

7. Красная книга Растения России

8. Московская область: История. Культура. Экономика. М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2005

Согласовано.

Руководитель МО _____________ А.А.Калугина

Протокол № ___ заседания методического

объединения классных руководителей

«______» ________________________ 2013г.


Согласовано.

Зам. директора по ОВР __________ Н. Ю. Митковская

«______» ________________________ 2013г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа кружка дополнительного образования эколого биологической направленности, «Юный лесовод» iconПрограмма дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод»
Программа дополнительного образования детей «Юный цветовод модифицированная, составлена на основе типовой («Программы для внешкольных...
Рабочая программа кружка дополнительного образования эколого биологической направленности, «Юный лесовод» iconОбразовательная программа дополнительного образования эколого-биологической...
Курс представлен для работы объединения дополнительного образования учащихся 4-9-х классов коррекционной школы, желающих как можно...
Рабочая программа кружка дополнительного образования эколого биологической направленности, «Юный лесовод» iconПрограмма дополнительного образования детей эколого-биологической...
Модифицированная программа дополнительного образования детей «Аквариумное рыбоводство» составлена на основе типовой программы для...
Рабочая программа кружка дополнительного образования эколого биологической направленности, «Юный лесовод» iconРабочая программа кружка дополнительного образования культурологической...
Рабочая программа кружка культурологической направленности, «Этическая грамматика» (в 7-ом классе) соответствует требованиям Федерального...
Рабочая программа кружка дополнительного образования эколого биологической направленности, «Юный лесовод» iconПланработ ы на 2011 2012 учебный год
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Рабочая программа кружка дополнительного образования эколого биологической направленности, «Юный лесовод» iconАвторская программа «Юный исследователь природы» направленность: эколого-биологическая
Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Рабочая программа кружка дополнительного образования эколого биологической направленности, «Юный лесовод» iconКонспект дня здоровья «В жизни главное здоровье!»
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Рабочая программа кружка дополнительного образования эколого биологической направленности, «Юный лесовод» iconСценарий дня здоровья «андрейка-неболейка в гостях у ребят»
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Рабочая программа кружка дополнительного образования эколого биологической направленности, «Юный лесовод» iconПлан мероприятий, посвященный Неделе и дню (7 апреля) здоровья
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Рабочая программа кружка дополнительного образования эколого биологической направленности, «Юный лесовод» iconПредварительная работа: Составить план проведения всего дня 2
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Рабочая программа кружка дополнительного образования эколого биологической направленности, «Юный лесовод» iconКонспект нод в cреднем дошкольном возрасте «Быть здоровыми хотим»
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Рабочая программа кружка дополнительного образования эколого биологической направленности, «Юный лесовод» iconОбразовательная программа дополнительного образования кружка «юный художник»
Познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, формировать свои эстетические потребности, развивать художественные способности –...
Рабочая программа кружка дополнительного образования эколого биологической направленности, «Юный лесовод» iconС углубленным изучением отдельных предметов
Направленность программы «Юный биолог» по содержанию является эколого-биологической, разработана в дополнение к обязательному минимуму...
Рабочая программа кружка дополнительного образования эколого биологической направленности, «Юный лесовод» iconКонспект досугового мероприятия с семьей в старшей группе " семья здоровый образ жизни"
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Рабочая программа кружка дополнительного образования эколого биологической направленности, «Юный лесовод» iconРабочая программа кружка «Волшебный мир оригами» 1 класс Руководитель...
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической...
Рабочая программа кружка дополнительного образования эколого биологической направленности, «Юный лесовод» iconРабочая программа кружка «Юный химик» для учащихся 8-9 класса
В связи с этим занятия кружка по этой программе помогут решить следующие задачи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск